КИМы по обществознанию по блоку "Политика" и "Право".

Туманова Екатерина Вячеславовна

Контрольная  работа по блоку "Право" в формате ЕГЭ

Контрольная работа по блоку "Политическая сфера" в формате ЕГЭ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_po_pravu_gotovo.doc181 КБ
Microsoft Office document icon politicheskaya_sfera_gotovo.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Право». Часть 1. Уровень А.

А 1. Укажите верное определение: «Право – это…»

1) наука об обществе                                              3) способ существования демократических режимов

2) регулятор общественных отношений              4) элемент государственного устройства

А 2 Конституция является:  

1) доктриной внешней политики государства              3) основным законом государства

2) кодексом законов                                                        4) формой государственного управления

А 3. Гражданским правонарушением  является

1) продажа недоброкачественного товара в магазине      3) продажа легких наркотиков на дискотеке

2)  забастовка шахтеров                                                       4) продажа квартиры в кредит

А 4. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

1) 21 года                        3) 30 лет

2)  25 лет                         4) 35 лет

А 5. Принципом демократического судопроизводства является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2) состязательность сторон в судебном процессе

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4) давление на суд со стороны средств массовой информации

А 6. В систему правоохранительных органов входит

1) Совет Федерации                                   3) Правительство РФ

2) администрация Президента                  4) прокуратура

А 7. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно  только А                       3) Верны оба суждения

2) Верно только Б                        4) Оба суждения не верны

А 8. В приведенном перечне действий  дисциплинарным проступком является

1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

3) распитие пива на детской площадке

4) кража кошелька у прохожего

А 9. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

1) на выход из состава РФ                            3) быть субъектом международных отношений

2) на сохранение родного языка                  4) на всю полноту государственной власти

А 10. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового                              3) административного

2) гражданского                        4) предпринимательского

А 11 Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                     4) оба суждения неверны

А 12. Нормы права, в отличие от норм морали,

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

4) выражаются в форме официальных документов

А 13. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности                         3) источникам права

2) видам правоотношений                                                4) принципам права

А 14 Принципом демократического судопроизводства  является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2)  гласность судебного разбирательства

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4)  возможность отстранения судей Президентом

А 15. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1)  на презумпцию невиновности                                  3)  на свободу слова

2) на участие в общественной организации                 4)  на участие в выборах Президента

А 16.Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы  Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                            4) оба суждения не верны

А 17.В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ                                      3)  правовые прецеденты

2)  постановления Правительства РФ                4) законы РФ

А 18. Среди перечисленных правонарушений административным является

1) производство контрафактных видеокассет                  3) присвоение чужого изобретения

2) дача взятки чиновнику                                                   4) неоплаченный провоз багажа

А 19.Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения

1) уполномоченного по правам человека                    3) милиции

2) суда                                                                             4) Министерства юстиции

А 20.Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения не верны

А 21.Что является правонарушением

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома

2)  отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана

3)  выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик

4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора

А 22. Первой формой выражения права был(а)

1)  судебный прецедент                             3) нормативно-правовой акт

2) правовой обычай                                    4) правовая доктрина

А23. Примером правового документа, регулирующего предпринимательскую деятельность, является

1) Гражданский кодекс РФ                         3) закон РФ «Об образовании»

2) Семейный кодекс РФ                              4) Всеобщая декларация прав человека

А 24. Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1) судебного прецедента                         3) религиозного догмата

2) родового обычая                                 4) нормативного акта

А 25. Среди перечисленных правонарушений административным является

1) производство контрафактных видеокассет                    3) присвоение чужого изобретения

2) дача взятки чиновнику                                                     4) неоплаченный провоз багажа

А 26. Получение наследства регулируется правом

1) административным                             3) трудовым

2) семейным                                            4) гражданским

А 27. Определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ                         3) Уголовно-процессуальном кодексе

2) Гражданском кодексе                 4) Уголовном кодексе

А 28. Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидация фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым                     3) административным

2) семейным                    4) гражданским

А 29. Административное право – это отрасль права, которая 

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3)  регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства

А 30.  Гражданин П. составил доверенность на своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

1) семейные                  3) административные

2) трудовые                   4) гражданские

А 31 Какая из ситуаций является примером финансового правоотношения?

