Сыйныф җитәкчелеге
Классные часы для среднего звена
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Пути разрешения конфликтных ситуаций
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Цель занятия:
- сформировать у учащихся конфликтную компетентность: умение отстаивать и аргументировать свою позицию, умение урегулировать конфликтные ситуации, умение конструктивно выходить из конфликтов;
Задачи:
- изучить стратегии поведения в конфликтных ситуациях;
- отработать конструктивные пути выхода из конфликтов;
- сформировать уверенное поведение в конфликтной ситуации;
Методы обучения: практическое занятие, ролевая игра, дискуссия
Рекомендуемый ход занятия:
а) Настрой группы на занятие;
б) Игра-тренинг: стратегии поведения в конфликте;
г) Упражнения на формирование навыков уверенного поведения в конфликте.
Продолжительность занятия –30 мин.
Содержание занятия
А) Настрой группы на занятие
Упражнение 1. ««Приветствие + пожелание».
Цель:
-создание позитивного эмоционального настроя в группе;
-настрой на активное взаимодействие.
Материалы: Мяч среднего размера.
Ребята, давайте выскажем друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, вплоть до одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать что-либо, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Обсуждение: -Рашит,как ты себя чувствуешь?
- Чулпан,что ты чувствовала, когда высказывала своё пожелание другому?
-Вика,какие у тебя были чувства и состояние, когда к тебе обращались с пожеланиями?»
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение.
Сегодня я хочу познакомить вас с существующими стратегиями поведения в конфликтах. Их 5:конкуренция,избегание,компромисс,приспособление,сотрудничество.А теперь давайте рассмотрим каждый по отдельности., обратим внимание на девиз для каждой стратегии поведения.
-Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
- Избегание. «Что бы ни было, я ухожу». Это стратегия рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов
-Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». наиболее эффективна, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас.
-Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок
Обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.
-Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Цель её применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такая стратегия требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Обсуждение: - Ребята, в случае конфликта какую стратегию вам чаще приходилось использовать? - Почему?(2 кеше)
-Ребята, поделитесь на 5 подгрупп,вам нужно вытянуть жребий, где названа стратегия поведения в конфликте. Задачей каждой группы является инсценировка конфликтной ситуации, раскрывающей данный вид поведения. Время на подготовку – 2-3 минуты.
Обсуждение(проводится после каждой представленной сцены).
- Как данный вид поведения повлиял на эмоциональное состояние участников?(Конкуренция)
-Какой вид поведения в этой ситуации были наиболее успешными?(Компромисс)
- Какая причина способстуют выбору человеком именно такой стратегии поведения в конфликте?(Избегание)
- Охарактеризуйте данную стратегию с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов?(Приспособление)
-Какая, на ваш взгляд, стратегия поведения наиболее успешная? (Сотрудничество)Почему?
-Сотрудничество удовлетворяет интересы каждой стороны.
_Ребята, предлагаю обсудить притчу.Как вы думаете,что хотел донести до нас автор данной притчей?
Притча «О гвоздях».
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
-Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде.
Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам останется.
-_Ребята,Вас впечатлила притча притча?
-Что ж хотел донести до нас автор притчи?
-Какие слова из притчи можно взять за аксиому жизни ,т.е. за правило жизни?
-Ребята, скажите из-за чего назревают конфликты?(недопонимание, грубость, невежество)
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Для этого попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
- Разберём конфликтные ситуации, класс делится на четыре группы. Каждая группа получит описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
- Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
- На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
- Ты более 3-х часов сидишь в интернете, а родители предпочитают вместо интернета ты читал книги или занимался музыкой, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
4.Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…
Через 2-3 минуты группы представляют свои варианты решения конфликтов.
- Скажите, какая группа наиболее удачнее смогла выйти из конфликта?(подарим апплодисменты )
-Действительно,большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. Искусству компромисса нужно учиться.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
_А как же предупредить конфликт? Посмотрим на слайд
(Слайд) Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
- Прежде, чем сказать о неприятном человеку, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте его заслуги и его хорошие дела.
- Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать на его место”.
- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
- Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
-итак ,ребята, за эти минуты общения,что вы поняли для себя? Что полезного вы можете вынести хорошего с этого урока?
-Я заканчиваю наш урок крылатой фразой Эразма Роттердамского:«Язык- лучший посредник для установления дружбы и согласия».
Пользуйтесь этим посредником только в благих целях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Занятие 2.3. Эффект призмы.
Принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности.
Цель занятия: показать влияние установок на восприятие человеком ситуации и выделить принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности.
Задачи:
- познакомить учащихся с эффектом «призмы» и понятием «установка»;
- сформулировать принципы изменения ситуации.
Методы обучения: эксперимент, дискуссия, мини-лекция, групповая работа.
Рекомендуемый ход занятия:
а) эксперимент «Эффект призмы»;
б) мини-лекция на тему «Опыт Стивена Р. Кови»;
в) дискуссия на тему «Наше восприятие и установки»;
г) работа в группах по формулированию принципов эффективности человеческой деятельности;
д) подведение итогов занятия и обсуждение рекомендаций.
Продолжительность занятия – 2 ч.
Содержание занятия
-Исәнмесез,хөрмәтле укучылар.Мин сезне күрергә бик шат.
Все, что есть в этом мире
выдающегося, непременно
проистекает от правильного образа
жизни.
Дэвид Старр Джордан
Лидерство - это не статус и не возможность. Лидерство – это доверие, которое вы заслужили своим усердием. И так,мы с вами на пути к успеху,для одной из ступеней к успеху нам понадобятся понятия “эффект призмы” и понятие “установка”
А) Эксперимент «Эффект призмы».
Посмотрите рисунок №1.
Опишите девушку, изображенную на рисунке.-Сколько ей лет?Как она одета?поворот головы?Осанка?
Посмотрите на рисунок №2 ,ответьте на вопросы:
Видите ли вы женщину?
Как вы думаете, какого она возраста?
Как она выглядит? Как вы думаете, кто она такая ?
Вероятней всего вы опишите женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер…
Но что, если вы ошибаетесь? А если вам скажут, что особа на картинке - пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом и с огромным носом. Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.
Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?
Посмотрите,а здесь кого мы видим?(Старушка,укрыта платком,голова чуть склонена,задумчивое лицо),ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО,ТАК ЖЕ В СТОРОНУ СМОТРИТ МОЛОДАЯ ДЕВУШКА,на её шее колье,так же как и на придыдущих.
После этого предложите картинку, которую вы найдете на рис. 3 и опишите, что вы видите. Почти все, кто сначала видел карточки с молодой женщиной, на картинке увидели молодую женщину. И почти все из увидевших сначала карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.
Действительно, на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все мы, находившиеся в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоит отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел образ, на который был настроен во время первого десятисекундного разглядывания.
В) Дискуссия на тему «Наше восприятие и установки».
-Ребята,почему все видят по- разному? В чем причина? Кто прав?
Данный эксперимент позволяет сделать важные открытия. Опыт показывает, насколько мощно воздействует заданность (установка) на наше восприятие. Если всего доли минут изучения рисунков оказали на нас определенное влияние, и мы пришли к выводу, что не все так однозначно, что мы видим перед собой, то что же можно сказать о силе влияния нашего жизненного опыта!
Ребята,что и кто влияет На наши взгляды, поступки, восприятие мира, общества в целом ?
Ответ (влияет масса вещей: наше окружение, быт, дом, родители, друзья, соседи, школа, класс, учитель, одноклассники и т.д. Все это оказывает на нас неосознаваемое воздействие и формирует нашу собственную систему взглядов, убеждений, позиций, точку зрения, характер наших взаимоотношений с другими людьми. Из этого следует важный вывод: каждый видит мир по-своему, через свою «жизненную призму». Столь же ясно и объективно, как, по нашему представлению, мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно, столь же ясной и объективной точки зрения, через свою «призму». Этот механизм можно назвать эффектом призмы.
