Научно-исследовательская работа по краеведению «Судьба моего прадедушки Очирова Доржи Рабдановича» Цырендашиева Анастасия 8 "Б"класс МАОУ "ФМШ№56"

Туманова Екатерина Вячеславовна

Научно-исследовательская работа по краеведению  «Судьба моего прадедушки Очирова Доржи Рабдановича» Цырендашиевой Анастасии  8  "Б"класс МАОУ "ФМШ№56" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pradedushka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Физико-математическая школа №56»

Республиканская  научно-практическая конференция

«Память сильнее времени»  

Исследовательская работа

История судьбы моего прадедушки

Очирова Доржи Рабданановича.

Выполнила: Цырендашиева Анастасия,

ученица  8 «б» класса  МАОУ «ФМШ № 56».

Руководитель: Туманова Е.В. учитель

истории и обществознания,

г. Улан-Удэ

2014г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………………3-4

Глава 1. Детство………………………….………………………………………………….....5-7

  1. Школьные годы………….…………………………………………….5
  2. Студенчество............................................................................................6

Глава 2. Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны....................................8-12

2.1      Служба в армии. ………………………………………………………....8

            Мой прадедушка – курсант военного училища……………….….……8

2.2      На фронтах Великой Отечественной войны………………….  ……….9-12

 Глава 3. Послевоенная жизнь…………………….……………………………………..……….13

 Заключение………………………………………………………………………………… ….…..14

 Список источников литературы…………………………………………………………….…..15

 Приложения……..…………………………………………………………………………………16

«Любить свою семью, свои впечатления детства,

свой дом, свою школу, свое село, свой город,

свою культуру и язык, весь земной шар необходимо,

совершенно необходимо.

Человек – это не степное растение перекати-поле,

которое осенний ветер гонит по степи».

                                                 Академик Д.С. Лихачев

Введение

Актуальность темы: История большой страны складывается из истории людских. А в судьбах семей отражаются судьбы государств: XX  век был трагичным для России. Горели архивы, уничтожались документы, скрывались факты. Войны, революции, террор и репрессии почти лишили нас прошлого. Но никогда не поздно связать разорванные нити.  Родители, род, Родина, народ – не просто однокоренные слова. Мы не выбираем родителей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают  дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды  и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ. Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, проследить судьбу близкого родственника. Семейная история поможет ощутить прошлое предшествующих  поколений как часть своего прошлого. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества. Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной. Ещё великий русский историк В.О. Ключевской писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Именно стремление к самопознанию и заставило меня обратиться к своим «истокам».    Жизненный путь каждого человека проходит по полю истории, неизбежно оставляя на нем след и изменяя, пусть незначительно, общий ландшафт. Воспоминания (мемуары) имеют свою особенность – субъективность.  Они пишутся по истечении определенного срока. В воспоминаниях отражаются индивидуальные качества автора, его мировоззрение, политические взгляды. Это дает возможность расширить представление о событии.

При раскрытии темы я стремилась  показать события, происходившие в стране, через обращение к человеческой личности.

  Цель моей работы – «погрузиться» в историю  судьбы моего прадедушки, расширить знания о нем, определить своё отношение к прошлому страны.

Для достижения данной цели предусматривается решить следующие задачи:

  • проследить судьбу  моего прадедушки  в истории страны.
  • проведение  бесед  с родственниками
  • использование  домашнего  фотоархива
  • сбор документальных материалов об участии в ВОВ прадедушки.
  • изучить, какое влияние оказали военные материалы на воспитание  дедушек, бабушек, родителей.

Объект исследования: - документы, боевые награды,  грамоты, воспоминания моего прадедушки Очирова Доржи Рабдановича.

 Гипотеза:  анализируя все собранные сведения, я пришла к выводу, что не было ни одного события  XX  века, не коснувшегося моего прадедушку.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические: анализ фотоархива, документов, литературы по данной теме, моделирование общей гипотезы исследования и прогнозирование результатов;

- сравнительно - исторический

- реконструктивный методы исторического исследования.

- эмпирические: интервьюирование, наблюдение, сопоставление, опытная работа и др.;

 Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков. Совместная работа учащихся, родителей, педагога помогает решать ряд проблем между родителями и детьми при становлении духовно – нравственной личности, в формировании социальной и личностной культуры учащихся.

Мой прадедушка оставил свои воспоминания, в которых  он  привел  одну цитату из высказываний академика Д.С. Лихачева: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленный сад, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».

