Календарно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» (специальное коррекционное образование VIII вида)

Календарно-тематическое планирование содержит пояснительную записку, основные требования к умениям учащихся и планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

_____________/Мартыненко В.Н./

Протокол № ___

от «__» _____________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебной работе  МОУ «Журавлевская СОШ»

__________/Лучникова Д.И./

 

«__»________________2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Журавлевская СОШ»

___________/Самойлова О.В./

Приказ № ___

от  «__»______________2016 г.

Календарно-тематическое планирование

Мартыненко Веры Николаевны

Первая  квалификационная категория

по предмету «Письмо и развитие речи»

(специальное коррекционное образование VIII вида)

для ученика  5 класса Руденко Никиты,

обучающгося на дому

2016 - 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование разработано на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажновой.  «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы»  Москва, «Просвещение» 2013 г. 3.Учебного плана образовательного учреждения

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших классах  (5-9) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном понятийном материале.

            В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному  анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей  слова и различных частей речи.

Изучение состава слова направлено на  обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки  практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

В процессе работы с предложением формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения.

Уделяется внимание  формированию связной  письменной речи. В связи с этим ведется работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

 Социальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается  при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 5 класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников.

Цель: посредством уроков русского языка и чтения создать условия для социализации и реабилитации учащихся с последующей интеграцией их в общество.

Задачи:    

 1. Обучение грамматике и правописанию, выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формирование навыка беглого, осознанного чтения.

2.  Развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.

3.    Расширять знания учащихся об окружающем мире, воспитывать интерес к языку, умение пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.

Формы, методы и приёмы обучения:

форма обучения - урок

методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.

приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.

       Рабочая программа рассчитана на 135 часов в год.        На основании учебного графика школы на 2016-2017 учебный год календарно-тематическое планирование рассчитано на  163 чаав  в год.  

Основные требования к умениям учащихся

      1-й уровень

      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

      • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

      • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

      • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

      • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

      • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

      • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

      2-й уровень

      • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

      • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

      • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

      • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Календарно-тематическое планирование

3 часа работа с учителем, 2 часа – самостоятельные занятия (выделено курсивом)

№ п/п

Кол

часов

Дата

По плану

Дата

По факту

Тема урока

Примечание

Повторение

1

1

02.09

Звуки речи: гласные и согласные.

2

1

05.09

Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие).

3

1

06.09

Буквенная азбука — алфавит.

4

1

Знакомство с орфографическим словарем.

5

1

Знакомство с орфографическим словарем.

6

1

09.09

Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация

7

1

12.09

Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.

8

1

13.09

Разделительный ь.

9

1

Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

10

1

Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

11

1

16.09

      Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация

12

1

19.09

Установление несоответствия звука и буквы.

13

1

20.09

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

14

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

15

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

16

1

23.09

Ударные и безударные гласные.

17

1

26.09

Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции.

18

1

27.09

Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной.

19

1

Непроверяемые безударные гласные.

20

1

Непроверяемые безударные гласные.

21

1

30.09

Входная контрольная работа.

22

1

03.10

      Различение текста и не текста.

23

1

04.10

Определение темы текста. Заголовок

24

1

Выделение основной мысли.

25

1

Выделение основной мысли.

26

1

07.10

Предложение как единица речи

27

1

10.10

Связь слов в предложении.

28

1

11.10

Главные и второстепенные члены предложения.

29

1

Главные и второстепенные члены предложения.

30

1

Главные и второстепенные члены предложения.

31

1

14.10

Отличие предложения от текста

32

1

17.10

Деление текста на предложения. Границы предложений.

33

1

18.10

Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте

34

1

Связь предложений в тексте

35

1

Связь предложений в тексте

36

1

21.10

Обобщение изученного.

38

1

24.10

Обобщение изученного.

39

1

25.10

Контрольная работа за первую четверть. Диктант «Осень»

40

1

      Корень и однокоренные слова.

41

1

      Корень и однокоренные слова.

42

1

28.10

      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

43

1

07.11

      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

44

1

08.11

Непроверяемые безударные гласные.

45

1

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

46

1

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

47

1

11.11

Непроизносимые согласные в корне.

48

1

14.11

Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту.

49

1

15.11

Двойные согласные в корне.

50

1

Составление словаря с двойными согласными в корне.

51

1

Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

52

1

18.11

Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания

53

1

21.11

Связь слов в предложении с помощью окончания

54

1

22.11

Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки.

55

1

Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона)

56

1

Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона)

57

1

25.11

Приставка и предлог. Их различение.

58

1

28.11

Разделительный ъ в словах с приставками.

59

1

29.11

Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

60

1

Суффиксы с уменьшительно ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)

61

1

Суффиксы с уменьшительно ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)

62

1

02.12

Тема и основная мысль

63

1

05.12

Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль).

