Методическая копилка

Ларкина Елена Петровна

На этой странице вы найдете конспекты и презентации к  урокам,  дополнительную литературу.

Презентация к открытому уроку литературы "И в шутку и всерьез"

http://www.myshared.ru/slide/688351/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 4 классе  «Правописание глаголов»

Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.

Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.

Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции.

Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

Развивать орфографическую зоркость.

Развивать связную устную и письменную речь.

Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные :

Регулятивные :

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;

учить адекватно оценивать своего одноклассника;

формировать умения прогнозировать.

Познавательные:

формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

формировать умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации;

Коммуникативные:

развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

формирование навыков сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по на водящим вопросам определяют тему урока)

Прочитайте слова. Исправьте ошибки.

Грейпфрукт позвонит ложить  ложица

Глагола ложить не существует. А как тогда сказать? Класть!

Не существует  (заполняем в течение урока)

Глагола ложить

Буквы о в окончаниях глаголов

Запишите слова правильно.    (Грейпфрут  позвонит класть ложится)

Какое слово лишнее? Что общего у остальных слов?

Правописание глаголов

Что знаем  о глаголе?

Прочитайте тему урока. Зачем нам нужно знать как пишутся глаголы. Где нам могут пригодиться эти знания?,

Давайте вспомним какие орфограммы, связанные с правописанием глаголов вы знаете?

Я показываю карточки подсказки , а вы вспоминаете правила.

Не   тся      шь        ет  ит

Делятся на 5 групп. Должны сформулировать правило и выписать слова ,  правописание которых проверяется этим правилом.

Будет крутит.ся   плачеш.      освет.т      спряч.   очень нравит.ся   (не) скажут играеш .    (не)здоровится       трудиш.ся      стесняет.ся     ( не) смотрит    отмеча.м        (не)заметят     он увид.т

/Не с глаголами           тся ться         шь чь  

№ 1      3 человека у доски остальные самостоятельно.

Сегодня мы узнаем еще одно правило написания глаголов.

Прочитайте слова. Где находится орфограмма?

береж[о]м, печ[о]шь, стереж[о]те

Что у них общего? Как думаете какую букву надо писать?

С. 129 прочитайте глаголы. Какая буква пишется после шипящих в окончаниях глаголов? Ё!

Выборочный диктант

Выпишите глаголы выделите окончания.

Бабушка испечет мне на день рождения торт. Дело словом не заменишь.

Под лежачий камень и вода не течет. Крепкую дружбу и топором не вырубишь. Грамоте учиться всегда пригодится.

Какие правила написания глагола пришлось вспомнить?

Работа в группах

 Составить диктант из слов на определенную орфограмму

Подведение итогов.

Домашнее задание .

 



Предварительный просмотр:

Урок рус.яз в 4 классе

Тема урока: Знакомство со спряжением глаголов.

Цели:

Предметная:
• Познакомиться с понятием спряжения глаголов.
Личностные:
• Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные:
Познавательные.
• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.
• Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
• Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения.
• Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.
Регулятивные.
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
• Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи
• Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы
Коммуникативные.
• Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
• Формулировать собственное мнение
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ход урока

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с любым присутствующим в классе – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика.

- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.

Запишите предложение.  Подчеркните орфограммы. Какое это предложение? Сколько в нем простых предложений? Подчеркните грамматические основы. Чем выражены подлежащие? А сказуемые?

Под  горой весна в полном разгаре, а на горе снег еще не растаял,  трава не зеленеет ,цветы не пестреют, птички не щебечут.

Работа по группам

Отгадайте и запишите слова о которых я буду сейчас говорить.

Его вешают приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют вмешиваясь не в свое дело.           (нос)

Его проглатывают упорно не желая о чем то говорить; он хорошо подвешен у человека который говорит бойко за него тянут и дергают настойчиво заставляя высказаться. Его держат за зубами когда не хотят говорить лишнего.                             (язык)

Её заваривают затевая какое –либо неприятное хлопотливое дело,а потом расхлёбывают, распутывая это дело. Её не сварить с тем с кем трудно сговориться. Её просит рваная обувь. Она в голове у путаников.                    Каша

Её толкут в ступе или носят решетом те кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей.  в неё прячут концы нечестные люди иногда они выходят из нее сухими        (вода)

Просклоняйте существительные. Что это значит? Что у них изменяется? Сколько типов склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению 2 скл к 3 скл

Какая часть речи помогла вам отгадать эти слова? (Глагол)

Что вы знаете о глаголе. Проверка домашнего задания.

Подчеркните глаголы. Разберите глаголы выделенные жирным шрифтом как часть речи.

Можно ли просклонять глаголы? (нет они не изменяются по падежам.

А что нужно сделать чтобы у глаголов изменились окончания

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением.

