Работа с текстом

Кондакова Татьяна Алексеевна

Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей (Нестор)

 

Эта страничка создана для того, чтобы помочь тебе в самостоятельной работе над текстом произведения. Не правда ли, нередко бывает так: читаешь - всё не понятно, и ты делаешь вывод о том, что произведение неинтересное, а потому и читать его дальше не стоит. А между тем, любая книга – это результат большого труда автора, в ней есть определённый смысл и ценно каждое слово. А не понимаешь ты написанное чаще всего потому, что недостаточно внимателен к этому самому СЛОВУ. Только в том случае произведение до конца раскроет вложенное в него содержание, зазвучит «во весь голос», когда читатель проделает определённую умственную работу, мобилизовав свои способности, эмоции, жизненный опыт. Поверь, прав был А.С. Пушкин, сказавший: "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Присмотрись к каждому слову и увидишь глубокие мысли.

Задания для работы с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

10.09.2015

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Перед тобой – новое произведение А.С. Пушкина. О чём оно? Кажется, ничего замысловатого. Автор повествует о трагическом происшествии в жизни человека по имени Евгений. Но не всё так просто. Это сложная повесть, в которой подняты важные философские проблемы. Чтобы разобраться в них, ты должен основательно изучить текст. Итак, попробуй самостоятельно поработать с текстом (по ходу чтения отмечай карандашом или закладками отрывки, содержащие ответы на поставленные вопросы).

Вступление 

  1. Чему посвящено вступление?
  2. Каким настроением оно пронизано?
  3. Каково отношение Пушкина к Петербургу и его создателю?
  4. При помощи каких изобразительно-выразительных средств поэт передаёт это отношение?

Часть первая

  1. В начале части значительное место отведено рассуждению об имени главного героя. Что означает это имя в переводе с греческого?
  2. Каково социальное положение Евгения?
  3. Оцените его мечты: насколько они реальны?
  4. Как и какими средствами автор изображает наводнение:

    - образ Невы;

    - образ города;

    - образ народа?

  1. Каково состояние Евгения?
  2. Каково, на ваш взгляд, значение последней строфы первой части?

Часть вторая

  1. Какой представляется утихающая Нева?
  2. Как показана жизнь города после наводнения? (Сопоставьте это описание с описанием города во время наводнения).
  3. Каково внутреннее состояние Евгения, какими художественными изобразительными средствами оно передано?
  4. Как передано отношение автора к своему герою?
  5. Каким Евгений увидел Медного всадника после наводнения?
  6. Какова реакция героя на «кумира»?
  7. Чем заканчивается встреча Евгения с памятником?
  8. Как заканчивается трагическая история Евгения?

На уроке нам предстоит дать ответы на множество вопросов. Я предлагаю тебе дома продумать ответы всего лишь на 2 вопроса:

- чем обусловлено название поэмы, если главный герой – Евгений?

- почему сам Пушкин определяет жанр произведения как повесть, а не поэма, и почему повесть написана стихами?

 

Удачи тебе!



Предварительный просмотр:

26.02.2016

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Работа над темой «Причины преступления и его последствия»

Цель работы с текстом – найти ответы на вопросы:

              - почему Родион Раскольников совершил убийство;

              - каковы последствия этого преступления для него самого;

              - в чём состоит наказание молодого человека;

              - есть ли выход из создавшегося положения.

Задания по тексту:

Часть третья, глава VI. Размышления Раскольникова о своём поступке – от: «Кто он? Кто этот вышедший из-под земли человек?..» до: « …Соня, Соня! Тихая Соня!..»

1. Обратите внимание на слова, выделенные самим автором: властелин, забывает, тратит, всё, предчувствовал, после, не желай. Определите, какую смысловую нагрузку они несут.

2. «Я это должен был знать» - что имеет в виду Раскольников?

3. В отрывке: «Старушонка вздор! … … … О, ни за что ни за что не прощу старушонке!» - очень много лексических повторов. Отметьте их; объясните, какую идейную функцию они выполняют.

4. Раскольников неоднократно называет старуху вошью. «Да я действительно вошь», - говорит он и о себе. Какой смысл вкладывается в это слово в том и другом случае? А что значит его выражение «эстетическая вошь»?

5. Что означает фраза Раскольникова «ни за что не прощу старушонке»? (Что он ей не может простить?)

Часть четвёртая, глава IV. Эпизод «Соня читает о воскресении Лазаря» - от: «Где тут про Лазаря?» до конца главы.

