Методы, формы организации деятельности учащихся. Современные педтехнологии

    В педагогической деятельности реализую дифференцированный, личностно ориентированный подход в обучении учащихся, практикую коллективную, групповую и индивидуальную формы организации учебной деятельности, интерактивные методы обучения. Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную,  групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Данные формы организации учебной деятельности позволяют формировать коммуникативную и социальную компетенции.

   В обучении и воспитании учащихся  отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают не только оживить урок и придать  ему эмоциональную окраску, но и помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Игровые, коммуникативные, исследовательские, ИКТ, здоровьесберегающие, технология адаптивной системы, проектные, модульная технологии позволяют мне приобрести новые возможности повышать эффективность процесса обучения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Каждое образовательное учреждение стремиться соответствовать времени и выбирает свои пути достижения данных задач. МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»  в реализации основных направлений НОП «Наша новая школа», в частности внедрения новых ФГОС, развития системы поддержки талантливых детей, расширения самостоятельности школ, совершенствования сетевого взаимодействия  поставила перед собой задачу создания развивающей, инновационной среды для достижения целей опережающего развития всех участников образовательного процесса. Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как даст возможность ученику повысить свои учебные достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе.

В программе перспективного развития школы «Школа успешного самоопределения» определена  основная методическая проблема школы: формирование ключевых компетенций как необходимого инструмента управления качеством образования.

        Поэтому главные мои цели как педагога: 

  • построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Он должен не только  уметь  мыслить, но и практически действовать;
  •  рационально использовать интеллектуальный потенциал каждого ребёнка;
  • учитывать индивидуальные способности детей;
  • сохранять здоровье учащихся;
  • формировать и развить исследовательскую, проектную деятельность учащихся;
  • воспитывать нравственные и этические нормы поведения.

 В настоящее время на смену знаниевой парадигме пришел компетентностный подход. Учебные предметы «История», «Обществознание» дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство  современного мира усиливает значение предметов социально-гуманитарного цикла. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. В современной России образование вообще и историко-обществоведческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. На мой взгляд, все это порождает новые требования к образованию молодого поколения.

Цели и задачи изучения истории и обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций  качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в  современной школе – образование, развитие и воспитание  личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи определены, исходя из цели:    

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  •  овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству-многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в различных источниках о событиях и явлениях прошлого настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.  

Обществознание в силу своей специфики самый жизненный по содержанию из всех школьных дисциплин, так как представляет собой интегрированное социально-гуманитарное знание, в центре которого находиться человек. Обществознанию отводиться особое место в системе образования еще и потому, что оно должно решать своими средствами те задачи, которые не в состоянии решить никакой другой учебный предмет. Прежде всего, обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации и подготовки к самостоятельной жизни. Однако приходиться констатировать, что на сегодняшний день ситуация с преподаванием обществознания складывается не самым лучшим образом. Во-первых, в существующих учебно-методических комплектах содержание и его компоновка не всегда удовлетворяют учителей и учеников. Во-вторых, в повседневной урочной деятельности редко и фрагментарно используются потенциальные возможности предмета для формирования личности. Что можно предпринять в такой ситуации? Предлагаю в качестве подсказки воспользоваться известной аксиомой Дучарма: «Если рассмотреть любую проблему достаточно внимательно, то вы увидите себя как часть этой проблемы». Именно эти обстоятельства и размышления заставили меня заняться поиском собственной стратегии изучения предмета. В чем же заключается предлагаемая стратегия? Прежде всего, обозначу, что стратегия-это система крупномасштабных решений на достижение принципиально долговременных целей в той или иной области деятельности. Для себя я определила, что таковой должна стать реализация следующих шагов в преподавании предмета обществознание:

  • создать мотивационную среду для самостоятельности учащихся в обучении;
  • поставить учащихся в ситуацию осмысления и выявления обществоведческой тематики;
  • предоставить учащимся возможность для самостоятельного выбора и применения приобретенных знаний и навыков;
  • ненавязчиво подводить учащихся к выявлению проблем и необходимости выбора путей их решения;
  • обеспечить учащимся условия для формирования и обоснования собственной позиции, мнения, оценки.