Прочитайте глаголы  

   плетем гудим рисуем       пишет    выводим придумываем

     Летим       красим                решаем    читает     платит      

Что у них общего?    Настоящее время

Чем отличаются? Окончаниями.

На какие 2 группы можно разделить эти глаголы   окончания с и   и с е

Давайте понаблюдаем над спряжением глаголов в упр.247 на с.75

Прочитайте вывод на с. 76.Совпал ли он с вашим?

Посмотрите на окончания глаголов. Как вы думаете какие из них могут вызвать затруднения? (ешь и ишь надо писать с ь знаком!)

Ете ите с буквой е на конце

№ 249 с комментированием.



Предварительный просмотр:

                        Бабушкин сундук                              слайд 1

Ведущий: 

Живут в России разные народы с давних пор.                       Слайд 2    

Одним- тайга по нраву, Другим- степной простор.

 У каждого народа язык свой и наряд.

Один- черкеску носит, Другой- надел халат.

Один- рыбак с рожденья, Другой- оленевод.

Один- кумыс готовит,  Другой - готовит мёд.

Одним милее осень,  Другим- милей весна.

А Родина –Россия!  У нас у всех одна!

Ребенок читает стихотворение ( в это время идет презентация 1)

    Если скажут слово «родина»,                                      слайд 3              

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,                                         слайд 4

    Толстый тополь у ворот.                                              слайд 5

                        У реки берёзка – скромница                     слайд 6

                        И ромашковый бугор…

                        А другим, наверно, вспомнится                слайд 7    

                        Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,                                          слайд 8  

    Над скакалкой топот ног

    И большой соседней фабрики                                        слайд 9

    Громкий радостный гудок.

                        Или степь: от маков красная,                     слайд 10

                        Золотая целина…

                        Родина бывает разная,                               слайд 11

                        Но у всех она одна.

(при чтении стихотворения показываются репродукции с изображением различных ландшафтов России)

    - У всех родина разная, но мы живём в России.     слайд 12                    

Ведущий: В нашей стране проживает более 100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашей школе  учатся дети более 10 разных национальностей.

Ведущий: Мы познакомимся с обычаями, традициями, культурой тех народов мира, которые проживают бок о бок с нами на территории Нефтеюганска.

Ведущий: Каждая семья бережно хранит традиции, обычаи, нравы своей национальности, рецепты национальных блюд, элементы народных костюмов. Наверное в каждой семье есть заветный бабушкин сундук, в котором все это хранится.  От того, как мы  относимся к родной старине,зависит быть или не быть отечественной культуре. Давайте же заглянем в содержимое этих сундуков

Слайд 13

Ученик читает стихотворение

Бабушкин сундук стоит в чулане, 
Очень мало занимает места. 
Серый он, как хуторок в тумане, 
Где промчалось бабушкино детство. 

Нет, сундук не назову я хламом. 
Может, в нём поэзии истоки? 
Может, из поэтов первым самым 
Сундуку я посвящаю строки. 

Он и школьной партою мне служит, 
И лабораторией для фото, 
И, как лучший друг, со мною дружит. 
Может, не поймёт всё это кто-то? 

Был он раньше чащей леса дикой, 
А потом пилы познал ужимки. 
Ночь. Над ним фонарь горит гвоздикой, 
Плавают в кюветах фотоснимки. 

Нравится сундук мне. Он чудесен, 
Сделанный рукою человека. 
Хоть и нет о нём пока что песен, 
Но ведь сам он - песня дровосека. 

Иногда покажется роялем – 
Под моими пальцами играет, 
Не подвластный, кажется, печалям. 
Хочется назвать его мне раем*, 

Как свою хатыночку давненько 
(Наизусть учил я строки в школе) 
Называть любил Тарас Шевченко, 
Стих неся свой по сиротской доле. 

Скажет критик: «Тема тут – не слишком, 
Темой ты, по-моему, не блещешь: 
Воспевать не стоит ящик с крышкой, 
Где хранятся всяческие вещи! 

Так что ты – поэт не настоящий!» 
Критику ответить мне придётся: 
– Для тебя сундук – обычный ящик, 
Для меня же – жизни нашей солнце. 

Бабушка на нём неутомимо 
Швейную свою машинку крутит, 
Грезя, чтобы внук её любимый 
Выбился, как говорится, в люди. 

Может крышкой он взмахнуть, как птица, – 
Радуется, вижу, нашей встрече. 
Тут портрет улыбчивый хранится 
Сталинских усов в зелёном френче. 

В книге Льва Толстого – дуба листик, 
Ситец в незабудках, чьё-то фото… 
Был сундук и у Агаты Кристи – 
Прочитал в газете я какой-то… 

Шаль, очки, день свадьбы, веер старый 
(Даже прячет, может, чьи-то души?) 
И бинокль, и струны от гитары – 
Всё вместил в себе сундук из груши. 

