Публикации

Тиражирование и диссеминация педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Республики Бурятия АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Материалы республиканских стажировочных площадок по реализации национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»


Внеклассное мероприятие «Российская государственная символика: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Учащиеся 8,9,5,11 классов, Учителя истории и обществознания Максимова Л.А. и Южикова Е.В., МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Цель: воспитание на примере изучения государственной  символики и ее истории патриотизма и гражданственности; развивать интерес  к истории России; воспитывать чувство

гордости за свою страну.

Задачи:

изучение истории происхождения герба, гимна, флага, анализ государственной символики;

формирование устойчивого интереса к истории России;

развивать информационную культуру учащихся;

развивать умения формулировать вопросы и вести диалог

(коммуникативная  компетентность);

использовать при объяснении иллюстративный материал, работать со справочной литературой, выбирать главное (информационная компетентность).

Форма проведения: ролевая игра «Пресс-конференция»

Оборудование: плакат «Государственные символы России звукозаписи: Государственный гимн Российской Федерации ( музыка А.   Александрова, слова С. Михалкова). «Всем Святым в земле Российской просиявшим ...» (музыка Г. Пономарева, слова Жданова — Луценко), «Боже, царя храни!» (музыка А. Львова слова I Жуковского), «Интернационал» (музыка П. Дегейтера, слова Потье), «Патриотическая песня» (музыка М. Глинки);  сообщениям «История герба», «История флага»; репродукция  «Георгий Победоносец».

Цитаты на классную доску:

«Герб и флаг страны отражает историю народу, мечтуСоздателя  и достоинства своих граждан» (М.Монтень).

«...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории предков, такой какой нам Бог её дал» (А.С.Пушкин).

Правила проведения урока (для учителя)

  1. Соблюдать момент импровизации.
  2. Подготовительную работу вести с каждой подгруппой от дельно.
  3. Создать эмоциональный настрой в классе, группе.
  4. Исходить из того, что учитель в ходе этой игры исполняет роль консультанта.

5.        Уделить особое внимание подготовительному этапу.
Этапы подготовки

  1. Определение темы пресс-конференции и распределение ро лей. Обучающимся дают задание (на выбор):

  • изучить справочную, научно-популярную литературу по теме;
  • выделить и определить необходимые понятия;
  • подобрать наглядный и иллюстрированный материал
  • оформить плакаты, представляющие различные периодические издания, написать высказывания, которые послужат эпиграфом всего сценария;
  • сформулировать вопросы, уточняющие и раскрывающие основные проблемы данной темы.
  1. Подготовка ведущего пресс-конференции: помочь подобрать

необходимую литературу, подготовить вступительное слово и

заключение, а также составить «уточняющие» вопросы для  прессы и аудитории.

3.        Классификация поступивших вопросов по проблемам, уточ-
нение формулировок, подготовка музыкального оформления.

4.        Проведение консультаций для различных групп участников.

5.        Домашняя работа: 1) создание видеофильма учащимися о флаге и гербе, отв. Максимова Ирина;

2) создание в программе флэшролика о гербе - Рябов Андрей.

Участники игры.

Группа «Знатоки»

Группа «Пресса»)

Группа «Аудитория»

Историк

Редакторы журналов

Сотрудники НИИ

Искусствовед

Архивариус

Корреспонденты газет Заместитель редактора историко-филологического журнала

Корреспондент   и переводчик американской газеты

Принимают участие в дискуссии    по конкретным вопросам. Подготовить интересный вопрос и задать знатокам или прессе.

•Группа «Знатоки»: историк; редактор историко-публицистического журнала; социолог, сотрудник научного института; искусствовед, сотрудник музея изобразительных искусств; работник исторического архива.

•Группа «Пресса»: собственный корреспондент общественно-политической газеты; заместитель редактора историко-филологического журнала; корреспондент и переводчик ведущей американской газеты; редактор издания для учителей-историков.

• Группа «Аудитория».

Учитель предлагает принять участие в конкурсе на лучший вопрос.

Таблички приготовить.

