Краеведение

Луконина Татьяна Федоровна

Материалы по краеведческой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnogo_kraevedeniya_v_obespechenii_.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Роль школьного краеведения

в обеспечении преемственности

социокультурных традиций

Луконина  Т.Ф.

учитель истории и

обществознания

МОУ Краснокустовская СОШ

Мучкапский район

                               

                                     

     Человеческое общество всегда представляет собой некое органическое целое и является естественным продуктом исторического развития.  Его социокультурная сфера есть такая область жизнедеятельности, которая обеспечивает наряду с накоплением социального опыта, преемственность общепринятых идеалов и ценностей на длительную историческую перспективу. Поэтому преемственность социокультурных традиций необходима для дальнейшего развития и познания общества. Так что же такое традиция?

ТРАДИЦИЯ — (от латинского traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.  (Современная энциклопедия)

Современный этап жизни российского образования можно охарактеризовать одним словом – инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы подчас забываем, что мы жители огромной  страны, традиции в которой складывались веками, а отступление от них ведет к бездуховности.

В связи с этим все большая ответственность ложится на современную школу, на педагога. Является ли учебный процесс органичным взаимодействием ребенка с окружающим миром и с самим собой? Это глубокая социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Ведь предназначение современной школы – не просто передать ребенку определенный объем знаний, важнее привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к другому, к человеческому сообществу и его жизненным ценностям.

В системе образования культурное наследие и традиции передаются   различными методами, но наиболее ярким элементом в этой работе является  краеведение. Краеведение в школе  выступает одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданско-патриотических понятий. Оно раскрывает учащимся связи родного края, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи

Конечно, в сельской школе существуют объективные трудности, которые усложняют краеведческую работу. Они связаны, например, с удаленностью специализированных объектов воспитания, таких как музеи, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры и т.д. Однако есть и свои преимущества. К ним относятся,  прежде всего, возможность подключить всех заинтересованных односельчан к патриотическим мероприятиям и охватить всех учащихся проводимой работой. Другое преимущество, которое также важно использовать, связано с возможностью обращения к культурному наследию, народному искусству, опыту. 

Первым условием успешной краеведческой работы в школе является  глубокое знание учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Второе условие заключается в необходимости систематического использования местного материала на уроках истории, постоянной внеклассной работы, перспективном ее планировании в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Используя краеведческий материал на уроках истории, я убедилась, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, играет важную роль в патриотическом воспитании школьников.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно-полезной деятельности. Например, при проведении встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками военных событий в Афганистане, Чечне  на местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается  значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи и формированию ее гражданской компетентности. Это важно с точки зрения социализации подростков и приобщения их к современной социальной жизни региона. У учащихся возникает естественная потребность участвовать в общественно-полезном труде, благоустраивать памятник, участвовать в операции «Помоги ветерану», озеленять свой поселок, охранять природу.

    Моя практика в школе убедительно доказывает, что применение краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, способности практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встреч. Ученики погружаются в атмосферу исторической действительности, становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Когда на уроке истории дети сталкиваются с материалом и событиями, знакомыми им по истории родного края, родного села, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на подготовленную базу знаний. Например, изучая вопрос о происхождении названия поселка Красный Куст или Мучкапа, Тамбова учащиеся знакомятся не только с историей своего места жительства, но и с историей нашего государства. Очень эффективен урок в краеведческом  уголке, где школьники знакомятся с предметами старины и в дальнейшем имеют представление о прошлом времени. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Так, в 2006 году Тулупова С. представила работу «Моя семья в XX веке», где

прослеживается история  ее семьи  с 1904 года до современности. В данной работе наглядно можно увидеть полученные умения работы с источниками, анализировать собранный материал, планировать, работать с очевидцами событий, родителями.  Тулупова Светлана стала участницей региональной олимпиады по истории проводимой МГИМО (У) МИД РФ и успешно прошла все четыре этапа.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Например, при проведении уроков по истории Великой Отечественной войны  учащиеся самостоятельно добывают знания, встречаясь с жителями поселка, записывают их рассказы о состоянии тыла в годы войны, приносят на урок фотографии, справки, письма военного времени. Так как война затронула каждую семью, можно использовать задание для каждого ученика. Например: Кто из родственников воевал на фронтах Великой Отечественной войны? Откуда и когда призван, каков был его возраст на этот момент? В каком периоде, в каких сражениях участвовал?

