Главные вкладки

    НОУ

    Авезова Ольга Георгиевна

    На даннлой странице представлены исследовательские работы учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muryleva.docx966.68 КБ
    Файл muryleva.pptx668.49 КБ
    Microsoft Office document icon trebovaniya_k_oformleniyu_nauchnyh_rabot.doc214.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

    «Глаза - зеркало души»

    Выполнила:

    ученица 9 «А» класса

    Мурылёва Елена

                                                                               Руководитель:

                                                 учитель биологии

                                                                Авезова Ольга Георгиевна.

                                                                       

    г. Нижний Новгород

    2014г

    Содержание

                                                                                                    Стр.    

                                                                                                             

    Введение                                                                                       3-4

    1.Органы зрения и его строение                                                                              

    1.1. Особенности  строение человеческого глаза                    5-10

    1.2.Строение радужной оболочки глаза                                  11-12

    1.3.Действие генов окраски радужки                                      12-14

    2.Влияние цвета глаз на тип темперамента                            

    2.1.История цвета глаз                                                              15-17

    2.2.Факторы, влияющие на цвет глаз                                      17-20

    2.3.Классификация глаз по цвету                                            20-24

    2.4.Влияние цвета глаз на тип темперамента                         24-28

    2.5Типы темперамента человека                                             28-36

    3.Практическая часть                                                                36-38

    Заключение                                                                                39-41                                        

    Список литературы                                                                   42-43              

    ВВЕДЕНИЕ

                                                                         ...И даже глаз не может, 

                                                                                   несмотря на совершенство 

                                                                                   строенья, видеть самого себя.


    У. Шекспир

    Если у меня спросят, что у человека самое привлекательное, я, не раздумывая, отвечу - глаза... 

    Первое на что мы обращаем внимание, глядя на человека это цвет его глаз. Действительно, у одного они небесно-голубые, в них можно утонуть, у другого темные – завораживающие. Надо разобраться, почему так происходит. Возможно, что природа просто позаботилась о том, чтобы люди отличались один от другого или цвет радужной оболочки зависит от генетических причин и передается по наследству.

    Мало ли кто задумывается над тем, о чем могут рассказать наши или окружающие вас глаза.

    Как гласит известное выражение, глаза – зеркало души человека. Поскольку под душой ряд ученых понимают неосознаваемые функции интеллекта, то и цвет глаз, возможно, соотнести с теми или иными его проявлениями – способностями, чертами характера.

    Считается, что глаза являются самым информативным источником сведений о любом человеке.

    В глазах отражается особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений.

    Очень часто нам хочется понять характер и внутренний мир собеседника. Для этого мы анализируем его поступки, слушаем, что и как он говорит, наблюдаем за осанкой, мимикой, походкой. Меня заинтересовал вопрос влияния цвета глаз на тип темперамента человека.

    Цель: Выявить зависимость цвета радужной оболочки глаз от типа темперамента.

    Задачи работы:

    1.Изучить строение органов зрения и радужной оболочки, влияние типа темперамента на цвет глаз, факторы, влияющие на цвет глаз и классификацию глаз по цвету.

    2.Сделать выборку учащихся 9- х классов с разным цветом радужной оболочки глаз: голубым, серым, зелёным и карим.

    3.Протестировать этих учащихся для определения типа темперамента по методике Айзенка.

    4.Проанализировать и на практике доказать влияние цвета глаз на тип темперамента человека.

    1.Органы зрения и его строение

    1.1. Особенности строение человеческого глаза

    Глаз человека можно представить, как оптическую систему, сходную с фотоаппаратом: здесь имеется своеобразная пленка или световоспринимающая матрица (сетчатка глаза), диафрагма (зрачок в центре радужки), объектив (роль которого выполняет хрусталик глаза), и биологический корпус – фиброзная оболочка глазного яблока (склера).

    Описывая внешнее строение глаза человека, можно воспользоваться рисунком:


    http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/534/533884/533884_html_m7e2c8412.png

    Здесь можно выделить веки (верхнее и нижнее), ресницы, внутренний угол глаза со слезным мясцом (складка слизистой оболочки), белую часть глазного яблока – склеру, которая покрыта прозрачной слизистой оболочкой – конъюнктивой (читать более подробно о Конъюнктиве), прозрачную часть – роговицу, через которую видны круглый зрачок и радужка (индивидуально окрашенная, с неповторимым рисунком). Глаз имеет не совсем правильную шарообразную (почти сферическую) форму, диаметром примерно 24 мм. Длина его сагиттальной оси, в среднем равна 24 мм, горизонтальной — 23,6 мм, вертикальной — 23,3 мм. Масса глазного яблока 7—8 г.

    Размер глазного яблока в среднем одинаков у всех людей, различаясь лишь в долях миллиметров.

    В глазном яблоке различают два полюса: передний и задний. Передний полюс соответствует наиболее выпуклой центральной части передней поверхности роговицы, а задний полюс располагается в центре заднего сегмента глазного яблока, несколько снаружи от места выхода зрительного нерва.

    Линия, соединяющая оба полюса глазного яблока, называется наружной осью глазного яблока. Расстояние между передним и задним полюсами глазного яблока является его наибольшим размером и равно примерно 24 мм. Другой осью в глазном яблоке является внутренняя ось — она соединяет точку внутренней поверхности роговицы, соответствующую её переднему полюсу, с точкой на сетчатке, соответствующей заднему полюсу глазного яблока, её размер в среднем составляет 21,5 мм.

    При наличии более длинной внутренней оси лучи света после преломления в глазном яблоке собираются в фокусе впереди сетчатки. При этом хорошее зрение предметов возможно только на близком расстоянии — близорукость, миопия.

    Если внутренняя ось глазного яблока относительно короткая, то лучи света после преломления собираются в фокусе позади сетчатки. В этом случае видение вдаль лучше, чем вблизи, — дальнозоркость, гиперметропия.

    Наибольший поперечный размер глазного яблока у человека в среднем равен 23,6 мм, а вертикальный — 23,3 мм. Преломляющая сила оптической системы глаза (при покое аккомодации) (зависит от радиуса кривизны преломляющих поверхностей (роговица, хрусталик – передняя и задняя поверхности обоих, - всего 4) и от стояния их друг от друга) составляет в среднем 59,92 D. Для рефракции глаза имеет значение длина оси глаза, т.е. расстояние от роговицы до жёлтого пятна; оно составляет в среднем 25,3 мм (Б.В. Петровский). Поэтому Рефракция глаза зависит от соотношения между преломляющей силой и длиной оси, что определяет положение главного фокуса по отношению к сетчатке и характеризует оптическую установку глаза. Различают три основные рефракции глаза: «нормальную» рефракцию или Эмметропию (фокус на сетчатке), Дальнозоркость (за сетчаткой) и Близорукость (фокус спереди кнаружи).