1) В местный бюджет были перечислены деньги из федерального бюджета.

2) Издательство выплатили гонорар авторам учебника.

3) Руководитель предприятия был уличен в получении взятки.

4) Гражданин по суду получил компенсацию за моральный ущерб.

А 32. Отрасль частного права

1) избирательное право                 3) финансовое право

2) экологическое право                 4) предпринимательское право

А 33. Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                    4) оба суждения не верны

А 34. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А                    3) верны оба суждения

2) верно только Б                    4) оба суждения не верны

А 35.Нормы,  определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержится в

1) Гражданском кодексе             3) Административном кодексе

2) Уголовном кодексе                 4) Трудовом кодексе

А 36. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения                                    3) с момента наступления совершеннолетия

2) с момента получения паспорта                  4) с начала трудовой деятельности

А 37. Гражданка М. получила  наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству  для того, чтобы установить, что гражданка М.  совершила правонарушение.

1) стоимость полученного наследства                         3) дееспособность гражданки М.

2) степень родства с наследодателем                          4) имущественное положение гражданки М.

А 38. Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.

1) верно только А                 3) верны оба суждения

2) верно только Б                 4) оба суждения не верны

А 39. Гражданка М. обратилась в суд с жалобой на нарушение ее права на получение квартиры, но суд отказался принять эту жалобу к рассмотрению. Верховный Суд, в который обратилась гражданка, также отказался удовлетворять ее требование. Каких данных вам не хватает, чтобы определить - правовое это государство или нет?

1) есть ли в данном населенном пункте свободные квартиры

2) сколько лет стоит гражданка М. в очереди на получение квартиры

3) каков состав семьи гражданки М.

4) действительно  ли было нарушено право гражданина на получение квартиры

А 40. Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

А 41.Когда возникают правовые отношения?

1) при возникновении разногласий                                       3) в момент обращения в суд

2) с момента возникновения юридических фактов             4) при возникновении ссоры

А 42. Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?

1) право на двойное гражданство

2) право на занятие предпринимательской деятельностью

3) право определять и указывать свою национальность

4) право на гражданство своей страны

А 43. Гражданин Л. возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило  не идти на уступки  трудовому коллективу  и уволило с работы  гражданина Л. как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?

1) уголовного                           3) административного

2) финансового                        4) кооперативного

А 44. Совокупность юридических норм, регулирующих государственное управление, образует

1) экономическое право                           3) административное право

2) конституционное право                      4) обязательное право

А 45. Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?

1) присяжные заседатели                    3) судья

2) адвокат                                             4) уполномоченный по правам человека

А 46. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина

2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик

4) вопросы местного самоуправления

А 47. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?

1) Административного                     3) Кооперативного

2) Трудового                                      4) Гражданского

А 48. Верны ли следующие суждения  о дееспособности?

А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.

Б. В некоторых определенных законом случаях  полная дееспособность может наступить по достижении лицом совершеннолетия.

1) верно только А               3) верны оба суждения

2) верно только Б               4) оба суждения не верны

А 49. Какой из перечисленных источников права является главным в РФ?

1) законы РФ                                                          3) Конституция РФ

2) постановления Верховного Суда РФ              4) постановления Конституционного Суда РФ

А 50.  Какое из правонарушений является административным?

1)  сбор подписей  избирателей в запрещенном месте

2) хищение имущества, принадлежащего преступнику

3) фальсификация итогов избирательной компании

4) публикация статьи, порочащей честь гражданина

А 51 Главным источником семейного права является

1) Конвенция о правах ребенка                      3) Семейный кодекс

2) Конституция РФ                                          4) Гражданский кодекс

А 52. Среди прав, представляемых Конституцией РФ 1993 г, новым является право на

1)  образование                                   3) выбирать и быть избранным

2) местное самоуправление              4) право на жизнь

А 53. Свобода совести предполагает:

1) возможность не отвечать за собственные поступки

2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А 54 Укажите лишнее в перечне отраслей права