Опиши известные тебе подвиги близких на фронте, приложи фотографии, письма, другие материалы об этом. Если имеются награды, боевые ранения, опиши их, сделай копии документов. Попробуй вместе с учителем истории (по рассказам близких) составить карту сражений, в которых приняли участие твои близкие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 Другой вариант: Как и чем твои родственники помогали фронту (посылали теплые вещи, письма на фронт, отдавали свои сбережения для строительства военной техники, работали, заменив ушедших на фронт)? Какими были в это время порядки, условия труда и быта? Как помогали беженцам, переселенцам? Приведи факты, примеры, найди вещественные свидетельства и фотоматериалы в подтверждение рассказам. Как жили в тылу, работали, учились? Кто из близких помнит эти события? Что и где происходило с ними в это время?

 Таким образом, каждый ученик принимает непосредственное участие в исследовании  прошлого. Особый интерес представляют творческие задания: - Представьте себе, что у вас появилась возможность написать письмо солдату Великой Отечественной (дедушке, другому родственнику) и т.д.

- Вообразите, что вы участник битвы за Москву (можно любой другой битвы). Опишите увиденное, уточните, в качестве кого вы принимаете участие в битве.

 Историю родного края важно рассматривать не  изолированно, саму по себе, а в контексте общероссийского исторического развития. Например, в урок «От Булавина да Пугачева» в Х классе  я включаю материал о распространении движения в Тамбовском крае, используя работу с документами по теме «Тамбовский край и восстание Е. Пугачева». При изучении истории России XIX века проводится урок  «Культура и быт Тамбовского края XIX века», где каждый ученик готовит и разрабатывает свое исследование по темам: образование, строительство, театр, занятия, знаменитые люди, развлечения. На этих уроках большое значение имеет работа с документами по истории Тамбовского края (для этого я использую хрестоматию «И пыль веков от хартии отряхнув…» Тамбов 1993).

   Особый интерес представляют исследовательские работы об истории своей семьи. Учащиеся 5 и 6 классов делают первые шаги в этом направлении: они  беседуют с родственниками, составляют свою родословную. Учащиеся 9 класса при изучении курса  «История России в XX веке» параллельно описывают  события жизни своей семьи по темам: «Откуда есть пошла фамилия»; «О революции 1917 года и гражданской войне»; «Коллективизация и индустриализация»; «Мои близкие на фронтах Великой Отечественной войны»; «Как ковалась Победа в тылу»; «Моя семья в послевоенное время»; «Семья, в которой я живу». В старших классах учащиеся делают более серьезные  исследовательские работы «Моя семья в XX веке» и участвуют в районных и областных конкурсах исследовательских работ.  В 2004-2005 уч. году - III Всероссийский конкурс  «Долг служения Отечеству», участвовали в конференции «Глинские чтения» в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в городе Москве; 2006 год -  областной конкурс «Велика Россия, а отступать некуда…»; 2007 год – областной конкурс – «Гвардейская гордость России»; 2008 год -  участие в областной научно – практической конференции «Грани творчества»; 2009 год- участие в областном конкурсе исследовательских работ «Моя земля, мои земляки…».

       Активными участниками краеведческой работы становятся родители, родственники, соседи, которые помогают при сборе материала.   

