Выступления на педсоветах

Лотц Татьяна Борисовна

Мои выступления и работы для педагогических советов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете (расширенное методическое объединение классных руководителей)

      5 –ого ноября 2009-ого года

   

             В нашей школе я работаю с 1-ого сентября 1990-ого года и все эти годы являюсь классным руководителем. /Слайд/. Путеводной звездой своей работы считаю слова Л.Н.Толстого: «Всё яснее я вижу, что ключ ко всему  - в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь…»  

           В 2006-ом году я выпустила учащихся, с которыми работала с 5-ого по 11-ый класс. Т.е. все годы обучения в среднем и старшем звене. Перед вами – фрагмент Выпускного бала после вручения аттестатов. /Слайд/.

          А с 1-ого сентября 2006-ого года я вновь являюсь классным руководителем. Сегодня мои воспитанники – ученики 8 «А» класса. Их 16-ть человек: 8-мь мальчиков и 8-мь девочек. Трое учащихся влились в наш класс в этом учебном году (период их адаптации прошёл безболезненно). Ребята в классном сообществе активные, любознательные, энергичные.

        Чтобы воспитательный процесс достиг желаемых высоких результатов и отвечал современным требованиям общества, ставлю перед собой следующие цели: /Слайд/.

  • создание классного коллектива как воспитательной среды;
  • подготовка учащихся к самостоятельной жизнедеятельности;
  • воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем;
  • принятие самостоятельных решений, выражение своего мнения, развитие творческих способностей;
  • вовлечение учащихся в систему внеурочной работы и внеклассной деятельности.

              Исходя из этого, основными задачами считаю следующие: /Слайд/

  • содействие формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в классном коллективе;
  • формирование активной жизненной позиции, осуществление личностного развития школьников в процессе их взаимодействия,
  • совершенствование условий для развития потребностей в самопознании на основе нравственных ценностей,
  • воспитание чувства гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества.

              Все внеклассные мероприятия классифицируются по направлениям деятельности классного руководителя: /Слайд/

  • гражданско-патриотическое,
  • художественно-эстетическое,
  • физкультурно-оздоровительное,
  • экологическое,
  • трудовое,
  • нравственное.

              В своей воспитательной работе я использую различные методы и приемы:

  • беседы;
  • рассказы;
  • соревнования;
  • поощрения;
  • исследования;
  • тестирования;
  • анализа;
  • анкетирования;
  • ролевой игры;
  • игр-путешествий;
  • устных журналов;
  • творческих концертов.

              Результаты данной работы мы можем наблюдать: /Слайды/

  1. участие в спортивной жизни школы;
  2. зимняя военно-спортивная игра «Зарница» (Минное поле);
  3. фрагмент выступления на отчётном концерте хореографичкского отделения, которое посещают четыре девочки из класса;
  4. традиционное празднование Дня Именинника;
  5. кл. час «Путешествие в мир искусства»;
  6. фрагмент чтения стихотворения Бойковой Юлией и её младшим братом Сашей на празднике Поэзии (ежегодное участие):
  7. Осенний бал (защита костюма и приветствие);
  8. Традиционное возложение цветов 1-ого сентября к мемориалу «Никто не забыт – ничто не забыто» и участие в праздновании Дня Победы.

              Чтобы отвечать современным потребностям общества в профессионально грамотной реализации воспитательной функции, в своей работе использую следующие технологии: /Слайд/

  • технология совместного творческого воспитания (примером может служить открытый классный час «Мир моих увлечений», для проведения которого привлекались родители и младшие учащиеся);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (профилактические беседы о борьбе с вредными привычками и чертами характера, которые необходимо изменить или подавить в себе);
  • технология педагогической поддержки воспитанников для достижения более высоких нравственных образцов (участие в конкурсах чтецов, в конкурсах, в выставках детского творчества);
  • технология самоуправления (участие в днях Здоровья, совместные мероприятия с младшими школьниками);
  • технология формирования лидерских качеств (выявление лидеров, стремление формировать в себе лидерские качества).

