Опыт работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 16 «Жемчужинка» города Тулуна Витиорец Татьяны Ивановны

Витиорец Татьяна Ивановна

 Тема: "Оригами – средство интеллектуального развития ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_origami_moe.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами –

средство интеллектуального развития ребенка

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А. Сухомлинский.

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи.

Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

В  старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.

Задачи:

- Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка! Моя задача заключается в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторга.

Ознакомление со свойствами бумаги как материала - вот с чего я начала. Чтобы лучше узнать свойства бумаги, я предложила детям рассмотреть несколько видов, не акцентируя своего внимания на названии - писчая, оберточная, картон и др.

Попробовали проделать с бумажным листком ряд опытов. В результате механического воздействия увидели, что бумага: сминается, рвется, сгибается, скручивается, разрезается, соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается), горит, впитывает воду, окрашивается.

Навыки и приемы работы с бумагой преподносила в сказочной форме, например, на занятие приходил в гости герой "Квадратик".

Во время занятий оригами, особенно с детьми дошкольного возраста, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибаутками. В процессе работы ребята и песенку выучат и фигурку освоят!

На занятиях дети начинают играть со своими изделиями. Начинаются диалоги фигурок. "Здравствуй! Давай дружить! Во что мы будем играть?". Дети, проговаривая эти реплики, вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.

Воспитанники старшей и подготовительной групп рассказывают для малышей русские народные сказки "Колобок", "Репка", "Теремок", используя целый настольный театр, выполненный в технике оригами.

Известно, что дети быстро отвлекаются, их внимание не устойчиво, не умеют долго сосредотачивать свое внимание на одном объекте или действии. Поэтому особое внимание на занятии отвожу игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры.

Невозможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно - ориентированный подход к детям. Я строю свою работу так, чтобы она стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями.

Продумывая свои занятия, использую технологию дифференцированного обучения, так как все дети в группе усваивают технику оригами в своем темпе. Дети разделены на подгруппы, по уровню развития и по возрасту. И для каждой подгруппы, по мере усвоения техники складывания бумаги, определяется дальнейшая работа.

Соединяя искусство слова и искусство складывания, я обучаю детей сочинять, творить. Это развивает у моих детей творческое воображение, его фантазию, художественный вкус. Игра с известными персонажами сказок стимулирует развитие речи у детей и их пространственное мышление. Воспитывает патриотизм и насущный интерес к русской национальной культуре.

Работу в технике оригами использую не только в совместной деятельности  по конструированию и ручному труду, но в ходе организвции режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение показало, что применение техники оригами в работе с детьми способствует повышению показателей не только по развитию речи, но и конструированию. Результатом так же явлется участие детей в конкурсах творчества разного уровня, в том числе и Всероссийских.

Мои первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов это родители воспитанников

На первом родительском собрании я рассказываю о своем увлечении оригами, оформляю выставку сказочных персонажей, выполненных в технике оригами, провожу практикум «Чудеса из бумаги». Результатом чего у родителей появился интерес к творческой деятельности с детьми.  Они изготавливают поздравительные открытки, поделки для конкурсов, атрибуты для театрализованной деятельности и игры.

Изучив и овладев некоторыми приемами техники оригами, я делюсь своим опытом с коллегами. Провела консультацию на тему:  "Использование оригами в развитии психологических процессов детей»,  мастер-класс - "Знакомство с условными знаками, принятые в оригами и основные приемы складывания". Данные мероприятия получили положительные отзывы со стороны коллег и администрации.

Таким образом, систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.