Почему так важна связь поколений, сохранение традиций своей семьи? Мир, в котором мы живем, постоянно напоминает нам о давно минувшем прошлом. Швейцарский психолог, основатель аналитической психологии К. Юнг первым заметил, что развитие психики человека во многом повторяет путь развития человечества в целом. Он был уверен, что в глубине души каждого из нас живет память об истории человеческого рода, а кроме личных свойств и качеств нам присущи и черты характера далеких предков. Именно память о них помогает нам не стать "людьми без роду и племени", ведь благодаря ей мы ощущаем свою "родовую принадлежность". Те же, кто давно ушел, не канут в небытие, пока их помнят потомки.

 Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного краеведческого уголка. Школьный краеведческий уголок — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг— успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Назрела необходимость в масштабах села, района организовать целенаправленную работу по фиксации воспоминаний  соотечественников по различным проблемам истории. Создание архивов устной истории является посильной задачей для учителя и ученика. Такую функцию выполняет краеведческий уголок в Краснокустовской СОШ, где я работаю. Основные направления собирательской работы: воспоминания сельскими жителями важнейших событий гражданской войны; жизнь крестьянина в 1930 - 1970–е годы; репрессии; военные годы 1941-1945; участие советских людей в стройках пятилетки, в афганской войне; народная культура и т.д. Для такой работы можно применять анкетирование, причем  анкеты  не должны быть постоянными, в них можно добавляться различные вопросы. Например: анкета «Создание колхозов»

  1. Где проживала Ваша семья?
  1. Какая была семья (состав семьи, образование, занятие членов семьи)?
  1. Сколько было земли в хозяйстве?
  2. Сколько имели скота (лошадей, коров, овец и т.д.)?
  3. Какие технические средства применялись в хозяйстве?
  4. Как распоряжались продуктами хозяйства?
  5. Как распределялись трудовые обязанности в семье?
  6. Применялся ли в хозяйстве наемный труд?
  7. Расскажите о крестьянском доколхозном быте?
  1. Каким было Ваше доколхозное хозяйство: бедняцким, середняцким, кулацким?
  2. Почему Вы вступили в колхоз? Как это происходило?
  3. Как жили и работали в колхозе?
  4. Как проводились хлебозаготовки? Были ли случаи недовольства крестьян хлебозаготовками? Какие?
  5. Как работали магазины, кооперация?
  6. Были ли случаи воровства продуктов, зерна из колхозных амбаров, у соседей?
  7. Что было радостного и трудного в первый год создания колхозов?
  8. Как жили в семье, чем питались?
  9. Чем занимались в свободное время (читали газеты, слушали радио, ходили в клуб и т.д.)?
  10. Что знали о Ленине, Сталине?
  11. Как в Вашей семье относились к кулакам?
  12. Как происходило раскулачивание в Вашем селе?
  13. Был ли голод в Вашем селе?
  14. Что Вы думаете о создании колхозов, о современных колхозах, о крестьянском труде и судьбе крестьянина?

     Собранный и представленный краеведческий материал широко используется на уроках истории и при проведении внеклассной работы. Например,  при проведении викторин, олимпиады, конференции, встречи с участниками исторических событий.

Обращение к экспонатам краеведческого уголка позволяет активизировать историческое мышление школьников.  При проведении урока «В гостях у горожанина XVI в.»  (6 класс) дети воочию видят  предметы старинного русского быта (чугунок, деревянные ложки, горшок, лапти, гребень и т.д.); к ним даются вопросы, задания и загадки. Разработано внеклассное мероприятие «Путешествие в прошлое», где учащиеся знакомятся с историей образования Тамбовского края, Тамбова, Мучкапа, пос. Красный Куст, путешествуя по ленте времени и исследуя краеведческие экспонаты.

       Группа старшеклассников постоянно проводит экскурсии по краеведческому уголку, помогает в проведении внеклассных мероприятий, участвует в исследовательской работе, пополняет материал по истории своего поселка в период своего становления и дальнейшего развития. Например, был собран материал о женщинах поселка - участницах Великой Отечественной войны, об учителях – ветеранах.  60-летию Великой Победы был посвящен классный час «Герои рядом», о ветеранах - краснокустовцах и их подвигах в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся написали рукописную книгу о ветеранах Великой Отечественной войны. В результате исследовательской деятельности учащиеся активно сотрудничали с местной газетой «Мучкапские новости», где были опубликованы их работы о ветеранах Великой Отечественной войны – краснокустовцах.

