УМК по геометрии для 7—9 классов Л.С. Атанасяна.

Духина Марина Васильевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа программа по геометрии для обучающихся   8 класса составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.         Образовательный стандарта  основного общего образования по математике.

2.         Программа для общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008).

3.         Учебный план МБОУ «Алешковская  школа» на 2016-2017 учебный год.

Общие цели соответствующего уровня образования с учетом специфики учебного предмета

 Программа выполняет две основные функции.

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратеги обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов.

Цели:  

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для  применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,  продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знание, таким образом, решаются следующие задачи:

●      введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;

●      развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

●      совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

●      формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

●      совершенствование навыков решения задач на доказательство;

●      отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

●      расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

          На преподавание геометрии в  8 классе  отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, из них на контрольные работы - 6 часов, профиль – базовый.

Содержание курса

I. Четырёхугольники. (14 ч)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

•        Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.

•        Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.

•        Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.

II. Площадь. (13 ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

•        Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.

•        Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.

•        Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.

III. Подобные треугольники. (18 ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

•        Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.

•        Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.

•        Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.

•        Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.

IV. Окружность. (17 ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

•        Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.

•        Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.

•        Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.

•        Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.

V. Повторение (6 ч.)

Календарно-тематическое планирование по геометрии,  8 класс, 2015-2016 учебный год

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

план

факт

Глава V. Четырёхугольники.        14 ч.

1

Многоугольники.

1

2

Многоугольники.

1

3

 Параллелограмм

1

4

 Параллелограмм

1

5

 Параллелограмм

1

6

Трапеция

1

7

Трапеция

1

8

 Параллелограмм и трапеция

1

9

 Прямоугольник

1

10

Ромб и квадрат

1

11

 Прямоугольник, ромб, квадрат

1

12

Осевая и центральная симметрия

1

13

Решение задач.

1

14

Контрольная работа № 1

по теме  «Четырёхугольники»

1

план

факт

Глава VI. Площадь. 13 ч.

15

Площадь многоугольника.

1

16

Площадь многоугольника.

1

17

Площадь параллелограмма

1

18

Площадь параллелограмма

1

19

Площадь треугольника

1

20

Площадь трапеции

1

21

Площадь трапеции

1

22

Теорема Пифагора.

1

23

Теорема Пифагора.

1

24

Теорема Пифагора.

1

25

Решение задач

1

26

Решение задач

1

27

Контрольная работа № 2

по теме «Площадь».

1

план

факт

Глава VII. Подобные треугольники.        18 ч.

28

 Определение подобных треугольников.

1

29

 Определение подобных треугольников.

1

30

Первый признак подобия треугольников.

1

31

Первый признак подобия треугольников.

1

32

Второй признак подобия треугольников.

1

33

Второй признак подобия треугольников.

1

34

Третий признак подобия треугольников.

1

35

Решение задач

1

36

Контрольная работа № 3

по теме «Подобные треугольники».

1

37

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

38

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

39

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

40

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

41

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1

42

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

43

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

44

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

45

Контрольная работа № 4

по теме «Подобные треугольники».

1

план

факт

Глава VIII. Окружность.        17 ч.

46

Касательная к окружности.

1

47

Касательная к окружности.

1

48

Касательная к окружности.

1

49

Центральные и вписанные углы.

1

50

Центральные и вписанные углы.

1

51

Центральные и вписанные углы.

1

52

Центральные и вписанные углы.

1

53

Четыре замечательные точки треугольника.

1

54

Четыре замечательные точки треугольника.

1

55

Четыре замечательные точки треугольника.

1

56

Вписанная и описанная окружности.        

1

57

Вписанная и описанная окружности.        

1

58

Вписанная и описанная окружности.        

1

59

Вписанная и описанная окружности.        

1

60

Решение задач.

1

61

Решение задач.

1

62

Контрольная работа № 5

по теме «Окружность.».

1

план

факт

Повторение. Решение задач.        6 ч.

63

Четырёхугольники

1

64

Площадь многоугольника

1

65

Подобные треугольники

1

66

Окружность

1

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Урок обобщения и повторения

1

Шкала оценивания:

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:  

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

 

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

 

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

 

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

 

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

 допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

 допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

 

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

 неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

 имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

 ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

 не раскрыто основное содержание учебного материала;

 обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

 допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Описание УМК:

  1. Учебник: Атанасян Л.С..  Геометрия. Учебник для 7-9 классов.- М.:  «Просвещение», 2009
  2. Геометрия. Тематические тесты. 8 класс/Т.М. Мищенко, А.Д.Блинников.-М.: Просвещение, 2008.-128с.
  3. Контрольные работы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева «Геометрия 7-9» / Н.Б. Мельникова. М.: Издательство Экзамен», 2009.-63 с.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы имеется все необходимое материально-техническое обеспечение: набор демонстрационных чертежных  инструментов,  мультимедийный проектор, компьютер, копировально-множительная техника.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

      В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». 

