Методические материалы

Хмелёва Елена Сергеевна

Методические указания по выполнению и защите курсовых работ для студентов 2 курса  по специальности 080114

“Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”

 

                                                                                                                         по дисциплине: “ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)”

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

          Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)».

   Основными целями курсовой работы являются:

1)     определение степени усвоения студентом понятий и категорий экономики организации (предприятия);

2)     раскрытие содержательной характеристики выбранной темы;

3)     рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций;

4)      проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы.

а) выбор темы;

б) разработка рабочего плана. В своем законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание (структур) курсовой работы, отражающее все существенные вопросы выбранной темы;

в) сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в которой могут вноситься только отдельные уточнения и изменения и который подлежит окончательному оформлению. Оформленная курсовая работа выносится на защиту;

г)  формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

д) оформление курсовой работы;

е) рецензирование научным руководителем.

В настоящих методических указаниях содержатся конкретные рекомендации по каждому из этапов выполнения курсовой работы. Это должно дать возможность студентам избежать наиболее распространенных ошибок, выполнять работу в соответствии с единообразными требованиями, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу.

   Обязательным элементом подготовки курсовой работы является консультирование студентов преподавателем.

         В ходе консультации преподаватель:

   - дает рекомендации о привлечении дополнительных материалов, необходимых для правильного раскрытия темы;

   -   согласовывает рабочий план курсовой работы;

   -  дает указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант курсовой работы (как по оформлению, так и по тексту).

         Цикловая комиссия осуществляет  организацию защиты курсовых работ в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.

 

Методические указания являются основным регламентирующим документом  по выполнению курсовой работы и отступления от содержащихся в них требований не допускаются.

 

2.ВЫБОР ТЕМЫ

   Данный этап очень важен при подготовке курсовой работы. Очень часто студенты к его выполнению относятся достаточно формально, что является серьезной ошибкой.

   При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1.                 Весь учебный курс по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» представляет собой совокупность конкретных тем, которые все связаны между собой. У каждой темы есть непосредственно связанные с ней вопросы, и по этому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне знаний студента всего учебного материала по данной дисциплине. Только это позволит ему объективно сравнивать предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор.

2.                 По степени сложности темы, входящие в состав дисциплины «Экономика организации (предприятия)», существенно не отличаются друг от друга.  Любая тема для своего полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий. При этом нельзя не учитывать, что степень усвоения той или иной темы у студента может быть различной. Какие-то темы вызывают у студента больший интерес, представляются ему более понятными.

3.                 Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора,  анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно эту тему и следует выбрать.

4.                 При выборе темы следует понимать, что каждая из тем представляет собой ту или иную экономическую проблему, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок – понимание курсовой работы, как простого изложения различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, и это должно учитываться при выборе темы.

5.                 При выборе темы студенты должны соблюдать следующие обязательные требования:

5.1            Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов одной учебной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименовании темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

5.2            Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем курсовой работы. Руководитель расписывается в бланке «Задания на выполнение курсовой работы», что является подтверждением согласования темы.

Общий перечень выбранных тем (с фамилией студентов, выполняющих

 курсовые работы) утверждаются на заседании цикловой комиссии.

6.           Выполнение курсовой работы без назначения научного руководителя не допускается.

   Вопросы о месте, времени и порядке консультирования решаются научными руководителями со студентом в рабочем порядке.    

 

3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА

 

  1. Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

         При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности изучаемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций – применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т.п.)

         Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы, когда студент сосредотачивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран; или наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщения и выводы.

         Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономика организации (предприятия) постоянно обновляется, многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономики, и это должно найти свое отражение в рабочем плане.

  2.Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

-  состав разделов (глав, пунктов) курсовой работы;

- основное содержание разделов, т.е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логической взаимосвязи разделов.

 

 Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен

правильно, а переходы  от раздела к разделу никак не обоснованы. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов. При подготовке рабочего плана студент должен использовать опыт составления структурно – логических схем: рабочий план можно рассматривать, как развернутую структурно – логическую схему по выбранной теме.

  3.Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономики организации (предприятия) должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

  3.1 Вводная часть. В ней обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем. Желательно, чтобы было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Помимо этого во введении должна обосновываться структура курсовой работы.

  3.2 Теоретическая часть. В теоретической части должны отражаться  вопросы: краткого исторического обзора по выбранной теме. Содержание этого подраздела должно показать, как формировалась теория по конкретному вопросу:

- взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами  экономики организации (предприятия);

- содержание того экономического процесса, который является предметом исследования.

         Следует избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.

  3.3 Аналитическая часть. Назначением аналитической части является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления). Если в теоретической части основное внимание должно быть уделено рассмотрению темы в целом, то в аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

          При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части курсовой работы. Если тема достаточно обширна, то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу.

        

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит «привязки» к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части.

Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики России, рассматриваются как недостаток курсовой работы.

  3.4 Заключительная часть. В этой части студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

  3.5 Теоретическая и аналитические части представляют собой (отдельные) главы курсовой работы, название которых студент определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено.

         Вводная часть называется «Введение», заключительная часть - «Заключение».

  4.Рабочий план составляет студентом самостоятельно. Рекомендуемый объем рабочего плана – 1-2 стр. рукописного текста. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько разделов (пунктов) будет в составе теоретической и аналитической части и как они будут называться.

         Подготовительный рабочий план согласовывается с научным руководителем.      

 

4.СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

   1. Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются:

а) учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части курсовой работы;

б) специальная литература – научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме. Могут подбираться студентом самостоятельно, а также рекомендоваться научным руководителем;

в) публикации в специализированных периодических изданиях («Коммерсант», «Эксперт», «Деньги», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и т.п.).

