Методическая копилка

    Представлены традиционные и инновационные разработки уроков, презентации, проекты с использованием ИКТ, олимпиадные и рейтинговые работы по русскому языку и литературе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация "Тема Родины в творчестве С.Есенина"1.06 МБ
Файл Презентация "Лингвистическое восхождение к вершине ГЛАГОЛ" (русский язык 6 класс)149.05 КБ
Файл Урок русского языка в 6 классе на тему "Лингвистическое восхождение к вершине ГЛАГОЛ"19.59 КБ
Файл Итоговый тест по темам "Морфология, орфография, словообразование, речь"16.8 КБ
Файл Тест по теме Однородные члены предложения (11 класс)13.06 КБ
Файл Тест по теме Словосочетание (8 класс)15.16 КБ
Файл Тест по теме Однородные члены предложения19.09 КБ
Файл Высказывания о русском языке15.88 КБ
Файл Олимпиада по русскому языку (9-10 класс)16.03 КБ
Office presentation icon Презентация Сказуемое (схемы)393.5 КБ
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока русского языка (5 класс) Имя существительное как часть речи, в соответствии с требованиями ФГОС110 КБ
Файл Тест Повторение по теме Имя существительное16.05 КБ
Файл Тематический тест по теме Деепричастие12.14 КБ
Файл Тематический тест 11 класс16.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНЕ «ГЛАГОЛ» Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Слайд 2

Цели урока : - повторение , обобщение, систематизация знаний, умений и навыковпо теме «Глагол»; - развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенции учащихся; р азвитие навыков логического и образного мышления; - воспитание любви и уважения к родному языку . Задачи: р азвитие навыков лингвистического анализа текста; р азвитие навыков морфологического разбора глагола; р азвитие орфографической зоркости; развитие и совершенствование навыков работы в группе, индивидуальной работы, самостоятельной исследовательской и творческой работы.

Слайд 3

О чём это? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает – расскажет. Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пляшет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, Чистит… - Всё расскажет нам…

Слайд 4

"Глагол - самая живая часть речи" А.Югов

Слайд 5

Осень – причудливая волшебница. Она расстила…т жёлтые покрывала на поля, разбрасыва…т цветные листья по дорожкам, принос…т запах свежести и лёгкого морозца. Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому (не)остановить осеннего пожара. Вот загорел…сь осинка яркими огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром. Осень не хоч…т расставаться с людьми, и часто плач…т. Печальный дождь пада…т из туч на землю. Люди смотр.т на небо и грустно говор...т: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я (не)хочу уходить от вас, люди, я хочу оста(ться, тся)». Но мчи(тся, ться) бессердечное время, и осень уходит.

Слайд 6

Проверка Осень – причудливая волшебница. Она расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает цветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца. Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка яркими огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром. Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться». Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

Слайд 7

Проверка 1 группа : расстилает покрывала; разбрасывает листья; приносит запах; не остановить пожара. 2 группа : бродить по городу; загорелась огоньками; прикоснулся к берёзке; вспыхнула костром.

Слайд 8

Тест 1. В каком слове пишется Е? А) Наполн...те вазу водой. Б) Когда наполн...те вазу водой, не забудьте поставить цветы. В) Если напиш...те подробно, я буду очень рад.

Слайд 9

Проверка А) Наполните вазу водой. Б) Когда наполните вазу водой, на забудьте поставить цветы. В) Если напишете подробно, я буду очень рад

Слайд 10

Тест 2. В каком слове на месте пропуска Ы? А) рассказ…вал Б) совет…вал В)интерес…вался

Слайд 11

Проверка А) рассказ ы вал Б) совет о вал В)интерес о вался



Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 6 классе на тему «Лингвистическое восхождение к вершине «Глагол».

-Здравствуйте, ребята. В течение учебного года мы с вами путешествовали  по огромной стране царя Грамотея. Кого только не встречали на своём пути: и загадочных Фонетику с Орфографией, и госпожу Лексику, познакомились с богатырями Корнем, Приставкой и Суффиксом и скромным, но таким важным для слова Окончанием. Побывали  в труднопроходимой, состоящей из целой гряды гор Морфологии. И не только побывали, но и покорили некоторые вершины (дети вспоминают и называют изученные части речи). И сегодня мы находимся в четверти пути от очередной вершины, которую вы хорошо знаете. Внимание на экран (слайд №3).

-Да, это действительно глагол. И наш урок я назвала «Лингвистическое восхождение к вершине «Глагол» (слайд №1).

Оно будет осуществляться двумя командами ( представление команд).

Эпиграфом урока стали слова лингвиста А. Югова (слайд№4).

- Как вы понимаете смысл этого выражения? ( ответы детей)

- Докажите это, создав выразительный « портрет» описания явлений природы с помощью глаголов (1команда работает над «портретом» ветра, 2команда – над «портретом» мороза).

- Мы уже знаем об этой части речи практически всё. Зачем же вновь возвращаемся к ней? ( дети формулируют цель урока)

- Да, наша цель –обобщить всё известное о глаголе. Ну что же, вперёд, преодолевая все преграды.

- А вот и первая. Посмотрите, на горной тропе выросло дерево, да не простое. На листьях что-то написано (дети читают).

- Что это? (признаки глагола)

- Проверьте, всё ли верно (дети исправляют, дополняют).

- Следующая преграда – текст (слайд№5)

Вопросы и задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Какие средства выразительности использовал автор, чтобы создать такую картину? (Метафоры: осень-причудливая волшебница; жёлтые покрывала; осенний пожар. Олицетворение: осень плачет. Эпитеты: печальный дождь.)
  3. Лингвистическая разминка: а)игра «Найди пару» (работают пары, каждой  даётся слово с орфограммой, которую дети должны определить и найти в тексте слово с подобной орфограммой);

б) игра « Лови ошибку»:

- я утверждаю, что в слове «грустно» одинаковое количество звуков и букв;

- я утверждаю, что в первом предложении 3 абзаца и в последнем предложении текста нет пунктуационных ошибок;

- я утверждаю, что в 3 предложении 2 абзаца грамматическую основу составляет сочетание слов «никому не остановить».

