Открытый урок в 7 классе на тему "Русский язык как развивающееся явление"

Лотц Татьяна Борисовна

Урок проходит в форме диспута. В начале урока предложены вопросы анкеты, одним из которых является ключевой вопрос: "Можем ли мы как-то повлиять на лингвистическую ситуацию?"   Урок сопровождается наглядной презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Русский язык как развивающееся явление.

Подтема урока: Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?

Тип урока: урок-диспут в 7-ом классе

Цель: способствовать выявлению современных путей развития русского языка.

Задачи:

- дать учащимся представление о позитивных и  негативных явлениях в современном русском языке;

- развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения;

- прививать культуру ведения диалога.

Предварительная подготовка:

  1. Перед уроком-диспутом проводится анкетирование учащихся (вопросы анкетирования – Презентация – слайд №3). 
  2. Группа «аналитиков» из числа учащихся класса, проявивших особую заинтересованность в проведении данного урока, обрабатывает анкеты и в зависимости от результатов делит учащихся класса на две команды, мнение которых ассоциируется с условными девизами:

- «Да, язык гибнет!»

- «Нет, язык развивается!»

3) Каждой команде дается задание – подготовить аргументы, подтверждающие правильность ее позиции.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Перед вами поставлена сложная задача - убедительно доказать правомерность одной из позиций – «русский язык гибнет» или «язык развивается». Почему мы с вами об этом говорим? Дело в том, что в последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе – вымирании русского языка, а некоторые, напротив, считают, что с нашим языком ничего страшного не происходит, он живет по своим законам.

 Этому вопросу уделяет большое внимание и наше государство. Так, в 2005-ом году был принят Федеральный закон  «О государственном языке Российской Федерации», а 2007-ой год был объявлен Президентом РФ Годом русского языка (21 февраля по всей стране прошел День русского языка). Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 года  «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011 – 2015 годы»  ставит своей основной целью поддержку, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников за рубежом.

Итак, пришло время обозначить тему нашего диспута.

(Слайд №1 – Тема диспута)

 Она звучит так: «Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?»

(Слайд №2 – Цель диспута)

Цель диспута – выявление современных путей развития русского языка.

Я предоставляю слово членам аналитической группы.

(Слайд №3 – Вопросы анкеты)

Аналитик: Накануне диспута всем его участникам была предложена анкета (вопросы выведены на экран). По результатам анкетирования выяснилось:62% учащихся класса считают, что язык «гибнет». Этих ребят я попрошу занять места, приготовленные для первой команды, которая будет называться «Да». А 38% опрошенных уверены, что язык не гибнет, а развивается по своим собственным законам. Этих ребят я попрошу занять места, приготовленные для второй команды, которая будет называться «Нет». И теперь нам предстоит выслушать полярные точки зрения двух дискутирующих сторон.

Учитель: Я предлагаю выслушать мнение команды «Да».

Члены команды «Да». Да, мы считаем, что русский язык «гибнет». Давайте в этом убедимся.

(Слайд №4 – Засорение устной и письменной речи американизмами)

1 учащийся: Мы предлагаем обратить внимание на такой факт, как засорение устной и письменной речи различного рода американизмами, которые все шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей: "ток-шоу", "хит-парады", "прайс-листы" и "супермаркеты", а также "спикеры", "саммиты", "имиджмейкеры" и тому подобные выражения мы слышим сегодня буквально на каждом шагу. Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики (например, "Айс-Фили", "Иванушки-Интернешнл" и тому подобное). Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в рекламных объявлениях, и в сообщениях СМИ. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в подсознание граждан России, привнося в него элементы чуждой им культуры другой страны.

К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, так как его опасность как информационной угрозы еще должным образом не воспринимается. А напрасно! Эта опасность вполне реальна, и она нарастает.

(Слайд №5 – Криминализация русской речи)

2 учащийся: Еще одна угроза для русского языка в современной России состоит в том, что он все больше насыщается жаргонными выражениями, характерными для представителей криминального мира. Все эти "наезды", "разборки" и тому подобные выражения часто используются сегодня не только российской молодёжью, но также и людьми старшего поколения. Нередко мы слышим их и в публичных выступлениях отдельных наших политиков.

И уж совсем недопустимым представляется употребление нецензурных выражений, которое в последнее время стало модным у российской молодёжи (причем делают это не только юноши, но и девушки, которые, видимо, считают это своеобразным шиком и признаком своей раскованности).