Нацеленность на такие действия была обусловлена не только необходимостью достижения поставленных задач, но и спецификой самого предмета.

С одной стороны, обществознание – предмет о самой жизни, а жизни, как   известно, научить нельзя, можно только научиться жить. С другой стороны, мы преподаем этот предмет подросткам, которые склонны принимать в штыки любые нравоучения и мораль, тем более,  что в жизни они зачастую сталкиваются с несоблюдением правил и норм самими взрослыми, отсюда вполне понятные недоверие и скептицизм. Поэтому убедить учащихся может только опыт самостоятельного мышления, сопереживания, понимания того, что иногда в жизненных ситуациях необходимо делать выбор. Поэтому вызвать доверие учащихся и находить у них живой отклик должны не только темы курса, но и используемые материалы, способы их подачи.

Что же касается методических приемов, то к ним можно будет отнести следующие:

  • подбор информации и составление заданий, настраивающих на поиск решения проблем;
  • использование информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;
  • привлечение художественных и публицистических текстов, содержащих обществоведческую проблематику.

В результате у учащихся развивается способность к личностному самоопределению и идентификации своего Я, т.е. формируется позитивная Я – концепция.

В педагогической деятельности реализую дифференцированный, личностно ориентированный подход в обучении учащихся, практикую коллективную, групповую и индивидуальную формы организации учебной деятельности, интерактивные методы обучения. Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную,  групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции.

Стараюсь идти в ногу со временем: совершенствовать образовательный процесс путём активного использования инновационных технологий преподавания истории и обществознания.

Методика организации учебного процесса на уроке определяется возрастными особенностями и уровнем познавательных возможностей учащихся.            

Основой успешного усвоения истории  учащимися является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира  и на привлекательности самого процесса деятельности:  значит, необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям.  На помощь приходят игровые технологии. В своей практике обучения  использую сюжетно-ролевые игры, задача которых – способствовать развитию творческого воображения детей. Например, при изучении темы «Средневековый город»  группам учащихся даю  задание – приготовить рассказ о своей жизни  разных слоев населения (бедноте, богачам, ремесленникам, торговцам и т.д). Ученик-экскурсовод готовит материал для проведения экскурсии по средневековому городу. Особый интерес вызывают репортажи, которые ведутся с места каких-то исторических событий (стадиона в Греции, порта Пирей);  экскурсии (в картинную галерею эпохи Возрождения), письма-рассказы от имени далеких предков, использую материал школьного краеведческого музея. И, конечно же, подросткам очень нравятся копии телевизионных игр: «Поле чудес», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и т.п.  Творчески преобразовывая материал учебника, ребята  фантазируют, вживаются в образ (прием персонификации), уроки получаются интересными, в процесс  включаются  все учащиеся.

Я глубоко убеждена, что только творчество в любом его проявлении способно активизировать процесс мышления, вызвать интерес к изучению предмета. 

В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску. Меня не интересуют традиционные шаблонные уроки. На своих уроках я привыкла экспериментировать. Люблю соединять в один урок несколько типов или форм, отправляться в далёкие путешествия или даже экспедиции, что-то исследовать,  открывать, проектировать и сочинять.

Однако проблемой исторического образования, даже в старших классах, является тот факт, что ученики не всегда видят целостность исторического процесса, причинно-следственные связи процессов и событий.  Поэтому большой интерес вызывает у меня блочно – модульное обучение.  Благодаря модульной технологии, появляется возможность выделить главное, ключевое; проследить основные этапы исторического процесса; более тщательно рассмотреть каждый этап в отдельности. Она ориентирована на активную учебную деятельность ребят, способствует быстрому и качественному усвоению нового материала. Такое занятие отличает комплексная дидактическая цель, в которой наряду с усвоением новых знаний, серьезное значение придается формированию умений  у школьников самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников. Не сразу у меня получилось отказаться от традиционного структурирования учебного материала, особенно в старших классах, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что при изучении некоторых тем данная технология себя оправдывает. В частности, в 10 классе (История России под редакцией Мединского, Москва «Просвещение») главу 2 «Россия в вихре революции и Гражданской войны» можно представить как блок, включающий в себя 4 параграфа (с 7 по 10), в которых излагаются достаточно сложные политические процессы и события периода двоевластия. Чтобы разобраться во всем многообразии и противоречиях 1917 года, на первом уроке данного блока важно проследить путь развития революционного движения в России с февраля по октябрь. Для лучшего понимания и представления на уроке строится опорная схема. А последующие уроки посвятить более детальному изучению отдельных моментов данного периода, выполнению дифференцированных заданий, работе с дополнительными источниками.            