в) работа команд: 1команда составляет предложение со словом «темнеет» так, чтобы глагол был употреблён как личный; 2 команда составляет предложение с этим же словом так, чтобы глагол был безличным.

   4. Вставьте пропущенные гласные, раскройте скобки (проверка!)

  5. Определите  спряжение глаголов. Каким правилом вы пользовались для  определения безударной гласной в окончании глаголов? Какой глагол вызвал  затруднения при определении спряжения? ( разноспрягаемый).

  6. Определите вид глаголов.

  7. Команды выписывают словосочетания «глагол + существительное, где глагол- главное слово» (1 команда из 1 абзаца, 2- из 2 абзаца). Проверка!(слайд №7)

      ФИЗМИНУТКА!

  8.Сказочка-загадочка ( инсценировка)

     - О каком понятии идёт речь? ( о наклонении)

    - Что отличает глаголы изъявительного наклонения от двух других?

    Задание: а) определить в тексте наклонение глаголов (работают все);

    б) глагол «говорить» поставить в форму 3 лица ед.ч. настоящего, прошедшего, будущего времени (у доски ); в) 2 ученика у доски делают морфемный и словообразовательный разбор указанных  глаголов;

 г) внимание на экран (слайд №8)

д) – В чём загадка суффиксов –ова- (-ева-), - ива- (-ы ва-)?(слайд №10)

е) Игра «Конструктор»

Задание: к данным словам подобрать однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова, указать способ образования и морфемы.

Колесо (ис-, -и-)

Красный (-е-)

Бежать (раз-, -ся)

9. Конкурс «Путаница»  (команды должны собрать «рассыпавшееся» предложение и сделать полный синтаксический разбор).

В окна школы светит яркое солнце.

10. Конкурс  капитанов (морфологический разбор глагола проводят капитаны с взаимопроверкой).

РЕФЛЕКСИЯ!

Д/з Представьте себе, что вы попали в заколдованный лес. Вас окружили звери, птицы, насекомые.  И все эти живые существа откликнулись на ваше появление свойственными только им звуками. Опишите эту разноголосицу, используя глаголы. А ваша фантазия поможет сделать рассказ интересным.



Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМАМ «МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, РЕЧЬ»

  1. Разделительный Ъ или Ь ?

Сош…ём, с..естное, под..ём, бур..ян, выл..ешь, пред..юбилейный, необ..ятный. соб..ю, солов..и, об..явление. раз..езд, в..ют.

  1. Обозначьте орфограммы на месте пропусков.

Ш..рстка, ц..илиндр, стереж..т, щ..лкать, на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый, ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..клон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, свеч..й, полотенц..м, щ..тка, демонстрац..я.

3.    Составьте словосочетания со следующими формами имён существительных.

На знамен(е, и); на ветк(е, и); черёмух(е,и); о решительност(и,е); к гореч(и,е); по        истори(и,е); на лужайк(е, и); к молодёж(и,е); в пламен(и,е); к свобод(е,и).

  1. Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМАМ «МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, РЕЧЬ»

  1. Разделительный Ъ или Ь ?

Сош…ём, с..естное, под..ём, бур..ян, выл..ешь, пред..юбилейный, необ..ятный. соб..ю, солов..и, об..явление. раз..езд, в..ют.

  1. Обозначьте орфограммы на месте пропусков.

Ш..рстка, ц..илиндр, стереж..т, щ..лкать, на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый, ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..клон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, свеч..й, полотенц..м, щ..тка, демонстрац..я.

      3.    Составьте словосочетания со следующими формами имён существительных.

              На знамен(е, и); на ветк(е, и); черёмух(е,и); о решительност(и,е); к гореч(и,е); по истори(и,е); на лужайк(е, и); к молодёж(и,е); в пламен(и,е); к свобод(е,и).

  1. Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Однородные члены предложения». 11 класс.

1 вариант.

Укажите, сколько в предложении однородных членов.

а) их нет         б) 2                 в)3                г) 4            д)5

1. Внимательно неутомимо упрямо изучайте язык.

2. В произведении должна быть ясная определенная мысль.

3. Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

4. Все последнее время стояли пасмурные серые дни.

5. Как жить так и читать вприпрыжку не следует.

6. Я хочу быть твоею силой свежим ветром насущным хлебом над тобою летящим небом.

7. Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.

8. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины пушкинских строк.

Определите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с однородными членами.

а) 1                б) 2                     в) 3                     г)  не нужны

1. Далекие гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

2. Маяк то вспыхивал то погасал беззвучно.

3. На земле как – то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

4. На горе стоят очень редкие сосны и очень частые сосновые и еловые пни.

5. В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын.

6. Владимир Солоухин не только поэт но и еще великолепный прозаик и публицист и литературный критик.

 7. Деревья кусты и трава на земле покрылись каплями росы.

Какой знак пропущен в предложении с однородными членами?

а) запятая              б) двоеточие               в) тире             г) никакого

1. Брали слово старшие и помоложе, бригадиры и просто рабочие.

2. Вдруг все вокруг стало для меня дорого: и это серое выцветшее небо и лесистые бугры.

3. И радость встреч, и горечь разлук мы все испытали, товарищ и друг.

4. Жизнь в представлении Алеши была разделена на две части на детскую и взрослую.

5. Счастье берем по праву и жарко любим , и поем , как дети.