1.  Понаблюдайте за Соней во время чтения Евангелия, составьте её психологический портрет. Чем, на ваш взгляд, объясняется такое поведение героини? Как понимает его Раскольников?

2. Проанализируйте диалог Сони и Раскольникова, состоявшийся после чтения Евангелия. Что имел в виду герой, сказав: «…нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём!»?

3. Почему Ф.М. Достоевский включает в роман данный отрывок из Евангелия?

4.  Какой смысл вкладывает Раскольников в последний монолог: «Что делать? Сломать, что надо, …»?

Часть пятая, глава IV. Эпизод исповеди Раскольникова перед Соней от: «Соня быстро на него посмотрела» до конца главы.

1. Раскольников признаётся Соне в совершённом преступлении; ей трудно поверить в это: «как вы, вы, такой… могли на это решиться?» Какой смысл вложен автором в выделенное слово?

2.  В одной из реплик персонажа есть слово «счастлив», выделенное автором. Уместно ли говорить о каком бы то ни было счастье в подобной ситуации, и что имеет в виду Раскольников?

3. Прочтите внимательно монологи «Штука в том…» и «Молчи, Соня, я совсем не смеюсь…». Как сам Раскольников объясняет причину преступления?

4. Как вы понимаете смысл следующих высказываний Раскольникова: «я захотел осмелиться», «я только попробовать сходил», «Я пошёл как умник, и это-то меня и сгубило», «для себя убил, для себя одного», «Я себя убил, а не старушонку!»?

5. Отметьте синтаксические средства  выразительности речи в этих монологах и ответьте на вопрос: можно ли ему верить?

6. Найдите реплику Раскольникова, в которой три раза повторяется слово «ещё» (выделено курсивом). Как вы понимаете эти слова?

- В данном эпизоде (и вообще на протяжении романа) Раскольников несколько раз называет себя подлецом. Согласны ли вы с такой самооценкой героя?

- Почему после признания Раскольников «стал беспримерно несчастнее, чем был прежде»? Почему «ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят»?

Определи  авторскую позицию на основе следующих цитат:

                - «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек»(выдержка из Евангелия);

                - «Это человек-то вошь!»; «Убивать-то право имеете?» (реплики Сони).



Предварительный просмотр:

18.04.2016

Л.Н. Толстой. «Война и мир».

Работа с текстом 1-2 томов по теме «Путь  исканий передовой дворянской интеллигенции»

Перечитайте указанные главы и ответьте на вопросы.

Первый том

              Часть 1, гл. V-VI – разговор кн. Андрея с Пьером Безуховым: как относятся герои к Наполеону? Каково их отношение к войне? Почему кн. Андрей хочет идти на войну?

Часть 2, гл. III – Как проявляет себя кн. Андрей на службе у Кутузова?

       Гл.XII – Какова цель Болконского на войне?

       Гл. XX – Мысли и чувства кн. Андрея на батарее капитана Тушина.

       Гл. XXI – Совещание у Багратиона: почему «кн. Андрею было грустно и тяжело» после разговора с Тушиным?

Часть 3, гл. II – Что думает Пьер об отношениях с Элен Курагиной?

        Гл. XVI – Болконский в Аустерлицком сражении: что заставило кн. Андрея броситься вперёд со знаменем? О чём он размышляет, глядя на небо?

        Гл. XIX – О чём размышляет раненый кн. Андрей на Аустерлицком поле? Какая истина открылась ему?

Второй том

Часть 1, гл. IV-VI. Каковы причины дуэли Пьера с Долоховым? Каково душевное  состояние Пьера после дуэли? О чём он размышляет?

Часть 2, гл. I – Размышления Пьера по дороге в Петербург: какие вопросы он задаёт себе, какой представляется ему жизнь?

        Гл. II – Разговор с масоном Баздеевым:  какое отношение Пьера к себе и своей жизни выявляется в этой беседе?

        Гл. III – Что побудило Безухова вступить в братство масонов?

        Гл. VIII – Каково настроение Болконского после возвращения с войны?

        Гл. X – Как можно охарактеризовать жизнедеятельность Пьера после вступления в масонство?

        Гл. XI-XII – Встреча кн. Андрея и Пьера в Богучарово и Лысых Горах : каковы основные мотивы их беседы? Как изменилось мироощущение друзей за два года? Что означает заключительная фраза главы?

Часть 3, гл. I-III – Что для понимания мироощущения Болконского даёт описание двух «встреч» героя с дубом? Что нового внесла в жизнь кн. Андрея встреча с Наташей Ростовой?

        Гл. VI – Какой деятельностью занимается Болконский?