Глава 1.

Детство

Отец моего прадедушки Очиров Рабдан Очирович работал учителем начальной школы в Бургустае. В 1919 году он женился на маме прадедушки, ее звали Дари. В то время медицинское обслуживание населения было недостаточно развито, в селе Арбузово еще не был открыт роддом, а роды принимали повивальные бабки, причем женщины рожали ребенка на хохир, то есть на сухой измельченный коровий навоз. Она родила четверых детей. Прапрабабушка умерла, родив последнего ребенка в семье, которого назвали Максимом, прадедушке тогда было девять лет. Но перед этим Максима она решила отдать своей бездетной сестре.

Мой прадедушка Очиров Доржи Рабданович был первым и старшим в семье ребенком. Он  родился 1 сентября 1923 г. в улусе Хойто Хаян Загустайского сомона Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР, в семье сельского учителя Очирова Рабдана Очировича.

Детство его, прошло в улусе Хойто Хаян, который располагался на узкой береговой полосе Гусиного озера, между озером и невысокими холмами на востоке. Здесь проживали около десятка бурятских семей, которые в основном занимались скотоводством, а также хлебопашеством и рыболовством. Каждая семья имела земельные наделы из общинных земель сомона: сенокос в долине реки Загустай, пашни в Сараме или в Дарамах.

Иногда взрослые поднимались по оврагу Улан-Ганга до моста Кяхтинского тракта. Этот овраг имел такое название потому, что там были залежи крупных минералов красного цвета. Они возили продавать эти минералы  в русские деревни, так как  русские использовали их для покраски ставней, наличников своих домов, а также ворот и калиток.

Жили они тогда на зарплату прапрадедушки не бедно, но и не богато. В детстве прадедушка любил часто ездить на сенокосы, но большая часть его раннего детства прошла на берегу озера с соседскими ребятами. Вдоволь искупавшись на мелководье, наловив мальков, собрав ракушек, налепив из мокрого песка разных построек и фигур, они загорали на песках. Иногда артель рыбаков ловила рыбу на том берегу и вытаскивала невод полный рыбы. Им, маленьким детишкам, рыбаки разрешали снимать с боковин невода запутавшихся рыб и унести домой, кто сколько сможет.

В 1929 году родители прадедушки вступили в коммуну им. Сталина и его отец получил перевод в Загустайскую начальную школу. Осенью 1929 года их семья переехала туда, навсегда покинув родной Хойто Хаян, поселившись в учительской квартире рядом со школьным зданием.

  1.  Школьные годы

Летом 1930 года Загустайская начальная школа перебазировалась в село Арбузово, где застраивалась центральная усадьба коммуны им. Сталина. С 1929 года село Арбузово из маленького улуса, где до революции была почтовая станция, превратилось в большое село за счет переселения крестьян, вступивших в коммуну.

С 1 сентября 1930 года, когда прадедушке исполнилось ровно семь лет, он стал учеником 1 класса. Последующие годы он отдыхал в пионерском лагере, организованном в школе. Детей коммунаров – работников и служащих, с самого начала коллективизации в детских оздоровительных учреждениях и пионерских лагерях, начали воспитывать в духе коллективизма, приучая правилам социалистического общежития.

Со 2 по 4 класс он обучался у своего отца в главном здании начальной школы «Ногоон оройто». С ними, 8-10 летними детьми, обучались вместе в одном классе 14-15 летние подростки, которые до этого не имели возможности посещать школу.

После окончания 4 класса его перевели в 5 основной класс, минуя национального 5-го подготовительного класса. Так он оторвался от своих одноклассников по начальным классам, отдалился от своих прежних друзей. Его новыми одноклассниками стали подростки, большинство которых были на много старше него. В то время Загустайская школа была единственной семилетней школой от Иволги до Джиды.

В 1935 году отца прадедушки перевели в Бургустайскую начальную школу заведующим. С 6 по 9 класс прадедушка учился, живя квартирантом у разных людей. Сначала его устроили у брата мачехи Санжиева Ринчина. Дядя Ринчин с женой, сыном Максимом и отцом – старым казаком, участником русско-японской войны 1905 года, которого звали Очиров Санжа, жил в маленьком доме на южной окраине села Арбузово. В те годы прадедушке приходилось жить у своих друзей или родственников, и учился он тогда не очень хорошо, так как днем приходилось помогать домовладельцам, а вечером невозможно было читать книги при коптящей керосиновой лампе.

