Формы взаимодействия с педагогами.
Взаимодействие с педагогами.

Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План взаимодействия воспитателя подготовительной группы № 6 «Смешарики»
Ляпустиной Натальи Юрьевны с педагогами и узкими специалистами
на 2024-2025 учебный год.
Месяц | Тема мероприятия | Ответственный | ||
Сентябрь | 1. Проведение родительского собрания " Возрастные особенности детей шестого года." 2. Установление психологического фона развития познавательной, личностной и эмоционально - волевой сфер у детей" 3. Рекомендации по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми. 4. Информационный стенд "Предупреждение травматизма у детей дошкольного возраста" | Ст. воспитатель Мед. сестра Психолог Логопед Зам. заведующего | ||
Октябрь | 1. Правила организации рабочего дня. 2. Рекомендации по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений.) 3. Углубленное психологическое обследование детей по результатам мониторинга. 4. Оказание помощи в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов для осеннего праздника. 5. Беседа с детьми о ЗОЖ. 6. Беседа об особенностях работы с леворукими детьми (четверо в группе) | Ст. воспитатель Логопед Психолог Муз. руководитель Мед. сестра Преподаватель Психолог | ||
Ноябрь | 1. Консультация для родителей "Профилактические прививки - вред или польза?" 2. Изучение познавательной активности детей. 3. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. 4. Ознакомление с некоторыми приемами постановки звуков у детей. 5. Организация музыкальной среды в группе. 6. Физическое состояние детей группы. Индивидуальные консультации и рекомендации для родителей. | Мед. сестра Психолог Ст. воспитатель Логопед Муз. руководитель Инструктор по физической культуре | ||
Декабрь | 1. Проведение родительского собрания "Проблемы обеспечения безопасности детей в детском саду и дома." 2. Организация двигательного режима детей на прогулках зимой. 3. Беседа о развитии речевого дыхания у детей. 4. Мониторинг внутрисемейных отношений группы. По методике "рисунок семьи" 5. Рекомендации по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. 6. Определение близких, средних и дальних перспектив реализации плана ДОУ. | Зам. заведующего Инструктор по физической культуре Муз. руководитель Психолог Логопед Ст. воспитатель | ||
Январь | 1. Формируем потребность в здоровом образе жизни. 2. Организация выпуска фотогазеты "Азбука здоровья" 3. Консультация "Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей." 4. Выработка индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с особенностями в развитии. 5. "Осторожно! Пиротехника"! | Инструктор по физической культуре Мед. сестра Логопед Психолог Зам. заведующего | ||
Февраль | 1. Консультирование родителей по запросам и по необходимости. 2. Создание коррекционно-развивающей среды в группе. 3. Профилактика внебольничной пневмонии. 4. Правила противопожарной безопасности. 5. Проведение музыкальных игр на уточнение и закрепление поставленных звуков. | Психолог Логопед Мед. сестра Зам. заведующего Муз. руководитель | ||
Март | 1. Рекомендации по проведению работы над развитием связной речи детей. 2. Оказание помощи в разучивании с детьми песен, ритмических движений весеннего утренника. 3. Как уберечься от простуды. 4. Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ. Анкетирование родителей. 5. Подготовка наглядных материалов для стендовой информации для родителей по организации ЗОЖ. | Логопед Муз. руководитель Мед. сестра Психолог Инструктор по физической культуре | ||
Апрель | 1. Психоэмоциональное напряжение у детей. методы и приемы профилактики. 2. Совместное изготовление нестандартного музыкального оборудования. 3. Рекомендации по выработке у детей контроля за правильным звукопроизношением. 4. Подвижные игры на прогулке с учетом развития основных видов движений в теплое время года. 5. Информационный стенд "Психология детей и безопасность дорожного движения". | Психолог Муз. руководитель Логопед Инструктор по физической культуре Психолог | ||
Май | 1. Оздоровление детей в летний период. 2. Выявление психологического фона развития познавательной, личностной и эмоционально - волевой сфер у ребенка. 3.Итоговое родительское собрание "Наши успехи". 4. Практические и теоретические рекомендации по осуществлению коррекционно - логопедических мероприятий во время летнего периода. 5. Оказать помощь в разучивании с детьми песен, ритмических движений досугового мероприятия «Здравствуй, лето красное!" | Мед. сестра Психолог Инструктор по физической культуре Ст. воспитатель Логопед Муз. руководитель | ||
Предварительный просмотр:
Выступление перед коллегами. Трансляция опыта по познавательному направлению с детьми.
Как мы познаём мир.
Дети старшего дошкольного возраста – это почемучки. У них пытливый ум, они любознательны. Они растут, обычный маленький мир расширяется, они больше хотят о нем узнать. О том, как происходит познание мира в нашей группе, о системе нашей работы я хочу рассказать.
Дети наблюдательны по своей натуре. Конечно же, начало познания мира – это наблюдения за окружающим миром, за природой, погодой, живым и неживым миром. (слайд – прогулки)
В группе есть уголок природы, где дети заботятся о комнатных растениях, работают с календарем природы. (слайд- календарь природы)
Как способ познания мира – создание коллекций. (слайд-коллекции)
Информацию о мире нужно черпать из книг. Всевозможные энциклопедии, книги в группе.
