Для Вас, педагоги!

Козлова Надежда Владимировна

Семинар "Этика общения с инвалидами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этика общения с инвалидами

  1. Понятие «этика»
  2.  Философия независимой жизни
  3. Декларация независимости инвалида
  4. Правила этикета при общении с инвалидами.

Важной составляющей деятельности по обеспечению доступности зданий, сооружений и предоставляемых населению услуг является соблюдение этических правил общения с инвалидами.

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Составной частью этики является профессиональная этика – совокупность морально-этических и нравственных норм и модель поведения специалиста в соответствующей профессиональной сфере[1]. Профессиональная, или так называемая деловая этика призвана регулировать деятельность специалиста в сфере служебных отношений, в том числе к субъектам своего труда.

Профессиональная этика для каждого из специалистов – не просто формальное требование, а главенствующий принцип ежедневной деятельности. Быть носителем этических принципов важно по нескольким причинам: соблюдение профессиональной этики ведет к успешному оказанию гражданам услуг, характерных для сферы деятельности учреждения, созданию и поддержанию репутации учреждения, а также формированию положительной культуры в учреждении или организации.

2. Философия независимой жизни

Традиционно в философии социальной защиты инвалидов выделяется ряд основополагающих, научно обоснованных принципов. Эти принципы не всегда едины по сущности, но объединены заботой об объекте и направленностью на предмет. Представляет интерес группа принципов «нищего», «барина» и «равного».[2]

Принцип нищего. Этот принцип родился в древности, в рамках милосердия, религиозных общин. Как правило, он предполагает предоставление небольшой помощи каждым, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складывается из сложения посильной помощи конкретному индивиду за счет многих людей. В условиях свободного общества принцип не может быть долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.

Принцип барина. Основан на законодательном или насильственном изъятии результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип используется лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотрению или повелению часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким «барином» мог быть помещик, капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и, опять таки, порождает иждивенчество, а так же бюрократический аппарат государства, связанный с распределением льгот.   Число льготников растет как снежный ком, и, достигая критической массы, угрожает социальным взрывом, т.е. нарушает основу социальной безопасности любой страны.

Принцип равного. Средства, которые используются в принципе барина для пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, сколько на предмет, т.е. на установление связей между человеком и социумом: на систему медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов; на создание условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и др. После этого человек начинает сам зарабатывать, оставаясь личностью, несмотря на недостатки собственного здоровья. Примеры этому – Франклин Рузвельт, Николай Островский, Людвиг ванн Бетховен, Бедржих Сметана, Гомер, Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг и другие, известные деятели науки и искусства.

Таким образом, идеи обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, которые нашли отражение в современном российском законодательстве, направлены на реализацию принципа равного и отражают закономерное прогрессивное развитие философии социальной защиты инвалидов в нашей стране.

Составной частью философии социальной защиты инвалидов является философия независимой жизни. Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента:

1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, иметь свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию, возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.

2. Независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой[3].

Общие принципы и цели независимости инвалида сформулированы в Декларации независимости инвалида.[4]

3.ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. 

  • Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. 
  • Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. 
  • Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. 
  • Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. 
  • Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. 
  • Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. 
  • Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. 
  • Помогите мне познать то, что я хочу. 
  • Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. 
  • Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. 
  • Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. 
  • Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. 
  • Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. 
  • Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. 
  • Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте. 

Правила этикета при общении с инвалидами.

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность.

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.       

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

  • избегать конфликтных ситуаций;
  • внимательно слушать инвалида и слышать его;
  • регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
  • обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
  • цивилизовано противостоять манипулированию.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами[5], которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

 3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

 


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №55 «Кузнечик»

Выступление на семинаре

тема:

«Этика общения с инвалидами»

                                                                        Педагог-психолог: Козлова Н.В.

Подольск, 2015г.




Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ                                                  С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

                    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

Детей с общим недоразвитием  речи следует  отличать от детей  имеющих  сходные состояния – временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей   с общим  недоразвитие речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру. Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи. Их отличает критичность к речевой недостаточности. Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных особенностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме. У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям, более  младшего возраста. У детей с общим недоразвитием речи пассивный словарь выше активного. Для выражения своих мыслей дети пользуются жестами и мимикой. Для детей с общим недоразвитием речи характерна большая инициативность речевого поиска процессе общения, критичность к своей речи. Ребенок с общим недоразвитием речи может одним и тем же лепетным словом обозначить несколько речевых понятий. Он заменяет название действия, названием предмета. На этом уровне для детей с общим недоразвитием речи характерно использование однословных предложений. Если в норме предложение из аморфных слов корней наблюдается в 5-6 месяцев, то у ребенка с общим недоразвитием речи – может задерживаться до 3-4 лет. У детей с общим недоразвитием речи нет согласований между членами предложения. Даже если они говорят предложения из двух трех слов, то они не согласованы. У таких детей очень бурный жизненный опыт, отмечается нестойкость в произношении звуков. Дети проявляют понимание инструкции обусловленные знакомой ситуацией. В затруднительных заданиях типа, положи ложку на стакан, а коробку на карандаш возникают ошибки в выполнение задания. При произношении двух и более слогов, слов, они сокращают слова до одного-двух слогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушено фонематическое восприятие, то есть дети не различают слова похожие по названию, но разные по смыслу. Словарь отстает от нормы, заменяют название частей, названием самого предмета, заменяют слова близкие по ситуации и внешним признакам, не всегда понимают действия, основные цвета знают, но путают оттенки. У детей с общим недоразвитием речи III уровня недостаточное внимание; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым единицам; недостаточное развитие способности к переключению; слабое развитие словесно-логического мышления; недостаточная способность к запоминанию; недостаточный уровень развития контрольных действий .