Во время зимних каникул прадедушка с отцом ходил на охоту за косулями, ставил петли на зайцев. Почти ежедневно он на лыжах обходил места, где ставил петли, и каждый раз возвращался с добычей. А во время летних каникул прадедушке приходилось зарабатывать «трудодни», работая на ферме. Он выполнял обязанность учетчика: принимал от доярок надоенное молоко, подводил итоги за день, за месяц. Во время сеноуборки сначала возил копны верхом на лошади, а впоследствии садился на конные грабли, орудовал ручной косой и т.д. Одно лето был занят пастьбой колхозных телят. В свободное время рано утром перед восходом солнца, а иногда после полдника он отправлялся на охоту за тарбаганами.

Воспитательная работа в школе в то время была поставлена на должном уровне. Классные руководители, пионерская и комсомольская организации проводили целенаправленную работу по воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Ученики, а также мой прадедушка, принимали участие в различных работах. В школах преподавались уроки военного дела, на которых учителя рассказывали своим ученикам о военной обстановке в мире. На этих уроках ученикам рассказывали об угрозе тройственного союза на СССР.

В 1939 году отец прадедушки получил перевод обратно в Загустайскую Среднюю Школу, поэтому прадедушка снова стал там учиться. Прапрадедушка, Рабдан Очирович, получил квартиру от школы, и поэтому для его сына создались наилучшие условия для учебы в 10 выпускном классе.

Прадедушка окончил школу в 1940 году, получив Аттестат Зрелости I степени за отличную учебу. Окончив школу, прадедушка долго не мог решить, кем он хочет быть и чем он хочет заниматься.

  1.  Студенчество

Летом прадедушка отправил заявления на поступление в Москву в Энергетический институт, но заявление пришло с опозданием, и вакантные места для абитуриентов с Аттестатом I степени были уже заполнены. После, его приняли в Энергетический институт в городе Иваново, но город был далеко, и до 1 сентября прадедушка не успел бы приехать в Иваново, поэтому он поступил в Иркутский Государственный университет на физико-математический факультет.

Во время учебы прадедушка жил в общежитии, находившееся возле университета. Учиться в I семестре было нелегко, так как прадедушка не успевал конспектировать лекции, не хватало учебных пособий и т.д. Преподаватели на лекциях теоретический материал излагали по-своему, который отличался от изложений в учебниках.

Первокурсники после лекций, до вечера оставались заниматься в читальной зале фундаментальной библиотеки университета. Самым трудным предметом в университете для прадедушки был предмет «Основы марксизма-ленинизма».  Помимо слушания лекций и чтения учебников, требовалась самостоятельная работа над первоисточниками. На семинарских занятиях, зачетах и экзаменах требовали конспекты по произведениям Маркса, Энгельса и Ленина.

Студенты получали маленькую зарплату, и ее едва хватало на питание. Они ели только в дешевой столовой при университете один раз. По утрам и вечерам обычно перекусывали бутербродами. Иногда присылали посылки из дома с едой и одеждой.

В конце 1940 года обучение в 9-10 классах средних школ и в университетах стало платным. За обучение во II семестре прадедушке надо было заплатить 150 рублей, эта была большая сумма по мерке тех времен, поэтому прадедушка и некоторые его однокурсники не стали просить денег у родителей, а решили заработать их самостоятельно. Они несколько раз разгружали вагоны на товарной станции железной дороги. Много дней после лекций и по выходным дням они пилили и кололи дрова из толстых сухостоев для какой-то организации, а весной нанялись на малярную работу – красили железную крышу домов и заборы. За малярную работу платили хорошо. За все эти работы прадедушка и его однокурсники получали заработок сразу же после окончания работ.

В конце мая они записались в студенческий отряд, который хотела сформировать санитарно-эпидемическая станция для поездки на Маньчжурскую границу, чтобы травить тарбаганов – разносчиков чумы. Но их мечта заработать кучу денег для продолжения учебы на 2 курсе не осуществилась – помешало начало войны.

Глава 2.

Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны застало прадедушку, когда он сдавал последние экзамены за II семестр. Еще весной чувствовалось, что на Западе надвигается угроза войны, так как через Иркутск на запад шли воинские эшелоны. Иногда к студентам в общежитие забегали красноармейцы с этих эшелонов, чтобы повидаться со своими друзьями. В университете говорили, что война не продлится долго, что красная армия непобедима, поэтому никто сильно не волновался.