              Воспитательный процесс организую, опираясь на следующие принципы, которые вытекают из общих принципов воспитательной работы школы: /Слайд/

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, выработка жизненной позиции;
  • принцип связи с жизнью;
  • воспитание в условиях коллектива;
  • принцип единства и целостности воспитательного процесса, который включает в себя целостность развития самой личности учащихся;
  • принцип активности и самостоятельности учащихся в сочетании с педагогическим руководством;
  • принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип индивидуализации воспитания (учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие);
  • принцип соответствия воспитательного процесса возрастным индивидуальным особенностям учащихся.

               Эти принципы позволяют воспитывать силу и ловкость. Умение преодолевать себя; помогают творчески подготовиться к праздникам и развить чувство прекрасного. Так. До первого сентября 2006-ого года мои воспитанники являлись активными участниками жизни клуба «Фантазёры» (временно не функционирует в связи с переездом руководителя).  

              Большая работа ведётся мною по вовлечения учащихся в занятия по интересам. В результате почти все учащиеся класса занимаются во второй половине дня в кружках, секциях, работающих на базе МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа №2»:

  • 5 – в спортивных секциях,
  • 2 – в художественном отделении,
  • 3 – в хореографическом отделении,
  • 2 – в кружке резьбы по дереву.

              Многие из них получают дополнительное образование в Знаменской детской школе искусств №2:

  • 1 – в вокальном отделении,
  • 2 – в театральном отделении,
  • 3 – в хореографическом отделении.

              Классный коллектив живет полноценной жизнью, принимает активное участие во всех проводимых мероприятиях различного уровня и находится в числе призеров:

              а) Областной уровень.

 II место в первенстве области по футболу среди юношей 1994-1995 г.р. (29-31.05.2007 г.) – Пученкин Владислав.

Победителем областного открытого конкурса баянистов-аккордеонистов  им.И. А. Патюткова -2008 стала Гёгчян Элла.

              б) Районный уровень.

 I место в конкурсе по ПДД «Безопасное колесо».

              в)  Уровень в/ч.

Победителем в номинации «Лучшая актёрская работа 2007 года» стал Кожухин Денис.

                  Победители Дня детской поэзии (2008г.):

1. Кожухин Денис в номинации «Самое убедительное чтение».

2. Пученкин Владислав в номинации «Самое убедительное чтение».

3. Бойкова Юлия в номинации «Самое оригинальное чтение».

                  Победители Дня детской поэзии (2007г.):

1. Бойкова Юлия – 1 место в конкурсе чтецов.

2. Лисюнина Валерия – 2 место в конкурсе чтецов.

                   Победители соревнований по настольному теннису:

1. Пученкин Владислав – 3 место (2008г.)

                                            2 место  (2007г.)  

              г) Школьный уровень.

1. Пученкин Владислав – 2 место в «Осеннем кроссе-2007».

2. Кожухин Денис – победитель Пушкинских чтений-2007   «Мастера художественного слова».

3. Гёгчян Элла – 1 место в конкурсе чтецов-2007.

                             3 место в олимпиаде по русскому языку-2007.

4. Бойкова Юлия – 1 место в конкурсе чтецов в номинации «Стихи собственного сочинения».

1 место в игре «Крестики- нолики».

1 место в конкурсе поделок «День леса- 2007».

3 место в Дне Здоровья «Я и здоровый образ жизни».

                     Одной из форм работы классного руководителя является выявление уровня воспитанности учащихся, который отслеживается в классе 4-ый год. /Слайд/. Перед вами показатели двух последних лет, где доминируют высокий и хороший уровень воспитанности.

             Уровень самоуправления в классе тоже достаточно высокий, т.к. дети – активные участники мероприятий школьного, районного, областного уровней (об этом говорилось выше).