Каждый из нас склонен считать, что видит происходящее таким, какое оно есть, что он объективен. Однако это не совсем так. Мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каковы мы сами, или же таким, каким настроены его видеть. Стоит другим разойтись с нами во мнениях, мы начинаем думать, что неправы именно они. Но, как показывает наш эксперимент с рисунками, люди видят одно и то же по-своему, каждый видит сквозь призму собственного уникального опыта. И каждый по-своему прав!
Что способно изменить установки? Слово парадигма пришло из греческого языка. Изначально это был научный термин, который в наше время наиболее часто используется в значении "теория", "модель", "представление", "понятие" или "система взглядов". В более общем смысле это то, как мы " видим" мир, - не в смысле зрения, а в смысле восприятия, понимания, толкования.
Главный опыт, который можно извлечь из этого эксперимента – это момент изменения, «сдвига парадигмы», то, что можно назвать ощущением: «Вот оно!», когда кто-то наконец видит в комбинированной картинке новое изображение. Чем более человек был связан изначальным восприятием, тем сильнее его ощущение: «Вот оно!».
Термин «сдвиг парадигмы» впервые был введен Томасом Куном в его знаменитой книге «Структура научных революций». Кун демонстрирует, как почти любой значительный прорыв в области науки начинается с разрыва с традициями, старым мышлением, старыми парадигмами.
Великому древнеегипетскому астроному Птолемею земля представлялась центром Вселенной. Но Коперник произвел сдвиг парадигмы и одновременно вызвал огромное сопротивление и гонения на себя, провозгласив центром Вселенной Солнце. С этого момента все стало истолковываться иначе, чем прежде.
И сдвиги эти порождают серьезные перемены. Наши установки (парадигмы), верные или неверные, являются источником наших установок и поведения, в конечном счете – наших взаимоотношений с другими людьми.
Г) Работа в группах по формулированию принципов человеческой эффективности.
Сформулируйте принципы, которые управляют человеческой эффективностью. Качества человека, которые помогут достичь успеха. Дать на обсуждение 6-8 минут. Затем результаты работы выписываются на доске. Проводится обсуждение выделенных принципов.
Д) Подведение итогов занятия и обсуждение рекомендаций.
Учитель знакомит учащихся с принципами, предложенными Стивеном Р. Кови и подводит итоги занятии.
Принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности:
1. Справедливость.
2. Честность и искренность. Они создают основу доверия, без которого невозможно сотрудничество и долгосрочное развитие личности и межличностных отношений.
3. Человеческое достоинство.
4. Внесение вклада в общее дело.
5. Качество и совершенство.
6. Принцип потенциальных возможностей – идея о том, что мы находимся в начальной стадии развития, можем расти и развиваться, все шире и шире, раскрывая свои потенциальные возможности и развивая свои способности.
7. Принцип роста. С потенциальными возможностями связан принцип роста – процесс высвобождения потенциальных и развивающихся способностей, непременно требующий присутствия таких принципов,
8. Терпение, усердие, принцип законченных дел.
Стивен Кови, кто он?
-Ребята, поработайте над своим отношением, установкой, начните думать более позитивно. В нужное место вы все равно не попадете .Но, возможно, что вас это и не огорчит, так как ваша установка будет настолько позитивна, что, где бы вы ни оказались, вам везде будет хорошо.
Для того, чтобы добиться определённых успехов нам мы можем заняться нашими установками и поведением. Если же необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать с нашими основными парадигмами
Помню мини-сдвиг парадигмы, испытанный мной одним воскресным утром в Нью-Йоркском метро. Пассажиры спокойно сидели на своих местах - кто читал газету, кто о чем-то думал, кто, прикрыв глаза, отдыхал. Все вокруг было тихо и спокойно.
Вдруг в вагон вошел мужчина с детьми. Дети так громко кричали, так безобразничали, что атмосфера в вагоне немедленно поменялась.
Мужчина опустился на сиденье рядом со мной и прикрыл глаза, явно не обращая внимания на то, что происходит вокруг. Дети орали, носились взад-вперед, чем-то кидались, даже хватались за газеты пассажиров. Это было крайне возмутительно. Однако мужчина, сидевший рядом со мной, ничего не предпринимал.