После успешной сдачи экзаменов за II семестр, прадедушка узнал о том, что вскоре его должны призвать в армию, и уехал домой, чтобы собрать вещи. Приехав домой, прадедушка увидел переполох, творившийся в его селе Арбузово. Мобилизовывали почти всех мужчин до 40 лет и сразу же отправляли одних на запад, а других на восток. Прадедушке пришлось много работать на сеноуборке - заменять ушедших в армию. В конце июля он получил письмо от старосты группы о том, что занятия начнутся с 1 августа. Прадедушка выехал из Арбузово, оставив дома бабушку, отца, мачеху, сестренку Дугарму и братишку Бато. Это был последний момент, когда прадедушка видел своих родных, так как ему посчастливилось вернуться домой и застать всех родных живыми и здоровыми только через пять лет.

2.1  Служба в армии.

        Мой прадедушка – курсант военного училища

Приехав в университет, прадедушка и другие студенты пытались узнать о начале занятий, но ни один из преподавателей, пока, ничего не говорил. Наконец, вышел ректор университета и объявил, что все студенты мужского пола вызывает городской военкомат для перерегистрации военнообязанных. Там прадедушка узнал о том, что его год будет призван в следующем году, поэтому прадедушка написал заявление о досрочном призыве в армию.

Команду из 30 человек, в которую входили прадедушка и студенты различных ВУЗов Иркутска, посадили в пассажирский поезд, отправляющийся на восток. И на другой день они приехали в военный городок около города Сретенск Читинской области.

Раньше в этом городке была полковая школа и курс «Выстрел» для повышения квалификации командного кадра Забайкальского Военного Округа. На базе этих школы и курса с их прибытием открывалось военно-пехотное училище ускоренного курса. Вслед за ними начали прибывать и другие команды из Иркутска, Улан-Удэ и Читы тоже со студентами.

После прибытия, студентов сразу же разделили по подразделениям и выдали обмундирование. Прадедушка попал в 1 отделение 1 роты 1 батальона Сретенского пехотного училища. После них начали прибывать красноармейцы и младшие командиры срочной службы, имеющие среднее образование; из них были созданы другие роты и батальоны.

В училище, новобранцев гоняли до «седьмого пота», требовали знание Устава. Также обучали рукопашному бою, владению огнестрельным оружием, а на реке Шилка их обучали атаковать на флотилиях. Через 2 месяца профиль их обучения поменяли на минометный.  

Не прошло и недели, когда они уже приняли воинскую присягу, это было 6 августа 1941 года. В этом наблюдалась какая-то спешка. 14 декабря почти всех курсантов  только их минометной роты досрочно выпустили из училища, присвоив отличникам боевой и политической подготовки воинское звание «лейтенант», а остальным – младший лейтенант.

2.2  На фронтах Великой Отечественной войны

После училища их отправили сначала в Иркутск, потом на Запад, в город Горького в распоряжение Московского военного округа, так как там не хватало солдат. Чем дальше они продвигались на Запад, тем острее ощущалось дыхание войны. На Запад беспрерывно отправлялись воинские эшелоны, а навстречу им шли составы с оборудованием эвакуированных заводов и их рабочими, санитарные поезда с раненными. На пунктах питания стали кормить все хуже и хуже, купить на вокзале продукты питания стало большой проблемой.

После, прадедушку и пятерых других его товарищей отправили в город Киров, где начали формирование 131 стрелковой дивизии. Рядовой состав дивизии был полностью сформирован из пожилых людей, юношей и только что выпущенных заключенных, все они не были обучены рукопашному бою и управлению оружием. Средними командирами назначались люди, прошедшие военное обучение, как мой прадедушка. Младшими командирами назначались люди, которые побывали на фронте и попали сюда из госпиталей.

Моего прадедушку назначили командиром 1 минометной роты 1 батальона. Он должен был научить подчиненных владеть оружием. В конце обучения, когда проверки на выносливость их дивизии закончились, их опять посадили в вагоны. Эшелоны их дивизии взяли курс на юго-восток и через несколько дней разгрузились на ст. Камыши недалеко от Сталинграда. В ночь на 22 июня они переправились по мосту через р. Дон около г. Калач и утром пошли в наступление против передовых отрядов 6-й немецкой Армии. Там случился первый бой прадедушки, но он не боялся войны, не боялся за свою жизнь, он был готов выполнять любой приказ командира батальона, единственное, чего он боялся это жизнь своих плохо обученных солдат. В этой битве немцы пошли в контратаку, но она была отбита, так как у них не было танков, а их пехота была не так сильна. Но все же, их дивизия встретила упорное сопротивление немецкой армии. Такие контратаки продолжались несколько дней подряд, и они принесли заметный урон войскам. Вскоре войска моего прадедушки начали паническое отступление. Они переправились на левый берег реки Дон и ждали в засаде. В этом бою силы их дивизии были истощены, не хватало продовольствия, многие командиры, не получив приказа, сбежали в сторону Сталинграда.