64

1

06.12

Проверочная раота

65

1

Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик

66

1

Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик

67

1

09.12

Слово как название предмета, его признака или действия.

68

1

12.12.

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

69

1

13.12

Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

70

1

Имя существительное. Значение в речи. 

71

Имя существительное. Значение в речи. 

72

1

16.12

Контрольная работа. Диктант «В тайге».

73

1

19.12

Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д

74

1

20.12

Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению.

75

1

Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).

76

1

Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).

77

1

23.12

      Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

78

1

09.01

      Большая буква в именах собственных.

79

1

10.01

Адрес на конверте. Поздравительная открытка

80

1

Правильное написание названий праздников.

81

1

Правильное написание названий праздников.

82

1

13.01

Изменение имен существительных по числам

83

1

16.01

Род имен существительных

84

1

17.01

Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

85

1

Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

86

1

Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

87

1

20.01

Изменение существительных по падежам (склонение).

88

1

23.01

Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.

89

1

24.01

Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.

90

1

Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

91

1

Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

92

1

27.01

Предлоги и падежи.

93

1

30.01

Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении.

94

1

31.01

Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

95

1

Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

96

1

Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

97

1

03.02

Изложение

98

1

06.03

Выделение опорных слов (существительных) в тексте и восстановление текста по плану и опорным словам.

99

1

07.02

      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

100

1

      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

101

1

      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

102

1

10.02

Имя прилагательное. Значение в речи

103

1

13.02

Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

104

1

14.02

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

105

1

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

106

1

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

107

1

17.02

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

108

1

20.02

Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

109

1

21.02

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных.

110

1

27.02

Наблюдение за родовыми окончаниями.

111

1

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

112

1

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

113

1

28.02

Контрольная работа за третью четверть. Диктант «Пингвины».

114

1

03.03

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.

115

1

06.03

Распространение предложений именами прилагательными.

116

1

Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку.

117

1

Создание текста по опорным словосочетаниям.

118

1

07.03

Глагол. Значение в речи.

119

1

10.03

Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).

120

1

13.03

Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

121

1

Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам.

122

1

Выделение из текста глаголов и восстановление текста по опорным словам.

123

1

14.03

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

124

1

17.03

Нераспространенное и распространенное предложения.

125

1

27.03

Главные и второстепенные члены предложения

126

1

Распространение предложения

127

1

Распространение предложения

128

1

28.03

Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

129

1

31.03

Выделение из предложения словосочетаний

130

1

03.04

Постановка вопросов от главного слова к зависимому.

131

1

Составление предложений с данными словосочетаниями.

132

1

Составление предложений с данными словосочетаниями.

133

1

04.04

      Наблюдение над интонацией предложения

134

1

07.04

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

135

1

10.04

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

136

1

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

137

1

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

138

1

11.04

Выделение вопросительных слов в предложении

139

1

14.04

Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

140

1

17.04

Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

141

1

Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

142

1

Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

143

1

18.04

      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении

144

1

21.04

      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении

145

1

24.04

Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию).

146

1

Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию).

147

1

Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию).

148

1

25.04

Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).

149

1

28.04

Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).

150

1

02.05

      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании).

151

1

      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании).

152

1

      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании).

153

1

05.05

Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения

154

1

12.05

Паузы в связи со знаками препинания

155

1

15.05

Практическое знакомство с однородными членами предложения.

156

1

Интонация перечисления.

157

1

Интонация перечисления.

158

1

16.05

Структура текста.

159

1

19.05

Части текста, красная строка.

160

1

22.05

Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз

161

1

Работа с деформированным текстом.

162

1

Работа с деформированным текстом.

163

1

23.05

Годовая контрольная работа.

Диктант «В деревне».

Содержание программы

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Звуки и буквы. Текст (9 ч)

      Повторение.

      Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.

      Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.

      Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

      Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

      Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.

      Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

Предложение. Текст (6 ч)

      Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

      Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).

Слово. Текст (85 ч)

Состав слова (20 ч)

      Корень и однокоренные слова.

      Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.

      Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

      Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.

      Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.

      Разделительный ъ в словах с приставками.

      Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.)

      Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).

Части речи (65 ч)

      Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

      Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.

      Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).

      Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

      Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.

      Изменение имен существительных по числам.

      Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

      Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.

      Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.

      Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

      Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

      Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.

      Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

      Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

      Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

      Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

      Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

      Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.

      Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.

      Распространение предложений именами прилагательными.

      Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.

      Глагол. Значение в речи.

      Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).

      Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

      Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.

      Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

Предложение. Текст (16 ч)

      Нераспространенное и распространенное предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

      Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

      Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

      Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

      Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.

      Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).

      Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

      Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.

      Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

Связная речь (9 ч)

      Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.

      Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.

      Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.

      Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.

      Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).

      Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.

      Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.

      Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.

      Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

      СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажновой.  «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы»  Москва, «Просвещение» 2013 г
  2. Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская.  Русский язык. 5 класс Учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. 5-е издание , М. – «Просвещение» 2011