(Слайд №6 -  Распространение употребления нецензурных выражений)

3 учащийся: Ещё один факт в пользу «да»: сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Это явление приняло массовый характер после известного революционного переворота, когда силы тьмы, захватывая сферу влияния на русский народ, добились искажения путей развития русской души. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Причиной сквернословия уже не служат раздражение, гнев; скверные слова стали частью обыденной речи, ими «перекидываются» даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта общения между людьми. Употребляющий брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путем. Он уподобляется чудовищу, когда перед словом "мать" ставит понятие только о блуде и издевается, будучи сам рожден и взлелеян матерью. А ведь именно она, мать, Святая Святых…

(Слайд №7- Святая Святых…)

 (Слайд № 8– Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях)

 4 учащийся: Еще можно проследить частотные ошибки в СМИ, рекламе, объявлениях, а ведь эти источники сообщения, по нашему мнению, должны являться образцом для населения.

(Слайд №9 – Блеск! Мрак! Жуть!..)

    5 учащийся: А сейчас мы предлагаем просмотреть небольшой фрагмент из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», который «демонстрирует» лексикон ограниченного человека.

(Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин, муж Эллочки)

Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.

Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.

Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья?

Эллочка: Хо-хо.

Щукин: Нет, в самом деле?

Эллочка: Блеск!

Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь?

Эллочка: Ого!..

Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что?

Эллочка: Хамишь, парниша!

Щукин: Давай поговорим серьезно! Я получаю 200 рублей…

Эллочка: Мрак!

Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею…

Эллочка: Жуть!

Щукин: Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.

Эллочка: Хо-хо!

Щукин: Мы не сходимся характерами.

Эллочка: Шутите!

 Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон?

 Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.

Эллочка: Красота!..

(Слайд №10- Общение в сети Интернет)

  6 учащийся:  Хотим обратить ваше внимание еще на один факт: общение в сети Интернет, без которого не мыслима современная жизнь, сводит «к примитиву» коммуникативную функцию языка. Практически отсутствуют знаки препинания, происходит сокращение слов и выражений, они заменяются символами и значками.

Члены команды «Да». Мы считаем, что приведенные нами аргументы убедили всех присутствующих в правоте наших суждений, а ситуация, описанная И.Ильфом и Е.Петровым, относилась к первой половине XX столетия, но и сейчас, в XXI веке, таких Эллочек очень много, им живется комфортно, и легко и для этого не надо прилагать усилий и повышать свою лингвистическую грамотность.

Учитель: Спасибо команде «Да», мы внимательно выслушали ваше выступление, действительно, прозвучавшие аргументы были убедительны. Но пришло время выступить вашим оппонентам. И я предоставляю слово команде «Нет».

Члены команды «Нет». С рядом аргументов, предоставленных командой «Да», мы согласны, но в то же время считаем, что положение не катастрофическое, и хотим привести свои доводы.

(Слайд №11 – Заимствованные слова необходимы)

1 учащийся: Так, по поводу иноязычных слов мы думаем, что есть некоторые стороны нашей жизни, например, работа на компьютере, где невозможно не использовать заимствованные слова, так как именно они, а не наши, русские, обслуживают эту сферу деятельности. Примером могут служить слова: «джойстик, монитор, винчестер, гаджет».

2 учащийся: Что касается жаргонизмов, наша команда считает, что они тоже имеют право на жизнь, так как помогают более точно, ярко, эмоционально и коротко, доходчиво выразить мысль. Жаргонизмы употребляются в художественной литературе как средство для создания образов. Примерами могут служить произведения Л.Н. Толстого, В.М. Шукшина, Д.А.  Гранина.

3 учащийся: Для нас, как и для всех образованных людей, непререкаем авторитет  классиков русской литературы. Например, Н.В. Гоголь, размышляя о языке, назвал его «живым как жизнь». Мы решили продолжить эту мысль и совместными усилиями создали творческую работу «Русский язык как живой организм».         

(Слайды №12, 13 – Творческая работа «Русский язык как живой организм»)

        4 учащийся: Еще мы хотим обратить внимание на позитивные процессы, происходящие в современном русском языке. Предлагаем их проследить на слайде.

(Слайд №14 – Позитивные процессы в современном русском языке)

        5 учащийся: Продолжая разговор по теме, можно отметить такой факт: во всех языках встречается такое явление, как балагурство (игра с формами слов). Балагуры как бы демонстрируют свою власть над языком. Это оригинальное языковое явление доставляет удовольствие человеку.

 (Слайд №15 – Оригинальное языковое явление)

Ярким примером может служить сказка «Про Федота стрельца, удалого молодца». Эта сказка на новый лад любима, интересна, легко запоминается.  

6 учащийся: Хотелось бы отметить и тот факт, что институт русского языка имени Виноградова Российской академии наук профессионально занимается изучением состояния языка, его историей.

