Кружковая деятельность

Юлубаева Олеся Шамиловна
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_novyy_vzglyad.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества и спорта «Импульс»

Рассмотрена за заседании Совета                                                              УТВЕРЖДАЮ:

МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»                                                             Директор

«___»_____________20___года                                                                     МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»

                                                                                                                           Ф.Ф.Хасанова

                                                                                                                           Приказ от «___»________20__ г.№

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Новый взгляд»

для детей 7-11 лет

срок реализации программы: 1 год

автор-составитель:

Юлубаева Олеся Шамиловна,

педагог дополнительного образования

МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»

с. Архангельское-2023 г.

Театр – это школа добрых чувств,

 красоты и человеческого братства.  

Войтмил Рабадан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно в особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст, особенно младший, -  это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям  показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Вопросы гармоничного развития и творческой  самореализации находят свое разрешение в условиях работы объединения театра кукол по программе «Буратино». 

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, не у всех есть хорошая домашняя библиотека, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральной студии. Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Цель программы : раскрытие и развитие         потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театру кукол.

Задачи программы:

Обучающие:

- Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкцией, техникой вождения;

- Приобретать теоретические знания и навыки в правильной речи и дикции;

- Приобретать знания  о жанрах и видах театрального искусства.

- Ознакомление с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

- Обучение  использованию речи как выразительного средство при создании образа;

- Обучение воспитанников методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстам, а также навыкам работы с различными видами театральных кукол.

- Формировать интерес к театру кукол;

- Расширять кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

   Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к театральному искусству;

- Развивать актёрский талант у детей, память, творческое воображение;

- Развивать потребности творческого общения во всех видах театрального искусства;

- Развивать навыки построения отношений на основе дружеского взаимопонимания и совместного       творчества;

- Развивать аналитическое мышление.

- Развивать навыки самоконтроля и оценки собственной деятельности;

- Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- Развивать у детей чувства целенаправленности и естественности в незапланированных ситуациях;

- Развивать способности импровизации на сцене; физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и навыки  кукловождения;

- Развивать актёрское внимание, воображение и фантазию воспитанников через упражнения психофизического тренинга;

- Развивать речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок

- Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

- Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения с помощью театральной куклы.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, к самому себе, окружающему миру;

- Воспитывать умение сопереживать неудачам и радоваться успеху других;

-  Воспитывать в детях старательность в труде, умение доводить работу до конца, а также умения

работать сообща, проявлять взаимопомощь;

- Воспитывать чувства гражданственности и любви к Родине, посредством изучения театральных         произведений, постановок русских авторов;

- Воспитывать культуру общения и поведения в социуме;

- Воспитывать эстетический вкус и любовь к театральному искусству;

- Воспитывать чувство ответственности за общее творческое дело;

- Прививать культуру исполнительского мастерства;

- Прививать интерес к культуре речи.

Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой,  а потом приступят к работе над выбранной пьесой.

        Данная программа предусматривает 2 этапа: ознакомительный и базовый. На занятиях 1 этапа обучения воспитанники  познают свои творческие возможности, осваивают навыки артикуляции речи и установки дыхания, дикции, исполнительского мастерства. Принимают участие в концертной деятельности  на уровне учреждения.

        Также используется игровая технология, включающая в себя многообразие форм проведения занятий: постановка сказок, сюжетно-ролевые и театральные игры.

        По окончанию каждого учебного года, на основании диагностики освоения программы учащиеся переводятся на следующий год обучения.

На 2 этапе происходит психологическая настройка на творчество. Этот процесс включает в себя: мотивационную установку, положительное эмоциональное восприятие, актуализацию имеющегося опыта творческой деятельности воспитанника. Учебный материал на данном этапе увеличивается в объёме и усложняется репертуар творческого объединения. Серьёзное значение придаётся практической работе над интонацией, ритмом. Усложняются формы и методы работы, используются более сложные модели занятия, например занятие – презентация, чаще используется сцена зрительного зала.