Ход мероприятия

Музыкальное вступление: Хоперские рассветы «Ой, ты Русь моя»

Мелодия колокольный перезвон — слайды  

Юрий К.

О, Россия! До боли родная страна

Дтя меня ты, Россия, как сердце одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу:

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу!

Алена К. Россия, Русь — куда я не взгляну ...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса горящие от зноя

Люблю навек до вечного покоя ...

Россия, Русь! Храни себя, храни. Слово учителю:

Разрешите открыть пресс-конференцию, тема которой «Российская  государственная символика. История и современность». Современные   государства  имеют  свои отличительные символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство  символов: герб, гимн, флаг. Это триединство начинало складываться  в XIX в. Тогда же символы государственного суверенитета  были закреплены законодательно. Однако это совсем не означает, что гербов или флагов государств не существовало ранее. В России  каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий от другого. Позвольте  напомнить вам текст статьи 70 Конституции РФ. (На вопросы отвечают представители группы «Знатоки».) слайд.

Сегодня группа   Знатоков отвечает на вопрос предо ин «Прессы»

От аудитории мы также ждем вопросов и объявляем мин лучший зрительский вопрос. Напомню несколько простых нр

  • четко формулировать вопрос
  • помнить о толерантном отношении друг к другу. Начинаем пресс-конференцию.

Корреспондент газеты «Израильские новости» - вопрос аудитории «В вашей стране самым важным документом, обладающий  высшей юридической силой, является Конституция. Назовите статью закона о гербе и версии происхождения российского  герба1

Ответ дает редактор журнала «Юность»-

Корреспондент и переводчик ведущей американский «Нью-Йорк тайме» - Что вы знаете о происхождении дну орла? Как появилась печать Ивана III?

Ответ дает историк.

Вопрос задает собственный корреспондент «Российской газеты»:

- Кто такой всадник-драконоборсц? Можно ли считать, что это и есть Святой Георгий? Какие мнения ученых нам известны? Ответ дает сотрудник НИИ, кандидат наук Историко-филологический журнал:

Появление герба, государственных символов нередко связывают с именем Петра 1. Так ли это?

Еще один вопрос по этому поводу:

Где впервые в мире были обнаружены изображения ;иш какого орла? Когда?

Ответ архивариуса.

Журнал? Наших читателей интересует вопрос: Почему после распада СССР никто из независимых государств не использовал символику Советского Союза?

Отвечает социолог.

Ведущий. А сейчас мы дадим возможность задать вопросы аудитории знатокам и прессе. Знатоки - представители НИИ используют слайды в своих ответах.

  1. Как называются науки о гербах, флагах?
  2. Когда в русской историй появились знамена? Как они назывались?
  3. Что вам известно о знаменах Петра 1?

  1. Когда впервые в России появился трехцветный флаг?
  2. Как выглядел Андреевский флаг? Какую роль в истории он сыграл? Почему он так называется?

Ведущий: на данный момент возникли вопросы у прессы по поводу гимна.

Корреспондент газеты «Израильские новости - в моей стране гимн Ха-Тиква существует с 19 века, а мелодия с 16 века, а у России несколько раз менялся гимн в течении нескольких столетий, менялись слова и мелодия.

Расскажите об этом.

Слайды - знатоки

Вопрос из аудитории — Гимн какой страны является одним из самых старых национальных гимнов'' Ответ:

Учитель: государственный гимн (торжественная песнь), так же как флаг и герб, являются официальным символом Российской Федерации. Однако длительное время Россия не имела официально установленного гимна. Сегодня хочется поговорить об этом. Прессу и аудиторию интересует история гимна государства Российского. Вопросы-ответы.

Далее звучит гимн и все встают.

Показ слайдов, звучит песня «Живи страна!» М. Распутина

 Ученик.

Есть белый цвет и есть цвет синий,

И красный - сколько красоты!

В нем белизна твоих буранов И синева твоих озер.

Твои надежды, муки, раны И вечный огневой задор.

Россия - тройка, песня, птица.

Страна с особенной судьбой.