1) конституционное право                 3) гражданское право

2) уголовное право                             4)парламентское право

А 55. Носителем суверенитета  и единственным источником власти в Российской Федерации является

1) Президент                       3) Федеральное собрание

2) Правительство                4) Народ России

А 56 Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать свое мнение по всем вопросам семейной жизни

А 57.Какое из нижеперечисленных положений не относится к правам человека

1) право на свободу мысли, совести, слова                 3) право иметь друзей

2) право собственности                                                 4) право на свободу убеждений

А 58.Право возникает одновременно с появлением

1)  религиозных воззрений                        3) общественных институтов

2) человека современного типа                 4) государства

А 59. Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям

1) Федерального собрания РФ                     3) Государственной думы РФ

2) Конституционного собрания РФ             4) Совета Федерации РФ

А 60. Ни один закон и подзаконный акт РФ не может

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

4)противоречить постановлениям Правительства РФ

Часть 2. Задания уровня В.

В 1.  Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Правовое государство  - величайшее завоевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств  нет  в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

1

2

3

4

В 4. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

А)

В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей.

1)

Административное

Б)

Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

2)

Гражданское

В)

Строители заключали договор на строительство дачного дома с гражданином М.

Г)

Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

В5. Установите соответствие между отраслями и суперотраслями права: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ  ПРАВА

А)

Конституционное

1)

Частное

Б)

Гражданское

2)

Публичное

В)

Административное

Г)

Семейное

Д)

Уголовное

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

д

В 6.    Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Ответ_____________________________________

В 7. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 8 Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений  и обведите  цифры, под которыми они указаны.

1) отношения правительства с министерствами

2)  отношения отдела внутренних дел с гражданами

3)  отношения городского Департамента образования с частным лицом

4) отношения покупателя с продавцом

5) отношения автора произведения с издательством

Ответ___________________________

В 9 Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите  цифры, под которыми они указаны.

1) увольнение с работы                 2) предупреждение               3) лишение свободы

4) штраф                         5) исправительные работы                    6) ссылка

Ответ________________________________

В 10. Найдите в приведенном ниже списке основания, по которым наступает гражданско-правовая ответственность, и обведите цифры под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квартиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4)  уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

 

Ответ________________________

В 11.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  « Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _________(1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________(2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный________(3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит _______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По фату нарушения закона прокурор может вынести _________(5), внести  представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые __________(6), принятые органом власти или должностным лицом».

А) прокурор             Б) закон              В) организация                 Г) присяга            Д)  расследование             Е) постановление              Ж) благодарность                  З) правопорядок               И) акт

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов

1

2

3

4

5

6

В 12.Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается  силой государственного принуждения называется…

Ответ_____________________________

В 13. Установите соответствие  между ветвями власти, указанными в первом столбце, и  их полномочиями, указанными во втором.

ВЕТВЬ ВЛАСТИ

ПОЛНОМОЧИЕ

1

Законодательная власть

А

Создает законы

2

Исполнительная власть

Б

Защищает право

3

Судебная власть

В

Реализует принятые решения

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

В 14.Установите соответствие  между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных  во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

1

Объявление выговора

А

Формальные негативные санкции

2

Проявление недружелюбия

Б

Неформальные негативные санкции

3

Отказ от сотрудничества

4

Наложение штрафа

5

Объявление бойкота

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

В15. Установите соответствие  между отраслями прав, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

1

конституционное

А

частное

2

гражданское

Б

публичное

3

административное

4

уголовное

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В 16. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) определяет границы должного поведения людей

2) относится к нормативной системе общества

3) существует как в устной, так и в письменной форме

4) за нарушение этих норм следует общественное порицание

5) формулируется и поддерживается государством

Часть 3. Задания уровня С.

С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 2. Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

С 4. Назовите любые три вида правонарушений

С 5. Текст.

    «  Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано  криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно  иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным  отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность –  явление  социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным  относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

   Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным  результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны».

1. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют росту преступности?

2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4. Опираясь на знание  обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

С 6 Текст.