г) фактические данные о работе отечественных и/или зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако, их наличие рассматривается как положительная черта курсовой работы и учитывается при защите.

   2. Необходимо очень осторожно подходить к использованию в качестве источников неспециализированных периодических изданий (журналов и газет), т.к. аналитический подход к экономическим явлениям в большинстве из них отсутствует.

  

Нежелательно использовать при написании курсовой работы источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные.

   3. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда даже противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.   В этом случаи студент обязан отразить в

курсовой работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

   4. Следует избегать двух распространенных ошибок при подборе материалов. Первая, - когда всю курсовую работу пишут на основании только одного источника. Вторая, - когда пытаются использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве курсовой работы.

         Рекомендуется для написания курсовой работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительнее ориентироваться на отечественных авторов, поскольку:

  - зарубежные переводные учебники несколько устарели по представленному в них практическому материалу;

  - отечественные учебники содержат много данных и вывод об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия большинства тем.

Общее количество использованных при написании курсовой работы источников не должно быть меньше пяти.

   5. В качестве источников при написании курсовой работы по темам, связанными с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно – правовые акты (законы, постановления и т.п.)

   6. Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст курсовой работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

   7. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования. Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант курсовой работы.

При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

  а) не допускается сплошное цитирование используемых источников. Разумеется, в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно;

  б) обработанный материал должен соответствовать установленным требованиям к объему курсовой работы (см. раздел 5);

  в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержаться несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в курсовой работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать сделав соответствующий вывод.

 

  8. Результаты обобщения (предварительный вариант курсовой работы) обсуждается студентом с научным руководителем. По результатам обсуждения 9

может быть принято решение о необходимости дополнительного обобщения материалов по конкретным вопросам. Результаты обобщения могут содержать дискуссионные моменты, изложение мнения самого студента, частично не совпадающее с тем, что он обнаружил в источниках.

Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются продолжительной чертой курсовой работы (естественно, при наличии соответствующего обоснования).

   9. Целесообразно указывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковать» конкретные источники с разделами курсовой работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежать односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

 

5. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

           Курсовая работа должна соответствовать требованиям по содержанию и оформлению.

           Курсовая работа должна быть сдана в машинописном виде (на пишущей машинке или на компьютере, или в рукописном варианте).

  - левое поле – 30 мм;

  - правое поле – 10 мм;

  - верхнее и нижнее поля – по 20 мм.

         Содержание работы (номер раздела, название раздела и номер страниц, на котором он начинается) и список литературы оформляются на отдельном листе.

          Каждый раздел курсовой работы (введение, каждая глава, заключение) начинаются с новой страницы. Каждый самостоятельный раздел нумеруется и озаглавливается аналогично тому, как это сделано в «Содержании».

           Титульный лист, содержание и список литературы в объем курсовой работы не входят.

          Образец оформления титульного листа приведен в приложении.

           При выполнении курсовой работы не разрешается использовать только текстовый материал. В курсовой работе должны содержаться 2-3 рисунка (схемы, графика) и необходимые формулы, которые располагаются непосредственно в тексте. Рисунки должны быть выполнены разборчиво и при необходимости иметь поясняющие надписи.

         Список литературы располагается непосредственно за последним листом основного текста, т.е. после раздела «Заключение».

         Список литературы должен содержать перечень всех источников, использованных при написании курсовой работы. Они должны располагаться в алфавитном порядке (по первой букве первого слова, т.е. фамилия  автора).

          Все источники в перечне нумеруются.

 

 Для каждого источника указываются:

  - фамилии и инициалы автора (авторов);

  - полное название книги, статьи;

  - название журнала или сборника статей (для статей);

  - название города (Москва и Санкт-Петербург – сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные полностью);

  - название издательства (если имеется в выходных данных) – для книг,

  - год издания (для статей – номер журнала и год).

         Помимо основного текста курсовая работа может содержать приложения. В

качестве приложения целесообразно оформлять документы (части документов), содержащие фактические данные о работе конкретных предприятий, которые иллюстрируют основное содержание курсовой работы (например, части бухгалтерского баланса, формы статистической отчетности и т.п.). В этом случаи в основном тексте в необходимых местах должны содержаться ссылки: «см. приложения».

          Приложение располагается непосредственно за списком литературы. На первом листе приложенных документов в верхнем правом углу пишется слово «Приложения».

           Курсовые работы, содержащие грубые нарушения правил оформления к защите к защите не допускаются.

 

6.ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

           Защита курсовой работы проводиться преподавателем.

           Обязательным условием допуска к защите является наличие положительной рецензии.

           Защита является одним из составных элементов выполнения курсовой работы и ее результаты влияют на итоговую оценку. При условии хорошей защиты рекомендуемая оценка, содержащаяся в рецензии, может быть повышена, а при неудовлетворительной – снижена.

          Если студент выступает на защите неудовлетворительно, то ему должны быть заданы дополнительные вопросы по теме курсовой работы. В случае если и на дополнительные вопросы студент не дает удовлетворительных ответов, ему назначается повторная защита.

          Результаты защиты оформляются ведомостью, преподавателем.

          Критериями оценки защиты являются:

  -  полнота раскрытия темы;

  - логичность изложения (правильное сочетание основных и вспомогательных вопросов, их взаимосвязь);

  - правильность используемой лексики (точное употребление понятий и терминов, отсутствие бытовых выражений и т.п.);

  -  отсутствие ненужных подробностей, повторов;

  -  умение четко формулировать выводы.

