Методическая копилка

Луконина Татьяна Федоровна

Методические разработки уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у горожанина XVI в» (6 класс)

Тип: изучение нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели урока:

Обучающие: 1) познакомить учащихся с бытом русских людей в XVI веке;

  1. выяснить основные занятия горожан, их интересы, вкусы и

сравнить с сегодняшним временем.

Развивающие: 1) развивать историческое мышление, используя материалы    

                             урока;

                          2) развитие навыков работы в группе, с документами,

                              использования исторического материала;

    3) включать ребят в творческий процесс.

Воспитывающие:1) воспитывать любовь к русским традициям и культуре;

                              2) воспитывать чувство гордости за историческое и  

                              культурное  прошлое своего государства.

Основные понятия: подклет, терем (хоромы), горница, трапезная, ложница,

                                     платы.

Оборудование: рисунки: «Усадьба XVI века», «Посуда XVI века»; предметы

                            русского быта: чугунок, ложки, горшок, лапти, чашка,    

                           гребень, полотенце (вышивка) и т.д.; пластилин, предметы  

                           вышивки.

               ТСО:   компьютер, магнитофон.

Литература:

  1. Б. Н. Серов «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» Москва 2003.
  2. В. Д. Сиповский «Родная старина». Москва «Современник» 1992.
  3. Энциклопедия «История России IX – XVII века». Москва 2003.
  4. журнал «Преподавание истории в школе» №7 1998.
  5. газета «История» №15 1994.

                            Ход урока:

  1. Организационный момент.

Деление учащихся на четыре группы.

  1. Подготовительный этап.

 Эпиграф:   «Слава нашей стороне!

                     Слава русской старине!

                     А преданья старины

                     Забывать мы не должны».

                     (Н. Кончаловская)

     Вопрос: почему мы  должны забывать старину?

   Ответить на этот вопрос нам поможет и сегодняшний урок, на котором  мы познакомимся с жизнью, занятиями горожанина XVI века, побываем у него в гостях,  и проведем с ним целый день.

    Тема урока: «В гостях у горожанина».

  В конце нашего путешествия мы поделимся своими впечатлениями, выясним, что нового узнали о жизни горожанина XVI века, каким было его хозяйство и занятия.

III. Изучение нового материала.

    На доске рисунок «Усадьба XVI века».

Вопрос: что можно рассказать о жизни горожанина XVI века, используя этот рисунок?

(ответы учащихся, дополнения каждой группы)

    Русские города были деревянными, дома ремесленников - одноэтажные (слайд №1), дама знатных горожан в 2-3 этажа.

  Первый этаж называли подклет, т.е. точно под домом, под клетью (запись в тетрадь). Он, единственный, строился каменным.

Вопрос: почему?

 Т.к. там хранились продукты, в случае пожара подклет будет цел.

    Дом называли терем или хоромы (запись в тетрадь).

Летом в нем было прохладно, зимой тепло, т.к. между  бревнами строители укладывали мох, строили из сосны и ели – смолистый запах, осина шла на крышу, т.к. не пропускала воду.

  Дома были с резьбой, с фигурами. Окна большие и малые (со слюдой). Это про них загадки: «Кресть – наперекресть, в каждом доме есть»; «Много соседей живут, а никогда не видались»  (слайд №2).

   Двор был окружен забором. Стволы врывали в землю и заостряли вверх.  

Вопрос: почему?

Заходили через калитки, но непременно к воротам приставляли широкую доску- подворотню.

Вопрос: для чего это делалось?

   А теперь, зайдем внутрь дома, как же он выглядел? А поможет нам в этом  А. С. Пушкин.  

                                      Дверь тихонько отварилась,

                                      И царевна очутилась

                                      В светлой горнице, кругом

                                      Лавки, крытые ковром,

                                      Под святыми стол дубовый

                                      Печь с лежанкой изразцовой…

Горница – светлое, верхнее помещение (запись в тетрадь).

    Задание: Прочитайте литературный материал и ответьте на вопросы:

                 1 группа: как выглядел старинный дом? Н. Кончаловская «Наша

                  древняя столица».

                 2 группа: каким было внутреннее убранство дома? Н.  

                 Кончаловская  «Наша древняя столица».

                 3 группа: как проводили свое время русские люди? В. Брюсов

                  «Терем».

                 4 группа: каким днем было воскресенье в жизни горожан?  

                   В. Брюсов «Терем».

                   (см. приложение; слайд №3)

      День начинался рано. Отсюда «Кто рано встает, тому и Бог дает». Раньше всех вставала хозяйка и давала распоряжения по хозяйству. Завтрака не было, сначала убирали скотину и топили печь. Печь была главной в доме.

Вопрос: почему печь считали главной в доме?

(Показ слайда №4)

    Задание: Отгадайте загадку (о предметах быта).

                   1группа: «Был ребенок, не знал пеленок, стал стар – пеленаться

                   стал» (горшок – чугунок).

                   2 группа: «Встану рано, пойду к барану, большому носу,  

                   глиняной  голове» (рукомойник).

                   3 группа: «Весь мир одевает, а сама нагишом» (игла).

                   4 группа: «Тело белое, душа льняная, маковка золотая» (свеча).

    Эти предметы были нужными в те времена. Например: в чугунках подавали на стол пищу.

    Вопрос: почему в чугунках подавали пищу, а не в другой посуде?

Т.к. пища долго не остывала (слайд №5).     Посуда была разнообразной. Работа по рисунки «Посуда в XVI веке».

                                 Физминутка.

       К 12 часам семья собиралась обедать. Обедали в трапезной – просторной комнате (запись в тетрадь). В центре трапезной – иконы (слайд №6), огромный стол с лавками. Перед обедом молились, садились по старшинству.

    Задание: на столе: чугунок, ложки - деревянные и медные, вилки, горшки, скалка, нож, чашки деревянные и тарелки.

                 1 группа: выбрать те предметы, которыми пользовались в XVI в.

                 2 группа: прокомментировать выбор 1 группы.

                 На столе: картошка, пшено, рис, свекла, лук, греча и т. д.

                 3 группа: выбрать – что использовали в пищу в XVI веке.

                    4 группа: прокомментировать выбор 3 группы.

     После обеда все спали. Спальня называлась – ложницей (запись в тетрадь).

После сна занимались делами. Девочки - шили, вышивали. В доме был запас тканей в кусках, т.е. платов (запись в тетрадь, слайд №7). Отсюда название – платок, платье. Мальчики помогали мужчинам во дворе, вырезали разные предметы.

     Ужин был в шесть часов вечера. Солнце заходило за горизонт на юге, еда называлась южной, отсюда ужин. В восемь часов сон.