        Гл. VII – Что привело Пьера к разочарованию в масонстве?

        Гл. XVI – Встреча Болконского и Наташи на балу: как можно охарактеризовать душевное состояние героя?

        Гл. XIX, XXII – Как изменилось отношение Болконского к жизни после сближения с Ростовыми?

Часть 5, гл. I – Чем обусловлена депрессия Пьера Безухова?

       Гл. XXI – Как воспринял Болконский измену Наташи?

       Гл. XXII – Что значит для Пьера Наташа Ростова?



Предварительный просмотр:

21.04.16

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Работа с текстом 1-2 томов по теме «Нравственный идеал автора в образах Наташи Ростовой и

 Марьи Болконской»

                Перечитайте указанные главы и найдите ответы на приведённые ниже вопросы.

Первый том 

Часть 1, гл. VIII, X, XVI-XVII – Каковы ваши первые впечатления о Наташе Ростовой?

               Гл. XXII-XXIV – Прочитав письмо Марьи Болконской подруге, найдите ответы на вопросы: какое качество в людях героиня ценит больше других? каково её отношение к богатству, к чтению книг, к браку, к войне? Как относится княжна к брату и отцу? Какова главная черта характера княжны Марьи?

Часть 3, гл.III-V  – как кн. Марья относится к браку, семье и любви?

Второй том 

Часть 3, гл. II – Первая встреча Наташи с Болконским: какой увидел Наташу князь Андрей? Ночь в Отрадном: что можно сказать об отношении героини к природе, к прекрасному, к жизни?

                Гл. XII, XIII – Какое отношение Наташи к Борису наблюдается после трёхлетней разлуки? Как характеризует её отношение к Борису?  

                Гл. XIV-XVII – Первый бал Наташи Ростовой: как в этих главах проявляется мироощущение Наташи? Что подкупило князя Андрея в Ростовой?

                Гл. XXII-XXIV – Как, на ваш взгляд, можно расценить чувство Наташи к князю Андрею? Что это чувство значит для неё самой?

                Гл. XXVI – Как восприняла княжна Марья известие о предстоящей женитьбе брата? В чём она находит утешение?

Часть 4, гл. VI-VII – Наташа на охоте, у дядюшки в гостях: какое качество автор ценит в Наташе больше всего?

                 Гл. VIII-IX, XIII – Как Наташа переносит разлуку с князем Андреем? Какая сущность её натуры выявляется в переживаниях?

Часть 5, гл. IV – Как характеризует княжну Марью её разговор с Пьером о браке князя Андрея и Наташи Ростовой?

                  Гл. VIII-IX – Наташа в театре: какое впечатление произвело на героиню посещение театра? Чем объясняется её реакция на происходящее в опере?

                  Гл. X- Чем обусловлена «внутренняя борьба» Наташи?

                  Гл. XII-XV, XVIII – «Новая любовь» Наташи: дайте оценку произошедшему; как вы объясните её «измену» князю Андрею?  



Предварительный просмотр:

03.05.2016

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Работа с текстом 3-4 томов по теме «Нравственный идеал автора в образах Наташи Ростовой и

 Марьи Болконской»

               

Перечитайте указанные главы и найдите ответы на приведённые ниже вопросы.

Том третий

Часть 1, гл.XVII-XVIII – Какими настроениями характеризуется состояние депрессии Наташи Ростовой? Что послужило стимулом к духовному возрождению героини?

Часть 2, гл. VIII – Чем для Марьи Болконской явилась потеря отца?

           Гл. X–XII – Почему княжна Марья не согласилась остаться под покровительством французов? Как она переживает смерть отца?

           Гл. XIV – Какие чувства зарождаются в душе княжны Марьи после знакомства с Николаем Ростовым? Как она относится к этим чувствам?

Часть 3, гл. XIII – Как характеризует Наташу её стремление разместить у себя в доме раненых?

           Гл. XVI – Почему Наташа распоряжается освободить от своих вещей подводы для раненых?

           Гл. XXXII – Чем для Наташи явилась встреча с раненым князем Андреем в Мытищах?

Том четвёртый

Часть 4, гл.I – Как Наташа Ростова переживает смерть князя Андрея?

           Гл. II- Что нового обнаруживается в характере Наташи, узнавшей о гибели брата Пети?

           Гл. III - Как уход из жизни князя Андрея отразился на отношениях Наташи и Марьи Болконской?

Эпилог

Часть 1, гл.IX-XII – В чём нашли своё счастье Наташа и княжна Марья?

           Какое назначение женщины Л.Н. Толстой считает истинным?