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Содержание рабочей программы

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
  • примерной программы по математике основного общего образования и Программы по геометрии. 7-9 классы. Л.С. Атанасян и др. (М.: Просвещение, 2008);
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
  • учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Компьютерное обеспечение уроков

       В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

        Изучение многих тем в математике связано с знанием и пониманием свойств элементарных функций. Решение уравнений, неравенств, различных задач предполагает глубокое знание поведения элементарных функций. Научиться распознавать графики таких функций, суметь рассказать об их свойствах помогают компьютерные слайды .

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий. 

Тренировочные упражнения.

    Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

      Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

Примерное распределение часов по темам:

Содержание учебного материала

Кол-во часов

по примерной программе

Кол-во часов

по рабочей программе

1.

Начальные геометрические сведения  

10

10

2.

Треугольники   

17

17

3.

Параллельные прямые 

13

13

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольников  

18

20

(2 ч из повторения)

5.

Повторение   

10

8

 

Итого:

68

 68

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Тема 1. «Начальные геометрические сведения» (10 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Возникновение геометрии из практики.
  • Начальные понятия и теоремы геометрии
  • Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
  • Точка, прямая и плоскость.
  • Понятие о геометрическом месте точек.
  • Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
  • Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
  • Перпендикулярность прямых.

Программа. Контроль выполнения

Программа

Кол-во час

Контроль

 и

отметки

Компьютерное обеспечение

урока

У-1. Урок-лекция  "Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия и теоремы геометрии: Прямая и отрезок. Луч и угол".

1

Демонстрационный материал "Точки, прямые, отрезки"

Демонстрационный материал

"Луч и угол"

У-2. Урок-закрепление изученного

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 1. «Точки, прямые, отрезки»

У-3. Комбинированный урок "Сравнение отрезков и углов"

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 2. «Луч и угол»

У-4. Урок-практикум "Измерение отрезков и углов"

1

Практическая работа №1 "Измерение отрезков и углов"

CD Математика  5-11. Упражнения «Измерение отрезков и углов»

У-5. Урок - решение задач

1

Устный счет

Практическая работа №2 "Смежные и вертикальные углы"

Задания для устного счета.

Упр. 3. «Измерение отрезков»

У-6. Урок - решение задач

1

Устный счет Самостоятельная работа 1.1

«Начальные геометрические сведения»

Задания для устного счета.

Упр. 4. «Измерение углов»

У-7. Комбинированный урок "Перпендикулярные прямые"

1

Практическая работа №3 "Перпендикулярные прямые"

Демонстрационный материал "Перпендикулярные прямые"

У-8. Урок-решение задач

1

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-9. Урок-обобщение знаний

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 1,2,3,4

У-10. Урок- контрольная работа

1

Контрольная работа  №1

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
  • Уметь изображать геометрические фигуры.
  • Уметь выполнять чертежи по условию задач
  • Уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Начертите три неразвернутые

    угла и обозначьте каждый из них

    одним из трех способов.

 

  1. Определите длину ломаной АВСD

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Точки  А,В и С лежат на одной прямой. Может ли точка В разделить

     точки А и С, если АС=7 м, ВС =7,6 м? Объясните ответ.

  1. Даны прямая и три точки А, В, С, не лежащие на одной прямой. Известно, что отрезок АВ пересекает прямую, а отрезок АС не пересекает ее. Пересекает ли прямую отрезок ВС? Объясните ответ.

Тема 2. «Треугольники» (17 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Треугольник.
  • Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
  • Перпендикуляр и наклонная к прямой.
  • Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники.
  • Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника.
  • Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
  • Признаки равенства треугольников.
  • Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Программа. Контроль выполнения

Программа

Кол-во час

Контроль

 и

отметки

Компьютерное обеспечение

урока

У-1. Урок-лекция  "Треугольники"

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 5 «Треугольники»

У-2. Комбинированный урок "Первый признак равенства треугольников "

1

Демонстрационный материал "Первый признак равенства треугольников"

У-3. Урок-закрепление изученного

1

Практическая работа №4

"Первый признак равенства треугольников"

CD Математика  5-11. Упражнения «Признаки равенства треугольников»

У-4. Урок-лекция  "Медианы, биссектрисы и высоты треугольника"

1

Практическая работа №5

 "Медиана, биссектриса, высота треугольника"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-5. Урок- решение задач

1

Устный счет

Практическая работа №6

 "Свойства равнобедренного треугольника"

Задания для устного счета.