Суммируя сказанное, постараюсь сформулировать ключевые принципы эффективного применения краеведческого материал в учебно-воспитательном процессе. Его использование может быть эффективным тогда, когда краеведческий материал:

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

в) раскрывая специфические особенности развития родного Тамбовского края, тесно связан с общеисторическими событиями – именно тогда обращение к нему дает наибольший положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности и обеспечивает преемственность социокультурных традиций нашего края.

                          ЛИТЕРАТУРА:

  1. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе.- М.: Просвещение, 1982.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.-М.: Владос, 2001.
  3. Паршутин И.А. Патриотическое воспитание школьников в условиях села.//Справочник руководителя сельской школы.-2007-№1.
  4. Праздникова Г.З. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота.- Тамбов: ТОИПКРО, 2002.
  5. Праздникова Г.З. Горжусь я малой родиной своей, частицей необъятнейшей России.- Тамбов: ТОИПКРО, 2004.
  6. Трофимова Т.И. Школьный краеведческий музей.// Справочник руководителя сельской школы.-2007-№2.
  7. Шубенина С.И. Формирование гражданских качеств учащихся.// Справочник заместителя директора школы.- 2008- № 4.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

Тема: «Путешествие в прошлое»

                     (Об истории Тамбовского края).

Цели:

  • познакомить учащихся с историей образования родного края;
  • развить познавательный интерес к данной теме;
  • воспитывать чувства уважительного отношения к культуре родного края.

Оборудование:       лента времени, нарисованные (учащимися) предметы старины, предметы быта (из краеведческого уголка), карты – задания.

Эпиграф:               «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» В.М. Васнецов.

                        Ход занятия:

Ребята, сегодня мы попутешествуем по страницам истории  родного Тамбовского края.

                            Я вглядываюсь в глубь веков,

                            Страницы прошлого читая,

                            Чтоб знать друзей, чтоб знать врагов,

                            Знать всю судьбу родного края.

                              (Сергей Аксенов).

Вопрос: Ребята, а откуда мы узнаем о прошлом?

Ответы: из книг, рассказов, легенд, из археологических находок.

   

 Мы тоже сегодня археологи и будем вести раскопки.

  1. Первая вещь, которую мы нашли, это – старая, деревянная  башня. (прикрепляется к доске нарисованная башня).

Учащийся читает стихотворение  о Тамбове.

Учитель рассказывает об основании Тамбова в 1636г.

  1. Вторая вещь – это лук, стрелы, копье (прикрепляется рисунок к доске).

Рассказ учителя о назначении Тамбова в древние времена – охрана южных рубежей страны.

  1. Прикрепляется рисунок с гербом Тамбовской области.

Ученик ведет рассказ об истории образования герба Тамбова, учитель его дополняет.

  1. Изображение портрета Г. Р. Державина.

Рассказ о деятельности Г. Державина в Тамбове.

5.Изображение бытовых предметов.

Учитель ведет рассказ о быте древнего Тамбова.

 

Ученики участвуют в игре.

а) Что ели в древние годы?

         - на столах список возможных продуктов, нужно выбрать

           то, что  употребляли в пищу наши предки.

              Список продуктов.

               Черный хлеб;             рис; -

                Белый хлеб;               перец;

                Чай; -                          макароны; -

                Кофе; -                         рыба;

                Сахар; -                      помидоры; -

                Соль;                          капуста;

                Пиво;                          картофель;  -

                Горох;                         дыня;

                Греча;                          подсолнух.  -

                Просо;

                                                               

б) Чем пользовались наши предки?

         - на столе предметы быта (из краеведческого уголка), нужно

           объяснить, как они употреблялись в быту.