    Выделяют также зрительную ось глазного яблока, которая простирается от его переднего полюса до центральной ямки сетчатки.

    Линия, соединяющая точки наибольшей окружности глазного яблока во фронтальной плоскости, называется экватором. Он находится на 10—12 мм позади края роговицы. Линии, проведённые перпендикулярно экватору и соединяющие на поверхности яблока оба его полюса, носят название меридианов. Вертикальный и горизонтальный меридианы делят глазное яблоко на отдельные квадранты.

    Радужка является передним отделом сосудистого тракта глаза, она находится за прозрачной роговицей, в центре имеется регулируемое круглое отверстие – зрачок. Таким образом, радужка в строении глаза человека выполняет роль диафрагмы, окрашенной в определенный цвет. Цвет глаз человека определяется количеством пигмента радужки меланина (от светло голубого до коричневого). Этот пигмент защищает глаза от избыточного количества солнечного света. Диаметр зрачка меняется от 2 до 8 мм, в зависимости от освещенности, нервной регуляции или действия медикаментов. В норме зрачок сужается на ярком свету и расширяется при недостаточном освещении.

    Глаза располагаются в костном вместилище – глазницах. Снаружи они защищены веками, по краям глазные яблоки окружены глазодвигательными мышцами и жировой клетчаткой. С внутренней стороны из глаза выходит зрительный нерв и идет через специальный канал в полость черепа, достигая головного мозга.

    Традиционно считается, что цвет глаз передается человеку генетически от его родителей. Однако результаты исследований группы ученых из Квинсленда, Австралия, свидетельствуют о том, что родственные связи имеют слабое отношение к формированию этой части нашей внешности. Результаты исследования показали, что не существует специального «гена», отвечающего за цвет глаз и передающегося по. Появлением же разноцветных радужек человеческий организм обязан вариантам такого процесса, как мононуклеотидный полиморфизм, который происходит в определенном гене под воздействием вырабатываемого белка. 

    Не так давно учёные нашли ещё одно важное отличие человек о других приматов(обезьян), которое, возможно, сыграло значительную роль в человеческой эволюции. 

    Человек - единственный примат, имеющий белки глаз. У всех других обезьян глаза совершенно черные. Это делает возможность определять по глазам чужие намерения и эмоции исключительно человеческой привилегией. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.

    Способность различать цвета проявляется у человека не сразу. Глаз должен долго тренироваться, чтобы научиться видеть краски. Новорожденному мир представляется как однообразная серая фотография. Только в 6 – 7 месяцев ребенок начинает разливать цвета. Эту способность развивают, подвешивая перед ним и показывая ему разноцветные игрушки. Диаметр глазного яблока почти не изменяется с возрастом. Поэтому глаза у детей кажутся такими большими. 

    Человек в темноте может разглядеть пламя свечи на расстоянии более километра.

    Глаз способен различать 130 – 250 чистых цветовых тонов и 5 – 10 миллионов смешанных оттенков.

    Хрусталик глаза - единственное образование организма, не имеющее кровеносных сосудов и питающееся только через глазную жидкость.

    Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом. Также известно, что мужчины вообще менее чувствительны к оттенкам красного. Там, где женщина видит от 5 до 7 разных оттенков, мужчины видят один, бордовый цвет.

    В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез. 

    Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение только одного дня, то на это понадобится свыше 19 километров пленки. 

    Глаза никогда не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду.

    Обычно человек моргает в среднем 25 раз в минуту. Если человек в течение 10 часов ведет машину со скоростью 40 километров в час, то в общей сложности 33 километра он сидит за рулем с закрытыми глазами.

    Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

    Глазное яблоко состоит из оболочек, которые окружают внутреннее ядро глаза, представляющее его прозрачное содержимое — стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага в передней и задней камерах.

    Ядро глазного яблока окружают три оболочки: наружная, средняя и внутренняя.

    1. Наружная – очень плотная фиброзная оболочка глазного яблока (tunica fibrosa bulbi), к которой прикрепляются наружные мышцы глазного яблока, выполняет защитную функцию и благодаря тургору обусловливает форму глаза. Она состоит из передней прозрачной части — роговицы, и задней непрозрачной части белесоватого цвета — склеры.
    2. Средняя, или сосудистая, оболочка глазного яблока (tunica vasculosa bulbi), играет важную роль в обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение продуктов обмена. Она богата кровеносными сосудами и пигментом (богатые пигментом клетки препятствуют проникновению света через склеру, устраняя светорассеяние). Она образована радужкой, ресничным телом и собственно сосудистой оболочкой. В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок, через которое лучи света проникают внутрь глазного яблока и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется [в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он уже, при слабом и в темноте — шире] в результате взаимодействия гладких мышечных волокон — сфинктера и дилататора, заключённых в радужке и иннервируемых парасимпатическим и симпатическим нервами; при ряде заболеваний возникает расширение зрачка — мидриаз, или сужение — миоз). Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска — «цвет глаз».
    3. Внутренняя, или сетчатая, оболочка глазного яблока (tunica interna bulbi), — сетчатка — это рецепторная часть зрительного анализатора, здесь происходит непосредственное восприятие света, биохимические превращения зрительных пигментов, изменение электрических свойств нейронов и передача информации в центральную нервную систему.

    С функциональной точки зрения оболочки глаза и её производные подразделяют на три аппарата: рефракционный (светопреломляющий) и аккомодационный (приспособительный), формирующие оптическую систему глаза, и сенсорный (рецепторный) аппарат.

    1.2.Строение радужной оболочки глаза

    Изучению строения радужной оболочки глаза посвящено большое количество исследований.

    Многими отечественными учеными детально изучены различные структуры и гистогенез глаза, превращение мышечных элементов радужки в культурах тканей, возрастные изменения ее. В шестидесятые годы появились данные, полученные при электронно - микроскопическом изучении тканевых структур радужки.

    Имеется также большое количество физиологических исследований, касающихся зрачкового отверстия, выясняющие в той или иной мере источники и структуры, иннервирующие мышцы радужки. М. Зальцман, Ю. Ф. Майчук, М. К. Абакаров и др. выделили в радужной оболочке 5 слоев: эндотелий, передний пограничный, сосудистый, задний пограничный слой и слой пигментного эпителия.

    Морфологические исследования А. П. Нестерова и Ю. А. Батманова указывают на определенную роль радужки, особенно ее корня, в оттоке водянистой влаги из глаза. При повышении секреции водянистой влаги передняя камера углубляется, радужка отодвигается сзади, и отток жидкости ускоряется.