Немцы проходили дальше, в их тыл. На рассвете они встретились, но немцы пошли дальше к Сталинграду, оставив на них румынские войска. После, их дивизия закрепилась около села Песчанка. Там они получили запасы продовольствия и боевые запасы из Сталинграда.

Находясь в селе несколько дней, они отдыхали, набирались сил. С сентября немцы начали атаковать Сталинград массивными бомбардировками. После начала их атаки, дивизию прадедушки отправили в поселок Бекетовка. Там немецкие самолеты начали атаковать войска. Прадедушка, прячась от бомб, побежал спрятаться в щель, и тут бомба упала недалеко от щели, в которой он успел спрятаться. Вскоре прадедушку и его товарища, который тоже находился поблизости от упавшей бомбы, откопали и доставили в санчасть. В санчасти установили, что он получил контузию, и отправили в госпиталь в селе Капустин Яр.  

Через полмесяца его выписали и отправили в  поселок Актюба, в отдел кадров 62-ой армии Сталинградского флота. Его отправили в город на Волге в 195 стрелковый полк 120 минометной батареи, там назначили старшим на батарее. Вскоре прадедушку отправили командовать стрелковым подразделением, состоящим из малого количества солдатов, которые остались без командиров. Вскоре его назначили офицером связи. Все поручения он получал из штаба дивизии, и приходилось по нескольку раз и днем и ночью курсировать между своим полком и штабом дивизии, которые находятся на расстоянии 1,5 км.

        После того как пришли сменные войска, прадедушку вместе с его дивизией отправили на небольшой отдых в тылу. Там, в такое неспокойное и ужасное время, люди не забывали отдыхать и развлекаться, чтобы хоть немного отвлечься от войны, вот тогда они и организовали драмкружки, ставили различные пьесы, устраивали концерты. И тогда можно было подумать, что в это время не было никакой войны.

        В начале декабря 1942 года их дивизию перебазировали в город Вольск, для доукомплектования. Там их дивизия почти полностью обновилась.

        В Вольске стали проявляться последствия контузии: ухудшилось зрение, слух постепенно снижался, шум в ушах, головные боли. Прадедушка проверился у врачей, но они сказали, что все это со временем пройдет.

 В  январе 1943 года, их дивизию отправили на фронт из тыла. Их посадили в вагоны. Эшелоны их дивизии двигались медленно. Прадедушку и других офицеров связи посадили в отдельный вагон. В их обязанность входили несение дежурства в паровозах, наблюдение за дорогой, воздухом и работой паровозной бригады, а также узнавать, где находятся те или иные эшелоны дивизии.

        При разгрузке в прифронтовой полосе Центрального фронта несколько вагонов были подвергнуты нападению с воздуха. Дивизии пришлось разгрузиться, каждый полк знал свой маршрут к линии фронта. Их полк достиг линии фронта и сбоем  перешел железную дорогу Орел – Курск. В результате этого зимнего наступления Советские войска глубоко углубились в оборону немцев, в результате образовалась Курская дуга.

        Офицеры связи непосредственного участия в боях не принимали, но имели потери. С марта по июль 1943 года на участках их фронта установилась относительная тишина. В это почти мирное время прадедушка заболел малярией. В санчасти ему дали таблетки, которые мало помогали, но его товарищ стал лечить прадедушку отваром полыни, и после приемов отвара он выздоровел. В это время офицерам связи делать было почти нечего, и прадедушка изучал теорию по минометам, которую он взял у своего товарища и которые позже ему помогли, когда он снова стал минометчиком.

        После полной ликвидации группы войск противника под Сталинградом их 193 стрелковая дивизия была награждена орденом «Красного Знамени» за оборону Сталинграда, участникам Сталинградской битвы, в том числе и моему прадедушке, вручили медали «За оборону Сталинграда». А 12 июня 1943 года ему присвоили звание старшего лейтенанта.

