КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА"
Опыт работы "Социально – эмоционально развитие детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешной социализации и формирования гармоничной личности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка –
детский сад «Жемчужинка»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ТВОРЧЕСТВО И МАСТЕРСТВО-2025»
Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»
Опыт работы
Социально – эмоционально развитие детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешной социализации и формирования гармоничной личности
Подготовил воспитатель:
Алексеенко Г. И., ВКК
Тулун, 2025 г.
В современном мире, где социальные связи и эмоциональное благополучие играют ключевую роль в жизни человека, развитие социально-эмоциональных навыков у детей становится особенно важным. Актуальность моей работы как воспитателя в этой сфере обусловлена несколькими факторами:
1. Увеличение уровня стресса и тревожности. Современные дети сталкиваются с большим количеством стрессовых факторов, включая высокие требования со стороны родителей и детского сада, а также влияние цифровых технологий.
2. Необходимость в социальном взаимодействии. В условиях глобализации и изменения социальных норм дети должны уметь эффективно взаимодействовать с окружающими.
3. Подготовка к школьному обучению. Дети, обладающие развитыми социальными навыками, легче адаптируются к новым условиям, лучше справляются с учебными задачами и устанавливают положительные отношения с одноклассниками и учителями.
4. Формирование личности. Дети, которые умеют осознавать свои чувства и понимать эмоции других, становятся более уверенными в себе, способны к саморегуляции и имеют более высокие шансы на успешную карьеру и личную жизнь в будущем.
5. Влияние на общество. Социально-эмоционально развитые дети становятся взрослыми, способными к конструктивному взаимодействию в обществе. Они меньше подвержены агрессии, лучше справляются с конфликтами и вносят позитивный вклад в сообщество, что способствует созданию более гармоничного общества.
Учитывая вышеперечисленные факторы определила цель: создание условий для всестороннего социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста через внедрение разнообразных игровых, творческих и образовательных методов, направленных на развитие навыков общения, эмоциональной грамотности, эмпатии и саморегуляции.
Для достижения данной цели наметила следующие задачи:
1. Использовать творческие методы и приемы, способствующие развитию социальных навыков и эмоциональной осознанности.
2. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду, где дети могут свободно выражать свои эмоции и чувства, учиться взаимодействовать друг с другом.
3. Взаимодействовать с родителями для формирования единого подхода по социально-эмоциональному развитию детей.
Особое внимание уделяю развивающей предметно-пространственной среде. Создала центр эмоций, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к предметной развивающей среды детского сада.
Центр эмоций, расположен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое уголка позволяет организовать деятельность по социально-эмоциональному развитию с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально.
Центр эмоций содержит:
1. Экран настроения - экран помогает детям понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
2. Эмоциональные подушки - обняв такую подушечку, ребёнок может поделиться с ней своим настроением.
3. Мешочки смеха и слёз - учат детей различать и высказывать свои позитивные или негативные эмоции.
4. Банка-кричалка - детям предлагается, если их кто-либо рассердил, взять баночку и отругать обидчика сердитыми словами, но после этого баночку обязательно закрыть крышкой, чтобы эти сердитые, злые слова не разлетелись бы по нашей группе (эти баночки помогают детям победить свою агрессию, учат управлять своими эмоциями. Направлены на развитие волевой регуляции, умение действовать по правилам).
5. Коробка-мирилка - коробка с прорезями для рук, дети, вставляя в нее руки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение – мирилку, повторяя вслед за взрослым (способствует установлению положительных контактов между детьми.
6. Дидактическое пособие «Коробочка добрых дела» - содержит игры на освоение простых приёмов саморегуляции, поведения, эмпатии, понимания других людей и оказание элементарной эмоциональной поддержки.
7. Волшебный стул - красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника, праздновавшего свой день рождения (помогает создать положительный эмоциональный настрой, понять степень значимости его в группе. Направлен на повышение самооценки).
8. Банк методических и дидактических материалов по социально-эмоциональному развитию детей старших дошкольников:
- Дидактические игры – «Кубик эмоций», лото «Мы такие разные», «Эмоции и чувства» и т.д.
- Ситуации по развитию социально-эмоциональной сферы.
Наглядно-иллюстративный материал, изображающий разные эмоциональное состояние людей.
- Игры на развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Игрушка-сюрприз», «Взаимоотношения», «Волшебный сон», «Хоровод» и т.д.
- Материалы просветительской работы с родителями по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста (консультации, буклеты, памятки, анкетирование).
Наиболее эффективными формами и методами, применяемые мной в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально – эмоциональному развитию являются следующие:
- Введение в практику «Экрана настроения», каждое утро ребенок приходит в группу, подходит к экрану, крепит свою картинку, на тот смайлик, который соответствует его настроению
- Проведение занятий, направленных на распознавание и выражение эмоций.
- Организация групповых игр и заданий, где дети учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и находить компромиссы.
- Творческие занятия: проведение мастер-классов по рисованию, лепке и другим видам творчества, где дети могут выразить свои эмоции через искусство.
- Проведение ролевых игр, которые помогают детям понять различные социальные роли и ситуации.
- Создание проектов, требующих совместной работы, например, оформление выставки или подготовка праздника, что способствует развитию командного духа и сотрудничества.
- Введение в занятия элементов медиации для разрешения конфликтов между детьми, обучение их конструктивным способам решения проблем.
- Обсуждения и рефлексия: Регулярные круги общения, где дети могут делиться своими переживаниями и обсуждать произошедшие события. Это помогает им учиться высказывать свои мысли и уважать мнения других.
В результате проводимой работы по социально-эмоциональному развитию старших дошкольников:
• Дети стали более уверенными в себе, научились управлять своими эмоциями и понимать чувства других.
• Улучшилось взаимодействие между детьми: они стали чаще сотрудничать и решать конфликты мирным путем.
• Повысился уровень эмоциональной грамотности: дети научились различать свои эмоции и адекватно реагировать на чувства сверстников.
• У детей успешно формируются социальные навыки, такие как умение работать в команде, разрешать конфликты и проявлять эмпатию.
Успешному решению задач по социально-эмоциональному развитию дошкольников способствовало тесное сотрудничество с родителями, личностно-ориентированный подход и позиция «вместе» и «рядом», а именно:
1.Проведение информационных семинаров и тренингов, такие как: Эмоциональная грамотность, навыки общения, методы поддержки детей в развитии социальных навыков.
2. Создание родительских групп поддержки - обсуждение общих проблем и обмен опытом.
3.Совместная разработка информационных материалов: брошюры, буклеты, статьи о важности социально-эмоционального развития, советы по взаимодействию с детьми.
4. Участие родителей в образовательном процессе (проведение совместных праздников, экскурсий, мастер-классов, акций).
5. Организация работы Клуба выходного дня.
6. Использование в работе постера «Для Вас, родители!» для налаживания связи с родителями и обмена информацией.
В заключение хочу подчеркнуть, что вклад в социально-эмоциональное развитие детей — это инвестиция в их будущее. Давайте вместе сделаем все возможное, чтобы наши дети выросли уверенными, отзывчивыми и счастливыми людьми, способными строить гармоничные отношения с окружающим миром.