    Прозрачная желеобразная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры глаза. По своему составу она похожа на плазму крови, но имеет меньшее содержание белка. Водянистая влага образуется отростками цилиарного тела, выделяется в заднюю камеру глаза, а оттуда через зрачок в переднюю камеру глаза. На передней поверхности радужки водянистая влага вследствие большой температуры поднимается вверх, для того чтобы опуститься оттуда по холодной задней поверхности роговицы. Далее она всасывается в углу передней камеры глаза (angulus iridocornealis) и через трабекулярную сетку попадает в канал Шлемма, оттуда снова в кровоток.

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Eye_scheme_mulitlingual.svg/300px-Eye_scheme_mulitlingual.svg.png

    Строение глаза человека

    1 — Склера. 2 — Сосудистая оболочка. 3 — Канал Шлемма. 4 — Корень радужки. 5 — Роговица. 6 — Радужка. 7 — Зрачок. 8 — Передняя камера глаза. 9 — Задняя камера глаза. 10 — Цилиарное тело. 11 — Хрусталик. 12 — Стекловидное тело. 13 — Сетчатка. 14 — Зрительный нерв. 15 — Зонулярные волокна.

    Физиологическая роль пигмента радужной оболочки изучена мало.  Она состоит в защитной функции к различным экзо - и эндогенным воздействиям.

    1.3.  Действие генов окраски радужки

    Красящее вещество глаза в основном однородно и представляет собой тот же пигмент, что в волосах и коже - меланин. Меланиновые зерна в наибольшем количестве откладываются в заднем слое радужки. К нему непосредственно прилегает задний пограничный слой, образованный продолжением волокон мускула, расширяющего зрачок, также содержащий значительное скопление пигмента. Однородны по характеру пигментные клетки, лежащие в волокнах мускула, сжимающего зрачок. Окружающее отверстие зрачка часть заднего пигментного слоя выходит на переднюю поверхность радужки в виде небольшой полоски. Пигментация заднего пограничного слоя, несомненно, варьирует по интенсивности, но сравнительно в узких пределах.

    Гораздо значительнее вариации пигмента, залегающего в соединительно - тканых клетках стромы сосудистого слоя.

    Стромальный пигмент может быть представлен лишь единичными зернами на всем протяжении радужки или, напротив, может образовать сплошную пигментную оболочку. В первом случае радужка имеет оттенки от синего или голубого до зеленого, во-втором  - от темно - карего до желтого. В промежуточных случаях возникают оттенки от светло - карего до зеленого. Светло - карий цвет этой промежуточной категории не вполне идентичен с карими оттенками, возникающими при обильном содержании пигмента в строме. Зеленый цвет также неодинаков в двух случаях.

    Изменение светлоты тона при одинаковом количестве пигмента в строме от темно - карего до желтого связывается отчасти с колебаниями пигментного содержания заднего пограничного слоя и обусловленного или различия в поглощении и отражении световых лучей. Отчасти же это изменение связывается со строением переднего пограничного слоя. Степень цельности последнего сильно варьирует; значительные участки радужины оказываются иногда совершенно лишенными ретикулярных клеток переднего пограничного слоя или несут их в самом небольшом количестве. Редукция переднего пограничного слоя сопровождается обычно уменьшением толщины соединительно - тканых волокон стромы. Эти вариации усиливают колебания светлоты оттенков и, вместе с тем, определяют рисунок радужки. При очень сильной редукции переднего пограничного слоя возникает однородная “налитая” окраска на всем протяжении, или “пятнистая”, в зависимости от пигментного содержания в других слоях. При частичном сохранении переднего пограничного слоя наблюдается “радиальная” структура, чередование полосок различной светлости, соответствующих прохождению сосудов и промежутков между ними; в светлых глазах белесоватые радиальные жилки чередуются с голубоватыми промежутками, в темных глазах чередование полосок карего цвета разной светлоты. Если передний пограничный слой сохраняется лишь в середине радужки, возникает “звездчатая” структура или концентрическая - круговые линии сужения зрачка. Большое значение переднего пограничного слоя для окраски радужки было неоднократно отмечено в последнее время в специальной работе Вейнингером.

    Предполагается наличие трех генов, отвечающих за формирование пигмента и окраски радужки. Ген С по своему расщеплению обнаруживает явную связь со стромальным пигментом. Ген В, как таковой до настоящего времени не выделенный, определяет вариации пигмента заднего пограничного слоя. Ген А связывается с вариациями структуры переднего пограничного слоя. При наличии гена А, даже когда стромального пигмента мало, радужка не может приобрести специфической прозрачности, свойственной чисто голубым или синим оттенкам, она всегда представляется несколько серой в светлых глазах, карей в темных, смешанной желто- зеленой - в переходных.

    Руководствуясь этими соображениями В. В. Бунак дал иное обозначение этим генам. Он воспользовался названиями элементов, определяемых каждым геном: пигмент заднего пограничного слоя ( P ), стромальный пигмент ( S ), эпителиальный  передний пограничный слой, его цельность ( E).

    Эти гены локализованы в аутосомах. Два из них, вероятно, в одной аутосоме, действуют аддитивно, а наследственность, как правило, промежуточная.

    2.Влияние цвета глаз на тип темперамента

    2.1.История цвета глаз

    Вопреки мнению многих людей, наша биологическая природа сохраняет немало недостатков. Все сколько-нибудь значимые наши особенности — результат эволюции. В ходе этой эволюции сохраняются те признаки, которые способствуют выживанию своих носителей в характерных для них условиях жизни.

    Меняется среда, меняется образ жизни организмов, а наследие прежних эволюционных изменений никуда не исчезает. Многие результаты эволюции анахроничны, соответствуют не нынешнему времени, а прошлым этапам развития жизни.

    Давайте заглянем вглубь истории, чтобы выяснить, почему природа наградила нас разным цветом глаз. 

    Оказывается, в результате археологических исследований было установлено, что коренное население Земли было кареглазым. Все изменилось после того, как однажды Земля натолкнулась на комету и изменила свою орбиту, а вместе с ней и климат. С наступлением ледникового периода встал вопрос о выживании человеческой популяции в целом - природной энергии кареглазых людей теперь не хватало для того, чтобы обеспечить жизнь и рост численности человечества. В экстремальных условиях на помощь живым организмам приходит мутация. В результате мутации появилась новая порода энергичных людей. Они легко становились инициаторами новых дел, брали на себя ответственность за судьбы других людей. У них были фантастические глаза холодных цветов: серые, голубые, синие. 

    Избыточная энергия сероглазых людей уравновесила недостаточную энергию людей с карими глазами и обеспечила людям не только выживание в новых климатических условиях, но и численный рост. 