Задание: звучит русская народная песня;

                 по 1 девочки из 1-2 группы пробуют вышивать.

                 по 1 мальчику из 3-4 группы пробуют сделать игрушку из

                 пластилина.

                 Все группы читают отрывок из Домостроя  «Как устроить дом  

                 хорошо и чисто»  (см. приложение).

Вопрос: что мы можем сказать о жизни горожанина и его хозяйстве XVI века?

     Жизнь горожанина представляла натуральное хозяйство, все для себя изготовлялось в своей усадьбе, жизнь протекала размеренно, главными событиями были церковные праздники, воскресные дни.

 Ребята, обратимся к нашему эпиграфу, почему же мы должны знать преданья старины?

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру  «Как я побывал (а) в гостях у горожанина».

   

    V.  Закрепление пройденного материала.

  Задание: каждая группа получает по одному предмету старины, нужно    

                 объяснить, где применялся этот предмет, для чего.

Задание: группы получают сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Морозко».

                Какие эпизоды отражают жизнь горожан?

Задание: Лист самоконтроля.

  1. Объясните, почему в старину дома строили деревянные:

а) не было камня для строительства;

б) в деревянном доме тепло и сухо;

в) не умели строить из камня;

г) деревянный дом красивее;

д) не боялись пожаров.

     

  1. Выберите из предметов те, которые могли стоять в доме горожанина в старину:

а) сундук;

б) диван;

в) стенка;

г) лавка;

д) кресло;

е) полки;

ж) стол;

з) стул;

и) иконы.

             

  1. Как вы думаете, для чего предназначался первый, второй и третьи

     этажи старинного дома:

    а) для приема гостей;

    б) для спанья;

    в) для хранения вещей;

    г) для рукоделия;

    д) для приема пищи.

VI. Рефлексия.

Учащиеся подчитывают жетоны, которые они получили за работу. По результатам подсчета лучшая группа награждается. Награждаются и наиболее активные учащиеся.

Учащиеся оценивают и сам урок: если урок был интересным поднять красный жетон, а если обычный – синий.

Приложение к уроку.

«Терем» В. Брюсов.

Тихи дни и годы – годы в терему,

Словно льются годы медленно во тьму.

День неслышно тает, гаснет без следа…

Тусклый свет роняет пестрая слюда.

Только в воскресенье бегло видишь мир:

В церкви чтенье, пение – отдаленный мир.

Дома смех, салазки, снежная гора,

Да под вечер пляски, сказки гусляра.

«Наша древняя столица»  Н. Кончаловская.

Что ни терем, ни изба-

Позолота да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крышах петушки,

Золотые гребешки,

А в перилах на крылечке

Мастер вырезал колечки,

Завитушки да цветки

И раскрасил от руки.

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки,

Собирали их весной

Да настой варили, чтобы

Пить зимою от хворобы.

Рядом с горницей передней

Спальня в горнице соседней,

И постель в ней высока,

Высока – до потолка!

Там перины, одеяла,

И подушек там немало,

И стоит, покрыт ковром,

Ларь с хозяйкиным добром.

Душно в тереме высоком

От натопленной печи:

Не откроят в холод окон

Наши предки москвичи.

            Из Домостроя.

  Как устроить дом хорошо и чисто.

Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и веч. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место.  Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. За всем этим жена должна смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями.

  … Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как написано здесь, то должен он жену научить. Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению… то пусть муж накажет и постращает ее  наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово.



Предварительный просмотр:

               

 Луконина Татьяна Федоровна, Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ, учитель истории, Тамбовская  область, Мучкапский район, поселок Красный Куст.

Конспект урока по обществознанию  для учащихся 8 класса

      Тема: Психологический климат в семье.

Цели: обучающие –

           - дать представление о ценности семейных отношений в обществе;

           - раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в  

             семье», «семейный долг»;

          - выяснить от чего зависит психологический климат в семье.

        развивающие-

          - развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения

            познавательных заданий;

          - развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;

         воспитательные-

          - воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным  

           отношениям.

   

Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.  

Тип урока: урок изучения нового материала.

                            Ход урока:

  1. Организационный момент.

    Учащиеся делятся на две группы, равные по уровню  подготовки.

II. Эпиграф: «Не надобен и клад, коли в семье лад» (народная пословица).

        Ребята, очень часто мы слышим эту народную пословицу, как вы думаете, какой смысл заложен в нее?

                           - ответы учащихся.

      Объявляется тема урока.

       Можно ли найти  универсальный секрет семейного счастья?

      Наверное, нет, но благополучные семьи – основа процветания нашего общества. В них заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей,  любовь к детям.

    Слово «семья», если вы заметили, состоит из семи Я. Это значит, что семья это большая группа людей. В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники бывают едва знакомы. Сегодняшняя семья, это как правило малая группа, состоящая из родителей и детей.

   Вопрос: что такое малая группа? – ответы учащихся.

Задание: попробуйте в каждой группе дать определение понятию «семья».

                (работа по группам)

  Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

            Далее учитель обращается к домашнему  заданию – нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Подтверждается, что сегодня семья – это малая группа, в сравнении с семьями прошлого времени.

          Но эта группа имеет свои отличия. Рассмотрим эти отличия.

        (таблица 1)

Семья – это родственный союз, в основе которого лежит любовь.

В семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.

В семье осуществляется воспитание.

В каждой семье, как и в малой группе, у каждого участника есть свои роли.

Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье?

  Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. Вдумайтесь, какой психологический климат складывается в семье, где на повестке дня всегда стоит вопрос: кто в доме хозяин?

 

   Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности  в группе.

    Именно психологический климат определяет самочувствие  человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным.

    Задание: Ролевая игра «Счастливые и несчастливые семьи».

         Учащиеся работают по группам, распределяют между собой роли (мама, папа, дети, дедушка, бабушка и др.)

       Группам необходимо дать описание счастливой и несчастливой семьи с определением психологического климата. Далее подводятся итоги.

     Учитель зачитывает притчу: «Трое толкают груженую тачку.  Мудрец, повстречавший их, задает вопрос: «Что же вы делаете?»  Первый отвечает, что везет драгоценный материал, из которого будет построен храм. Второй говорит, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А третий – что он прикован к этой тяжелой тачке».

     Так и в семье – одни родители хотят вырастить и воспитать из своих детей духовно красивых, всесторонне развитых людей. Другие ставят задачу поскромнее: лишь бы были здоровы, накормлены одеты. А третьи – равнодушны к детям, будто прикованы к семье цепями.

В современной психологии семейных отношений выделяют три стиля семейных взаимоотношений – таблица 2.

   попустительский

                               

авторитарный

Стили

 демократический

   

Вопрос: попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти стили?  - ответы.