6. Все вокруг: и лесная опушка, и унылое болото вырисовывалось уже ясно, отчетливо.

7. К нему со всех сторон ползут донесения, указания, разъяснения, иногда неожиданные, остроумные яркие.

 Выпишите номера предложенй с пунктуационной ошибкой.

1. Земля, крыши домов, деревья – все было покрыто снегом.

2. Работа, хотя и привычна, но тяжела.

3. Вода прибывала быстро и затопляла все:и песчаные отмели и островки.

4. И там и сям валялись инструменты.

5. Я жил в Петербурге долгие месяцы, и отыскать меня было так же легко, как сходить на Невский.

6. Писатель вложил в торопливые страницы свою веру, и боль, и романтику.

7. Цирк любят, как дети, так и взрослые.

8. Ты меня или не слышишь или не пониаешь.

9. Он решил продать землю, и дом, и уехать в Европу.

10. Дни стояли пасмурные, однако, теплые.

11. Туманы здесь бывают, если не через день, то каждый день.

12. Ни лошади, ни дороги, ничего не видно.

13. Ягоды, грибы, дичь – словом все дары леса появились на столе.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Словосочетание» в 8 классе

Вариант 1.

  1. Выпишите словосочетания, укажите способ связи

Над возмущённою Невою стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне.

  1. Укажите словосочетания со способом связи согласование.

А) со старым лесником

Б) как-то осенью

В) напились из колодца

Г) окно в спальню

  1. Укажите словосочетания со способом связи управление

А) на лимонном листе

Б) собравших урожай

В) красный от злости

Г) ощущение родины

  1. Укажите словосочетания со  способом связи примыкание

А) говорил не умолкая

Б) стал спокойнее

В) раздавались в воздухе

Г) никакого добра

  1. В каком ряду все словосочетания являются именными?

А) дрожали звёзды, низкие звёзды, каждый из нас

Б) ручей из коры, тихо разговаривали, иной способ

В) похожие на сказку, морской шум, небывалая радуга

Г) одинокий человек, бледный от услышанного, десятый по счёту.

  1. В каком ряду все словосочетания являются глагольными?

А) ни о чём не думал, увидели цель, промелькнувший мимо

Б) бросил камень, стали расспрашивать, в расплавленном серебре

В) разросшийся палисадник, распугивая птиц, возвратишься усталым

Г) лежали листья, грести к берегу, бросили удить

  1. В каком ряду все словосочетания являются местоименными?

А) мои успехи, к другому берегу, любое предложение

Б) каждый из нас, любой из присутствующих, нечто интересное

В) наедине с нами, каждый из участников, твои неудачи

Г) они поют, шепчется с ней, любой из собравшихся

  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

А) чуть-чуть опоздать, не услышать ничего, совсем холодно

Б) слишком резко, немного дальше, особенно резко

В) работать старательно, сказать сгоряча, посмотреть искоса

Г) кофе по-турецки, сильно опаздывать, не совсем обычно

Тест по теме «Словосочетание» в 8 классе

Вариант 2.

  1. Выпишите словосочетания, укажите способ связи

Простёрши руку к вышине, за ним несётся всадник медный  на звонко скачущем коне.

  1. Укажите словосочетания со способом связи согласование.

А) в высоком небе

Б) первые заморозки

В) вернулся в комнаты

Г) было тепло

  1. Укажите словосочетания со способом связи управление

А) поэтический язык

Б) обилие красок

В) пожелтели до верхушек

Г) поставили ящик

  1. Укажите словосочетания со способом связи примыкание

А) трогая силой

Б) очень высоко

В) успел написать

Г) похожие на горы

  1. В каком ряду все словосочетания являются именными?

А) третий от конца, летние месяцы, поздним вечером

Б) зелёная беседка, напряжённый разговор, подёрнутая дымкой

В) пристально следить, едва виднеющийся, выкупаешься в реке

Г) постепенно затихает, бодрый вид, парное молоко

  1. В каком ряду все словосочетания являются глагольными?

А) проводил на даче, наполненного грохотом, затерявшейся среди леса

Б) поздним вечером, толпясь в дверях, никого не слушая

В) наполняя воздух, постепенно затихает, сельская жизнь

Г) пристально следишь, белоголовые ребятишки, спешишь к чаю

  1. В каком ряду все словосочетания являются местоименными?

А) некто неизвестный, это дерево, её платье

Б) нечто важное, любой из нас, кто-то из соперников

В) услышать от него, думать о себе, чьи-то вещи

Г) откуда-то послышалось, рассказывать бы вам, подойти к нему.

  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

А) вовсе не далеко, совсем близко, по-особому пряно

Б) страшно неловко, очень грустно, наедине с сестрой

В) слегка набекрень, совсем недавно, немного вправо

Г) слишком глубоко, откуда-то издалека, необыкновенно высоко.



Предварительный просмотр:

Тест  по  теме  «Однородные  члены  предложения».

1.Однородными членами предложения являются:

а) повторяющиеся для большей выразительности слова;

б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному  члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы.

2. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

 а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

3. Найдите противительный союз:

а) либо;

б) но;

в) и.

4. К какой группе относится союз или :

 а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

5.В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

6. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

7. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:

а) да;

б) нет.

8. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

9. Найдите предложение, соответствующее схеме:  О : О, О, О -… (запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

10.Нигде не было видно ни воды, ни деревьев. Это предложение осложнено однородными

А) сказуемыми.

В)подлежащими.

С) дополнениями.

D) определениями.

E) обстоятельствами.

11.В наших степях водятся как зайцы, так и лисицы. Это предложение осложнено однородными

A) сказуемыми.

B) подлежащими.

C) дополнениями.

D) определениями.

E) обстоятельствами.

