Муниципальный этап конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков - 2016"

Лопсан Азияна Альбертовна

Конкурсные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.43 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx749.17 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои методические находки» 
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 г. Ак-Довурак

Лопсан Азияны Альбертовны

В чьих руках ключи от детства?

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать

взрослыми, надо принимать их как повторение

своего детства, чтобы совершенствоваться самому,

надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть

гуманным педагогом.

Ш. А. Амонашвили

Слова, сказанные Ш.А. Амонашвили, напоминают мне мою первую учительницу – Донгумек Анюту Адыг-ооловну. Она умела видеть мир нашими глазами, глазами маленьких ребятишек, прививала любовь к знаниям, учила нас мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - чувствовать.

Преподаю русский язык и литературу в классах разного уровня развития и разной учебной мотивации, что позволяет проявить, прежде всего, дифференцированный подход и разные методики преподавания. Принимая любого ученика, прежде всего, ориентируюсь на его самооценку и уровень его притязания, поскольку считаю это одним из важных стимулов мотивированности и успеха в обучении. К каждому ученику найти индивидуальный подход и подготовить задание соответствующего уровня, каждого вовлечь в процесс получения знаний – задача личностно-ориентированного обучения, которую поставила себе.

На уроках использую обучение в сотрудничестве: это и командная и групповая работа, обучение в парах, интерактивные методы, которые позволяют повышать мотивацию и интерес к предмету. С увлечением принимаем участие в различных конкурсах.

Большая награда для каждого учителя – радость познания и открытия на каждом уроке, а еще победы учеников на конкурсах и их успехи на экзаменах. И когда ученик сам нашел интересный материал, решил тестовые задания, я довольна – цель достигнута – ему интересно познавать и учиться.

Усердно стараюсь проводить уроки так, чтоб ученикам на моих занятиях не было скучно, чтоб проводимые мною уроки отличались системностью, последовательностью, неповторимостью, все свои методические находки стремлюсь реализовать на уроках. Чтобы найти подход к каждому ученику, и чтобы было увлекательно на занятиях, учащимся предлагаю посильные задания: «сильным» - нестандартные, увлекательные и при этом достаточно сложные задания; «средним» - карточки, тестирования, различные упражнения; «слабым» - работа по аналогу, предложенным эталонам. Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других, считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Учитель занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации. При этом ребята учатся общению, умению находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидирующих. 

Задания нужно давать так, чтобы они не повторялись, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка можно начинать уже в пятом классе. От работы в парах (взаимопроверка, взаимодиктант и т.д.) до работы в группах сменного состава.          

Я увидела на практике, что интерактивные методы позволяют учащимся находиться в режиме диалога, они ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и между собой, позволяют активизировать учащихся в процессе обучения. Интерактивными методами можно пользоваться не только на этапе закрепления, но и на этапе получения знаний. В классе меняется атмосфера, появляется дух взаимоуважения и доброжелательности. Эти методы дают возможность для роста учителя: ведь для этого нужна работа по плану: 

  • подбор методов и средств в зависимости от возраста и подготовленности учащихся;
  • в процессе работы нужно создать такую атмосферу, чтобы учащиеся выполняли задание вдумчиво, а не механически;
  • учитывать способности учащихся. 

       Интерактивные методы позволяют обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный подъем. Тогда даже скучные школьные сочинения становятся источником творческого вдохновения.
        Думаю, каждый учитель хочет быть и востребованным, и уважаемым, но, размышляя о своем предназначении, необходимо помнить, что имеем мы дело с сердцами и душами маленьких детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков - 2016 Конкурсное задание «Методический семинар» Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы Лопсан Азияна Альбертовна, учитель русского языка МБОУ СОШ № 2 г. Ак-Довурак

Слайд 2

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта  внедрение новых ФГОС;  курсовая подготовка;  изучение опыта коллег;  изучение литературы по теме;  мониторинг собственного опыта .

Слайд 3

Актуальность темы В классах, где преподаю уроки русского языка и литературы, есть разные ребята, у всех различный характер, уровень обученности , даже тип восприятия: « аудиалы », « визуалы » и « кинестетики ». Вопросы: 1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении? 2. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником

Слайд 4

Обоснование выбора технологии Среди множества технологий выбрала именно технологию дифференцированного обучения, так как дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным восприятием и уровнем способносте й: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Слайд 5

Цель и задачи Цель : организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей Задачи: создать разнообразные условия обучения для различных классов с целью учета особенностей их контингента; увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее; помочь ученику поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Слайд 6

Средства достижения цели дифференцированный подход к обучению а удиозаписи презентации просмотр видеофильмов разноуровневые задания и упражнения

Слайд 7

Дифференциация по: а ) степени самостоятельности учащихся; б) характеру помощи учащимся; в) форме учебных действий.