    Прошли тысячелетия. В результате совместных браков между людьми с серыми и карими глазами появились люди, у которых глаза были других оттенков: зеленые, серо-карие, серо-зеленые, зелено-карие и даже серо-зелено-карие… 

    Постепенно люди забыли о ледниковом периоде - человечество приспособилось к новым условиям существования.

    Но, тем не менее, если внимательно присмотреться к современным обладателям как серых, так и карих глаз, то можно с легкостью заметить различие в поведении этих двух типов людей: первые стремятся действовать, вторые - получать.

    То есть первые стремятся освободиться от избыточной энергии, вторые, напротив, стремятся погашать недостаток собственной за счет сил других людей. Первых мы назовем «потенциальные доноры», вторых - «потенциальные вампиры».

    Люди, обладающие глазами смешанного типа (зелеными, серо-карими и т. д.), имеют сложную энергетическую ориентацию: их нельзя отнести ни к донорам, ни к вампирам.

    Они проявляют качества то одних, то других - в зависимости от того, «с какой ноги встанут».

                                                               

                                                                     Таблица 1

    image

            Впервые теория о том, что цвет глаз передаётся по наследству получила,  распространение в конце 19-го века. Современными генетическими исследованиями было установлено, что пигментация радужной оболочки глаз контролируется как минимум 6 различными генами. Эти гены взаимодействуют между собой по доминантно-рецессивной, доминантно-негативной и кодоминантным схемам что приводит к наблюдаемому разнообразию цвета глаз. Тёмный цвет глаз как правило доминирует над светлым (т.е. "подавляет" проявление светлого цвета). Это связано с наличием доминантных "тёмных" аллелей по каждому из 6 генов.

                           2.2.Факторы, влияющие на цвет глаз

    По-латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускается на землю по радуге. А в организме человека радужку признавали нередко связью внутреннего и внешнего. Этакой главной аркой - рай-дугой.

    Цвет окружающей зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным: голубой (пигмента мало), серый, карий (пигмента много). Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной (глаза альбиносов). А так как только благодаря защищающему пигменту свет попадает внутрь глазного яблока исключительно через зрачок, то альбиносы светобоязливы.

    Цветовая гамма, хотя и строго у каждого индивидуальная, свидетельствует о наследуемости признака, но только не об остроте зрения, интеллектуальных или каких-либо физических свойствах. Вообще-то сильнее всего она влияет лишь на окружающих. Признался ведь Джон Китс: "...Но взгляды синих глаз сильней всего приковывают нас". Я же добавлю, что голубой цвет глаз встречается чаще в северных регионах, коричневый - в местах с умеренным климатом, а черный - в районе экватора. Но есть исключение из правила. 

    У эскимосов, ненцев и чукчей глаза темные, кстати, как волосы и оттенок кожи. Так безболезненнее воспринимается отражение колоссальной блестящей ледяной поверхности. Аристотель был убежден, что у холериков глаза карие или темно-зеленые, у меланхоликов - они темно-серые, а у флегматиков голубые. Оставим это все на его научной совести. Ныне же больше разделяется мнение, что люди с темными глазами упорны, выносливы, но в кризисных ситуациях слишком раздражительны; сероглазые - упорны и решительны; кареглазые замкнуты, а голубоглазые выносливы. Зеленоглазые - те стабильны, решительны, сосредоточены.

    Окончательная окраска радужки устанавливается у ребенка к двум-трем годам, младенцы обычно рождаются светлоглазыми (т.е. цвет глаз может меняться только в первые годы жизни). Сошлюсь и на известного офтальмолога С. Н. Федорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых и в четыре - роговицы черноглазых. 

    Голубоглазые еще признавались типичными для истинно нордической расы ("здоровый немец с коричневыми глазами немыслим"). Зато на Востоке "дурным глазом" считался именно голубой. Есть люди, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков. 

    Греческую богиню мудрости нередко именовали "голубоглазая". Ее земляк, философ и врач Эмпедокл, предполагал, что голубые глаза обязаны своим происхождением огню. Подмечено, что многие сказочные принцессы тоже голубоглазы, да еще вкупе с золотистыми волосами. Один из восточных богов, который считался целителем, защитником скота, а также придавал силу сражающимся воинам и предотвращал засуху и голод, был зеленоглаз. 

    Теперь более житейское. Как свидетельствовали современники, пронзительным взглядом обладал художник Валентин Серов. У Льва Толстого глаза были настолько светлые и пронзительные, что напоминали волчьи. Все это весьма субъективно - И. С. Тургенев писал о толстовском взгляде как о насквозь пронизывающем человека. Родная же тетка писателя А. А. Толстая отмечала добрые и выразительные глаза племянника; его сын - С. Л. Толстой - пытливые глаза отца; М. Горький - цепкий взгляд острых глаз, видящих все насквозь. 

    У Юрия Олеши - глаза "лесные", "светло-серые" ("что-то в них мерцает волчье, независимое, как у лесного зверя, который никогда не станет ручным", писал знавший его лично В. Ардов). Можно привести и иные примеры, но теперь я хочу остановиться на глазах Михаила Лермонтова. По впечатлениям современников, - "огненные глаза, "глубокие, умные и пронзительные черные глаза", имевшие еще и - обратите внимание! - "магнетическое влияние". Вспомните и описание Гоголем глаз ("Портрет"), которые вонзались в душу и производили в ней тревогу непостижимую. 

    Тяжелое и давящее, жесткое научился придавать своему взгляду Григорий Распутин. Многие, очевидно, стараются развить в себе это качество для само - и внешне утверждения. Императору Августу, как донес до нас Светоний, очень хотелось, чтобы окружающие находили в его взоре сверхъестественную силу. 

    Он радовался, когда кто-нибудь под его взглядом опускал голову. Думаю, что каждый когда-либо встречался с микро августами местного масштаба, нередко приписывая им возможность "сглазить". 


    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/840/87840691_large_3419483_6.jpghttp://cdn.memuruz.net/wp-content/uploads/2013/01/g16.jpg

                                 2.3.Классификация глаз по цвету

    http://wreferat.baza-referat.ru/3_405261597-6204.wpichttp://wreferat.baza-referat.ru/3_405267801-7280.wpic

    http://wreferat.baza-referat.ru/3_405275081-10386.wpic

    Существует следующая классификация глаз. Синий цвет глаз.  Эктодермальный слой отличается тёмно-синим цветом. Если волокна внешнего слоя радужной оболочки отличаются малой плотностью и малым содержанием меланина, то низкочастотный свет поглощается задним слоем, а высокочастотный — отражается от него, поэтому глаза получаются синие.

    Голубой. В отличие от глаз синего цвета, в данном случае плотность волокон внешнего слоя выше. Поскольку они имеют беловатый или сероватый оттенок, то цвет будет уже не синий, а голубой. Чем больше плотность волокон, тем светлее цвет.