Пространственно-развивающая среда разделена на зоны. Одна из зон – это трансформируемая мини-лаборатория. В зависимости от изучаемой темы, интересов детей выставляются специальные лоточки с материалом для опытов. На каждом лоточке сигнальным цветом выделена тема опыта. Например, голубым- опыт с водой, желтым – с песком и т.д. Есть места для хранения посуды и материалов для опытов. Дети работают за столами.
Все материалы, опыты соответствуют возрасту детей, их возможностям, содержанию программы, безопасны, находятся на уровне глаз детей, доступны, дети могут по желанию брать их и работать, играть.
Так же нужно сказать, что среда группы полифункциональная, то есть, дети используют предметы для опытов, которые находятся в других зонах (пластмассовую посуду, гуашь, природный материал, кубики), когда готовят себе рабочее место для опыта.
Помимо познавательных занятий, где происходит знакомство с той или иной темой, дети добывают знания сами во время игр-экспериментов. Они группируются в микрогруппы, парами по интересам, готовят рабочее место, выбирают опыты, меняются лоточками. После этого на листах бумаги зарисовывают то, как и с чем они работали. Потом мы собираемся все вместе и рассказываем друг другу, что мы наблюдали, делаем выводы. Здесь много плюсов. А именно: социализация детей (взаимодействие друг с другом), коммуникация (проговаривание результатов), информационная осведомленность (получение знаний).
Как особое средство обучения, закрепления изучаемого материала, форма совместной деятельности взрослого и ребенка мы практикуем создание специальной книги. ЛЭП бук (lap book) переводится с английского как «наколенная книга»: «ЛЭП»-«колени», «бук»- «книга». ЛЭП бук- это самодельная книга или папка. В ней собран материал по какой-то определенной теме. Это книга с кармашками, дверками, книжками-раскладушками, окошечками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Такие папки существовали в недавнем прошлом у нас в России.
При этом это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно было выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить материал. Это еще и форма совместной деятельности взрослого и ребенка. В данном случае родителей и их детей. Создание книги поможет ребенку закрепить и систематизировать материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Книга интерактивна, то есть происходит взаимодействие ребенка с книгой, с информацией. Работая над созданием книги, ребенок учится искать, сортировать информацию, анализировать, организовывать по своему желанию, креативно оформляет ее, использует всевозможные цвета и формы. Это умение пригодится ему в дальнейшем в школе при написании рефератов, в работе над проектами. Ребенок учится самостоятельности. ЛЭП бук уникален, так как при создании его выражается восприятие ребенком изучаемой темы. Такая книга хороша, когда её создает группа детей. Здесь распределяются обязанности. Дети учатся договариваться, работать сообща, вырабатывается ответственность за свое дело.
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП.
Грамота –умение читать и писать.
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Главная цель – формирование умения у ребенка ориентироваться в звуковой системе русского языка, знакомство с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Развивать фонематический слух детей.
- Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки.
- Формировать представление о предложении.
- Учить овладевать навыками моделирования слов и предложений.
- Знакомить со всеми буквами русского алфавита.
- Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста - это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.
Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.
Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука.
Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.
Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.
Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.
В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с']), [3] ([з']), [ц]), а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]).
В старшей группе целесообразно проводить интегрированные занятия по развитию речи, включающие все направления работы по речевому развитию детей, начиная с произносительной стороны речи, совершенствования фонематических процессов, заканчивая совершенствованием грамматического строя и развитием связной речи детей.
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков как внутри одной подгруппы звуков [[с] - [3], [с] - [ц]; [ш] - [ж], [ч] - [ш]; [л] - [р], [л'] - [р']), так и в разных подгруппах ([c] - [ш], [3] - [ж], [c'] - [ш], [ч] - [т], [л'] - [i], [л] - [i]).
Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. Одновременно у детей отрабатываются четкость произношения, внятность дикции, интонационная выразительность, умение управлять голосом, говорить громко и тихо, в нормальном темпе и более быстро и т. п.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.
Хочется предупредить возможные ошибки педагогов и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска).
Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке к обучению грамоте. В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинается именно в старшей группе.
Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО.
Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]). Дошкольников знакомят с правильными названиями букв, когда они познакомились со всеми буквами алфавита и начали читать предложения.
Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой. Представьте, как будут звучать слова со звуком [л] у ребенка, который произносит этот звук как губно-зубной: [вук], [вампа], [Ковобок], то есть ребенок будет произносить вместо звука [л] звук, похожий на [в], и букву л он будет называть буквой в. В дальнейшем это станет основой для возникновения у ребенка дисграфии.
В подготовительной к школе группе работа над звуковой культурой речи проводится как составляющая занятий по развитию речи, как и в старшей группе. Воспитатели следят за речью детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, во время режимных моментов, в игровой деятельности.
Хочется обратить внимание педагогов на то, что детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ слов с йотированными, то есть вы не подбираете слов, в которых есть буквы е, ё, ю, я для выполнения звукового и звукобуквенного анализа.
Совершенствуя фонематические процессы у дошкольников на занятиях по развитию речи, воспитатели формируют у них представления о глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных, учат производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику каждого звука.
Давайте запомним:
1. Звуки - звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.
3. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) и обозначаются синим цветом.
5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко) и обозначаются зеленым цветом.
6. Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
7. Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Формирование навыков элементарного анализа, в свою очередь, состоит из частей:
— выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
— определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
— нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
— сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
— далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
— затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
— и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов звуков и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма.
