Публикации моих учеников

Луконина Татьяна Федоровна

Публикации учеников Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских работ участников акции «Восстановление духовно-исторической памяти»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ИСТОРИЯ ЗАБЫТЫХ ЦЕРКВЕЙ

Выполнила: Коровина Кристина

ученица 8 класса

Краснокустовского филиала

МБОУ Мучкапской СОШ

Руководитель: Луконина Татьяна Федоровна

учитель истории  Краснокустовского филиала

МБОУ Мучкапской СОШ

2014 г.

Содержание

I. Введение                                                                                                 3

II.Основная часть: Был в селе храм          5

  1. История церкви в селе Сабурово                                              6
  2. Историческая справка                                                                8
  3. История церкви и села Петровское                                          10
  4. Историческая справка                                                                11

III. Судьба храмов в годы советской власти                                           11

IV. Выводы                                                                                                 14

V. Заключение                                                                                            15

VI. Литература                                                                                            16

 

Господи, прости нас грешных.

Прости нас в глухом беспамятстве растоптавших

и предавших забвению святыни предков наших.

Прости нас – озлобленных, жестоких и не помнящих родства.

И да оживут церкви и храмы твои,

И да восстановится связь времен,

И наполнятся светом и любовью души людей,

И да возгордится свеча всей русской земли.

(Святитель Петр,  митрополит Московский всея Руси,

 чудотворец. XIV век)

Введение

       Красный Куст — посёлок сельского типа в Мучкапском районе Тамбовской области.  Возник в начале XX века  в 1923 году. По легенде, название посёлку дали либо красные от крови наказываемых крестьян кусты,  либо просто кусты рябины, которые в изобилии произрастают на данной территории.               Первыми жителями его были Зорин Мирон Федотович, Тулупов Максим Кузьмич,  Шепелев Семен Григорьевич.

   Так постепенно образовался Краснокустовский сельский совет. В состав сельсовета входило   шесть населенных пунктов: поселок Красный Куст, село Петровское, деревня  Добринка, село Вторая Березовка, деревня Родионовка, деревня  Викторовка.

   Участвуя  в акции «Восстановление духовно-исторической памяти» у нас возник вопрос: почему на территории Краснокустовского сельского совета, в состав которого входят шесть населенных пунктов,  нет ни одной церкви? Но когда стали выяснять этот вопрос, то оказалось, что и на территории нашего сельского совета когда – то были две церкви, это:

1. Церковь в честь св. Петра митрополита, село Петровское (Кошелево);

2. Церковь Нерукотворенного образа Спасителя (Спасская), придел в честь Казанской иконы Божией Матери, село Берёзовка 2-ая (Сабурово).

Что же произошло в нашей стране, в сердцах людей, если сегодня от церквей в селах Петровское и Вторая Березовка не осталось ни чего?

Цель  работы:

 - изучить события, связанные с возникновением храмов в селе Петровское, Вторая Березовка и  их причины разрушения;

- рассмотреть эти события  через призму исторических событий России  XIX – XX веков.

Задачи:

  • изучение краеведческой литературы;
  • найти сведения по теме в архивах села, района, области;
  • интервьюирование   старожилов села.

Методы  исследования:

  • интервьюирование;
  • изучение архивных документов, материалов школьного музея;
  • изучение литературы по теме.

Объектом исследования является разрушенные здания бывших  храмов.

Предмет исследования: обработка исторических, краеведческих и архивных документов.

Актуальность  работы

      В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. Во времена перестройки  в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако, не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений.

     Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.

Основная часть: Был в селе храм

    Что поможет нам воскресить прошлое, что вернёт нас в то время, когда вместо руин красовалась церковь с разноцветными окнами и огромным колоколом, и перед иконами, обращаясь к Богу, стояли наши земляки-прихожане? Конечно, память людская. Но она зыбкая, прихотливая и не в силах описать детали.

На вопрос опроса «Знаете ли вы историю бывших церквей?» из 20 опрошенных сельчан -  девять человек, т.е.  большинство совсем ничего не знают,

шесть человек что–то слышали от других и только пять человек знали точно, что церкви  когда-то существовали.

История церкви в селе Сабурово

      Вторая Березовка (Сабурово)  - село было ранее поместьем барина по фамилии Сабур. Поэтому за селом осталось название Сабурово.

  Много белых пятен в истории нашего края, много утрачено и безвозвратно потеряно. Почти не осталось людей, которые были свидетелями тех прошлых событий. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах, в то время, когда ещё была в этом селе церковь, были ещё совсем детьми или подростками. Но кое-что можно восстановить и из воспоминаний наших старожил.

  Живыми источниками о существовании в этом селе церкви  стали воспоминания наших земляков:  Зотовой Анны Николаевны, Горбуновой Анастасии Ивановны и  Попова Николая Степановича.

       Вот что сказала нам Зотова Анна Николаевна: «В церковь ходила с бабушкой. Она всегда говорила, что её построила баронесса, и у неё как-то однажды спросили, сколько она потратила на строительство церкви. На что та ответила: «С рук до ног осыпьте меня золотом – во столько обошлась мне эта церковь!».

   «Я очень любила ходить в церковь. Точно бывало в рай вхожу! Вот как внутри неё было красиво. Во время проведения службы время шло очень быстро, и когда она заканчивалась, то мне казалось, что прошло всего лишь около десяти минут».

   Вот что вспоминает  Горбунова Анастасия Ивановна: «В детстве мой дедушка, Сергеев Роман Константинович и отец Иван Романович очень много говорили о  нашей церкви, которым в свою очередь рассказывал дедушка Романа Константиновича.  Строили её вручную из красного кирпича, в который добавляли куриные яйца для прочности, строили около двадцати лет.  Церковь была очень большой, пять куполов украшали ее.  Также  была и колокольня. Когда церковь стала работать, в неё ходили жители из Сабурова, Родионовки, Викторовки, Орловки и из ближайших выселков.    Помню наших односельчан, которые были певчими. Это отец мой Иван Романович, брат мой Андрей Иванович, Кузнецов Андрей Матвеевич, Мишина Наталья. Иногда они собирались в доме моего отца с дедушкой, который находился через овраг, напротив церкви, пели церковные песни».