Невозможно было удержаться от раздражения. Я не мог поверить, что можно быть настолько бесчувственным, чтобы позволять своим детям хулиганить, нисколько на это не реагировать и вести себя так, будто ничего не происходит. Нетрудно было заметить, что все пассажиры вагона испытывали такое же раздражение. Словом, в конце концов я повернулся к нему и сказал, как мне казалось, необычайно спокойно и сдержанно:
- Сэр, послушайте, ваши дети доставляют беспокойство стольким людям! Не могли бы вы призвать их к порядку?
Человек посмотрел на меня так, как будто только что очнулся от сна и не понимает, что происходит, и сказал тихо:
- Ах да, вы правы! Наверное, надо что-то сделать... Мы только что из больницы, где всего час назад умерла их мать. У меня путаются мысли, и, наверное, они тоже не в себе после всего этого.
Представляете, что я почувствовал в этот момент? Моя парадигма сдвинулась. Внезапно я увидел все совсем иначе, и, увидев все иначе, я стал думать иначе, стал чувствовать иначе, вести себя иначе. Раздражения как не бывало. Теперь уже не было нужды контролировать ни своего отношения к этому человеку, ни своего поведения; мое сердце было преисполнено глубоким сочувствием к нему. Вырвались на свободу слова симпатии и сострадания:
- У вас только что скончалась жена? Ах, простите ради Бога! Как же это произошло? Могу ли я чем-нибудь помочь?
В одно мгновение все совершенно переменилось.
Многие испытывают подобный значительный сдвиг в мышлении, если сталкиваются
|
- Премия за отцовство (2003), присуждаемая в рамках Национальной программы отцовства
- Медаль колледжа Томаса Мора за заслуги перед человечеством
- Звание «Оратор года» (1999)
- Премия Сикха за вклад в дело мира (1998)
- Международная премия «Предприниматель года» и национальная премия «Предприниматель года» за особые достижения в области бизнес-лидерства (1994).
- Включен в число 25 наиболее влиятельных американцев по версии журнала Time.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эффект призмы Парадигма (установка) Сдвиг парадигмы Призма собственного уникального опыта
каждый видит мир по-своему, через свою «жизненную призму». Мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно, столь же ясной и объективной точки зрения, через свою «призму». Этот механизм можно назвать эффектом призмы.
парадигма -слово произошло из греческого языка. Изначально это был научный термин, который в наше время наиболее часто используется в значении "теория", "модель", "представление", "понятие" или "система взглядов". В более общем смысле это то, как мы " видим" мир, - не в смысле зрения, а в смысле восприятия, понимания, толкования.
Термин « сдвиг парадигмы » впервые был введен Томасом Куном в его знаменитой книге «Структура научных революций». Кун демонстрирует, как почти любой значительный прорыв в области науки начинается с разрыва с традициями, старым мышлением, старыми парадигмами.
Великому древнеегипетскому астроному Птолемею земля представлялась центром Вселенной. Но Коперник произвел сдвиг парадигмы и одновременно вызвал огромное сопротивление и гонения на себя, провозгласив центром Вселенной Солнце. С этого момента все стало истолковываться иначе, чем прежде.
К оперник произвел сдвиг парадигмы и одновременно вызвал огромное сопротивление и гонения на себя, провозгласив центром Вселенной Солнце. С этого момента все стало истолковываться иначе, чем прежде.
Сформулируйте принципы,управляющие человеческой эффективностью.
Стивен Р. Кови Принципы , управляющие эффективностью человеческой деятельности: 1. Справедливость.
2. Честность и искренность. Они создают основу доверия, без которого невозможно сотрудничество и долгосрочное развитие личности и межличностных отношений.
3. Человеческое достоинство. 4. Внесение вклада в общее дело.
5. Качество и совершенство. 6. Принцип потенциальных возможностей .
7. Принцип роста. 8. Терпение, усердие, принцип законченных дел.