Упр. 6. «Периметр треугольника»

У-6. Урок- решение задач

1

Практическая работа №7

 "Углы при основании равнобедренного треугольника"

Самостоятельная работа 2.1 «Треугольники»

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-7. Комбинированный урок "Второй признак равенства треугольников "

1

Практическая работа №8

"Второй признак равенства треугольников"

Демонстрационный материал "Второй признак равенства треугольников"

У-8. Комбинированный урок "Третий признак равенства треугольников "

1

Практическая работа №9

"Третий признак равенства треугольников"

Демонстрационный материал "Третий признак равенства треугольников"

У-9. Урок-закрепление изученного

1

CD Математика  5-11. Упражнения «Признаки равенства треугольников»

У-10. Урок-практикум "Задачи на построение"

1

Практическая работа №10

"Окружность"

У-11,12. Уроки-практикумы "Задачи на построение"

2

Практическая работа №11

"Окружность. Хорды, радиус, диаметр"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-13,14,15. Уроки решения задач

3

Самостоятельная работа 2.2

«Признаки равенства треугольников. Задачи на построение»

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-16. Урок-обобщение знаний

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 5, 6

У-17. Урок- контрольная работа

1

Контрольная работа  №2

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
  • Знать и уметь доказывать теоремы о равенстве треугольников.
  • Уметь решать простейшие задачи на построение
  • Уметь выполнять чертежи по условию задач

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Треугольники АВС и PQR равны.  Известно, что сторона АВ=10 см, а угол С равен 90о. Чему равны сторона PQ и угол R?
  2. Постройте треугольник по трем данным сторонам а, b и с  с помощью циркуля и линейки.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Треугольники АВС и PQR равны.  Точка К – середина стороны АС, а точка М – середина стороны РR. Докажите, что ВК=QM.
  2. Постройте треугольник по данным стороне, прилежащему к ней углу и проведенной к ней высоте.

Тема 3. «Параллельные прямые» (13 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Параллельные и пересекающиеся прямые.
  • Теоремы о параллельности прямых.
  • Свойства параллельных прямых

Программа. Контроль выполнения

Программа

Кол-во час

Контроль

 и

отметки

Компьютерное обеспечение

урока

У-1. Комбинированный урок "Признаки параллельности двух прямых"

1

Демонстрационный материал "Параллельные прямые"

Демонстрационный материал "Признаки параллельности прямых"

У-2. Урок –закрепление изученного

1

Практическая работа №12

"Признаки параллельности двух прямых"

CD Математика  5-11. Упражнения «Параллельность»

У-3. Урок- решение задач

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 7 "Признаки параллельности прямых"

У-4. Урок-лекция " Аксиома параллельных прямых"

1

У-5. Комбинированный урок "Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми  и секущей"

1

CD Математика  5-11. Упражнения «Параллельность»

У-6. Урок –закрепление изученного

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 8 «Параллельные прямые и секущие»

У-7. Урок-практикум "Параллельные прямые"

1

Практическая работа №13

"Параллельные прямые и секущая"

CD Математика  5-11. Упражнения «Параллельность»

У-8. Урок-практикум "Параллельные прямые"

1

Практическая работа №14

"Параллельные прямые и секущая"

У-9,10. Уроки решения задач

2

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 8 «Параллельные прямые и секущие»

У-11. Урок- самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа 3.1

«Параллельные прямые»

У-12. Урок-обобщение знаний

1

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-13. Урок- контрольная работа

1

Контрольная работа  №3

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
  • Уметь изображать геометрические фигуры.
  • Уметь выполнять чертежи по условию задач.
  • Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.
  • Уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

На рисунке точка О является серединой отрезка АС.            ВАО=DCO. Докажите равенство треугольников АВО и CDO.

Уровень возможной подготовки выпускника

Докажите, что две прямые либо параллельны, либо пересекаются в одной точке.

Тема 4. «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

(20 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Неравенство треугольника.
  • Сумма углов треугольника.
  • Внешние углы треугольника.
  • Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
  • Свойства прямоугольных треугольников.
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников.
  • Расстояние от точки до прямой.
  • Расстояние между параллельными прямыми.
  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

Программа. Контроль выполнения 

Программа

Кол-во час

Контроль

 и

отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1. Комбинированный урок "Сумма углов треугольника"

1

Практическая работа №15

"Сумма углов треугольника"

Демонстрационный материал «Сумма углов треугольника»

У-2. Комбинированный урок "Внешний угол треугольника"

1

Устный счет

Практическая работа №16

"Внешний угол треугольника"

Задания для устного счета.

