Материалы для внеклассной работы

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

 

 

 

Пожарным можешь ты не быть,
 но правила противопожарной безопасности
 ты знать обязан!

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Методическая разработка

             внеклассного мероприятия

              учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

              МАОУ «СОШ п.Головановский»

              Балаковского района

              Сырыско Лилии Мударисовны

"Сделай счастье своими руками "- классный час

 Методическая разработка классного часа "Дорога добра" (игра-путешествие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

             Методическая разработка

             внеклассного мероприятия

              учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

              МАОУ «СОШ п.Головановский»

              Балаковского района

              Сырыско Лилии Мударисовны

Пожарным можешь ты не быть,

но правила противопожарной безопасности ты знать обязан!

Цель: познакомить с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, научиться предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, вспомнить, как огонь попал к людям; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара, составить коллективную памятку о правилах поведения при пожаре.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Учитель: Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

                                                    Я мала, да зла,

                                                    Чуть-чуть свечу,

                                                    Иногда так упаду,

                                                    Что много горя принесу. (Искра)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь. (Костёр)

- Ребята, вы догадались, мы будем говорить о противопожарной безопасности.

  1. Целеполагание.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, как огонь попал к людям? Давайте послушаем.

(Учащиеся приготовили  сообщение о том, как в древности люди добывали огонь трением, высекали искры из камня,сообщение сопровождается показом слайдов «Добыча огня».)

3. Рассказ учителя.

Учитель: А знаете ли вы, кто подарил впервые огонь людям?

          Это легендарный древнегреческий герой, Прометей, подаривший огонь людям. (Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций из истории древнего мира)

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грели, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное впервые почувствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

- Назовите сферы применения огня.

(Учащиеся соотносят сферы деятельности с иллюстрациями, предложенными учителем).

  • Приготовление пищи

  • Двигатели внутреннего возгорания(машины)

                 

  • Плавка металлов

  • Отопление жилища
  • Теплоэлектростанции

Учитель: Можно очень много перечислять сфер деятельности человека, связанные с огнём, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей, а самое главное, создающий опасность для жизни людей.

            Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнём или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в пожаре человек – ребёнок

  1. Чтение и обсуждение стихотворения «Зайчишка» А.Власова.

(Чтение стихотворение сопровождается показом иллюстраций или рисунками детей, нарисованными на уроках ИЗО, ОБЖ или окружающего мира)

Как-то раз решил зайчишка

Перегладить всё бельишко.

Он включил утюг в розетку,

Принялся жевать конфетку.

А утюг стал нагреваться,

Стал пыхтеть и извиваться.

«Сколько можно так сидеть!

Сколько можно так терпеть»!

Зашипел утюг сердито очень,

Стал он очень озабочен.

Но зайчишка- ноль вниманья,

Никакого пониманья!

Ест конфету за конфетой

И читает «заячью» газету.

А утюг стал задыхаться,

И розетка стала загораться.

Стол сказал: «Мне тоже скверно,

У меня ожог наверно».

И бельё уж стало тлеть,

Не пора ли зайцу поумнеть?

Вдруг как током дёрнуло зайчишку,

Будто было всё это не с ним:

«Ах, какой же скверный я мальчишка,

Гарью пахнет, что наделал? Мы горим!»

Наш зайчишка догадался,

Что утюг включён остался,

Вспомнил он сестры наказ:

«Делу – время, а потехе- час!»

Встал быстрей на табуретку,

Быстро выдернул розетку,

Избежал беды он чудом в этот раз,

А ребятам всем он дал наказ:

«Электричество не терпит ротозеев и зевак,

Будьте, дети, осторожны,

Чтобы не попасть впросак!»

Учитель:

- Какой совет дал всем зайчишка?

- Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара?

 Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

(Учитель вывешивает на доску плакат «Причины пожаров»)

Причины пожаров

- Неосторожное обращение с огнём.

- Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

- Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

- Неумение эксплуатировать газовые приборы.

- Возгорание телевизоров и радиоаппаратуры.

- Неправильное устройство печей и дымоходов.

- Шалости с огнём.

После чтения стихотворения целесообразно провести обсуждение, чтобы дети высказали своё мнение о том, к чему приводят шалости с огнём на примере зайчишки из стихотворения.

