Русский язык

На данной странице Вы найдете конспекты уроков по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

                               

          Конспект урока в инклюзивном классе.

  1. Класс  -2-
  2. Краткая характеристика обучающихся с ОВЗ (вариант - АООП НОО) вариант 7.1
  3. Предмет  - русский язык-
  4. Система учебников (УМК): учебно-методический комплекс «Школа России»; автор учебника – Канакина В.П., Горецкий В.Г.; методические материалы (если есть) поурочные разработки по русскому языку Ситникова Т.Н, Яценко И.Ф.и др.
  5. Учитель: -Воликова Т.В.-
  6. Тема урока: «Окончание как часть слова»
  7. Тип урока: -изучение нового материала-(открытие новых знаний)
  8. Цель урока: формировать у обучающихся  представлений  об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании
  9. Задачи:  

1. Дать представление об окончании как изменяемой части слова

     2.Формировать умение находить окончание в словах, графически обозначать его

      3.Наблюдать за ролью окончания как средства связи слов в предложении

4.Развивать орфографическую зоркость

5. Воспитывать навыки  самоорганизации, контроля, самоконтроля

  1. Действия, которые формируются у обучающихся на уроке: личностные, предметные, метапредметные.

-анализируют, сравнивают и выявляют существенные признаки;

-отвечают на поставленные вопросы, делают предположения;

- ставят перед собой задачу и решают ее;

-ориентируются в информационном пространстве;

-находят необходимую информацию в учебнике;

-развивают речь, обогащают словарный запас;

-развивают коммуникативные умения, работают в парах;

- прививается интерес к изучаемому предмету, любовь к родному языку

  1.  Формы учебного сотрудничества: (фронтальное объяснение, индивидуальная работа обучающегося с тьютором, работа в парах, прочее.)     –фронтальная работа;

- работа в парах

- индивидуальная

  1.  Контроль: текущий

  1. Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование  культуры речи и письма; умения высказывать свое предположение, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение
  2. Предметные: обучающиеся научатся находить окончание как часть слова; выделять окончание как часть слова; изменять форму слова, чтобы правильно выделить его окончание;
  3. Метапредметные: (регулятивные, познавательные, коммуникативные) ставит перед собой учебную задачу (под руководством учителя); планирует свою деятельность; принимает и удерживает учебную задачу в течение всего урока,  слушает и понимает речь других

  1. Оборудование и необходимые материалы для урока: (компьютеры, проектор, презентация, учебники, рабочие тетради, карточки с заданиями, кроссворд с заданиями)

                                                       Ход урока

Планируемая деятельность  педагога 

Предполагаемые действия  обучающихся

Организационный момент

Прозвенел для нас звонок – Начинается урок.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки!

Дети успокаиваются, настраиваются на работу

                                                                 Актуализация знаний

1. Словарная работа. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Подчеркнуть орфограмму

(рис. 1).

В..р..бей, д..р..га, б..рёза, с..р..ка, гор..д. 

Для детей ОВЗ Карточка- помощница.

Сорока, воробей, город, берёза, дорога,

- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?  

Дети списывают слова с доски, вставляют пропущенные буквы.

- Лишнее слово – берёза, потому что в этом слове другая орфограмма (другой корень).

2. Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

  • Прочитайте слова: «берёза – берёзонька – берёзовый».

Для детей ОВЗ Карточка- помощница.

    берёза – берёзонька – берёзовый 

  • Как мы можем назвать эти слова одним словом?
  • Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

Найдём и выделим корень в этих словах.  - Что вы помните об этой части слова «корень»?

Дети читают слова с доски, дети с ОВЗ пользуются карточкой-помощницей

  • Данные слова можно назвать однокоренными (родственными).
  • У слов есть общая часть, и они близки по смыслу.
  • Корень берёз (обозначают дугой).

Корень – это главная часть в слове, в которой заключено его значение

                                                           Формулирование темы урока

  • Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

 

А хотите узнать?

- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем.  

-Да.

  • Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.
  • Разгадывать кроссворд вы будете в парах.

Дети получают листочки с загадками:  

  1. Огурец, капуста, кабачок, Перец, лук, морковь и чесночок. Как всё это вместе назовём, В огороде нашем соберём?  

(овощи)

  1. Сто одежек –

Все без застежек (капуста).

3. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

4. Что за чудо-аромат?

Пчёлки дружные летят

Собирать цветочный дар – Восхитительный ... (нектар).

5. Маленький и горький, луку – брат (чеснок).

  1. Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь (арбуз).

  1. Утром лужи во дворе

Льдом покрыты в …. (ноябре). 8. Расцвели в саду пионы, В землянике горок склоны. Ветерок, прохладой дунь, Чтоб не жарким был … (июнь).