Из какой губернии далёкой 
Привезла его сюда каруца? 
Он, как море, кажется глубоким – 
Мне до дна никак не дотянуться. 

О, сундук! Жизнь бабушек и дедов 
Ты хранишь, о юности тоскуя!.. 
Может, самым первым из поэтов 
Оду посвящаю сундуку я. 

Ведущий: Сейчас я буду доставать из сундука вещи, которые принесли мне ребята из 4 классов. И те, кому она принадлежит будут рассказывать о ней и о своем народе.

(лапти, рушник,).

Достаю из сундука лапти

1 выступление –русские

Текст

Слайды

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда. 

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

1

2

У нее глаза, как небо, синие,

Добрые и ясные глаза,

У нее – судьбы моей –России,

Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,

Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь в пору жатвы в поле –

И захватит дух.

Над ней шумят такие ливни,

В сполохах слепящих грез,

Что навек становишься счастливым

От ее черемух и берез.

3

У нее, родной, такие выси,

Родниковой свежести вода,

Что она тебя, как мать, возвысит

И в обиду никому не даст.

У нее такой звенящий ветер,

Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она – былинкой каждой светит,

Славой своего герба!

С ней дано любую даль осилить –

Пусть, как Млечный путь, и далека…

Вот такой была и есть Россия на века!

4

Щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством.

На Руси одним из традиционных блюд была каша.

 Ни одного важного дела не проходило в старину без каши.

Каша считалась символом богатства и благополучия в семье.

5

6

Блины пользовались особой популярностью в народе.

 Традиционно их пекли из гречневой муки.

Ели блины с мясом, со сметаной, с икрой, с медом, вареньем.

 Пекли блины на Масленицу – пожалуй, самый веселый праздник.

7

Главным блюдом и во время праздников и на свадьбах был хлеб – каравай.

К хлебу в старину относились свято, ведь он доставался тяжелым трудом.

Ни один русский праздник не обходился без румяных пирогов, калачей и бубликов.

8

А пили наши предки не только мед, но и кисель, морс, сбитень, квас.

Квас был клубничный, клюквенный, шиповниковый. 

9

Дерево на Руси считалось основным материалом.

Из дерева строили дома, избы, мастерили предметы домашней обстановки, посуду, утварь.

Занимались плетением из бересты, прутьев, соломы.

Плели лапти, корзины. 

10

11

Россия страна, богатая глинами. Своими расписными изделиями – кувшинами, тарелками, флягами – славились гончары из Пскова.

 Одним из крупных центров керамики была Гжель.

12

 Русская история древняя и поучительная.

За долгие века существования народная мудрость закрепилась в пословицах,  загадках, печальных и веселых обрядовых песнях.

13

Главным  зимним праздником является праздник Нового года.

После принятия христианства он совпадал с Рождеством и святками. В новогодние  святки ходили по дворам с песнями – колядовали. Рядились в нечистую силу. Страшные и в то же время смешные маски ряженых делали нечисть менее пугающей.

14

Самым веселым праздником можно считать празднование проводов зимы, который  у русского народа называется в честь обрядового блюда – масляного блина.

На масленицу катались с гор, гуляли, пировали.

15

Пасха - церковный праздник.

 На Пасху украшали дом  срезанной вербой, пекли куличи, пасхи, красили яйца, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, целовались приветствуя  друг друга:  «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»  

16

У нас давно возник вопрос.
Теперь он в праздник перерос:
В чём же наши прадеды ходили?
Что же раньше на Руси носили?


Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

17

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла. 

18

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.

Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом? 
Возраст, ремесло и связь с народом.

19

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою. 

После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.

Свадебное пышное убранство 
Шили долго, с редким постоянством:
Сарафан, рубаху, душегрею
Украшали, денег не жалея.

Был у жён спокойный, кроткий норов,
Много разных головных уборов: 
Кики и кокошники-сороки,
Венчики с каменьями и роги.

20

Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.

В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

21

Хоровод (танцуют 4 девочки в костюмах) и поклон

22, 23

1-й учащийся

Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

2-й учащийся

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

3 учащийся

На просторах России

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны,

Всем народам — любовь и почет.

Ведущий достает из сундука украинский венок

Звучит фонограмма украинской  народной музыки, в центр зала выходит девочка Оксана в украинском костюме.

Слайд 1

                        

Оксана: Добрый дэнь, мои друзи!

              Добрый день мои друзья!

               Очень рада встрече я!

Ведущая: Здравствуй, украинская красавица Оксана!

Оксана: С радушьем украинским вас встречаю,

               Повеселиться вместе приглашаю!

           Эй , дивчины!

Оксана: Знаем много песен веселых,

           Многие старинные,

               Наши  бабушки их пели

                Песни эти дивные.

                 Эй, ребята, не скучайте!

                 Песни запевайте.

