В помощь ученику

Кондакова Татьяна Алексеевна

Для того, чтобы понять идею художественного произведения, надо вникнуть во всё его содержание и все способы выражения этого содержания в слове. (Р.И. Альбеткова)

Памятки, инструкции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ поэтического произведения

I. Определение жанра и темы поэтического произведения.

   

    1. Исходя из определений, обосновать принадлежность к жанру: элегии, оды, посланию, эпиграммы, лирического стихотворения.

   

    2. Обозначение темы – предмета высказывания; если тема отражается в заглавии стихотворения, следует истолковать его с этой точки зрения.

   

    3. Определение принадлежности стихотворения к жанровой группе:

а) по тематическому принципу – любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика;

б) по характеру лирического «Я» - чистая лирика (описание чувств), лирика мысли (размышления), ролевая лирика (переживания персонажа, который сам говорит о себе), описательная лирика, (изображение конкретной картины), повествовательная лирика (передача событий, вызвавших переживание).

II. Выявление лирического сюжета. На этом этапе следует проследить динамику переживаний и настроений. 

     

     1. Прежде всего следует выяснить, какие чувства выражают поэты. Это выявляется только в процессе анализа  художественных образов и языковых средств:

         

          - изобразительных средств языка (лексических средства, тропов);

          - средств выразительности речи (стилистических фигур);

          - фонетического строя (звукописи – аллитерация, ассонанс);

          - характеристики художественных образов (образы предметного мира, символические, аллегорические образы, образы-переживания)

      2. Рассмотрение чувств и настроений в контексте анализа композиции произведения. Анализируя композиционные особенности, следует отметить:

- смысловые части;

- строфы, выражающие чувства, прямые высказывания;

- повествовательные и описательные фрагменты;

- кульминационную часть;

- наличие контраста, антитезы;

- наличие кольцевой композиции.

 

III. Определение идеи (обобщающего значения лирического произведения) и характеристика лирического героя (того героя, переживания которого отражены в произведении). (Вывод о лирическом герое даёт представление и об идее стихотворения, поэтому следует сначала дать характеристику лирическому герою, а затем сформулировать идею произведения).

IV. Анализ организации поэтической речи.

   

  1. Система стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая).
  2. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр).
  3. Особенности ритма (пиррихий, спондей, пауза, длина стиха, разностопность).
  4. Рифма (парная, кольцевая, перекрёстная).
  5. Строфика (характер строфы – терцет, катрен, пятистишие, секстет, октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа).

Комплексный анализ (литературоведческий)  художественного произведения

  1. Определение темы произведения (о чём говорится в тексте, что является объектом изображения). Тема определяется по началу текста, по опорным словам, нередко – по заглавию.
  2. Выявление проблематики – совокупности проблем, основных вопросов, поставленных в произведении. Для выявления проблем необходимо рассмотреть различные ситуации, показанные в произведении.
  3. Определение конфликта (противоречия, столкновения, на которых основано развитие сюжета).
  4. Характеристика сюжетно-композиционной организации текста. Сюжет и композиция служат средством раскрытия идеи.

Сюжет – это система событий в произведении, их последовательное развёртывание.

            Этапы сюжета:

                  - экспозиция;

                  - завязка;

                  - развитие действия;

                  - кульминация;

                  - развязка.

           

              Композиция – построение произведения, взаимосвязь его частей.

              Элементы (единицы) композиции и композиционные приёмы:

                  - пейзаж;

                  - портрет;

                  - интерьер;

                  - диалог;

                  - монолог, внутренний монолог;

                  - лирическое отступление;

                  - внесюжетные элементы, вставные новеллы, эпизоды;

                  - антитеза;

                  - кольцевая композиция.

       

  1. Характеристика пространственно-временной организации текста. Пространство и время (хронотоп) как художественные образы.

Художественное время – время суток, время года, прерывистое, останавливающееся или равномерное, спокойное движение вперёд, от прошлого к будущему и возвраты в прошлое, медленное или быстрое течение.

Художественное пространство – не просто место действия (моря и дороги, дома и города, небо и горы и т.д.), а место, обладающее такими качествами пространства, как верх – низ, замкнутость – открытость, теснота – простор и т.д.

Хронотоп помогает воспринимать художественную действительность как целостность, как саму жизнь.

  1. Характеристика персонажей.

  1. Анализ языка произведения (средств художественной изобразительности и выразительности).
  2. Выявление особенностей стиля (единства всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка) произведения, писателя, литературного направления, эпохи.
  3. Определение авторской позиции и художественной идеи, идейного звучания.