 Задание: расскажите о своих семейных легендах и преданиях, сделайте вывод, какой психологический климат и стиль общения  отражают эти рассказы?                          

    Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание  детей. Вспомним замечательные слова немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

                               Ребенок учится тому,

                              Что видит у себя в дому:

                               Родители пример ему…

                              Коль видят нас и слышат дети,

                              Мы за дела свои в ответе

                              И за слова: легко толкнуть

                              Детей на нехороший путь.

                              Держи в приличии свой дом,

                              Чтобы не каяться потом.

  Пользуясь учебником (стр. 92) заполните таблицу «Права и обязанности родителей» 1 гр., 2гр – сформулировать права и обязанности детей.

        Права и обязанности родителей        

Воспитывать детей, заботиться об их здоровьем и развитием.

Обеспечить ребенку возможность получить основное общее образование.

Защищать права и интересы ребенка.

Содержать ребенка.

   

 Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.

    Вопрос: что это за долг?

                   - должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

Заключение

    Заканчивается наш урок, и мне хотелось бы чтобы, знания, полученные на уроке, использовались вами и в жизни. Придя домой, проведите психологический эксперимент: подойдите к зеркалу скажите: «Я должен улыбаться! У меня хорошее настроение!» Помогите своим родителям по дому и обратите внимание на психологический климат вашей семьи в этот день.

Закрепление.

Выполнение заданий на листе самоконтроля.

Домашнее задание

       Используя  знания, полученные на уроке, опишите психологический климат своей семьи.



Предварительный просмотр:

Луконина Татьяна Федоровна, Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ, учитель истории, Тамбовская  область, Мучкапский район, поселок Красный Куст.

Конспект урока по истории России для учащихся 7 класса

ТЕМА: «ОТ БУЛАВИНА  ДО ПУГАЧЕВА»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с народными движениями XVIII века;

                      обобщить и углубить знания учащихся о восстании Е. Пугачева;

                      дать характеристику личности Е. Пугачева.

Развивающие: продолжить работу по формированию у учащихся навыков    

                        работы с документами, учебником;

                        развивать умение – давать характеристику исторической  

                        личности, сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать чувства уважительного отношения к истории  

                              своей страны, своего края.

Основные понятия: восстание, работные люди, «пугачевщина».

Оборудование: карта «Российское государство XVIII века», портрет Е.

                          Пугачева, картина, повесть А. С. Пушкина  

                          «Капитанская дочка», отрывки из документов, посвященные  

                          восстанию, схемы.

ТСО: компьютер.

Литература:

  1. Энциклопедия «История России XVIII- XIX века». Москва 2003.
  2. Энциклопедия Тамбовского края. Тамбов 2004.
  3. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Москва 1977.
  4. А. С. Пушкин «Избранные сочинения» Москва 1990
  5. Под ред. Авдеевой Т. Н. «Из истории Тамбовского края» Тамбов 2002.
  6. Хрестоматия «И пыль веков от хартии отряхнув…» Тамбов 1993.

                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две группы, приблизительно равные по уровню подготовки.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Эпиграф: «Не с добра волости встают».

                «Мужик – то гол, да в руках у него кол; есть надежда, что  

             будет и одежда».  

(Народные поговорки)

     Мы знаем, что народные пословицы и поговорки очень четко формируют представление о тех или иных событиях, метко подмечают недостатки и достоинства. Как вы думаете, какой смысл народ вкладывал в эти поговорки?

      Очень часто русскому мужику приходилось решать свои проблемы при помощи «кола». Приведите примеры?

         (далее объявляется тема урока – запись на доске.)

        Мы познакомимся с историей  народных движений XVIII века, рассмотрим Астраханское восстание, восстание под руководством К. Булавина, движение работных людей, восстание под руководством Е. Пугачева.

       Когда мы изучаем историю, то формируем представление об исторических событиях, личностях, эпохах. Вот и сегодня мы поговорим о событиях XVIII века, истоках восстаний, причинах, составе и итогах.

        За каждый правильный ответ, необычное объяснение группы будут получать жетоны, и в конце урока мы подведем итоги.

       

    Вопрос: Какие социальные потрясения XVII века вы можете назвать?

III. Изучение нового материала.

              Восстания XVIII века – это продолжение социальных движений «бунташного» столетия. Но есть и существенные отличия:

            - очаг выступлений находится на востоке;

            - почти нет восстаний в городах;

            - выступления работных людей.

Задание: работая с текстом учебника заполнить таблицу, 1 гр. –Астраханское восстание, 2 гр. – восстание К. Булавина.

Восстания         причина             повод                   состав                 итоги

Астраханское

Восстание 1705г.

Тяжелое положение жителей (высокие налоги, взятки)

Указ, запрещающий ношение бороды и трад. костюма.

Солдаты и

Стрельцы.

Приостановление взимания недоимок, отмена указа о бороде.

Восстание под рук. К. Булавина 1707 - 1708.

Действия сыскной комиссии по возвращению беглых крестьян.

Казаки Донского и Запорожского войска.

Правительство понимает, что нужно укрепить аппарат власти в связи с соц. противоречиями..

Движение работных людей 1737, 1755

1.Снижение расценок;

2Возвращение предприятия в казну.

Работные люди

1. указ об уточнении оплаты труда. 2.восстановление казенного управления.

 Восстание Е. И. Пугачева.

1773 - 1775

Ухудшение положения казачества, т.к. было введена гос. монополия на ловлю рыбы и добычу соли –передача каз. старшине

Комиссия, прибывшая расследовать жалобы на откупщиков.

Казаки, крестьяне, работные люди, башкиры.

Введение на Дону Войскового гражданского правления.

    Совместно заполняется строка о работных людях (в ходе рассказа учителя). Четвертая строка заполняется в конце урока (восстание Е. Пугачева).

               - проверка заполнения.

     Восстание под руководством Е. И. Пугачева – наиболее крупное выступление XVIII века, последняя крестьянская война. 1773 – 1775гг.

    Вопрос к учащимся: что для вас означает понятие – крестьянская война?

                                 

Кластер

                     Крестьянская война

Война – вооруженная борьба между общественными классами,  за осуществление определенных целей.

     

      Инициаторами восстания выступили яицкие казаки. Правительство в 60-е годы ввело монополию на ловлю рыбы и добычу соли на Яике. Казацкие старшины брали промыслы на откуп и допускали злоупотребления. Это вызывало недовольство казаков, и они жаловались в Петербург. Приезжала комиссия, но становилась на сторону богатых казаков.

    В 1771 г. пребывает комиссия во главе с генерал-майором Траубенбергом, начались допросы и аресты. Поднялось восстание, убили генерала и других.