    Голубой цвет глаз — это результат мутации в гене HERC2, из-за которой у носителей такого гена снижена выработка меланина в радужной оболочке глаза. Возникла эта мутация примерно 6—10 тыс. лет назад.

     Серый. Определение серых и голубых глаз схоже, только при этом плотность волокон ещё выше и их оттенок ближе к серому. Если же плотность не так велика, то цвет будет серо-голубой. К тому же наличие меланина или других веществ даёт небольшую жёлтую или коричневатую примесь.

    http://wreferat.baza-referat.ru/3_405285467-5627.wpichttp://wreferat.baza-referat.ru/3_405291094-4635.wpic

    Янтарные глаза. Зеленый цвет глаз определяется небольшим количеством меланина, к тому же, возможно, тут играет роль ген рыжих волос. Во внешнем слое распределено жёлтое или светло-коричневое вещество, которое может быть связано с определённым заболеванием. Поскольку задний слой синего цвета, то в результате получается зелёный. Окраска радужной оболочки обычно неравномерная и бывает очень много разнообразных оттенков.

    Янтарный. Янтарные глаза имеют монотонную светло-коричневую окраску и желтовато-зелёный, иногда немного красноватый оттенок. Иногда по цвету они близки к болотному или золотистому. Это обуславливает пигмент липофусцин.

    http://wreferat.baza-referat.ru/3_405295729-9556.wpic

    Болотный  цвет глаз.

     Болотный. Болотный цвет глаз, в английской терминологии, называемый ореховым (англ. hazel), является смешанным цветом. В зависимости от освещения, он может казаться золотистым, коричнево-зелёным, коричневым. Во внешнем слое радужной оболочки содержание меланина довольно умеренное, кроме него нередко присутствуют и другие вещества. В отличие от янтарного, в данном случае окраска не монотонна, а довольно разнородна.

    http://wreferat.baza-referat.ru/2_1395347898-11218.wpic

    Карий цвет глаз.

     Карий. В данном случае во внешнем слое радужной оболочки содержится много меланина. Поэтому на нём происходит поглощение низкочастотного света, а отражённый свет в сумме даёт коричневый. Чем больше концентрация меланина, тем темнее глаз, в некоторых случаях он может быть почти чёрным.

    Красный. Красный цвет глаз встречается только у альбиносов. Он связан с отсутствием в радужной оболочке меланина, поэтому определяется кровью в сосудах радужной оболочки.

    Гетерохромия. Различие в окраске радужных оболочек глаз называется «гетерохромией». Она может быть полной — тогда, глаза различаются цветом или частичный, тогда только часть радужки отличается от остальной цветом.

                                   2.4.Цвет глаз и черты характера.

    Глаза человека играют существенную роль в искусстве распознавания людей. В глазах отражается особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Разная окраска глаз обусловлена содержанием в радужной оболочке пигментных клеток — хроматофоров. При нежном и тонком слое пигмента глаза голубые, при умеренном — коричневые, при толстом слое — черные. 

    Шведские ученые говорят: можно понять, что за человек стоит перед тобой, просто посмотрев ему в глаза. Они разработали способ определения таковых свойств, как, к примеру, добродушие, доверчивость, стрессовость либо импульсивность.

    http://cs319723.userapi.com/v319723574/6d3a/eTP07MwXvDo.jpg

    Ученые считают, что к формированию нрава причастен ген PAX6. Этот ген контролирует процесс развития радужных оболочек. Прошлые исследования проявили, что мутация этого гена ведет к худшей социальной адаптации. Группа исследователей, возглавляемая медиком Мэттом Ларссоном, говорит о том, что их теория подтвердилась – у людей с похожими нравами глаза также имеют схожий узор. «Различия меж радужными оболочками — это типичный биомаркер, отражающий различия меж людьми», — заявляет Ларссон.

    Зеленоглазые, как правило, очень нежные. Люди со столь редким цветом глаз вряд ли останутся равнодушными к вашей любви. И любят они всегда искренне, горячо. Отличаются верностью тем, кого выбрали. Это люди действия. Зеленые глаза присущи человеку-рыцарю. Друзья ценят их за надежность и доброту, враги ненавидят за принципиальность и твердость. Зеленоглазые люди отличаются напористостью, выносливостью, упрямством, стабильностью, твердостью, принципиальностью и целеустремленностью. Склонны к упорному труду, если наметят цель – идут к ней, несмотря ни на что, упорно преодолевая все препятствия на пути. Хорошие организаторы, имеют авторитет. Им, как и всем светлоглазым, не хватает энергии и жизненных сил. Они не очень стремятся к лидерству, но хотят быть уважаемыми и лучшими профессионалами в своем деле. И часто им это удается. Тонко чувствуют людей, хитры, изворотливы, но могут быть коварны. Конфликтов предпочитают избегать, умело манипулируют людьми. Бывают мягкими, чем могут пользоваться не совсем добросовестные люди. Однако на голову садится им нельзя – они горды и подобного отношения не прощают. 

    Представители зеленых глаз: А. Волочкова, Н. Орейро, Леонардо ДиКаприо, А.Джоли.

    http://s019.radikal.ru/i623/1205/1b/a6235e9fcbcc.jpg

          Голубоглазые - это романтики и мечтатели. Часто надумывают чувства, фантазируют. Ранимы и чувствительны. Их легко задеть, причем обиды они помнят долго. Все принимают близко к сердцу. Могут очень сильно переживать, впадать в депрессии. Склонны к частым сменам настроения, капризам.. Голубой цвет относится к холодным цветам, и, чем более ледяной оттенок, тем меньше тепла в душе такого человека. 

    Многое зависит от их симпатий и антипатий. В привязанностях бывают непостоянны, любят разнообразие. Часто скромны и требовательны к себе. Настойчивы и целеустремленны. Добросовестные, щедрые, быстро ориентируются на местности. Голубые глаза часто бывают у талантливых в искусстве людей, творцов, изобретателей, эстетов. У них хорошая фантазия и развито воображение. Люди с темно-голубыми глазами отвечают перечисленным характеристикам в большей степени. Если голубые глаза имеют слегка заметный теплый оттенок, то такой человек способен на большую глубокую любовь и имеет более покладистый и постоянный, легкий характер.

    Голубые глаза таят обман. Они принадлежат людям волевым, целеустремленным и лишенным излишней нежности, мягкотелости. Люди с такими глазами преданы своей судьбе. 

    Синеглазые – обаятельны, эмоциональны, чувственны, сентиментальны и романтичны. Они бесстрашны, нередко лезут на рожон, движимые эмоциями. Руководствуются чувствами. Во всем ищут правду и справедливость. Надменны, высокомерны, конфликтны, злопамятны. Склонны к авантюрам, заядлые спорщики. Им нужно быть более чуткими, лояльными и великодушными по отношению к другим. 