9. Ягода чёрная, да не черника, Куст колючий, да не малина  (ежевика).

Ответы записывают в кроссворд. Пара, где сидит ребенок ОВЗ, получают загадки с картинками – отгадками.

Отгадывают загадки.  

Отгадки записывают в кроссворд.

  • Проверим, как пары справились с заданием. Сверим ваши ответы с экраном: если найдёте у себя ошибки – исправьте их.

Какое слово получилось из первых букв отгадок?

Каждая пара по очереди зачитывает загадку и называет отгадку. На экране открывается слово-отгадка в кроссворде. - О К О Н Ч А Н И Е

                                                      Постановка учебной задачи              

  • Кто может назвать тему урока?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

Хорошо, мы постараемся найти ответы на ваши вопросы

  • Тема нашего урока – «Окончание».

Я хочу узнать:  

  • Что такое окончание?
  • Где стоит окончание в слове?
  • Зачем нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?

                                               Поиск решения проблемной ситуации

Прочитайте текст: «Это была особенная чашка. Другие чашка смотрели на неё и завидовали. Им тоже хотелось быть такими же красивыми. На чашку цвели розы и маки. Не чашка, а букет! Как не залюбоваться такой чашка!»

Дети читают текст на карточке.  

У детей ОВЗ слово чашка – выделено

ЧАШКА 

  • Ребята, всё ли понятно в этом письме? - Что нужно сделать с текстом, чтобы он был понятным?
  • Правильно. Нужно поменять окончание у слова «чашка». Давайте исправим текст.

  • Нет, не всё понятно.

 

  • У слова «чашка» надо поменять последние буквы, концовку слова.

ЧАШКА

Это была особенная чашка. Другие чашкИ  смотрели на неё и завидовали. Им тоже хотелось быть такими же красивыми. На

чашкЕ  цвели розы и маки.   Не чашка, а букет!    Как не залюбоваться такой чашкОЙ!

Читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова меняются окончания

  • Что мы изменяли: само слово или только его окончания?
  • Выпишите слово «чашка» в его разных формах.
  • Выделим общую часть слова – корень. - Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.
  • Вы правы. Изменяемую в конце слова часть называют окончанием и при письме выделяют прямоугольником. - Ребята, а зачем мы меняли окончания в тексте?

  • Мы изменяли только его окончания.
  • Записывают в тетрадь слова:  чашка – чашки – чашке – чашкой.

 

  • Дети выделяют корень - чашк.

 

  • Эту часть слова называют окончанием. - Мы меняли окончания в тексте, чтобы предложения стали складными.  - Меняли окончания для связи слов в

предложении

Ребята, предлагаю заглянуть в учебник на страницу 70 и сравнить правило с нашими выводами

Читают правило в учебнике.  

 

- Вывод в учебнике совпал с нашим выводом:

  1. Окончание – это изменяемая часть слова.
  2. Окончание стоит в конце слова.
  3. Окончание служит для связи слов в предложении.
  4. Окончание в слове обозначают прямоугольником

Физкультминутка

Музыкальная ИКТ

Ученики выполняют двигательные упражнения

Первичное закрепление. Отработка понятия

- Спишите текст.

Сад.

У моей бабушки чудесный сад. В саду растут яблони, груши, абрикосы и вишня. Бабушка ухаживает за садом, а я ей помогаю. В Крыму у всех есть свои фруктовые сады. Осенью школьники помогают пожилым людям собирать урожай в садах.

 

Списывают текст с доски, а дети с ОВЗ получают карточки с текстом

 

- Подчеркните слово «сад» и его изменения, выделите окончания

 

Подчёркивают слова: сад, саду, садом, сады, садах.

Выделяют окончания: сад, саду, садом, сады, садах 

 

Домашнее задание

Дома вы будете выполнять аналогичное задание.  

Упражнение № 4.

В нём нужно будет выделить окончания у слова зима.

  • Как вы это будете делать?  
  • Как найдёте окончание?
  • Для выделения окончания в слове надо изменять его форму, при этом будет изменяться именно окончание.
  • Чтобы выделить окончание в слове, надо посмотреть на слово в его разных формах. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание

 

Рефлексия

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке.  

 

На доске висит плакат с вопросами:

  • Что такое окончание?
  • Где стоит окончание в слове?
  • Какую роль в слове выполняет окончание?
  • Как обозначают окончание в словах?  

 

Продолжите предложения:

«Теперь я знаю…»

«Теперь я умею…»

Данные формулировки записаны на доске

 

Дети отвечают на вопросы