  Вот что сообщил нам  Попов Николай Степанович: «Родился я не во Второй Берёзовке, сюда мы переехали в 1945 году. В это время церковь уже не работала и помню её только как полуразрушенное здание. Но дом моего дедушки, Попова Михаила Орефьевича и отца, Степана Михайловича, находился рядом с церковью. Они много мне рассказывали о ней. Церковь была очень большой, белого цвета. Я видел церковь в городе Рассказово. Наша была ещё больше. Её окружала небольшая железная ограда. Вход был с западной стороны. Сначала, когда я заходил в неё, надо мной возвышалась колокольня, затем следовал центр церкви, где  располагался алтарь, иконостас над которым находился большой купол.

    В 20-е, 30-е, гг. дедушка, а после него отец работали в ней звонарями. По стечению обстоятельств отец оказался им последним. Говорят, что лучше всех на тот период звонил в колокола. Дедушка рассказывал: «Однажды вечером батюшке сообщили, что на утро приедут представители советской власти конфисковывать имущество. И в эту же ночь на лошади он увёз различные ценные книги и многое другое. А когда утром те приехали, в церкви ценного почти ничего не оказалось. В дальнейшем у дедушки были ключи, и он присматривал за ней, но это продолжалось не долго. Так как церковь уже не работала, местные жители  начали сами грабить её. Они охотно ездили за кирпичами и другими вещами».

  Мой дедушка, Мишин Владимир Дмитриевич так же рассказывал о том, что сам не видел церковь такой, какой она была, но помнит, как ее стены разбирали и увозили кирпич для строительства в районный центр.

    Таким образом, в настоящее время в селе осталось несколько человек, которые хранят воспоминания об истории бывших церквей, но и эти воспоминания не точны, поверхностны. Поэтому, чтобы восстановить исторические события, связанные с историей наших церквей, нам помогут сведения, взятые из книги А.Е Андриевского «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» 1911 года и книга «Тамбовский мартиролог».

Историческая справка

   Следующим этапом нашей исследовательской работы была работа с архивными документами. Побывав в Тамбовском государственном архиве, мы выяснили, что Спасская церковь в селе Сабурово, каменная, теплая, была построена в 1819 году на средства надворного советника Сергея Патрисова.  Престолов было два: главный – Нерукотворного образа Спаса (16 августа) и придельный – Казанской иконы Божьей Матери (22 октября).

Дворов – 294, душ мужского пола – 870, а женского пола – 837. Все великороссы, земледельцы, имеют земли по три десятины на душу. В приходе было две деревни: 1) Родионовка, 98 дворов, душ мужского пола – 304, а женского пола – 281, в ½ версты от церкви и 2) Викторовка, 83 двора, душ мужского пола – 244, а женского пола – 240, в 5 верстах. Рядом в 4 верстах находилось имение князя В.Н. Гагарина и его лес.  Действовали две церковно – приходских школы. Есть церковно – приходское попечительство. Метрическая книга велась с 1819 года.

Штат: священник и псаломщик. У причта земли 1 ½  десятин усадебной и 33 ½ десятин полевой земли. Общая доходность причтовой земли 500 рублей в год. Братский годовой доход до 550 рублей. Дома у причта собственные. («Историко  –  статистическое описание Тамбовской епархии» 1911 г.)

   Таким образом, мы выяснили историю образования церкви в с. Сабурово и то, что не все воспоминания жителей являются достоверными. Например,  история о том, на чьи средства была построена церковь. Зотова Анна Николаевна вспоминает, что это была баронесса, а на самом деле надворный  советник Сергей Патрисов.

    В эти годы в местной прессе развернулась  активная агитация против церкви. Статьи и заметки выходили почти ежедневно и чаще всего выглядели как доносы.  В заметках указывались конкретные фамилии, адреса и часто они служили «наводкой» для репрессивных органов. От этих доносов страдали служители церкви.

   В «Списках  репрессированных священнослужителей пострадавших за веру по Тамбовской епархии (по состоянию на 1 декабря 2003г.) говорится, что Мишин Семён Петрович 1889 года рождения, уроженец села Вторая Берёзовка Мучкапского района  на период ареста в 1930 году служил псаломщиком в церкви по месту рождения. Решением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 21 февраля 1930г. осужден по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам концлагерей. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 17 апреля 1989 года.

История церкви и села Петровское

     История этого населенного пункта начинается где-то около трехсот лет назад. Так, в документах второй переписи населения 1745 года написано: «Село Петровское, Кошелево тож. Вотчина генерала-лейтенанта Родиона Петровича Кошелева, крестьяне…».  Ниже следует перечисление крестьян  мужского пола, принадлежащих помещику Кошелеву. Их оказалось 142 души.

    Некоторые подробности мы узнаем и из переписной книги переписи населения 1782 года. По-прежнему Петровское принадлежит Родиону Кошелеву, но оно значительно выросло. В нем насчитывалось много дворовых людей помещика (мужчин – 40, женщин – 43) и еще больше крепостных крестьян (мужчин – 304, женщин – 292 человека).

     Из исторической справки, находящейся в Мучкапском районном архиве, можно сделать вывод, что первоначальное название села было связано с фамилией первого его владельца помещика Кошелева. Затем он проиграл это село в карты другому помещику, фамилия которого была Петровский. Отсюда и новое название села. Как генерал вновь вернул себе село, история умалчивает, но название Петровское так и осталось за ним до сих пор.

      К седьмой переписи 1816 года Петровское сменило своих хозяев. Теперь оно принадлежало князьям-братьям Николаю и Сергею Гагариным. В это время в нем было 99 домов крепостных крестьян с населением: мужского пола – 367, женского – 372 человека. У помещиков Гагариных в конце села на реке Вороне была вальцовая мельница.

   С 1882 года село принадлежало купцу Некрасову, который построил винный завод. В 1907 году он умер.

Была в селе Петровское и церковь. Вот что мы узнаем о ней из «Историко  –  статистического описания Тамбовской епархии» 1911 года.

Историческая справка

     Церковь деревянная, теплая, построена на средства прихожан. Престол один – Петра, митрополита Киевского (24 августа). Дворов 153, душ мужского пола – 568,  женского пола – 540, великороссы, земледельцы, имеют земли по три десятины на душу. В приходе есть река Ворона. Школа земская, где законоучителю за труды платили 50 рублей в год. Имелась опись церковного имущества  и метрическая книга с 1820 года. Штат: священник и псаломщик. У причта 40 десятин земли полевой в 1 версте от церкви. Общая доходность причтовой земли 350 рублей. Братский годовой доход 310 рублей. Казенное жалование священнику 294 рубля, псаломщику – 98 рублей. Причтовый капитал 700 рублей.  Дома у причта собственные.