Должна Россия возродиться,

И возродимся мы с гобой.

Ученица

Россия - я твоя росинка. Песчинка малая твоя. Когда метель, то я снежинка, В ручье - я капелька ручья.

Из этих капелек-росинок Большие реки потекли. И если б не было песчинок, Тогда бы не было земли.

Ученик.

Сейчас наша страна переживает не лучшие времена. Утрачиваются  духовные ценности, которыми всегда славилась Русь:  целомудрие, порядочность, гражданственность, гуманность. Но мы верим, что все порочащее нас уйдет в прошлое! Русь возродит былую славу и чистоту! Мы верим!

Заключение.

Учитель: Заканчивается наша пресс-конференция, по про ется история нашей страны, нашего народа. И хоче к и \ она станет достойным продолжением трудного и прскрм наших предков, прославивших Русь, Российскую империю

Очень хочется, чтобы и наше школьное сообщество стало  дружным, сплоченным, ответственным и участливым друг к другу, к человеку, к Родине. Потому что на уважении и любви мир держится и

в веках сохраняются традиции, обычаи, символы Люди одной Земли, одного отечества... не налагает ли это ответствие на то, что происходит в нашем отечестве, не сопричастны ли мы к его судьбе? Потому, наверное, девиз гардемаринов в известном фильме

был - «Судьба и Родина едины!»

Примерные вопросы к пресс-конференции:

  1. Какие версии происхождения российского герба вам известны.
  2. Что вы знаете о происхождении двуглавого орла? Как появилась печать Ивана III?
  3. Кто такой всадник - драконоборец? Можно ли считать, что |то и есть Святой Георгий? Какие мнения ученых вам известны?
  4. Появление герба, государственных символов нередко связывают с именем Петра 1. Так ли это?
  5. Где впервые в мире были обнаружены изображения двуглавого орла? Когда?
  6. Как вы считаете, должен ли меняться герб? Почему он меняется.
  7. Как изменялся герб России после свержения самодержавия?
  8. Почему после распада СССР никто из независимых государств не использовал символику Советского Союза?
  9. В какие моменты поднимается государственный флаг?
  10. Как называются науки о гербах, флагах?
  11. Когда в русской историй появились знамена? Как они назывались?
  12. Что вам известно о знаменах Петра 1?
  13. Когда впервые в России появился трехцветный флаг?
  14. Как выглядел Андреевский флаг? Какую роль в истории он сыграл? Почему он так называется?

1 5. Известно, что в России в качестве государственного флага \ потреблялось черно-желто-белое полотнище. Что это за флаг? Какую роль он играл?

16. Как изменился флаг в период революции 1917 г.? Остался п1 красный флаг в числе государственных символов России?

I 7. Каково значение слова «гимн»?

I 8. Гимн какой страны является одним из самых старых национальных гимнов?

19. Что вам известно о композиторе Алексее Львове, авторе | им па 1833 г. «Боже царя храни»?


  1. Известна ли вам работа поэта В. Брюсова о гимне? О каких принципах построения гимна в ней говорится?
  2. Какую роль в современном российском обществе ш Щ су дарственные символы?

Отвечая на вопросы, «знатоки» используют наглядный материал, прослушивают запись исторических российских гимнов, знакомятся с результатами проведения социологических исследований.

После пресс-конференции ведущий предлагает знатокам определить лучший вопрос «зрительской» аудитории. В заключительном слове учитель подводит итоги занятия.

Литература:

  1. Алексеев Ю. Государь всея Руси. - Новосибирск, 1991.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 4
  3. 1993.
  4. Дегтярев АЛ. История российского флага. - М., 2000.
  5. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного М., 1990.
  6. Иванов К.А. Флаги государств Мира. -М., 1971.
  7. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени  М., 1990.
  8. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1976.

9.        Мамаев К.К. Флаги рассказывают. - Л., 1972.
Ю.Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.
И.Соболева Н.А., Артамонова В.А. Символы России. - М., I

Соболева Н.А. Российская государственная символики М.,2003.