Учитель: Ребята, вы должны знать , что игры с огнём могут привести к травме - ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени.

 Первая - когда кожа краснеет.

 Вторая - когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая - самые тяжёлые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.

Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром – в пятнашки,

В прятки с дождем, но не надо играть с огнём!

Учитель:

- Скажите, ребята, какую первую помощь при ожогах можно оказать?

Учащиеся:

- Наложить чистую марлевую повязку.

- Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».

  1. Коллективное составление памятки:

«Правила поведения при пожаре»

  1. Вызвать пожарных по телефону «01».

  1. Если загорелся электроприбор, постарайся отключить его, вынув шнур из розетки сухими  руками.
  2. Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом, перекрыв доступ кислорода.
  3. Если есть возможность, покинуть помещение через двери или по пожарной лестнице.
  4. Дышать через мокрую тряпку, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
  5. Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает возгорание.
  6. Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
  7. Дышать через мокрую тряпку и лечь на пол, ждать пожарных.

( В конце занятия ребята, по желанию, могут нарисовать опорные сигналы по правилам поведения при пожаре).

  1. Работа в группах.

Обсуждение предлагаемых ситуаций:

  • Если ты смотришь телевизор и вдруг видишь: он задымился…

  • Если ты оказался в горящем доме…

     

  • Если ты нашёл спички…

  • Если ты увидел, что маленькие дети играют со спичками…

  • Если ты остался один дома, а тебе нужно подогреть себе пищу…

  • Если бы у нас в школе возник пожар…

  1. Творческое задание.

- Придумайте конец рассказа – предложите свою версию окончания истории мальчика Серёжи (начало рассказа написано на карточках)

- Однажды Серёжа прогуливал своего щенка. У Сергея появился теперь долгожданный друг. Они вместе играли, вместе гуляли и даже есть садились вместе. Только Серёжа за стол, а Шарик под столом уже ждал свою косточку.

     Сережа был так увлечён новым другом, что не сразу понял, что произошло. Вначале он почувствовал запах гари, а потом увидел, что из окна второго этажа дома, который напротив, валит дым. Ещё через минуту в окне появилась голова ребёнка, который кричал: «Помогите!» Сережа, не раздумывая…

8.Подведение итогов. 

 - Какие правила противопожарной безопасности нужно знать?

 - К чему могут привести детские шалости с огнём?

9.Домашнее задание.

1) Составьте рассказ на тему: «Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла».



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника к Дню Защитника Отечества

Праздник проводится совместно с родителями учащихся. Дети одеты в праздничной форме. Класс оформлен соответственно празднику. До праздника на уроках труда и изобразительного искусства ребята изготовили сувениры, поздравительные открытки и концертную программу для пап и дедушек.

      На праздник были приглашены дедушки и папы учащихся.

По музыку «Прощание  Славянки» дети входят в класс, занимают свои места.

1в. День нашей Армии сегодня

      Сильней её на свете нет.

      Привет Защитникам народа,

       Российской Армии привет!

                                                      2в. Нашей Армии любимой

                                                            День рожденья – в феврале.

                                                             Слава ей непобедимой!

                                                             Слава миру на земле!

Учитель: 23 февраля 1918 года первые полки нашей Армии вступили в бой с врагом и одержали победу, поэтому 23 февраля мы отмечаем день рождения Армии и Военно-морского флота. Поздравляем всех с праздником!

 

Трубы громкие поют – нашей Армии - САЛЮТ!

В космос корабли плывут - нашей Армии – САЛЮТ!

На планете мир и труд – нашей Армии – САЛЮТ!

Звучит песня « Бравые солдаты».

Бравые солдаты с песнями идут,

А мальчишки следом радостно бегут.

Эх, левой ,левой ! С песнями идут,

А мальчишки следом радостно бегут.

                                                             Хочется мальчишкам в Армии служить,

                                                            Хочется мальчишкам подвиг совершить.

                                                            Эх левой, левой ! В Армии служить.

                                                            Хочется мальчишкам подвиг совершить.

Монтаж « Кто нужнее в Армии?»

1в. Кто нужнее в Армии?

       Ракетчик или танкист?

       Танкист или лётчик?

        Лётчик или моряк?      

2в. На эти вопросы ответить невозможно.