    Не сохранились воспоминания о том, когда была построена церковь.  Нет их и в Тамбовском государственном архиве, но был найден документ распорядительного стола от 19 октября 1800 года «Дело по прошению ученика философского класса А. Лебедева о разрешении ему занять место дьякона в с. Петровское (Кошелево) Борисоглебской округи». Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что церковь, скорее всего,  была построена во второй половине XVIII века.

Судьба храмов в годы советской власти

    Революция 1917 года перечеркнула весь прежний ход истории. Особенно безжалостна она была к главному светильнику Отечества – Церкви, которая в глубинах своих духовных сокровищниц веками сохраняла и приумножала традиции и силы русского народа. Жестокие репрессии и разрушения храмов прокатились по всей стране.

   По словам местных жителей в годы Великой Отечественной войны церковь в селе Сабурово уже не работала и её использовали как помещение под зерно – молотили в ней, под овец – их загоняли на некоторое время. Из больших икон в местной школе делали парты, предварительно закрасив их чёрной краской. Может быть, краска была плохой или ёще что-нибудь, но иконы после окрашивания были хорошо видны. И вскоре, верхний слой убрали совсем.

   Затем в 1953 году её начали взрывать для того, чтобы получить кирпич, который в дальнейшем использовали на строительство Мучкапской средней школы и мелькомбината в р.п. Мучкапский.

  Церковь Нерукотворенного образа Спасителя (Спасская) в селе Сабурово была закрыта в 1940 году. О чем свидетельствует архивный документ «О закрытии церкви в селе 2-я Березовка, Мучкапского района. Докладчик т. Болдырев»1 .

  Решение Мучкапского райисполкома от 7/IX – с.г. было утверждено, здание церкви передали на слом и использование, как строительного материала, а имущество ликвидировали в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».

   Такие же события происходили и в селе  Петровское.  Церковь в честь св. Петра митрополита была закрыта в 1942 году по распоряжению Исполнительного Комитета Тамбовского Областного Совета депутатов трудящихся № 387 от 21 января 1942 года «О закрытии церкви в селе Петровское Моисеевского с/совета Уваровского района»2.

                                                                                

1 ТОГБУ ГАТО. Ф-Р-3443. Оп.1. Д.172. Л. 37 об.

2 Там же. Д. 422. Л.97.

  В   данном случае церковь закрывали по ходатайству граждан с. Петровское, а здание передавали Уваровскому райисполкому для переоборудования под школу.

      Прошли годы, стерлись из памяти события минувших лет. Там, где стояли церкви сегодня ничего нет.  Люди, проходя, проезжая мимо этих мест даже не знают, что рядом была церковь.

     Новым этапом в истории страны и церкви явились 90-е годы XX века. Когда появилась потребность в церковном служении.

В 2010 году был поставлен поклонный крест в селе Вторая Березовка  на месте когда – то существовавшей церкви.  Согласована установка поклонного креста с Краснокустовским сельским советом  на  месте  утраченной церкви в с. Петровское, данное событие намечено на весну 2014 года.

    В 2013 году Тамбовская митрополия получила сообщение  из Республики Черногории о том, что в ризнице храма в честь святителя Николая Чудотворца в городе Котор хранится священная реликвия – напрестольный серебряный крест. Надпись на кресте свидетельствует, что он изготовлен в 1695 году по благословлению святителя Питирима Тамбовского. Крест бал вывезен из России в Черногорию в 20 –е годы XX столетия. В 2014 году Русская православная церковь будет праздновать 100–е со времени прославления святителя Питирима, Тамбовского чудотворца. Я думаю, что данное событие является важным, знаковым  в восстановлении духовно-исторической памяти нашей области.

   Сегодня на территории Краснокустовского сельского совета нет храма. Проведя опрос среди населения, мы выяснили, что почти все участники опроса (20 человек) хотели бы, чтобы храм был построен.

  Конечно, не возможно сразу возвести храм, но в нашем  поселке Красный Куст в декабре 2011 года открылся молитвенный дом. Муниципальное здание бывшей библиотеки переоборудовано и приспособлено для проведения церковных обрядов.  Дел по приведению в порядок здания еще много: требуется серьезный ремонт, нет отопления и др. Но  сейчас по воскресным дням уже проводятся богослужения, на которых присутствуют прихожане и, судя по тому, что их немалое число, открытие молитвенного дома в селе значимое событие для наших жителей.  Богослужение проводится отцом Евгением, настоятелем Никольского храма  с. Верхний  Шибряй  Уваровского района. А так же в рамках  акции " Восстановление духовно- исторической памяти"  проходят  встречи  учащихся  Краснокустовского филиала МБОУ Мучкапской СОШ  с   Евгением Неверовым. И это только начало.

Выводы

          Данное  исследование – это попытка рассмотреть историю возникновения и закрытия  церквей села Петровское и Сабурово.

  • В ходе исследования было выяснено, что церковь Нерукотворенного образа Спасителя (Спасская) в селе Сабурово была построена в 1819 году на средства надворного советника Сергея Патрисова.  Церковь в честь св. Петра митрополита в селе Петровское  была построена на средства прихожан во второй половине XVIII века.
  • Закрытие церквей проходило в период советской власти. Церковь в селе Сабурово было закрыта в 1940 году, а в селе Петровское в 1942 году.
  • Знания, полученные в процессе исследовательской работы, пригодятся и будут использованы на уроках истории, краеведения и основ православной культуры, а также в воспитательной работе.
  • В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой Родины и его духовному возрождению.

Заключение

   Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории нашего края, а именно историческую судьбу  церквей в селах Сабурово и Петровское. Конечно, еще остается много «белых пятен», загадок, много вопросов. И поэтому есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. И мы намерены продолжать свою работу по изучению истории бывших церквей. Но я считаю, что мы своей работой внесли посильный вклад в возрождение православных традиций нашего края.

