Основы социальной жизни

Богданова Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Гигиена зрения

 Глаза - орган зрения. Наши глаза защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли, солнца.

Правила бережного отношения к зрению.

1.Умываться по утрам.

2.Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часа  в день.

3 Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4 Играть на компьютере не более 15 минут.

5 Не читать лежа.

6 Не читать в транспорте.

7 Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.

8 При чтении и письме свет должен падать слева.

9 Расстояние от глаз до текста 30-35 см.

10  Постоянно употреблять в пищу растительные продукты, богатые витаминами (морковь, лук, петрушка, помидоры и т.д.).

11 Делать гимнастику для глаз.

Рекомендации   по уходу за глазами:

Не читайте в транспорте  или  когда в помещении тусклый свет.

Старайтесь в течение дня хотя бы несколько раз растереть ладошки друг о друга и приложить их к глазам. Подержать около минуты.

Избегайте слишком большого напряжения глазных мышц, делайте перерыв в работе, хотя бы просто иногда поднимайте глаза от монитора и смотрите вдаль, на потолок, или на соседнюю стену.

 На глаза, да и на общее настроение очень положительно действуют желтый, зеленый и голубой цвет. Окружайте себя спокойными цветами.

Ухаживайте за своими глазами, уделяйте им должное внимание, и они будут радовать вас здоровьем, красотой и сиянием.



Предварительный просмотр:

Виды транспортных средств

Транспортом называют то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

Виды транспорта 

  • по способу перемещения:

наземный, водный и воздушный.

Наземный транспорт:

автомобиль, автобус, поезд, трамвай, троллейбус

Воздушный транспорт:

Вертолёт, самолёт, 

Водный транспорт:

 лодка,  теплоход, баржа, корабль

Виды транспорта 

  • по назначению:

пассажирский, грузовой, специальный.

Пассажирский -перевозит пассажиров по определённым маршрутам.

Грузовой  транспорт – общего назначения и специализированный

 (снегоочистительные и снегоуборочные, поливочные машины, мусоровозы).

Специальный транспорт 

«Скорая помощь», «Пожарная », «Полиция», «Аварийная газовая служба» 

Правила поведения для пассажиров.

1.Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках - остановках. На остановке не толкайтесь, не кричите, не мешайте другим людям.

2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.

3.Войдя в транспорт, заплати за проезд кондуктору или предъяви проездной билет.

4. В транспорте веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях. В салоне автобуса не принято громко разговаривать, толкаться.

5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с детьми.

6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь своей спутнице.

7. Нельзя во время движения отвлекать водителя разговорами.



Предварительный просмотр:

Здоровое питание

Полноценное, правильное (здоровое) питание  – важнейший элемент здорового образа жизни. Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.

Полезные продукты – это те, которые приносят пользу нашему организму.

Пища должна быть питательной и полезной. Она должна содержать в себе жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.

Белки нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания. Они защищают наш организм от инфекции. Очень важно наличие белков в вашем ежедневном рационе.

Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Есть белки и в растениях, особенно много их в фасоли, чечевице, бобах, сое, гречневой крупе, орехах.

Рацион - пища, которую человек съедает в течение дня.

Жиры – источник энергии, нужны для нормального зрения, роста, развития нервной системы.

Углеводы являются основным источником энергии для организма. Больше углеводов в пище растительного происхождения, меньше в пище животного происхождения.

Какое питание можно считать здоровым?

- Разнообразное,

- Богатое овощами и  фруктами

- Регулярное

- Без спешки

«Золотые правила питания»

Запомните!

  • Главное - не переедайте.
  • Ешьте в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу.
  • Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
  • Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока СБО  в 9-м классе

10 апреля 2018г

Учитель Богданова И.Ю.

Тема урока: «ПРЕДПРИЯТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»     

Цель: формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная:

- познакомить учащихся, с предприятиями бытового обслуживания

и правилами пользования их услугами; дать представление о пользовании

предприятиями бытового обслуживания; 

-формировать умения пользоваться услугами предприятий бытового

обслуживания;

2.Коррекционно-развивающая: 

-прививать умение ориентироваться в средствах массовой информации;

3.Коррекционно-воспитательная:

-способствовать формированию потребительской культуры

- формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков

общения с незнакомыми людьми.