       Какой палец нужнее? Все нужны.

        Одним пальцем не ударишь.

       Нужно все сжать в кулак.

                                                         3в. И враг получит крепкий удар.

                                                               Когда вместе ударят по нему ракетчики

                                                                Танкисты, лётчики, моряки и

                                                                Воздушные десантники.

4в. Мой брат уехал на границу.

      Он пограничник. Он солдат.

      Когда нам дома крепко спится,

       В ночной дозор идёт мой брат.

Исполняется песня « О пограничнике»  

 Лес дремучий снегами покрыт.

На посту пограничник стоит.

Ночь темна и кругом тишина.

Спит Российская наша страна.

                                                       Возле самой границы – овраг.

                                                      Может в чаще скрывается враг.

                                                     Но каких бы не встретил врагов .

                                                     Дать отпор пограничник готов.

Что всегда был свободен народ

Наша Армия нас бережёт.

Лес дремучий снегами покрыт.

На посты пограничник стоит.

5в. Стал танкистом старший брат.

       Я за брата очень рад.

       Танк стоит на постаменте,

       Много лет тому назад.

       Здесь, где с Волги дует ветер.

       Защищал он Сталинград.         6в.) На его граненой башне

                                                                   Блещет красная звезда.

                                                                   Экипаж его бесстрашный.

                                                                    Сёла брал и города.

Исполняется песня « Три танкиста»

Над границей тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный, там стоит отважен и силён

У границ земли дальневосточной броневой ударный батальон.

Там стоит и песня в том порука  - нерушимой крепкою семьёй

Три танкиста, три весёлых друга, экипаж машины боевой!

1в. Сквозь волны грозные плывёт

       Идёт в наряд секретный.

       Родной страны военный флот,

       Стремительный ракетный.        2в. Выходит в синие моря

                                                                   Надежная застава.

                                                                   И говорит народ не зря:

                                                                    Морскому флоту – слава!

Исполняется танец « Яблочко» ( в исполнении группы мальчиков.)

3в. Мы ребята любим море.

      По морям, да по волнам.

      В боевом идём дозоре.

      Нынче здесь, а завтра там. 4в) Бескозырка и тельняшка,

                                                           И на лентах – якоря.

                                                            На ремне большая пряжка

                                                             Моряку даны не зря!

Звучит песня « Бескозырка белая».

Бескозырка белая, в полоску воротник.

Мы ребята смелые спросили напрямик:

« С какого парень года, с какого парохода?

И на каких морях, ты побывал, моряк?

                                                                 Ленты за плечами, как флаги за кормой

                                                                 Смело отвечает товарищ молодой:

                                                               « А мы , друзья, со флота,

                                                                        Недавно из похода.

                                                                 11 недель гостили на воде.

С водопада падали сидели на мели

А сколько мы товарищей хороших завели.

А сколько песен спели , а сколько рыбы съели,

Одних пятнистых щук поймали 40 штук.

Проводится «Рыцарский турнир» (  между папами и их детьми).

1конкурс: Собрать модель самолёта и пустить, у кого дальше пролетит.

2 конкурс: Почистить картошку.

3 конкурс: Пришить пуговицу.

4 конкурс: Спеть отрывок из песни на военную тему.

Жюри – мамы подводят итоги конкурса.

5в. За всё , что есть сейчас у нас.

      За каждый наш счастливый час.

      За то, что солнце светит нам.

      Спасибо доблестным солдатам,

      Что защитили мир когда-то.      Хором: Спасибо Армии родной,

                                                                          Нашим дедам и отцам!

6в. Благодарим ,солдаты, вас,

       За жизнь, за детство, за весну.

      За тишину, за мирный дом,

       За мир, в котором мы живём!

Ребята поздравляют своих пап и дедушек, дарят сувениры и поздравительные открытки, приглашают на чаепитие.

        



Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Доброта!»

Цели:

Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

Задачи:

Развивать  представление  учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку;  речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

Доска,  компьютер, ватман  с рисунком «Планета добра», фигурки для аппликации, буклет «Правила дружбы»,карточки со словами.

Выставка рисунков о дружбе

Музыкальное сопровождение :

песня «Улыбка », слова М. Пляцковского , музыка В. Шаинского

«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

План.