Упр. 9 «Сумма углов треугольника»

 Демонстрационный материал

«Теорема о внешнем угле треугольника»

У-3. Урок- решение задач

1

Устный счет

Задания для устного счета.

Упр. 10 «Внешний угол треугольника»

У-4. Комбинированный урок "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

1

Демонстрационный материал "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

У-5. Урок –закрепление изученного

1

Устный счет

Практическая работа №17

"Соотношения между сторонами и углами треугольника"

Задания для устного счета.

Упр. 11 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

У-6. Урок- решение задач

1

Практическая работа №18

"Неравенство треугольника"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-7. Урок- самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа 4.1 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

У-8. Урок-лекция "Прямоугольные треугольники"

1

Демонстрационный материал

«Свойства прямоугольных треугольников»

У-9. Урок –закрепление изученного

1

Устный счет

Практическая работа №19

"Сумма острых углов прямоугольного треугольника"

Задания для устного счета.

Упр. 12 «Прямоугольные треугольники»

У-10. Урок - решение задач

1

Практическая работа №20

"Свойства прямоугольного треугольника"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-11. Урок -решение задач

1

Устный счет

Практическая работа №21

"Медиана прямоугольного треугольника"

Задания для устного счета.

Упр. 12 «Прямоугольные треугольники»

У-12. Урок- самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа 4.2 «Прямоугольные треугольники»

У-13. Урок-практикум "Построение треугольника по трем сторонам"

1

Практическая работа №22

"Расстояние от точки до прямой"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-14,15. Уроки-практикумы "Построение треугольника по трем сторонам"

2

Практическая работа №23

"Расстояние между параллельными прямыми"

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-16. Урок- решение задач

1

У-17. Урок- самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа 4.3 «Построение треугольника по трем сторонам»

У-18. Урок- решение задач

1

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-19. Урок-обобщение знаний

1

Устный счет

Задания для устного счета. Упр. 9,10,11

У-20. Урок- контрольная работа

1

Контрольная работа  №4

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия.
  • Знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.
  • Уметь находить расстояния от точки до прямой, между параллельными прямыми.
  • Уметь решать задачи на построение.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Найдите углы, образованные при пересечении биссектрис острых углов прямоугольного равнобедренного треугольника.
  2. Докажите, что биссектриса угла образует с его сторонами углы не больше 90о.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Найдите смежные углы, если один из них в 2 раза больше другого.

Тема 5. «Повторение. Решение задач» (8 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Начальные понятия и теоремы геометрии
  • Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
  • Треугольник.
  • Признаки равенства треугольников.
  • Сумма углов треугольника.
  • Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

Программа. Контроль за ее выполнением 

Программа

Кол-во час

Контроль

 и

отметки

Компьютерное обеспечение урока

У-1,2,3. Уроки решения задач

3

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-4. Урок- самостоятельная работа

1

Самостоятельная работа 5.1

«Треугольники. Итоговое повторение»

У-5. Урок- решение задач

1

У-6. Урок –обобщение, систематизации и коррекции знаний

1

CD Математика  5-11. Виртуальная лаборатория «Планиметрия»

У-7. Урок- контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа

У-8. Заключительный урок

1

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
  • Уметь изображать геометрические фигуры.
  • Уметь выполнять чертежи по условию задач.
  • Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.
  • Уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).
  • Знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия.
  • Знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.
  • Уметь решать задачи на построение.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Периметр равнобедренного треугольника равен 1 м, а основание равно 0,4 м. Найдите длину боковой стороны.
  2. В треугольнике АВС  А = 50о, В = 65о. Через вершину В проведена прямая ВК так, что луч ВС – биссектриса угла АВК.  

     Докажите, что АС // ВК.

3. Построить прямоугольный треугольник по катету и прилегающему к нему острому углу.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. В треугольнике АВС медиана ВМ равна половине стороны АС найдите угол В треугольника.
  2. На рисунке ВО = OD  и  AO = OC. Докажите, что  .
  3. Постройте треугольник по острому углу и двум высотам, проведенным к сторонам, образующим данный угол.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

Начальные геометрические сведения

10

Прямая и отрезок. Луч и угол.

