Опыт работы воспитателя МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» Г. И. Алексеенко

Алексеенко Галина Ивановна

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Считаю, что проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна и своевременна, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя  МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка» Г. И. Алексеенко

Актуальность опыта:

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Считаю, что проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна и своевременна, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Ведущая цель опыта:

В основе опыта лежит модель моей деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию потребности ведения здорового образа жизни у детей и взрослых через решение организационных, образовательных и методических задач.

Новизна опыта:

Обеспечение комплексного подхода к сохранению здоровья детей и взрослых.

Принципы построения работы, направленной на формирование основ здорового образа жизни:

- принцип индивидуального подхода;

- принципы осознанного и деятельностного отношения к себе и своему здоровью;

- принцип поэтапности и систематичности;

- принцип комплексного воздействия на процесс формирования и укрепления здоровья, который заключается в объединении методов и средств образовательной и оздоровительной направленности;

-принцип сохранения здоровья детей в ходе всего педагогического процесса «Не навреди».

В основу моей работы положены научно-методические и авторские разработки в области сохранения и укрепления детей дошкольного возраста: Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, М. Ю. Лазаревой, В. Г. Алямовской, В. Т. Кудрявцева, Н. Е. Ефименко и др.

Ожидаемые результаты:

- укрепление здоровья детей;

- повышение мотивации к своему здоровья у детей и родителей;

- овладение навыками и умениями оздоровления взрослыми и детьми;

- разработка календарно- перспективного планирования;

- создание здоровьесберегающей среды.

В процессе работы получены следующие результаты:

В количественных показателях физического развития произошли существенные изменения:

По сравнению с 2013 годом в 2015 году:

- уменьшился показатель заболеваемости в группе с 3,5%  до 0,4%;

- количество детей с высоким и выше среднего уровнем физического развития с 7 до 14;

- уменьшилось количество воспитанников с низким физическим развитием с 3 до 0;

- в группе преобладают преимущественно дети с первой и второй группами здоровья.

Результаты моей работы:

Дети имеют представление о своем организме, о полезном и вредном для своего здоровья, умеют управлять своими эмоциями, настроение, могут оказать элементарную медицинскую помощь, самостоятельно организовать подвижную игру, выполнять правила личной гигиены, соблюдать требования техники безопасности при выполнении различных видов деятельности. Изменилось мотивационное отношение к своему здоровью у детей и родителей.

В ходе работы была выработана система оздоровления детей, разработан перспективный план проведения уроков здоровья, составлена программа оздоровления для группы и каждого ребенка, паспорт здоровья для каждого ребенка, разработана система планирования.

Адресная направленность опыта:

Опыт может быть интересен педагогам нашего ДОУ, а также других ДОУ, родителям.

Проблемный анализ проведенной работы:

Наряду с достижениями в работе по направлению существует и проблема: нет необходимого количества необходимого оборудования для профилактики плоскостопия.

Задачи работы:

  1. Внедрение здоровьесберегающих технологий.
  2. Создание условий для социального, психологического, интеллектуального и физического развития детей.
  3. Формирование основ здорового образа жизни у детей и взрослых.
  4. Укрепление физического, психического т духовного здоровья детей.
  5. Внедрение профилактических мероприятий в работу группы.

Направление работы:

Работа строится по блокам:

- медицинский блок (совместно с медиками);

- педагогический блок;

- психологический блок;

- физкультурно-оздоровительный блок(совместно с инструктором физо).

Особенности работы по блокам:

  1. Медицинский блок

Задачи: осуществление диагностики здоровья детей, выявление причин, вызывающих нарушение здоровья, обучение детей и родителей методам и средствам оздоровления, пропаганда здорового образа жизни.

  1. Педагогический блок:

Задачи: повышение оздоровительной грамоты детей и родителей, обучение методам и средствам ведения здорового образа жизни.

  1. Психологический блок:

Задачи: создание благоприятного психологического климата в коллективе детей, обеспечивающего эмоциональное благополучие, психическое здоровье детей и взрослых, проведение информационно-консультативной работы с родителями.

  1. Физкультурно-оздоровительный блок:

Задачи: проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подбор эффективных форм работы с детьми и родителями, поддерживающих интерес к занятиям физической культуры и спорта.

Созданная предметно-развивающая среда в группе помогает отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован уголок здоровья, где имеются скакалки, мячи, кегли, емкости для воды и песка, игры и пособия для поддувания. На прогулочном участке группы, имеется свободное пространство для организации подвижных и спортивных игр, свободной двигательной деятельности. Разнообразное прогулочное оборудование этих зон позволяет ребенку получать удовольствие от движений, добиться успеха.

Важное значение,  мы уделяем созданию психологического комфорта для пребывания ребенка в группе.

В группе для каждого ребенка найдется место, где он может уединиться, отдохнуть, найти занятие по душе. Обстановка в группе приближена к домашней.

Мы учим своих детей элементам самоанализа и самооценке. Для этого созданы «Уголки настроения». Цель работы в этих уголках – помочь ребенку, разобраться в себе: какой сегодня, с чем я сегодня справился, и что у меня сегодня не получилось, какое у меня настроение.