«Что имеем – не храним, потерявши, плачем». Эта народная мудрость отражает наши сегодняшние чувства, указывает на позднее прозрение и раскаяние в том, что не смогли отстоять у властей, уберечь от разрухи, сохранить.   Но я считаю, что мы, будущее поколение, должны не только изучать, хранить память о духовном  прошлом своей малой Родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села.

Список литературы:

  1. Андриевский А.Е. «Историко– статистическое описание Тамбовской епархии».- Тамбов, 1911
  2. «Тамбовский мартиролог». - Тамбов, 2007
  3. Историческое краеведение: история Тамбовского края.- Тамбов, 2007.
  4. Энциклопедия Тамбовского края.- Тамбов, 2004.
  5. Машенков  Д. История Мучкапа. – Тамбов, 2006.
  6. Беседы с жителями села



Предварительный просмотр:

Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ

доклад

«Князь Владимир»

                                                                               

                                                                                       Автор: Тулупова Дарья - ученица 5 класса

                                                                                     Краснокустовского филиала

                                                                                       МБОУ Мучкапской СОШ

Руководитель: Луконина Т.Ф.-

учитель истории и обществознания

2014 г.

              Владимир Святославович

                   (ок. 960 – 1015 гг.)

 

      Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

Одним из первых русских князей был Владимир Святославович.

      X век русской истории — наиболее важная эпоха для понимания русской государственности. Одной из самых ярких личностей того времени был великий князь киевский Владимир — полководец, дипломат, государственный деятель, Креститель Руси.

Владимир был сыном князя Святослава и рабыни Малуши. Год его рождения не отмечен в летописях, но дальнейшая жизнь описана чрезвычайно подробно. Воспитателем Владимира с первых дней жизни стал родной брат его матери Добрыня. Он старался дать племяннику основы воинской науки, сделать из него настоящего князя-воина. Утро они начинали с пробежки, купались в холодной воде, стреляли из лука и метали дротики. Став старше, Владимир вместе с дядей совершали переходы по болотному и лесному бездорожью, а вместо отдыха устраивали лихие охоты, рыбалки, воспитывающие терпение.

     В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород на княжение. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица, в ходе которой победителем стал князь Владимир.  В 980 году он овладел Киевом и в дальнейшем стал его правителем.

    Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.  Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру.

    По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна. Но постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников.

       Владимир принимает решение принять христианство в качестве новой государственной религии. Он сам принял крещение, а затем в 988 году на берегу Днепра и других рек крестил народ. Языческие идолы были уничтожены, киевский Перун был сброшен в Днепр. В Киеве был построен первый православный храм — Десятинная церковь, а на месте «Перунова холма» возведена церковь Святого Василия, чье имя при крещении принял Владимир. По Киеву стали ходить митрополит и греческие священники, выступая перед горожанами с проповедью христианского учения.

                        

     После крещения внешнеполитическая активность киевского князя возросла.  Были установлены тесные дипломатические связи со многими европейскими странами. Владимиром были основаны города Владимир – Залесский, Владимир – Волынский, Белгород и Васильев. Желая подчеркнуть свое могущество, он стал лить золотые и серебряные монеты.

           

     С введением русской монеты заметно оживились городские торги, вырос их денежный оборот, усилились торговые связи между городами. Киев становится самым многолюдным, богатым и красивым городом Руси, центром ее экономической, политической и культурной жизни, а его князь удостаивается звания «кагана земли Русской».

   Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением.  «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

  Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Илларион.

     Чтобы русские люди привыкли жить по христианскому закону, Владимир дал народу два устава. Первый назван «Закон о судах церковных». Он был составлен князем со своей супругой Анной, с боярами и митрополитом Леоном. Духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем по уставу. Другой заботой духовенства были рабы – люди безземельные и бездомные.

   Умер Владимир в 1015 году и был похоронен в десятинной церкви в Киеве.

С. М. Соловьев писал о князе Владимире: <...личный характер Владимира был способен.... возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа>. (Соловьев С. М. Указ. Соч. Т. 1. С. 191.)

   Уже  в XI в. Владимира Святославовича почитали как святого, но официально он был на Руси канонизирован в XIII веке.  День памяти 15 (28) июля.

         

Литература:

  1. Школьная энциклопедия «Руссика». История России IX – XVII вв.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003 г.
  2. Как была крещена Русь/ Волкова Л.И. (ред.). – М.: Политиздат, 1988.
  3. http://mystic-chel.ru/sng/russia/203.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап областного смотра – конкурса музеев, музейных залов, музейных комнат образовательных организаций района, посвященного 380-летию города Тамбова,  «Любимой земли уголок»

Отдел образования Мучкапского района

  краеведческая комната "Мой край родной"

Краснокустовский филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения Мучкапской средней общеобразовательной школы

Номинация «Военная история»

Нам досталась нелегкая участь солдат

Подготовила:                                                                                  Шабронова Ангелина Александровна                                              393592                                                                                                   Тамбовская область, Мучкапский район,                                       поселок Красный Куст, ул. Школьная, 20                                 8(47546)5-47-10                                                                      obraz08@bk.ru

Содержание

1.Введение                                                                                       3

2. Основная часть                  4

      2.1.Детство                  4

      2.2.Военное время                  5

      2.3. Курская битва                  6

       2.4. Послевоенное время                  7

3.Заключение                                                                              8

4.Список литературы                                                                 9

5. Приложения               10

Введение.

   Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.- очень тяжелый период в истории России. Как ни прискорбно, современная молодёжь почти ничего не знает о Великой Отечественной войне. Немногие из учеников  назовут битвы, в которых участвовали советские воины. Само слово «ветеран» для нас  связано, прежде всего, с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как последних уже почти никого нет в живых. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий. Поэтому, используя воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны необходимо напомнить  об очевидном и сохранить в наших сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.  Темой моей исследовательской работы я выбрала номинацию  «Военная история» и хочу  исследовать жизненный путь нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Евдокишина Ивана Леонтьевича.                                

     Я считаю, что данная тема  является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, советский народ ценой огромных потерь одержал Великую Победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.

    Во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.

   В-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать историю своей малой Родины и сохранить    ее для следующих поколений.

Объект исследования: документы личного фонда № 207 Евдокишина И. Л., находящиеся на хранении в архивном отделе администрации Мучкапского района, семейный архив.