2

Сравнение отрезков и углов

1

Измерение отрезков. Измерение углов

3

Перпендикулярные прямые

2

Решение задач

1

Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Треугольники

17

Первый признак равенства треугольников

3

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

Второй и третий признаки равенства треугольников

3

Задачи на построение

3

Решение задач

3

Обобщающий урок по теме «Треугольники»

1

Контрольная работа  № 2 по теме «Треугольники»

1

Параллельные прямые

13

Признаки параллельности двух прямых

3

Аксиома параллельных прямых

5

Решение задач

3

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

1

Контрольная работа № 3  по теме «Параллельные прямые»

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

Сумма углов треугольника

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Решение задач

1

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Прямоугольные треугольники

4

Построение треугольников по трем элементам

4

Решение задач

3

Обобщающий урок

1

Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Повторение

8

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Решение задач по теме «Треугольники»

2

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

2

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Итоговая контрольная работа

1

Урок обобщения и повторения

1

                                                  

Итого часов

68

Литература

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2008.

  1. Бурмистрова Т.А. Геометрия  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008.

  1. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.

Электронные учебные пособия

  1. Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.

  1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный  стандарт основного  общего образования
  2.  Программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008,
  3. Учебный план МБОУ Алешковская СОШ на  2014-2015 год.

        Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Количество учебных часов:

В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ - 4

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,  ИКТ.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Вводное повторение (2 часа)

Глава 9,10.  Векторы.(11 часов). Метод координат. (13 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Глава 11.   Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (10 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Глава 13. Движения. (9 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах геометрии. (1 час)

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        Повторение. Решение задач. (8 часов)

        Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
  • Отметка «4» ставится в следующих случаях:
  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
  • Отметка «3» ставится, если:
  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
  • Отметка «2» ставится, если:
  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  • Отметка «1» ставится, если:
  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

  • 2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

  • Общая классификация ошибок.
  • При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
  • Грубыми считаются ошибки:
  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  •  логические ошибки.

  • К негрубым ошибкам следует отнести:
  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
  • Недочетами являются:
  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Тематическое и поурочное планирование по геометрии  в 9 классе

(2 ч в неделю, всего 68 ч;) учебник Л.С.  Атанасян, В.Ф. Бутузов.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-дения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1-2

Повторение курса 8 класса

2

ВЕКТОРЫ  11 час

3-4

Понятие вектора

2

5-6

Сложение и вычитание векторов.

2

7

Правило многоугольника

1

8-9

Умножение вектора  на число

2

10

Средняя линия трапеции

1

11

Решение задач.

1

12

Подготовка к контрольной работе.

1

13

Контрольная работа1 по теме: Действия с векторами

1

МЕТОД КООРДИНАТ 13 часов

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

15-16

Простейшие задачи в координатах

2

17

Уравнение линии на плоскости. Решение задач

1

18

Уравнение  прямой

1

19

Уравнение окружности и прямой.

1

20

Использование уравнений для решения задач.

1

21

Решение задач на метод координат

1

22-23

Применение метода координат для решения задач

2

24

Использование формул для решения задач

1

25

Решение задач

1

26

Контрольная работа 2 по теме: Применение метода координат

1

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ  14 час

27

Синус, косинус и тангенс угла.

1

28

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

29

Формулы для вычисления координат точки

1

30

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

1

31

Теорема о площади треугольника. Решение треугольников

1

32

Решение треугольников.

1

33

Измерительные работы на местности

1

34

Повторение, решение задач.

1

35

Решение треугольников.

1

36

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

37

Скалярное произведение в координатах.

1

38

Применение  метода  координат к решению задач.

1

39

Решение задач

1

40

Контрольная работа 3 по теме: Применение метода координат к решению задач

1

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА  10 часов

41-42

Правильный многоугольник.

2

43

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

44

Длина окружности , площадь круга

1

45

Площадь кругового сектора

1

46

Решение задач на нахождение длины окружности и площади круга.

1

47

Задачи на формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора.

1

48

Решение задач на применение формул

1

49

Решение задач, подготовка к контрольной работе

1

50

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга»

1

ДВИЖЕНИЯ  9 час

51

Отображение плоскости на себя

1

52

Понятие движения

1

53

Решение задач на понятие движения

1

54

Параллельный перенос

1

55

Поворот

1

56

Решение задач на параллельный перенос и поворот

1

57

Задачи на построение симметричных фигур

1

58

Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

1

59

Контрольная работа №4 «Движения»

1

Аксиомы планиметрии  1 час

60

Об аксиомах планиметрии

1

Повторение 8 час

61

Повторение. Признаки равенства треугольников

1

62

Повторение. Виды треугольников. Площадь треугольника. Теорема Пифагора

1

63

Повторение. Четырёхугольники.

1

64

Повторение. Правильные многоугольники

1

65

Повторение. Окружность

1

66

Повторение. Векторы

1

67

Повторение. Метод координат

1

68

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1