  ПОПУРРИ (украинские песни): зал подпевает

 «Несе Галя воду»                                                        слайд 2

 «Пидманула,пидвила»                                              слайд 3

«Роспрягайте хлопцы коней»                                   слайд 4

Ведущая:        Спасибо тебе, Оксана, за веселые  песни! Оставайся с нами!

                    Мы будем с украинским народом дружить,

                        И нашей дружбой крепкой дорожить!

А  что вы расскажете нам ,дивчины, о своей Украине?

Ведущий 2

О, как прекрасна УКРАИНА!                                              Слайд 5

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

 И благодатная земля.

 Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

любимой Родине своей.

Ведущий 1: Украина богата своими народными умельцами.    Слайд6

Они умеют и любят вышивать одежду, предметы быта.

Расписывать посуду и игрушки.                                                    Слайд 7

Украинцы сами делают музыкальные инструменты и играют на них. Это кобза, цимбалы и др.                                                                       слайд 8

Ведущий :

Украинцы не только хорошие умельцы, но и отличны танцоры.      Слайд 9

Хороши у нас цветочки,                                                                         слайд 10  

Мы сплетём из них веночки,

Станем ленты наряжать,

Будем весело плясать.

Уч.2: Девочки, а давайте веночек плести будем.                              Слайд 11

Все: Давайте.

 Слайд 12

Уч.1: Я в свой веночек тысячелистник вплету  - символ непокоренности и ромашку. Она приносит здоровье, добро и нежность.

Слайд 13

Уч.3: А я  гроздья калины и усики хмеля – это символы гибкости и ума и василек  вплету- символ красоты, здоровья, силы.

Слайд 14

 Уч.1: А я девочки, любисток вплету – символ преданности и

 бессмертник - символ здоровья.

Слайд 15

Уч.2: А от бессонницы я мак вплету и барвинок - символ вечной жизни.

Слайд 16

Уч3:. Ой, девочки, а чтобы в доме покой был я чернобривцы(бархатцы) вплету.

Слайд 17

Уч1: А, я еще барвинок вплету– символ жизни и бессмертия иМальву – символ веры, надежды и любви.  

Слайд 18

Уч.2: Девочки, а сколько   цветов у нас в веночке получилось? (12)

Уч.3: Верно. В украинском веночке должно быть 12 цветков, каждый из них оберег.

Уч.1: Ой, девочки, а мы будем веночек украшать разноцветными ленточками.

Все: будем!

Уч.2: Я самую первую в веночке – посередине, завяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы.

Уч.3: По обе стороны от коричневой я завяжу – желтые ленты – символ солнца, а за ними светло-зеленые – символ красоты и молодости.

Уч.1: А затем, девочки надо завязать, голубые, синие – символы неба и воды, они дают силу и здоровье,

Уч.2: Далее завяжем оранжевую символ хлеба и фиолетовую – символ мудрости человека,

Уч.3: Девочки, не забудьте о малиновой – символ душевности, искренности. А закончим вязать розовой – символом достатка.

Уч.1: Ой, девочки, я свой венок оставлю на чердаке, как защиту от молнии.

Уч.2:А я положу под первый сноп для увеличения урожая.

Уч.3: А я умоюсь водой с мокрого венка и буду красивой и здоровой.

Уч.1: А я  положу в колыбель новорожденного брата и спрячу его от ведьмы.

Уч.2: А я, от ведьм, спрячу под одежду.

Уч.3: Ой, девочки, побежали.

Уч.1: А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну.

Уч.2: И для изготовления такого оберега в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы.

Уч.1: Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год.

Слайд 19

Ведущий: В давние времена в Украине существовал замечательный обычай – дарить на счастье рушник. В некоторых украинских семьях он сохранился до сих пор. Рушник передавался молодому поколению как память о родителях.

Существует поверье, что рушник и сорочка, вышитые и подаренные на добро и счастье, на хорошую жизнь, будут всегда оберегать их владельца.

Слайд 20

1 ведущий:  Вышитый рушник – стародавний оберег дома. Считалось, что узор вышивки оберегает от беды и защищает от болезни. Красный цвет символизирует счастье и любовь, а чёрный – печаль.

2 ведущий: В Украине рушникам всегда придавалось важное символическое значение. Рушник - обязательный атрибут каждого праздника.

1 ведущий: Рушник - это один из немногих предметов, который заключает в себе много символических значений.

2 ведущий:  В течение всей жизни Рушник был рядом с людьми:

- на нем гостям подавали хлеб-соль, и это означало большое гостеприимство хозяев.

- с  рушниками  приходили к матери поздравить с новорожденным ребенком;

- ребенка к крещению всегда несли на рушнику.

- рушник давали близким людям в добрый путь, к счастью и быстрому возвращению.

- строя дом, в завершении крыши последнее стропило заносили на рушниках.

- рушники всегда имели  большое  значение, ведь они выполняли защитную роль, отгоняли нечистую силу.