              В своей работе классного руководителя нахожусь в постоянном и тесном сотрудничестве с психологической службой и лично с психологом школы. Так, ежегодно, по сложившейся традиции, в начале сентября провожу классный час «Эмоциональное благополучие в семье и школе» (совместно со школьным психологом), проводим тесты на внимание, память, интеллект; провожу групповую работу по диагностике качеств личности, по выявлению одаренных детей «Палитра интересов», по определению индекса групповой сплоченности. Данные исследований обрабатываются психологом и доводятся до сведения учащихся на классных часах, а для родителей – на родительских собраниях. /Слайды/.

              Много внимания уделяю вопросу преемственности в воспитании и обучении учащихся. Первый учитель моего 8 «А» класса не только постоянный гость, но и участник мероприятий, классных часов. В свою очередь ребята  являются помощниками и организаторами ряда мероприятий, конкурсов, подвижных игр для новых воспитанников своего первого учителя (ныне учащиеся 4-ого класса).

              Большое место в своей работе отвожу сотрудничеству с родителями, которое носит системный характер:

  • тематические родительские собрания:

«Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека».

«Физическое развитие школьника и здоровый образ жизни.,

«Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?».

  • заседания родительского комитета;
  • индивидуальные беседы с родителями и консультации для них;
  • посещение учащихся на дому;
  • совместные мероприятия:

«День матери»,

«Новогодние фантазии»,

«День семьи»,

«Поздравляем наших мам».

              Ежегодно составляю и анализирую социальный состав семей учащихся, делаю прогноз, разрабатываю план с учетом специфики социального состава семей (см. приложение).

              Работу по сохранению здоровья строю в соответствии с разработанной и действующей общешкольной программой «Здоровье». В связи с этим провожу беседы с привлечением школьной медицинской сестры, участкового врача-педиатра, стоматолога, учителя физической культуры:

«Профилактика инфекционных заболеваний»,

«Вредные привычки и борьба с ними»,

«Хорошие зубы – залог здорового организма»,

«Экология питания».

              Воспитанники класса – постоянные участники спортивных праздников, Дней Здоровья, акций «Спорт против наркотиков», «Я и здоровый образ жизни», осеннего спортивного марафона, лыжных гонок.

              Огромную роль в сохранении здоровья играет правильное сбалансированное питание. С этой целью веду работу по организации горячего питания. Доля учащихся, охваченных питанием, составляет 100%.

              На протяжении всех лет существования воинской части и нашей школы наблюдается тесное взаимное сотрудничество. В классе 7-мь родителей являются военнослужащими. Так, Бойкова И.С. служит санинструктором  в санчасти в/ч, она организовала экскурсию в санчасти и показала ребятам, как работает врач-стоматолог, как правильно оказать первую медицинскую помощь и многое другое. /Слайд/.  

              Таким образом, благодаря целенаправленной, эффективной, совместной работе с родителями и социумом, среди моих воспитанников нет таких, которые бы вызывали опасение как потенциальные нарушители дисциплины. Каждый член классного коллектива вносит свой посильный вклад в обще дело и удовлетворен жизнедеятельностью класса.

              В заключение своего выступления мне хотелось бы сказать, что работа классного руководителя очень трудная, кропотливая, требующая много сил, энергии, желания, трудолюбия, но тем интереснее наблюдать её конечный результат, когда у воспитанников всё получается. И мы радуемся их успехам и растём вместе с ними.

             Здоровья, удачи, творческих находок. Благодарных воспитанников всем присутствующим в этом зале!

         



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема выступления: «Из опыта работы по ходу подготовки и проведения педагогических Мастерских».

        Проведение педагогических Мастерских – очень интересный и вместе с тем трудоемкий процесс. Они направлены не только на решение образовательных задач, но и на решение воспитательных задач. Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы.

 Цель данной технологии – создать содержательные и организованные условия для личностного саморазвития учащихся.

        Основу работы составляют алгоритмы для типичных надпредметных задач. Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. (В данном случае помогают знания классного руководителя психологии ребенка, мира его увлечений и способностей. Если Мастерскую проводишь «не в своем» классе, то интересующие вопросы задаешь другому классному руководителю). Мастер создает атмосферу сотворчества в общении, работает вместе со всеми, т.е. мастер равен ученику в поиске истины.