12.То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев. Это предложение осложнено однородными

 A) сказуемыми.

B) подлежащими.

 C) дополнениями.

D) определениями.

 E) обстоятельствами.

13.Дни стояли теплые и ласковые.(К. Федин) Это предложение осложнено однородными

 A) сказуемыми.

B) подлежащими.

C) дополнениями.

D) определениями.

E) обстоятельствами.

14.Над моей головой тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на темно-синем фоне. (В. Г. Короленко) Это предложение осложнено однородными

A) сказуемыми.

B) подлежащими.

C) дополнениями.

D) определениями.

E) обстоятельствами.

15.Однородными обстоятельствами места осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)

B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)

 C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)

D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)

E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

16.Однородными обстоятельствами образа действия осложнено предложение

A) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)

 B) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)

C) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)

D) Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. (А. Чехов)

 E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

17.Однородными обстоятельствами времени осложнено предложение

A) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)

B) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)

 C) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)

D) Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. (А. Чехов)

E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

18.Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)

B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)

C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)

D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)

E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

19.Однородными дополнениями осложнено предложение

 A) Дни стояли теплые и ласковые. (К. Федин)

B) Одевается он отлично и со вкусом. (И. С. Тургенев)

C) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Ажаев)

 D) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер. (К. Паустовский)

E) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. (А. Фадеева)

20.Однородных членов НЕТ в предложении

 A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)

 B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава.

 C) В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас. (М. Ю. Лермонтов)

D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)

 E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

21.Однородными сказуемыми осложнено предложение

A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)

 B) Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава.

C) Детей тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (А. Чехов)

 D) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)

E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

22.Предложение с двумя рядами однородных членов.

A) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)

B) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл все… (И. Гончаров)

 C) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (К. Станюкович)

 D) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. (Н. Островский)

E) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов)

23.Однородными определениями осложнено предложение

 A) Настали темные, тяжелые дни. (И. С. Тургенев)

B) Щеки румяны, и полны, и смуглы. (Н. А. Некрасов)

C) Желтые дубовые заросли стояли в росе. (К. Паустовский)

D) На рейде стоял французский линейный корабль. (И. Тургенев)

E) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. (А. Чехов)

24.Неоднородные определения есть в предложении

A) Рука была морщинистая, бледная, худая. (В. Панова)

B) Был серенький, промозглый, ветреный день. (Б. Полевой)

 C) На рейде стоял французский линейный корабль. (И. Тургенев)

D) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум. (А. Чехов)

 E) Было холодно, чувствовалась резкая, неприятная сырость. (А. Чехов)

25.Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев) Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении

A) 3.

 B) 1, 2.

C) 2, 3.

D) 2, 3, 4.

E) 1, 2, 3, 4.

26.Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении

 A) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. (И. Гончаров)

B) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

 C) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)

D) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. (К. Станюкович)

 E) И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

27.Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

A) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.

B) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.

C) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

D) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

E) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)

28.Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены)

A) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. (Н. Гоголь)

B) В корзине была дичь два тетерева и утка. (И. Гончаров)

C) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. (К. Станюкович)

D) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Н. Толстой)

 E) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)

29.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово

A) тоска.

B) что-то.

C) ямщика.

D) в песнях.

 E) раздолье.

30.Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (В. Арсеньев) Обобщающим в этом предложении является слово 

A) ветры.

B) как-то.

 C) прочее.

D) играют.

E) факторы.

31.В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (С. Аксаков) В этом предложении пропущены

A) три запятые.

 B) тире и две запятые.

C) двоеточие и две запятые.

 D) двоеточие и три запятые.

E) двоеточие, 2 запятые, тире.

32.Две запятые и тире пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

B) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

C) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)

D) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

33.Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.

 B) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

 C) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)

D) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

34.Запятая и тире пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой)

 C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

 D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

35.Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой)

C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

36.Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой)

C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

 D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко)

 E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)

37.Двоеточие, четыре запятые и тире пропущены в предложении

A) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.

B) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. (А. Н. Толстой)

C) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)

D) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (В. Короленко)

E) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)



Предварительный просмотр:

Высказывания о русском языке.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.                                                            М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…  

                                                                                      И. С. Тургенев

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий…  Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

                                                                                         В. Г. Белинский

Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего?

Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.

                                                                                       Н. М. Карамзин    

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

              Н. Заболоцкий «Читая стихи»

Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать.                                                 И. Ильин



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9-10 классов.

  1. Перепишите слова и дайте транскрипцию указанных звуков, соответствующую литературному произношению:

А) гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть;

Б) согласный перед (э): баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина;

В) согласный перед (н): бесконечно, беспечно, конечно, нарочно, скучный, срочный;

Г) согласный перед (й): адъютант, изъян, подъезд, субъект;

Д) согласный на месте сочетания одинаковых букв:аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.

2. Рассмотрите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова:

А) объединены в один ряд: тяжёлая(болезнь), бурные(аплодисменты), глубокий(сон), проливной(дождь), грубая(ошибка);

Б) противопоставлены в парах: пить-поить, сидеть-сажать, стоять-ставить?

Продолжите оба ряда своими примерами.

  1. Признаками какого вида обладают глаголы жениться, выходить, казнить,ранить, заносить, воздействовать, быть? Можно ли разделить эти слова на группы с точки зрения видовой характеристики? Если можно, то объясните принцип разделения, охарактеризуйте слова каждой группы.
  2. Известно, что числительные два, три, четыре и оба, стоя в формах именительного и винительного падежей, управляют формой родительного падежа единственного числа зависимого существительного: два (три, четыре,оба) торта, но не два (три, четыре, оба) тортов. Однако на самом деле это не всегда верно. Так, нужно сказать два пирожных, но не два пирожного. Какое свойство слова пирожное, отличное от свойства слова торт, делает единственно правильной именно конструкцию с формой множественного числа? Приведите примеры слов, которые в этом отношении не отличаются от слова пирожное.
  3. Дайте лингвистическое объяснение причины возникновения комического эффекта во фразахШёл дождь и два студента; Копать яму от забора и до обеда. Придумайте фразу, комизм которой вызван той же причиной.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

УМК под редакцией Шанского

Цели урока:

- содержательная:  сформировать представление о существительном как о части речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи.