Предмет исследования:  события, происходящие с Евдокишиным И. Л., связанные  с историей Великой Отечественной войны.

Цель работы: проследить жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны, краснокустовца - Евдокишина И. Л.

Задачи:

1.Изучить литературу о Великой Отечественной войне;

2. Взять интервью у родственников  и собрать материал о ветеране войны;

3.На основе анализа воспоминаний ветерана, составить историю его жизни.

Гипотеза исследования: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.

Методы исследования:

  1. изучение  архива Евдокишина И. Л;
  2. беседы с родственниками (сыном);
  3. сопоставление полученных фактов биографии с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость - материалы,  послужат частью школьной экспозиции ко Дню Великой Победы. Исследования будут размещены на школьном сайте, использованы  на уроках мужества, на других внеклассных мероприятиях.

Основная часть.

Война еще исчезнуть, не готова.

 Те годы - миллионы личных драм.

  А потому, давайте вспомним снова  

  Всех тех, кто подарил Победу нам.

    Прошёл 71 год с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Что мы знаем о тех военных годах? Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда. Наша задача сохранить память о тех, кто был участником этих событий. Поэтому я решила собрать материал о нашем земляке, участнике событий на Курской дуге – Евдокишине  Иване  Леонтьевиче.

Детство.

     Евдокишин И. Л. родился в 1922 году  в деревне Викторовка Мучкапского района, в крестьянской семье. Семья жила бедно, изба была маленькая, сделанная из самона, а делали его сами из глины и навоза. Когда Ивану Леонтьевичу было 12 лет, а его сестре Марии -10, у них умерла  мама - Зинаида Ионовна. Отец женился второй раз, семья состояла уже из восьми человек, из них пятеро детей.

    Однажды, в 1937 году, к дому Евдокишиных подъехала машина «Черный ворон». Трое мужчин, в кожаных куртках, забрали отца – Леонтия Ивановича, и с тех пор Иван  Леонтьевич  о судьбе своего отца ни чего не знал.   Все тяготы семьи теперь легли на плечи  Ивана Леонтьевича, как старшего в семье, а жизнь стала еще тяжелее.

    В 17 лет он стал проходить допризывную подготовку. В это время начинается Великая Отечественная война. Все тогда считали, что  врага разобьём в течение месяца и на его территории, но все было по-другому.

Военное время.

     В  1942 году  Евдокишин И. Л. был призван на войну. В мае - июне 1942 года в городе Новокузнецк и селе Курдюм Саратовской области формировалась 14-я истребительная бригада, куда и был направлен Иван Леонтьевич, где окончил школу младших  командиров.

   По воспоминаниям Ивана  Леонтьевича, жители Саратовской области к солдатам относились душевно и уважительно, на фронт провожали всех как своих сыновей, даже в дорогу дали продукты.

   Когда бригада была полностью сформирована, первый батальон отправили в Ногинск Московской области, а затем на фронт, где заняли позицию на левом берегу реки Дон. В течение семи месяцев находились в солдатских окопах, отражая наступления противника. Немцы неоднократно прорывали оборону, но в последующем советские солдаты все отвоевали обратно. Под Воронежем удалось остановить противника на определенное время.

  Евдокишин И. Л. вспоминает: «Местами линия обороны нашего батальона проходила так близко, что в вечернее и утреннее время часто прослушивался разговор немцев. Они в насмешку кричали нам, что, мол, Русь, разделили хлеб по пайкам? Или, Русь, опять у вас пропуск Мушка …       Моральный дух наших солдат был на должном уровне. Но, что греха таить, были случаи, хотя и единичные, но в плен переходили.

   Немецкая пропаганда использовала все методы деморализации наших частей. Часто с самолетов сбрасывали листовки. Для этой цели немцы использовали разведывательный самолет фоккевульф (рама). В основном листовки призывали, чтобы сдавались в плен. Солдатам листовки читать не разрешалось. Наличие листовки, считалось паролем для сдачи в плен».

   За время пребывания на фронте в батальоне сражались плечом к плечу русские, украинцы, казахи, татары, узбеки и солдаты других национальностей. Но конфликтов на межнациональной почве не было. Наоборот, все жили дружно, уважительно относились друг к другу.

   12 января 1943 года началось наступление. Первый отдельный истребительный батальон, где воевал Евдокишин И. Л. ,   начал свое наступление с Масловки. Противник отступал. 29 января 1943 года продолжилось наступление на Касторное, далее Воронежская земля была освобождена от оккупантов.

    При освобождении Ивницы, вспоминает Иван Леонтьевич, было очень трудно, т.к. многие немцы находились в домах сельских жителей и не каждый мог выдержать, глядя на проснувшегося ребенка. «Начали выводить немцев в сенцы и на улицу, они спросонья никак не могли понять, что происходит. И все же расстреливать человека, глядя ему в глаза, сверхжестоко. Ведь немецкий солдат, так же как и русский мог воевать по принуждению своих политиков. Но в данной ситуации, если ты не застрелишь немца, он убьет тебя».

   Использовав принцип внезапности, истребительный батальон частично выбил немцев из Ивницы, но силы были неравные, у немцев было превосходство.  Когда немцы это поняли, то пришлось отступить. Вернулось из Ивницы 12 человек вместе с ранеными, а через сутки снова наши части вошли в это село и увидели ужасную картину.

   «Немцы сожгли почти все село, стояли обгоревшие русские печи с поднятыми трубами. Дымились недогоревшие крестьянские избы и надворные постройки. Был смрад, коровы, оставшиеся в живых, ревели как паровозные гудки при трауре. Собаки выли. Большинство мирных жителей были расстреляны. Немцы не пожалели ни стариков ни детей.  В разных местах были обнаружены расстрелянные крестьяне. Расстрел немцы производили групповой. Убитые лежали в погребах, ямах из под конопли. Такой мрачной картины, выразившейся в жестокости к мирному населению, когда истреблены были почти все жители села, я больше за всю войну не видел!» - вспоминает Иван Леонтьевич.

Курская битва.

    Перед началом Курской битвы I-й истребительный батальон вошел в состав 70-й армии. Батальон вел бои в районе Молотычей, Теплого, Малоархангельска.  Немцы по плану операции «Цитадель» хотели  прорваться к Курску и окружить советские войска. Но упредительный удар наших войск  не дал сбыться этому плану.