4.Здоровьесберегающая:

 профилактика «школьных болезней»: нарушений осанки и зрения.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ, беседа, проблемное изложение, практическая работа, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Материальное оснащение урока: компьютеры по количеству учащихся.

Дидактическое обеспечение: презентация «Предприятия бытового обслуживания», компьютерный тест «Предприятия бытового обслуживания», газета бесплатных объявлений "Все для вас", телефонный справочник, памятки «Пользования предприятиями бытового обслуживания»

Термины и понятия: химчистка, прокат, ателье, клиент, услуга, квитанция, парикмахерская

Вид деятельности учащихся:      познавательная, практическая.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент:

-психологический настрой,

-Физкультминутка.

Левое плечо вверх – вниз.

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Руки вверх – 2 раза;

Руки вниз – 2 раза;

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

2. Целеполагание:

-ситуационные вопросы;

-выведение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала.

Рассматриваемые вопросы:

-просмотр презентации и заполнение таблицы,

-физминутка на формировании осанки

-работа с наглядным материалом.

4. Закрепление знаний учащихся:

-компьютерный тест,

-физминутка для сохранения зрения,          

-решение ситуационных задач.

5. Подведение итогов урока учителем.

6. Рефлексия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

урока

Организация этапа

(оборудование)

Основное содержание этапа

Деятельность

 учителя

Деятельность

 учеников

1

Организационный момент.

Физминутка

Проведение физминутки с показом упражнений.

Слушают, повторяют движения вслед за учителем.

2

Целеполага

ние, плани рование деятельнос

ти на уроке.

Ситуационные вопросы.

Фронтальная беседа:

- проблемные вопросы,

- корректировка ответа учащихся,

- объявление темы урока и цели.

Ответы на вопросы

Выведение темы урока и целей

Построение алгоритма работы на доске.

3

Планирова

ние работы учащихся

Ознакомление с контрольным листом.

Объяснение этапов работы.

Знакомятся с контрольным листом

4

Изложение нового материала.

Просмотр презентации.

Заполнение таблицы «Предприятия бытового обслуживания»

Контролирует, объясняет, помогает

Просматривают презентацию, заполняют таблицу

Физминутка  на формировании осанки 

Объясняет, показывает.

Слушают, повторяют движения вслед за учителем, отвечают на вопросы.

Изучение памятки.

Контролирует, объясняет, помогает

Изучают памятку.

Задают друг другу вопросы

5

Закрепле

ние знаний.

Компьютерный тест.

Контролирует, объясняет, помогает

Выполнение теста

Физминутка для сохранения зрения.

Слушают, повторяют движения вслед за учителем.

Практическая работа: заполнение таблицы «Виды услуг»

работа со справочным материалом.

Объяснительная беседа при выполнении задания.

Наблюдение за ходом выполнения, корректировка действий учащихся.

Подведение итогов практической работы.

Выполнение практической работы.

Решение ситуационных задач. 

Задает ситуационные задачи

Работа в парах:

-обсуждают, отвечают на вопросы

6

Итог урока.

Фронтальная беседа.

Самооценка, взаимооценка.

7

Рефлексия

Рефлексивный экран.

Вывешивает на доске рефлексивный экран

Ответы на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок социально-бытовой ориентировки (9 класс) Подготовила: Богданова Ирина Юрьевна, учитель СБО 1917-1918 учебный год

Слайд 2

Предприятия бытового обслуживания.

Слайд 3

Предприятия бытового обслуживания Предприятия, которые помогают обустроить наш быт- это прачечные, химчистки, ателье по пошиву одежды и ремонту обуви, часов и бытовой техники и так далее…

Слайд 4

Обслуживание – предоставление услуг, создание условий, облегчающих людям трудовую деятельность, передвижение, отдых, приготовление и принятие пищи, выполнение домашних работ и другие жизненные функции, процедуры.

Слайд 5

Ателье по пошиву и ремонту одежды Если вы хотите одеться со вкусом по моде, а так же отремонтировать одежду, сделать это вам помогут в ателье по пошиву и ремонту одежды

Слайд 6

Служба проката Предоставление чего-нибудь во временное пользование за плату, а также само пользование Перед выдачей инвентаря, бытовых приборов и так далее работники проверяют их исправность и демонстрируют их в действии На прокат выдаются самые разнообразные вещи.