Средства обучения: компьютер, проектор,ИКТ тренажёр,  учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, «бортовые журналы»

                   

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас начинается серия необычных уроков. Силой своего воображения мы посетим страну, которой правит королева Морфология, и познакомимся с её большой семьёй. Дорога в королевство будет полна преград. И вам предстоит их преодолеть.

Итак, в путь! (На доске сказочная карта с изображением страны «Морфология». Маршрут движения обозначен красным пунктиром).

- А вот и первая остановка и первое задание, выполнять которое вы будете по группам.

На экране текст:

    На поляне около лесной опушки росли синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой.

Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.

- 1 группа выписывает слова с орфограммой в корне слова, 2 группа – слова с орфограммой в приставках, 3 группа – слова с орфограммой в окончаниях.

Учитель: - Молодцы! Справились с заданием. Занимайте места, согласно купленным билетам, и едем дальше.

- Посмотрите, впереди гора Культура речи. А живёт там её высочество самостоятельная часть речи. Только вот какая?

Чтобы узнать это, надо выполнить следующее задание.

- Установите, какой частью речи являются слова, выделенные в тексте.

       После угомонившейся вьюги

       Наступает в округе покой.

       Я прислушиваюсь на досуге

       К голосам детворы за рекой…

- Правильно, это существительное. Вот мы и определили цель нашего сегодняшнего путешествия – имя существительное как часть речи.

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание, дают обоснование своим ответам.

        

Определяют часть речи – имя существительное.

Записывают тему урока.

Самоопределение, смыслообразование (личностные)

Целеполагание

Саморегуляция

(регулятивные)

Планирование учебного сотрудничества

(коммуникативн)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

С этой частью речи вы знакомы не один год. Используя свои знания, продолжите заполнение таблицы, лежащей у вас на столах.

 - Найдите среди слов каждой строчки имя существительное, обоснуйте свой выбор:

Капля – капает – капельный – капель.

Праздник – праздничный – праздновать – празднично.

Строитель – стройка – строить – строительный.

Методом мозгового штурма создаётся таблица-алгоритм на доске и в справочниках обучающихся:

Вопрос, который можно задать к слову

Грамматиче ское значение

Грамматиче ские признаки

Синтаксиче ская роль

Вывод:

Какая часть речи

Кто?

Обозначает предмет

Род,…

Выполняет роль подлежащего, …

Имя существительное

Индивидуально выполняют задание, применяя созданный алгоритм-рассуждение.

Анализ объекта с целью выделения признаков;

(познавательное)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

(коммуникативные)

Выполнение пробного учебного действия, иксирование индивидуального затруднения

(регулятивное)

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм  правильного действия.

  - Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

(ИКТ игра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек, при правильном действии загорается звёздочка, при неверном – слово возвращается назад)

 

 Выходят к интердоске и помещают существительные в мешочек, радуются успеху или повторяют действие, иправляя ошибку.

Волевая саморегуляция, коррекция

(регулятивные)

Анализ объектов с целью выделения признака (познавательное)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цельэтапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Сказка. Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительныъ знаки различия, будет вознаграждён»

 - Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

 - К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание: Подчеркни существительные.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

Обсуждают, выдвигают гипотезы (по родам, по склонениям)

Высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

Затем выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.

Аргументация своего мнения, учёт разных мнений (коммуникативные)

Смыслообразование (личностное)

Синтез как составление целого, создание способа решения проблемы поискового характера (познавательные)

6.Первичное закрепление изученного

Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию

Физминутка зрительная.

- Сейчас каждый из вас будет выполнять  задание по карточке.

Задания трёх уровней.

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

Проверяются работы обучающихся.

 - Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.

Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

(1 мин) Физминутка : Игра «Путаница:

 - Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.

Словесный конструктор

Футбол (суффиксальный)

Храбрый (суффиксальный)

Погода (приставочный)

Город (приставочный)

Стакан (прис.-суф.)

Служить (прис.-суф.)

Луна, ходить (сложение)

Железо, бетон (сложение

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77

2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78

1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.

Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.

Анализ объектов и синтез как составление целого из частей (познавательные)

Формулирование и аргументация своего мнения (коммуникативные)

Оценивание усваемого содержания (личностное)

Контроль. Коррекция, оценка (регулятивные)

   7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю

Цель этапа: закрепление алгоритма действий

 - Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания трёх уровней.

Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в «бортовой журнал»

3 уровень «зелёные»
1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.
2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка, …,…….,…,
2 уровень «синие».

1.Тест № 9. «Русский язык 5 кл. Тесты часть 1» М.П.Книгина – Саратов: Лицей, 2012.

2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

3 уровень «красные»

1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

Ученики выполняют работу, затем проходит проверка «по конвейеру», выставление баллов в группах.

Смыслообразование (личностное)

Целепорлагание, планирование, волевая саморегуляция, коррекция (регулятивные)

Анализ объектов, синтез как составление целого из частей (познавательные)

Аргументация своего мнения, планирование сотрудничества (коммуникативные)

Самоопределение (личностное)

8. Этап включения нового УУД в систему

1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .

2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

3.Речевая ситуация:

 - Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.

  • Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
  • В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.

 - Попробуйте подобрать свои примеры.

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

Находят и объясняют.