         Студентам рекомендуется предварительно подготовиться к защите, соста

7.ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ К ИЗУЧЕНИЮ

 

1. Предприятие, фирма, отрасль в условиях рынка.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

3. Издержки производства и реализации продукции.

4. Планирование деятельности предприятия.

5. Формирование производственной программы предприятия.

6. Организационно-правовые формы хозяйствования.

7. Ценообразование и ценовая политика предприятия.

8. Основные фонды предприятия, их экономическая сущность, пути повышения их эффективности.

9. Оборотные средства, их классификация, основные направления рационального использования.

10. Либерализация цен и инфляция в переходный период, причины резкого роста цен и развития инфляции.

11. Специализация, кооперирование и комбинирование производства.

12. Роль малого бизнеса в экономике страны.

13. Оценка эффективности производства и качества продукции.

14. Система управления предприятием.

15. Хозяйственный риск в деятельности предприятия.

16. Менеджмент как система управленческих решений.

17. Маркетинг как основа исследования рыночного хозяйства.

18. Прибыль, рентабельность как основные показатели эффективности.

19. Кадры предприятия, их классификация  и структура.

20. Научная организация труда: содержание и основные направления.

21. Сущность и организация нормирования труда.

22. Производительность труда как показатель эффективности труда.

23. Инвестиционная деятельность предприятия.

24. Себестоимость продукции и прибыль предприятия.

25. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

26. Рынок труда, трудовые отношения, занятость.

27. Налоги и налоговая система. Виды налогообложения.

28. Оперативно-производственное планирование и регулирование работы предприятия.

29. Проблемы конкуренции в современных условиях.

30. Макроэкономическая нестабильность, безработица и инфляция.

31. Производственная мощность предприятия.

32. Материально-техническая база предприятия и проблема ее обновления в условиях рынка.

33. Тема по выбору студента.

 

 

1.Предприятие, фирма, отрасль в условиях рынка.

   - предприятие как первичное звено экономической системы;

   - основные формы предприятий;

   - признаки предприятия;

   - фирма, отрасль их значение и сущность;

   - основные экономические показатели деятельности предприятий;

   - функционирование предприятий в рыночных условиях.

2.Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

   - сущность и признаки предпринимательства;

   - условия развития предпринимательства;

   - формы организации предпринимательской деятельности;

   - полное товарищество;

   - смешанное товарищество;

   - общество с ограниченной ответственностью;

   - акционерное общество;

   - государственная форма предпринимательства;

   - фирма, отрасль их сущность;

   - бизнес и его составляющие;

   - права и обязанности предпринимателя;

   - предпринимательская структура.

3.Издержки производства и реализации продукции.

   - издержки предприятия, их сущность и структура;

   - сущность и классификация издержек;

   - постоянные и переменные издержки производства;

   - определение предельных издержек производства;

   - основные направления снижения издержек производства;

   - формирование себестоимости продукции.

4.Планирование деятельности предприятия.

   - сущность и виды планирования

   - бизнес-план – основа создания предприятия

   - коммерческий расчет предпринимательства

   - коммерческая тайна

5. Формирование производственной программы предприятия.

   - производственная программа предприятия: методы измерения и показатели;

   - разработка  производственной программы предприятия и подразделений;

   - незавершенное производство и заделы предприятия;

   - спрос как предпосылка формирования производственной программы;

   - взаимосвязь производственной мощности и производственной программы;

   - анализ выполнения производственной программы;

   - управление сбытом продукции.

6. Организационно-правовые формы хозяйствования.

   - хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);

   - хозяйственные общества, их отличительные черты;

   - производственные кооперативы (артель);

   

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

7. Ценообразование и ценовая политика предприятия.

   - роль цен в управлении предприятием;

   - ценовые стратегии: виды, выбор;

   - ценовая система, виды цен, их классификация;

   - ценообразование, методы ценообразования;

   - определение цены и их классификация;

8. Основные фонды предприятия, их экономическая сущность, пути повышения их эффективности.

   - основные фонды предприятия;

   - классификация, учет и оценка основных фондов;

   - износ и амортизация основных фондов;

   - воспроизводство основных фондов;

   - аренда и лизинг имущества;

   - показатели эффективного использования основных фондов.

9. Оборотные средства, их классификация, основные направления рационального использования.

   - экономическая сущность, состав и структура оборотных средств предприятия;

   - классификация, учет и оценка оборотных средств;

   - определение потребности в оборотных средствах;

   - показатели эффективного использования основных фондов;

   - нормативная база предприятия и пути ее совершенствования;

   - значение и пути снижения материалоемкости продукции.

10. Либерализация цен и инфляция в переходный период, причины резкого роста цен и развития инфляции.

   - система ценообразования на предприятии

   - цена и ее сущность

   - виды и функции цены

   - инфляция, ее формы и сущность

   - причины и последствия инфляции

   - государственная антиинфляционная программа  

11. Специализация, кооперирование и комбинирование производства.

   - сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства;

   - экономическая эффективность специализации и кооперирования производства;

   - формы, показатели  уровня комбинирования производства;

   - экономические аспекты комбинирования производства.

12. Роль малого бизнеса в экономике страны.

   - сущность и основные признаки предпринимательства;

   - субъекты и формы предпринимательской деятельности;

   - механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

 

13. Оценка эффективности производства и качества продукции.

   - качество продукции: характеристика, показатели;

   - система управления качеством продукции, работ и услуг на предприятии;

   - конкурентноспособность продукции, ее сущность и методы определения;

   - экономическая эффективность повышения качества продукции;

   - стимулирование повышения качества продукции.