Сегодня  большое внимание уделяется использованию информационных технологий в школе. Моя задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

C 2018 года в школе запущена программа перспективного развития «Школа успешного самоопределения», одной из стратегических линий которой является «Информатизация образовательного процесса». Цель данной стратегической линии: создание в школе открытого информационно-образовательного пространства, внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы образовательной деятельности.

Современные средства информационных и коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования. Я считаю, что применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать   работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам истории и обществознания, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок.

Известная фраза К.Д. Ушинского гласит: «Детская природа требует наглядности». А при подготовке к урокам  я столкнулась с проблемой  отсутствия или нехватки наглядного материала. На помощь пришли компьютерные  технологии, предоставившие возможность визуализировать учебный процесс.  За последние годы оснащение кабинета истории электронно-образовательными ресурсами (ЭОР) значительно улучшилось. В 2019-2020 учебном году, став дипломантом I степени муниципального конкурса  «Лучший мультимедийный урок», я получила главный приз - мультимедийный проектор. В 2020-2021 учебном году за победу в школьном конкурсе ученических проектов «Школа глазами детей», я и 9 «в» класс, в котором являлась  классным руководителем, получили в качестве приза многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс). Есть компьютер, обеспечен доступ в Интернет.  

Ещё совсем недавно презентации и мультимедиа ресурсы в основном были позаимствованные из Интернета. Решила, что нужны «свои». Это стало началом совместной с детьми творческой работы. Вместе с детьми мы стали готовить слайды, презентации, мультимедиа проекты, тестовые задания, кроссворды, дидактические карточки  и др. Так накопился богатый учебный материал, который удобно хранить и использовать.  Решая проблему с наглядностью, я открыла  для себя  другие  возможности ЭОР. Их использование дает возможность:

  • усилить мотивацию обучения;
  • повысить качество усвоения изучаемого материала;
  • расширять общий кругозор детей;
  • установить тесную обратную связь;
  • успешно решать вопросы личностно-ориентированного обучения, что дает возможность каждому учащемуся обрести уверенность в себе, своих силах;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ;
  • снять перегрузки.

В данном случае учитель выступает в роли тьютера (индивидуального научного руководителя обучающегося). Считаю, что моя роль как педагога в условиях применения ЭОР заключается в оказании помощи, консультативной поддержки, психолого-педагогическом сопровождении и др. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

После прохождения курсов «Начинающий пользователь программного комплекса СТ М-тест», мною подготовлен  ряд  КИМов по истории, обществознанию (6-7 класс), по праву (10-11 класс) в формате М-Тест. Разработаны и  успешно проведены уроки с использованием ЭОР по истории и обществознанию в разных классах, например:

  • «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва», история России 6 класс;
  • «Становление Древнерусского государства», квест-игра по истории 6 класс;
  • «Мораль и право. Добро и зло», обществознание 6 класс;
  • «Россия в эпоху Петра I» обобщающий урок по истории России 8 класс;
  • «Подросток и его права», обществознание 7 класс;
  • «Взаимодействие людей в обществе. Конфликт и протестное движение», обществознание 11 класс;
  • «Право. Основы правовой культуры», тема вводного занятия по праву в профильной группе 11 класс.

Я убеждена, что один из возможных путей  повышения эффективности  и результативности учебного процесса – использование разных педагогических технологий, адекватных поставленным задачам.  При этом ученик должен быть главным действующим лицом на уроке. Учитель должен организовывать и управлять учебной деятельностью ученика. Согласна с высказыванием В.П. Беспалько, что любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством; искусство основано на интуиции, технология – на науке; с искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.  