Слайд 7

Мастерские по ремонту обуви Ремонт обуви Пошив обуви Покраска обуви Чистка и косметика обуви Вовремя произведенный ремонт сделает обувь более долговечной и ноской ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ВАШЕЙ ОБУВИ

Слайд 8

Парикмахерские. Салоны красоты Все виды парикмахерских услуг. Наращивание волос, ресниц,ногтей Массаж, солярий Маникюр, педикюр Косметические процедуры

Слайд 9

Химическая чистка Чистка одежды, меха, кожи, текстиля, ковров, ковровых дорожек. Крашение одежды Чистка подушек, одеял

Слайд 10

Мастерские по ремонту бытовой техники Установка, подключение и гарантийный ремонт бытовой техники. Ремонт бытовой техники

Слайд 11

Ремонт квартир. Ремонт квартир Поставка стройматериалов Проектирование и дизайн интерьеров Вызов мастера и оценка работ бесплатно

Слайд 12

Ремонт часов Ремонт часов по гарантии Ремонт часов Замена батареек Профилактический осмотр ТОЧЕН ли ход ВАШИХ ЧАСОВ

Слайд 13

Фотоателье. Фотосалон. Моментальное фото Традиционная фотосъемка Печатание фотографий Фото на документ Копии и увеличение фота

Слайд 14

Прогресс сервиз «Чистота – это правильно» Комплексная уборка помещений Генеральная уборка квартир Мелкие ремонтные работы в квартире Мойка окон Уборка снега Услуги няни

Слайд 15

Договор Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них, принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам. Договор подписывается представителем предприятия и клиентом

Слайд 16

Потребитель, пользующийся услугами службы быта - это КЛИЕНТ – лицо, пользующееся услугами учреждения, тот кого обслуживают, посетитель, покупатель, заказчик.

Слайд 17

Проверочный тест по теме «Предприятия службы быта» для учащихся 9 класса

Слайд 18

Договор подписывается представителем предприятия и клиентом В одном экземпляре В двух экземплярах Не заключается

Слайд 19

При получении вещи из химчистки вы заметили, что пятна не были выведены Получите эту вещь без замечаний Потребуете выплатить стоимость этой вещи Отправите вещь обратно на чистку

Слайд 20

Выплатить двукратную стоимость сапог Так как сапоги были старые предложил выбрать другие Сказал, что это не его вина так как сапоги были старые они порвались при ремонте Гражданка сдала в мастерскую сапоги, для замены молнии, но сапоги потеряли. Мастер предложил

Слайд 21

Широкая информация о каких либо услугах. Рекламация Реклама Реквиация

Слайд 22

В больнице - пациент, в транспорте – пассажир, в парикмахерской - Зритель Посетитель Клиент

Слайд 23

Рекламация Заказ Заявка Предложение потребителя изготовить, ему продукцию, оказать услугу

Слайд 24

Ты просто молодчина !



Предварительный просмотр:

                                                                                                             

ГКОУ РО Ростовская школа-интернат №42

Предметная неделя старших классов

Познавательно-исследовательский проект

«Утюжка изделий из различных тканей»

Подготовили: учителя СБО

высшей квалификационной категории

                    Богданова И.Ю. и Богданова  О.К.      

                                                 

2020-2021 учебный год

Открытый урок СБО в 6а классе

15 октября 2020

Цель: ознакомление с видами тканей, отработка навыков глажения  белья из различных видов ткани

Задачи:

-обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани,  их происхождении;

-   закрепить знания о частях утюга, их назначении;

- учить распознавать условные обозначения, знать приспособления для утюжки белья.

-активизировать речь, расширять словарный запас

- коррекция познавательной деятельности на основе практических упражнений.

- формирование у учащихся понимания необходимости содержания одежды в чистоте и порядке.

Вид проекта:  познавательно –исследовательский

Состав участников:  класс.

Срок реализации:  краткосрочный.

Ход  проекта:

  1. История возникновения ткани и её предназначение.

  - Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению учёных, ещё в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Древние люди также, сплетая волокна шерсти животных, конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной. Слайды 1-2

    Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани. Повышается её качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около V в. до н.э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткани. В закреплённые на раме нити ткач  при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоёмкой и занимала большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым.  Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем  ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное бельё, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.  Слайд 3

II. Познавательно-исследовательская работа с тканью (определение её вида и назначения).

    - Какая бывает ткань?  (хлопковая, трикотаж, льняная, шёлковая…)

  • Детям раздаётся образцы шерстяной ткани и нитей.

       – Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животного. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки). В определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчёсывают, прядут нити. Окрашивают, вяжут вещи. Слайды 4-5

      –  Какова на ощупь шерстяная ткань? (Плотная, толстая, пушистая, тёплая.)

  • Далее раздаются образцы хлопковой и льняной ткани.

     – Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение – хлопок. Хлопок похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчёсывают щётками. Вата – это есть специально очищенный хлопок.

  • Раздаётся детям вата.

 – Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

Слайды 6-7

     А для льняных тканей-выращивают лён. Слайды 8-9.

  • Далее детям раздаются образцы шёлка.

        – Шёлк  производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой нити, которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк – сырец. Коконы собирают. Обрабатывают паром. Вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шёлковую нить. Слайды 10-11

 – Трикотаж – это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.

      – Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Слайд 12

   

   Но люди придумали искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани.  Например, куртки, которые мы носим, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.

  • Затем  организуется  исследование ткани и  одежды детей: на ком трикотажная,  на ком хлопковая одежда ,а на ком шёлковая.  Слайды 13-14

III. Физминутка для глаз (Тренажер Базарного) Слайд 15

IV. Сообщение новой темы  «Утюжка изделий из различных тканей».

- Загадка   Слайд 17

И рубашки, и штанишки,

Гладит он для вас, детишки,

Но запомните, друзья,

Трогать вам его нельзя! (утюг)

     Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами и порядком глажения  вещей из различных тканей.

    Давайте вспомним, какие  вы знаете приспособления  для глажения белья? Ответы детей (утюг, гладильная доска, пульверизатор ) Слайд 18

  • утюг-это электроприбор, предназначенный для разглаживания мятых вещей
  • гладильная доска-это удобное приспособление для утюжки белья и одежды
  • пульверизатор-это приспособление для увлажнения белья и одежды.

Гладить– делать гладким, выравнивать горячим утюгом или специальным механизмом.

Основные элементы устройства утюга Слайд 19.

Утюг имеет ручку. За нее утюг держат во время работы. Утюжат изделия подошвой утюга.

Температуру нагрева электрического утюга регулируют терморегулятором. 

На терморегуляторе имеются обозначения: одна точка – слабый нагрев, две точки – средний, три точки – сильный, или указаны названия тканей. Это помогает установить нужный нагрев утюга. Слайд 20

Электрические утюги бывают с пароувлажнителем для увлажнения ткани во время утюжки.

В электрическую сеть утюг включают с помощью шнура с вилкой на конце. Вилку вставляют в штепсельную розетку. У некоторых утюгов на корпусе есть сигнальная лампочка, которая зажигается при включении утюга в электрическую сеть.

Правила пользования утюгом. Слайд 21.

* Утюг поставь вертикально.

*Включить вилку в розетку сухими руками.

*Поставить терморегулятор по виду ткани.

*Приготовь воду для увлажнения ткани.

*Чтобы не испортить вещь, следует проверить нагретый утюг на изнаночной стороне изделия.

* Не оставляйте включенный утюг без присмотра.

* Закончив утюжку, вынуть вилку из розетки, вылить воду и оставить утюг до полного остывания, поставив  его на подножку.

* Убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с утюгом. Слайд 22.

  1. Перед началом работы проверить исправность шнура.
  2. Работать стоя на резиновом коврике.
  3. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.
  4. Ставить утюг на подставку.
  5. Следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура.
  6. Следить за правильной установкой указателя терморегулятора (в соответствии с видом ткани).
  7. После окончания работы утюг поставить на подставку.

    Внимание! Запрещается оставлять включенный утюг без присмотра. Это может привести к пожару.

Символы глажения одежды.  Слайд 22.

https://bolshie.ru/img-novosti/glazhka-izdeliy.jpg

Советы по глажению изделий из различных тканей Слайд 23.

