Рабочая программа по элективному курсу "Риторика" для 10-11 классов

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, содержание тем учебного курса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   общеобразовательное учреждение

«Журавлевская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области »

«Согласовано»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

_______Мартыненко В.Н.

Протокол № ___ от

«____»____________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по учебной работе     МОУ «Журавлевская СОШ»              

_________

«____»___________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор  МОУ

«Журавлевская СОШ»              

_________ Самойлова О.В.

Приказ № ___ от «___»_____________ 2016 г.

Рабочая программа

по элективному  курсу

«Риторика»

11  класс

Базовый уровень

2015 – 2016 учебный год                                                                                                                                                          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  курса «Риторика» для 10-11классов составлена на основе:

учебного плана МОУ «Журавлевская СОШ»;  календарного учебного графика школы;

с опорой на авторскую программу А.К. Михальской (Риторика. 10 –11 классы. Базовый

уровень. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК А.К.

Михальской/Сайт «Издательство «Дрофа», 2012-http://www.drofa.ru).

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

4. Содержание учебного предмета, включая тематику практических занятий по предмету.

5. Тематическое планирование с указанием количества контрольных, практических,

лабораторных работ.

6.  Описание  учебно-методического  и  материально-технического  обеспечения

образовательного процесса.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Контрольно-измерительные материалы оформляются отдельно в виде приложения.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Курс риторики дает возможность обучающимся 10 – 11 классов овладеть не только

культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Риторика – единственная

дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных

произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При

этом  знания  из  области  литературы,  русского  языка,  истории  не  только систематизируются, но актуализируются.

Принципы отбора материала для данной программы определяются ее основной

целью – предоставление обучающимся современного риторического образования – и ее

основными задачами:

  •  приобщить обучающихся к истории отечественной риторической культуры,

включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного индивидуализированного, культурного и свободного слова;

  •  помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в

области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных

диалогических форм речевого общения, т.е. получить необходимые для успешной

социализации компетенции.

Программа предполагает:

  •  предоставление обучающимся основ знаний о речевом общении, принципах его

совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;

      -  освоение обучающимися методов и способов работы над своей речью, принципов

эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;

  •  формирование у школьников понимания реальности и важности национально-

культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Содержание обучения риторике по данной программе рассчитано на 70 часов за два

года обучения. Курс риторики введен в качестве поддерживающего курса при изучении

русского языка на углубленном уровне.

Программа предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  1. умение анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
  2. умение реализовать данную стратегию  в дискурсе;
  3. умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;
  4. навык использования системы этапов речи-мысли об объекте, представленном в риторическом каноне;
  5.  основные навыки речи (оратории) – публичного выступления: навыки оценки аудитории, самоконтроля на протяжении речи, свободного владения самим собой и собственным словом;
  6.  основные навыки ведения беседы – навыки оценки ситуации речи и собеседника (собеседников), нахождения речевого контакта и поддержание его на протяжении общения, быстроты реакции на реплику собеседника;
  7. Основные навыки активного слушания.

10 КЛАСС.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО РИТОРИКЕ.

п/п

Наименование

тем

Кол.

часов

Содержание тем учебного курса

1

Введение

2

Традиционное определение риторики. Риторика в

современном мире.

2

История и особенности

русского речевого идеала

4

Предмет риторики в античной Греции. Предмет

риторики в России. Определение современной

риторики. Современная общая и частная риторики.

3

Основные  риторические

категории и   элементы речевого

мастерства

15

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация.

Структура речевой ситуации. Словесный поступок (речевой акт). Виды сообщений: прямое и косвенное. Гармония речевого общения и образ

говорящего. Важнейшие качества говорящего.

Уверенность. Другие необходимые качества говорящего. Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации. Принципы

близости и конкретности речи. Второй закон риторики. Третий закон риторики. Четвертый закон риторики. Единство общериторических законов.

Классический риторический канон и его этапы. Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата.

4

Мастерство беседы

6

Этика современного речевого поведения. Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии

дискурса. Развитие «чувства аудитории». Топика.

