Рекомендации по работе с учениками группы риска.
Рекомендации учителям по работе с учениками группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_rabote_s_uchenikami_pamyatka_2.docx | 19.63 КБ |
rekomendatsii_po_rabote_s_uchenikami_gruppy_riska.docx | 19.38 КБ |
osobennosti_raboty_s_uchenikami_gruppy_riska.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с учениками группы риска.
Проблема ученика | Пример рекомендаций |
Протестное поведение: активный или пассивный протест | 1. Налаживайте персональный контакт с учеником. Протестуют перед значимыми людьми. Раз протест возникает на ваших уроках, значит, ваша реакция ему важна. Не отталкивайте ученика. Старайтесь обращаться по имени и в ровном тоне. Минимизируйте негативные комментарии в его адрес. 2. Помогите протесту выражаться не в виде отказа от учебной деятельности, а в виде прямого обсуждения отношения к происходящему. Кратко произнесите, что видите: «У меня впечатление, что тебе не нравится это делать», «Я думаю, тебе хочется, чтобы я тебя не спрашивала». Дайте ответить. Не переубеждайте. Вместо этого кивните, произнесите свое пожелание: «Я хочу, чтобы ты участвовал в обсуждении», «Мне нужно посмотреть, как ты решаешь». 3. Реагируйте на содержание высказываний ученика, следите за формой своих высказываний. 4. Выскажите прямую похвалу за любое качество или действие ученика, которое считаете наиболее ценным в нем: «мне нравится, что ты задумываешься об этом», «у тебя хорошее чувство юмора», «молодец, что доделываешь до конца». Не добавляйте никаких «но», «а вот если бы еще…» и прочее, это перечеркнет похвалу. 5. Ищите и создавайте условия, в которых ученик получит опыт успеха на работе: сможет высказать свое мнение, которое вы воспримете с интересом, получит высокую оценку, выполнит задание и пр. |
Провокационное поведение | 1. Понаблюдайте за провокатором и поймите, какую выгоду он получает от своей провокации: ваше внимание, внимание класса, возможность не делать задание, избежать скуки и др. Поймете выгоду, тогда сможете искать способы, как дать ее иначе. 2. Подумайте, что ученик может делать вместо провокации, занят ли он полезным и положительно оцениваемым делом, в котором может достичь успеха прямо на этом уроке. Если нет, дайте ему любое задание, которое даст ему это. 3. Реагируйте на содержание провокации. Например, задайте вопрос, действительно ли ученик так думает; кивните и согласитесь; скажите, что не можете согласиться, и кратко назовите свой аргумент; назовите какое-то нейтральное или положительное качество ученика, которое видно из его шутки, поступка («ты, я вижу, думал об этом», «тебя действительно не беспокоит ЕГЭ?», «ты в самом деле считаешь, что все дело в интеллекте Пьера?»). 4. Оказывайте превентивное внимание ученику-провокатору. Он пытается донести какую-то информацию до вас, только не в прямой форме. Постарайтесь показать, что вы слышите, видите и готовы учитывать его, желательно при условии, что он ведет себя по принятым правилам. Правила называйте кратко и спокойно: «говорим по очереди», «обзываться нельзя», «едят в столовой». 5. Поговорите наедине. Скажите, что заметили, что в каких-то ситуациях (например, «когда мы обсуждаем отношения героев», «когда кто-то хорошо отвечает», «когда ты не знаешь, как делать задание») он делает («ты начинаешь шутить вместо того, чтобы сказать свое мнение всерьез», «ты критикуешь», «ты привлекаешь к себе внимание какими-нибудь шумными поступками»). Старайтесь, чтобы это звучало не как критика, а как призыв к совместному обсуждению происходящего |
Школьная дезадаптация | 1. Следите, чтобы у обучающегося на уроке были учебник, тетрадь, необходимые принадлежности. Не допускайте, чтобы он отсиживался на уроке. 2. Вовлекайте в занятие. Давайте посильные задания. Ориентируйтесь на индивидуальный прогресс ученика. Не допускайте, чтобы он терпел неудачи на ваших уроках. 