  «Наши позиции находились на переднем крае вместе с пехотой. Были дни, когда солдаты толком не могли разобрать, кто же ведет наступление. Кто атакует, а кто контратакует. Утро превращалось в полумрак, напоминающее полное затмение солнца. Становилось темно. Горела земля и небо. От канонады уши ничего не слышали, даже по соседству окопного товарища. Если не распространятся в описании, это был ужас  - ужасов. Такое ощущение, что ты заживо падаешь в ад с бурлящей смолой в котле.  Битва шла не на жизнь, а на смерть».

    Курская битва была выиграна нашей армией, много солдат погибло на Курской земле, много было ранено. Ранен был и Евдокишин И. Л. 14 сентября 1943 года I-й истребительный батальон и 14-ю истребительную бригаду переформировали в 44-ю истребительно - противотанковую артиллерийскую бригаду, в течение месяца шло пополнение личного состава, была дана передышка. Дальнейшая фронтовая жизнь продолжалась. Воевал Иван Леонтьевич на Брянском направлении, далее в Польше.

   В 1944 году его направили на учебу в Москву, в военное училище имени Верховного Совета. Но окончить училище И. Л. Евдокишину не довелось: через несколько месяцев курсантов отозвали из учебного заведения, и вновь Иван Леонтьевич попал на фронт.

     Война для него закончилась в мае 1945 года на территории Померании, в Польше. Домой Иван Леонтьевич прибыл с ранением и боевыми наградами: орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу», которая отыскала фронтовика только в 1947 году.

Послевоенное время.

  После войны Евдокишин И. Л. вернулся на свою малую Родину, женился и стал работать.  Работал учетчиком-заправщиком в МТС, бухгалтером в совхозах «Краснозвездинский» и «Мучкапский». У Ивана Леонтьевича два сына Александр и Виктор.

   Евдокишин Иван Леонтьевич более пятнадцати лет возглавлял Совет ветеранов Краснокустовского сельского совета, был депутатом сельсовета.

  В 1982 году к сорокалетию формирования 60-й армии Евдокишин И. Л.  был приглашен на встречу ветеранов в Москву. Встреча состоялась в парке им. Горького на берегу Москва – реки. Но уже тогда он ни кого не встретил из первого отдельного истребительного противотанкового батальона. И только в 1987 году, переписываясь с Воронежским краеведческим музеем, узнал о бывшем командире батальона, полковнике в отставке Брэме В.С. и бывшем командире взвода Сухове Ф.Г., что они живы и стал вести с ними переписку.

  В 1991 году Евдокишин И. Л. посетил Курскую область. Куда был приглашен по случаю освобождения Медвенки на митинг, а так же в с. Ивницы Суджанского района. Там он встретился с Суховым Ф.Г. и Брэмом В.С., с которыми не виделся 48 лет.                                                                  

В 2006 году Евдокишина И. Л. не стало.

Заключение

  В памяти ветеранов никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался в живых, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

  Сейчас, когда я делаю выводы   исследования, то у меня появляются неоднозначные чувства. Боль за страну, за Родину, за миллионы погибших — с одной стороны, и гордость — с другой. Мы  действительно должны гордиться тем, что  наш земляк,  принимал непосредственное участие в событиях, мною  описанных, и внес достойный вклад в Победу. История нашего государства – это история каждого из нас.  Эту историю делают простые люди.

История – это большое полотно,

а судьбы людские – узелки,

из которых оно соткано.

Каждая неповторима, и вместе с тем она

лишь часть общей судьбы всего народа.

Литература

1. Архивные  документы личного фонда № 207 Евдокишина И. Л., находящихся на хранении в архивном отделе администрации Мучкапского района

2. Архивные документы школьной краеведческой комнаты

3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995.

4. Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».- М.:ОЛМА-

ПРЕСС Образование,2003

5.  www.obd-memorial.ru  

6.  http://podvignaroda.mil.ru

Приложение

H:\Фото книга памяти\Евдокишин И.Л..jpg

Евдокишин Иван Леонтьевич 1943 год

D:\таня\Евдокишин\евдокишин.jpg

Евдокишин Иван Леонтьевич

Послевоенное время.

C:\Users\TANIA\Desktop\filterimage.jpeg

Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг Евдокишина И. Л.

Сверху слева направо: В.И. Евдокишин, А.И. Евдокишин

Снизу слева направо: И.Л. Евдокишин,  В. А.  Евдокишина

        

И.Л. Евдокишин (справа) со своим командиром батальона В.С. Брэмом на митинге в поселке Медвянка Курской области

        



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Наша история»

ЭССЕ

КРЫМ – ПУТЬ НА РОДИНУ

Проект подготовлен: Ф.И.О. Тулупова Дарья Ивановна

Образовательное учреждение: Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ

Субъект Российской Федерации: Тамбовская область

Контактные данные:

393592

Тамбовская область, Мучкапский район,

 поселок Красный Куст, ул. Школьная, 20

obraz08@bk.ru

8(47546)5-47-10

    События, произошедшие между 23 февраля и 4 апреля 2014 года в ходе начавшегося Украинского кризиса известны как «Крымская весна». В этот период произошло воссоединение Крыма и Севастополя с Россией, оказавшиеся разделенных с ней в результате исторических событий 1954 – 1992 годов.

   Несколько недель февраля – марта 2014 года, «Крымской весны», изменили судьбу карты мира, судьбу государства и народа.

     Жители Крыма и города Севастополя встали на митинг с желанием отделиться от Украины и вернуться в Россию. В течение месяца горожане не покидали площадь. Власти Крыма неоднократно призывали   президента Украины Виктора Януковича принять меры для восстановления конституционного порядка.

    Второго февраля на Украине произошел государственный переворот: Виктор Янукович покинул Киев, в тот же день Верховная Рада отстранила его от власти. Так же Верховная Рада отменила закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей.

   В тот же день жители Крыма, не желая признавать новое украинское правительство, начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного Совета республики, требуя отделения Крыма от Украины.

    Первого марта премьер- министр Крыма Сергей Аксенов обратился к президенту РФ Владимиру путину с просьбой об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории полуострова. Шестого марта Верховный  Совет Крыма обратился к президенту России с просьбой включить республику  в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта и назначил на шестнадцатое марта референдум. В этот же день Севастопольский горсовет принял постановление об участии в общекрымском референдуме.