Авторская позиция – авторское понимание и оценка явления.

Художественная идея – главная мысль, основной смысл произведения, ответ на основной вопрос, поставленный в произведении.

     Работа над сочинением на литературную тему

  1. Выбрать или сформулировать тему; наметить ключевые вопросы, определить основные персонажи для её раскрытия.

 2. Отобрать материал для исследования, анализа (эпизоды, цитаты из изученного произведения).

 3. Подобрать материал по теме сочинения из учебника, критической литературы, поурочных записей в тетради (сделать закладки, карандашные пометки, выписки).

 

 4. Подобрать эпиграф.

 

  1. Продумать композицию сочинения (вступление, основную часть, заключение), составить

      сложный план.

 

  6. Написать вступление, сделав логический переход ("мостик") к основной части. Для этого

      необходимо:

       - ещё раз перечитать формулировку темы и чётко сформулировать идею своего сочинения;

       - вспомнить историческую обстановку, в которой создавалось произведение, потребности времени, мировоззрение автора, возможно, некоторые факты его биографии;

       - подобрать или просто почитать высказывания об авторе и произведении;

       - порассуждать с самим собой или с близкими людьми о проблемах (в общем виде), которые будут решаться в сочинении.

(Вступление написать в черновике.)

  7. Написать по плану основную часть (в черновике).

  8. Написать заключение – вывод, своё мнение, оценку критиков (в черновике).

  9. Перечитать сочинение 2 раза с целью проверки:

а) содержания работы – в соответствии с критериями оценки:

   - соответствие теме;

   - наличие в качестве аргументов текстового материала (цитат, примеров);

   - наличие анализа текста, а не пересказа;

   - последовательность изложения материала (в соответствии с планом);

   - логическая завершённость каждой составной части сочинения;

   - наличие закономерной концовки;

б) грамотности.

     

      10. Откорректировав сочинение, переписать его в беловик.



Предварительный просмотр:

Роль эпизода в системе произведения

(Памятка к анализу эпизода)

I. Подготовительный этап

 1. Прочитать эпизод; в ходе чтения отметить, по возможности, все композиционные приёмы и установить их назначение.

2. Определить тему эпизода; озаглавить его; если заглавие имеется – истолковать его смысл.

3. Определить композиционную форму эпизода, дать ей обоснование.

II. Анализ

  1. Указать роль эпизода в раскрытии темы произведения, исторической обстановки.
  2. Определить место эпизода в развитии сюжета.
  3. Установить роль эпизода в развитии конфликта произведения.
  4. Проанализировать роль эпизода в раскрытии характеров.
  5. Определить роль эпизода в постановке и решении проблем произведения.
  6. Определить идейное звучание эпизода и связь его с идеей произведения.

Важно помнить:

  1. Эпизод следует рассматривать как часть целого, в системе всего произведения.
  2. Не следует увлекаться комментированием и – тем более - простым изложением текста. Анализ должен производиться в единстве формы и содержания, т.е. с указанием роли композиционных приёмов и изобразительно-выразительных средств в идейно-тематическом звучании.

   

Рецензия на прочитанную книгу

(Памятка к сочинению)

I. Вступительная часть

Краткая справка о писателе и его произведении (основные направления творчества, замысел история создания); рассказ о том, что пробудило интерес к данной книге, о первом знакомстве с ней.

II. Основная часть – рецензия.

Рецензия – работа, содержащая критический разбор и оценку произведения.

     

     1. Критический разбор:

         а) тема; сюжетные рамки; наиболее значимые эпизоды;

         б) характеры;

         в) проблематика;

         г) идейное звучание.

     2. Оценка произведения:

        а) как читается и воспринимается книга;

        б) достоинства, обеспечивающие успех у читателя;

        в) художественное своеобразие; оценка языка книги;

        г) новизна, необычность;

       д) недостатки, препятствующие положительному восприятию;

       е) оценка внешнего оформления и иллюстраций.

III. Заключение

       Оценка книги критиками и собственная оценка.

                                                                                                                                                                                     

Примечание

  1. Построение рецензии произвольное.
  2. Обязательно наличие собственного мнения.


Предварительный просмотр:

17.12.2015

Памятка к анализу стихотворения

I. Определение жанра и темы поэтического произведения.

   

 1. Исходя из определений, обосновать принадлежность к жанру: элегии, оды, посланию, эпиграммы, лирического стихотворения.

   

  2. Обозначение темы – предмета высказывания; если тема отражается в заглавии стихотворения, следует истолковать его с этой точки зрения.