- Изделия из шелка гладят сухими с изнаночной стороны или через сухую хлопчатобумажную ткань не очень горячим утюгом.

- Шерстяные вещи гладят сухими с изнанки через влажную ткань или с помощью отпаривателя горячего утюга.

-Хлопчатобумажные, льняные и полульняные ткани гладят влажными с лицевой стороны.

-Вышитые изделия гладят сначала с лицевой стороны, а потом с изнаночной, чтобы вышивка была  наиболее выпуклой.

V.Закрепление нового материала.

Назовите  части электрического  утюга?

Назовите правила пользования электроутюгом.

Какие знаете приспособления для глажения белья?

VI.Итог.

С чем познакомились на уроке?

Что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока ОСЖ  в  5а классе

Учитель Богданова И.Ю.                                                              17 ноября  2021 г

Тема урока: Место приготовления пищи. Оборудование кухни.

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о месте и условиях приготовления пищи, использовании кухонных принадлежностей, приборов, посуды.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить учащихся с кухонной посудой, кухонными принадлежностями, столовой посудой и столовыми приборами;
  • Научить правильно их называть и определять их назначение;

коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности детей.
  • Способствовать развитию речи учащихся путем введения в их активный словарь новых слов и понятий, связанных с темой урока.
  • Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

  • Способствовать формированию и развитию социально-трудовой адаптации учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ, беседа,  практическая работа, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Дидактическое обеспечение: презентация «Место приготовления пищи. Оборудование кухни», компьютерный тест «Составь слово»,  памятки «Кухня, кухонные принадлежности и оборудование»,

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Проверка готовности к уроку.

-  Как называется наш предмет?

 - Какой урок по счету?

 - Для чего изучаем предмет ОСЖ?

-Молодцы!

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

 Составьте квадраты от большого к меньшему и прочтите слово (питание),  которое поможет нам вспомнить какой раздел мы изучаем.(Слайд 2)

А

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ  УРОКА.

Тема урока: Место приготовления пищи. Оборудование кухни.

- Сегодня мы с вами поговорим о кухне и кухонном оборудовании, вспомним, что у нас есть на кухне и узнаем, что должно быть. Мы познакомимся с местом приготовления пищи, с кухонной посудой, кухонными принадлежностями, столовой посудой , столовыми приборами, бытовой техникой . Научимся правильно их называть и определять, для чего они нужны. Эти знания и умения помогут вам соблюдать условия приготовления пищи, самостоятельно пользоваться кухонной и столовой посудой, приспособлениями и оборудованием.(Слайды 3-4)

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Кухня, кухонька моя,

Больше всех люблю тебя.

И чего здесь только нет!

А что есть? Кто даст ответ?

- Что есть на каждой кухне? (посуда, мебель)

- А чего на кухне больше – мебели или посуды?

      С древних времен место, где готовилась пища, называли домашним очагом. Да и сейчас большую часть домашнего  времени  люди проводят на кухне. Поэтому это помещение должно быть удобным, красивым, чистым, т.к. в нем хранят продукты, готовят пищу, завтракают, обедают и ужинают всей семьей. (Слайд 5)

Давайте прочитаем и вклеим в тетрадь   Памятку,  с изучаемыми понятиями.

Памятка (Слайд 6-8)

 Кухня- помещение для  приготовления  пищи.

 Посуда – ёмкость, в которую наливают или накладывают пищу.

Кухонные принадлежности и приборы, посуда:

Кухонная посуда- посуда, в которой готовят пищу ( кастрюля, сковорода, чайник и т. д.).

Кухонные приборы и принадлежности – рабочие ножи, шумовка, терка, разделочные доски, прихватки, ножеточка и т. д.

Столовая посуда – посуда, из который едят и которой сервируют стол (сервизы столовые, чайные, кофейные ).

Сервиз – набор столовой, чайной посуды,  который подают на стол. В него должны входить глубокие и мелкие тарелки, блюда, супница, соусница, чайная посуда.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки, которыми мы пользуемся во время приема пищи.

Физминутка.  (Слайд 9)

    Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать) Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться) Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

 Вот пластмассовый поднос — Он посуду нам принес. (сделать большой круг).