        Вскоре немецкие войска начали атаковать позиции советских войск на Курском выступе с севера и с юга. Сначала их 65 Армия Центрального фронта не принимала участия в боевых действиях. Она начала активные боевые операции одновременно с началом общего контрнаступления всех трех фронтов Курской дуги. Их 65 Армия начала продвигаться на Запад, преследуя отступающего противника. Офицерам связи сутками приходилось не слезать с лошадей и курсировать между наступающими полками и следующим за ним комдивом и его штабом, чтобы обеспечить непрерывную связь, так как не решались связываться по рациям, опасались перехвата информации, а телефонную связь устанавливали только при задержке наступления.  

        Их дивизия ода из первых добралась до реки Днепр. Половина дивизии уже переправилась через Днепр, когда немцы заметили их. Многие из плотов и лодок были потоплены, но основные части достигли противоположного берега и захватили небольшой плацдарм за рекой. Прадедушке приказали переправиться через Днепр, чтобы связаться с командиром полка, так как от него несколько часов не было никаких вестей. В распоряжение прадедушки дали маленькую лодочку с  сапером и бойца комендантского взвода. Несмотря на методический минометный огонь по реке и его берегам они благополучно достигли западного берега. Полковник написал донесение командиру, отдал его своему адъютанту и велел плыть на левый берег на лодке, которую дали прадедушке. А прадедушке велел остаться, так как не хватало офицеров. Он отправился в ту роту, которая понесла наибольшие потери.

        Прадедушка был в рядах пехотинцев 5 дней, участвовал в боях по расширению плацдарма в качестве командира взвода, роты стрелков и пулеметчиков. Когда немцы стали отступать, его отослали на прежнюю должность. За эти бои на Днепровском плацдарме прадедушку наградили первым для него орденом – орденом «Красная Звезда». Также за эти бои их дивизия стала называться Днепровской.

        В течении осени 1943 года и зимы 1944 года разрозненные плацдармы советских войск на западном берегу Днепра объединились в единое целое. Их Центральный фронт был переименован в I Белорусский. Это время было почти свободным, не таким занятым как предыдущее время в войне. В это время главным развлечением были карты, но прадедушка часто проигрывал.

        В марте 1944 года началась операция по освобождению Белоруссии силами нескольких фронтов. Во время наступления прадедушка попал под артиллерийский обстрел и был ранен в голень левой ноги. Его подобрали санитары, он только успел отдать своему ординарцу приказ от комдива, чтобы он доставил его по назначению. Прадедушку доставили на самолете в город Гомель для лечения.  Там он лечился до июня 1944 года, и был выписан с отдыхом на 10 дней. Его направили в 370 стрелковую дивизию, он получил взвод минометчиков 1 роты 1 батальона 1030 стрелкового полка. Они начали освобождать Польшу. Заняли город Хелм, освободили город Люблин. В каждом городе их радостно приветствовали поляки. На реке Висла велись бои по расширению плацдарма. По сигналам залп «Катюш», советские войска давали беглый огонь вглубь обороны противника. Когда противник открыл ответный огонь, прадедушка получил ранение. Два мелких осколка попали в лицо, задев череп и ушную раковину.

        В начале сентября 1944 года прадедушка оказался в эвакуационном госпитале, находящимся в городе Мозырь. Вскоре его выписали. Он снова приступил к обязанностям командира минометного взвода.  I Белорусский фронт накапливал силы для начала операции по освобождению Варшавы и переноса боевых действий на территорию самой Германии. По итогам боев по расширению плацдарма прадедушка был награжден орденом.

17 января 1945 года они освободили город Варшаву. После, форсировали реку Одер, вначале этого наступления капитан минометной роты был ранен, поэтому прадедушку временно назначили командиром минометной роты.  Если он до этого помогал командиру роты в составлении схемы огня, подготавливая данные для открытия огня по целям и управляя огнем всей роты,  то в это время ему приходилось еще заниматься хозяйственными вопросами – снабжением роты боеприпасами и продуктами питания и т.д. После форсирования Одера их дивизия наступала в сторону города Франкфурт-на-Одере. Их 370 стрелковая дивизия, получившая наименование Бранденбургской за зимнее наступление, после прорыва обороны с упорными боями против фашистов, сопротивляющихся за каждый населенный пункт на подступах к Берлину, подошла с востока к пригороду Берлина и начала вести уличные бои. В Берлине дорогу пробивали пехотинцы, так как у немцев практически за каждым углом встречались снаряды способные прожигать броню тяжелого танка. Минометчики воевали отдельными отрядами или в рядах пехотинцев, в составе штурмовых групп. За несколько дней до уничтожения Берлина их дивизию перебросили на уничтожение немецких войск, которые спешили к Берлину. С этой задачей их дивизия в составе 95 стрелкового корпуса справилась до падения города. После этого объявили Благодарность всему их личному составу. А остатки разгромленной армии противника поспешили сдаться американцам.