3. Используйте модель «4 цели проблемного поведения» Р. Дрейкурса, чтобы понять психологическую цель ученика. Для этого: – наблюдайте за тем, какое чувство вызывает у вас проблемное поведение ученика: раздражение, гнев, обиду, ощущение бессилия; – если ваше чувство – раздражение, значит, цель ученика – привлечение внимания. Оказывайте ему внимание заранее, потратьте силы на то, чтобы показать ему, что он имеет для вас значение и вы относитесь к нему с интересом. Поддерживайте и поощряйте даже минимальные позитивные действия и сдвиги; – если ваше чувство – гнев, то цель ученика – борьба за власть. Видимо, он постоянно ощущает давление (на ваших уроках или с взрослыми вообще). Не действуйте агрессивно (в том числе нельзя с ехидством, насмешкой и т. п.). Спокойно проявляйте необходимую власть, вместе с этим давайте выбор, где это можно. Где нельзя, позволяйте ученику выразить его недовольство или несогласие. Уважайте личные границы. Не касайтесь того, что не относится к конкретному заданию. Не обсуждайте личные качества ученика; – если ваше чувство – обида, значит, ученик за что-то мстит вам или всем взрослым. Не реагируйте «ударом на удар». Отнеситесь как к «раненому». Постарайтесь проявить терпение и тепло. Можете сказать о собственных негативных чувствах («Мне обидно», «Очень неприятно это слышать»), но не об ученике. Восстанавливайте отношения. Не позволяйте себе грубость, запугивание, обесценивание; – если вы ощущаете безнадежность или жалость, то цель ученика – уклонение, избегание неудачи. Сосредоточьтесь на поддержке малейших конструктивных действий. Не поддерживайте беспомощность, настраивайте на постепенное продвижение. Поддерживайте усилия, награждайте за результаты (похвала, отметка, внимание к достижению). Не критикуйте. 4. Следите за тем, чтобы ваши требования и реакции были ясными и предсказуемыми. Выставляя оценки или обсуждая работу, говорите о критериях. Не срывайтесь на учениках. Если устали или находитесь в негативном состоянии, уделите себе столько времени, сколько сможете, восстановите свои ресурсы (побудьте в тишине, выпейте чаю, поговорите с тем, кому доверяете, постарайтесь выспаться и т. д.). Не выплескивайте на учеников то, что к ним не относится, а свои оценки и реакции преподносите только в профессиональной форме. 5. Разнообразьте учебную деятельность, используйте все доступные возможности образовательной среды (разные методы преподнесения материала и проверки знаний). Стройте урок так, чтобы его основой была опора на мышление, рассуждение, а не на память |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с учениками группы риска.
Содержание педагогической цели | Примеры рекомендаций |
Повышение уровня знаний. Для учеников | 1. Метод «3 на 3»: один и тот же фрагмент учебного задания выполняется трижды за день (урок) с любыми временными интервалами. Например, трижды решается одно и то же уравнение, трижды прочитывается один и тот же фрагмент текста. Действует, так как дает опыт успеха ученику (с каждым разом получается легче и увереннее) и отрабатывается навык (для этого принципиальна частота выполнения, а не длительность работы). Может применяться на любом уроке. 2. Работа с «сорбонками» (от Сорбонна, метод разработан там): «сорбонки» – карточки, на одной стороне которых написан учебный вопрос или задание, на другой – правильный ответ. Например: формула дискриминанта... 8 * 9 =... Дата… Перевод английского выражения… Учитель молча показывает сорбонку, ученик дает ответ. Когда запомнил верный ответ, сорбонка больше не предъявляется. 4. Метод работы с текстом «5 П»: 1 П – прочитай; 2 П – придумай вопросы; 3 П – подчеркни самые важные слова; 4 П – перескажи, опираясь на подчеркнутые слова; 5 П – проверь себя, прочитав текст еще раз. 5. Карточки-опоры для запоминания последовательности выполнения задания: на доске или перед учеником размещаются цветные полоски или рисунки: книга (или желтая полоска) – читаю, знак вопроса (или розовая полоска) – нахожу вопрос и т. д. |
Повышение учебной вовлеченности: мотивации, полезной активности школьников на уроке. | 1. Четко называйте желаемое изменение (действие ученика): «Открой тетрадь», «Можешь записать свой ответ?» (а не «Почему без тетради?», «Пишем»). 2. Давайте вариативные по сложности или форме задания (на тройку, на четверку, на пятерку или: заполни таблицу, либо реши задачу, либо составь памятку). В том числе апеллирующие к личному опыту, мнению и действиям ученика («Как ты думаешь?», «Что ты уже сделал?»). 3. Вовлеченность повышается благодаря опыту успеха на уроке и позитивному интересу учителя. Говорите ученику, что он сделал верно, заменяйте отрицательную оценку на вопрос («Почему так?», «Не помнишь, что дальше?»). В качестве разового приема подчеркните зеленым цветом все правильные элементы в работе ученика. 