Ранний возраст.

Козлова Надежда Владимировна

Игры и задания для детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей раннего возраста.

Нарисуем дождик!   

    Взрослый рисует тучку на листе бумаги и предлагает малышу пальчиками нарисовать дождинки. Для рисования используйте пальчиковую гуашь (она легко смывается как с рук, так и с одежды).      То же задание можно сделать с использованием карандаша: помогите ребёнку правильно захватить карандаш (учите ребёнка брать карандаш сразу правильно, чтобы затем не пришлось переучивать – это гораздо труднее!) и вместе проведите короткую линию «дождинку». Нарисуйте цветными карандашами разноцветный дождик.      Повторите задание с фломастерами. 

Лепим колобки, колбаски и блинчики

    Дайте ребенку небольшой размятый кусочек пластилина или солёного теста. Покажите, как делать колобки (скатывать шарики), колбаски и блинчики. Помогайте ребёнку правильно открывать ладошку, катать колобок. Подобные занятия помогают ребёнку развивать мелкую моторику, стимулируют развитие речевых центров. 

Рисунок из крупы

    Насыпьте на поверхность стола манку или любую другую крупу, а затем предложите ребенку поводить по ней пальчиком. Малыш увидит, что на поверхности остаются полосы-борозды, а значит можно порисовать пальчиками. 

Подбираем крышки

    Поставьте перед ребенком несколько баночек, которые будут различаться размером и формой, с закрытыми крышками.      Предложите малышу открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно усложнить задание и предложить ребёнку изначально открытые баночки и отдельно крышечки к ним. 

Была лужа – и нет ее!

    Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую.      Поставьте на поднос две тарелки: одну с водой, другую пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая ее над другой. Обратите внимание ребенка на то, что вода с губки не должна капать на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой. 

Кто как кричит?

    Взрослый показывает ребенку разные игрушки, изображающие животных: петушка, кошку, собачку, гуся и т.д. (до четырёх игрушек).      Взрослый имитирует голосом определенные звуки, издаваемые разными животными, и просит ребенка найти среди игрушек, стоящих перед ним на столе, тех животных, чей голос он только что услышал. 

Где чей домик?

    Игра знакомит ребенка с величиной предметов и учит сравнивать различные по размеру предметы.      Возьмите три игрушки разной величины и три коробочки для них разного размера - «домики». Попросите малыша поселить каждую  игрушку в свой домик подходящей величины.  

Что где? Кто где?

    Занятие на изучение окружающего мира. Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. 

- Что есть у нас на кухне?

- Что есть у нас в прихожей?

- Где у нас стоит телевизор? 

- Где у нас лежат сковородки?

Потом «отправиться» в путешествие.  - Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее.



Предварительный просмотр:

Легко подбирает вкладыши разной величины. Собирает пирамидку из 8-10. Составляет картинку из 2-4 частей. Подбирает мозаику к несложному рисунку. Рисует по собственному замыслу (солнышко, дорожка, дождик и т.д). Дорисовывает недостающие детали (листик к ветке, стебелек к цветку…).  Лепит несложные фигурки (шарик, столбик, бублик…) Выполняет несложную аппликацию из готовых форм. Появляется ролевая игра (ребенок берет на себя определенную роль).

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

        Ребенок все больше нуждается в общении со взрослыми и сверстниками. Появляется потребность в самостоятельности, независимости. Ребенок переживает кризис «Я сам», что требует от взрослых чуткого отношения и изменения стиля общения. Ребенок стремиться проявлять самостоятельность и инициативу. Любознателен. Способен испытывать разнообразные чувства и эмоции. Отзывчив к эмоционально-положительному подкреплению со стороны взрослых.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

           Двигательные умения и мелкая моторика совершенствуется. Ребенок способен одновременно выполнять два действия (топает и хлопает…). Качается на качелях, катается на 3-х колесном велосипеде.

Легко перешагивает через препятствия. Перепрыгивает препятствия. Бросает и ловит мяч. Подражает разнообразным движениям.

            БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду. Застегивает несколько пуговиц, завязывает шнурки. Может вымыть руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем. Замечает беспорядок в своей одежде. Пользуется носовым платком. Регулирует свои физиологические потребности. Аккуратно ест, пользуется салфеткой. Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

             Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. Задает множество вопросов познавательного характера (Где? Когда? Почему?...) Активный словарь достигает до 1500 слов.

 Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Рассказывает связно по картинке. Знает свое имя, фамилию, возраст, принадлежность к полу. Начинает различать правую и левую сторону. Обобщает предметы по свойствам ( кто, что летает? Кто плавает? )

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

        В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок обогащает свои представления о мире и получает знания о явлениях природы, о животном мире, о растительном мире, о трудовых действиях.

Ребенок правильно называет четыре основных цвета (зеленый. синий, желтый, зеленый) и некоторые оттенки. Ориентируется в 5-6 величинах (матрешки, мисочки, формочки).

Культурно-гигиенические навыки

        Тянет руки к воде при умывании. С помощью взрослых моет руки, лицо, вытирает руки и лицо полотенцем. Пьет из чашки, держит ее двумя руками. Учится есть ложкой. Благодарит после еды (кивком головы).

Активно «помогает взрослому» при одевании и раздевании – поднимает руку, ногу, подает свою одежду, тянет. Снимает и одевает обувь.

        Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерным звуком).