14. Система управления предприятием.

   - управление предприятием: механизм, функции;

   - управленческие технологии: типы и характеристика;

   - организационные структуры управления предприятием, их характеристика.

15. Хозяйственный риск в деятельности предприятия.

   - понятие и методы хозяйственного риска;

   - экономические пределы риска;

   - управление риском;

   - методы измерения риска.

16. Менеджмент как система управленческих решений.

   - сущность менеджмента

   - управленческие решения

   - функции менеджмента

   - организационная структура предприятия

   - стадии процесса принятия управленческих решений

   - уровни аппарата управления

   - совершенствование управления в современных условиях

17. Маркетинг как основа исследования рыночного хозяйства.

   - сущность, значение, функции и принципы маркетинга

   - система маркетинговых исследований и маркетинговой информации

   - исследования потребительских рынков и поведения покупателей

   - рыночное ценообразование

   - планирование и контроль маркетинговой деятельности

18. Прибыль, рентабельность как основные показатели эффективности

   - доход предприятия, его сущность и значение

   - прибыль как мера эффективности работы предприятия

   - финансовое обеспечение деятельности предприятия

   - рентабельность производства

19. Кадры предприятия, их классификация  и структура.

   - кадры предприятия: структура, управление;

   - производительность труда: определение, показатели;

   - планирование производительности труда;

   - планирование численности работников;

   - бюджет рабочего времени, эффективное использование рабочего времени.

20. Научная организация труда: содержание и основные направления.

   - совершенствование форм разделения труда;

   - улучшение организации и обслуживания рабочих мест;

   - рационализация приемов и методов труда;

   - улучшение подготовки и повышение квалификации кадров;

   - улучшение условий труда;

   - укрепление дисциплины труда;

   - организация труда руководителей и специалистов.

21. Сущность и организация нормирования труда.

   - основы нормирования труда на предприятии;

   - нормирование труда, классификация затрат рабочего времени;

   - методы изучения затрат рабочего времени;

   - методы нормирования.

22. Производительность труда как показатель эффективности труда.

   - методы измерения и планирования производительности труда;

   - сущность, показатели и методы измерения производительности труда;

   - пути повышения производительности труда;

   - соотношение темпов роста производительности труда и темпа роста средней заработной платы.

23. Инвестиционная деятельность предприятия.

   - экономический смысл обоснования инвестиций;

   - инвестиционная деятельность предприятия;

   - основы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта;

   - финансовая оценка и экспертиза инвестиционного проекта.

24. Себестоимость продукции и прибыль предприятия.

   - сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды;

   - классификация затрат на выпуск и реализацию продукции;

   - структура себестоимости и факторы, ее определяющие;

   - планирование себестоимости продукции на предприятии;

   - управление издержками производства с целью их минимизации;

   - пути снижения себестоимости продукции, повышения прибыли и рентабельности предприятия.

25. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

   - сущность и структура международного рынка

   - всемирная торговля как результат международного разделения труда

   - международная миграция капитала и рабочей силы

   - сущность валютно-финансовых отношений

   - конвертируемость и валютный курс

   - управление внешнеэкономической деятельностью предприятия

26. Рынок труда, трудовые отношения, занятость.

   - обеспечения предприятия рабочей силы

   - сущность и значение фактора «рабочая сила»

   - рынок труда и особенности его функционирования в России

   - подбор и обучение кадров

    - оценка исполнения работы, текучесть кадров

   - трудовые ресурсы и показатели их использования

   - анализ производительности труда

   - безработица ее сущность и формы 4

   - социальная защита незанятых и нетрудоспособных

   - государственное регулирование уровня безработицы

27. Налоги и налоговая система. Виды налогообложения.

   - налоговая система Российской Федерации;

   - понятие и введение упрощенного налогообложения;

   - пути усовершенствования налогообложения в Российской Федерации.

- структура налоговой системы России

   - основные направления налогообложения (объем налогообложения, налоговая ставка, налоговая льгота, процедура налогообложения)

   - причины изменения налогового законодательства

   - экономические последствия налоговой нестабильности.

28. Оперативно-производственное планирование и регулирование работы предприятия.

   - ритмичность производства и методы ее определяющие;

   - содержание, задачи и методы оперативно-производственного планирования;

   - оперативно-производственное планирование различных видов производства (массовое, серийное, единичное);

   - оперативное регулирование производства и его организация;

29.Проблемы конкуренции в современных условиях.

   - совершенная и несовершенная конкуренция

   - рыночная структура

   - монополистическая конкуренция

   - олигополия

   - монополии и их сущность

   - ценовая дискриминация

   - антимонопольные законодательства

   - особенности монополизма в Российской Федерации

   - антимонопольное регулирование в России

30. Макроэкономическая нестабильность, безработица и инфляция.

   - безработица и ее сущность

   - типы безработицы

   - определение «полной занятости»

   - определение уровня безработицы

   - экономические издержки безработицы

   - показатели безработицы

   - инфляция, ее определение и измерение

   - рынок инфляции

   - причины инфляции

   - виды инфляции

   - социальные последствия инфляции

 

31. Производственная мощность предприятия.

   - производственная мощность предприятия и факторы определяющие ее;

   - взаимосвязь производственной мощности и производственной программы;

   - методика расчета производственной мощности предприятия, цеха, участка, агрегата;

   - виды производственных мощностей;

   - баланс загрузки оборудования;

   - последовательность разработки плана производства продукции.

32. Материально – техническая база предприятия и проблема ее обновления в условиях рынка.