4. Используйте интерактивные формы работы: даже пять минут активного взаимодействия повышают вовлеченность. Простые формы: опрос в форме ток-шоу (передаете «микрофон» тому, чей ответ хотите услышать; можно предложить ученикам роль ведущих); опрос по цепочке в форме «ответ или действие» по аналогии с игрой «правда или действие» (если ученик выбирает «ответ», задаете ему вопрос, если выбирает «действие» – даете краткое задание); разбор темы урока по группам: например, одна группа учеников находит факты по теме и выступает с докладом, вторая рисует и презентирует обобщающий плакат (формулы, законы и пр.), третья готовит вопросы, тест или задания на дом, четвертая выполняет задания по образцу и показывает решения. 5. Не отсаживайте слабого ученика на заднюю парту. Посадите ближе к доске. Смотрите на ученика, подходите к его парте |
Снижение дисциплинарных трудностей. | 1. Сразу, кратко и четко реагируйте на нарушения дисциплины и безделье («Выполнять надо молча», «Тетрадями не кидаются», «Скажи это тише», «Используй другое выражение»). Не читайте долгие нотации. 2. Ученик нарушает дисциплину – сразу задайте вопрос: «Скучно?», «Не знаешь, что делать?», «Не получается?». Не задавайте риторические вопросы. 3. Используйте невербальные сигналы: посмотрите в глаза, подойдите ближе, поднимите вверх палец. Можно сопроводить это однословным указанием: «Потом», «Мешаешь», «Тишина». 4. Следите за своим внешним имиджем и поведением: выглядеть надо собранно, строго, аккуратно; общаться профессионально, говорить уверенным тоном, громко, четко и по делу. Не уходить от содержания урока, не касаться личных качеств учеников, не нарушать личные границы (не пугать, не угрожать, не обсуждать способности и семью, не трогать вещи учеников). При этом защищайте и свои границы! Не терпите, не надейтесь, что «само пройдет». Сразу говорите, если вам что-то неприятно (говорите о себе, а не об ученике: «Мне это неприятно», а не «Ты хам»). 5. Сосредоточьтесь на содержании деятельности учеников, а не на дисциплине, иначе урок станет разбором нарушений поведения, а не учебного материала. Управляйте темпом урока и разнообразием форм работы |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с учениками группы риска
- Вовлечение учеников группы риска в полезную активность
Чтобы повысить результаты учеников группы риска и не усугубить их трудности, педагог должен стремиться сохранить вовлеченность школьников в учебный процесс. Расскажите педагогам, как это сделать.
- Установить требования к содержанию деятельности на уроке и следовать им.
Ученики должны знать, что и для чего требует от них учитель на уроке. Такой подход побуждает к осмысленной учебной деятельности. Педагог не должен позволять школьникам «отсиживаться» ради своего спокойствия. Все ученики, а особенно школьники группы риска, должны знать и понимать критерии оценивания.
- Проявлять внимание к сложностям.
Порекомендуйте педагогам регулярно уточнять, все ли понятно школьникам, интересоваться, не возникли ли сложности, регулярно повторять алгоритмы работы. Проверьте, готовят ли педагоги для учеников памятки, опорные схемы, вовлекают ли их в дополнительные задания. Все эти действия полезны и для учеников без отклонений, но для школьников группы риска опорные материалы имеет смысл упростить и детализировать.
- Не нужно выделять учеников группы риска из общей массы класса: педагоги также должны вызывать их к доске, вовлекать в устную работу, стимулировать высказывать личное мнение.
- Создавать ситуации успешности.
Ученикам группы риска важно понимать, что их работа на уроке и во внеурочной деятельности замечена и оценена. Порекомендуйте педагогам отмечать продвижение в учебе и успехи учеников. Если ученик не справляется, но усердно работает, это также необходимо поощрить.
- Преодоление стереотипов
Педагоги должны обучать каждого школьника и добиваться, чтобы каждый ученик участвовал в учебной деятельности. Ключевую роль в преодолении или усугублении трудностей играет педагогическая позиция по отношению к ученикам группы риска. Поэтому важно преодолеть стереотипное мышление педагогов о них как об учениках, работа с которыми в любом случае будет бессмы