Главные вкладки

    Отчет по самообразованию

    Ольга Владимировна Кулакова

    Отчет по самообразованию

    Тема: Наглядное моделирование и изографический метод –

    как средство формирования связной речи дошкольников»

     

    «Учить ребенка рассказывать и пересказывать –

    это значит формировать его связную речь»

    Е.И. Тихеева

     

    Актуальность темы.

    Развитие речи – одна их актуальных проблем в нашем обществе. За последнее время наблюдается  рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не из-за увеличения нарушений перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности. А за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, снижающего уровня бытовой культуры, агрессивно – примитивной речи, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

    Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

    Несмотря на достаточную степень изученности проблемы связной речи дошкольников, на большое количество разных методик, предлагаю  рассмотреть систему пошагового использования разных видов моделей с постепенным усложнением, которую я использовала в своей работе по формированию у детей дошкольного возраста монологической речи.

    Именно система работы, и последовательное применение разных видов моделей (от самой простой модели к более сложной) помогли мне научить детей связно и полно излагать свои мысли, легко строить свои предложения, без труда пересказывать художественное произведение.

    Рассмотрим более подробно восемь видов моделей.

    1) Модель сериационного ряда. Очень эффективна на первом этапе работы. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.  Например, чтобы разыграть сказку «Репка» нужен желтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми мы обсуждали кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эту часть работы дети успешно освоили, я предлагала детям самостоятельно раскладывать заместители в нужном порядке. С помощью такого моделирования дети научились последовательному пересказу сказки, и умению работать с предметами – заместителями.

    2) Позже, после овладения детьми сериационным рядом, я использовала двигательное  моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: я рассказываю сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам я готовила круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначал конкретный персонаж. Например, к сказке «Лиса, Заяц и Петух» нужны разноцветные  кружки. Белый круг - заяц, серый  - собака, коричневый - медведь,  красный - петух. 

    В некоторых сказках я сочетала два вида моделирования: двигательное и сериациионный ряд.  В этом случае дети сначала вспоминали сказку и решали, какому медведю, какой круг подходит. Затем я рассказывала сказку, а дети показывали на соответствующий круг и выполняли с ним простые действия.

    При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения. Поэтому до начала занятия мы обсуждали, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могли использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке "Теремок"), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными (например, Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым).

    Детям я  помогала  не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что помогало им анализировать основные события и связь между ними. Теперь дети делали не то, что им хотелось в данный момент, а то, что нужно для решения задачи -показать основные действия и события сказки.

    Например, сказка "Снегурушка и лиса". После прочтения слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, Саша (ребенок) выкладывает кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, а я  зарисовываю эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовывала следующие эпизоды. Каждая схема делалась мною после того, как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Потом детям предлагала по этим рисункам рассказать сказку. Если дети путались в  последовательности  рисунков, то лишние я прикрывала листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому они должны рассказывать в данный момент.

    Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

    Постепенно дети научились соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появилась возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, то есть в работу включается воображение. Постепенно воспитанники усвоили значения символов. Стало возможным использование следующего вида моделирования.

    3) При обучении детей составлению текста – описания, я использовала метод графического моделирования или пиктограммы. Обучение описанию предметов я проводила с использованием картинного плана, который позволяет систематизировать полученные в ходе обследования предмета знания, спланировать высказывание.

     Картинный план - это несколько карточек, изготовленных из бумаги для акварели или черчения размером 20*13 см. На каждой карточке изображен символ, являющийся заместителем качественных характеристик объекта-описания. Изображение символа наносится на карточку черным маркером. Оно может быть контурным или силуэтным.

    Прежде чем начать обучение детей составлению рассказа-описания с помощью картинного плана, я провела предварительную работу: объясняла значение символов. Затем начала работу с непосредственным использованием картинного плана. Детям демонстрировала составленный мною план, дала образец рассказа, и они составляли свой рассказ. На первых порах при составлении рассказов предлагала карточку с изображением предмета передвигать от пункта к пункту картинного плана. Это дало возможность детям проследить за предложенной карточкой и соотнести ее с картинным планом.