Слайд 8

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (группа А) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (группа Б) и высоким (группа В) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Слайд 9

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся: усложнение материала; увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению); выполнение упражнения в дополнение к основному заданию.

Слайд 10

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся . Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Слайд 11

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет: ✓ иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его; ✓ изучать и знать общую готовность учащихся к восприятию конкретного учебного материала; ✓ предвидеть затруднения, которые могут возникнуть при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий; ✓ использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания; ✓ постоянно анализировать эффективность дифференцированного обучения; ✓ иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках; использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; на всем протяжении обучения; дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

Слайд 12

Приемы приемы обратной связи с учеником на уроке: опрос по цепочке, тихий опрос, ответ у доски, щадящий ответ (ученики задают друг другу по 5 – 10 вопросов); приемы письменного контроля : фактологический диктант, выборочный контроль, тренировочная контрольная работа, блиц –контрольная, релейная контрольная работа; приемы повторения на уроке: своя опора, повторяем с контролем, свои примеры, опрос – итог.

Слайд 13

Результат работы по технологии дифференцированного обучения Учащиеся учатся с удовольствием и интересом, справляются с упражнениями и заданиями

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Всероссийский мастер-класс учителей родного, включая русский, языков – 2016

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Лопсан А.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 г. Ак-Довурак

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы»

Я – учитель русского языка и литературы. В чем суть моей работы в сегодняшнем двадцать первом веке, когда время устремляется все вперед? Думаю, главное – обеспечить хорошие стартовые возможности для самореализации моих учеников. Что для этого необходимо? Инициативность, предприимчивость, способность мыслить нестандартно и находить необычные решения, готовность учиться и вера в себя.

А как нам, учителям и педагогам, можно создать условия для формирования этих качеств у своих учеников? Главным ориентиром для решения этой проблемы являются Федеральные государственные образовательные стандарты.

(Слайд 2) Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

(Слайд 3) Актуальность темы обусловлена тем, что в классах, где преподаю уроки русского языка и литературы, есть разные ребята, у всех различный характер, уровень обученности, даже тип восприятия: «аудиалы», «визуалы» и «кинестетики». В ходе преподавания возникли следующие вопросы:

1. Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

2. Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником?

(Слайд 4) Поэтому среди множества технологий выбрала именно технологию дифференцированного обучения, так как дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным восприятием и уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

(Слайд 5) Исходя из задач ФГОС и особенностей моих учеников, поставила себе следующую цель: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, то есть на уровне его возможностей и способностей.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • создать разнообразные условия обучения для различных классов с целью учета особенностей их контингента;
  • увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее;
  •  помочь ученику поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

(Слайд 6) Средства достижения цели: дифференцированный подход к обучению, аудиозаписи, презентации, просмотр видеофильмов, разноуровневые задания и упражнения.

(Слайд 7) Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, дифференцировать можно по:

     а) степени самостоятельности учащихся;

     б) характеру помощи учащимся;

     в) форме учебных действий.

  Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. 

     (Слайд 8) 1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

     Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

     К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

     К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

     Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (группа А) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (группа Б) и высоким (группа В) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

    (Слайд 9) 2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

     Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение материала;
  • увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению);
  • выполнение упражнения в дополнение к основному заданию.

    (Слайд 10) 3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

    Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

     Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

(Слайд 11) Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:

  иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его;

 изучать и знать общую готовность учащихся к восприятию конкретного учебного материала;

  предвидеть затруднения, которые могут возникнуть при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий;

  использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;

 постоянно анализировать эффективность дифференцированного обучения;

 иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках; использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; на всем протяжении обучения; дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.

(Слайд 12) На уроках можно использовать еще и такие приемы:

- приемы обратной связи с учеником на уроке: опрос по цепочке, тихий опрос, ответ у доски, щадящий ответ (ученики задают друг другу по 5 – 10 вопросов);

- приемы письменного контроля: фактологический диктант, выборочный контроль, тренировочная контрольная работа, блиц –контрольная, релейная контрольная работа;

- приемы повторения на уроке: своя опора, повторяем с контролем, свои примеры, опрос – итог.

(Слайд 13) Результат работы по технологии дифференцированного обучения: учащиеся учатся с удовольствием и интересом, справляются с упражнениями и заданиями.