Ученики объясняют разницу в ситуациях.

Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)

Анализ и синтез объектов с целью составление целого (познавательное)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, учёт разных мнений. (коммуникативные)

Прогнозирование , волевая саморегуляция, коррекция (регулятивное)

9.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

 Домашнее задание

  - Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

- В заключении – сюрприз!

Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.

1.раздел науки о языке, изучающий части речи.

2.Падеж существительного  (вижу)землю.

3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным.

4.Падеж, обозначающий орудие действия.

5.Количество предметов у существительного.

6.Изменение существительных по родам.

7.Категория существительного, различающая нас по полу.

 - Как же я оцениваю вашу работу на уроке?

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.

3 уровень: Тест № 9 – вариант 2.

 

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов.

 Морфология

    Винительный

     Подлежащее

    Творительный

           Число

    Склонение

          Род

Отвечают хором: «Отлично!»

Обдумывают и выбирают уровень д/з

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности ,

(регулятивные)

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха, нравственно-этическое оценивание(личностные)

Учёт разных мнений и аргументация своего (коммуникативные)

урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

- содержательная:  сформировать представление о существительном как о части речи;

- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи

Средства обучения: компьютер, проектор,ИКТ тренажёр,  учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, «бортовые журналы»

                   

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Запишите эти слова после числа в тетради.

Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении.

 - Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень)

  - Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня?

Записывают число, классная работа и фразу с доски.

Участвуют в игре, определяют часть речи – существительное.

Без труда называют: « Имя существительное как часть речи»

Самоопределение, смыслообразование (личностные)

Целеполагание

Саморегуляция

(регулятивные)

Планирование учебного сотрудничества

(коммуникативн)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 - Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте составим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать эту часть речи

 - Подчеркните существительные на интердоске, используя данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились,легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на призаки существительного)

 

Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:

Индивидуально выполняют задание, применяя созданную схему.

Анализ объекта с целью выделения признаков;

(познавательное)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

(коммуникативные)

Выполнение пробного учебного действия, иксирование индивидуального затруднения

(регулятивное)

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм  правильного действия.

  - Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

(ИКТ игра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек, при правильном действии загорается звёздочка, при неверном – слово возвращается назад)

 

 Выходят к интердоске и помещают существительные в мешочек, радуются успеху или повторяют действие, иправляя ошибку.

Волевая саморегуляция, коррекция

(регулятивные)

Анализ объектов с целью выделения признака (познавательное)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цельэтапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Сказка. Давным давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительныъ знаки различия, будет вознаграждён»

 - Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

 - К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание: Подчеркни существительные.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

Обсуждают, выдвигают гипотезы (по родам, по склонениям)

Высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам

Затем выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.

Аргументация своего мнения, учёт разных мнений (коммуникативные)

Смыслообразование (личностное)

Синтез как составление целого, создание способа решения проблемы поискового характера (познавательные)

6.Первичное закрепление изученного

Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию

Физминутка зрительная.

- Сейчас каждый из вас будет выполнять  задание по карточке.

Задания трёх уровней.

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

Проверяются работы обучающихся.

 - Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.

Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

(1 мин) Физминутка : Игра «Путаница:

 - Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.

Словесный конструктор

Футбол (суффиксальный)

Храбрый (суффиксальный)

Погода (приставочный)

Город (приставочный)

Стакан (прис.-суф.)

Служить (прис.-суф.)

Луна, ходить (сложение)

Железо, бетон (сложение

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77

2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78

1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.

Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.

Анализ объектов и синтез как составление целого из частей (познавательные)

Формулирование и аргументация своего мнения (коммуникативные)

Оценивание усваемого содержания (личностное)

Контроль. Коррекция, оценка (регулятивные)

   7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю

Цель этапа: закрепление алгоритма действий

 - Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания трёх уровней.

Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в «бортовой журнал»

3 уровень «зелёные»
1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.
2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка, …,…….,…,
2 уровень «синие».

1.Тест № 9. «Русский язык 5 кл. Тесты часть 1» М.П.Книгина – Саратов: Лицей, 2012.

2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

3 уровень «красные»

1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

Ученики выполняют работу, затем проходит проверка «по конвейеру», выставление баллов в группах.

Смыслообразование (личностное)

Целепорлагание, планирование, волевая саморегуляция, коррекция (регулятивные)

Анализ объектов, синтез как составление целого из частей (познавательные)

Аргументация своего мнения, планирование сотрудничества (коммуникативные)

Самоопределение (личностное)

8. Этап включения нового УУД в систему

Домашнее задание

1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .

2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

3.Речевая ситуация:

 - Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.

  • Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
  • В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.

 - Попробуйте подобрать свои примеры.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».

2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.

3 уровень: Тест № 9 – вариант 2.

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

Находят и объясняют.

Ученики объясняют разницу в ситуациях.

Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)

Обдумывают и выбирают уровень д/з

Анализ и синтез объектов с целью составление целого (познавательное)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, учёт разных мнений. (коммуникативные)

Прогнозирование , волевая саморегуляция, коррекция (регулятивное)

9.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

  - Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает при затруднении)

- В заключении – сюрприз!

Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.

1.раздел науки о языке, изучающий части речи.

2.Падеж существительного  (вижу)землю.

3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным.

4.Падеж, обозначающий орудие действия.

5.Количество предметов у существительного.

6.Изменение существительных по родам.

7.категория существительного, различающая нас по полу.

 - Как же я оцениваю вашу работу на уроке?

 

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов.

 Морфология

    Винительный

     Подлежащее

    Творительный

           Число

    Склонение

          Род

Отвечают хором: «Отлично!»