Право и закон

« Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но  такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо  указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их , бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой  формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии  обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

  В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе  властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

   Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее   противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»

                                                                                 Н.И. Матузов.

1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.

4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других  функции права в обществе.

С 7. Назовите три любых признака гражданского общества.

Задания по выбору

 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

  Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия  обществоведческого курса  и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев)

2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право». (И.А. Ильин).

3.  «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).

4 «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» ( И. Кант).

5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).

6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).

8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).

9. « Сильная власть грядущей  России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).

10. «Общество  вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).

11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).

Ответы. Часть 1. Уровень  А

№ задания

ответ

А 1

2

А 31

1

А 2

3

А 32

4

А 3

1

А 33

1

А 4

4

А 34

3

А 5

2

А 35

4

А 6

4

А 36

1

А 7

3

А 37

2

А 8

1

А 38

3

А 9

2

А 39

4

А 10

1

А 40

2

 А 11

1

А 41

2

А 12

4

А 42

4

А 13

3

А 43

3

А 14

2

А 44

3

А 15

4

А 45

2

А 16

3

А 46

1

А 17

4

А 47

2

А 18

4

А 48

2

А 19

2

А 49

3

А 20

3

А 50

1

А 21

1

А 51

3

А 22

2

А 52

4

А 23

1

А 53

2

А 24

2

А 54

4

А 25

4

А 55

4

А 26

4

А 56

1

А 27

4

А 57

3

А 28

1

А 58

4

А 29

1

А 59

3

А 30

4

А 60

1

Часть 2. Уровень В.

№ задания

ответ

В 1

юридические лица

В 2

источники

В3

ББАА

В4

1221

В5

21212

В6

законы

В7

Государственная Дума

В8

245

В9

123

В10

13

В11

БВАДЕИ

В12

право

В13

АВБ

В14

АББАБ

В15

БАББ

В 16

125

Часть 3. Уровень С.

С1. Ответ должен содержать следующие позиции:

1) утверждения о том, что имело место правонарушение;

2) три признака, например:

- было совершено действие (старшеклассник взял диск);

- действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;

- были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);

- подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;

- подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.

С2 Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) аргументы (основания), например:

- деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);

- в деянии прослеживаются признаки преступления:

а) виновность действия подростка;     б) противоправность;     в) особая общественная опасность;

- данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.

2) указание  на то, что действия повлекут уголовную ответственность.

С 3 В ответе

1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;

2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:

- общеобязательность;  - формальная определенность;

- нормативность;  - установление и защита государством.

С 4 Ответ:   Административные, гражданские, трудовые, уголовные.

С 5 Текст.   1) В ответе должны быть названы причины:

- противоречия (деформации) общественных отношений;

- переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).

2) 1) выписана фраза из текста: « Преступность наносит ущерб … общества его членов»;

2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:

- преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;

- увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.

3)В правильном ответе  могут быть приведены следующие аргументы, например:

1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;

2)  усиливающийся разрыв в уровне  доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;

3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.

Возможны иные, имеющие основания позиции.

4)Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) высказано собственное мнение;

2) приведены аргументы в его обоснование.

В ответе, подтверждающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы:

- наказание, унижающее  человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;

- негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;

- главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;

  В ответе, опровергающем мысль автора, могут быть приведены следующие аргументы:

- ужесточение наказания преступников  должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;

- гуманизация наказания  преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;

- гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.

С 6 Текст. Право и закон

1) В ответе  должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:

1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;

2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

2) 1)Должно быть сказано, что автор разделяет первый  из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);

2) Могут быть приведены  любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:

- размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

- затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

- затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;

- размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;

- открывается простор для произвола в политике;

- остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

- порождается правовой нигилизм.

3) В ответе должны быть:

1) приведен термин, который употребляет автор, - «форма выражения права»;

2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три другие источники права:     - правовой обычай;        - судебный прецедент;

  - нормативный договор.

4) В ответе:

1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

2) Могут быть указаны любые три других функции права: - экономическая;   - политическая функция;

- социальная функция;    - охранительная функция.