На пути от Берлина до Эльбы они встречали небольшие вооруженные группы немцев, которые находились в небольших деревеньках или хуторах. Советские солдаты захватывали эти небольшие населенные пункты, почти в каждом из них они находили трупы советских солдат со следами пыток, на некоторых из них находили вырезанные немцами знаки. Прадедушка узнавал в них своих земляков, знакомых солдат, с которыми он воевал в других дивизиях (его несколько раз переводили из одного полка в другой). Так, сталкиваясь с отдельными неорганизованными отрядами немцев, их войска достигли реки Эльба около города Магдебург. Около Магдебурга они простояли 20 дней. Мимо их расположения начали идти колонны военнопленных, находившихся в лагерях в западной части Германии.

В конце июня 1945 года их 370 стрелковая дивизия объединилась с другими дивизиями и стала дивизией полного состава. Они несли гарнизонную службу, прочесывали ближние населенные пункты и лесные массивы, проверяли документы у немцев, отправляли на сборный пункт бывших военнослужащих гитлеровской армии. Жизнь гражданского населения постепенно нормализовалась. Немцы относились к ним угодливо, очень вежливо, даже дружественно. Со стороны советских солдат, они перестали плохо относиться к немцам.

Через Воссен в июле 1945 года начали проходить на запад беженцы с восточных районов Германии. В частях соединения советских оккупационных войск в Германии в это время проводилась усиленная боевая подготовка. Проводилась проверка соответствия занимаемой должности командного состава Армии. Квалификационная комиссия во главе с начальником артиллерии дивизии на артиллерийском полигоне  проверил их умения управлять огнем своих минометов.

В Германии зарплату давали оккупационными марками, на которые могли покупать товары. Осенью 1945 года их отправили на Родину. Дивизия высадилась в городе Астрахань. В Астрахани прадедушке и другим солдатам делать особо было нечего, по выходным они ходили в театры и кинотеатры, помогали местным жителям с хозяйством.

После возвращения из подсобного хозяйства прадедушку демобилизовали. Он прошел  медицинскую комиссию для определения его пригодности к дальнейшей службе в армии. До этого прадедушку хотели отправить в военную академию, так как его политическая и боевая характеристика соответствовала этому. Но медицинский осмотр показал последствия тяжелой контузии. Это заключение ускорило его демобилизацию.

10 июня 1946 года прадедушка получил увольнение в запас, прослужив в рядах Советской Армии почти 5 лет. Получив свои документы, зарплату и отпускные, он пригласил всех сослуживцев на прощальный ужин. Так они весь вечер просидели у прадедушки на квартире, вспоминая военные годы. Утром они проводили его на теплоход.

 Глава 3.

Послевоенная жизнь

В июле 1946 года прадедушка, вернувшись домой, увидел, как плохо жилось его семье во время войны, хотя он и отправлял денежные средства домой. Семья во время войны скиталась по разным квартирам кочуя из Арбузово в Зуй, Тохой, куда перегонялась колхозная МТФ, где работала дояркой мачеха прадедушки. Отец прадедушки был взят с учительской работы в органы Советской власти. Прадедушка увидел как изменились его родные. За эти пять лет войны его отец сильно постарел. Его мачеха тоже постарела за эти пять лет, часто болела от непосильного труда на животноводстве. Прадедушка видел, что его маленькие братик с сестренкой уже выросли, сестренка его уже училась в Педагогическом институте, а братик учился в 8 классе.

Видя трудное материально-финансовое положение семьи, прадедушка отказался от мысли продолжать учебу в университете и решил работать, хотя бы один год. С 1 сентября 1946 года он начал работать учителем математики в школе, где учился. Обучать математике было трудно после пятилетней армейской службы, поэтому другие учителя математики помогали ему. Летом он поехал в Улан-Удэ для заочного обучения в педагогическом институте.