    Одиннадцатого марта Верховный  Совет Крыма и Севастопольский горсовет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

    Шестнадцатого марта на общекрымском референдуме 96, 7 %  и  95, 6 % в Севастополе проголосовали за воссоединение с Россией. Семнадцатого марта Верховный Совет Крыма принял постановление, в котором Крым был провозглашен независимым суверенным государством.  Горсовет Севастополя единогласно принял постановление о вхождение в состав         России в качестве отдельного субъекта Федерации – города федерального значения.

    Восемнадцатого марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым был подписан межгосударственный договор. С этого дня Республика  Крым, включая город Севастополь, является частью России.

    Одиннадцатого апреля 2014 года была принята Конституция Республики Крым. В Москве, Симферополе, Севастополе восстановление Крыма с Россией отметили грандиозным праздником. Восемнадцатого марта отмечается как государственный праздник – День воссоединения  Крыма с Россией.

    Этому важному событию в истории Крыма посвящаются многочисленные мероприятия с народными гуляниями и фейерверками. Этого дня ждали долгие годы. И вот уже три  года, как Крым в родной гавани.

    Воссоединение Крыма с Россией воспринимается, как возвращение домой. Россия вернула Черноморский регион, бесценную сокровищницу памятников культуры, красивейшее место планеты. Таков выбор крымчан, и те слова, которые начертаны на гербе Крыма – «Процветание в единстве» отныне звучит как «Процветание в единстве с Россией».



Предварительный просмотр:

Краснокустовский филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения Мучкапской средней общеобразовательной школы

Исследовательская работа

Ремесло родного края

                                                   Тулупова Дарья Ивановна

                                  Краснокустовский филиал МБОУ

Мучкапской СОШ  8 класс

                                               393592   Тамбовская область, Мучкапский район,                                           поселок Красный Куст, ул. Школьная, 20                              

  8(47546)5-47-10                                                                    

Руководитель: Луконина Т. Ф.

2018 г.

Содержание

                                                                                                   Стр.

Введение……………………………………………………………………….. 2 Ремесло родного края…….. ……      ………………………………………......3

  1. Гончарное ремесло……………………………………………………….3
  2. Лозоплетение ……………….………………………………................. ..4
  3. Кузнечное дело…………………………………………….…………… .4
  4. Деревянные изделия………………………………………………………4
  5. Вышивка……………………………………………………………………5
  6. Прядильное производство……………………………………………….5
  7. Вязание…………………………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………. ...6

Список литературы…………………………………………………………… .7

Приложение……………………………………………………………..............8

Введение

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений. 

Актуальность - сохранение, изучение, развитие и популяризация самобытной культуры, формирование интереса и уважения подрастающего поколения к культуре, истории и традициям своего народа; возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел.      

Объект исследования –  являются народные промыслы  нашего края.

Предмет исследования – ремёсла и народные умельцы поселка Красный Куст в прошлом и настоящем.

Цель исследования –  изучить историю появления народных промыслов  на Тамбовщине и поселке Красный Куст, выяснить, что стало причиной исчезновения некоторых из них.

 Задачи исследования:

1. изучение специальной литературы;                                                              

2. собрать материал о ремеслах и промыслах села;

3.  выявить мастеров села, занимающихся различными ремеслами;

4.  систематизировать и обобщить материал о них;

5. пробудить интерес обучающихся к изучению истории культуры родного края.

Гипотеза – великая страна начинается у дверей твоего дома.

 Методы исследования:

1. беседа с мастерами-умельцами, сельским библиотекарем, старожилами;

2. экскурсия;

3. изучение литературы по краеведению;

4. фотографирование.

Практическая значимость: данное исследование можно использовать на уроках литературы, краеведения, истории.  Данный материал будет в дальнейшем дополняться сведениями о развитии ремесла в Тамбовском крае.

 Испокон веков славилась земля наша Русская своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Издавна занимались крестьяне промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.

Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

 На Руси бытовала пословица: «Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают, одевают». В свободное от основной работы время, после окончания сельскохозяйственной страды, тамбовские крестьяне не сидели сложа руки. Мужчины изготовляли бытовой и транспортный инвентарь, делали колеса, сани, телеги, плели  веревки, лапти. Женщины  всегда славились как большие рукодельницы. По всей Тамбовщине было развито ткачество, вышивка, кружевоплетение.

Гончарное ремесло было одним из первых производств человека. Оно было распространено почти повсеместно, и трудно найти село или деревню, где бы не встречались изделия из глины. Гончарные изделия составляли в прошлом значительную часть бытовой утвари. Раньше всего появилась лепная керамика, т. е. глиняные изделия, вылепленные руками без каких – либо приспособлений.

Известно, что в конце XIX века в Тамбовском крае  были  горшечные заводы. Как правило, представляли собой небольшие семейные предприятия.  Там  изготавливали глиняные горшки, кувшины, миски, тарелки, кружки и многое другое. Гончарный промысел в Тамбовской губернии развивался в нескольких направлениях: производство кирпича, изготовление глиняных труб, посуды, кафеля, игрушек. Гончарное ремесло передавалось по наследству, и начиная с раннего возраста мальчики, вместе с девочками и женщинами, приучались делать горшки, мять глину и укладывать высушенные и обожжённые горшки. Данное ремесло встречается и в нашей местности. До нас дошли глиняные горшки, кувшины (приложение 1).

  Достаточно распространенным было и  кирпичное производство. В Мучкапской волости  кирпичный промысел занимал  второе место по удельному весу (63,4% занятых в этом промысле жили в Мучкапской волости).  В краеведческой комнате  Краснокустовского филиала сохранился кирпич с инициалами  КГ, сделанный на предприятии князей Гагариных, которое находилось около деревни  Добринка. Там же добывали глину для кирпича. Во многих старых, заброшенных домах поселка  и сейчас встречаются разваленные русские печки, выложенные из кирпича с инициалами КГ (приложение 2).

Лозоплетение — самое древнее ремесло, оно появилось раньше гончарного ремесла.  Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные украшения, такие как корзины, вазы и другие. Первой посудой, не пропускающей воду, была корзинка, обмазанная глиной. Лоза - самый доступный материал, который всегда был под рукой.

