Публикации

Хмелёва Елена Сергеевна

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУ­ДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

Е. С. Хмелева, преподаватель Дальневосточного госу­дарственного колледжа градостроительства и бизнеса

В настоящее время уже сложно себе представить жизнь без компьютера. Он проник во все сферы и области нашей жизни. Сегодня все преподаватели используют в сво­ей работе компьютерные технологии, в том числе и препо­даватели экономических дисциплин.

Очень удобно использовать те же презентации, кото­рые позволяют отображать экономические показатели, созда­вать графики, диаграммы. Презентация концентрирует внима­ние студента на ключевых моментах темы: на основных понятиях, видах, функциях и т.д. «Уроки-презентации» несут в себе массу преимуществ и очень эффективны по сравне­нию с обычными уроками. Так как излагаемый материал снабжён красочными статическими (заголовки, текст, графики) и динамическими (анимационные изображения) компонентами, это позволяет повысить заинтересованность студентов при изучении дисциплины. Занятия проходят более результатив­но: у студентов увеличивается познавательная активность, они вовлечены в работу, проявляют интерес и результат «на ли­цо». Кроме того, студенты специальности 080110 «Эконо­мика и бухгалтерский учет», а также студенты специально­сти 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и соору­жений» сами создают презентации для докладов на конфе­ренциях и для защиты курсовых проектов по дисциплине «Экономика отрасли». Они творчески подходят к разработке и выполнению презентации.

Для проверки полученных знаний проводится тести­рование с использованием компьютерных программ. Ведется работа по созданию тестов для студентов разных специаль­ностей для итоговой государственной аттестации, экзаменов, зачетов. Сами студенты также участвуют в создании Тестов.

Для успешной профессиональной деятельности и эффек­тивного трудоустройства молодому специалисту необходимо иметь не только высокий уровень профессиональной подго­товки, но и владеть компьютером. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

 

"ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В СПО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Хмелева Е.С., преподаватель Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса

Обучение бухгалтеров, конечной целью которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, осуществляется в мире различными способами, начиная с системы, при которой все формальное образование основано на обучении в высших учебных заведениях, например университетах, без участия профессиональных органов и без получения практического опыта и кончая системой, при которой разработка и обеспечение всего фор­мального образования обеспечивается каким-либо профессиональным органом в сочетании с практическим опытом, приобретаемым в рамках стажиро­вок.

Общей для всех программ является осознанная необходимость включе­ния все большего числа технических материалов для решения сложных за­дач, связанных с предпринимательской деятельностью. Очевидно, однако, что ни один дипломированный специалист не владеет таким объемом знаний и навыков, как опытный высококвалифицированный бухгалтер. Для приоб­ретения и сохранения квалификации профессионального бухгалтера необхо­дим процесс непрерывного повышения квалификации.

Процесс обучения на основе существующих учебных программ в об­ласти бухгалтерского дела зачастую определяется и оценивается с точки зре­ния владения принципами, стандартами, понятиями и фактами. В отличие от медицины или юриспруденции, такой подход, предусматривающий «переда­чу комплекса знаний», традиционно лежал в основе обучения бухгалтеров.

В программах, направленных на изучение бухгалтерского дела, долж­ны учитываться три аспекта: процесс, содержание и восприятие.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие способностей к определению проблем; поиску возможностей; поиску необходимой информации; анализу и толкованию информации; поиску разумного решения из числа возможных альтернатив.

Учащиеся должны быть не просто пассивными получателями информации, а активными участниками процесса обучения. Необходимо поощрять обучение на основе практической деятельности и групповой работы, причем существенное значение имеет новаторское использование технологии.

Программа обучения должна закладывать основу для повышения ква­лификации. Развитие понимания базовых концепций и принципы в различных обстоятельствах имеют решающее значение для непрерывного обучения. Процесс обучения при повышении квалификации не ставит целью запомина­ние правил и положений и простое накопление знаний. Основа, на которой должно строиться непрерывное образование, может быть разделена на два компонента: навыки и знания.

Для того чтобы стать опытными профессионалами, дипломированные бухгалтеры должны обладать навыками ведения переговоров, межличност­ного общения, интеллектуальными, коммуникационными, профессиональ­ными и личностными навыками.