   - экономические ресурсы предприятия

   - ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов

   - основной капитал и обеспеченность им предприятия

   - сущность и состав основного капитала

   - учет и оценка основных ресурсов

   - амортизационные отчисления

   - эффективность использования основного капитала

   - сущность и структура оборотного капитала

   - кругооборот оборотных средств

   - определение потребности в оборотных средствах

   - обновление материальной базы в условиях рынка

33. Тема по выбору студента.

 

 

 

Технология заполнения бухгалтерской отчетности.

Основы анализа бухгалтерской отчетности

 

Задание на выполнение комплексной курсовой работы

 для студентов очного  и заочного отделения

 

Пояснительная записка.

 

     Программа учебных дисциплин “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности” предназначена для реализации требований к основам, содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080114 “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” среднего профессионального образования  является единой для всех форм обучения.

        Учебные дисциплины “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности”является устанавливающей базой для получения студентами общего представления об анализе хозяйственной деятельности, необходимое для понимания сущности и закономерностей развития экономики.

       Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и оказывают услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

         Учебные дисциплины “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности”знакомит студентов как пользоваться формами бухгалтерской отчетности и провести анализ эффективной работы предприятия, каково их финансовое состояние и от чего зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.

               Так как товарное производство и рынок находятся в неразрывной связи в курсе “Анализ финансово-хозяйственной деятельности” рассматриваются вопросы на получение знаний закономерной направленности развития рыночных отношений и преодоление трудностей перехода от полностью монополизированной государством экономики к развитому и конкурентному рынку.

         Хозяйствующий субъект как экономическая система является основным звеном, где происходит реализация цели производства. Учет, планирование и анализ являются важными компонентами этой системы.

        В каждой сфере действуют свои законы и закономерности, однако главными определяющими являются социально-экономические, важнейшие из которых (например, закон роста материального благосостояния) пронизывают все сферы, наполняя их конкретным смыслом и содержанием. Именно эти законы и закономерности в форме конкретных экономических понятий, категорий и механизмов реализации составляют содержание предмета анализ финансово-хозяйственной деятельности.

        Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности как экономическая  дисциплина означает разложение изучаемого объекта на составляющие элементы и их исследование.

     В основе исследования экономических явлений и процессов лежит теория познания, которая выступает в качестве методологической основы всех отраслей науки. Она определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа, определяет объект и субъект познания.

        В результате изучения дисциплины студент должен знать, что при любой форме хозяйствования предприятия (организации) играют важнейшую роль в экономике государства.

Знать:

·        теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности;

·        понятие и состав бухгалтерской отчетности;

·        требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

·        пользователи бухгалтерской отчетности.

·        методику управленческого (внутреннего) анализа на уровне хозяйствующего субъекта: эффективное использование всех видов ресурсов, затраты и результаты производственной деятельности.

·        методику анализа основных показателей финансового состояния, расчет показателей ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

 

Уметь:

·        пользоваться экономической информацией при проведении анализа;

·        правильно применять инструменты анализа на практике;

·        знать методику проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности;

·        оценивать финансовую устойчивость и платежеспособность хозяйствующего субъекта.

        

            В процессе изучения учебных дисциплин “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности” студент должен понимать сущность экономических явлений, процессов, их взаимосвязи, методику анализа; определять количественное влияние факторов; оценивать достигнутые результаты; выявлять резервы экономического роста.

   Общие методические указания

     Выполнение комплексной курсовой работы предусматривает знание дисциплин “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности”.

    Первый раздел курсовой работы имеет общую для всех студентов по дисциплине “Технология заполнения бухгалтерской отчетности”  тематику и предусматривает, знание теоретического материала а  именно:
              *   Понятие и состав бухгалтерской отчетности;

·        Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

·        Пользователи бухгалтерской отчетности, знание теоретического материала.

     Каждый студент выполняет курсовую работу на основе данных конкретного предприятия.

      Основными источниками информации для работы являются следующие формы:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

     Раздел “ Основы анализа бухгалтерской отчетности ” включает следующие пункты:

1. Методика анализа финансового состояния предприятия (организации).

2. Анализ и резервы финансового состояния предприятия (организации).

3. Пути и резервы улучшения финансового состояния предприятия (организации).

     В курсовой работе студенты дают полную характеристику методики заполнения и анализа бухгалтерской отчетности, которая включает в себя следующие положения:

·        понятие и состав бухгалтерской отчетности;

·        требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;

·        пользователи бухгалтерской отчетности.

·         понятие финансового состояния и платежеспособности предприятии;

·         этапы и задачи анализа финансового состояния;

·        способы и приемы анализа, применяемые в оценке финансового состояния;

·         характеристика источников информации для анализа финансового состояния;

·        основные показатели финансового состояния, ликвидности и платежеспособности предприятия, а также методика их расчета.

     В разделе 1 студенты дают полный ответ на поставленные теоретические вопросы курсовой работы.

     Таким образом, первый раздел “Технология заполнения бухгалтерской отчетности” и  “Основы анализа бухгалтерской отчетности” имеет теоретическую направленность. Необходимую информацию студенты выбирают из различных источников литературы.

     Второй пункт раздела курсовой работы носит практическую направленность, то есть здесь необходимо провести аналитические расчеты, позволяющие сделать выводы о финансовом состоянии конкретного предприятия по данным бухгалтерской отчетности, ликвидности предприятия, платежеспособности.

          Каждая таблица должна быть грамотно оформлена, иметь заголовок. После каждой таблицы необходимо сделать вывод (при этом слово «вывод» не пишется). Все расчеты непосредственно предоставляются в таблицах на основании методики, описанной в пункте 1 раздела, то есть расчет расписывать не нужно.