Слайд 22

- со времен принятия христианства существовала традиция украшать иконы рушниками.

- рушники дарили старостам, если на обручениях дошли до согласия.

1 ведущий: очень большое значение играл рушник в свадебном обряде.

Ведущий:  Каждая невеста свадебный рушник вышивала себе сама, наилучший рушник стелили  молодым во время венчания в церкви, чтобы их супружеская жизнь была счастлива, а еще была такая традиция - кто первый станет на рушник, тот будет главным в семье.

Ведущий:  Даже на сегодняшний день рушник не потерял свою актуальность, свое символическое значение. Ведь люди знают и помнят историю своих предков, и предают этому большого значения. Это гордость и наследство  украинского народа. Поэтому сегодня нет ни одной свадьбы, сватовства, никаких крестин без рушника.

Слайд 23

Украинцы издавна славились своим хлебосольством.

Традиционные украинские блюда известны во всем мире.

Это украинский борщ, вареники и конечно, сало.

Достаю из сундука чеченскую шапку.
Чеченцы

Ведущий достаёт хантейский оберег

Выступление ханты

Ведущий достаёт татарскую шапку

Выступление татар

Ведущий достаёт рог (Презентация  с музыкой) 4 в класса  - народы Кавказа

Ведущий достаёт башкирский предмет

Выступление 4б класса

Сценарий выступления «Башкиры»

 Слайд 1.

4Б представляет…

Посмотрите на слайд и назовите республику, о которой мы будем рассказывать.

Слайд 2.

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Слайд 3.

Башкортостан необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами.

Слайд 4.

Республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Здесь проживает около 100 национальностей (живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва и т.д.)

Слайд 5.

Флаг Башкортостана, Во флаге Республики Башкортостан синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики, белый — их миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый — свободу, вечность жизни. Цветок курая — символ дружбы, 7 его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют 7 башкирских племен, положивших начало единению народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, — знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России — подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией.
25 февраля
 — День Государственного флага Республики Башкортостан.

Слайд 6.

Это официальная эмблема государства. Герб утвержден в 1993 году. Герб представляет изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага, с надписью по белому полю: “Башкортостан”.

Слайд 7.

Столица республики – город Уфа–это большой, красивый город.

Слайд 8.

Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные шубы (тун), тулупы (толоп).

Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, монет, ювелирных блях.

Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.

Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы

Слайд 9.

Кура́й — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность флейты)
Думбыра – башкирский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный русской домре.

Кубыз, является язычково-щипковым инструментом.

Слайд 10.

Курбан Байрам один из самых главных мусульманских праздников. праздник жертвоприношения. В этот день мусульмане приносят в жертву животных, праздник заботы о ближнем, единения семьи. Мясо жертвенного животного, , делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Слайд 11.

Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)

Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас, главное в сабантуе состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость.

Слайд 12.

Удивительна, многообразна и очень вкусная башкирская национальная кухня. Чаще всего башкиры любят «вторые блюда», в которых присутствует много мяса и не очень много приправ. А также ни один стол не обходится без пышной выпечки: она должна присутствовать на столе в большом многообразии.

Слайд 13

 Салават Юлаев – народный герой Башкирии,родился в 1752 году. Он обладал необыкновенной силой, умел владеть оружием, конем.

К 14-ти годам стал богатырем. Салават был грамотным: он умел писать на языке тюрки. Он принял участие в войне против крепостного права. За что царь объявил его злодем, бунтовщиком, изменником. 29 марта 1775 года он вместе с отцом был сослан на вечную каторгу в Рогервик в Эстонию. Башкиры увековечили память о нем и установили ему памятник “Всадник над кручей Агидели”.

Именем Салавата назван город Салават, учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства и названа известная хоккейная команда, которая ни один раз становилась чемпионом России.

Слайд 14.

Ни один праздник не обходится без танцев.

Прекрасны башкирские песни, хороши традиции и обычаи башкирского народа.

В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов.

(танец)

 Сегодня мы рассказали о Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нужно беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!

В пестрых красивых башкирских коврах,

В девственных горных воздушных лесах,

Под золотистого солнца лучами,

Липы душистые пленяют цветами,

Трудятся пчелы башкирского меда,

Свойства целебные дарит природа.

Мягкие травы, в зелёное время,

Лугов сенокосных молочное бремя.

Духом священна гора Иремель,

Энергична Уфа, полноводен Инзер

Слайд 15.

1ученик: Наш след не померкнет на российской земле.

2 ученик : Мы - образ России в зеркальном стекле.

3 ученик : В ладу жили с русскими встарь,

4 ученик : Свидетельство – нравы, привычки, словарь.

1 ученик: Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаниях стоим заодно.

2 ученик : Такого родства временам не забыть –

Нас крепко связала истории нить!

3 ученик : На счастье - с народом любым наравне -

Имеем мы право в родимой стране!