Коммуникационные навыки будут иметь особенно важное значение для бухгалтера по многим причинам. Возрастают взаимосвязи делового мира, расширяются корпоративные структуры, становится больше людей, пред- ставляющих различные культуры и дисциплины в рамках организации. Тенденция к специализации будет усиливать взаимозависимость людей в инте­ресах выполнения единых задач.

Новейшие технологии, используемые сейчас повсеместно, приведут к расширению связей между компаниями и отраслями. Глобализация торговли, наблюдаемая в настоящее время, и рост числа пользователей, интересы которых должен удовлетворять бухгалтер, несомненно, потребуют общения людей на разном уровне (на уровне различных государств, культур и социально- экономических систем).

К числу основных коммуникативных навыков относятся способность передавать и получать информацию; способность излагать, обсуждать и от­стаивать взгляды; способность к эффективному чтению, восприятию и пись­му. Необходимо также обучение другим навыкам, таким как определение уместности общения, неречевые формы общения и общение с представителями различных общественных слоев и культур.

Очень важны для высококвалифицированных специалистов навыки ве­дения переговоров, которые должны включать понимание значения и огра­ничений процесса переговоров, практики и процесса ведения переговоров.

К интеллектуальным навыкам относятся следующие:

- способность к познанию, абстрактное логическое мышление, индук­тивное и дедуктивное мышление и критический анализ;

 

- способность к определению неструктурированных проблем в незна­комой обстановке и применению навыков решения проблем в рамках сове­щательного процесса;

- способность осознать комплекс фактов, которые зачастую являются неполными;

-способность выявлять и предугадывать проблемы и находить приемлемые альтернативные решения;

- способность к индуктивному мышлению и обоснованию каждого аль­тернативного решения.

К числу навыков межличностного общения относятся следующие:

- способность работать с другими людьми, особенно в группах,   воздействовать на них, организовывать и поручать выполнение задач, мотивировать и стимулировать людей, а также противостоять конфликтам и разрешать их;

- способность возглавить руководство в собственных фирмах при наличии необходимых управленческих навыков.

Под личными навыками понимается развитие положительных человеческих качеств, таких как понимание, одухотворенность, соучастие, уважение.

Преподаватели должны привить бухгалтеру понимание ценности бла- госостояния окружающих и научить его использовать это понимание в общении с другими людьми. Эти навыки необходимо прививать на самых ранних этапах обучения бухгалтеров. Развитие личных навыков на этапе обуче­ния до получения квалификационного свидетельства обеспечивается вклю­чением их в качестве одной из целей обучения бухгалтеров.

Наконец, в ходе обучения необходимо развивать следующие качества и навыки: новаторское мышление, стремление к исследованию и познанию, добросовестность, энергичность, мотивированность, последовательность, со­участие, способности руководителя, понимание социальной ответственности и стремление к повышению квалификации.

Дипломированные бухгалтеры должны иметь общеобразовательную, организационно-деловую и специальную бухгалтерскую и аудиторскую под­готовку. Общеобразовательная подготовка поможет им понять сложную взаимосвязь между их сферой деятельности и обществом и взаимодейство­вать с различными группами людей. В общеобразовательной подготовке присутствуют необходимые человеку ощущение широты идей, проблем и противодействующих экологических сил в мире; мировоззрение, гуманизм, а также -знание и понимание искусства, психологии, экономики и математи­ки.

Организационно-деловая подготовка также необходима бухгалтеру, поскольку благодаря ей бухгалтеры будут иметь представление об организа­ции, условиях работы в ней, основных функциях и методах, а также сущест­вующей и будущей технологии.

Они также должны располагать знаниями о деятельности деловых, го­сударственных и некоммерческих организаций и условиях их функционирования, включая главные движущие силы и факторы воздействия; финансах, включая анализ финансовых ведомостей, финансовых инструментах и национальных и международных рынках капитала; межличностной и групповой динамике развития предпринимательской деятельности.