    И несколько голубоглазых представителей: А. Невский, А. Шварценеггер, М.И. Кутузов, Екатерина II.

    Сероглазые  по натуре своей – труженики. Они умны, рассудительны, вдумчивы, любознательны. Практичны, реалистичны, основательны, надежны, добросовестны, терпеливы, стойки, решительны и прочно стоят на ногах. Среди них много мыслителей, интеллектуалов. Они суховаты и сдержаны.

    Несколько примеров знаменитых людей с серыми глазами: В. Высоцкий, Ален Делон, Милла Йовович С. Безруков.

    http://www.imgs.su/tmp/2012-02-01/1328101652-636.jpg

    Кареглазые отличаются привлекательностью и склонностью к капризам. Спутника жизни они выбирают по признаку: кто большим способен для них пожертвовать. Светло-карие глаза говорят о прагматичности их хозяина. Темно-карие очи свойственны людям чувственным, темпераментным, вспыльчивым и очень эмоциональным. Правда, они и отходят быстро, первые идут на примирение и сами легко забывают обиды. Темно-карие служат признаком энергичной натуры. Черные глаза — признак страстности и любвеобилия. Инициативны – они не могут сидеть на месте. Им все время нужно достигать каких-то вершин. Они властны, по натуре – лидеры. Имеют горячий темперамент, сексуальны и чувственны. Излучают обаяние и тепло. Уверены в себе, решительны, бесстрашны. Остроумны и общительны, легко сходятся с людьми. Влюбчивы. К людям относятся избирательно – кого любят – тому повезло, кого ненавидят – тому не позавидуешь. Чем темнее цвет глаз – тем более выражен все эти качества. Чес светлее радужка – тем больше нерешительности, замкнутости и застенчивости в человеке. Часто такие люди придаются грезам и мечтам , предпочитая их активному действию.

    Известные кареглазые личности: Петр I, Ф. Киркоров, Джонни Депп, Д.Медведев, Г.К.Жуков,

    Характер тесно связан с темпераментом человека и его способностями. В какой-то мере он является одной из составляющих частей характера, т.к. обуславливает форму проявления реакций человека, динамику его психических процессов. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты.

    http://kita.com.ua/uploads/tiny_mce/loadimg/th_f8f4dbf0e19afd27be4e4b44ea8f7e31.jpg?hash=487

     

    2.5 Типы темперамента человека

    Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является неким связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

    В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, обычно в каждом человеке они присутствуют в различных пропорциях. Не стоит также отождествлять характер и темперамент. Последний всего лишь характеризует тип нервной системы, ее свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ. Но ни в коей мере не связан с взглядами личности, убеждениями, вкусами и не определяет возможности личности.

    Выявлена взаимосвязь между чертами характера и типом темперамента, помещенная в таблицу 2.

    Таблица 2

    Тип темперамента

    Характер (основные черты)

    Холерик

    Вспыльчивый, несдержанный, порывистый

    Сангвиник

    Подвижный, общительный, жизнелюбивый

    Флегматик

    Медлительный, выдержанный, терпеливый

    Меланхолик

    Серьёзный, обособленный, неуверенный

    Выделено четыре типа темперамента. Сангвинический темперамент. Сангвиник – это обладатель сильной и устойчивой нервной системы. Его нервные процессы сильны, реакции возбуждения и торможения сбалансированы. Он высокоактивен, отличается повышенной работоспособностью.

    Сангвиник общителен, жизнерадостен. Большинству людей с этим типом темперамента свойственны четкость в постановке целей, высокая тяга к рационализму и организованность в работе.

     Люди с доминирующим типом темперамента сангвиника «спешат жить» и поэтому часто испытывают дефицит времени. Для сангвиников характерна также некоторая склонность к лидерству, самооценка сангвиника обычно или адекватна или несколько завышена, в отношениях с другими людьми они характеризуется высокой общительностью и обилием контактов с различными людьми.

    Вместе с тем сангвиники бывают легкомысленным, зазнающимися, частенько могут не доводить дела до конца, поэтому нуждается в частом контроле за их деятельностью. Жизненный принцип – «Доверяй, но проверяй». Им подходит подвижная работа со сменой видов деятельности и ритма, новыми интересными задачами.

    http://nevrednie-soveti.ru/wp-content/uploads/sangvinik.jpg

    Да, есть присущие только им черты, по ним всегда можно выделить сангвиников из окружающего вас общества. Как правило, у людей с таким типом темперамента плавная и уверенная походка, движения легкие и быстрые. Сангвиника легко отличить по хорошей осанке и выразительным жестам. Мимика и жестикуляция богатая и естественная, а речь громкая и отчетливая.

    В минусы сангвиническому темпераменту можно записать то, что люди этого типа быстро отвлекаются от дел или эмоций, если внешние раздражители долгое время не меняются. Как только притупляется новизна ощущений, сангвиники становятся вялыми и безразличными.

    Холерический темперамент. Холерик – это обладатель сильной, но неуравновешенной нервной системы (возбуждение преобладает над торможением). Для холерика по обыкновению характерен высокий уровень психической активности, энергичность действия, стремительность, быстрый темп и сила движений. Человек холерического типа темперамента склонен к сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, нетерпелив, иногда может быть агрессивным и вспыльчивым.

    Для него также характерна большая устойчивость в стремлениях, интересах, настойчивость в достижении целей. В связи с этим ему трудно переключать внимание. Холерики отличаются большой возбудимостью и неуравновешенностью, высокий подъем эмоционального состояния у них сменяется эмоциональным спадом, состоянием депрессии, что часто отражается на уровне самооценки, рабочем состоянии. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, вспыльчивость. Вместе с тем, если ему уступают, он быстро остывает и успокаивается.

    Так как поведение холерика подвержено крайней изменчивости, приспособиться к такому человеку частенько бывает довольно трудно, но вполне возможно при правильном построении отношений. Жизненный принцип холерика – «Ни минуты покоя». Человеку с холерическим типом темперамента подходит работа без излишней мелочной регламентации, часто допускающая возможность для импровизацию.

    Надо сказать, что в случае отсутствия надлежащего уровня самовоспитания недостаточная уравновешенность холерика вполне может привести к неспособности контролировать им свои эмоции в конфликтах и трудных жизненных ситуациях.

    Холерики легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

    http://nevrednie-soveti.ru/wp-content/uploads/holerik.jpg

    Характерные черты есть и у холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке есть что-то вызывающее.

