Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Программа по выявлению способностей обучающихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Программа по выявлению способностей обучающихся

Пояснительная записка

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития способностей учащихся. Роль школы в этом процессе велика. Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в обществе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Программа по выявлению способностей обучающихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.

Наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса, поэтому считаю, что проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предметы «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории и обществознания по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Ожидаемые результаты

* Формирование системы работы по развитию творческих способностей обучающихся;

* Творческая самореализация выпускника школы;

* Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

* Данная программа позволит сформировать систему работы и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа является вариативной: каждый педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

Основные формы урочной и  внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию:

* Учет индивидуальных возможностей учащихся.

* Повышение степени самостоятельности учащихся.

* Расширение познавательных возможностей учащихся.

* Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция «Шаг в будущее», «Банзаровские чтения», заседание открытой кафедры по проблеме, дистанционные олимпиады и чемпионаты с международным участием, открытые региональные межвузовские олимпиады.

*Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

*Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

*Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя:

* Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

* Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

*Развитие творческих способностей учащихся.

Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию:

  1. класс. Подготовительный этап:

* Формирование навыков научной организации труда;

* Вовлечение в активные формы познавательной деятельности;

* Формирование познавательного интереса;

* Выявление способных учащихся.

Формы:

1) Урок

2) Внеклассная работа

3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня

4) НПК исследовательских работ «Первые шаги»

7 класс. Творческий этап:

* Совершенствование навыков научной организации труда;

* Формирование познавательного интереса;

* Творческое развитие учащихся;

* Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

1) Урок

2) Внеклассная работа

3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня

4) Предметные недели

5) НПК исследовательских работ «Шаг в будущее»

  1. классы. Развивающий этап:

* Совершенствование навыков научной организации труда.

* Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

* Формирование исследовательских навыков.

* Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

1) Урок

2) Внеклассная работа

3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня

4) Предметные недели

5) НПК исследовательских работ «Шаг в будущее»

6) Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.

7) Элективный курс «Я - Гражданин».

Универсальные учебные действия

Познавательные общеучебные действия:

* умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

* выделение познавательной цели;

* выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;

* умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

* устанавливать причинно-следственные связи;

* устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные  УУД: 

* умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

* умение выражать свои мысли  полно и точно;

* управление действиями партнера (оценка, коррекция);

* использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:

* целеполагание;

* волевая саморегуляция;

* прогнозирование уровня усвоения;

* оценка;

* коррекция.

Личностные УУД:

* знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

* ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

* осознание ответственности за общее благополучие;

* развитие этических чувств;

* установка на здоровый образ жизни;

*самооценка;

* самоопределение.