Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка» Речевое развитие детей логопедической группы

Витиорец Татьяна Ивановна

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка, в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст – это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное речевое развитие в дошкольном детстве является необходимым условием для  умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше начато обучение языку, тем свободнее ребенок им пользуется в дальнейшем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_logopedicheskaya_gruppa.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Речевое развитие детей логопедической группы»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка, в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст – это период становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное речевое развитие в дошкольном детстве является необходимым условием для  умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше начато обучение языку, тем свободнее ребенок им пользуется в дальнейшем.

Так как правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения именно поэтому, первостепенным в нашей педагогической деятельности стало речевое развитие ребенка. Изучая труды ведущих ученых в области педагогики,  психологии и логопедии мы все больше убеждаемся в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. В настоящее время эта проблема особенно актуальна.

Работу с детьми осуществляем по программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.

Определили цель своей педагогической деятельности: коррекция речевых нарушений воспитанников и построение системы коррекционно-развивающей работы.

В соответствии с целью  были поставлены следующие коррекционные  задачи педагогической деятельности:

  1. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.

Поставленные задачи успешно решаем,  используя такие виды и формы работы, как:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
  2.   Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной  3-5 раз в день.
  3.  Су - Джок терапия в вечернее время один раз в день.
  4.  Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушения осанки выполняется ежедневно после сна.
  5.  Индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепления звукопроизношения. Индивидуальные занятия проводятся в течение дня.

Занимаемся с 2 – 3 детьми. Общее время индивидуальной работы составляет 30 минут. Такие занятия включают общую и специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

  6. Логопедические пятиминутки, содержащие:

- игры на развитие неречевых психических функций (зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственный гнозис и праксис);

- игры на развитие фонематических функций, слогового анализа;

- игры на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Логопедические пятиминутки, способствующие развитию всех структурных компонентов речи ребёнка,  проводим в процессе режимных моментов.

В ходе образовательной деятельности закрепляем приобретённые знания детей, отрабатываем умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий, а также в режимные моменты. Уделяем большое внимания общению с детьми не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Организуя общение, проявляем доброжелательность, стремимся строить взаимоотношения на основе взаимного доверия и творческого содружества. Поощряем инициативу высказывания воспитанников, внимательно их выслушиваем, отвечаем на вопросы, выполняем просьбы. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепление речевых навыков в повседневной жизнедеятельности детей.

Считаем, что добиться хороших результатов в речевом развитии детей можно только при условии полного доверия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. С этой целью используем  личностно-ориентированный подход в работе с детьми, их родителями и позицию « Мы вместе» - « Мы рядом».

Значительную и решающую роль в коррекционно-развивающем процессе играет семья. Это единственное и естественное пространство, которое окружает ребенка с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Непрерывная связь с родителями осуществляем в следующих формах работы: коллективной и индивидуальной.

Коллективная работа предполагает общие и групповые собрания, беседы, семинары, просмотры коррекционной работы в режиме дня по принципу «Открытых дверей». При проведении этой формы работы,  родителям разъясняем о необходимости усиленной и ежедневной работы с ребенком, о принятии дополнительных мер лечебно – оздоровительного характера (наблюдение и лечение у невролога, психиатра; проведение массажа и физиопроцедур). На открытых просмотрах родители знакомятся с организацией и проведением занятий с детьми, с предметно – развивающей средой группы, наблюдают за проведением прогулок. Получают консультации педагогов, логопеда, психолога, медсестры и заведующего по проблемам воспитания и образования детей. Благодаря коллективной форме работы родители активно включаются в процесс воспитания и развития детей, становятся заинтересованными и действенными участниками коррекционного процесса.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Такая форма работы предполагает: анкетирование, тетрадь  для логопедических рекомендаций, консультации, практикумы.

Анкетирование проводим в начале, середине и конце учебного года с целью которого является: получить целостное представление о личности ребенка, узнать информацию о его раннем психофизическом развитии, выявить результативность коррекционной работы учителя – логопеда, выяснить о трудностях и ошибках родителей при выполнении логопедических рекомендаций.

Через индивидуальную тетрадь родители получают информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закрепить с ребенком, знакомятся с динамикой речевого продвижения. Также родители могут письменно задать вопросы, связанные с возникающими трудностями в процессе коррекционной работы и получить консультацию.

Консультации и практикумы позволили нам  познакомить родителей с различными игровыми приемами, направленными на формирование и развитие речевой системы в целом. Практические приемы по развитию артикуляционного аппарата и автоматизации звуков очень важны для достижения результата произносительной стороны речи. Родители получают информацию, как правильно обучать ребенка чтению и не наделать ошибок, которые трудно впоследствии исправить.

Наглядная форма работы предполагает просвещение и повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекционной работы, используя сменяемые материалы с практическими советами и рекомендациями. 

При первой встречи учитель-логопед дает четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции. Компетентность специалиста, конечно же, вызывает доверие родителей. Информацию родители получают как в устной форме - на вечерних приемах логопеда, так и в письменной форме - на карточках и в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Рекомендации, данные в  индивидуальных тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить работу с ребенком, чем и как следует заниматься с ним, помогут организовать совместную деятельность дома.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатели  и родители действуют согласованно.

Развивающая предметно-пространственная среда группы предоставляет возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, для двигательной активности воспитанников, а также возможности для уединения.

Наполняемость предметной среды соответствует принципу целостности образовательного процесса, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей, принципу интеграции образовательных областей, видам детской деятельности (игровой, двигательной, поисковой, исследовательской, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

           В группе созданы развивающие центры: двигательный центр, театрализованный центр, центр отдыха, центр музыки, учебный центр, учебный центр, опытно-исследовательский, центр искусства, центр природы, центр книги, в том числе и центр правильной речи, цель которого является - создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений речи.

         Работа в логопедической группе за прошедший учебный год была активной и продуктивной по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи воспитанникам с речевыми нарушениями.

Дальнейшие перспективы:

- публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе, на сайте.

- разработать и внедрить проект «Мы говорим красиво», с привлечением специалистов ДОУ, родителей.