        Технологические этапы включают:

- индукцию;

- самоконструкцию;

- социоконструкцию;

- социализацию;

- афиширование;

- разрыв;

- рефлексию.

        Результатом является развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника, овладение учащимися интеллектуальными технологиями, готовностью учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

        Далее было предложено посетить Мастерскую «А вы могли бы?» (Мастерская проводится в 11-ом классе на втором уроке  изучения творчества В.В. Маяковского). Мастерская начинается с выплеска эмоций, способствует эмоциональной разгрузке; с этой целью проводится упражнение: возьмите в руки любой предмет, нарисуйте или опишите его словами, делайте с ним, что угодно и поделитесь информацией.

        На втором этапе учитель читает стихотворение «Ночь».  В течение 5-8-ми минут делайте со стихотворением, что захотите, можно работать в парах, индивидуально, фиксируйте, что услышите. Каждая пара делится своими наработками.

        На третьем этапе учитель читает ряд стихотворений В. В. Маяковского: «Послушайте!», «Скрипка и немного нервно», «Лиличка» (эти стихотворения могут прочитать заранее подготовленные ученики). В ходе прослушивания записываются фразы и запоминающиеся слова, далее выбираются 2-3 слова и подбираются к ним рифмы (это способствует расширению словарного запаса).

        На следующем этапе предлагается написать небольшой текст на тему «Я читаю Маяковского». (На работу отводится 5-6 минут).

        В самом конце  подводится итог в форме обмена мнениями по вопросам:

  1. Чем понравилась и не понравилась Мастерская?
  2. Какой этап более интересный (трудный)?
  3. Ваши пожелания (предложения).  

 

В 5-ом классе была проведена Мастерская «В мире русских народных сказок». Являясь в данном классе классным руководителем, были привлечены и родители (помогали готовить иллюстрации, делились опытом восприятия сказок из своего детства, участвовали в заключительном этапе Мастерской).



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Критерии успешности учителя».

Тема: «Курс молодого словесника».

        В приложении к газете «Первое сентября» печатается рубрика «Курс молодого словесника», советы данной рубрики можно принять как руководство к действию, так как эти советы являются активной помощью не только начинающему педагогу, но и всем преподавателям.

         Итак, мы помним до боли знакомую фразу «Театр начинается с вешалки», а педагог продолжим мы – начинается с внешности.   На первый взгляд,  это не проблема, но если посмотреть на этот вопрос шире, то, прежде всего, наши строгие судьи – дети. И здесь можно дать такой совет: мы должны одеваться так, чтобы, с одной стороны, радовать детский взгляд гармонией своего образа, а,  с другой – быть почти невидимыми. Мы не должны отвлекать класс от сути дела, то есть от урока. А значит, наша внешность не должна затмить Петербург Достоевского или обособленные члены предложения. Это один из дидактических законов. Мы не должны раздражать детский глаз слишком яркими цветами своей одежды. Психологами доказано, что явиться в школу в ярко-красном – всё равно, что растревожить улей.  С первых уроков необходимо выдерживать дистанцию с учениками, особенно если это старшеклассники и время от времени повторять про себя беликовское «ах, как бы чего не вышло…»  

        Итак, учитель не должен выглядеть вызывающе, но и не должен быть «синим чулком», он должен быть красивым. Ну и, конечно же,… улыбайтесь!

        Следующий совет можно назвать «искусство хороших вопросов». Что же это значит? Найти тот «ключевой» вопрос, который можно передавать от одного поколения к другому.  Примером может служить тема небольшой письменной работы перед началом текстуального изучения пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» - «Сад и люди». Или вопрос «разбейте всех героев романа «Война и мир» на два лагеря. Чем же хороший вопрос отличается от плохого? Хороший вопрос заставляет думать, он провоцирует споры, оживляет урок, рождает вдохновение, а самое главное его свойство – на него нет компьютерно-однозначного ответа.  т.е. он неисчерпаем, в нём множество оттенков, поворотов мысли, а ему сейчас объявлена война.

