3.4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня

Лопсан Азияна Альбертовна

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_teplyy_hleb.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Цель урока: осознание идейного содержания сказки, совершенствование навыков анализа художественного текста, закрепление знаний по русскому языку.

Задачи урока:

обучающие: обучать навыкам осмысления художественного текста, расширить знания обучающихся о реальности и творческом вымысле в художественном произведении,  углубить и расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствовать навык грамматического разбора.

развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей;

воспитательные: воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

Словарная работа: добро, зло, теплый.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. Участие в постановке темы, целеполагание.
  2. Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом.
  3. Умение формулировать вопросы для внимательного читателя.
  4. Размышления над проблемными вопросами и ситуациями.
  5. Работа в парах.
  6. Коллективная работа – составление кластера.

Деятельность учителя на уроке:

  1. Направление в целеполагании.
  2. Направление в овладении знаниями.
  3. Контроль над выполнением заданий.
  4. Стимулирование учебной деятельности.

 Ход урока

 «Сумел ошибиться – умей и поправиться»

Народная пословица

  1. Побуждение.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Давайте с вами посмотрим на слайд. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на фотографию? (отвечают учащиеся: холод). А теперь на вторую фотографию посмотрим.

- Возьмите друг друга за руки. Что чувствуете? (примерный ответ учащихся: тепло) Тепло, добрые отношения.

- Вот какие слова у вас ассоциируются со словом добро? (теплота и т.д.) «Помощь» можно отнести к слову добро? Чуткость? Забота? Любовь? Милосердие? (учитель прикрепляет к доске слова)

- Какие слова у вас ассоциируются со словом зло? (примерный ответ учащихся: примерные ответы учащихся: ложь, гнев, зависть, ненависть) Безразличие отнесем? Равнодушие? То, что мы увидим как раз у нашего нового героя. Бессердечие? Эгоизм (себялюбие)? Это все зло. Это как раз все то, что можно относить к нашему герою.

Что вы чувствуете?

2. Сообщение темы, цели и задач урока

- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока «Константин Георгиевич Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки». Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова? (Осмысление эпиграфа к уроку, комментарий учащихся)

- На основе эпиграфа какие цели сегодня поставим? Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька. Также сегодня на уроке мы обсудим сказку Паустовского «Тёплый хлеб». Скоро мы будем отмечать великий праздник Победы. Действие сказки Паустовского происходит в годы гражданской войны, но была написана в 1954 году после 9 лет великой Победы на кровополитной Великой Отечественной войне.

3. Изучение темы.

- Знакомство с Паустовским продолжаем, так как вы в четвертом классе изучали его произведение «Корзина с еловыми шишками». Кто прочитает биографию писателя? (читает 1-2 учащихся)

- А теперь внимательно будем слушать аудиозапись и следить за текстом. Затем каждый человек будет читать по предложению.

АУДИОЗАПИСЬ И ЧТЕНИЕ.

- Значение каких слов вам неизвестно? Смотрим на слайд. Как ни странно, но имя Фильки означает «любитель коней». Запишите слова в тетрадь.

4. Закрепление

На ваших партах есть карточка, будем ее заполнять вместе.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали,   лопались»

                     2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

Физминутка (несколько движений)

Парный мозговой штурм

  • Звуки: каркали, завыл…
  • Цвет: черная вода, небо зазеленело…
  • Движение: таял и выпадал снег, вороны толкались…
  1. Итоги, выставление оценок, домашнее задание

- А почему сказка называется «Теплый хлеб»?

- Можно ли ей дать другое название? Какое?

- Объясните смысл слова «теплый»? (близкий, добрый, горячий и т. д.) (слайд 16)

- А какие значения подходят нашей сказке?

- Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?

- А может ли быть холодным хлеб?

- Как может быть холодным человек, сердце?

- Какие смыслы имеет название? (слайд 17)

(1. Отношение к хлебу, именно теплый хлеб помог подружиться коню и мальчику;

2. Нельзя быть холодным, злым, равнодушным по отношению к другим).

- Запишите домашнее задание - Сегодня за активную работу получают «5»:….. «4»:…… Остальные сдаем работы, по их результатам поставлю вам оценки.

  • Нарисовать иллюстрацию к сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
  • Объясните слова и выражения, использованные Паустовским, и включите их в свой пересказ:

    вороной конь —
    спелая рожь —
    скорый на работу —
    в воздухе висел дым —
    тёплый серый день —
    злорадный окрик —
    неминучая смерть —
    нашкодил —
  1. Рефлексия

- Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат листочки-лучи двух цветов- желтого и синего. С чем у вас ассоциируется желтый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем листочки-лучи.

- Всем спасибо за урок, желаю вам солнечного настроения!