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

III.

1. Групповая работа «Каким должен быть друг?»

2. Разберем ситуацию

3. Выполнение теста. «Добрый ли Я?»

4. Игра: «Сказочный герой – добрый или злой?»

5. Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

IV. Заключение

Игра-тренинг “Планета  добра”.

V. Итог  занятия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.

Доброта. Что означает это слово?

Объяснение детей, как они понимают это слово.

Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

2. Вводная беседа

Звучит песня «Улыбка ».

Учитель:  Какого человека можно назвать добрым?

Ученики: Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?

Ученики:  С  улыбки

Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка» .Послушайте её, а кто знает подпевает.

Что же такое доброта?

Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный,  добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?

Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.

Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Работа в группах.

Дети работают в группах  по 5 чел.

Учитель: Каким должен быть друг?

Ответы детей.

Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.

Какие  качества вы выбрали ? Почему?

Ученики: Общительность, отзывчивость ,доброта, справедливость и т.д

Учитель: Какие оставили слова? Почему?

Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…

Сейчас мы с вами вывели правила дружбы

Правила дружбы

Уступать

Не боятся просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.

3. Разберем ситуацию.

Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов,  просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Ответы детей.

4. Выполнение теста.

Учитель:Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”

Каждый из вас сможет проверить, -  какие вы, всегда ли  внимательны и добры к окружающим?

давайте рассмотрим бланк ответов

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

Вопросы ( см.приложение)

У. – Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

6. Работа со словами

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло – добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Ученики: это добрые, теплые слова.

Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Какие?

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа над пословицами

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово  

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,        

а хвались добром.

5. Кто добро творит,    

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,      

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -     

ищи доброты.

И т.д.

9. Заключение

Игра-тренинг «Планета  добра».

Дети,  слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Итог

Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело создадим нашу планету добра.

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса . Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина

Музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Правила дружбы

Уступать

Не боятся просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Литература:  песня «Улыбка », слова М. Пляцковского , музыка В. Шаинского «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, М. Минкова.



Предварительный просмотр:

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

Цели деятельности учителя: показать необходимость выполнения важнейших правил гигиены (чистка зубов и мытьё рук).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся формулировать основные правила гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта, приобретённая компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические –дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Образовательные ресурсы: предметы гигиены (мыло, зубная паста и щётка, расчёска)

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

– Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.

– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

(Дети показывают карточки с  лицом радостным или грустным).

- Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

- Да! (Смотрят в «бинокль»)

- Вы готовы, ушки?

- Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

- Вы готовы, ручки?

- Да! (Хлопают в ладоши)

- Вы готовы, ножки?

- Да! (Поглаживают ноги, притопывают)

- Вы готовы?

- Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

Беседа.

Учитель:

- Ребята, утром я встретила одного мальчика. Хочу рассказать о нём стихотворение. «Все собаки знают Ваню… Кто он – этот Ученик?»

- Догадались  вы, кто этот ученик? (Неряха, грязнуля).

- А кто не хочет быть похожим на этого мальчика?

- Что нужно делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

- Тема нашего урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

К нам в школу пришло интересное  письмо. Давайте его вскроем.

- Дорогие наши дети!

Дорогие мои детки!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки или колодца,

Или просто дождевой!

Нужно мыться неприменно

Утром, вечером и днем -

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите — не беда!

И чернила, и варенье

Смоет мыло и вода.

Дорогие мои детки!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чище -

Я грязнуль не выношу! До свидания!

- Как вы думаете, кто написал это письмо? (Мойдодыр)

- Кто написал это произведение?

- Вы хотите, чтобы он пришёл к вам на урок? Тогда вы должны рассказать, что надо делать для того, чтобы про вас не сказали, так как про героя стихотворения отрывок из мультфильма)

- Почему брюки сбежали от мальчика?

2. Целеполагание

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какую работу будем осуществлять? (Работаю я сам, обращаюсь к книге, работаю в паре, обращаюсь за помощью к учителю)

- О чём сначала поговорим – о зубах или о руках?

3. Изучение нового материала.

- В этом вам поможет моя загадка.

На красной жёрдочке

Сидят белые курочки.

                           (Зубы)

Костяная спинка, жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,  нам усердно служит.