    Постепенно дети усвоили значение символов. Стало возможным использование следующих приемов:

    -я описывала предмет, дети раскладывали опорные картинки, составляли рассказ;

    -дети самостоятельно раскладывали карточки плана и составляли рассказ;

    - предлагала детям полоски бумаги, которые были  расчерчены  на квадраты;

    - с помощью трафарета дети заполняли пустые ячейки символами и составляли рассказ.

    Индивидуальную работу по закреплению умения составлять рассказ-описание я провожу в речевых уголках, где использую картинный план меньшего размера.

    Метод графического моделирования я использую и при составлении небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику.

    В качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

    Постепенно, овладевая умением составлять рассказ-описание с помощью моделирования (пиктограммы и графического изображения), дети научились планировать свою речь. Далее я перешла к более сложному виду моделирования – иллюстративное панно

    4) При обучении детей пересказу, я использовала в работе опору – иллюстративное панно.  Например, пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке К.Д. Ушинского. В центре фланелеграфа я прикрепила картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду последовательно выставлялись картинки с изображением птиц, зверей, рыб, взрослых, детей. Так перед глазами детей  появился  наглядный план пересказа. Еще один пример. Пересказ сказки «Как собака друга искала» в обработке С. Фетисова. Главный персонаж – Собака (прикрепляла картинку в центре фланелеграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца (появляется картинка с изображением зайца – первая в ряду) Ночью мимо них пробежала мышка (ставила картинку с изображением мыши под зайцем).  Собака услышала, залаяла, заяц испугавшись, что может прийти волк, убежал. Собака решила подружиться с волком - уж он-то, наверное, никого не боится (ставили картинку с изображением волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (под волком прикрепляли лягушку), собака опять залаяла. Волк подумал, сто может прийти медведь (появляется картинка с изображением волка), испугался и ушел. Собака позвала медведя, но тот и дня с собакой не провёл: появился уж (прикрепляли его изображение под медведем), и медведь решил, что вслед за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (прикрепляли изображение человека). В конце сказки, собака наконец встречает верного друга - человека, который - уж точно! - никого не боится.

    Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видели всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они основное внимание концентрировали на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывали. Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д.Ушинского).

    Само содержание сказки четко делился на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что - во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам. Вверху фланелеграфа мы вместе с детьми  прикрепляли картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа - мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляли картинки с изображением самой репы, под медведем - её ботву). Поспела пшеница - мужик взял себе вершки, а Миша - корешки (рядом с репой прикрепляли картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изображение тонких корней колоса пшеницы).

    С помощью этого вида моделирования дети научились  более точно воспроизводить последовательность событий.

    На последующих занятиях иллюстративные панно я заменила  моделированием  сюжета произведения с помощью условных схем.

    5) Условные схемы помогли детям научиться составлять план пересказа. На более поздних этапах мы с детьми использовали простые схемы-рисунки, которые они составляли сами. Так, при пересказе рассказов К.Д.Ушинского «Гуси», «Петушок с семьёй» они сами зарисовывали простые схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гусей.

    Наглядность (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы) я  использовала не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.

    С помощью этого вида моделирования дети научились самостоятельно составлять план рассказа по сюжетной картине, из личного опыта; замещать предметные и сюжетные картинки с помощью условных обозначений.

    6) Следующий вид моделирования я позаимствовала из методики Т.А. Ткаченко – это схематические картинки или опорное моделирование.

    Опорное моделирование – это схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Например,  рассказ «Грустная история».

    Опорные картинки: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.

    Или рассказ «Как Колобок свою сестру догонял».

    Картинки – символы: Колобок, Луна, Конь-огонь, Машина – Скорые шины, Тепловоз - Сто колес, Самолет – Быстролет,  Ракета.

    Данный вид моделирования способствует развитию умений детей удерживать в памяти план рассказа, тем самым, сделать его более полным точным и непрерывным. Далее я перешла к следующему виду моделирования, к более сложному.