Для успешной работы в области бухгалтерского учета необходимо прочное знание основ бухгалтерского дела. Это знание предполагает наличие способности к определению задач, проблем и возможностей; к определению, сбору, оценке, суммированию, проверке, анализу и толкованию финансовой и нефинансовой информации; к использованию данных и взвешенному под ходу при решении реальных проблем.

Основное внимание должно уделяться развитию аналитического и концептуального мышления на основе профессиональных стандартов. В дополнение к приобретению углубленных знаний в специализированных областях, таких как финансовый учет, управленческий учет, налогообложение, инфор­мационные системы, ревизия и учет в некоммерческих, государственных и международных предприятиях, учащийся должен углублять понимание сле­дующих тем:

               -история бухгалтерского дела и бухгалтерской мысли;

-  содержание, структура и значение отчетности о деятельности органи­зации для внутреннего и внешнего пользования, включая информационные потребности финансовых руководителей, и роль бухгалтерской информации в удовлетворении этих потребностей;

- вопросы политики, экологических факторов и нормативного регули­рования бухгалтерского учета;

-  этические и профессиональные функции бухгалтера;

- обработка финансовой информации в организациях, включая роль информационных систем;

- будущая роль автоматизированной информационной технологии; процессы контроля, обеспечивающие точность и последовательность финансовых данных;

-  налогообложение и его воздействие на финансовые и управленческие решения.

 

Личностно - компетентностный  подход

 

Каждый  студент  -  это  личность,  и,  естественно,  что  педагог  должен  подобрать           «ключик»  к  каждому  студенту  для  достижения  педагогических  целей. В  современных  условиях  это  сделать  одновременно  и  сложно,  и  просто. Сложно,  потому  что  численность  группы  может  достигать  44  человек,  а  время  на  занятиях  ограничено. Просто,  потому  что  сегодня  можно  активно  использовать  интерактивные  методы  обучения,  а  также  новые  технологии  в  обучении.   Очень  приветствуется  творческий,  креативный    подход  в  подготовке  к  занятиям,  к  внеаудиторным  мероприятиям. Поэтому  преподавателям  приходится  разрабатывать  такие  задания,  которые  позволят  реализовать  личностно - компетентностный  подход.

На  занятиях  по  любой  дисциплине  возможно  выполнение  индивидуальных  заданий, таких,  как эссе  на  определенную  тему. Студентам,  обучающимся  по  специальности   080814 «Экономика  и  бухгалтерский  учет (по  отраслям)»,   в  рамках  дисциплины «Экономика»    предлагалось  написать  эссе  на  тему  «Ради  чего  работает  предприниматель»,  где  каждый  мог  высказать  свое  собственное  мнение на  эту  тему. Данный  вид  задания  позволяет  студентам  проявить  себя,  научиться  логически  мыслить,  обосновывать  свои  суждения, показать  широту  кругозора.  По  этим  эссе  можно  определить  уровень  освоения  компетенций,  указанных  в  стандарте.

Но  не каждый  студент  может  написать  эссе. Поэтому  в  качестве  индивидуальных  заданий  можно  использовать написание  рефератов,   проведение  конкурса  презентаций,  подготовку  докладов на  определенную  тему. Такие  мероприятия  также  позволяют  студентам  проявить  свою  индивидуальность,  творческий  подход. По  рефератам  и  презентациям   можно  определить  уровень  освоения  компетенций,  указанных  в  стандарте. Для  специальности  080114 «Экономика  и  бухгалтерский  учет (по   отраслям)»  - это  такие  компетенции: ОК 4 -  Осуществлять  поиск,  анализ  и  оценку  информации,  необходимой  для  постановки  и  решения  профессиональных  задач,  профессионального  и  личностного  развития,  ОК 5  -  Использовать   информационно-коммуникационные  технологии  для  совершенствования  профессиональной  деятельности, ОК 8  - Самостоятельно  определять  задачи  профессионального  и  личностного  развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно   планировать  повышение  квалификации.  

В  ходе  выполнения  таких  индивидуальных  заданий   студенты учатся  находить  и  использовать  экономическую  информацию,  собирать  и  регистрировать  статистическую  информацию,  проводить  первичную  обработку  и  контроль  материалов  наблюдения,  формулировать  основные экономические выводы,  осуществлять  комплексный  анализ  изучаемых  социально-экономических  явлений  и  процессов.