(Слайд №16 – Кто в России профессионально занимается изучением

 состояния языка)

Члены команды «Нет»: Мы считаем, что приведенные нами аргументы убедили всех присутствующих в правоте наших суждений. Мы с полной уверенностью заявляем: «Русский язык проходит путь своего естественного развития».

Учитель: Ребята, сегодня мы затронули важную тему: пути развития русского языка. Отрадно отметить, что вы неравнодушны к поднятому вопросу, значит, диспут состоялся.

        Безусловно, наш язык – живой организм, в котором происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определенные рамки. Поэтому отчасти правы и команда «Да», и команда «Нет». Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверное, и мы должны развиваться вместе с ним. Как же оценить это «развитие», если вместо девушек и барышень у нас по улицам ходят «чувихи» и «герлы»? Может быть, вектор этого развития направлен в ту сторону, и язык, наш русский язык, подает нам сигналы «SOS», показывая, что с нашей душой творится что-то неладное?

        Давайте вспомним знакомое вам высказывание А.И. Куприна:

(Слайд №17 – А.И. Куприн о русском языке)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

И сейчас я прошу вас открыть дневники и записать домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему «Русский язык как развивающееся явление» с использованием материалов диспута.

А завершить наш диспут мне хотелось бы обращением к вам, присутствующим в этой аудитории:

(Слайд №18 – Обращение к участникам диспута)

Пусть каждый из нас осознает: мерило словесной этики во мне, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответствен за то, какую речь несу я миру!..

(Слайд №19 – Спасибо за внимание)

Слайд №1

Тема диспута: «Русский язык гибнет или проходит путь своего развития?»

Слайд №2

Цель диспута:  выявление современных путей развития русского языка.

Слайд №3

Вопросы анкеты:

  1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнен жаргонизмами и иноязычными словами?
  2. Используете ли вы жаргонизмы в своей речи?
  3. Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ?
  4. Обращаете ли вы внимание на ошибки на рекламных щитах, афишах, вывесках, объявлениях, в речи телеведущих? Как к этому относитесь?
  5. Можем ли мы как-то повлиять на лингвистическую ситуацию?         

Слайд №4

Засорение устной и письменной речи американизмами:

Слайд №5

Криминализация русской речи:

Слайд №6

Распространение употребления нецензурных выражений

Слайд №7

 Святая Святых…

Слайд №8

Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях:

Орфоэпические ошибки

Орфографические ошибки

Грамматические ошибки

«побАлуйте себя» (надо: побалУйте);

«изготавливаем жАлюзи» (надо: жалюзИ)

 «товар сертиВицирован» (надо: сертиФицирован); «грейпфруКт» (надо: грепфрУт); «свиННой фарш» (надо: свиНой)

«согласно графикА» (надо: согласно графикУ); «приехать С Москвы» (надо: приехать Из Москвы)

Слайд №9

Блеск! Мрак! Жуть!..

        Слайд №10

Общение в сети Интернет

Слайд №11

Заимствованные слова необходимы

Слайды №12,13

Творческая работа «Русский язык как живой организм»

Язык можно сравнить с организмом человека. Давайте докажем выдвинутый тезис.

          Мы знаем, что в организме человека функционируют разные системы и органы: нервная, кровеносная, лимфатическая. Так и в языке действуют свои лингвистические системы: фонетическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая.

        С годами организм человека претерпевает различные изменения: младенчество, детство, отрочество, становление, зрелость, старость. В развитии языка можно тоже выделить свои периоды: начальный, когда он только зарождается; становление, когда формируются его системы; развитие, когда он совершенствуется; зрелость, когда язык становится настоящим средством общения для всех людей и во всем объеме выполняет коммуникативную функцию.

        Подобно человеческому организму язык может «болеть», то есть проходить через кризисные периоды в своем развитии, тогда осуществляется поиск путей решений по выходу из создавшегося положения.

        Но у языка есть одна уникальная особенность, не свойственная человеческому организму: язык не может умереть до тех пор, пока существует народ, говорящий на этом языке.

        Человеческий организм постоянно дает почву для новых научных открытий, так же и язык служит неиссякаемым источником для исследования.

        И завершить размышления по данному вопросу хотелось бы неоспоримыми словами русского писателя Василия Белова: «Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна».

Слайд №14

Позитивные процессы в современном русском языке

Слайд №15

Оригинальное языковое явление

Слайд №16

Кто в Росси профессионально занимается изучением состояния языка

Слайд №17

А.И. Куприн о русском языке

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Слайд №18

Обращение к участникам диспута

Пусть каждый из нас осознает: мерило словесной этики во мне, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответствен за то, какую речь несу я миру!..  

Слайд №19

Спасибо за внимание