   Выслали войско во главе с генералом Фрейманом. 85 казаков наказали и сослали в Сибирь. Казаки притихли, но не смерились. В следующем году они поднимаются на борьбу под знаменем «императора Петра III»

  Вопрос: почему казаки выступили именно под знаменем Петра III?

         

     Таинственная смерть вызвало появление под его именем многих самозванцев, самый знаменитый Емельян Иванович Пугачев.

   - следует краткое сообщение учащегося о Е. Пугачеве;

   - работа с портретом Е. Пугачева.                

        Ход восстания: работа с картой.

    1773г. – появление Пугачева у Бударинского форпоста. Начало восстания.

    1773г.- неудачная осада повстанцами Оренбурга.

               - создание Военной коллегии - высший орган власти и управления      

                 всеми военными и гражданскими делами.

               - пугачевские манифесты.

   В результате к восставшим приходило большое количество сторонников.

На Урале восстали 60 заводов, их работные люди присылали Пугачеву Пушки.

   - работа по картине.

  Соратники Пугачева: атаманы А.А. Овчинников, И.Н. Зарубин – Чика, Салават Юлаев, Ф.И. Дербетев, И. Арапов.

   Восстание охватывает большую территорию страны: Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье, Дон.

   1774 г.- март – поражение восставших под Татищевой крепостью.

   Вопрос: почему после каждого поражения Пугачеву удавалось сформировать новые отряды?

        - в результате популистских обещаний народу.

 Это особенность восстания, вторая особенность – небывалый размах.

1774 г. июль – поражение Пугачева при взятии Казани.

1774 г. июль – манифест Е. Пугачева об освобождении крестьян от крепостной неволи и податей.

Задание: работа с документами «Тамбовский край и восстание Е. Пугачева»

 Вопрос:  как развивалось движение в Тамбовском крае?

1775 г. казнь Е. Пугачева и его сподвижников.

(звучит музыка, демонстрируются картины последних минут Е. Пугачева, зачитывается документ о казни).

Задание: работа с документом «А. С. Пушкин о восстании Е. Пугачева».

-сформировать свое отношение к восстанию.

   Итоги восстания: заполняется до конца таблица (причины, повод к восстанию, социальный состав, итоги).

  Развитие социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий (прежде всего между дворянами и крестьянами, также казаками) достигло своего пика в царствование Екатерины II. Это не случайно, поскольку именно время Екатерины названо «золотым веком дворянства». Все восстания начинались на окраинах страны, где всегда была готовая почва для развития восстания – кочевые народы. Участие Башкирцев в восстании Пугачева придало ему новую силу.

   Обращение к эпиграфу урока «Не с добра волости встают».

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Как я участвовал (а)  в движении Е.Пугачева»

   

                                         

Приложение

Документы

УКАЗ ОТ 31 июля 1774г.

Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами в собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободой и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями.

«История Пугачева»

Глава 2.

«Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть».

Глава 4.

«Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно- русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью».

А. С. Пушкин.

     Восстание крестьян под предводительством Е. И. Пугачева и    

                            Тамбовский край.

... Из Спасского уезда пугачевцы потянулись на Кирсанов и Тамбов, где их давно уже ждало взволнованное крестьянство. За все лето 1774 г. и до октября по свидетельству наших источников, - Тамбовские и Кирсановские дворцовые крепостные чинили разорение, грабительство и смертоубийство. В сентябре мятежники вошли в Кирсанов и в села: Умет, Репьевку, Скачиловку. Здесь они «не малое число разных чинов людей застрелили и дротиками скололи».

21 августа значительная пугачевская шайка остановилась в 5 верстах от с. Рассказово. То место и теперь называют «Бездушным кустом». Там партия стала лагерем и в свободное от попоек время занималась вешаньем помещиков, духовных и сельских властей. Мятежники вошли в само Рассказово. «Хозяева с почетом встретили толпу и принялись ее угощать. Но это была хитрая ловушка. Лишь только пугачевцы напились, как фабричные мастеровые, заранее подговоренные, принялись их бить «смертным боем» и вязать для представления в канцелярию...

И. И. Дубасов. Очерки из истории Тамбовского края.

Материалы Военной коллегии

По объявлению жены его Софьи Дмитриевны:

«.. .от роду будет лет сорока, лицом сухощав, во рту верхнего спереди зуба нет, который он выбил саласками еще в малолетстве в игре, а от того времени и доныне не вырастает. На левом виску от болезни круглый белый признак... величиною с двухкопеечник. На лице имеет желтые конопатины; сам собою смугловат, волосы на голове темно - русые по - казацки подстригал, росту среднего, борода была клином черная, небольшая».

                         

                                      Лист самоконтроля.

1.Распределите в хронологической последовательности их появления следующие понятия.

            А) хованщина;

            Б) пугачевщина;

            В) бироновщина.

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события.

         А) воцарение династии Романовых;

         Б) церковный раскол;

         В) восстание под руководством Е. Пугачева;

         Г) Смута.

3. Установите соответствия.

                  Имена

            События

  1. Екатерина II
  2. Е. Пугачев
  3. Петр I
  4. К. Булавин

А) Табель о рангах

Б) Уложенная комиссия

В) крестьянская война 1773-1775

Г) Медный бунт

Д) восстание 1707-1708

 

           1

           2

3

4

4.Прочтите отрывок из документа XVIII в. и назовите его автора.

        «Великий государь и над цари царь достойный император Петр Федорович, разсудя своим мнением, ко всем моим верноподданным послать сей мой имяной указ и протчая, и протчая.

         Да будет вам известно всем, что действительно я, я сам великий. И, веря о том без сомнения, знайте, мне подданные во всяких сторонах… сколько вас есть и протчие все!

И пожаловал вас землею, водою, солью... за что должны вы служить мне до последней гибели.

Император сам Петр Третий руку приложил».

Ответ:                       

5. После казни Е. Пугачева по Москве распространились слухи, что он жив. Многие солдаты  этому верили, и пытались уйти, предварительно перебив офицеров. Сделайте вывод: что было главной причиной крестьянской войны?

   



Предварительный просмотр:

                   УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ

                                 В 11 КЛАССЕ

                                     ТЕМА:

         «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

                               (труд в тылу)

Цели:  

         Обучающие:

  • познакомить учащихся с развитием событий в тылу;
  • дать представление о трудовом подвиге в годы Великой Отечественной войны;
  • рассказать о жителях поселка Красный куст, трудившихся в период ВОВ.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию у учащихся навыков работы с документами и развитие исторического мышления.

Воспитательные:

  • продолжить формирование интереса к истории России и своего края;
  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

 Основные понятия: Великая Отечественная война, эвакуация,                                                                         тыл, героический труд.

 Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», карточки-задания, атласы, схема урока, документы.