     Округления в таблицах производятся с одинаковой точностью (до сотых или до тысячных).

     Если какой-либо показатель, указанный в таблице отсутствует или нет сведений по данному показателю, то в соответствующей строке или столбце ставится прочерк  (-).

 

 Рекомендации по выполнению курсовой работы.

     Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины  “Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия”

   Основными целями курсовой работы являются:

1.      Определение степени усвоения студентом понятий и категорий анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

2.      Раскрытие содержательной характеристики темы;

3.      Рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций;

4.      Проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного предприятия;

     В настоящих методических указаниях содержатся конкретные рекомендации по каждому из этапов выполнение курсовой работы. Это должно дать возможность студентам избежать наиболее распространенных ошибок, выполнять работу в соответствии с требованиями, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и успешно защитить курсовую работу.

     Курсовая работа предусматривает следующие этапы:

1. Выбор предприятия для написания курсовой работы.

2. Разработка рабочего плана по второму разделу курсовой работы.

3. Сбор, анализ и обобщение материалов бухгалтерской отчетности.

4. Формулирование основных теоретических положений и практических выводов.

       Рабочий план курсовой работы должен включать в себя следующие составные элементы:

1.      Вводная часть. В ней обосновывается актуальность предложенной темы вопроса, ее важность для решения проблем экономического анализа.

2.      Теоретическая часть. Теоретическая часть должна содержать вопросы, которые соответствуют предложенной теме. При освещении темы необходимо учитывать взаимосвязь темы с другими разделами экономического анализа, содержание того или иного экономического процесса, который является предметом исследования.

3.      Аналитическая часть. Назначением аналитической части является выполнение конкретных заданий с проведением экономического анализа по предложенным таблицам. После заполнения таблиц по конкретному предприятию необходимо провести анализ его финансового состояния.

4.      Заключительная часть. В этой части студент формирует основные выводы по предложенному материалу. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных вопросов.

     При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование используемых источников, основной текст курсовой работы должен быть написан самостоятельно;

б) обработанный материал должен соответствовать установленным требованиям к объему курсовой работы ( см. раздел 5);

в) результаты обобщения и выводы не должны противоречить материалам использованных источников информации.

 

Задания к практическому выполнению  курсовой работы.

 

Задание 1.

       По данным бухгалтерского баланса проанализировать структуру и динамику имущества предприятия и источников его образования, используя таблицу следующей формы:

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонение

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Тыс.р.

%

Актив

Недвижимое имущество

Текущие активы, всего:

В том числе:

- производственные запасы

- готовая продукция

- прочие МПЗ

- ликвидные активы, всего:

в том числе:

- денежные средства и крат-косрочные финансовые вло-жения

- дебиторская задолжен-ность (краткосрочная)

- товары отгруженные

 

 

 

 

 

 

Пассив

Собственный запитал

Заемные средства, всего:

В том числе:

- долгосрочные обязательс-тва

- краткосрочные обязательс-тва, всего:

в том числе:

- кредиты и займы

- кредиторская задолжен-ность

- прочие краткосрочные обя-зательства

 

 

 

 

 

 

Валюта баланса

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

По данным бухгалтерского баланса определите наличие, динамику и структуру производственных активов, используя следующую форму таблицы:

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонения

Абсолют-ное

Относитель-ное

1.     Основные средства

2.     Сырье, материалы и другие ценности

3.     Животные на выращивании

4.     Затраты в незавершенном производстве

5.     Расходы будущих периодов

6.     Всего производственных активов

7.     Общая стоимость имущества

8.     Удельный вес производственных активов в общей стоимости имущества,% (стр.6 / стр.7) х 100%

 

 

 

 

 

Задание 3.

По данным бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому балансу рассчитайте коэффициенты, характеризующие техническое состояние основных фондов предприятия: коэффициент износа, коэффициент годности, коэффициент обновления, коэффициент выбытия, а также долю активной части основных фондов в их общей стоимости. Для расчетов используйте вспомогательную таблицу следующей формы:

Показатели

На на-чало года

Поступи-ло за год

Выбыло за год

На конец года

Отклонение

абсолют-ное

в %

Первоначальная стоимость основных фондов, тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

Активная часть  основных фондов, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

Доля активной части основных фондов,%

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

По данным бухгалтерского баланса рассчитайте размер собственных оборотных средств предприятия по одному из имеющихся вариантов, т.е. дайте оценку финансового состояния. Расчеты представить в следующей таблице:

Собственные оборотные средства

На начало года

На конец года

Отклоне-ние

Вариант 1.

1.     Собственный капитал

2.     Долгосрочные обязательства

3.     Внеоборотные активы

4.     Величина собственных оборотных средств (стр.1 + стр.2- стр. 3)

 

 

 

Вариант 2.

1.     Текущие активы

2.     Краткосрочные обязательства

3.     Величина собственных оборотных средств ( стр.1 – стр.2)

 

 

 

 

Задание 5.

Проанализируйте в разрезе видов деятельности движение денежных средств на предприятии, оценив при этом динамику наличия денежных средств, структуру поступлений и платежей, степень инвестиционной и финансовой активности предприятия.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

На начало года

На конец года

Текущая деятельность

Поступления:

- выручка от реализации

- авансы полученные

- прочие

Платежи:

- по расчетам с поставщиками

- с работниками

- с органами соцстраха

- по расчетам с бюджетом

- проценты по банковским кредитам

- прочие

 

 

 

Итого:

 

 

Инвестиционная деятельность

Поступления:

- реализация долгосрочных активов

Платежи:

- инвестиции

 

 

Итого:

 

 

Финансовая деятельность

Приток:

- ссуды и займы полученные

Отток:

- возврат кредитов

 

 

Итого:

 

 

Общее изменение денежных средств

 

 

Денежные средства на начало года

 

 

Денежные средства на конец года

 

 

Данную таблицу заполнить на основании отчета о движении денежных средств.