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексики - грамматического недоразвития.

Характерным является дифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков («сяпоги», «cюба»).

В свободных высказываниях преобладает простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции из-за недостатка внимания. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Cвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливается специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети  отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

         Наряду с общей соматической  ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется  плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения движений по словесной инструкции .  

         Дети с общим недоразвитием речи  отстают от нормально-развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его основные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застреванние на одной позе.

          Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей развития детей с общим недоразвитием речи и в тоже время для определения коррекции.

           В основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования психических процессов у детей с патологически развивающейся речью, легли теоретические положения Л.С. Выгодского о социально обусловленной функцией, их опосредованном системном строении и ведущей роли речи в формировании психических процессов .

            К числу таких работ относится исследование Р.Е.Левиной «К психологии детской речи в патологических случаях», которое проводилось под непосредственным руководством Л.С. Выготского.

            Некоторые отечественные клиницисты (И.З. Бернштейн, В.В. Ковалёв, Е.И. Кириченко и другие) о вопросе соотношения нарушений мышления и речи считают, что ведущая роль в недоразвитии речевых и других психических процессов принадлежит глубоким  нарушениям в интеллектуальной сфере.

           Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи (Л.И.Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Чиркина), показывает своеобразие их психического развития.

            Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется  недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что  определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют  на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми.

             Специфические особенности неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева (6). Авторами выделяется недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями  развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления.

            Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

           Недостатки внимания как сосредоточения деятельности ребёнка на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака общего недоразвития речи.  В той или иной мере она присутствуют у детей, относящихся к разным клиническим формам общего недоразвития речи. Американские психологи и клиницисты описывают «синдром дефицита внимания» ,  часто сочетающихся с гиперактивностью, как характерный для детей с общим недоразвитием  речи и многих детей с трудностями в обучении.  

            Проявления недостаточности внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредотачиваются на объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.

            Вместе с тем необходимо отметить, что в исследовании, в котором проводилась сравнительная оценка показателей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нормально развивающихся, установленные различия (показатели детей рассматриваемой категории занимают среднее положение), не достигает статистически значимых величин. Можно предположить, что такая картина определяется значительно большей сосредоточенностью детей в условиях индивидуального лабораторного эксперимента, где деятельность ребёнка регулируется и стимулируется взрослым и сведены к минимуму различные отвлекающие воздействия. Иное наблюдается в условиях свободного поведения ребёнка дома или в группе детского сада, когда в значительно большей мере проявляется несформированность, слабость саморегуляции психической деятельности и недостаточность мотивации. В таких условиях дефицит внимания становится более очевидным.

            Недостатки внимания детей с общим недоразвитием речи в значительной мере связанны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системой.             

             Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Известно, что уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием существенно различаются. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система .

          Таким образом, внимание детей с общим недоразвитием речи  

характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические  колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность  деятельности приводит к тому, что действуют

импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

          В старшем  дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

         Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.

Литература.

1.Волковская Т.Н., Ющнова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недорозвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

2.Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. – С. 103-104.

3.Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М., 2002.

4.Рибо Т. Рестоматия по вниманию. – М., 1976. С. 66-103.

5.Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 1976.

6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.

7.Филичева Т. Б. Основы логопедии. – М.:Просвещение, 1989.



Предварительный просмотр:

Методика Н.Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта.

Инструкция.

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

Полностью не согласен (-3 балла).                 Отчасти согласен (+1 балл).

В основном не согласен (-2 балла).                 В основном согласен (+2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).                         Полностью согласен (+3 балла).

 

Высказывание

Балл (степень согласия)

-3

-2

-1

+1

+2

+3

1

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

 

 

 

 

 

 

2

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

 

 

 

 

 

 

3

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

 

 

 

 

 

 

4

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

 

 

 

 

 

 

5

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

 

 

 

 

 

 

6

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

 

 

 

 

 

 

7

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

 

 

 

 

 

 

8

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

 

 

 

 

 

 

9

Я способен выслушивать проблемы других людей.

 

 

 

 

 

 

10

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

 

 

 

 

 

 

11

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

 

 

 

 

 

 

12

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

 

 

 

 

 

 

13

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

 

 

 

 

 

 

14

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

 

 

 

 

 

 

15

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

 

 

 

 

 

 

16

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

 

 

 

 

 

 

17

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

 

 

 

 

 

 

18

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

 

 

 

 

 

 

19

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

 

 

 

 

 

 

20

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

 

 

 

 

 

 

21

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

 

 

 

 

 

 

22

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

 

 

 

 

 

 

23

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

 

 

 

 

 

 

24

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

 

 

 

 

 

 

25

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

 

 

 

 

 

 

26

Я способен улучшить настроение других людей.

 

 

 

 

 

 

27

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

 

 

 

 

 

 

28

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

 

 

 

 

 

 

29

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

 

 

 

 

 

 

30

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

 

 

 

 

 

 

 

Шкалы методики Н.Холла:

ШКАЛЫ

БАЛЛЫ

Шкала «Эмоциональная осведомленность»

Шкала «Управление своими эмоциями»

Шкала «Самомотивация»

Шкала «Эмпатия»

Шкала «Распознавание эмоций других людей»

Интегративный уровень:

Ключ к методике Н.Холла на эмоциональный интеллект.

 

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

  • 14 и более - высокий;
  • 8-13 - средний;
  • 7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

  • 70 и более - высокий;
  • 40-69 - средний;
  • 39 и менее - низкий.