Ведущий:   Один в поле не воин – с детства нам говорят,

                    И вместе должны народы несчастьям противостоять.

                    Ведь радостно так живется и столь бесконечен мир,

                    Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.

                    Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,

                        Пусть дружба объединяет и страны, и города,

                        И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,

                        И к людям большой планеты успех и любовь придет. 

После праздника проходит дегустация национальных блюд, которые приготовили семьи участников праздника. А также каждый класс готовит выставку предметов быта народа ,который они представляли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Связь слов в словосочетании.

Слайд 2

«Что лишнее?» ПРЕКРАСНАЯ ПОГОДА СВЕРКАЕТ НА СОЛНЦЕ ИДЁТ УРОК ЗАРУБИ НА НОСУ БЕЖАТЬ И ПОДПРЫГИВАТЬ Двадцать третье апреля. Классная работа.

Слайд 3

С какими ТИПАМИ словосочетаний мы встретились в этом задании? Докажите на примере словосочетаний.

Слайд 4

Согласование Управление С какими ТИПАМИ словосочетаний мы встретились в этом задании? Докажите на примере словосочетаний.

Слайд 5

Если при изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова , то такой тип связи называется согласованием. Если главное слово изменяется, а зависимое слово не изменяет свою форму( но может) , то такой тип связи называется управлением . Как определить тип связи в словосочетании?

Слайд 6

Выполняем задание на с.131

Слайд 7

Выполняем упражнение 1 на стр.132 Если в словосочетании главное и зависимое слово связаны только по смыслу и зависимое слово является неизменяемым то такая связь называется примыканием.

Слайд 8

Постоянно , вставать , рано , весело , часто , приехать. Проверка

Слайд 9

Упражнение 2 на стр.133

Слайд 10

Очень сильный , Упражнение 2 на стр.133

Слайд 11

Очень сильный , выйти погулять , Упражнение 2 на стр.133

Слайд 12

Очень сильный , выйти погулять , хорошо поёт , Упражнение 2 на стр.133

Слайд 13

Очень сильный , выйти погулять , хорошо поёт , быстро читает , Упражнение 2 на стр.133

Слайд 14

Очень сильный , выйти погулять , хорошо поёт , быстро читает , пришёл поговорить. Упражнение 2 на стр.133

Слайд 15

Учебник стр . 133 № 4 Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание слов в словосочетании .

Слайд 2

Спишите предложение. Разберите его по членам предложения. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Выпишите из предложения все словосочетания. Двадцать второе апреля. Классная работа.

Слайд 3

Тёплые лучи , лучи солнца , съедают снег , последний снег. Определите тип связи в словосочетаниях Проверка

Слайд 4

Согласование :тёплые лучи , последний снег. Управление: лучи солнца , съедают снег. Проверка

Слайд 5

Тёплые тёп- лы -е Сделайте звуко -буквенный анализ слова тёплые

Слайд 6

Чтобы правильно написать букву безударного гласного в окончании глагола , нужно поставить его в начальную форму и определить спряжение . Если глагол 1 спряжения , в окончании пишем букву е. А если 2 спряжения – пишем и. Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Слайд 7

Образец: мо е те плоды (м ы ть 1 спр ) Упражнение 1 на стр.129

Слайд 8

Упражнение 2 на стр.129

Слайд 9

Р.т.с.37 № 3 и4 Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спишите предложение. Разберите его по членам предложения. На лесных полянах скоро появятся голубые подснежники. Выпишите из предложения все словосочетания. Двадцать первое апреля. Классная работа.

Слайд 2

На лесных полянах , появятся скоро , появятся на полянах , голубые подснежники. В каких словосочетаниях слова связаны с помощью согласования? Проверка

Слайд 3

На лесных полянах , появятся скоро , появятся на полянах , голубые подснежники. В каких словосочетаниях слова связаны с помощью согласования? Проверка

Слайд 4

На лесных полянах , появятся скоро , появятся на полянах , голубые подснежники . В каких словосочетаниях слова связаны с помощью согласования? Как вы догадались? Проверка

Слайд 5

Прочитайте оставшиеся словосочетания. появятся скоро, появятся на полянах Укажите главное слово. Какая это часть речи? Какими частями речи являются зависимые слова? Давайте попробуем изменить глаголы (число , лицо ) и посмотрим , изменятся ли зависимые слова.

Слайд 6

Прочитайте оставшиеся словосочетания. появятся скоро, появятся на полянах появится скоро появится на полянах появимся скоро появимся на полянах

Слайд 7

Связь слов в словосочетании. Управление.

Слайд 8

Вывод В этих словосочетаниях главное слово может изменяться , а зависимое – нет. Такой вид связи называется управлением. Прочитайте на с. 125-126 Выполняем упражнение № 1 на с. 127.