Задание 6.

Определить характеристику финансовой устойчивости предприятия по данным формы № 5 и учетных регистров, для чего использовать таблицу следующей формы,

Показатели

На начало года

На конец года

Откло-нения

1. Источники собственных средств

 

 

 

2. Внеоборотные активы

 

 

 

3. Наличие собственных оборотных средств (1-2)

 

 

 

4. Долгосрочные кредиты и заемные средства

 

 

 

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат (чистый оборотный капитал) (3+4)

 

 

 

6. Краткосрочные кредиты и займы

 

 

 

7. Общая сумма основных источников средств для формирования запасов и затрат (5+6)

 

 

 

8. Общая величина запасов и затрат

 

 

 

9. Излишек (-) / Недостаток (+) собственных оборотных средств (3-8)

 

 

 

10. +/- собственных оборотных и долгосрочных заемных источников средств для формирования запасов и затрат (5-8)

 

 

 

11. +/- общей величины основных источников средств для формирования запасов и затрат (7-8)

 

 

 

 

Задание 7.

Используя данные задания № 7 определить коэффициенты автономии, финансовой зависимости и финансового риска предприятия, используя следующую форму таблицы:

Показатель

Уровень показателя

На нач. отч. периода

На кон. Отч. периода

Изменение

1. Коэффициент автономии пред-приятия,%

 

 

 

 

 

 

2. Коэффициент финансовой зависимости, %

 

 

 

 

 

 

3. Коэффициент финансового риска

 

 

 

 

 

Задание 8.

Провести анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли, используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Для проведения анализа использовать следующую таблицу:

Показатели

За пред. год

По с/с и ценам пред. г

По с/с и ценам отч.г.

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в оп-товых ценах (без НДС и акцизов)

тыс. руб.

 

 

 

2. Полная себестоимость реали-зованной продукции, тыс.руб.

 

 

 

3. Прибыль от реализации про-дукции (работ, услуг), тыс.руб

 

 

 

 

 

5. Требования, предъявляемые к выполнению курсовой работы.

             1. Построение текстового документа

     1.1. Текстовый документ строится по схеме:

- титульный лист,

- задание (для КР),

- содержание,

- введение (для контрольной работы),

- основная часть,

- заключение,

- библиографическое описание (список).

     1.2. Текстовый документ выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) одним из следующих способов:

     - машинописным, в соответствии с ГОСТ 13.1.002, с четким шрифтом, высотой букв и цифр не менее  2. 5 мм, лентой черного цвета с интервалом 2;

     - с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ черным шрифтом № 14 с использованием существующих тестовых редакторов с междустрочным интервалом 1, 42 в редакторе WORD.

Иллюстрации и таблицы выполняются чернилами, пастой, тушью черного цвета. Допускается помещать в тестовые документы сканированные или ксерокопированные иллюстрации. Наклеивать в тестовые документы сканированные или ксерокопированные иллюстрации не допускается.

            Абзацы в тексте начинаются с отступом, равным пяти знакам.

 

2.     Требования к структурным элементам текстового документа

2.1. Титульный лист на КР единой для ДВГ ГКГБ формы выполняется согласно приложению А на листах формата А4.

2.2. Титульный лист и задание считаются соответственно первым и вторым листом текстового документа, однако номера листов не проставляются.

2.3. Содержание является обязательным разделом текстового документа, в котором перечисляются наименования разделов и подразделов, начиная с введения (пояснительной записки), список используемых источников, приложения и их наименования, а также указываются номера листов, с которых они начинаются. Содержание начинают с нового листа.

2.4. Введение (пояснительная записка) является обязательным разделом текстового документа. Введение начинают с нового листа.

2.5. Основную часть излагают в виде сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Наименование разделов основной части должны отражать выполнение задания, изложенного в пояснительной записке.

2.6. Заключение является обязательным разделом текстового документа и должно содержать оценку результатов работы. Заключение начинают с нового листа.

2.7. Библиографическое описание (список) является обязательным разделом и включается в содержание текстового документа. Список должен содержать сведения об источниках, используемых при выполнении контрольной работы.

 

Список литературы

 

1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятель-ности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА, 2001. 197с.

2. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия (практическое пособие) / О.В. Ефимова. – М.: АО Бизнес школа, Интел-Синтез, 2003. – 117с.

1.     Ефимова О.В. Экономика / О.В. Ефимова. – М.: ИНФРА-М, 2001.-256 с.

2.                      Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000- 416 с.

  5. Грузинов В.П., Грибов В.Д., - М. : Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / В.П Грузинов, Б.Д. Грибов, - М.: Финансы и статистика, 2003 – 207 с.

  6. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций b�&�c/p�� 0I

Вариант 7.

 

1. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг).

2. Задача.

Деятельность предприятия за два года характеризуется следующими показателями:

 

№ п/п

Наименование показателя

Условные обозначения

Первый год

Второй год

1.

Объем продукции, тыс.руб.

Об.пр.

88670

95780

2.

Среднегодовая величина оборотных средств, тыс.руб.

 

Об.ср.

 

15400

 

16100

3.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

 

Коб

 

?

 

?

 

Необходимо:

1.     Рассчитать недостающие показатели в таблице.

2.     Определить влияние на объем продукции таких факторов, как затраты материалов и материалоотдача продукции, используя следующую факторную модель:  Об.пр. = Об ср. х К об (условные обозначения в таблице).