С 7 Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

- социальная основа – средние классы;

- правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;

- нравственная  - взаимное доверие людей;

- культурная: наличие возможностей для массового приобщения культуре;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.



Предварительный просмотр:

Тема: «Политическая сфера».    Часть 1. Уровень А.

А1. К организационной подсистеме относится:

1) государство               3) класс

2) нация                         4) идеология

А2. Что является функцией исполнительной власти?

1)  создание законов                                               3) осуществление правосудия

2) разработка государственного бюджета           4) разработка предвыборных программ

А3. Для консервативной идеологии характерно признание

1) ценностей традиций, преемственности

2) классовой борьбы в качестве двигателя истории

3) государственной собственности как основы экономики

4) имущественного равенства

А4. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А5. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А           3) Верны оба суждения

2) Верно только Б           4) Оба суждения неверны

А6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим                  3) форма административного устройства

2) форма правления                        4) государственный суверенитет

А7. Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков?

1) консервативной                   3) социал-демократической

2) либеральной                        4) радикальной

А8. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции                             3) деятельность по поддержанию общественного порядка

2) разделение и независимость ветвей власти             4) суверенитет государства

А9. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное?

1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.

2) В государстве действует единая система законодательства.

3) В составе государства выделены только административно-территориальные единицы.

4) Высшие органы государства формируются выборным путем

А10. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                      4) оба суждения неверны

А11. Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием                     3) Государственным Советом

2) думским комитетом                              4) всенародным референдумом

А12.  Функцией государства является

1) разделение властей                      3) поддержание общественного порядка

2) суверенитет                                  4) наличие государственного аппарата

А13. Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников                                                    3) близость политических позиций

2) наличие в партийных рядах членов правительства             4) критика правительственного  курса

А14. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А15. Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А                       3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения не верны

А16. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) государственном контроле средств массовой информации

2) финансировании органов местного самоуправления

3) приоритете частной формы собственности

4) политическом и идеологическом многообразии

А17. Любое государство характеризуется

1) верховенством права                              3)  политическим плюрализмом

2)  наличием аппарата управления           4) соблюдением прав человека

А18. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

1)  мажоритарной                    3)  прямого делегирования

2)  пропорциональной            4)  многопартийной

А19. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А20. Верховная власть в государстве N. передается по наследству. Какая дополнительная информация  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1)  монарх утверждает главу кабинета министров

2)  парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)  власть монарха  не имеет законодательных ограничений

4)  монарх является верховным главнокомандующим

А21. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного  государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1) верно только А                  3) верны оба суждений

2) верно только Б                   4) оба суждения не верны

А22.Нацеленность на завоевание политической власти – это

1) принцип деятельности парламента                   3) особенность политической культуры

2) ведущая задача профсоюза                                4) цель деятельности политической партии

А23. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим                  3) форма административного устройства

2) форма правления                        4) государственный суверенитет

А24. Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации, главной из которых является государство

2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4)  совокупность различных по своему содержанию политических идей

А25. В коммуникативную подсистему политической системы входят

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданином

3)  нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

А26. Государство в отличие от политической партии

1) имеет сформулированные цели своей деятельности           3) создает правовые нормы

2) является объединением людей                                               4) является институтом подсистемы

А27. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов

2) стоит на защите частных интересов граждан

3) имеет политического лидера и правящую партию

4) разрабатывает и реализует определенную политику

А28. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А29. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства

1) унитарное государство                 3) парламентская республика

2) президентская республика           4) федеративное государство

А30. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация                      3) унитарное государство

2) конфедерация                4) республика

А31. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на избирательных участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий

А32. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) высокая степень развитости гражданского общества

А33. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)

1) наличие разветвленной системы законов

2) существование средств массовой информации

3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

4) гарантии свободы средств массовой информации

А34. К признакам понятия «политический режим» относится

1) форма государственного правления                     3) территориальное устройство государства

2) структура высших органов государства              4) степень реализации прав и свобод личности

А35. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти            3) командно-административными методами управления

2) защитой прав и свобод граждан                    4) господством одной обязательной идеологии

А36 «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной                      3) социал-демократической

2) либеральной                           4) коммунистической

А37. В стране Т. осенью  2005 года, после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»

 Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными  аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002 , 2004 годов . Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

Варианты ответов

2002

2004

2005

Есть значительные  оппозиционные движения, партии

45

42

32

Нет значительных оппозиционных движений, партий

38

40

47

Затруднились ответить

17

18

21

1) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.

