Опыт работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 16 «Жемчужинка» города Тулуна Витиорец Татьяны Ивановны

Витиорец Татьяна Ивановна

Тема: Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_vitiorets_tanya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя

Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 16 «Жемчужинка» города Тулуна Витиорец Татьяны Ивановны

Тема: Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

По мнению известных психологов Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

Анализ проведенных диагностических результатов показал нам, что 34% старших дошкольников овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

На мой взгляд, организация журналисткой деятельности старших дошкольников с применением метода интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, создает условия для формирования, построения самостоятельного высказывания и рассуждения. Раскрывает творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развивает навыки межличностного взаимодействия со сверстником и взрослыми.

Исходя из этого в детском саду, был создан кружок «Юные журналисты», цель которого заключалась в следующем: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач деятельности кружка выделила следующие:

  • Развивать связную диалогическую речь.
  • Развивать    коммуникативность и умение лично взаимодействовать детей друг с другом.
  • Расширять и активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки ведения диалога
  • Способствовать    творческому    и    социальному    самовыражению дошкольников.
  • Развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
  • Формировать  первоначальные  представления  о  профессиональных журналистских качествах.

Основополагающее направление работы кружка «Юный журналист» -помочь дошкольнику ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения. Для успешной работы кружка в группе был создан «Уголок журналиста», состоящий из эмблемы, фотоаппарата, полки изданий, блокнота, карандаша, микрофона, кинокамеры, магнитофона, диктофона, компьютера. Также составила перспективный план.

Работа  кружка включала различные виды и формы деятельности:

• познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры;

• игровую: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;

• продуктивную:  рисование иллюстраций  к статьям,  использование различных способов аппликаций, создание коллажей;

• беседы с воспитателями, родителями;

• направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности.

Работа кружка начиналась со знакомства с газетой «Жемчужинка. RU», которая издаётся педагогами нашего детского сада. Дети знакомились с её внешним обликом, внутренним содержанием. После чего дошкольникам предоставлялась возможность вспомнить газеты «Жемчужинка.RU» прошлых лет. Мы вместе читали рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Записки счастливой мамы» и многие другие, предлагали свои. Целью таких занятий являлось расширенное представление детей о газете, после проведения которых, у воспитанников возникала потребность узнать,  кто издает газеты. На занятиях кружка «Юный журналист» дети подробно знакомились с профессиями  журналиста, фотографа, редактора, а также с орудиями  их труда. Занятия включали задания, которые помогали детям приобрести навыки и умения, которые нужны людям этих профессий. Они отмечали, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью,  фотограф –добросовестный,  талантливый, с творческим воображением,  редактор грамотно составляет  тексты,  сообразительный.

После того, как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступали собственно к созданию газеты: распределяли роли, брали интервью, ходили в творческие командировки, которые организовывались в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), а также и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

Перед интервью проводила предварительную работу, которая состояла из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того, как дети составляли статьи, я, как редактор, набирала их на компьютере, и мы приступали к монтажу и дизайну газеты: клеили, рисовали иллюстрации, печатали фотографии.

Большое значение на занятиях кружка придавала развитию эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга были направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, состояли из игр  и упражнений на представление о языке эмоций, как о знаках, подаваемых  человеком о себе, знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимания ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.

Анкетирование родителей детей, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании газеты в роли  внештатных корреспондентов.

Для педагогов в газете существует рубрика «Новости из групп», где они вместе с детьми рассказывали о жизни и событиях в группе. Совместно писали статьи, подбирали фотографии и приносили их в редакцию газеты.

Кружок «Юные журналисты» формировал социальную компетентность, дети в ходе издания газет научились высказывать свое мнение, учитывать пожелания других, подстраиваться под ситуацию. Дети получали удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивало их инициативность.

В процессе подготовки газеты дети приобрели способность ставить общие цели, научились планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, стали более ответственны.

Анализ проводимой кружковой работы показал, что 68% старших дошкольников овладели различными формами диалога со сверстниками, они научились рассуждать, слышать партнера.