в) Единицы измерения длины.

            -Вершок= 4,45см.

            -Пядь = 4 вершкам = 17,78см.

            - Локоть = 38-46см.

            - Аршин = 71,12 см.

            - Сажень = 2,132 м.; маховая сажень = 1,76 м.;

               косая сажень = 2,48 м.

г) Загадки (о предметах старины и т. д.).

1.Красненькие сапожки

   В земле и в лукошке. (свекла )

2.Стоитu Арина рот  разиня. (ворота с запором)

3. Промеж  грядок  лежит гусь гладок. (огурец)    

4.Четыре брата под одной крышей живут (стол)

5.Сивая кобыла

По миру ходила,

К нам пришла –

По рукам пошла. (веник)

6.Поставлю – попарю,

Выну – поправлю,

Этот сдеру,

Другой положу. (блины)

  1. Чиста, да не вода;

Клейка, да не смола;

Сладка, да не мед;

От рогатого  берут

И живулькам дают. (молоко)

  1. Конь стальной, хвост льняной. (игла с ниткой)

Затем учитель прикрепляет к доске ленту – времени.

  • отмечается год основания Тамбова- 1636г.
  • отмечается дата 1730г. (первое упоминание о Мучкапе).   Дети читают стихотворение о Мучкапе, рассказывают об   истории образования Мучкапа.

Уезжал не раз на запад

И на юг, и на восток,

А уйти вот из Мучкапа

 До сих пор никак не мог.

Толь пастушеской свирелью

Из веков на много лет,

Толи жаворонка трелью

Я прикован на земле,

Где над речкою знакомой

С тихим всплеском голавлей

Пахнет дымом, пахнет домом,

Хлебной спелостью с полей.

 

Здесь во сне ли, наяву ли

У колодца для меня

Чуть насмешливо сверкнули

Две звезды средь бела дня.

Косогором выйдешь к роще

На раскрашенной заре –

Станешь чище, станешь проще,

Станешь мягче и добрей.

Край мой хлебный!

Радость – грусть,

Солнце в окна  теплой лапой.

Для меня, признаюсь, Русь

Начинается с Мучкапа.

- отмечается год 1923. Учащиеся читают стихотворение о п. Красный Куст и рассказывают об основании поселка.

                           В пути окрепший в вере

                           Шепчу, судьбе  молясь:

                           Красный Куст – мой берег,

                           Республика моя.

                          По зарослям, по полю

                         К тебе мой вечный бег,

                         Спешу по Божьей воле

                         Из путаницы вех.

                         К  тебе – по мановенью

                         Родства моей души

                         Ты – мой музей мгновений,

                         Из коих ткется жизнь.

                         Спешу увидеть рано,

                         Когда сверкнет роса,

                         Как ты главою храма

                         Врастаешь в небеса.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, кто автор стихов о  Мучкапе и п. Красный Куст?

Ответ: Кулаев Владимир Константинович – учитель русского языка и литературы нашей школы  (рассказ о нем).

Ребята, обратите внимание на ленту времени. Мы сегодня говорили о событиях 2 тысячелетия, об истории образования Тамбова, Мучкапа, п. Красный Куст.

       

Далее учитель отмечает 2002 г. и 2003 г.

Вопрос: Как вы думаете, какую дату я отметила ?

Ответ: год рождения учащихся 7 класса.

Учитель черным фломастером чертит линии  в последнем столетии.

Вопрос: Что я обозначила этой черной линией?

Ответ: война.

Ребята, сейчас мы живем уже  в 3 тысячелетии.

Вопрос: Что хорошего мы возьмем   с   собой, а плохое оставим в прошлом тысячелетии?

Ответы учащихся.

Я думаю, что все это будет зависеть от вас, ребята, от того как вы будете жить в новом тысячелетии.

Результативность мероприятия: ребята знакомятся с историей образования родного края; появляется интерес к изучению истории своего поселка, района; воспитывается чувство уважительного отношения к истории родного края.