                                                             (Зубная щётка)

- Это ребята 1 друг Мойдодыра!

- На зубах постоянно образуется налёт из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают между зубами. Поэтому обязательно надо чистить зубы.

4.Практическая работа (Работа в паре)

Каждая группа получает расчёску с помещённой между зубцами ватой, старую зубную щётку.

- Зубцы расчёски будут изображать наши зубы, а вата - зубной налёт и остатки пищи. Как вы думаете: какими движениями нужно чистить зубы? Попробуйте провести опыт с расчёской и щёткой. (Движениями вверх – вниз легче снимается налёт).

 - Зубы надо чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри, вверх-вниз. Так чистят стеночки. По верхушкам зубов водим щеткой кругами или петельками. Когда мы почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.  (Просмотр видеоприложения к учебнику А. Плешакова)

-Сколько раз в день надо чистить зубы?

-Когда?

-Какой пастой вы пользуетесь?

- Зубы надо чистить два раза в день – утром и вечером. Для детей выпускается специальная детская зубная паста.

- У многих из вас сейчас молочные зубы меняются на постоянные. Может быть, не стоит ухаживать за молочными зубами, раз они все равно выпадут? Так рассуждать нельзя. Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним, еще не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается: не ухаживая за молочными зубами, мы портим еще не появившиеся зубы, с которыми нам жить все оставшееся время.

 5.Физминутка.

- Для того чтобы выполнить следующее задание, вам надо отгадать загадки и назвать других друзей Мойдодыра.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки много.

                               (мыло)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

                           (расчёска)

Вафельное и полосатое,

 Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою —

Что это такое?

                     (полотенце)

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеется тоже.

                             (зеркало)

- Вы узнали всех друзей Мойдодыра.

- А умеете ли вы с ними обращаться?

- Для чего нам нужно мыло?

7.Работа в паре по учебнику.

- В каких случаях нужно мыть руки?

- Почему это нужно делать? 

8.Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке? Какую информацию для вас является необходимым? (разные ответы).

 - Оцените свою работу, для кого урок прошёл с пользой?

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко

Тема классного часа: «Сделай счастье своими руками!»

Цели:

  • показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
  • создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
  • обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • учить работать в группе;

                                            Задачи:

  • Формировать представление о толерантном отношении.
  • Учить видеть многообразие точек зрения.
  • Воспитывать и поощрять партнерские отношения между детьми.

Подготовка.

Подготовить  рисунок  с  изображением  земного  шара,  а  внутри  него-мальчик  с  грустным  лицом,  отдельно  приготовить рисунки  солнца,  дома,  дерева,  цветка, птицы, бабочки, девочки;  на  карточках  записаны  задачи-ситуации;  таблица   с  записанными  словами –качествами  характера;

Предварительно команды готовят эмблему для каждого (вырезать контур ладошки из плотной бумаги, раскрасить и написать своё имя).

                                    План:

  1. Оргмомент.Объяснить  значение  слова.
  2. Вводная часть.Создание  проблемной  ситуации.
  3. Основная  часть. Игры  с  последующим  обсуждением.
  4. Музыкальная пауза
  5. Решение задач-ситуаций
  6. Игры «Коллективный портрет», «Волшебная  лавка», «5 желаний»
  7. Заключительная часть.  Аппликация из ладошек «Волшебная птица»

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.

Участники: ученики, классный руководитель, родители.

Ход мероприятия

  1. Оргмомент.

На слайде слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ниже карточки со словами:

«уважение к другому человеку»,

           «терпение»,

«доброжелательное отношение к людям»

     Задание: выбрать карточку, которая объясняет слово толерантность.

Вывод: все ответы верные, слово толерантность имеет много значений

  1. Введение  в  тему.  Проблемная   ситуация.

–  Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

(На магнитной доске появляется мальчик.)

– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?

– Что ему нужно для счастья?

(На магнитной доске – друзья, дом, солнце…)

– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда  мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть

а) Игра  «Паутинка»

Цели:

  • показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
  • дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков? и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

–  Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?

–  Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).

б) Игра «Комплименты»

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(ребята делают комплименты друг другу, гостям и родителям, пожимают руку)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ученица рассказывает стихотворение)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

–  Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!