3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

А38. Признаком любой политической партии является

1) стремление к завоеванию политической власти        3) оппозиционный характер деятельности

2) долговременность объединения                                   4) стремление к утверждению единой идеологии

А39. Целью правового государства является

1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию      3) формирование правовой культуры общества

2) создание вертикали власти                                            4) создание законодательной системы

А40. Что из перечисленного является признаком любого государства?

1) наличие трех ветвей власти

2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения

3) наличие системы сдержек и противовесов

4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

А41. Власть опирается на

1)  авторитет                   3) право

2) силу                            4) на все вышеперечисленное

А42. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии,  преследованием инакомыслия, называется

1) авторитаризмом                 3) тоталитаризмом

2) волюнтаризмом                 4) абсолютизмом

А43. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

1) авторитарного                   3) теократического

2) тоталитарного                   4) демократического

А44. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.?

1) патриархальной         3) подданнической

2) демократической         4) активистской

А45.К внешней функции государства относится функция

1) культурная                        3) политическая

2) дипломатическая             4) экономическая

А46.Политические партии, в отличие от других общественных объединений

1) создаются на долговременной основе               3) ведут борьбу за власть

2) имеют свой устав                                                4) направляются лидером

А47.Необходимым  условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента

2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики

4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А48. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.

Б. Одной из функций политической партии, является идеологическая.

1) верно только А                   3) оба суждения верны

2) верно только Б                   4) оба суждения не верны

А49. В авторитарном государстве политическая идеология разрабатывается

1) политическим лидером государства            3) лидерами политических партий

2) народными массами                                      4) парламентом

А50. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие  развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе  существует тесная связь между избирателями и депутатами

1) верно только А                  3) оба суждения верны

2) верно только Б                  4) оба суждения не верны

А51. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ                                         3) Председатель Совета Федерации РФ

2) Председатель Правительства РФ         4) Председатель Государственной Думы

А52. Какой из признаков не характеризует государство

1) политические партии                3) правоохранительные органы

2) суверенитет                                4) публичная власть

А53. Что из перечисленного не является примером смешанной избирательной системы

1) Половина состава Государственной  думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая  половина – по пропорциональной системе.

2) Конгрессмены США  избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором  - большинство относительное.

А54. Оппозиционные политические партии

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства.

А55. При характеристике человека как гражданина указывают на  его

1)  семейное положение             3) партийность

2) профессию                              4) права и обязанности

А56. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ                                                        3) представители крупного бизнеса

2) передовой общественный класс           4) интеллектуальная элита общества

А57.  Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б.  Гражданин Российской Федерации не может быт лишен своего гражданства или права изменить его.

1)  верно только А              3) верны оба суждений

2) верно только Б               4) оба суждения не верны

А58. Верны ли следующие суждения о политической системе?

 Политическая система является механизмом

А. формирования политической власти

Б. осуществления политической власти.

1)  верно только А             3) верны оба суждений

2) верно только Б              4) оба суждения не верны

А59. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1)  самопознание                   3)  социализация

2)  авторитет                         4) урбанизация

А60. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства            3) искусство управления государством

2) ораторское искусство                                            4) политический талант

Часть 2. Задания уровня В.

В1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Ответ_____________________________________

В3.  Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А)

голосование осуществляется по партийным спискам

1)

мажоритарная

Б)

победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

2)

пропорциональная

В)

распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов

Г)

голосование осуществляется  по избирательным округам за одного  или нескольких кандидатов.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

В4.  Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А)

разделение государственных властей

1)

тоталитарный

Б)

господство единой общеобязательной идеологии

2)

демократический

В)

политический плюрализм

Г)

широкий круг прав и свобод граждан

Д)

всесторонний контроль государства за жизнью общества

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

д

В5.  Установите соответствие между: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

процесс разработки, принятия и реализации политических решений

1)

политическая система

Б)

правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы

2)

политическая коммуникация

В)

механизм формирования и осуществления политической власти

3)

политическое управление

Г)

распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.