      Есть у нас на кухне ещё незаменимые помощники, это оборудование и   бытовая техника . (Слайды 10- 11 )

    Попробуйте отгадать, что же это?(Слайды 12- 20 )

1)В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодища. (холодильник)

2) На кухне - вещь не разовая,

Электрическая, газовая –

Необходима  та и та!

Сварить еду - нужна... (плита)

3) Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и не глотает –

В тарелку отправляет. (мясорубка)

4)Что поможет без труда

Приготовить нам всегда

И обед, и завтрак, ужин?

Что для этого нам нужно? (посуда)

5) На плите стоит горячей,

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две,одна…… (кастрюля)


6) Он пыхтит ,как паровоз,

Важно кверху держит нос,

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться  (чайник)

        Любая посуда должна иметь своё место. Что для этого нужно? (полки, шкафы)

- А как это одним словом называется? (мебель)

- Давайте вспомним, какая мебель ещё есть на кухне.(кухонный стол, стулья…)  (Слайды 21- 22 )

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

      Опрос: что такое кухонная посуда, столовая посуда?  Назовите оборудование кухни ,которое вы запомнили.

6. Рефлексия. Вы сегодня молодцы! Оценка.

Д/з: Нарисовать    один из  предметов кухонного оборудования или посуды.



Предварительный просмотр:

Памятка

Кухня- помещение для  приготовления  пищи.

 Посуда – ёмкость, в которую наливают или накладывают пищу.

Кухонные принадлежности и приборы, посуда:

Кухонная посуда- посуда, в которой готовят пищу ( кастрюля, сковорода, чайник и т. д.).

Кухонные приборы и принадлежности – рабочие ножи, шумовка, терка, разделочные доски, прихватки, ножеточка и т. д.

Столовая посуда – посуда, из который едят и которой сервируют стол (сервизы столовые, чайные, кофейные ).

Сервиз – набор столовой, чайной посуды,  который подают на стол. В него должны входить глубокие и мелкие тарелки, блюда, супница, соусница, чайная посуда.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки, которыми мы пользуемся во время приема пищи.

    Памятка

Кухня- помещение для  приготовления  пищи.

 Посуда – ёмкость, в которую наливают или накладывают пищу.

Кухонные принадлежности и приборы, посуда:

Кухонная посуда- посуда, в которой готовят пищу ( кастрюля, сковорода, чайник и т. д.).

Кухонные приборы и принадлежности – рабочие ножи, шумовка, терка, разделочные доски, прихватки, ножеточка и т. д.

Столовая посуда – посуда, из который едят и которой сервируют стол (сервизы столовые, чайные, кофейные ).

Сервиз – набор столовой, чайной посуды,  который подают на стол. В него должны входить глубокие и мелкие тарелки, блюда, супница, соусница, чайная посуда.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки, которыми мы пользуемся во время приема пищи.

Памятка

Кухня- помещение для  приготовления  пищи.

 Посуда – ёмкость, в которую наливают или накладывают пищу.

Кухонные принадлежности и приборы, посуда:

Кухонная посуда- посуда, в которой готовят пищу ( кастрюля, сковорода, чайник и т. д.).

Кухонные приборы и принадлежности – рабочие ножи, шумовка, терка, разделочные доски, прихватки, ножеточка и т. д.

Столовая посуда – посуда, из который едят и которой сервируют стол (сервизы столовые, чайные, кофейные ).

Сервиз – набор столовой, чайной посуды,  который подают на стол. В него должны входить глубокие и мелкие тарелки, блюда, супница, соусница, чайная посуда.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки, которыми мы пользуемся во время приема пищи.

    Памятка

Кухня- помещение для  приготовления  пищи.

 Посуда – ёмкость, в которую наливают или накладывают пищу.

Кухонные принадлежности и приборы, посуда:

Кухонная посуда- посуда, в которой готовят пищу ( кастрюля, сковорода, чайник и т. д.).

Кухонные приборы и принадлежности – рабочие ножи, шумовка, терка, разделочные доски, прихватки, ножеточка и т. д.

Столовая посуда – посуда, из который едят и которой сервируют стол (сервизы столовые, чайные, кофейные ).