Топы «род и вид», «определение», «целое и части».

Топы «свойства», «сопоставление», «причины и

следствия». Топы «обстоятельства», «пример» и

«свидетельство», «имя».

5

Основы

риторики

делового

общения

8

Смысловая схема речи. Расположение

(диспозиция). Как описать предмет речи.

Мастерство описания: импровизация. Как рассказать истории? Мастерство повествования: импровизация. Как говорить, рассуждая?

Классическая хрия. Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация. Нестрогие модели хрии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего  

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Введение

2

2

0

2

История и особенности русского речевого идеала

4

2

2

3

Основные риторические категории и элементы  речевого мастерства

15

8

7

4

Мастерство беседы  

6

2

4

5

Основы риторики делового общения

8

3

5

Итого по разделу  

35

17

18

11 КЛАСС.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО РИТОРИКЕ.

п/п

Наименование

тем

Кол.

часов

Содержание тем учебного курса

1

Основные

риторические

категории и элементы

речевого мастерства

17

Риторический троп. Метафора и метонимия. Ирония, парадокс, намѐк. Риторическая фигура.

Антитеза, градация. Повтор. Период.

Фигуры диалогизации. Риторический анализ речи.

Риторический эскиз речи. Оратория.

Нравственный долг оратора.

Структура публичного выступления и его эскиз. Эпидейктическая речь. Аргументирующая речь.

Введение. Заключение. Основная часть аргументирующей речи

Информирующая речь. Управление вниманием аудитории и подготовка к речи Импровизированное

Выступление Движение в речи:  мимика, жест.

2

Мастерство беседы  

10

Беседа и еѐ типы. Путь к взаимопониманию. Неофициальная беседа и еѐ жанры. Непродуктивные

типы беседы. Основы деловой беседы. Мастерство комплимента и тоста. Спор: стратегии, так-

тики, поведение. Виды аргументов: общая классификация.

Рациональные аргументы.

Эмоциональные (иррациональные) аргументы. Доказательство: структура и виды. Ошибки и уловки

в аргументации: операции с тезисом

Ошибки и уловки в аргументации: нарушения в доводах и демонстрации.

3

История и

особенности русского

речевого идеала

8

История риторики и риторический идеал. Риторический идеал Древней Греции. Риторический

идеал Древнего Рима. Слово в Древней Руси: цели и жанры.

Красноречие в древней российской истории. Красноречие в  древнерусской культуре.

Особенности древнерусского риторического идеала. Русский риторический идеал сегодня.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего  

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Основные риторические

категории и элементы

речевого мастерства

17

10

7

2

Мастерство беседы  

10

4

6

3

История и особенности

русского речевого идеала

8

6

2

Итого по разделу  

35

20

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

        Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

        Риторические знаки как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей  и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

        Источники курса и истоки современной риторики.

 Раздел 1.

История и особенности русского речевого идеала

  1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого  (риторического)

идеала – исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевогоидеала в контексте истории русской

культуры.

  1. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон.

«Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического)  и сократического (эвристического) диалога.

        Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине»), уравновешенность («годность»,  «фругалитас» Цицерона).

  1. Риторический идеал раннего  христианства. Речевой образец евангельских текстов

(Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

        Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

  1. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и

специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Раздел 2.

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

  1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения

эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

        Категория монолога и диалога и формы речевого общения.

  1. Оратория: мастерство публичного выступления:
  1. Принципы подготовки к публичной речи.
  2. Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной

неориторике.  Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения.  Коммуникативность речи и речевого поведения: средств достижения контакта с адресатом.

  1. Основные элементы  речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат,

аудитория), предмет речи, условия  речевого общения.

  1. Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать.

Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

  1. Фактор аудитории. Построение речи по законам адресата. Социология и

психология аудитории. Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения  оратора.

  1. Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная

продолжительность речи  и её частей,  особенности структуры и формы  публичной  речи,  направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное,  содержательное,  физическое – жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

  1. Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные

принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

  1. Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические  признаки речи и основные

параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приемы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы  работы над звуковой стороной своей  речи.

