Публикации

Непомнящих Татьяна Николаевна

Публикации в печатных и онлайн-изданиях повышают проффессиональное мастерство, педагогический талант, увеличивают  популярность и узнаваемость, подтверждают экспертность, дают трафик в  соцсетях и выводят  имя в поисковую выдачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon https://nsportal.ru/node/add/book1.53 МБ
Microsoft Office document icon https://nsportal.ru/node/add/book54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

К приказу МБУ «Методический центр»

№ 18 от 26.02.2019 г.

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 «Системно-деятельностный подход

как методологическая основа

федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»

в рамках реализации дорожной карты

Территориально-ресурсного центра  «Школы нового поколения»

на территории города Тулуна Иркутской области на 2018-2019 уч. гг.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход  от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандартов второго поколения, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

  • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Как же построить учебное  и внеучебное занятие, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход?

Цель: поддержка педагогических инициатив, распространение актуального педагогического опыта работы, педагогических практик  в вопросах реализации стратегических направлений системно-деятельностного подхода.

Задачи:

  • обобщение и  распространение актуального педагогического  опыта в вопросах реализации стратегических направлений системно-деятельностного подхода;
  • содействие повышению и совершенствованию методического уровня педагогов;
  • создание условий для обмена опытом успешной педагогической деятельности.

Дата: 16 марта 2019 г.

Место проведения: МБОУ города Тулуна «СОШ № 25»

Время

МЕРОПРИЯТИЕ

Место

Модератор

9.30.-10.00

Регистрация участников

Фойе

10.00-10.30

Открытие

научно-практической конференции

Актовый зал

Ходацкая О.А.

Шардакова Л.Е.

Грищенко М.В.

10.30-11.00

Пленарное заседание

«Формы и методы обучения в рамках системно-деятельностного подхода»

Актовый зал

Грищенко М.В.

11.00-12.30

РАБОТА СЕКЦИЙ  

Кабинеты

Модераторы