Сервиз – набор столовой, чайной посуды,  который подают на стол. В него должны входить глубокие и мелкие тарелки, блюда, супница, соусница, чайная посуда.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки, которыми мы пользуемся во время приема пищи.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОСЖ в 7а классе

2023-2024 учебный год

Учитель Богданова И.Ю

2 октября 2023

Тема: «Пришивание пуговиц».

Цель: формировать знания, умения и навыки самообслуживания; практические умения по пришиванию пуговиц, необходимые для самостоятельной жизни в современном обществе.

Задачи:

    Образовательные:

-обеспечение усвоения знаний по пришиванию пуговиц со сквозными отверстиями различными способами;

- закрепление понятий «фурнитура», «пуговицы со сквозными отверстиями», «стойка»;

-совершенствование  умений по пришиванию пуговиц со сквозными отверстиями различными способами;

- формирование навыков по выполнению специальных трудовых умений;

- выполнение правил ТБ.

     Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук и координации движений;

- развитие творческой и познавательной активности;

- привитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;

- формирование   умений оценивать результаты своего и чужого труда;

- формирование  умений давать связные и полные ответы на вопросы.

   Коррекционно-воспитательные:

-развитие интереса к творчеству, самостоятельности;

- формирование интереса и уважения к труду человека;

- подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе;

-формирование  положительной установки  на активное участие в уроке;

-воспитания усидчивости;

-умение выполнять требования на уроке;

-формирование умения слушать и слышать речь педагога и сверстников, работать в коллективе.

Оборудование: презентация «Пришивание пуговиц», пуговицы с 2-мя и 4-мя  отверстиями, лоскуты ткани, нитки, иглы, ножницы, игольницы, коллекция пуговиц.

Методы организации взаимодействия на уроке:

словесный – беседа, объяснение;

- практический –упражнение; самостоятельная работа

- словесно-практический – вводный инструктаж; текущий инструктаж

- наглядный – учебная демонстрация.

   Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальный, индивидуальный, практический, системно-деятельностный подход. Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий, самостоятельная работа, самоконтроль, использование алгоритмов и образцов, самооценка деятельности.

Ход урока:

1.Организационный момент:

     Приветствие.

2. Повторение.

- Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, какие инструменты нам понадобятся на сегодняшнем уроке. Слайд  2

1) Птичка – невеличка

   Носик стальной

   Хвостик льняной. (Игла)

2) Два конца,

    Два кольца,

    Посередине гвоздик. (Ножницы)

3) Одна подружка

    Пролезла другой в ушко. (Иголка с ниткой)

3. Сообщение темы урока.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам сегодня нужны: игла, ножницы, нитки, наперсток? (Чтобы ремонтировать одежду.)

 Сегодня мы познакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета. А о каком предмете пойдёт речь, вы сможете догадаться, когда отгадаете загадку:

Пришивают её к платью,

И к рубахе, и к пальто.

Без неё твоей одежде

Будет очень нелегко. (Пуговица)

  - Конечно, это пуговица. Вот она красавица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница (показ  пуговицы). О ней и пойдёт у нас сегодня разговор. Слайд 3

- Кто уже догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Правильно, мы будем работать с пуговицами.

- Чему мы должны научиться? (Мы должны научиться пришивать пуговицы).

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с пу-говицей Слайд 3:

 Пуговица – застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

- Посмотрите, какие они бывают разные . Слайд 4

- Как вы думаете, для чего нужны пуговицы?

- Послушайте  необычайно занимательную историю пуговицы: Слайд  5

История пуговицы началась семьсот лет назад. В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса.  Слайд  5

Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Слайд  6

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева, на которые набрасывали петлю.

На Руси наиболее распространёнными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлинённой формы с круглой петлёй. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и модной вещью. Слайд 7

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать». Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала чёрная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. Слайд 8

Пётр 1 приказывал  пришивать пуговицы  на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки. Слайд 9

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – кость, дерево, стекло, металл и т. д.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застёгивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами. Слайд 10

Физминутка   Слайд 11

(дети выходят из-за парт и делают упражнения  под стихотворение ).