В) Решение задач-ситуаций .

Каждая команда получает карточку с описанием ситуации. Нужно оценить предложенные решения ситуаций и предложить  свое решение.

  1. Бойкот
  2. Клички
  3. Каша

Карточка  БОЙКОТ.
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия?
•  Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
• Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Рыжий", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Рыжий!". Ваши действия?

  • Станете тоже называть его "рыжий", иначе все могут начать смеяться над вами
  • Будете называть его по имени, не реагируя на слова других ребят.

Карточка КАША

Сегодня в столовой на завтрак каша. Вова не любит кашу, поэтому он стал развлекаться, и с помощью ложки обстреливает кашей одноклассников. Ваши действия?

  • Сделаете Вове замечание, кидаясь, он может испачкать одежду одноклассников
  • Будете вести себя как ни в чем не бывало, Вова не любит кашу, нельзя заставлять мальчика есть то, что ему не нравится.

Вывод: в жизни нам приходится часто решать задачи; думать, как поступить. Нужно стараться толерантным, в то же время, нельзя  допускать  ситуации, когда нарушаются нравственные нормы.

Г) Игра «Коллективный портрет» .
Коллективный портрет – все вместе рисуют портреты друг друга.
Все дети встают в круг, получают лист бумаги, кладут на пол перед собой. Нужно нарисовать портрет, для этого фломастером сначала пишут свое имя в углу, затем все одновременно делают 1 шаг в сторону, таким образом оказываются перед листком соседа.


Задание 1: нарисовать лицо. Снова сдвигаются на 1 шаг в сторону.


Задание 2: нарисовать волосы. Снова сдвигаются и так далее рисуют части лица: уши, глаза, нос, улыбку


В конце каждый должен найти свой портрет и взять на память.

Вывод: для разных людей мы выглядим по-разному;  то, какими  видят нас люди, зависит от наших поступков.

Д)  Работа в группах

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.

В пустые клеточки с помощью родителей вписывают положительные качества.

 

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

 

 

 

 

– Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).

  1. Закрепление

а) Игра «Волшебная лавка»

Цель:

– дать возможность ребятам выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать толерантными людьми.

Ход игры:

– У меня в руках волшебная шкатулка. В ней не золото и не бриллианты. В ней человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много.

б) Игра «Пять желаний»

– На  столе лежат две ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего человечка, написав ему пожелания.

(Родители помогают писать.Руки приклеиваем человечку, и он улыбается)

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное смогли признать свои недостатки.

Заключительная часть.

  

Аппликация из ладошек «Волшебная птица»

Подведение итогов занятия.

На память о сегодняшнем дне дети делают птицу Дружбы, Добра, Толерантности, приклеивают свои ладошки-эмблемы на лист с изображением птицы.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа для 2 класса

Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)

Автор: Сырыско Лилия Мударисовна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ п. Головановский Балаковского района Саратовской области

Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня. Рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС.

Цели мероприятия:

1. Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

2. Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

3. Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

Подготовка:

1. Подбирается аудиозапись песни "Дорога добра" (Слова: Ю. Энтин, музыка: М. Минков.)

2.  Распечатываются ситуативные задачи группам .

3. Готовятся плакаты с названиями остановок.

4. Подготавливается модель старинных весов, корзиночка с капельками синего и жёлтого цвета, вырезки из старых журналов.  Для детей - цветные карандаши.

5. Толковый словарь С. И. Ожегова, стихотворение А. Барто "Признание".

Предполагаемый результат:

Расширение понимания учащимися значения слова "доброта", развитие умения отличать плохое от хорошего.

Участвуют ученики 2 класса, классный руководитель. Дети рассаживаются по 3 группам. Названия остановок появляются  друг за другом.

Ход классного часа:

1. Введение в тему.

- Добрый день, дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания песни. Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. (Звучит песня "Дорога добра".)

- Правильно, мы поговорим о доброте.

2. Понятие "доброта".

- Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама...)

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отравились на ракете в космическое пространство и приземлились на планете Добра.

Остановка 1. Проспект Добра.

Работа в группах.

- Пофантазируйте и нарисуйте, что вы увидели на планете под названием Добро.

Выступления групп.

