Практика развития личностного потенциала ребенка

Кремер Виктория Владимировна

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию, то есть самостоятельно учиться, а после применять полученные знания в жизни, стремиться к самосовершенствованию.

Понятие «личностный потенциал» означает способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь — способность к развитию. «Потенциал личности — возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться».

Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя.

В своей практике, я систематически уделяю внимание, развитию личностного потенциала школьников, используя различные творческие задания. Перед каждым учителем информатики стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Ребята должны осознать, что компьютер – это, прежде всего, инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.

Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Мы воспитываем личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.

Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего проектной деятельностью завершается изучение раздела (темы), и это выглядит для ребенка своего рода подведением итогов его деятельности.

На уроках (7 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint (используя многозадачность операционной системы): «Открытка маме», «Открытка папе», «Поздравь учителя с праздником», «Времена года» и др. Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.

На своих уроках я предлагаю учащимся также готовые разработанные задания, иногда даже не мной, а выпускниками, студентами. Одним из самых интересных, на мой взгляд, заданий является рисование из одинаковых геометрических фигур, это не только развивает в школьниках творческое начало, но и способствует развитию мышления. Детям нравится создавать такие рисунки, как «Подводная жизнь» (их треугольников), «Гусеница» (из кругов), «Дом» (из квадратов).

При изучении текстового процессора «MS Word», я с учащимися выполняю проект «Визитка». Действительно, при создании визитки без воображения и творческой фантазии не обойтись. Что касается технической стороны, то в этом проекте используются много функций текстового процессора: вставка таблиц с прозрачными границами, вставка рисунков, нумерованных и маркированных списков, схем, подложек, фигурного текста, рамок и т.д.

Часто в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить интересный мультимедийный проект необходимо найти нужную информацию, заглянув не только в справочные пособия, но и пообщаться с людьми, работающих в этом направлении. Это может быть и «Любимый певец/певица/группа», «История футбола», «Мое хобби» выполненные в приложении MS Power Point. В этом же приложении могут осуществляться и групповые проекты «Моя школа», «Мой город», «Бессмертный полк», «Азбука профессий». Такое же разнообразие тем применяется на уроках сайтостроения, при изучении языка гиперразметки HTML.

В старших классах проектная деятельность продолжается, проекты выполняются в электронных таблицах MS Excel: «Семейный бюджет», «Классный журнал», «Исследование графика температур города Лесосибирска», «Коммунальные платежи», «Стипендия». С большим интересом выполняют работу «Я предприниматель». Учащимся необходимо придумать свои предприятия, по различным направленностям, самим определить штат сотрудников, начислить им зарплаты, с учетом опыта работы «сотрудников», премии и т.д. Данный проект является групповым.

На общешкольном уровне большую заинтересованность у ребят вызовут конкурсы различной направленности (без ограничения по возрасту и выбора программных средств): «Мы против наркотиков», «Наш выбор - здоровый образ жизни» и т.д. (плакаты, презентации, ролики).

Использование ресурсов глобальной компьютерной сети способствует развитию межкультурной коммуникации, существенно помогает в поиске необходимой информации.

Творческие задания очень нравятся учащимся, они не только позволяют абстрагироваться от проблем и забот, но и проявить и показать себя. 
Следует отметить, что на уроках, на которых даются творческие задания, большого внимания, требуют не только слабые и отстающие учащиеся, но и дети с особыми возможностями, одаренные дети. Чаще всего таких детей следует больше стимулировать и хвалить, чтобы на следующих уроках получить от них большую отдачу. По окончании очередной темы или проекта стараюсь проводить урок просмотра или оставлять определенное время для защиты работ. Лучшие работы учащихся вывешиваю в классе, на стенде.

Считаю, что главное – это приобретенные навыки самостоятельной творческой деятельности, которые дают учащемуся уверенность, развивают его интеллект. Учащийся получает знания самостоятельно, пытается решить свои проблемы сам и только тогда, когда помощь ему действительно нужна, обращается ко мне, преподавателю. Это очень важно. 

Практикую задание по составлению ребусов, кроссвордов. Учащиеся рисуют ребусы, составляют кроссворды не только на бумаге, но и их на компьютере.

Таким образом, мой опыт показывает, что при использовании достаточно простых методических приёмов можно увидеть положительную динамику в развитии учеников. Благодаря применению творческих заданий на уроках информатики учащиеся раскрывают свой личностный потенциал.