   

  3. Определение принадлежности стихотворения к жанровой группе:

а) по тематическому принципу – любовная, философская, гражданская, пейзажная лирика;

б) по характеру лирического «Я» - чистая лирика (описание чувств), лирика мысли (размышления), ролевая лирика (переживания персонажа, который сам говорит о себе), описательная лирика, (изображение конкретной картины), повествовательная лирика (передача событий, вызвавших переживание).

II. Выявление лирического сюжета. На этом этапе следует проследить динамику переживаний и настроений. 

     

     1. Прежде всего следует выяснить, какие чувства выражает поэт. Это выявляется только в процессе анализа  художественных образов и языковых средств:

         

          - изобразительных средств языка (лексических средств, тропов);

          - средств выразительности речи (стилистических фигур);

          - фонетического строя (звукописи – аллитерация, ассонанс);

      - характеристики художественных образов (образы предметного мира, символические, аллегорические образы, образы-переживания)

   2. Рассмотрение чувств и настроений в контексте анализа композиции произведения. Анализируя композиционные особенности, следует отметить:

- смысловые части;

- строфы, выражающие чувства, прямые высказывания;

- повествовательные и описательные фрагменты;

- кульминационную часть;

- наличие контраста, антитезы;

- наличие кольцевой композиции.

 

III. Определение идеи (обобщающего значения лирического произведения) и характеристика лирического героя (того героя, переживания которого отражены в произведении). (Вывод о лирическом герое даёт представление и об идее стихотворения, поэтому следует сначала дать характеристику лирическому герою, а затем сформулировать идею произведения).

IV. Анализ организации поэтической речи.

   

  1. Система стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая).
  2. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр).
  3. Особенности ритма (пиррихий, спондей, пауза, длина стиха, разностопность).
  4. Рифма (парная, кольцевая, перекрёстная).



Предварительный просмотр:

26.09.2016

11 класс

Работа над итоговым индивидуальным заданием по литературе

 

Вот и подходит к завершению «школьная эпопея». Вы одиннадцатиклассники. Пришло время доказать, что десять лет, в течение которых вы изучали литературу как школьную дисциплину, прошли недаром. Итогом деятельности по литературе будет своеобразный проект – самостоятельный комплексный анализ прочитанного произведения.

Предстоящая работа, несомненно, принесёт пользу как при написании итогового сочинения по литературе, так и на ЕГЭ по русскому языку. Безусловно, от вас потребуются определённые усилия, чтобы успешно выполнить проект и защитить его. Приведённые ниже рекомендации помогут вам организовать свою деятельность в этом направлении и извлечь максимум пользы из чтения. Кроме того, не забывайте, что вы имеете возможность получить за это задание три отметки (что сыграет свою роль при выставлении оценки в аттестат): за знание содержания произведения, за анализ и за презентацию своих знаний (т.е. защиту проекта).

Итак, работа над проектом. Сначала – чтение.

  1. Прочтите произведение. По ходу чтения отмечайте закладками наиболее интересные эпизоды и ситуации.
  2. Если вы заметили, что в книге есть пространные описания (пейзажи, портреты, интерьеры и т.д.), также отмечайте их в ходе знакомства с произведением.
  3. После прочтения попытайтесь кратко изложить сюжет, запишите его в виде плана.
  4. Составьте список персонажей – главных и второстепенных - и попробуйте определить своё первое впечатление о каждом из них. Запишите свои мысли.

Далее приступайте к  проблемному анализу.

  1. Рассмотрите отдельные эпизоды как самостоятельные тексты, выявите тему, идею каждого из них и поднятую автором проблему.
  2. Проведите с каждым эпизодом работу, подобную той, которую осуществляете при написании сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку (прокомментируйте проблему и сформулируйте позицию автора).
  3. Сделайте вывод о проблематике и идейном звучании произведения в целом.

На следующем этапе произведите анализ характеров.

  1. Дайте оценку персонажу по его поступкам, мыслям, взаимоотношениям с окружающими.
  2. Проанализируйте художественные изобразительные средства, при помощи которых создаётся образ.
  3. Выявите и сформулируйте идею каждого образа.

В заключение – анализ художественных особенностей произведения.

  1. Обоснуйте жанровые особенности произведения.
  2. Рассмотрите время и пространство как художественные образы.
  3. Выявите соотношение правдоподобного и условного и отметьте их роль в решении художественной задачи.
  4. Произведите анализ композиции (структура произведения, роль композиционных приёмов и элементов).
  5. Произведите анализ средств художественной изобразительности, отметив их идейную значимость.

Успехов вам!