Речевое развитие

        Произносит от 12 до 20 облегченных слов. Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека). По просьбе взрослого показывает игрушки, картинки, предметы. По просьбе взрослого выполняет действия (играет в «ладушки», прячется-«ку-ку», машет ручками-«птичка летает» и т.д.) Облегченными словами отвечает на вопрос «Кто это?». Подражает новым словам, звукам, интонациям.

Познавательное  развитие

        Осваивает разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики, нанизывает кольца на стержень пирамидки, ставит кубик на кубик, прокатывает мяч, шарик, толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку).

Производит разные действия с одной образной игрушкой (кормит, причесывает, вытирает и т.д.).

Эмоционально-социальное развитие

        Важнейшее значение имеет эмоционально-положительное общение ребенка и взрослого. Дефицит позитивного общения в дальнейшем может привести к тревожности, неуверенности, агрессивным реакциям.

Годовалый ребенок радуется, действуя с игрушками. Подражает мимике взрослого. Проявляет интерес к картинкам в книжках. Реагирует на слово «нельзя». Настораживается при появлении чужого человека, радуется приходу близкого.

Физическое развитие

        Двигательные возможности совершенствуются. Ребенок осваивает ходьбу, стоит без опоры. Приседает, наклоняется. Поднимается по ступенькам детской горки. Подражает простым движениям (хлопает в ладоши, стучит, топает…). Подползает под препятствие.

         

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

У ребенка велика потребность в общении с взрослыми. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые. Появляется интерес к действиям других детей. Ребенок понимает слова «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»… Не жалейте времени, чтобы пообщаться с малышом.

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Приучайте ребенка к самостоятельности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Во время еды ребенок может самостоятельно садиться на стул, ест аккуратно, пользуется ложкой, чашкой и т.д. при умывании подставляет руки под струю воды, трет ладони и лицо. Вытирается с помощью взрослого. Самостоятельно одевается (натягивает носочки, колготки, шапку, обувь). Частично раздевается. Знает место своей одежды, обуви, игрушек, посуды.  Пользуется носовым платком. Контролирует физиологические потребности.

Помните, дети раннего возраста во всем подражают взрослым. Поэтому присмотритесь к себе!

РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ

При нормальном речевом развитии к 2 годам словарный запас возрастает до 200-300 слов. Появляется фразовая речь. Ребенок способен договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевает. Рассказывает, что видит в данный момент в 2-3 предложениях. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит слова «здравствуйте», «до свидания», «пока», «спасибо» в индивидуальном произношении.

Помните ранний возраст - наиболее благоприятный для становления речи малыша! Если по каким-то причинам речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, т.к. речь тесно связана с мыслительными функциями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Основным видом деятельности ребенка является предметно-игровая. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается сенсорное развитие. Ребенок лучше воспринимает окружающее под руководством взрослого. Направляйте ребенка в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия.

        Ребенок раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные

отверстия. Ориентируется в 3-х и более контрастных величинах (трехместная матрешка, бочонки и т.д.). Собирает пирамидку из 4-5 колец контрастной величины. Ориентируется в 3-4 цветах, подбирает по образцу. Проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет что рисует. Сооружает постройки из кубиков (дом, забор, дорожка, стул, стол…). Выполняет два последовательных действия с игрушкой (баюкает куклу, кормит; нагружает машину, везет…). Ребенок в игре подражает взрослому («читает газету», «наряжается» и т.д.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Совершенствуются двигательные функции. Ребенок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности. Поднимается, спускается по лестнице. Подпрыгивает, бросает и ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Упрямство и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.

Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.        

Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

Основные  кризисные  симптомы

поведения ребенка:

  1. Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки требованиям и просьбам взрослого, часто и в ущерб собственным интересам.
  2. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал (я хочу). Капризность – это вторая сторона одного и того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает (я не хочу).
  3. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало, что умеет (я сам).

  1. Строптивость - постоянное недовольство всем, что предлагают взрослые. Ребенок как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился.  «Бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка. Против прежнего образа жизни» (Л.С. Выготский)

Правила поведения взрослых в период

протекания кризиса 3 лет:

  • Замечайте позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
  • Вырабатывайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.
  • Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.
  • В доме создайте такие условия, в которых ребенок в пределах разумного ощущал бы, что он взрослый, а не малыш; расширяйте его права и обязанности.
  • Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.
  • Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
  • Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, дарите «взрослые подарки».
  • Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые  неизбежны в период кризиса.
  • Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то не стало.
  • Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.

Речь является одним из наиболее сложных навыков из тех, которыми приходится овладевать ребенку. Но одновременно с этим, нельзя переоценить значение речи для становления мышления и умственного развития ребенка в целом. Развитие мышления и речи с самого раннего возраста связаны самым тесным образом, а после достижения возраста 5 лет их развитие и вовсе идут рука об руку.

Период от рождения до 3-х лет является определяющим для развития речи, и, если в этот период не уделять внимания формированию речи, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

 С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух все то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребенком. Чем младше ребенок, тем проще и короче должны быть предложения и тем четче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчетливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. Полезно проговаривать не только свои действия и чувства, но и то, что происходит в настоящий момент с ребенком. Например, вы можете сказать: «Коля купается», «Коля ударился, Коле больно», «Какая красивая кукла! Кате очень нравится» и т.п. С помощью этого приема вы выражаете опыт и ощущения ребенка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно.

Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить! Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребенка позволяют ему

очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений.

Работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом. После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребенка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их.

Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку.

Используйте максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребенка. 

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

              Мы идем по кругу, посмотри,

              И шагаем дружно: раз, два, три.

              Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

              Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

              А потом, как аисты встали – и молчок.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.