На этом этапе вся деятельность направлена на развитие творческой самостоятельности детей.  Происходит реализация собственно продуктивной деятельности воспитанников, т. е. переход от репродуктивной к самостоятельной созидающей роли.

В объединение принимаются все желающие с 6 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в объединение 12-15 человек.

         Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 31 мая. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий обучающихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.
    Формы подведения итогов занятий обучающихся в кукольном театре:

  • выступления перед зрителями в школе и детских садах;
  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Количество учебных часов в неделю:

1 год обучения -  2 часа,70 часов  в год:

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучаемые первого года обучения могут  знать:

  • Правила техники безопасности при работе с тканью;
  • Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»;
  • Виды кукол
  • Технику вождения перчаточными куклами;
  • Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных  и других видов кукол;
  • Название инструментов, материалов и принадлежностей.

Могут  уметь:

  • Пользоваться материалами и инструментами;
  • Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;
  • Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол;
  • Изготавливать перчаточные и другие виды  куклы и простейшие декорации.

                     Учебный план

Наименование раздела

Количество часов,

1 год обучения

Всего, из них

Теория

Практика

Знакомство с миром искусства

12

11

1

Основы актерского мастерства

22

2

20

Творческая мастерская

41

-

41

Работа над спектаклем

61

-

61

ИТОГО

70

13

57

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Знакомство с миром искусства

Вводное занятие. История создания кукольного театра.

2

2

-

Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

2

2

-

Знакомство с куклами разных форм и конструкций (пальчиковые куклы, конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы)

6

6

-

Работа с перчаточными куклами. Обучение приемам кукловождения.

2

1

1

Основы актерского мастерства

Игры, упражнения  и этюды  с куклами  и ожившими предметами.

6

-

6

Сценическое актерское мастерство. Сценическая речь: темп, тембр, громкость.

16

2

14

Творческая мастерская

Изготовление декораций, кукол (для пальчикового театра, для настольного театра, куклы-варежки, куклы-носка, перчаточных кукол)

41

-

41

Работа над спектаклем

Выбор сказки для постановки спектакля.

7

-

7

Музыкальное сопровождение

7

-

7

Монтировочные репетиции, прогоны

33

-

33

Выступление перед зрителями

7

-

7

12.

Анализ выступлений

7

-

7

ИТОГО

70

13

57

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 : Вводное занятие

Теория:   Знакомство с планами работы и задачами кружка. Знакомство с историей создания кукольного театра. Инструктаж  (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)

Тема 2: Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.

Теория: Чтение сказок. Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).

Тема 3: Знакомство с куклами разных форм и конструкций

Теория: Знакомство с историей создания кукол и видами кукол: пальчиковые куклы, конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы.

Тема 4: Работа с перчаточными куклами. Обучение приемам кукловождения.

Теория: Основные правила работы с перчаточными куклами. Работа с разговаривающей куклой.

Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки). Упражнения с куклами..

Тема 5: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами

Практика: «Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.

Тема 6: Сценическое актерское мастерство. Сценическая речь: темп, тембр, громкость.

Теория: Знакомство с понятием «Этюд». Беседа о видах эмоций, настроения, о способах их выражения.

Практика: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Сказки-экспромт. Освоение различных интонаций. Построение движений куклы на основе своих собственных движений.

 Тема7 : Изготовление декораций, кукол (для пальчикового театра, для настольного театра, куклы-варежки, куклы-носка, перчаточных кукол)

Практика: Изготовление кукол для пальчикового театра. Изготовление кукол для настольного театра.  Изготовление кукол из подручных материалов: кукла-варежка, кукла-носок. Изготовление персонажей спектакля.

Работа с тканью: Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных  инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места.

Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка». Освоение простейших видов швов. Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья,  о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами в том числе тряпичные куклы.

Работа с бумагой:  Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание) - конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок); Моделирование (сгибание, складывание, скручивание); Папье- маше (знакомство с простейшими приемами папье-маше).

Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше).

Изготовление одежды для куклы

Придумывание и изготовление эскизов декораций.