  1. Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные

этапы. Классический  риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использования техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

  1. Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности

импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.

  1. Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: а)

цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы  и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм; б) риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

  1. Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

Раздел 3.

Мастерство беседы  

  1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и

коммуникативный  смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия и тактика. Типы беседы и соотношение  речевых ролей собеседников.

  1. Архитектура беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роль.

Истоки нарушений понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.

  1. Искусство выражать свое мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические

категории. Допустимая  степень  категоричности высказывания и национальные речевые традиции.

  1. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и

уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

  1. Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приемы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.

Раздел 4.

Основы риторики делового общения.

  1. Риторика делового общения: её предмет и задачи как одной из частных

риторик; значение в общественной и частной жизни. Особенности  делового общения. Его важнейшие формы.

  1. Деловая беседа. Определение, функции, риторические особенности. Ситуация

деловой беседы, цели и речевое поведение собеседников; стратегия и тактика деловой беседы. Структура и  типы деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

  1. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение

выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа по риторике для 10 – 11    классов автор А.К. Михальская М.: Дрофа.

2010 г.

Учебник  А.К. Михальская Риторика. 10 – 11 классы: базовый уровень. – М.: Дрофа.

2013 г.

ЛИТЕРАТУРА.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.  Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика

древнегреческой литературы. — М., 1981.

2.  Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. — М., 1998.

3.  А н н у ш к и н В. И. Язык и жизнь. Книга о русском языке — речи — слове. — М.,

2010.

4.  Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. — М.; Л., 1991.

5.  Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. — М., 1978.

6.  Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1994.

7.  Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991.

8.  Безменова Н. А. Речевое воздействие как риторическая проблема // Проблемы

эффективности речевой коммуникации. — М., 1989.

9.  Виноградов В. В. Поэтика и риторика // Избранные труды. О языке

художественной прозы. — М., 1980.

10.  Волков А. А. Основы русской риторики. — М., 1996.

11.  Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М.,

1989.

12.  Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. — М., 1986.

13.  Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе ХVII в. — М.,

1990.

14.  Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994.

15.  Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание римского Египта. —

М., 1988.

16.  Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. — М., 2002.

17.  Красноречие Древней Руси (ХI—ХVII вв.) / сост. Т. В. Черторицкая. — М., 1987.

18.  Лихачѐв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979.

19.  Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969.

20.  Лосев А. Ф., Т а х о – Г о д и А. А. Платон. Жизнеописание. — М., 1977.

21.  Михальская А. К. Русский Сократ. — М., 1996.

22.  Михальская А. К. Педагогическая риторика. — М., 1998; 2-е изд. — Ростов н/Д,

2012.

23.  Михальская А. К. Методические рекомендации к учебнику «Основы риторики.

10—11 классы». — М., 2002.

24.  Михальская А. К. Педагогическая риторика: История и теория. — Ростов н/Д, 2013.

25.  Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика. — М., 2013.

26.  Поэтика древнегреческой литературы / отв. ред. С. С. Аверинцев. — М., 1981.

27.  Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1999.

28.  Розеншток – Хюсси О. Речь и действительность. — М., 1994.

29.  Русская риторика. Хрестоматия / авт.-сост. Л. К. Граудина. —М., 1996.

30.  Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде. — Тула, 2001.

31.  Чистякова И.Ю. Русская политическая оратория первой половины ХХ в. —

Астрахань, 2006.

32.  Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды. — М., 2011.

33.  Щербинина Ю.В. Учимся предотвращать речевую агрессию. — М., 2012.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.  Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1980.

2.  Аристотель. Риторика//Античные риторики. — М., 1978.

3.  Демосфен. Речи. — М., 1994.

4.  ЛомоносовМ.В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч. — М.; Л.,

1952. — Т. 7.

5.  Платон. Диалоги «Горгий», «Протагор», «Федр», «Пир» // Собр. соч. в 4 т. — М.,

1990—1994.

6.  Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.