Система оценивания образовательных достижений

Мониторинг успеваемости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Приложение 5.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет система оценивания образовательных достижений. Оценка должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самому оценивать свой ответ. Мною представлены критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках истории и обществознания. Нужно помнить, что работа учителя - это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.

Критерии оценивания:

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный электронный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный электронный журнал к следующему уроку.

Критерии оценивания устного ответа

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить). Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями. Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами. Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений. Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание.  Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

«4» - хорошо

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов. Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются. Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений. Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание. Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности.

«3» - удовлетворительно

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются. Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно.  Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Критерии оценки работы на уроке

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

Активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий.

«4» - хорошо

Активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания.

«3» - удовлетворительно

Неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности.

Критерии оценки тестового задания

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

75-100%

«4» - хорошо

60-74%

«3» - удовлетворительно

50-59%

Критерии оценки  проекта

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы (если проект групповой). Выбор формы представления результатов Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет представленную информацию.

«4» - хорошо

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени. Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы (если работа групповая). В основном материал изложен последовательно, логически связно, но не всегда достаточно аргументировано и полно.

«3» - удовлетворительно

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно (если работа групповая).

Выбор формы представления результатов не обоснован. Объем информации, иллюстративный материал недостаточен.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует  хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий. Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов   б) их качество.

Также использую такую форму контроля как работа с матрицей. Матрица может быть на любую тему, может включать несколько тем.  Вариативность заданий позволяет использовать ее как для слабых, так и для сильных учащихся.   К матрице могут прилагаться готовые вопросы, ответы на которые в ней зашифрованы, а  можно дать задание не просто найти слова, но и составить к ним вопросы.

Составление тестов.

Составление презентаций.

Применение ИКТ. В современных условиях  весьма актуален контроль знаний и умений  учащихся с помощью ИКТ.  В работе я: Использую учебные электронные издания. Например: Учебное электронное издание Всеобщая история (5, 6 кл. ) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте. Выполнять тесты можно коллективно, а можно и индивидуально. В программе фиксируется количество ошибок, время, затраченное на выполнение того или иного задания. Такое же учебное электронное издание есть и по обществознанию для учащихся 8-11 классов.

На основании Закона «Об образовании» (ст. 28, п. 3, п/п10; ст. 30, п. 2) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности наряду  с типовыми способами оценивания (пятибалльная система), мною разработана собственная система контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, которую я апробирую в течении нескольких лет. Мы с учащимися собираем предметное портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, коммуникативной – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Предметное портфолио состоит из следующих разделов: табель успеваемости по предмету, внешние контрольные работы, олимпиада, научно-практические конференции, конкурсы, чемпионаты. Понятно, что не у каждого ученика такое портфолио постоянно пополняется, однако, есть и достаточно успешные в предмете дети.

На уроках истории предложен коэффициент успешности выполнения  самостоятельных и контрольных работ, который зависит от уровня сложности изучаемого материала.

При этом действует система накопительного балла. Он суммируется по итогам  четверти. Например,

Изучаемая тема

Процент выполнения

Коэффициент успешности

Накопительный балл

1

Повторение в начале года

100-93

92-79

78-59

Менее 58

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

3

2

1

0

2

Россия на рубеже XVI-XVII

100-91

90-75

74-50

Менее 49

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

3

2

1

0

Накопительный балл подсчитывается следующим образом:

предмет

четверть

количество выполненных работ

сумма баллов

оценка

Повторение в начале учебного года

I ч

3

9

6-8

5-3

Менее 3

5

4

3

2

Россия на рубеже XVI-XVII

II ч

2

6

5-4

3-2

Менее 2

5

4

3

2