        Следующий совет-рекомендация – «рецептурный справочник словесника».  Прежде всего, речь идёт об «опережающем задании».  Этот приём в 60-ые годы 20-ого века помог учителю Ю. А. Халфину вырастить целую школу филологов.  Суть этого задания в том, Что ученик дома готовит ответ на вопрос, который только ещё будет разбираться в классе. Составляется план, набрасываются идеи, затем компонуются в связанный рассказ с началом и концом, но записывать весь ответ не надо. Причём, каждую идею надо «заверить» текстом, так как без этого мысль считается недоказанной. Стихотворные цитаты лучше выучить наизусть, а для прозы нужны закладки.  Когда начинается урок, сначала следует спросить желающих, чтобы не гасить их желания и инициативы, а затем остальных.  Класс в это время записывает чужие мысли. Эту работу тоже нужно оценивать, взяв на проверку две-три тетради. В конце всех выступлений предлагается «отреферировать» прозвучавшие ответы, назвать главные идеи и отметить достоинства выступлений. А итог подводит учитель, делает замечания в корректной форме, чтобы не гасить дальнейшее желание работать в таком направлении.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

05.11.09.

Тема: «Создание ситуации успеха на различных этапах урока.  Методы и приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на различных этапах урока».

        Моя личная тема по самообразованию «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволяет создать ситуацию успеха: у учащегося есть возможность реализовать свои творческие способности, радоваться своим успехам, радоваться успехам других, делиться накопленным опытом, ведь сегодня мы «строим школу творчества».

        В этой связи использую различные методы и приемы, позволяющие решить данную задачу. Все вы знаете, что предмет литература развивает фантазию, дает богатую почву для размышления, отстаивания своей собственной позиции, много внимания уделяет ассоциативному мышлению, учит выразительному грамотному чтению, вдохновляет на «пробу пера», совершение хороших поступков, на стремление быть похожими на ярких положительных героев.

        Одним из приемов является «буриме», когда учащимся предлагается по четырем конечным словам строк создать четверостишие (прием позволяет выявить настроение учащихся и отработать содержательную и формальную стороны стихосложения, способы рифмовки).

        Фрагменты театрализованных миниатюр «В гостях у сказки», «Инсценируем басни И.А. Крылова» дают богатую почву для создания ситуации успеха: вовлечение большинства учащихся при распределении ролей, подборка элементов костюмов, изготовление декораций, никто при этом не остается за кадром.

        Но самым любимым моим приемом является прием «художественного видения» произведения, который заставляет и пофантазировать, и анализировать, и предложить свое личное прочтение, а затем все это проиллюстрировать. Чаще я его использую на уроках работы с лирикой после того, как стихотворение  прочитано, образный ряд озвучен и остается его «пропустить через себя» и создать «художественное видение». Я этот прием использую при работе в группах во второй половине урока чаще, когда заканчиваем  изучение темы «Родная природа поэтов XVIII,  XIX,  XX –ого веков». Именно этим я и предлагаю вам заняться сейчас. Перед вами в каждой группе лежит листок, на котором вы видите пять стихотворных зарисовок и одну прозаическую. Тема всех миниатюр одна и та же – осень. Вам предстоит выбрать ту осень, которая ближе представителям вашей группы, проиллюстрировать, опираясь на текст, и обосновать свой выбор. Ситуация успеха в том, что каждый может высказаться, предложить, что обязательно нужно художественно отобразить при иллюстрировании, вчитаться в текст, прочитать его выразительно, и, наконец, на выходе – увидеть то, что получилось.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме «Воспитание гражданина-патриота: системный подход»

Тема выступления «Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы».