Сочетая свое настроение с цветом предмета, ребенок перемещает его выше, либо ниже на поверхности радуги, помещает свою фотографию на тучку или цветок.

Работа в уголках «Помоги себе сам», «Как я росту», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учить анализировать свое состояние здоровья, поведения, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

Учит детей взаимоотношению с живой и неживой природой, прививают первые трудовые навыки и игровые задания в уголках «Помоги другу», «Дружная семейка», «Волшебная палочка».

Где каждый ребенок находит себе задание или посильное поручение, выполняя которое чувствует себя нужным и полезным в детском коллективе.

Для предупреждения нарушений органов зрения и снятия напряжения во время учебных занятий используются тренажеры М. Ф. Базарного (точки на стекле, цветные картинки и яркие предметы по углам комнаты и на потолке).

Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких в группе имеются игры и пособия для поддувания и сдувания легких предметов: «Летучие рыбки», пушинки, надувные игрушки, трубочки для бульканья, музыкальные духовые инструменты.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда в группе способствует сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.

Режим работы группы:

Утро в нашей группе начинается с мероприятий, способствующих обеспечению психологического равновесия: сеансы комплиментов, «минутки радостных встреч», индивидуальные беседы о настроении и самочувствие.

С 8.00 до 9.00 часов «Час здоровья»:

- утренняя гимнастика;

- оздоровительный массаж;

- обширное умывание;

- корректирующая гимнастика;

- завтрак;

- игры с упражнениями, стимулирующие умственную деятельность.

С 9.00 до 10.40 – проход занятия «Ученье с увлечением».

Каждое занятие сочетается с активным отдыхом:

- сменой видов деятельности;

- снятие утомления и переутомления;

- подготовка к следующим видам деятельности;

- различные массажи;

- игровые моменты, оздоровительные гимнастики.

В течении каждого учебного занятия проводятся физкультминутки, дыхательные, зрительные, пальчиковые, звуковые гимнастики.

После занятий проводим уроки здоровья по четырем направлениям:

  1. «Уроки Мойдодыра».

Цель, которых заключается в формировании и привитии стойких культурогигиенических навыков.

  1. «Главное чудо света» - формирование представлений о теле человека, его основных системах.
  2. «Я – человек» - развитие представлений о взаимосвязях человека и общества, человека и природы о зависимости состояния здоровья от окружающей среды.
  3. «Если хочешь быть здоров» - формирование привычки к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдение правил техники безопасности. Интересные  встречи с любимым персонажем «Здоровейкой».

С 11.00 до 12.00 – проводится прогулка.

Прогулка насыщена активной двигательной деятельностью детей: игры, оздоровительный бег или ходьба, трудовые поручения, наблюдения за живой и неживой природой, проведение различных методов и экспериментов, соревнования, конкурсы, экскурсии.

После прогулки проводится прием фиточая.

12.00 – 12.50 – обед.

16.15 – 16.35 – уплотненный полдник.

Перед каждым приемом пищи дети выполняют массаж живота, проводим беседы о полезной пищи об этикете поведения за столом, культурно-гигиенические навыках. После приема пищи проводим полоскание полости рта и горла прохладной водой, а в период гриппа – настоем чая или чеснока.

Организация дневного сна:

Для засыпания детей используем различные методические приемы:

- долгочтение;

- колыбельные песенки;

- слушание классической музыки и сказок.

После дневного сна проводим гимнастику в сочетании с закаливающими процедурами и массажем.

«Динамический час « проводим в разных вариациях:

- упражнение в постели «Просунь палочки»;

- ритмические упражнения;

- полоса препятствия;

- психогимнастика;

- релаксационные упражнения;

- закаливающие мероприятия.

Вечернее время в группе мы используем для снятия утомления, проводим следующие  мероприятия на расслабление:

- минутки шалости и «безобразия»;

- минутки музыко и смехотерапии;

- минутки совместной деятельности с взрослыми;

- минутки прощания и расставания с друзьями.

Работа с родителями:

Успешная организация здоровьечберегающей работы в группе с детьми невозможна без целенаправленной работы с родителями, которая способствовала созданию единого оздоровительного пространства в семье и в группе.

В процессе работы с родителями решали следующие задачи:

- организация  консультативно-просветительной деятельности с родителями;

- обучение родителей методам и средствам проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми;

- организация совместной деятельности по оздоровлению детей;

- своевременное информирование родителей о состоянии здоровья детей;

- разработка единых критериев и требований к соблюдению основ здорового образа жизни в семье и группе.

Используем следующие формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- консультации;

- встреча со специалистами;

- совместное проведение мероприятий;

- наблюдение;

- анкетирование;

- наглядная агитация;

- информация в родительских уголках.

Перспективы дальнейшей работы:

  1. Оборудовать помещение группы простейшими тренажерами, способствующими профилактике нарушения осанки.
  2. Организовать работу клуба «Воспитатель, папа, мама и я – здоровая семья».
  3. Разработать программу непрерывного оздоровительного образования в детском саду, дома и семье.