 Литература: 1. «Учебник истории 11 класс» под ред. Островского В.П.

 2. Хрестоматия по истории Тамбовского края «И пыль веков от хартии отряхнув…» Тамбов 1993г.

 3. «История России» М. 2000г.

 4. Газетный материал.

 5. Краеведческий материал.

 Тип урока: урок, основанный на краеведческом материале.

                          Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

           

        Эпиграфом к сегодняшнему уроку я избрала известный лозунг «В тылу как на фронте».

 ВОПРОС: Как понять этот лозунг? (Ответы)

       Действительно, тыл сыграл огромную роль в годы ВОВ, но мы часто забываем об этом или вообще не вспоминаем.

       Поэтому тема сегодняшнего урока: «Все для фронта, все для победы!» (записывается тема урока).

       На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, что сделали простые труженики тыла для победы, познакомимся с нашими односельчанами-женщинами, которые «ковали победу в тылу».

       В период ВОВ Советское государство ввело карточную систему на товары и продукты. За свой труд каждый рабочий , служащий и иждивенец получали карточку. На сегодняшнем уроке за ответ вы тоже получите карточки, а в конце урока мы увидим, как активно вы работали.

        Но прежде мне хотелось бы выяснить, какое положение было на фронте на данный момент.

   ЗАДАНИЯ:

           А) один ученик идет к доске и отмечает на карте основные сражения, которые уже изучили (прикрепляет кружочки).

            Б) два ученика работают с карточками (приложение 1).

            В) один ученик работает с контурной картой.

           Остальные отвечают на вопросы (фр. опрос).

  • Назовите хронологические рамки ВОВ.
  • В чем заключалось значение битвы за Москву?
  • Почему Сталинградскую битву считают одним из величайших сражений Второй Мировой войны?
  • Как победы СССР отразились на межсоюзнических отношениях?

   Делается общий вывод о положении нашего государства  в 1943г.

                             ФИЗМИНУТКА.

  1. Изучение нового материала.

       Народные чувства и настроения проявлялись не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С «фронтовой меркой» стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили трактора, комбайны и т.д., взамен  ушедшем на фронт мужей, отцов и сыновей.

       Наиболее сложной и в моральном, и в материальном плане стала проблема массовой эвакуации на восток. Подобной практики еще не знала мировая история.

      Эвакуация в тот момент воспринималась как: 1) перемещение промышленности на восток; 2) запланированное бегство.

  ЗАДАНИЕ: Выяснить, что же такое эвакуация? (Работа по группам).

    1 группа – дает определение термину «эвакуация» (работа со словарем).

    2 группа – работа с картой. В какие районы была направлена эвакуация?

    3 группа – работа с документом №39 (приложение 2).

  • Сколько предприятий, организаций было эвакуировано на восток?  

  Эвакуация – это вывоз населения, предприятий, различных ценностей из угрожающих районов во время войны.

   (Запись в тетрадь.)

      Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением располагала большими мобилизационными ресурсами.

      Более 400 тыс. тамбовчан было призвано в армию. Село осталось без работников – мужчин. Селу фактически никто не помогал, от него требовали людей и продукцию.

      Женщинам, старикам, подросткам пришлось, перенапрягая силы, пахать на себе, вручную сеять и убирать, но это не сломило.

      Жители Тамбовского края стали инициаторами сбора денег на танковую колонну.

         (Работа с документом №26 (приложение 3)).

  ВОПРОС: Кто стал инициатором этого движения? Где это произошло?

     Показывается фотография современного памятника «Тамбовский колхозник».

                                ФИЗМИНУТКА.

    Ребята, а кто из вас знает женщин-тружеников тыла, живущих в поселке Красный Куст.

  (Учащиеся называют фамилии.)

  Сообщение о Титаевой Е. и Климкиной М.В.

 (Учащиеся сами готовят Сообщение о них.)

  После рабочего дня женщины занимались домашними делами, воспитывали детей, готовили еду, а еще посылали посылки на фронт.

   ВОПРОС: Что было в этих посылках?

  • Работа с документом №17 (приложение 4).

(Ответы учащихся.)

  А еще долгими зимними вечерами перечитывали старые газеты, книги и письма с фронта.

    Включается магнитофон, звучит мелодия военных лет, и учащиеся ведут рассказы о своих близких в годы ВОВ (творческая работа).

    Далее идет задание:

  • Рабочие листы с учетом индивидуальных способностей.
  • Форма – «письмо с фронта» (приложение 5).  

   

  1. Обобщение.

На доске учитель вывешивает схему урока по данной теме.

Учащиеся должны прочитав ее сделать вывод урока и записать в тетрадь.

  5. Домашнее задание.

  1. Итоги урока: обратимся к эпиграфу: «В тылу, как на фронте!»

 

ВОПРОС: Как вы думаете, действительно ли это так? (Ответы учащихся.)

  1. Подсчет карточек, оценки.

  8. Кроссворд, если осталось время.

 

   Приложение 1

                     КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 1

  1. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:

А) 18 декабря 1942г. в районе г. Котельниково;

Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка;

В) 17 августа 1943г. на Сицилии.

  1. Термины:

А) ГКО;

Б) план «ОСТ»;

В) оккупация.

                КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 2

  1. Даты:

А) Нападение Германии на Польшу;

Б) Советско-финская война;

В) Московская битва;

Г) Тегеранская конференция

Д) Битва за Сталинград.

  1. Прорыв блокады Ленинграда произошел в:

А) январь 1943г.

Б) июль 1943г.

В) январь 1944г.

                                                            Приложение 2

           Документ №39

Рассмотрите информацию.

   «В первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий, которые в рекордные сроки вновь вводились в строй. Например, Краматорский завод начал давать продукцию через 12 дней после прибытия на новое место. На Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь №5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось более 2,5 лет).

   …К весне 1942г., когда завершилась перестройка экономики на военный лад, благодаря героическим усилиям тружеников тыла начали действовать 1200 эвакуированных предприятий, в том числе 215 – машиностроительных, 54 – черной и цветной металлургии, 47 – химической и резиновой промышленности. Кроме того, было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, цехов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов».

                                                                   Приложение 3

                  Документ №26

  Из рассказа бывшего председателя колхоза «Красный доброволец» Избердеевского района Мананникова В.Т.