В пасчетах применить способ цепных подстановок.

3.  Сделать выводы.

Вариант 8.

 

1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

2. Задача.

Деятельность предприятия за два года характеризуется следующими показателями:

№ п/п

Наименование показателя

Условные обозначения

Первый год

Второй год

1.

Объем продукции, тыс.руб.

Об.пр.

88670

95780

2.

Среднегодовая величина оборотных средств, тыс.руб.

 

ЗМ

 

48320

 

51340

3.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз

 

МО

 

?

 

?

   Необходимо:

1.     Рассчитать недостающие показатели в таблице.

2.     Определить влияние на объем продукции таких факторов, как затраты материалов и материалоотдача продукции, используя следующую факторную модель:  Об.пр. = ЗМ х МО (условные обозначения в таблице).

В расчетах применить способ абсолютных разниц.

3.  Сделать выводы.

Вариант 9.

 

1. Анализ эффективности использования основных средств предприятия.

2. Задача.

Деятельность предприятия за два года характеризуется следующими показателями:

№ п/п

Наименование показателя

Условные обозначения

Первый год

Второй год

1.

Объем продукции, тыс.руб.

Об.пр.

88670

95780

2.

Число рабочих в основном произво-двстве, чел.

 

ЧР

 

356

 

393

3.

Производительность труда рабочих в основном производстве, тыс.руб.

 

ПТ

 

?

 

?

   Необходимо:

1.     Рассчитать недостающие показатели в таблице.

2.     Определить влияние на объем продукции таких факторов, как число рабочих и производительность труда, используя следующую факторную модель:  Об.пр. = ЧР х ПТ (условные обозначения в таблице).

В расчетах применить способ абсолютных разниц.

3.  Сделать выводы.

Вариант 10.

 

1. Анализ производства и реализации продукции.х средств предприятия.

2. Задача.

По данным таблицы рассчитать недостающие показатели, сделать вывод об изменениях, произошедших в структуре затрат.

 

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

план

факт

+,-

план

факт

+,-

1. Материальные затраты

18165

20354

?

?

?

?

2. Заработная плата

10574

13540

?

?

?

?

3. Отчисления на социальные нужды

 

2749

 

3520

 

?

 

?

 

?

 

?

4. Амортизация основных средств

1276

2135

?

?

?

?

5. Прочие расходы

13200

11100

?

?

?

?

Полная себестоимость

?

?

?

100,0

100,0

?

 

   Необходимо:

3.     Рассчитать недостающие показатели в таблице.

4.     Определить влияние на полную себестоимость продукции статей затрат, приведенных в таблице.

В расчетах применить способ абсолютных разниц.

3.  Сделать выводы.

 

5. Требования, предъявляемые к выполнению контрольных работ.

             1. Построение текстового документа

     1.1. Текстовый документ строится по схеме:

- титульный лист,

- задание (для КР),

- содержание,

- введение (для контрольной работы),

- основная часть,

- заключение,

- библиографическое описание (список).

     1.2. Текстовый документ выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) одним из следующих способов:

     - машинописным, в соответствии с ГОСТ 13.1.002, с четким шрифтом, высотой букв и цифр не менее  2. 5 мм, лентой черного цвета с интервалом 2;

     - с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ черным шрифтом № 14 с использованием существующих тестовых редакторов с междустрочным интервалом 1, 42 в редакторе WORD.

 

Иллюстрации и таблицы выполняются чернилами, пастой, тушью черного цвета. Допускается помещать в тестовые документы сканированные или ксерокопированные иллюстрации. Наклеивать в тестовые документы сканированные или ксерокопированные иллюстрации не допускается.

 

            Абзацы в тексте начинаются с отступом, равным пяти знакам.

 

2.     Требования к структурным элементам текстового документа

 

2.1. Титульный лист на КР единой для БКСК формы выполняется согласно приложению А на листах формата А4.

2.2. Титульный лист и задание считаются соответственно первым и вторым листом текстового документа, однако номера листов не проставляются.

2.3. Содержание является обязательным разделом текстового документа, в котором перечисляются наименования разделов и подразделов, начиная с введения (пояснительной записки), список используемых источников, приложения и их наименования, а также указываются номера листов, с которых они начинаются. Содержание начинают с нового листа.

2.4. Введение (пояснительная записка) является обязательным разделом текстового документа. Введение начинают с нового листа.

2.5. Основную часть излагают в виде сочетания текста, иллюстраций и таблиц. Наименование разделов основной части должны отражать выполнение задания, изложенного в пояснительной записке.

2.6. Заключение является обязательным разделом текстового документа и должно содержать оценку результатов работы. Заключение начинают с нового листа.

2.7. Библиографическое описание (список) является обязательным разделом и включается в содержание текстового документа. Список должен содержать сведения об источниках, используемых при выполнении контрольной работы.

 

Список литературы

 

1. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятель-ности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА, 2001. 197с.

2. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия (практическое пособие) / О.В. Ефимова. – М.: АО Бизнес школа, Интел-Синтез, 2003. – 117с.

3.  Ефимова О.В. Экономика / О.В. Ефимова. – М.: ИНФРА-М, 2001.-256 с.

4.  Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000- 416 с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д., - М. : Экономика предприятия: учебное пособие для вузов / В.П Грузинов, Б.Д. Грибов, - М.: Финансы и статистика, 2003 – 207 с.

6. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА, 2003. – 280 с.

7. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельском хозяйстве: учеб. пособие / С.М. Бычков, А.В. Золотарев [и др.]; под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – 424 с.