3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня

Лопсан Азияна Альбертовна

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._otkrytyy_urok_po_teme_slovosochetanie.docx98.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет, класс: русский язык, 8 класс

Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока: 

- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов                                                            в словосочетании;

- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

- воспитание ответственности за качество своих знаний.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение словосочетаний, отличие словосочетаний от слова и предложения и способы их выражения;

Личностные: воспитание требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков парной и групповой работы.

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

  1. Технология здоровьесбережения.
  2. Технология коллективного обучения.
  3. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра«Ромашка», самостоятельное заполнение таблицы, разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент.
  1. Психологический настрой.

Учитель:            Здравствуйте, уважаемые гости!

                      Я рада приветствовать Вас в классе нашем,

                                 Возможно, есть классы лучше и краше,

                                 Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                                 Пусть будет уютно и очень легко.

              Ребята, добрый день!

          Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

     Не мешай трудиться!

          Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  1. Индивидуальная работа.

 Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.

  1. Работа в паре.

Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное).

           СИНТАКСИС

СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД

        

Проверка (слайд)

                                    главное слово     зависимое слово

           СИНТАКСИС

                                                    СТРОЕНИЕ

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ

                        ТИП        СЛОВОСОЧЕТАНИЕ          ВИД

        

именное    глагольное    наречное             согласование   управление   примыкание)

  1. Обобщение и систематизация знаний.
  1. Проблемная ситуация. Работа в паре.

Учитель: Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

Ученики: В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

Волк бурый

x

Обращение к людям

 

Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

Служит верно

x

Обратиться смело

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

                        x

Слишком громко

                     x

Очень понятно

Главное слово выражено наречием

                Виды именных словосочетаний

                  x                                                    x

Существительное +  Прилагательное – волк бурый

         x                x

Существительное + существительное – обращение к людям

                 Виды глагольных словосочетаний

        x        x

Глагол + существительное – служит верно

      x        x

Глагол + наречие – обратиться смело

Виды наречных словосочетаний

        x        x

Наречие + наречие – слишком громко

  1. Игра «Ромашка»

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание с использованием национально-регионального компонента (отрывки из стихотворений тувинского писателя, общественного деятеля, основоположника якутской тувинской литературы: Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.

1-ый лепесток:

Все сложи, не упусти,

В сумку чернокожую,

Трудолюбье захвати,

Радость в школу – тоже.

Ученик: Согласование: отчий край, необъятный край, смелым вырастай, сильным вырастай, управление: озарен звездой, звездой рассвета, тучи зла, развеять тучи.

2-ой лепесток:

Полюби свой школьный труд,
Презирай безделье.
Вон товарищи идут –
Другом будь и верь им!

Ученик: Согласование: якутский народ, мою песню, среди ясного дня, управление: споет песню, вспоминая меня.

3-ий лепесток:

Золотой, весенний луч
Выглянул из сонных туч,
По оконцу пробежал,
«Мальчуган, вставай!» - сказал.

Ученик: Согласование: тревожные дни, бурные дни, примыкание: смело идем, управление: идем в наступленье, богатеев сметем, с пути сметем, сбросим ярмо, ярмо угнетения.

4-ый лепесток:

Над тобой в который раз
День расправил руки.
Приглашают в светлый класс
Знания, науки

Ученик: Согласование: верную винтовку, смертельный свист, сраженный коммунист, вражьей пулей, сраженный пулей, управление: свист свинца, свист над головой, примыкание: падает неловко, падает навзничь, падает внезапно.

5-ый лепесток:

Мальчишка сладко позевал,
С постели неохотно встал,
За двери выскочил – глядит:
Заря рассветная горит!

Ученик: Согласование: неугасимые костры, по тернистым тропкам, по всем тропкам, бедственной жизни, управление: жизни земли

  1. Индивидуальная работа по карточкам (таблица)  

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

      Здание эл_ватора, легкое пр_к_сновение, к_сательная к окружности, _десь не курят, качественное прил_гательное, ра_пространенное пр_дл_жение, пр_гласить на танец, пр_дл_гать помощь, пр_спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост_новка, наш пр_подаватель, пр_клонный возр_ст, пр_клонить к_лена, пр_имущество в игре, пр_ехал пр_смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр_одолеть пр_пятствия, его сб_режения, бежал не огляд_ваясь, т_рпеть молча.

Физминутка

IV. Закрепление материала.

  1. Разминка «Веришь ли ты?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

Веришь ли ты, что…

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.

V. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картину В.М.Васнецова . Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся.

        

VIII. Рефлексия урока.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

  • Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Устно

Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»

Домашнее задание:

Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова . Задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.