        Продолжала действовать карточная система, люди жили впроголодь, ходили в лохмотьях. Мой прапрадедушка, который был председателем сельсовета, осенью 1946 года выходил на убранное поле и по стерне собирал колоски, просыпанное зерно от комбайна. Вернувшись с поля, просеяв собранное зерно, молол на ручной мельнице. Также он ездил в шахты продавать молоко, масло и пахту.

        В августе 1947 года состоялась конференция учителей в Новоселенгинске. После заседания, прадедушка остался ночевать у хорошего знакомого своего отца. Там он встретил свою будущую жену и мою прабабушку Ханду Аюшеевну Нимбуеву. (Во время войны она трудилась в тылу.) Она тоже была учительницей. Они поженились в январе 1948 года. В этом же году родился их первенец, моя бабушка Намжилма Доржиевна.

В целом после войны жизнь помаленьку начала налаживаться. Но трудно было жить как прежде после войны. Приходилось много работать, чтобы обеспечить семью. За все время работы в Загустайской средней школе прадедушка выполнял различные партийные и общественные работы:  избирался председателем МК профсоюза учителей, секретарем первичной партийной организации школы. Он также работал пропагандистом в сети партпросвещения в парторганизации колхозов им. Тельма, им. Сталина, а также в своей школе председателем Совета, членом исполкома сельского совета, народным заседателем народного суда, членом РК союза учителей, членом районного совета ветеранов, членом РК КПСС, руководителем лекторской группы нижнего куста. Это отнимало очень много свободного времени, так что почти не оставалось времени для домашних хозяйственных работ и совершенствования своего педагогического мастерства. Прадедушка закончил обучение в педагогическом вузе с отличием, дальше совершенствовать знания приходилось самостоятельно. Вскоре его назначили преподавателем физики и военного дела, но после нашли преподавателей по этим двум предметам.

В 1978 году прадедушка вышел на пенсию, как инвалид войны. Его сняли с воинского учета, и ему присудили звание майора. И только спустя много лет, в связи с шестидесятилетием со Дня Победы, ему было присвоено звание подполковник.

Мои прабабушка и прадедушка родили и вырастили 11 детей, а также принимали участие в воспитании 22 внуков. Задолго после войны они часто совершали путешествия по городам нашей страны. В целом их послевоенная жизнь была полна радостей и счастливых воспоминаний. Они прожили длинную жизнь, наполненную различными событиями. Они дожили до нас, правнуков, поведали нам об их жизни и годах войны. 22 июля 2005 года прадедушка умер, через год умерла прабабушка.  

Заключение

История страны, как в зеркале, отражается в судьбах её граждан. Чем больше узнаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, боле точно понимаешь их влияние на судьбы людей.

Жизнь и путь предков был совсем не прост, но они с честью преодолевали все препятствия на пути. Их пример дает нам основание верить, что всё в этой жизни зависит от нас самих, а при решении возникающих проблем следует всегда обращаться к опыту предшествующих поколений, чтобы не повторить их трагических ошибок.

Многих ошибок и несчастий нам удалось бы избежать, если бы мы не забывали, что каждый из нас – это звено в цепи поколений. Лучшие наши поступки будут окрылять последующие поколения, а просчеты и ошибки лягут на них тяжелым бременем.

Благодаря своим родителям и всем, кто нас окружает, мы знаем много о своей семье. Но только после того как мы сами прошли весь путь поисков своей родословной, мы чувствуем, что теперь мы - полноценная частичка семьи.

Жизнь не баловала его, и его сверстников, но они считали, что достойно прожили, внесли свой посильный вклад в строительство социалистического общества. Горько ему было  видеть своими глазами, как разрушаются материальные, культурные и социальные ценности, созданные  его и предыдущими поколениями  советского народа. Горько ему было видеть, как рушатся его заветные мечты о светлом  будущем, как наша Родина из могущественного мирового государства превращается во второстепенное. Она превращается в сырьевую базу и рынок сбыта залежалых товаров богатых капиталистических государств.

Ему – человеку, проработавшему 40 лет на ниве просвещения, очень было больно быть свидетелем всеобщего падения нравственности в обществе, особенно среди молодежи, которым наплевать на наше прошлое, на наши обычаи и традиции.

Изначально в России основа – семья,

И от века Россию семья поднимала:

Наши предки, традиции, наша земля –

Все семья берегла, сохраняла.

Список источников литературы

1.Воспоминания моего прадедушки, Очирова Доржи Рабдановича.

 2.Рассказы бабушки Цыредашиевой Намжилмы Доржиевны.

3. Фото из семейного архива.

Приложения