     Немецкий фашизм со своими войсками лез на Восток, подступил к Сталинграду, занял Воронеж, Курск, Белгород…

Люди западных районов эвакуировались в глубь страны. Много их было в нашей Тамбовской области, и в нашем родном колхозе… Враг стал бомбить нашу Тамбовскую область, положение было тяжкое. Я, как председатель колхоза, с секретарем партийной организации Дельской О.К. и с коммунистом Яковлевым С.Г. внес предложение помочь нашим бойцам… Тов. Дельская заинтересовалась и спросила, а что я придумал…? Тут же я ответил: «Мой план таков, давайте соберем общее колхозное собрание, расскажем какие дела на фронте, и я внесу предложение создать танковую колонну «Тамбовский колхозник» и первым внесу  8000 руб.» С моим предложением товарищи согласились, и мы стали собирать колхозное собрание, чтобы довести дело до конца. На собрании рассказали, какие дела на фронте, и что нас ожидает, и я первый внес предложение мстить врагу за нанесенный нам ущерб, за наших сыновей и братьев…

   …Я первый внес из своих сбережений 8000 руб. и просил колхозников последовать моему примеру… за 2 часа мы собрали 40000 руб. Деньги сдали в Госбанк в фонд обороны…

                                                                 Приложение 4

                 Документ №17

      Из воспоминаний крестьянки А.Е. Барсуковой.

   В 1941г. началась война. Мы ее не ждали – не гадали. Радио в нашей деревне ни у кого не было. О войне узнали на базаре в Инжавино. Сразу – повестки. Брали сначала молодых, тех, кто был в армии. Мужа призвали сразу … В Инжавино привозили эвакуированных из Беларуссии. Поезда ходить стали редко. Эвакуированные часто теряли своих детей, много беспризорных ребятишек ходило.    …Мужа забрали, а я работала.

        Просили нас вязать для фронта шапки, варежки (тех, у кого была шерсть), собирали бутылки пустые: в них смесь какую-то наливали…

                                                                        Приложение 5

               РАБОЧИЕ КОНВЕРТЫ

                   

                        №1

 Из воспоминаний Г.К. Жукова:

«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «битва за Москву».

          Как вы думаете, с чем связан такой ответ прославленного полководца, участника основных военных операций Великой Отечественной Войны?

                         №2

  1. Дайте определение терминам:

А) СВГК;

Б) Коренной перелом;

В) ГКО.

  1. В чем вы видите причины крупных неудач КА в первые месяцы войны?
  2. Установите соответствие между годами и названиями битв на советско-германском фронте.

      Битвы                                         Годы

 1) Московская                            а) 1945

 2)Сталинградская                      б) 1943

 3)Курская                                    в) 1942-43

                                                      г) 1941

                                                      д.) 1944

             

            Ответ:  

                   №3

  1. В 1940г. в состав СССР вошли:

А) Бессарабия и Северная Буковина;

Б) Литва;

В) Латвия;

Г) Эстония.

  1. Верховным Главнокомандующим советских войск  8 августа 1941г. был назначен:

А) Г.К. Жуков;

Б) И.В. Сталин;

В) К.К. Рокоссовский.

      3.Обороной Москвы руководил:

         а) А.М. Василевский;

         б) Г.К. Жуков;

         в) С.К. Тимошенко.

 

4.Главный итог Московской битвы:

А) был сорван план «молниеносной войны»;

Б) был открыт второй фронт в Европе;

В) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования.

   

  5.Пост наркома иностранных дел СССР накануне  и во время Великой Отечественной войны занимал:

   а) Л.М. Каганович;

   б) М.М. Литвинов;

   в) В.М. Молотов.

Результативность урока: - учащиеся узнают о трудовом подвиге жителей Тамбовской области в годы войны, знакомятся с историей жизни женщин своего поселка, трудившихся в тылу

  • получают навыки творческой работы, приобщаются к истории;
  • продолжают формировать интерес к истории своего края.    

                                         



Предварительный просмотр:

УРОК  В  10  КЛАССЕ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

ТЕМА:

«ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II»

  Цели: - охарактеризовать личность Екатерины II.

  • раскрыть процесс начала разложения феодально-крепостного хозяйства                               через реформы Екатерины.                                                                                                          
  • определить значение терминов «просвещенный абсолютизм», «фаворитизм».

   Основные понятия: «уложенная комиссия», «фаворитизм», «просвещенный абсолютизм» и т.д.

  Оборудование: карта «Развитие Российской империи в XVIII веке», рабочие листы, карточки-задания, портрет Екатерины II.

  Литература: Пашков «Русь-Россия-Российская империя», газета «История», ж/л «ПИШ» №25/1994г., К. Валишевский «Екатерина II», Хрестоматия по истории России».

  Тип урока: изучение  нового материала.

                             ХОД  УРОКА:

 

  1. Организационный момент.

  2. Работа учащихся с вопросами.

     а) Работа по карте:

  • рассказать о развитии и Семилетней войны, опираясь на карту.

     б) Работа на доске:

  • составить таблицу об основных событиях Семилетней войны.

     в) Работа с терминами.

  • Бироновщина.
  • Кондиции.
  • Конституционная монархия.
  • Сенат.
  • Протекционистская политика.

       г) Деятельность Петра III Федоровича.

       д) Карточки-задания (приложение 1).

             

                            ФИЗМИНУТКА.

  3.Подводящая беседа.

       «После свержения Петра III русским самодержцем должен был стать его сын – Павел, но Екатерина сама взошла на престол. Ее права были сомнительны. Вероятно, именно на это рассчитывал влиятельный сановник Н.И. Панин, когда подавал проект указа о создании Императорского совета. В соответствии с этим проектом править страной должны были 6-8 сановников.

    Итак, предлагалась аристократическая конституция по образу кондиций 1730 года.

   Екатерина подписала указ, но вскоре «подорвала свою подпись».

  ЗАДАНИЕ: сравните ситуацию в момент вступления на трон Анны Иоановны и Екатерины II. О чем свидетельствует сходство в развитии событий?

    4.Изучение нового материала.

     

                             План:

  1. XVIII век – эпоха «просвещенного абсолютизма».
  2. Перемены в области государственного управления.
  3. Уложенная комиссия. Наказ Екатерины II.
  4. Двор Екатерины II.
  5. Общие выводы.

1)XVIII век – эпоха союза философов и монархов.

    В эту пору широкое хождение получила теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем, самими монархами и их дворянами, при помощи мудрых советников-философов. Самодержцы должны быть людьми просвещенными, своего рода учениками идеологов Просвещения. Таковыми были и Фридрих II прусский, и Екатерина II российская.

  Охарактеризовать личность Екатерины II по историческим данным.

  1. а) Сенат – 6 департаментов.

б) Ликвидация гетманства на Украине.

    « Сии провинции - наставляла Екатерина II одного из своих приближенных,- надлежит… привести к тому, чтобы они обрусели и перестали бы глядеть как волки в лесу»  – генеральный губернатор.

  • Вспомните, на каких условиях произошло объединение Украины с Россией в 1654 году?

   

             в) Отмена секуляризации церковных земель – затем 1763-1764 годы – секуляризация церковных земель.