    Меланхолический темперамент. Меланхолики характеризуются низким уровнем психической активности, замедленностью движения, сдержанностью моторики и речи и повышенной утомляемостью. Их отличает высокая эмоциональная чувствительность, эмоции глубокие и устойчивые, но при слабом их внешнем выражении.

    Они очень впечатлительны, нерешительны и осторожны в своих поступках. Любят одиночество, трудно вживаются в коллектив. Часто бывают, мнительны, чрезмерно обидчивы и подозрительны, не любят рисковать. Самооценка, как правило, занижена. Хорошо отзываются на поощрения, а наказание делает их неспособными успешно выполнять задание.

    Подходит работа, требующая простых стереотипных действий, где экстремальность сведена к минимуму, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умению наблюдать, систематизировать наблюдение. Хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. С ними недопустимы резкость, повышенный тон, ирония. Жизненный принцип – «Не навреди».

    Они пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего меланхолики погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств.

    http://nevrednie-soveti.ru/wp-content/uploads/melanholik.jpg

    У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна.

    При поддержке и размеренном ритме работы они способны творить чудеса, но будут болезненно переживать любую сложную психологическую ситуацию. Тонко чувствующие меланхолики очень восприимчивы и наблюдательны, что делает их незаменимыми в работе с персоналом.

    Флегматический темперамент. Флегматичный человек является сильным, стойким, но малоподвижным. У флегматиков реакция торможения преобладает над реакцией возбуждения.

    Обладатели этого типа темперамента медлительны, невозмутимы, выносливы. Им трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и приспосабливаться к новой обстановке. У флегматиков преобладает спокойное, ровное настроение. Они отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

    Также обладатели данного типа темперамента любят устоявшийся образ жизни, установившиеся за долгое время привычки. В деятельности проявляют продуманность, основательность, упорство. Склонны к порядку. Как правило, доводят начатое дело до конца. Самооценка устойчивая, адекватная, они уверены в себе, солидны, надежны. В отношении к другим людям всегда ровны, спокойны, в меру общительны, обязательны. Высокопродуктивны в деятельности, где требуется методичность, точность, пунктуальность. Для того чтобы сосредоточиться им требуется некоторое время для раскачки.

    Такие люди настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых сложно вывести из себя. Они скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Минусами можно назвать то, что флегматики очень слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы.

    http://nevrednie-soveti.ru/wp-content/uploads/flegmatik.jpg

    Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни.

    В сложных ситуациях самым надежным вашим сотрудником будет флегматик. Человек этого типа не будет спорить, в любой дискуссии он ограничится подведением итогов, причем мастерски учтет мнение каждой из сторон. Это надежные и исполнительные работники, которых нет необходимости контролировать. Но ни в коем случае не стоит поручать человеку этого типа темперамента работу, требующую инициативности.

    Как уже говорилось выше, чистые темпераменты встречаются очень редко. Существуют не только смешанные типы темпераментов, но и промежуточные, переходные. Для определения типа темперамента разработано множество методик, тестов.

    Для определения вашего типа темперамента существует специальный тест Айзенка для оценки доминирующего темперамента.

    В ходе своей работы предположила, что цвет глаз зависит от типа темперамента. Люди с зелёными глазами могут быть сангвиниками, голубоглазые и сероглазые - меланхоликами или флегматиками, кареглазые -холериками. Свои предположения рассмотрю в практической части работы.

    3.Практическая часть

           В практической части научной работы была сделана выборка 24-х из 42 учеников 9-х классов МБОУ СОШ №64 с разным цветом радужной оболочки, согласившихся принять участие в исследовании. В ходе работы было выявлено 4 группы по 6 человек, учащихся с разным цветом глаз: голубым, серым, зелёным и карим. Затем этих учащихся с согласия родителей и с помощью школьного психолога протестировали для определения типа темперамента по методике Айзенка.

    Тест на определения типа темперамента по методике Айзенка.

    Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет. Итак,

    1. Отличаетесь неусидчивостью.

    2. Вспыльчивы и импульсивны.

    3. Чаще всего нетерпеливы.

    4. Инициативны и решительны.

    5. Упорны, даже упрямы.

    6. Быстро ориентируетесь в спорах, находчивы.

    7. Ритм вашей деятельности неравномерный, скачкообразный.

    8. Любите рисковать.

    9. Легко прощаете обиды.

    10. Ваша речь быстрая и пылкая.

    11. Часто страдаете от своей неуравновешенности.

    12. Не терпите недостатков.

    13. Вас привлекает все новое.

    14. Ваше настроение часто меняется.

    15. Вы жизнерадостный и веселый человек.

    16. Энергия бьет ключом, вы всегда собраны.

    17. Часто бросаете начатое на полдороге.

    18. Не всегда адекватно оцениваете свои силы.

    19. Ваши интересы и увлечения часто меняются.

    20. К изменившимся планам и новым обстоятельствам привыкаете легко.

    21. Вам не трудно отвлекаться от своих дел, вы быстро разбираетесь с чужой проблемой.

    22. Тщательная проработка деталей и кропотливый труд не для вас.

    23. Вы отзывчивы, любите общение.

    24. Ваша речь внятная и громкая.

    25. Вы не паникуете даже в сложных ситуациях, у вас отличное самообладание.

    26. Легко засыпаете и быстро просыпаетесь.

    27. Вам сложно сосредоточиться, принять обдуманное решение.

    28. Вы рассеяны, невнимательны.

    29. Вы сдержанный и хладнокровный человек.

    30. В своих словах и делах вы отличаетесь последовательностью.

    31. Вы осторожны и рассудительны.

    32. Выдержанны, умеете выжидать.

    33. Неразговорчивы, не любите пустопорожней болтовни.

    34. Ваша речь размеренна, спокойна.

    35. Вы грамотно распределяете свои силы, никогда не выкладываетесь полностью.

    36. У вас существует четкий режим дня, вы планируете свои рабочие дела.

    37. Спокойно воспринимаете критику, равнодушны к порицанию.

        Сопоставив цвет глаз, черты характера с типом темперамента, мною было выдвинута гипотеза, что цвет глаз может определять тип темперамента человека  следующим образом. Данные предположения были занесены в таблицу 3.

                                                                                                                 

        Таблица 3

    Цвет глаз

    Тип темперамента

    Зеленоглазые

    сангвиник

    Сероглазые

    меланхолик или флегматик

    Голубоглазые

    меланхолик или флегматик

    Карие

    холерик

         Выдвинули предположение, что зеленоглазые - сангвиниками люди могут быть сангвиниками, сероглазые и голубоглазые - меланхоликами или флегматиками, а кареглазые – холериками.