Плетение из лозы является традиционным тамбовским видом ремесла. В каждом крестьянском  доме плели корзинки, кошелки, лукошки для своих нужд. Константин Николаевич Горбунов, житель села Вторая Березовка, с детских лет обучился этому ремеслу. Он много сплел корзинок на заказ.  Его работы пользовались  спросом на селе, так как использовались для переноски сена, хранения продуктов, сбора ягод и грибов  и т.д. (приложение 3).

 Крестьянскую обувь - лапти плели из лыка. Известно, что в Тамбовской губернии в XIX веке обувь была трех видов: плетеная, валяная, сшитая или вязаная. В Тамбовской губернии лапотным промыслом было занято много кустарей. Продавали лапти на месте по цене 30 копеек за десяток, эта обувь была доступна крестьянам (приложение 4).

Лапти не только имели практическое значение в деревне, но и несли определенный ритуальный смысл. Большое значение имели лапти в обычаях и обрядах тамбовских крестьян. Так, например, молодой человек в старину шел свататься к девушке обязательно с “писаными” лаптями, сплетенными непременно им самим. Если девушка принимала подарок – быть свадьбе, а если дар отвергался – парня ждал отказ.

А вот валенки валяли более сложно, так как все делали вручную, работа  занимала большое количество времени, и они были более дорогой обувью, но в каждом селе были свои мастера данного промысла.

  Кузнецы. Самым почитаем на Руси было ремесло кузнеца, она считалась самой тяжёлой в  поселении. Ему приходилось работать рядом с раскалённой печью, в кузнице всегда было жарко. Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца.  Кузнецы производили самые разнообразные предметы из металла: лопаты,  ножи, сковороды, удила, ножницы и многое другое (Приложение 5).

Дерево вошло в обиход человека не только как строительный материал, но и как материал, из которого делали различные бытовые предметы: орудия быта, мебель, посуду. Народные мастера придавали каждому предмету быта удобную и целесообразную форму, украшали его, в результате чего в изделиях воплощалась гармония прекрасного и полезного. В руках талантливого мастера, дерево представляло собой материал неисчерпаемый по разнообразию художественных возможностей и позволяющий раскрыть разные стороны творческой личности творца. Бытовые предметы богато украшались резьбой или росписью. Даже такие далёкие от искусства предметы как вальки и рубели, предназначенные для выбивания и выкатывания белья, делались разными в технике трёхгранно-выемчатой геометрической резьбы (Приложение 6).  Много труда и выдумки вкладывали мастера в изготовление посуды. Ковши, солонки, миски и ложки соединяли в себе три неотъемлемых качества народного искусства – красоту, целесообразность и долговечность (Приложение 7).

Вышивание всегда считалось исключительно женским ремеслом. Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии ещё в XIX веке.

Тамбовские мастерицы использовали вышивки не только для украшения одежды, но и как своеобразный символ, связанный с магией плодородия земли и женщины. Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двухсторонней гладью и швом «роспись по полотну», которая использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёрной и золочёной нитью, а также  вкрапления других тонов придавали вышивкам неповторимый колорит. Использование шитья набором и крестом, вкрапления кумача и тканых узоров создавали удивительную цветовую гармонию.

Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике «цветной перевити», которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти.

Девушки с ранних лет готовили себе приданное. Вышивали полотенца, наволочки, пододеяльники, картины (Приложение 8). В доме Бубенцовой Марии Ефремовны (п. Красный Куст)  мы можем увидеть вышитые крестиком и гладью данные предметы, которые поражают своей красочностью (Приложение 9).

Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды—из овечьей шерсти. Труд был тяжел.  Прялка была неразлучной спутницей женщины. И она была не только орудием производства, но и произведением искусства.

 В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволило одновременно скручивать и наматывать пряжу. В XVIII веке развивается машинное прядение.  Но в нашей местности до сих пор отдается предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками, прялке (приложение 10).

Долгими зимними вечерами пожилые женщины нашего села часто проводят за прялками. Среди них Костычева Антонина Петровна, жительница поселка Красный Куст. Прялка ей досталась от мамы, а той от бабушки. С той поры Антонина Петровна занимается прядением (приложение 11).

Когда появилось вязание - точно не известно. Посиделки на Руси немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, старшие ткали и пряли, обеспечивая всю семью носками, рукавицами, шарфами.

Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.

В селе Вторая Березовка проживает Анастасия Ивановна Горбунова, она умеет прясть и вязать, для своих внуков вяжет носки, перчатки, свитера, платки (приложение 12). Вязание остается и сегодня самым распространенным видом ремесла в нашей местности. Почти каждая хозяйка поселка умеет вязать или когда - то этому училась.

Заключение

Основной целью моей исследовательской работы было изучение истории появления народных промыслов и ремёсел на Тамбовщине и посёлке Красный Куст. Конечно, мы рассмотрели не все виды ремесла нашего родного края, только те, которые были самыми распространенными и  подтверждаются наличием  экспонатов в  краеведческой комнате и изделиями местных мастеров.

Многие ремёсла, которые в далёкие  времена, имели широкое распространение на территории нашего края, были вытеснены из повседневной жизни крестьян массовым производством.

Изучая и исследуя традиционные промыслы и ремёсла моего края, я удивляюсь и радуюсь тому, что на земле моей, малой родине, есть такие мастера - умельцы, которые сохранили секреты многих ремесел. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины и иконы, корзины из лозы, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом. А для сохранения ремесла надо перенимать опыт старожилов, учиться их мастерству, чтобы народные ремёсла продолжали жить.

Список литературы

  1. Из истории Тамбовского края. Учебно- методический материал:/Автор- составитель Р. Ю. Просветов.- Тамбов. Издательство ТОИПКРО, 2002.- 72 с.
  2. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов.- Тамбов: 000 «Издательство Юлис», 2007.-304 стр.ил.
  3. Тамбовская энциклопедия:/ Гл. научный редактор Л.Г. Протасов. П-31-Тамбов: Администрация Тамбовской области, Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2004-704с., ил., карты.
  4. Машенков Д. И. История Мучкапа.- Тамбов:ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006.-128 с., 2л. ил.
  5. Русские ремесла и старинные народные промысли России. -http://www.advantour.com/rus/russia/crafts.htm
  6. Материалы  краеведческой комнаты