Каждый  преподаватель   в  силу  специфики  своей  дисциплины  может  разрабатывать  и  другие  задания. Разнообразие заданий позволяет студентам проявить себя в разных видах деятельности. И,  может  быть,  студент,  который  не  смог  написать  эссе,  сделает  полноценную содержательную  презентацию,  которую  не  стыдно  будет  выставить  на  конкурс. Следовательно, каждый студент получит возможность для личностного развития и профессионального формирования.

 

 

                                                          ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКО­НОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

                                                                                                    Е. С. Хмелева, преподаватель специальных дисциплин Дальневосточного государственного колледжа градостроительства  и  бизнеса

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различ­ных ситуациях. Появление игрового метода обучения обу­словлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.

 

Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но цен­ность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально- психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.

Игра как метод обучения взрослых дает возможность:

1.   сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);

2.     оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого может быть использована как на начальной ста­дии обучения - для входного контроля, так и на стадии завершения -для итогового контроля эффективности обучения);

3.   оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение (и поэтому может быть эффективна в качестве метода практи­ческой отработки навыка сразу после обсуждения теоретиче­ского материала);

4.     получить участникам собственный опыт учебно- игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

5.  активизировать самообразование слушателей;

6.    формировать интерес к более эффективному по­строению профессиональной деятельности;

7.    развивать индивидуальное профессиональное мыш­ление, умение анализировать и прогнозировать.

Использование игры в обучении взрослых также дает ряд следующих дополнительных эффектов (их отмечают мно­гие исследователи):

1. свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное развлекательное действие. По при­казу играть нельзя, игра идет только добро­вольно.

2. разрушение надоевшей повседневности, т.к. игра - это неординарность.

3.  выход в другое состояние души. Игра сни­мает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и за­меняет его добровольной и радостной моби­лизацией духовных и физических сил.

4. порядок вырабатывает это качество, что ценно сейчас в нашем нестабильном, беспо­рядочном мире. Система правил в игре абсо­лютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре.

5. увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

6.возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и иг­ровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

7. элемент неопределенности, который возбуж­дает, активизирует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений.

8.  понятие о самоограничении и самопожертво­вании в пользу коллектива, поскольку толь­ко «сыгранный» коллектив добивается успе­ха и совершенства в игре.

9.  развитие воображения, которое необходимо для создания миров, мифов, ситуаций, пра­вил игры.

10. стойкий интерес к знанию, поскольку роле­вые и деловые игры создаются методом его моделирования.

11.возможность развить свое мышление, по­скольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее

12.радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования.

13. ориентироваться в реальных жизненных си­туациях, проигрывая их неоднократно мыс­ленно.

14.психологическую устойчивость. Игра выраба­тывает активное отношение к жизни и целе­устремленность в выполнении поставленной цели.

15.право на ошибку в процессе обучения, что в свою очередь, дает возможность не допус­кать оплошности в реальной практике.

Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.

Игровые методы являются интерактивными и интегра- тивными, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии - в зависимости от целей игры.

Игра - это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых.

Как правило, игре предшествует подготовка слушате­лей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач.

 

Игра в учебном процессе бросает своеобразный вызов не только слушателям, но и преподавателю. В ходе ее под­готовки и проведения от педагога требуется немало собст­венных усилий, выводящих его за рамки привычного «учи­тельского поведения». Практика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве испол­нителя целого ряда ролей. Преподаватель является и «инст­руктором», так как передает правила игры, и «судьей», так как поддерживает ход игры через обеспечение соблюдения игровых правил, и «тренером», так как подготавливает уча­стников к решению задач.

На занятиях по экономическим дисциплинам («Основы экономики», «Экономика отрасли», «Финансовый менедж­мент») я часто использую игру как средство контроля зна­ний студентов. «Своя игра» разработана мной по аналогии с телевизионной версией, но существуют и отличия.