Слайд 9

Апельсиновый сок сок из апельсинов ( Р.п .) речной берег берег………. Упражнение № 2

Слайд 10

Р.т.с.34-35 № 1 , 2 Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

28 апреля. Классная работа.

Слайд 2

Расстояние – S (км, м, дм, см) Время - t (сут., ч, мин., сек.) Скорость – Ʋ (км/ч, км/мин, м/сек)

Слайд 3

Расстояние = Скорость ∙ Время S = v ∙ t Скорость = Расстояние : Время v = S : t Время = Расстояние : Скорость t = S : v

Слайд 4

Виды задач на движение Задача на встречное движение Задача на движение в противоположенных направлениях

Слайд 5

Буратино и Незнайка одновременно отправились из дома в школу. Буратино двигался со скоростью 28 шагов в минуту, а Незнайка – 19 шагов в минуту. Какое расстояние будет между ними через 7 минут? Задача на одновременное движение двух объектов в одном направлении

Слайд 6

Решите задачу. Из города в деревню одновременно выехали автомобиль и мотоцикл. Скорость мотоцикла 65 км/ч , а автомобиля 100 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 4 часа? 100км/ч 65км/ч t- 4 ч

Слайд 7

2 способа решения 1 способ Найти расстояние , которое проехал каждыйобъект за 4 часа. А затем найти разность между расстояниями. (з действия) 2 способ Найти скорость удаления объектов ( v1 –v2 ) и умножить ее на время (4 часа) (2 действия)

Слайд 8

Решите задачу Из двух городов, расстояние между которыми 100 км, одновременно в одном направлении выехали две лодки. Скорость первой 60 км/ч, второй – 30 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 3 часа?

Слайд 9

Решите задачу на с.102 № 8

Слайд 10

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче?

Слайд 11

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже )

Слайд 12

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу?

Слайд 13

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу? Кто начал читать первый?

Слайд 14

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу? Кто начал читать первый? ( Серёжа )

Слайд 15

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу? Кто начал читать первый? ( Серёжа ) А когда начал читать Толя?

Слайд 16

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу? Кто начал читать первый? ( Серёжа ) А когда начал читать Толя? ( Когда Сережа уже прочитал 24 страницы )

Слайд 17

Решите задачу на с.102 № 8 О ком говорится в задаче? ( о Толе и Серёже ). Одновременно ли они начали читать книгу? Кто начал читать первый? ( Серёжа ) А когда начал читать Толя? ( Когда Сережа уже прочитал 24 страницы ) С Т 18стр/д 12 стр/д 24 стр

Слайд 18

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему?

Слайд 19

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием?

Слайд 20

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием? ( скорость догонки )

Слайд 21

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием? ( скорость сближения ).

Слайд 22

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием? ( скорость сближения ) 1. 18-12=6(стр) скорость сближения

Слайд 23

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием? ( скорость сближения ) 1. 18-12=6(стр) скорость сближения Можем ли мы теперь узнать через сколько дней Толя догонит Серёжу?

Слайд 24

Как вы думаете , Догонит ли Толя Серёжу? Почему? Что можно узнать первым действием? ( скорость сближения ) 1. 18-12=6(стр) скорость сближения Можем ли мы теперь узнать через сколько дней Толя догонит Серёжу? 2. 24:6= 4 (д)

Слайд 25

4дня меньше 5 дней Ответ: через 5 дней Толя обгонит Сережу.

Слайд 26

Домашнее задание. Учебник с. 103 № 9 и 13 , карточки на Яндекс учебнике.

Слайд 27

Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились .



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  «Различение звуков д-т»

1. Орг. момент. Психолог! (Дети сидят в кругу, передают мяч друг другу, приветствуют друг друга и говорят, с каким настроением пришли на занятие).

2. ЛОГОПЕД!    

Ну, вот, поздоровались учтиво,

Теперь встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, детки хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

3. Я!  Эпиграфом к нашему занятию (уроку) может послужить китайская   (СЛАЙД)   пословица: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ.

                                          ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ.

                                          ВОВЛЕКИ МЕНЯ – И Я НАУЧУСЬ!!!!!!»

Это говорит о том, что мы должны быть активными в работе, принимать самое непосредственное участие, только тогда изучаемый материал нам запомнится.

А КАК МЫ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ?
- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО!

4. Обратите внимание на картинку на доске. На чем играет пастух? На дудочке!  ДУДОЧКА. Что обозначает это слово? Это музыкальный инструмент.

Играла я на все лады,

Пела, напевала, оказалась у воды –

И букву потеряла. ( ДУДОЧКА ….УДОЧКА) Какое слово получилось?

-Какое еще слово можно прочитать в этом  слове, не переставляя букв?

ДОЧКА.

-Ребята, а как удочку превратить в уточку? 

-Какое слово можно прочитать, не переставляя букв? (ТОЧКА)

5.  Скажите пожалуйста, какие буквы мы меняли местами? Как вы думаете, а какая тема нашего занятия сегодня?