               

   ВОПРОС: положительно или отрицательно сказалось подчинение церкви государству на жизнь российского общества?

             г) Ликвидация Запорожской Сечи.

             д) «Учреждение о губерниях» 1775 г.

            губернии (50) – губернатор – уезды (капитан-исправник).

             е) 1785 г.- жалованные грамоты дворянству.

  1. Все еще действенно Соборное Уложение 1649г., поэтому Екатерина взялась за эту задачу: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им, выработать новое Уложение с учетом

      интересов населения.

        В течение двух лет (1764-17650) Екатерина II работала над составлением Наказа депутатам.

    Основа – трактат Монтескье « О духе законов»

   

   Цель: «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большого ото всех добра».

  1767 г. – Уложенная комиссия

      564 депутата

 правительственные чиновники    -   5%

 дворяне                                           -  30%

горожане                                          -  39%

государственные крепостные        -  14%

казаки, инородцы                            -  12%

и т.д.

   Екатерина II: …Едва посмеешь сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, и даже, когда я сама говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями…»

  • Вопрос о крепостном праве не был решен.
  • Вопрос о третьем сословии не был решен.

 Чем объяснить такую неразвитость российских горожан по сравнению с западноевропейскими?

 1768г. Уложенная комиссия была распущена.

                        ФИЗМИНУТКА.

  1. «Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали».

                                      А.С. Пушкин.

    Екатерина II любила роскошь, балы и маскарады, но была натурой деятельной.

    Уделяла особое внимание знаниям, политическим и экономическим делам.

  1. Выводы.

Таким образом, при Екатерине II увеличилась территория – страна, население, доходы (в 4 раза).

       В стране происходили процессы развития феодально-крепостного строя,           «просвещенный абсолютизм» способствовал этому.

       Но население страны жило очень плохо  -    восстание Пугачева

         Доклад «Личность Екатерины II».

   5. Закрепление.

          Вопросы:

  • Проследите развитие конституционных идей в среде российской аристократии на протяжении XVIII века.

  • Какие цели преследовал созыв Уложенной комиссии? Почему ее деятельность закончилась неудачно?

  • Каков был подход Екатерины II к крестьянскому вопросу?

  • Сравните Екатерину II с кем-либо из предшествующих российских монархов.

   Работа с рабочими листами, разно уровневый подход (приложение 2).

     

  1. Домашнее задание.    

Результативность урока: учащиеся знакомятся с понятиями «просвещенный абсолютизм», фаворитизм и узнают о реформаторской деятельности Екатерины II и выявляют процессы, которые в дальнейшем приведут к разложению феодально – крепостнического хозяйcтва.

Приложение 1

   

     1.Укажите, какое событие произошло позже всех других

  • принятие «Соборного Уложения»
  • воцарение Романовых
  • получение Россией выхода к Балтийскому морю
  • появление на политической арене Лжедмитрия I.

   

     2. В каком веке появилось название «Российская империя»?

                а) XVII           б) XVII         в) XVI           г) XIV

     3. Когда в России было введено новое летоисчисление?

  • 1 января 1700г.
  • 1 сентября 1709г.
  • 1 января 1725г.
  • 1 сентября 1721г.

                                                                               

                       Приложение 2        

Рабочий лист 1

 

 1.При каком монархе был образован флот России? И что это значило для российского государства?

 2.Что означают термины:

  • монархия,
  • конституционная монархия,
  • кондиции.

 

Рабочий лист 2.

  1.Первым российским императором стал:

  • Михаил Романов,
  • Василий Голицын,
  • Петр I,
  • Павел I.

   2. «Указ о вольности дворянской» был обнародован:

  • при Петре I,
  • при Петре II,
  • при Петре III,
  • при Павле I.

    3.В результате дворцового переворота 1762г. власть перешла в руки:

  • Анны Иоановны,
  • Анны Леопольдовны,
  • Петра III,
  • Екатерины II.

   4.Соотнесите даты и события:

 

 Семилетняя война                              1695, 1696

«Табель о рангах»                                1703

 Северная война                                   1714

 Азовские походы                                1741-1761

Годы правления Елизаветы I             1756-1762

 Основание Санкт-Петербурга           1700-1721

 Гангутское сражение                          1722

   5.Какова была роль крестьян-отходников в развитии буржуазных отношений в стране?

                                                          Рабочий лист 3

  ВПИШИТЕ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ МОНАРХОВ ИЗ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ И ИХ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ.

 1.Михаил  - ?

 2.

 3.

 4.

 5.

 6.

 7.

 8.

 9.

10.

 ВОССТАНОВИТЕ  ХРОНОЛОГИЮ  СОБЫТИЙ  ПЕТРОВСКОГО  ВРЕМЕНИ.

 1.Правление Петра I______________1.?

 2. 1696 год_______________________2.?

 3.Великое посольство______________3.?

 4.?______________________________4.Северная война

 5.?______________________________5. 27 июня 1709г.

 6.?______________________________6. «Табель о рангах»

           

                 ТЕСТ

 1.В первой четверти XVIII века возникли доменные и металлообрабатывающие заводы:

а) на Урале,

б) в Карелии,

в) близ Тулы,

г) верно а) и в),

д) верно все указанное.

 2.В 1711г. в России был создан Сенат. Он являлся:

      а) высшим законодательным органом страны,

      б) высшим распорядительным и исполнительным органом,

      в) высшим органом политического сыска,

      г) верно а), б) и в),

      д) верно а) и б).

   3.Кто из российских монархов находился на престоле лишь полгода:

       а) Петр I,

       б) Иван VI,

       в) Екатерина I,

       г) Петр III,

       д) Борис Годунов.



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе.

Тема: «Эволюция политической  системы».

(история России XX век).

Цели урока:       - сформировать представление о тех альтернативах

                            политического развития СССР, которые  имели

                            место после смерти И.В.Сталина;

  • разъяснить противоречивость, оставленного

Сталиным политического капитала;

  • уяснить, почему в стране необходимы были

политические перемены, и по каким возможным путям

они могли проводиться.

Основные знания:

 альтернативы политического развития   после смерти Сталина; борьба за власть; реабилитация жертв политических репрессий; национальная политика; XX съезд КПСС; политические реформы Н. С. Хрущева; проект конституции.

Основные понятия:

ротация; волюнтаризм; субъективизм; реабилитация; «оттепель».

Основные даты:

5 марта 1953г. – смерть И. В. Сталина; сентябрь 1953г. – избрание Н. С. Хрущева I секретарем  ЦК КПСС; 1956г. – XX съезд КПСС; 1961г. – новая программа КПСС; октябрь 1964г. – отстранение Хрущева от руководства.