- На этой планете, наверное,  живут добрые люди. А какого человека можно назвать добрым? ( Добрый человек тот, кто  любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. )

- Давайте заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем значение слова "доброта".

(Доброта- отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

3. Чтение и обсуждение стих. А. Барто "Признание".

Остановка 2. Поэтическая улица.

Один ученик читает стихотворение  А. Барто "Признание".

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довёл до слёз,

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри, не пей воды сырой!-

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придёшь обедать к трём часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...

И сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

- Можно ли героев этого стихотворения назвать добрыми?

- Прибавит ли грубость года Андрюше? Станет ли он взрослее от непослушания и невежливости? ( Невоспитанность и грубость не делают человека старше.)

- Почему стихотворение называется " Признание" ?

4. Упражнение на осознание своей индивидуальности.

- В этом мире каждый человек неповторим, уникален. У каждого из нас есть свои отличительные особенности, свой характер.

Остановка 3. Ручеёк Доброты.

- Построим ручеёк, встав в 2 линии лицом друг к другу. Ручеёк поможет нам узнать, какими качествами вы обладаете. Один из вас проходит по ручейку, а остальные ребята, дотрагиваясь до проходящего, выражают ему свою похвалу, любовь и одобрение.

Из ручейка выходит счастливый человек. Счастливым его сделало доброе слово. Чаще говорите людям комплименты, добрые слова. "Доброе слово человеку, что дождь в засуху,"- говорит народная пословица. Как вы понимаете её смысл? ( Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу.)

5. Добрые дела.

- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о его доброте? ( Не только слова, но и дела должны быть добрыми.)

 " Не одежда красит человека, а  его добрые дела,"- гласит пословица.

Остановка 4. Ситуативные задачи.

В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Работа по группам.

Ситуация 1.

Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

- будете плакать

- будете защищать товарища кулаками

- будете тоже смеяться над другом

- свой вариант

Ситуация 2.

Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

- пожалуетесь учителю

- отлупите одноклассника

- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Ситуация 3.

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы по-

ступите?

- будете плакать

- пожалуетесь учителю

- не скажите ничего

- свой вариант

Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

6. Игровая ситуация.

Остановка 5. Сад Добра.

Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить в классе и в других общественных местах

- помочь товарищу решить задачу

7. Развитие умения быть самокритичным.

Остановка 6. Старинные весы.

- Как вы думаете, зачем мы сегодня завели разговор о доброте? Чего на земле больше: добра или зла?

Разобраться в этом вопросе нам помогут старинные весы. На одну чашу весов мы будем " класть зло", на другую - "добро".В последнее время появилось много зла. Зло совершается по отношению друг к другу, к природе.

- Что вы считаете злом? ( Зависть, жадность, грубость, предательство, ложь, война.)

- В вашей жизни были случаи, когда вас обижали? ( Дети берут из корзиночки капельки синего цвета и помещают их на чашу "зла".)

Чтобы победить зло, надо наполнить чашу весов с добром. Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите их на чашу весов с добром. ( Дети берут из корзиночки капельки жёлтого цвета и помещают их на чашу "добра".) Совершая добрые дела, можно победить зло. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в море добра. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

8. Коллективная творческая работа.

Остановка 7. Как прекрасен этот мир.

Предлагаю всем вместе сделать общее доброе дело. На столе лежат вырезки из старых журналов. Создадим коллаж .

Дети работают коллективно.

- Как мы назовём нашу картину? ( Как прекрасен этот мир.)

- Кому можно её подарить? ( Будущим первоклассникам и рассказать о правилах доброты.)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Было приятно и радостно.)

9 . Рефлексия.

Остановка 8. Пирамида Добра.

Предлагаю всем встать в круг и взяться за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит от одной ладошки к другой? Становится хорошо и спокойно на душе. Поднимем наши ручки вверх и построим пирамиду Добра. Смотрите, какая высокая получилась пирамида. Я верю, что впереди у вас много славных дел, и наша пирамида добра будет расти.

Заканчивается наша встреча. Что вы можете пожелать своим друзьям?

Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Помните: добрые слова - корни, добрые мысли - цветы, добрые дела - плоды, Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.

Литература:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.

2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.

3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.

5. Барто А.Л. Стихи. М., 1989

Открытый классный час в 4 классе " Всех на свете дороже доброта..."