        Русский язык и литература – предметы, которые позволяют воспитать и развить в детях чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей родины. Когда ребята приходят в 5-ый класс, у них уже есть представление о Родине как Отчизне, а также о своей малой родине. Они могут ответить на вопрос, почему нужно беречь свою Родину. Наша задача – продолжить работу в этом направлении. Буквально каждый первый урок русского языка в сентябре в любом классе начинается с патриотической темы о роли языка в жизни человека и общества, о бережном отношении к нему, о любви к братьям меньшим, к родной природе  и тому месту, где ты родился и вырос. В учебниках есть подборка упражнений «Отечество моё», из которых учащиеся узнают об огромным просторах Родины, о её красоте и том, что каждый уголок нуждается в любви и защите. И на уроках русского языка учащиеся получают творческое задание – проиллюстрировать уголок природы, поразмышлять над вопросом «Патриотизм – это..»  (Чтение твоческой работы Дробышевой Насти). На эту же тему размышляют учащиеся более старшего возраста (Чтение стихотворения Иванина Никиты и творческой работы Киреевой Алины). На этих примерах мы можем наблюдать изменение подхода и видения к теме размышления о чувстве патриотизма учащихся разного возраста и степения зрелости.

        На уроках литературы уже в 5-ом классе мы изучаем произведения патриотической направленности. Так, когда изучается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», мы подробно анализируем содержание текста и убеждаемся, что русские люди защищают свою родину «Уж мы пойдём ломить стеною,/Уж постоим мы головою за родину свою!..», поэт их называет «могучее лихое племя», которые сражались до конца, до полной победы: Изведал враг в тот день немало/, Что значит русский бой удалый…» И в этот момент дети размышляют, почему так важно было победить, что такое русский характер. что значит патриот своей родины. В завершении изучения данного произведения учащиеся получают творческое задание – проиллюстрировать или создать другую работу, отобразив в ней поле битвы, руссуких воинов или какой-то фрагмент из стихотворения. (Демонстрация двух творческих работ «Панорама Бородинской битвы»).

        В 6-ом классе програма предусматривает изучение сказа Н.С.Лескова «Левша», где мы приходим к выводу, что левша является настоящим патриотом своей родины. Рассуждая по этой проблеме, мы понимаем, что жизнь левши сложилась бы иначе, если бы он остался в Англии: он жил бы в почёте и имел бы всё, но он возвращается на родину и в предсмертный час просит сказать государю, чтобы ружья не чистили кирпичом, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся», то есть он думал не о себе, а о своей Родине. Завершается изучение данного произведения письменной творческой работой «Изображение русского народа-созидателя….» (Чтение отрывка из сочинения Дробышевой Насти).

        Когда мы изучаем творчество  М.В. Ломоносова и Г.Р.Державина, то всю их жизнь рассматриваем как беззаветное служение Отечеству, которые перешагнули своё время, прославили свою родину, заботясь о её преумножении, доказав, что «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». В этом году проводилась серия мероприятий, связанных с именем Г.Р.Державина и его деятельностью, отражающей жизнь и деятельность в тамбовский период. Так, ученица 11 «А» класса Киреева Алина приняла участие в литературном конкурсе «Г.Р. Державин и тамбовский край», прошла во второй тур конкурса, который состоялся 12 февраля, а сегодня Алина поехала на церемонию награждения и, как только что стало известно. заняла третье место.

        В 10-ом классе на уроках изучается большое количество произведений, формирующих активную жизненную позицию, воспитывающих чувство ответственности и любви к родине. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А.Некрасова учащиеся не просто автоматически заучивают строки:

        Поэтом можешь ты не быть,

        Но гражданином быть обязан.

        А что такое гражданин?

        Отечества достойный сын…  

        А осзнанно расуждают над вопросом. что значит быть достойным сыном Отечества. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого расширяет наши представления о настоящих патриотах, где личное героев отступает на задний план и все живут одной мыслью и подчиняются единой цели – отстоять свою родину, помочь нуждающимся людям, оказать помощь пострадавшим.