Оборудование:

Карта «СССР в послевоенное время»;  доклад Н.С. Хрущева «О культе личности»;  Р.Медведев  «Н.С.Хрущев – политическая биография».; А.Маленков  «О моем отце Георгии Маленкове»; карточки – задания;  рабочие листы; памятка – алгоритм.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос.

а) Словарный диктант по пройденной теме.

  • генетика;
  • импорт;
  • экспорт;
  • ГУЛАГ;
  • Репрессии.

б) Карточки – задания. (приложение 1).

в) Устный опрос.

    -Что означают понятия?

        1.холодная война;

        2.  « железный занавес»;

        3. экспансия;

        4. экспорт.

  - Почему развязалась  «холодная война» ?

 -  Когда и почему была создана ОВД ?

 -  Как «железный занавес» влиял на развитие культуры в СССР?

 - Назовите представителей искусства и  культуры в послевоенное время?

г) Работа с картой.

            Физминутка.

  1. Изучение нового материала.

                               План.

А.) Подводящая беседа (общая характеристика ситуации, постановка цели урока).

Б. ) Смерть Сталина и борьба за власть.

Запись в тетради даты : 5 марта 1953г.

Далее идет рассказ о борьбе за власть.

I этап. Март – июнь 1953г. (Маленков-Берия);

II этап. Лето 1953г. – февраль 1955г. (Маленков – Хрущев);

III этап. Февраль 1955г. – март 1958г. (Хрущев – Маленков, Молотов, Каганович).  Делается запись в тетрадь.

На доске вывешивается схема: Берия

                                                     Маленков    власть -        Хрущев

                                                     Хрущев                          (1957-1964)

Учащиеся, прочитав схему, делают вывод.

Вывод: т.о. к 1957г. Хрущев, устранив своих соперников, имел полноту  власти в своих руках (отметить роль Жукова).

Далее идет доклад о жизни Н.С. Хрущева (готовят учащиеся).

В)XX съезд КПСС. Критика «Культа личности» 1956г.

Рассказ о процессе реабилитации – до 1956г. было реабилитировано 7 679 человек.

Делается запись в тетрадь термина  реабилитация.

Работа с документом (приложение 2).

Вопросы: - почему доклад «О культе личности» зачитывался в последний день съезда, и его не опубликовали СМИ?

-что мы узнаем о деятельности Сталина, исходя из доклада Хрущева?

Г.) Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

  • восстановление национальной государственности балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.
  • ликвидация отраслевых министерств, создание территориальных советов.
  • расширение прав комсомола и профсоюза.
  • 1959г. – XXI съезд КПСС, победа социализма, строительство коммунизма.
  • 1961г.- XXII съезд КПСС, ротация (запись термина в тетрадь).

Все это вызвало недовольство.

             Физминутка.

Д) Отстранение Хрущева от руководства. 1964г.

Работа с терминами – «волюнтаризм» и «субъективизм».

Е) Вывод: т.о. в результате многочисленных преобразований 1953-1964гг. тоталитарный политический режим лишь дал трещину  и продолжал свое существование в слегка подретушированном виде.

«Оттепель»- работа с термином.

Задание : прочитать документ (приложение 3),используя памятку - алгоритм  для характеристики исторической личности Н.С. Хрущева.

  1. Закрепление.

        Вопросы по датам:

  • смерть И.В. Сталина;
  • XX съезд КПСС;
  • XXII съезд КПСС;
  • уход Н.С. Хрущева на пенсию.

        Работа с рабочими листами по данной теме  - 3 уровня (приложение 4).

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание.

Приложение 1 .

       Карточка- задание 1.

А) Что означают термины:

  • «холодная война»;
  • НАТО;
  • ООН.

Б) Соотнесите даты и события.

    1.образование ООН       2 сентября 1945г.;

    2. образование ОВД             1945г.;

    3. конец Второй                    1955г.

     Мировой войны

      Карточка- задание 2.

А) Что означает термин «железный занавес»?

Б)  Кто такие «космополиты»?

В) Напишите имена деятелей культуры послевоенного времени.

      Карточка – задание 3.

А) Когда Германия была разделена на два государства? Почему такое произошло?

Б) Каковы последствия «холодной войны»?

             Приложение 2.

«Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева  XX съезду КПСС.»

   После смерти Сталина ЦК партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма – ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого – то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие Бога. Этот человек будто бы все знает, все видит,  за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

    Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем – то не согласен со Сталиным,  кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности…  Основным и,  по сути, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам юридической науки, «признание» самого обвиняемого,  причем это «признание», как показала потом проверка, получалась путем физических мер воздействия на обвиняемого…

         Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление.

                         

                   Приложение 3.

         «Современники о Н. С. Хрущеве».

   Я считаю, что Хрущев был правый, а Берия еще правее. Еще хуже. У нас были доказательства. Оба правые. И Микоян. Но это все разные лица. При всем том, что Хрущев – правый человек, насквозь гнилой.

                                                               В. М. Молотов.

    В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет,  что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы.

                                                               Д. Ф. Устинов.

   Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза…    А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…  И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и  противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться и всем нам.

                                                             М. И. Ромм, кинорежиссер.

           Приложение 4.

Рабочий лист 1.

  1. Когда проходил XX съезд КПСС?
  • в 1953г.
  • в 1955г.
  • в 1956г.
  1. Что такое «культ личности»?
  2. Напишите годы правления Н.С. Хрущева.

Рабочий лист 2.

  1. Когда состоялся XX съезд КПСС, какие вопросы он рассматривал?
  2. Популярный американский журнал «Тайм» объявил Н.С. Хрущева в 1957г «человеком года». Чем это можно объяснить?
  3. Объяснить термины.
  • реабилитация;
  • «оттепель».

Рабочий лист 3.

  1. В чем вы видите половинчатый характер борьбы  наследников Сталина с культом личности?
  2. Главой советского правительства  после смерти Сталина стал:
  • Л. Берия;
  • Н.С. Хрущев;
  • Г.И. Маленков.

3.Снятие  Г. Маленкова с руководящих постов в 1955г. было обусловлено тем, что:

  • готовил новую волну репрессий;
  •  не справлялся с руководством страны;
  • был виноват в массовых репрессиях прежних лет;
  • потерпел поражение в борьбе за власть.
  1. Соотнесите даты и события.

            а) XX съезд КПСС                            а) 1953г.

            б) открытие второго фронта           б) 1956г.

            в) смерть И.В. Сталина                   в) 1944г.

Результативность урока: на уроке учащиеся получают необходимые сведения о политическом развитии страны после смерти И. В. Сталина;

Знакомятся с основными понятиями данного периода истории и датами ;

получают навыки работы с документами  и политическими терминами, учатся характеризовать историческую личность.