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности ,

(регулятивные)

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха, нравственно-этическое оценивание(личностные)

Учёт разных мнений и аргументация своего (коммуникативные)



Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Имя существительное»(6 класс)

ТЕСТИРОВАНИЕ

  1. Имена существительные отвечают на вопросы:

А) кто? Что?

Б) какой? Какая?

В) как?

2. Укажите ряд, в котором все существительные одушевлённые:

А) сапог, кошка, дверь

Б) цветы, гусеница, воробей

В) собака, женщина, врач

3. Укажите неверное утверждение:

Имена существительные изменяются

А) по падежам

Б) по числам

В) по родам

4. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:

А) мама, бабушка, отец

Б) (река) Волга, (автомобиль) «Волга», (кинотеатр) «Волга»

В) (газета) «Труд», Москва, улица

5. Укажите ряд, в котором все имена существительные мужского рода:

А) бандероль, шинель, тюль

Б) картофель, фасоль, мышь

В) тюль, лебедь, шампунь

6. Укажите ряд, в котором все имена существительные женского рода:

А) фамилия, простыня, туфля

Б) повидло, рельс, рояль

В) полотенце, плацкарта, шинель

7. Продолжите предложение:

Изменение существительных по падежам называется…

8. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3 склонения:

А) сирень, ночь, женщина

Б) дверь, зверь, дочь

В) бандероль, полынь, лазурь

9.  Укажите ряд, в котором все имена существительные 1 склонения:

А) лошадь, лошадка, машина

Б) дядя, тётя, старшина

В) лосось, окно, поле

10. Укажите ряд, в котором все имена существительные 2 склонения:

А) время, путь, тётка

Б) конь, брат, окно

В) ряд, дно, тишь

11. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме родительного падежа:

А) не видно пути, мало времени, около деревни

Б) находиться в плавании, у дочери, на доске

В) из библиотеки, в библиотеке, на крыше

12. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме винительного падежа:

А) стоять у дома, видеть дом, с дачи

Б) собирать грибы, смотреть на друга, услышать музыку

В) время прошло, к деревне, из дома

13. . Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме предложного падежа:

А) о маме, на даче, в степи

Б) к дому, около дома, в деревне

В) об отдыхе, на балконе, около дома

14 .  Укажите ряд, в котором все имена существительные не имеют единственного числа:

А) брюки, детвора, жиры

Б) крупы, вожжи, кудри

В) каникулы, ножницы, джунгли

15. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным:

А) Вчера мы собирали в соседнем лесу грибы.

Б) Бандероль они получили вовремя.

В) Бандероль пришла вовремя.

16. Укажите предложение, в котором дополнение выражено именем существительным:

А) День выдался дождливым.

Б) В саду цвела сирень.

В) В лесу росли грибы.

17. Укажите ряд, в котором все имена существительные несклоняемые:

А) врач, дом, конферансье

Б) кофе,  метро, кино

В) день, шимпанзе, мадам

18. Укажите ряд, в котором все морфологические признаки существительного постоянны:

А) род, склонение, число

Б) падеж, одушевлённое или  неодушевлённое, склонение

В) склонение, собственное или нарицательное, род

19. Укажите пример с ошибкой в согласовании определения с именем существительным:

А) лечащий врач Иванова уехала

Б) лечащая врач Иванова уехала

В) наш врач очень внимателен

20. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

А) в землянк.., у землянк.., около землянк..

Б) в ущель.., по алле.., к лошад..,

В) в тетрад.., на лини.., к дочер..

21. В каком ряду на месте пропусков пишется Е?

А) по трасс.., на лошадк.., в сара..

Б) по отмел.., в пол.., вдоль алле..,

В) на сирен.., в комнат.., в музык..

22. В каком ряду на месте пропусков пишется И?

А) в милици.., в пол.., на отшиб..

Б) в устав.., в театр.., в здани..

В) в конституци.., на лошад.., по возможност..

23. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

А) на знам..ни, на тропинк.., на лошад..

Б) на тем..ни, в логов.., на полян..

В) в племен.., в дом.., вдоль алле..

24. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

А) в плесен.., в пустын.., в арми..

Б) во врем..ни, в постановк.., в машин..

В) на лошадк.., на лошад.., в рощ..

25. Вставьте пропущенные буквы. Укажите номера слов, в которых пишется Е:

(1) на территори.., (2) в тетрад.., (3) в книг.., (4) в рощ.., (5) около рощ.., (6) о помощ., (7) в школ.., (8) в пламен..

26. Укажите ряд, в котором все имена существительные мужского рода:

А) Сочи, кенгуру, кофе

Б) эскимо, конферансье, пальто

В) жюри, такси, кашне

27.  Укажите ряд, в котором все имена существительные склоняемые:

А) ножницы, какао, ателье

Б) брюки, сухари, рояль

В) фойе, пианино, лебедь

28. Укажите сложносокращённое слово женского рода:

А) СНГ (союз независимых государств)

Б) ГИБДД (главная инспекция безопасности дорожного движения)

В) МХАТ (московский художественный академический театр)



Предварительный просмотр:

Тематический тест по теме «Деепричастие»

  1. Какие слова являются деепричастиями?

А) поглядывая

Б) сделав

В) умевший

Г) начавший

2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?

А) узнав

Б) крича

В) ржавея

Г) принявшись

3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

А) опаздывать

Б) пролить

В) взлететь

Г) проливать

4. Какие слова пишутся с не раздельно?

А) (не) годуя

Б) (не) выспавшийся

В) (не) уставая

Г) (не) увидев

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.

А) Тарантас в.ехал во двор шурша колёсами по крапив. и ост.новился перед крыльцом.

Б) Сидя за комп.ютером старайтесь держать спину прямой.