Пуговка, ты пуговка,

Маленькие ножки.(дети  приседают  и встают)

Захотела убежать

По прямой дорожке.(бег на месте)

Мы тебя сейчас поймаем ( руки поднимают вверх)

И на место пришиваем. (хлопают в ладоши)

4.Практическая работа 

- Сейчас мы будем  учиться пришивать пуговицы. Пуговицы пришивают как вручную, так и на швейных машинах. Пришивание пуговиц кажется весьма лёгким делом, не требующим специального усилия, знаний, но всё-таки очень часто можно видеть, как искривилась или присборилась линия застёжки именно из-за неправильно пришитых пуговиц. Надо знать правила пришивания пуговиц, которые вырабатывались веками.

«Правила пришивания пуговиц» Слайд 12-13

1 этап

- Возьмём в руки лоскут ткани.

- Отметьте место пришивания пуговицы : карандашом поставьте точку.

2 этап

- Отмерьте нужное количество ниток.

- Как мы это сделаем?

- Длину рабочей нитки для шитья можно определить по руке (демонстрация отмеривания нитки).

- Почему именно такое количество ниток нужно? (чтобы не повредить сосе-да)

3 этап

- Вдеть нитку в ушко иголки и завязать узелок.

- Возьмём нитку в правую руку, а иголку в левую, вденем кончик нитки в ушко и соединим два кончика нитки. Узелок делают на указательном пальце: 2-3 оборота закручивают большим и указательным пальцем, снимают осторожно с пальца и затягивают. Отложим иглу.

4 этап

- С лицевой стороны ткани приложить пуговицу с двумя отверстиями.

- Где находится у ткани лицевая сторона? (Там, где рисунок ярче)

- Где находится у ткани изнаночная сторона? (Там, где рисунок бледнее или там, где будем оставлять узелки)

- Сначала проденем иголку в ткань, чтоб узелочек остался на изнаночной стороне, затем в первое отверстие в пуговице.

- Продеть иглу во второе отверстие в пуговице и продеть в ткань.

- Повторите несколько раз. Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 2-3 стежками.

5 этап

- Остановиться на изнаночной стороне, продеть нитку под стежками, но не до конца, чтоб осталась петелька, и затем продеть в петельку. Обрезать нитку.

- Ребята, какие инструменты и оборудование вам понадобятся, чтобы при-шить пуговицу? (Кусочек ткани, пуговицы, игольница, ножницы и игла для шитья)

- Какие особо опасные предметы есть в этом списке? (Игла и ножницы)

- Давайте с вами прочитаем правила техники безопасности. Слайд 14-16

Правила  техники безопасности:

Игла:

Никогда не оставляйте иглу без нитки!

Втыкайте иглу в игольник или катушку!

Не берите иглу в рот, не играйте с ней!

Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!

Если игла сломалась, отдайте её взрослым!

До и после работы проверьте количество игл!

Ножницы:

Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Ножницы кладите кольцом к себе.

Не оставляйте ножницы в раскрытом виде.

Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд.

Следите за движением и положением лезвий во время работы.

Не играйте с ножницами, используйте только для работы.

- Какой вывод мы сделаем их этих правил? (Все эти правила нужно не только знать, но и выполнять во время работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности)

- Перед работой давайте разомкнём свои пальчики, так как шить мы будем нашими ручками. Давайте проведём пальчиковую гимнастику о пуговках :

Пальчиковая гимнастика Слайд 17

С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки)

И в коробку собираю. (Собираем в ладошку)

Поиграю я немного.

Пуговицы я кручу, (Крути кистями рук)

И портным я стать хочу. (Шьём иголочкой)

Раз, два, три, четыре, пять –

Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши)

 

    А теперь можно приступить к пришиванию пуговицы: 

- Пуговицы пришивают со сквозными отверстиями и с ушком. От этого зависит способ пришивания пуговицы. Пришивают пуговицы вдвое сложенной нитью. Слайд 18

- Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают к одежде катушечными нитками, под цвет пуговицы: с 2-мя отверстиями – 4-5 стежков, с 4-мя отверстиями, в каждую пару отверстий. Слайд 19

5. Итог занятия

- Итак, что нового вы узнали для себя? (Узнали историю появления пуговицы, потренировались в пришивании пуговиц)

    Молодцы,  ребята. Я надеюсь, что у вашей одежды всегда будут пришиты  пуговицы пришиты .Слайд 20

 Наше занятие окончено. До свидания!