Предварительный просмотр:

29.04.2016

Отечественная война 1812 года в судьбах любимых героев Л.Н. Толстого

Том третий.

Часть 2, гл.V – Каково мироощущение князя Андрея после пожара в Смоленске? Какие взаимоотношения сложились у Болконского с солдатами его полка?

Гл. XVI – разговор Болконского с Кутузовым: какое решение принял князь Андрей и почему?

Гл. XXIV – Какие мысли владеют князем Андреем накануне Бородинского сражения?

Гл. XXV – разговор Безухова и Болконского накануне Бородинского сражения: каково отношение князя Андрея к войне, что думает он о командовании русской армии? В чём, по его мнению, залог успеха в войне? Верит ли он в победу русской армии в предстоящем Бородинском сражении? Что говорит Болконский об отношении к пленным?

Гл. XXXI-XXXII – Пьер Безухов в Бородинском сражении: что наблюдает Пьер по прибытии на батарею Раевского? Каковы настроение и ощущения Пьера до и во время сражения? Каковы чувства Пьера в конце сражения?

Гл. XXXVI – Каково участие Андрея Болконского в Бородинском сражении? Какие мысли появляются у князя после ранения?

Гл.  XXXVII – При каких обстоятельствах состоялась встреча Болконского с Курагиным? Что новое появилось в мироощущении князя Андрея после этой встречи?

Часть 3, гл. IX – раздумья Пьера на постоялом дворе в Можайске после Бородинского сражения: кто эти они, о которых вспоминает Пьер, что привлекает его в них? Какой смысл имеют слова «солдатом быть, просто солдатом!»? Как вы понимаете мысль Пьера о «сопряжении»?      

Гл. XXXI-XXXII – встреча князя Андрея с Наташей: какое счастье и какая любовь «открылись» Болконскому?

Том четвёртый

Часть 1, гл. XI-XII – Что переживает Пьер в плену во время расстрела пленников? Как повлияло на Пьера знакомство с Платоном Каратаевым?

Гл. XIII – Почему Платон Каратаев остался для Пьера «вечным олицетворением духа простоты и правды»? Какова роль Каратаева в духовном самосовершенствовании Безухова?

Гл. XV-XVI – Попробуйте истолковать сон Болконского перед смертью. Как вы понимаете мысли князя Андрея о любви и смерти? В чём он обрёл истину?  

Часть 2, гл. XII, XIV – О каком счастье мечтает Пьер в плену? Как вы объясните неудержимый смех Пьера и его мысли в конце главы?

Часть 3, гл. XII – Какая истина о жизни и счастье открылась Пьеру в плену? Какую роль в этом сыграл Платон Каратаев?  

Эпилог

Часть 1, гл. XIV – Как обретённая во время войны истина определила дальнейшую жизнь Пьера Безухова? Какой деятельностью занимается Пьер в 1820 году?          



Предварительный просмотр:

17.10.2016

Философия пьесы А.М. Горького «На дне»                                                            

Перед тобой – сложное  философское произведение. Чтобы разобраться в проблемах, поднятых в нём, попробуй осмыслить приведённый текстовый материал.

  1. О человеке.

Лука.  Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все - чёрненькие, все – прыгают…

           Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…

           Все мы на земле странники…

           Он [человек] – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…

           Человек – всё может… лишь бы захотел…

           … жалеть людей надо!  Христос-от всех жалел и нам так велел… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

           … человек должен уважать себя…

           … все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо…

Сатин. Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и    потому он свободен!.. Человек – вот правда! Что такое Человек?.. Это не ты, не я, не они, нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!.. Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! … Хорошо это… чувствовать себя человеком!..

            … Человек рождается для лучшего!

Актёр. Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени нет человека.

Костылев. Человек должен определять себя к месту… а не путаться зря на земле…

                    Нужно, чтоб от человека польза была… чтобы он работал…

Пепел. Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…

  1. О правде и лжи, о совести

Лука.  …не всегда правдой душу вылечишь…

Сатин. Что такое - правда? Человек – вот правда!.. Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! 

Пепел. А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…

  1. О работе, труде, жизненной позиции

Сатин. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!

            … Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..

            … В карете прошлого – никуда не уедешь…

Задания.

  1. Раздели все приведённые реплики на три группы: с чем согласны, с чем не согласны, что вызывает неоднозначное мнение.
  2. Обоснуй (аргументируй) своё мнение.
  3. Письменная работа:  дай оценку взглядам Луки и Сатина (в чём, на твой взгляд, правы и в чём заблуждаются герои; почему ты так думаешь?)