Урок обучения грамоте "Письмо строчной буквы б. Ударные и безударные гласные звуки. Согласование слов в предложении."

Урок разработан на основе системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_ladygina.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучение грамоте (обучение письму)   1 класс

Ладыгина Нина Петровна

учитель начальных классов

МБОУ  СОШ №18 города Белгорода

    Урок разработан на основе системы развивающего обучения  Л.В.Занкова

ТЕМА:    «Письмо строчной буквы  б. Ударные и безударные гласные звуки.  Согласование слов в предложении »

ЦЕЛЬ: формирование в памяти учащихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа строчной буквы б.

Планируемые результаты:

 Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные:
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга. 
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, экран, презентация к уроку, рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, раздаточный материал для звукового анализа слов, музыкальное сопровождение «Звуки природы»

                                          ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(УУД: личностные -  создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс;

 регулятивные - целеполагание, прогнозирование.)

 

  Дети  хором читают стихотворение:

Всем, всем - добрый день!    (кивают головой)

Прочь с дороги наша Лень!   (движения руками от себя)

Не мешай трудиться,    (грозят пальчиками)

Не мешай учиться.      (садятся за парты)

У - К нам пришли гости. Они хотят посмотреть  чему вы научились и порадоваться за вас.

 - Я надеюсь, что у нас у всех хорошее - отличное настроение, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.

  1. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

(УУД. Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время фронтальной беседы. Регулятивные: формулирование учебной задачи,умение планировать свою деятельность)

а) Актуализация и фиксирование проблем

- Сегодня мы начинаем работу в третьей части прописи. Посмотрите, чему вы научитесь?            (Дети рассматривают вторую и третью страницу, делают выводы.)

- А теперь представьте, что мы перенеслись в лес. (Звучат «голоса леса»). В какое время года можно услышать эти звуки? (Летом, весной) А что происходит в лесу осенью? (Он засыпает и спит до весны.) Но у нас в классе тепло, уютно, так что пусть поют птички, и звенят ваши звонкие голоса, как лесные ручейки!

- Посмотрите на экран. (Слайд №1)  

Назовите изображенные предметы.

Что их объединяет?

Какое животное  лишнее? Почему?

(Дети называют бабочку, она летает, а бобр и баран – нет. Бобр живет в воде, остальные-  на суше. Баран – домашнее животное.)

- Составьте схемы к этим словам по группам: 1 ряд – бабочка, 2 ряд – бобр, 3 ряд – баран. (Работают на партах – составляют схемы, от каждого ряда  по ученику выкладывают схему на доске. Слова напечатаны заранее)

- Поставьте ударение в словах, разбейте на слоги.

______Проверка. Сравнение.

б) Постановка темы урока учениками

 - Что объединяет эти слова? (Звук б)

- Сделайте вывод: какова тема нашего урока письма? (письмо буквы «б»)

- Дайте характеристику этой букве.

(Буква «б») обозначает согласные  звуки [б]и [б,])

в)   Составление плана действий урока учениками

- Посмотрите внимательно на страницу 4.Чем еще мы будем заниматься на уроке?

п\о      - будем учиться писать соединения с этой буквой;

           - правильно держать ручку;

           - наклонно класть тетрадь;

           - делить слова на слоги;

           - ставить ударения;

           -записывать предложения.

г) Формулирование цели урока учениками

- Какая цель этих наших действий,  приобретенных в дальнейшем умений ?

 - Для чего это нам  нужно?

  (Чтобы общаться. Это письменная речь.)

 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(УУД. Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные)

                                Работа в прописи №3  с.4

1.Знакомство с написанием строчной  буквы «б» по следующей схеме.
- Рассмотрите букву б. Что вы можете о ней сказать? (Она строчная.)

- Из каких элементов состоит? Состоит из овала и палочки-флажка)

- Дайте характеристику звукам, которые будем изображать данной буквой.

(Буква «б» обозначает согласные звуки твердые и мягкие)

- Отчего зависит твердость и мягкость согласных звуков? (Оттого, какая гласная стоит следом за этим звуком)

• Показ написания буквы (Слайд №2)

2. Подготовка пальчиков к письму
Вращение кулачков:
Раз – два - три – четыре – пять,
Будем руки разминать.

3. Повторение правила посадки в игровой форме       (Слайд №3)

- Прежде чем начать писать букву, давайте вспомним правило посадки при письме

Я тетрадочку возьму,

В уголочек положу,

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я, вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

4. Упражнение в написании буквы «б»,  слогов с буквой « б»

                   

  Написание буквы б.

РАБОТА В ПАРАХ

- Поменяйтесь тетрадями. Подчеркните самую красивую букву у соседа.

                   

  Отработка соединений  буквы б с другими буквами.

- Посмотрите на 2 строку. Какое задание предстоит выполнить?

РАБОТА В ПАРАХ

- Подчеркните самый красивый слог у соседа.


                                   
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Обведение образцов пунктирного шрифта в прописи.
• Рассмотрите 
3 строку. Авторы предлагают вам самим придумать задание и выполнить его.
• Какое задание предлагаете сделать? (Обвести слова по пунктирным линиям) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз

4. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ НОВЫХ ЗНАНИЙ  

УУД: регулятивные(осуществление учебных действий учащимися, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля),  коммуникативные(умение работать в парах), личностные (заинтересованность учащихся в правильном написании букв, слогов, слов)

а)- Прочитайте следующие слова: бобр – бобры.

-Что вы можете сказать о них?

(Одно слово обозначает один предмет, другое – много.)

- Поставьте в словах ударения.

Разделите их на слоги. Подчеркните букву безударного гласного.

б) Отработка правильного соединения.

- Прочитайте предложение: Добры бобры до бобрят. 

- Докажите, что это предложение.

- Как вы его понимаете?

- Что это за предложение?

- Для чего нам нужны такие предложения?

 - Обведите по контуру, соблюдая соединения.

- Какое задание вы  еще должны здесь выполнить?

(Обвести букву «б» с нижним соединением - овалом, а с верхним соединением - квадратом)

- Сколько букв обвели овалом, сколько квадратом?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТАЛОНУ

- Прочитайте предложение. На луг был бараны. (Дети отмечают, что в предложении ошибка. Его нужно исправить.)

- Почему необходимо исправить? (В предложении слова связаны по смыслу.)

(На доске это предложение записано. Ученик выходит к доске и исправляет. Дети делают выводы.)

- Спишите предложение, соблюдая правила оформления предложения.

(После написания – самопроверка, самоанализ.)

6. РЕФЛЕКСИЯ

УУД: Регулятивные (обобщение знаний по теме), коммуникативные (умение выражать свои мысли, делать выводы)

- Подведем итоги урока. Продолжите одно из предложений

На уроке я узнал…

На уроке мне понравилось…

На уроке я не понял…         (Слайд №4)

- Спасибо за урок! Вы – молодцы!

.