В обучении и воспитании учащихся  отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают не только оживить урок и придать  ему эмоциональную окраску, но и помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных методов использую проектные технологии, учебно – исследовательскую деятельность. Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках  контроля знаний, а также во внеклассной работе. Как известно, проектная деятельность учащихся является одним из важнейших направлений развивающего, практико-ориентированного обучения. Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъект-субъектных отношений в процессе обучения школьников, т.е. такого обучения при котором сам ученик становится субъектом учебного процесса. Проектная деятельность во многом решает и проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных (надпредметных)  компетентностей: коммуникативной, информационной, социальной. Проектирование осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности. Проектировать можно как одно задание (одинаковое для всех), так и сочетать два приема в работе с классом: «метод малых проектов» и «учимся сообща». Например, в 6 классе, изучая по обществознанию тему «Человек и его деятельность», мои учащиеся успешно выполняют проект «Дерево в плодах, а человек в делах», который предполагает подборку и классификацию  пословиц, поговорок  и загадок о труде.  Дети подбирают материал (история баснописца Эзопа), находят необходимые иллюстрации (картина В.Г. Перова «Тройка», непосильный труд) или рисуют сами. Некоторые ученики охотно пишут сообщения о тех людях, которые, по их мнению, многого добились благодаря своему трудолюбию (Петр I, М. Ломоносов). Моя задача на определенном этапе дать понять ребятам, что учеба - это тоже труд, сообща ответить на вопросы: какие черты характера воспитывают учеба и труд? В результате составляем памятки «Учимся правильно организовывать свой труд и отдых », приклеиваем их в дневник, используем как дополнение к правилам учащихся школы. В 11 классе при изучении темы «СССР в системе международных отношений в середине 60-х – начале 80-х гг. Стратегический паритет» было предложено написать учебно-исследовательскую работу (не более 3-х страниц) о причинах поддержки СССР и США конфликтующих стран в различных регионах мира в середине 60-х – начале 80-х гг. Предлагалось выбрать один из конфликтов. Результатом стали презентация и буклет об участниках войны в Афганистане, материал имеет практическую значимость и хранится в школьном краеведческом музее. Учащиеся 11 класса стали победителями и призерами в интеллектуально-спортивных соревнованиях «Афган – живая память» (2024г).

И все же практика показывает, что данная форма работы имеет свои сильные и слабые стороны. Преимущества заключаются в активизации деятельности учащихся на уроке, в учебном процессе, так или иначе, участвуют практически все учащиеся класса. При этом сохраняются определенные трудности. Главная из них заключается в том, что учащимся необходим навык в такого рода работе, поэтому, по моему мнению, начинать ее надо с 5-6 класса, тогда в дальнейшем, при изучении более сложного материала, ученики успешно будут  использовать данную методику.

Представляю в виде таблицы педагогические технологии, которые позволяют мне приобретать новые возможности воздействовать на традиционный педагогический процесс обучения и повышать его эффективность (из материалов моего выступления на заседании районного МО учителей истории по теме «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»):

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения

Игра

Сюжетно – ролевая игра,  дидактическая игра, деловая игра урок– путешествие, викторины, загадки, кроссворды

Коммуникативные

технологии

Активное

взаимодействие всех участников

учебного процесса с привлечением разных источников информации

Общение

Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

Проблемное обучение, метод проектов

Правовые задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия,  

Исследование, экскурсии.

Информационные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и  логические задания

Здоровьесберегающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

 Укрепление здоровья

Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки,  упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.  

Технология адаптивной системы

Активная самостоятельная деятельность

Все виды самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя

Решение задач разного уровня, выполнение практических работ, чтение дополнительной литературы, ее реферирование.

На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.

           Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях.

           Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием – соблюдение требований педагогического такта, личностно - ориентированный подход к учащимся, стрессоустойчивость, умение конструктивно разрешать конфликты.

И по тому, как ученики с удовольствием приходят на уроки и уверенно приступают к выполнению заданий, видно, что моя методика работы обеспечивает положительный результат обучения. Учащиеся свободно владеют историческими и обществоведческими терминами, открыты в общении, они приучены трудиться, охотно занимаются работой, которая им предлагается. Я считаю, что это является результатом особого подхода к разработке уроков по истории и обществознанию.