        Не остаются равнодушными учащиеся 11-ого класса при изучении лейтенантской прозы, а  также таких произведений, как «А зори здесь тихие» и «В списках не значился» Бориса Васильева,  Б. Горбатова «Непокорённые», К. Симонова «Живые и мёртвые». Эти произведения о войне помогают формировать русский национальный характер, волю к победе, учат преодолевать жизненные трудности, закалять свой характер.

        Литература тесным образом связана с историей, много тем перекрёстов  при изучении этих дисциплин можно выделить, что позволяет заниматься интеграцией данных предметов. Мы с Верой Дмитриевной проводили открытый интегрированный урок «Преданья старины глубокой», одной из целей которого являлось привитие любви к своей Родине, национальным обычаям и традициям. Данный урок вошёл в брошюру, изданную в рамках ТОИПКПРО под редакцией Черкасовой А.П. (Ссылка на брошюру).

        Любовь к своему Отечеству немыслима без любви к своей малой родине. Именно вооружившись этим положением творческая группа учителей русского языка и литературы: Гладилина Т.В., Островерхова М.А. и я разработали и апробировали программу элективного курса по литературному краеведению «Мои родные, милые места…» К 70-летию Знаменского района была проведена серия мероприятий, одним из них был творческий конкурс «За что я люблю своё родное село». В нём участвовало 10 человек. Ребята размышляли, почему им дорога малая родина, почему они гордятся своей малой родиной. Победителем в старшем звене стала Петрова Кристина, её работа опубликована в районной газете «Сельская новь» 17 августа 2011 года. (Чтение фрагмента).  В прошлом учебном году Неделя русского языка и литературы называлась «В мире духовных ценностей», все проводимые мероприятия отвечали воспитательной задаче – привитие любви к матери как человеку, подарившему жизнь, любви к ближним и, конечно же, любви к родине.

        Постепенно мы приходим к выводу: патриотизм складывается из любви к своей матери, к малой родине, к родной природе, к родному языку, к людям, которые нас окружают и, конечно же, к своей стране.

Тот, кто не любит свою страну, не найдёт достойного места в мире.  

В конце выступления читались стихотворения собственного сочинения учащихся о своей малой родине, стране (Дробышевой А., Иванина Н.. Дементьевой З. )  

         

Издавна не было ничего более ценного для людей, чем Родина. Каждый из нас неразрывно связан с той частицей земли, где он родился, живёт. Это – святое, несокрушимое. Второе имя нашей Родины – мать, и это не случайно, потому что именно она воспитывает человека на протяжении всего его существования, и, подобно матери, всегда находится рядом, является спутником нашей жизни…

        «Родина – это место, где я родился», - скажет любой ребёнок, но этого недостаточно. Дать точную формулировку этого понятия невозможно, да это и не нужно – для каждого она своя. С уверенностью могу сказать, что с годами понимание Родины меняется: становится всё шире и необъятнее. Но, согласимся, Родина – это не просто территория, а это и наши родные, близкие и просто люди, окружающие нас. А ещё это наша культура и история, неописанной красоты природа, традиции, язык, на котором мы говорим… да разве обо всём расскажешь? Но ведь самое главное – всё это беречь и любить, гордиться своей Родиной, быть преданным ей и своему народу, иначе говоря, быть патриотом своей страны.

        Любить Отечество призывают нас в своих произведениях и великие русские писатели и поэты. Достаточно вспомнить, к примеру, проникновенные строки одного из стихотворений С.А.Есенина:

        Если крикнет рать святая :

        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

        Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!..»

 или исполненные патриотизмом прозаические произведения Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Б.Васильева - все они насквозь пронизаны любовью к родной земле, к родному государству, к человеку. Своим содержанием они призывают нас, читателей, любить свою Родину.

        Те, кто не любит свою страну, тот уголок, где ты родился и вырос, на мой взгляд, являются людьми безнравственными, «чёрствыми». Ведь не любить свою Родину – значит и вовсе не уметь любить… Поэтому хочется верить, что в наших сердцах непременно найдётся уголок, в котором чувство любви к Родине будет жить вечно и с годами – расти и крепнуть!  

                                                                              Киреева Алина