4)

политические нормы

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 « Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а  основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных  парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время  ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп».

     Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство                Б) фракция                 В) выборы                    Г) движение

Д) лидер                 Е) социум                 Ж) партия              З) группа                 И) членство

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

В7. Завершите фразу: «Институтом политической системы , отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника  между обществом и государством являются  политические ____________»

В8. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В9.  Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба  за __________ и за ее использование для проведения той или иной политики».

В10. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

   Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

 Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Ответ _______________________________

В11. Найдите в приведенном списке функции государства и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Выражение интересов страны на международной арене

2) Выдвижение кандидатов на выборах

3) Создание религиозных организаций.

4) Защита безопасности страны

5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий

6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

В12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

   (1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре.  (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

     Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

Часть 3. Задания уровня С. 

С1. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

С3.Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

С4. Текст

  « С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого  принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него  ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод  и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных  прав человека… Важное значение  имеет принцип связанности законодателя  правами человека. Правовое государство невозможно создать  в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием  сограждан к государственным  учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности.  Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной  деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру  взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

                    Е.В. Лукашева.

1.  Назовите принципы правового государства, приведенные автором

2.  Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3.  Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4.  Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Задания по выбору

 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

  Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия  обществоведческого курса  и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1. « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит).

2.  « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда  дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).

3.  «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». (П. Буаст).

4.  « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать». (Маркиза де Помпадур).

5.  «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». (В. Гумбольт)

6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого».  (Б.Чичерин).

7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов».  (Б. Кистяковский).

8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». (Г.Б. де Мабли).

9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).

10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме  длительного разложения и гибели, демократия не дает». ( И.Ильин).

Ответы . Часть 1 Уровень  А

№ задания

ответ

№ задания

А1

1

А 31

4

А 2

2

А 32

2

А 3

3

А 33

4

А 4

2

А 34

4

А 5

2

А 35

2

А 6

4

А 36

1

А 7

1

А 37

3

А 8

2

А 38

1

А 9

3

А 39

3

А 10

1

А 40

2

А 11

4

А 41

4

А 12

3

А 42

3

А 13

3

А 43

4

А 14

1

А 44

2

А 15

2

А 45

2

А 16

4

А 46

3

А 17

2

А 47

2

А 18

1

А 48

2

А 19

3

А 49

1

А 20

3

А 50

3

А 21

1

А 51

1

А 22

4

А 52

1

А 23

4

А 53

1

А 24

1

А 54

3

А 25

2

А 55

4

А 26

3

А 56

1

А 27

1

А 57

3

А 28

4

А 58

3

А 29

2

А 59

2

А 30

2

А 60

3

         Часть 2 . Уровень В.

№ задания

ответ

В 1

суверенность

В 2

правительство РФ

В3

2121

В4

21221

В5

3412

В6

ЖДБВАГ

В7

партии

В8

референдум или плебисцит

В9

власть или политическая власть.

В10

католики

В11

146

В12

ААББ

Часть 3. Уровень С.

С1.

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

С2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

- многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность -  одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

С3.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

- представление общественных интересов;           - участие в формировании политической элиты;

- разработка политических  программ;                    - участие в избирательных компаниях;

- организация массовых политических действий.

  Могут быть названы и другие функции.

С4.  Текст

1)В ответе должны быть перечислены принципы:   - принцип неотъемлемых естественных прав человека;       - принцип связанности законодателя правами человека;       - принцип разделения властей;     - принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

- согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

- уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

- солидарность , объединение граждан вокруг общественных ценностей;

- человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

- человек освобожден от жестокой опеки государства.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства; отсутствуют  общепризнанные ценности;

существует  неуважение к праву;  отсутствует гражданская солидарность; отсутствует  доверие к государству; отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.