В) Художник(аниматор) созд.вая мультипл..кац..о(н,нн)ый фильм словно ож..вляет р..сунки.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ (11 класс)

1.В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

А) крыжовник

Б) четвёрка

В) фасоль

Г) вьюга

2. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

А) подснежники

Б) смеющийся

В) вплотную

Г) загадка

3. Какие слова образованы суффиксальным способом?

А) начисто

Б) тополиный

В) подсвечник

Г) весело

4. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

А) гвоздь программы

Б) вбить гвоздь в стену

В) золотой характер

Г) волк воет

Д) ветер воет

5. В каких предложениях есть антонимы?

А) Сделал это не случайно, а намеренно.

Б) Сделал это неслучайно,  намеренно.

В) Ветер то холодный, то тёплый.

Г) Гиппопотам – это бегемот.

Д) Был не великаном, а карликом.

Е) Река не глубокая, а мелкая.

6. В каких предложениях есть существительные 3 склонения?

А) Ей недостаёт искренности.

Б) На полке несколько кастрюль.

В) Не хлопайте дверью!

Г) У пристани стоят корабли.

Д) Оторвал пуговицу напрочь.

7. Какие прилагательные имеют краткую форму?

А) офицерский

Б) робкий

В) стеклянный

Г) веский

Д) могучий

8. Отметьте глаголы 1 спряжения.

А) шепч..тся

Б) заплат..т

В) держ..тся

Г) та..т

9. В каких словосочетаниях есть действительные причастия?

А) гонимый ветром

Б) колышущийся на ветру

В) собранный урожай

Г) не найденное пока решение

Д) стоявший на полу ребёнок

10. В каких предложениях есть предлоги?

А) Он работал, несмотря на усталость.

Б) Взял карандаш вместо ручки.

В) Отвечал также хорошо.

Г) Как не любить море!

Д) Ждать помощи не от кого.

11. Отметьте глаголы совершенного вида

А) хлопать

Б) хлопнуть

В) бить

Г) разбить

Д) исчез

12. . Отметьте числительные

А) третий

Б) утроить

В) тройка

Г) трижды

Д) оба

13. . Отметьте личные местоимения

А) этот

Б) мне

В) себе

Г) некому

Д) она

Е) о нём

14. В каких словах пишется буква а?

А) репч..тый лук

Б) костёр разг..рается

В) выехал засветл..

Г) перeст..новка мебели

Д) щебеч..т птицы

Е) яркое впеч..тление

15. В каких словах пишется буква и?

А) об..грал всех

Б) панц..рь черепахи

В) вследстви.. землетрясения

Г) пр..крепить к стене

Д) соб..рал значки

Е) вз..мать налоги

16. В каких словах пишется буква о?

А) зал освещ..н

Б) заж..г спичку

В) пальто с капюш..ном

Г) пришёл  почталь..н

Д) запряж..м лошадей

Е) острый суч..к

17. В каких словах пишется буква з?

А) под нави..шими бровями

Б) несколько умных фра..

В) ..бывается мечта

Г) оставили бе.. сладкого

Д) бе..срочный договор

Е) и..пуганно  в..крикнуть

18. В каких словах пишется двойная согласная?

А) новая пье(с,сс)а

Б) газовая коло(н,нн)ка

В) румя(н,нн)ый малыш

Г) медле(н,нн)ый танец

Д) жизне(н,нн)о важно

Е) ягоды мо(ж,жж)евельника

19. В каких словах пишется ь знак?

А) декабр..ские морозы

Б) нес..едобные грибы

В) настал день прем..еры

Г) дым пожарищ..

Д) достав..те в срок

Е) хочет..ся петь

20. Какие слова пишутся раздельно?

А) ремонтно(строительные ) работы

Б) делеко (не)единственный случай

В) скрылся (в)дали туманной

Г) купил (пол)килограмма помидоров

Д) о человеке судят (по)тому, что он говорит и делает

Е) как(будто)

21. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

А) Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай!

Б) Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчётливо видны и казались все одного цвета.

В) «Холодновато у вас» - сказал приезжий и, присев на стул, ещё сильнее закутался в медвежью доху.

Г) Я понял: мы не должны были здесь находиться.

Д) Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого.

Е) По ночам подмораживало и звёзды усеивали тёмное небо.

22. . В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

А) Нам предстояло разобраться в том, что же люди соорудили в глубинах гор, и ради чего они посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли.

Б) Из края в край перекатывалось заглушавшее ход поезда стрекотание кузнечиков.

В) Судья предупредил, что если шум не прекратится, суд будет продолжен при закрытых дверях.

Г) И золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки, и прыжки воробья на песке, всё веселит мои взоры.

Д) В начале летних каникул, мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие на резиновой лодке.

Е) Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились, и уже смело смотрели вперёд.

23. В каких предложениях нарушены речевые нормы?

А) Ты позвонишь мне завтра?

Б) Кто из учеников читали эту книгу?

В) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Г) Самолёт с восмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

24. В каких предложениях нарушены речевые нормы?

А) В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении, посвящённом юбилею города.

Б) Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции.

В) Соня жалела и переживала за Раскольникова.

Г) В своём романе Толстой не только рисует картины великих сражений, но и мирный быт семьи Ростовых.

25. Отметьте предложения без речевых ошибок.

А) Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

Б) Я склонен, что его решение ошибочно.

В) Он потерял словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.

Г) Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников.

26. Отметьте предложения без речевых ошибок.

А) Девочки похожи друг на друга как две капли воды.

Б) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.

В) Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его.

Г) Дружественный визит министра в Корею планируется на февраль.

27. Отметьте слова с ударением на втором слоге.

А) а-том-ный

Б) ди-а-лог

В) на-чать

Г) ки-ло-метр

Д) зво-нит

28. Отметьте слова с ударением на первом слоге.

А) свекла

Б) принял

В) торты

Г) щавель