На доске - несколько категорий (например: валюта, деньги, рынок) и количество баллов, в которое оценивается каждый вопрос: 10 баллов - самый простой вопрос, 100 баллов - самый сложный вопрос.

«СВОЯ ИГРА»

ВАЛЮТА 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

ДЕНЬГИ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

РЫНОК 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Итак, группа делится на две команды, каждая из ко­торых придумывает себе оригинальное название, связанное с экономикой. У доски работает один человек, который сум­мирует баллы за правильные ответы. Затем я задаю вопрос (обычно математического характера) для того, чтобы опреде­лить, какая команда первой будет выбирать категорию. Та команда, которая первая отвечает верно, выбирает категорию и количество баллов. Я задаю вопрос, а отвечает на него та команда, которая быстрей поднимает руку. Если отвечает верно, то ей присваивается выбранное количество баллов. Если отвечает неверно, то ход переходит к другой команде. Иногда под баллами скрывается не вопрос, а интересная ин­формация по теме. В этом случае команде все равно при-

сваивается определенное количество баллов. Та команда, ко­торая набирает большее количество баллов, становится по­бедителем, а самые активные получают за работу оценки.

Использование «Своей игры» на занятиях по экономиче­ским дисциплинам позволяет, во-первых, проверить и закрепить знания по изученному материалу, так как вопросы игры вклю­чают основные понятия и категории из изученных тем, задачи и занимательные задания, во-вторых, расширить кругозор студен­тов благодаря включению интересной информации по изученной теме.

Особое внимание необходимо обратить на завершаю­щую стадию игры. Выход из игры является таким же важ­ным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вы­вести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому в завершении игры можно провести обсуждение результатов, рассмотреть трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

Таким образом, применение такого метода обучения на занятиях по экономическим дисциплинам, как игра, способству­ет активизации познавательной деятельности студентов на заня­тиях, включению их в процесс закрепления учебного материала как заинтересованных участников, что позволяет повысить эф­фективность процесса обучения.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Е.С. Хмелева, преподаватель спецдисциплин Дальневосточного государственного колледжа градостроительства и бизнеса

Общество развивается интенсивно, совершаются научные открытия, появляются новые материалы и технологии. В таких условиях каждый должен совершенствоваться и, чтобы не останавливаться на достигнутом, использовать все то новое, что появляется.

Молодой специалист в период начала работы должен владеть рядом качеств: владеть профессией, специальностью, то есть иметь достаточный уровень теоретических и практических знаний и умений для выполнения конкретной работы.

Но человек, который выходит из учебного заведения, не только должен быть хорошим специалистом, также он должен уметь находить информацию и использовать ее, то есть у него должны быть развиты умения исследовательской деятельности. А сегодня иногда понимаешь, что некоторые студенты элементарно не умеют работать с литературой. Поэтому важно формировать и развивать умения исследовательской деятельности у студентов.

Формировать и развивать такие умения помогает учебное заведение посредством написания курсовых работ или же на практических занятиях. На практических занятиях, например по статистике, я стараюсь сформулировать задания таким образом, чтобы студент вынужден был искать новую информацию. Перед студентами я ставлю задачу в течение семестра выполнить свое статистическое исследование. Студенты сами определяют тему исследования, цель и методы. Но так или иначе в отчете они должны использовать все те знания, которые они получают на теоретических занятиях. То есть, например, используя данные, полученные в ходе исследования, они рассчитывают определенные показатели, строят статистические таблицы, графики, диаграммы в соответствие со всеми требованиями. На занятия они приносят тот материал, который нашли, мы вместе его дорабатываем, корректируем. В конце семестра они сдают мне свою индивидуальную исследовательскую работу. Таким образом формируется интерес к исследовательской деятельности у студентов.

Формирование интереса к исследовательской деятельности студентов происходит также в ходе написания курсовых работ.

В рамках дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в следующем семестре я предполагаю также формировать и развивать интерес студентов к исследовательской деятельности путем использования необычных форм проведения занятий.

Знания, полученные в процессе исследовательской деятельности, должны иметь определенную значимость для студентов: должны быть интересны, познавательны и востребованны.

Полученные таким образом знания, могут быть также полезны и самому учебному заведению.