Изготовление декораций.

Тема 8: Выбор сказки для постановки спектакля

Практика: Выбор и обсуждение сказок. Распределение ролей.

Тема 9: Музыкальное  сопровождение

Практика: Подбор и запись музыки.

Тема 10: Монтировочные репетиции, прогоны

Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом .Репетиция  отдельных эпизодов. Соединение действия куклы со своей ролью.  Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музык.  сопровождений  и т.д. Обучение работе над ширмой.  Постановка и обсуждение спектакля. Генеральная репетиция.

Тема 11: Выступление перед зрителями.

Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов, родителям, сотрудникам.

Тема 12: Анализ выступления.

Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педагогом.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться.     В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.    

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  

Также большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

  • учет возрастных особенностей
  • направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка
  • принцип эмоционально положительного настроя на занятии
  • принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка
  • принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка
  • принцип методической вариативности в деятельности педагога, наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов:
  • репродуктивных
  • частично-поисковых
  • проблемных
  • эвристических

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень  предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

        В поведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается  в форме беседы с просмотром иллюстрированного материала, презентаций, видеоматериалов и подкрепляется практическим освоением темы.

        Основной формой работы являются занятия. Отчет по работе проходит в форме выступлений, участия в районном смотре кукольных театров.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

- перчаточные куклы

- тростевые куклы;

- куклы-марионетки;

     Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

     Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

-  театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):

  • куклы;
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.

- театр кукол - марионеток:

  • куклы;
  • театральная ширма для театра марионеток;
  • декорации к спектаклям.

     Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

 Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

Список литературы рекомендуемой и используемой для детей

1. «Технология обработки ткани» учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Чернякова В.Н.; М. Просвещение  1989 год.

2. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки»  перевод с английского А.С. Трошина, Москва, Просвещение, 1979год.

3.    «Семья и школа»  Ж. № 10- 1994, № 3 - 1994, № 8 - 1994, № 9 - 1994, № 5 - 1994, № 7 - 1995, № 10 - 1996.

4.    Календарь 2003. Рукоделие.

5.  Деммени Е. «Школьный кукольный театр»    Л; Детгиз - 1960.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

Наш Полкан попал в капкан.

Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Около кола колокола.

Съел Слава сало,
Да сала было мало.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон:
Как в капюшоне он смешон!

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

Горихвостка, горихвосточка,
Выгорихвостила горихвостят.

Хитрую сороку
Поймать морока.
А сорок сорок —
Сорок морок.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Феофанова фуфайка Фефеле впору.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Злое зелье не уйдёт в землю.

На дворе — трава,
На траве — дрова.

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.

Не буду Будду я будить,
А буду будоражить Будду.

Поезд мчится, скрежеща:
«Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Звенит земля от золотого зноя.

У нас на дворе погода размокропогодилась.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!»

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Ха-ха-ха-ха-ха!»

Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.

                                       СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

   Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её репертуар наряду с историей, рассказывающей о рождении Христа, входили народные пьесы («Царь Максимилиан») и короткие интермедии («Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.).

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

   Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и вертикальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — переносный театр кукол, в котором разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, порой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены.

Гапит — трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол.
Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою Касперле, который унаследовал некоторые черты его характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни ткачей города. Все возрастающая популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля. До сих пор французские кукольные представления носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме или театральной сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач,

Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства,. ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, оорамляющие сцену по бокам.

Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес. а могиле Матея Копецкого поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные
моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Волшебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой.

Олеарий — немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима — выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч — популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления —образец английского юмора и злой социальной сатиры — пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор.

Папье-маше — наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме изнутри.

Парик — накладные волосы.

Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.

Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляется к рамке ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и руками куклы.

Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления: вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран.

Пищик — специальное приспособление, которым пользовались актеры-петрушечники.

Полишинель — герой французского театра кукол середины XVIII века, пришедший из Италии. По своему характеру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план — окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки. Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху.

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта — черная маска.

Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех или иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.