    7) В качестве наглядной схемы (по методике В.П. Глухова) использовала блоки – квадраты (или рамочки). Размещала на доске изображающие отдельные фрагменты рассказа. Моделируя сюжетное содержание рассказа М. Горького «Воробьишко», мы вместе с детьми последовательно заполняли блоки – квадраты условными силуэтными черно-белыми изображениями персонажей и значимых объектов. После чтения и разбора текста дети сами выбирали нужные силуэтные изображения и размещали их в блоках – квадратах. По составленной схеме дети пересказывали текст по частям или полностью.

    Еще пример, по сказке Сутеева «Палочка – выручалочка». Я размещала на доске блоки – квадраты соответственно отдельным фрагментам текста. На наборном полотне располагала картинки с силуэтными изображениями персонажей и отдельных предметов. Читала первую часть текста и задавала детям вопросы, которые помогали выбрать картинки в первый блок.

    После того, как я провела предварительную работу по осмыслению текста, зачитывала первую часть сказки.

    Вопросы к этой части, чтобы не было утомительно детям, чередовала с  фрагментами сказки.

    Аналогично мы заполняли остальные блоки.

    Второе занятие начинала с чтения текста с установкой на самостоятельное составление наглядной схемы и пересказ. 

    Главное, в этом виде моделирования, научить детей умению продумывать основную последовательность действий сказки или истории, чтобы создать законченное произведение, а не просто фантазировать. При затруднениях я использовала вспомогательные вопросы. Применение условной наглядной схемы позволило мне варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа. С помощью этого вида моделирования у детей развивается умение понимать и рассказывать сказки (рассказы) с помощью условных объектов, закрепляется  умение  связно и последовательно составлять рассказ, соблюдать логику; развивается мышление, воображение.

    8) Следующий вид моделирования - мнемодорожки и мнемотаблицы  я позаимствовала из методики Т. В. Большевой.

    Мнемодорожка – это выложенная в ряд закодированная информация по сказке или рассказу. А мнемотаблица – это схема, которая состоит из девяти клеточек. В каждой клеточке нарисована закодированная картинка, которую детям надо раскодировать.

    Рассмотрим последовательность работы с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь». Сначала я читала детям сказку, затем мы вместе с детьми  разбирали таблицу (что на ней изображено). Затем осуществляли перекодирование информации, т.е. преобразовывали абстрактные символы в образы. После перекодирования дети самостоятельно осуществляли пересказ сказки.

    Таким образом, последовательное (с усложнением) применение разных видов моделей способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, и конечно формирует у детей связную монологическую речь. 

     

    Работу по формированию монологической речи через моделирование проводила в тесной связи с родителями. Анкетирование «Удовлетворенность родителей формами работы по монологической речи» показали, что  – 95% родителей удовлетворены образовательной деятельностью по речевому развитию детей. Использовала разные приемы работы с родителями. Проводила практические консультации, на которых объясняла и показывала, как составить правильно модель для заучивания стихотворения, для пересказа или описания. Сделала подбор наглядно - практических пособий по развитию связной речи   для индивидуальной работы с детьми, в процессе  которой  родители вместе с детьми закрепляют полученные навыки составления рассказов – описаний по схеме – плану.

    В «речевом уголке» группы постоянно действует книжка-ширма «Составляем рассказ по серии картинок».

    Такая работа с родителями  способствует увеличению доли родителей, вовлеченных в продуктивную деятельность. Творчество родителей я всегда поддерживала.

     

    Подготовила и представила воспитателям нашего образовательного учреждения проект «Использование моделирования по формированию связной речи в совместной и самостоятельной деятельности». Составила структуру проведения данного проекта. Эти материалы были рекомендованы для практического применения педагогами и представлены на сайте нашего ДОУ.

    Перспектива

    - Продолжить работу по применению наглядного маделирования в формировании связной речи дошкольников.

    - Приступить к изучению и внедрению новой темы: «Формирования основ духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

    1. Изучить программу

    - концепция: цели и задачи

    - основные направления

    - АФОД  (активные формы обучения детей)

    - составить план работы с детьми и родителями на 2016-2017 учебный год

    - подвести итог работы за год, сделать выводы.