-«Дифференциация (Различение) парных согласных звуков и букв  Д-Т»

6.  Дайте, пожалуйста, характеристику этих звуков.

- Д – согласный, парный, звонкий звук;

- Т – согласный, парный, глухой звук. (ДОКАЖИТЕ!)

-Как обозначаются эти звуки на письме? (Они обозначаются буквами Д –Т).

Сколько элементов имеет буква – Д? Сколько элементов имеет буква – Т?

Назовите эти элементы. Перед вами лежат буквы из пластилина, обведите пальчиками эти буквы, пощупайте их, почувствуйте. А теперь с закрытыми глазами. Молодцы!

7. Елена Петровна. Минутка чистописания.

МЫ В ШКОЛУ «ЗДОРОВЬЯ» СЕГОДНЯ ПРИШЛИ! СМЕКАЛКУ, ФАНТАЗИЮ С СОБОЙ ПРИНЕСЛИ!

ДОРОГОЙ С ПУТИ НИКУДА НЕ СВЕРНЕМ.

НО ЧТОБЫ НАМ ЦЕЛЬ ПОСКОРЕЕ ДОСТИЧЬ ДОЛЖНЫ МЫ ПО ТРОПКЕ КРАСИВО ПРОЙТИСЬ! (Помните о своем здоровье! Писать будем красиво, стараться! Сидеть ровно, правильно держать локоть)

У нас необычная тропка, а тропка, состоящая из букв «Д-Т». Давайте сначала попробуем пройти по ней с помощью ЯЗЫЧКА! (Ребята хором читают буквы). А теперь мы по тропке пройдем с помощью РУЧКИ!

8.  (Развитие мелкой моторики). - Но перед тем как писать, давайте разомнем пальчики. (Резиновые ежики).

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

9.  Елена Петровна.

- Откройте тетради, запишите число. У вас в тетраде такая же тропка. Обведите буквы «Д-Т».

10.  ЛОГОПЕД. (Развитие фонематического слуха).

- Я буду показывать картинки, называть их. А вы, когда услышите, что в слове есть звук «Д», покажете сигнальную карточку желтого цвета. Когда услышите звук «Т» - поднимете черного цвета. Я хочу вас предупредить, что звуки могут находиться не только в начале слова, но и в середине. Будьте внимательны!    (СЛАЙДЫ)

11.  Елена Петровна.

- А мы продолжаем идти по тропке Здоровья! Прочитайте слова, которые записаны на следующей строчке. (ТИГР, КОТ, МЕДВЕЖОНОК) Запишите эти слова.

-Какое слово лишнее? (Медвежонок). Почему? Подчеркните буквы, которые учимся различать ( «Д-Т» ) цветными карандашами.

- Сегодня в гости с подарком к нам пришел МЕДВЕЖОНОК  (Слайд)

- Что у него в руках? (Бочонок с медом).

- Чем полезен МЁД? (СЛАЙД)

-  Кто производит мед?  (Пчелы) Давайте поможем пчелкам собрать нектар и восстановить слова. Посмотрите, здесь  цветочки с буквами. А здесь пчелки с потерянными буками. К цветку с какой буквой полетит пчелка? Как определили?

- На какие две группы их можно разделить? (Д-Т)  Вспомните тему нашего занятия!!!!!   (Может на доске сначала, а потом в тетрадь дети запишут, но перед этим Инна Валерьевна –ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ – Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!!!)

12. Елена Петровна.

Пчелка села на цветок, принесла домой медок!

Сладкий мед, полезный!

Он от всех болезней!!!!!

13. ЛОГОПЕД.  Давайте, ребята из этого маленького стихотворения возьмем первое предложение и разберем его графически.

ПЧЕЛКА СЕЛА НА ЦВЕТОК. Запишите, пожалуйста, это предложение в тетрадь. (Слайд).

14.  А теперь отдохнем одну минутку и поднимем себе настроение. Игра на внимательность. Мы продолжим развивать ваше внимание. Я приготовила вам веселые стихи, вы должны быть внимательными и отвечать только «ДА» или «НЕТ».

В рифму дайте мне ответ

Словом «да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

 

В школе есть урок труда? (Да)

Борщ - полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед?  (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да!)

15.  Итог занятия.  

 ВОТ И КОНЧИЛСЯ УРОК, МЫ ПОДВОДИМ НАШ ИТОГ!  

   

                                                                                                             

Ребята, в какой школе мы с вами учимся?

- В школе Здоровья!

Здоровье – это самый главный дар, величайшая ценность! Чтобы быть успешным в жизни, для того, чтобы достичь своих целей, хорошо учиться, надо беречь свое здоровье! Нужно не только заниматься спортом, правильно питаться, но чередовать труд с отдыхом!

16. Психолог. Рефлексия!