    Таблица 4

    Цвет глаз

    Тип темперамента

    холерик

    сангвиник

    меланхолик

    флегматик

    Зеленоглазые

    2

    4

    -

    -

    Сероглазые

    1

    1

    2

    2

    Голубоглазые

    1

    3

    1

    1

    Карие

    4

    2

    -

    -

    Соответствие цвета глаз с типов темперамента

        В результате исследования 24-х учащихся было выявлено, что большая часть учащихся с голубыми-сангвиники и  серыми- меланхолики и флегматики, а карими- холерики, а с зелеными-сангвиники. Типы темперамента меланхолики и флегматики были представлены в меньшей степени. Меланхолики и флегматики – сероглазые и голубоглазые глаза. Наше предположение подтвердилась частично. У зеленоглазых, сероглазых и кареглазых тип темперамента совпал с данными в таблице 3.Большая часть голубоглазых оказались сангвиниками, что не совпадает с нашей гипотезой. Это можно объяснить погрешностями в определении типа темперамента, так как люди со 100% того или иного типа темперамента - редкость.

       Можно сделать вывод, что цвет глаз, как и темперамент человека, формируется в раннем детстве и определяется физиологическими характеристиками и набором генов конкретного человека. Тип темперамента остается неизменным, а отдельные черты своего характера человек может изменять в течение жизни по влиянием окружающей среды.

    Заключение

    В своей исследовательской работе я изучила строение органов зрения и радужной оболочки, влияние типа темперамента на цвет глаз, факторы, влияющие на цвет глаз и классификацию глаз по цвету.

              В практической части научной работы, я сделала выборку учеников 9-х классов с разным цветом радужной оболочки и предположила, что зеленоглазые и сероглазые люди могут быть сангвиниками, голубоглазые- меланхоликами или флегматиками, а кареглазые – холериками.

              В результате исследования наше предположение подтвердилась частично. У зеленоглазых, сероглазых и кареглазых тип темперамента совпал с предполагаемым. Большая часть голубоглазых оказались сангвиниками, что не совпадает с нашей гипотезой. Это можно объяснить погрешностями в определении типа темперамента, так как люди со 100% того или иного типа темперамента – редкость.

    В результате научной работы можно сделать вывод, что цвет глаз, как и темперамент человека, формируется в раннем детстве и определяется физиологическими характеристиками и набором генов конкретного человека. Тип темперамента остается неизменным, а отдельные черты своего характера человек может изменять в течение жизни по влиянием окружающей среды.  Доказано, что цвет глаз и характер человека взаимосвязаны. Умение распознавать темперамент и характер людей, их нрав и состояние здоровья включает в себя множество направлений как физиологических, так и психологических. О темпераменте и  характере человека многое могут рассказать черты его лица, жесты, походка, мимика, манера разговаривать, цвета, предпочитаемые в одежде. Однако я думаю, многие согласятся со мной, что самый информативный источник сведений о человеке – это его глаза, «зеркало его души». По глазам можно судить о душевных качествах и чувствах человека. Глаза человека передают его настроение, эмоциональное состояние.

    Цвет глаз и характер человека взаимосвязаны. Существует несколько основных правил:

    • Чем более интенсивна пигментация кожи, чем темнее цвет глаз, тем ярче в человеке выражены активность, страсти, энергия, жизненные силы. Тому есть объяснение с точки зрения физиологии: люди с интенсивной пигментацией кожи проживают, как правило, в странах, где много солнечных дней в году, где солнце более активное, а это приводит к повышенной выработке некоторых гормонов.  Многие люди с темными глазами – холерики и сангвиники.
    • Чем светлее глаза, тем душа ранимее и романтичнее.
    • Чем больше цветов соединяется в радужке, тем личность более интересная и творческая.
    • Чем холоднее цвет глаз, тем спокойнее, холоднее характер.
    • И человек тем нежнее, чем теплее оттенок его глаз.

    Эти знания о «зеркале нашей души» могут вам помочь лучше разобраться в себе и в окружающих людях.

    Список литературы:

    1. 1.Абакаров М. Х. К вопросу о строении и реактивных свойствах радужной оболочки глаза. ( Сравнительно- морфологические и экспериментальные исследования ). Автореф. дисс... канд. мед. наук. - Киев, 1966. - 27 с.
    2. 2. Бунак В. В. Генетический анализ окраски радужины человека // Вопросы антропологии.- 1954.- N5, с. 21-26.
    3. 3. Венгер Г. Е. Новый метод частичной трансплантации радужной оболочки. Офтальмологический журнал. - 1981. - N 5, с. 305-308.

    4.Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990.

    5.Дубовская Л.А. Глазные болезни. Изд. «Медицина» , М., 1986г.

    6. Зимкин Н. В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 1975. –

    с. 400-410.

    1. 7. Нестеров А. П., Батманов Ю. Е. Роль радужной оболочки в оттоке водянистой влаги из глаза. // Казанский медицинский. - 1973. - N 5, с. 55-56.

    8. Рабкин Е.Б. Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. Изд. «Знание», М.1964.  

    9.Сутягина О. В. К ультраструктуре капилляров радужной оболочки человека. // Вестник офтальмологии. - 1976. - N. 7, с. 538-540.

    1. 10. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека.- М.: Изд-во “Мир”, 1990.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Глаза - зеркало души Выполнила: ученица 9 « А» класса, школы №64 Мурылёва Елена Николаевна Руководитель: учитель биологии Авезова О.Г.

    Слайд 2

    ...И даже глаз не может, несмотря на совершенство строенья, видеть самого себя . У . Шекспир

    Слайд 4

    Цель работы: Выявить зависимость цвета радужной оболочки глаз от типа темперамента.

    Слайд 5

    Задачи работы: Сделать выборку учащихся 9- х классов с разным цветом радужной оболочки глаз: голубым, серым, зелёным и карим цвета. Протестировать этих учащихся для определения типа темперамента по методике Айзенка. Проанализировать и на практике доказать влияние цвета глаз на тип темперамента человека.

    Слайд 6

    C троение человеческого глаза

    Слайд 7

    В нутреннее строение глаза:

    Слайд 8

    Строение радужной оболочки В ыделяют в радужной оболочке 5 слоев: эндотелий, передний пограничный, сосудистый, задний пограничный слой и слой пигментного эпителия. Физиологическая роль пигмента радужной оболочки изу­чена мало.

    Слайд 9

    Факторы, влияющие на цвет глаз Цвет окружающей зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным: голубой (пигмента мало), серый, карий (пигмента много). Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной (глаза альбиносов). Цветовая гамма, хотя и строго у каждого индивидуальная, свидетельствует о наследуемости признака.

    Слайд 10

    Классификация глаз по цвету Карие Серый Голубой Зеленый

    Слайд 11

    Типы темперамента холерик сангвиник меланхолик флегматик

    Слайд 12

    Типы темперамента и характер человека Тип темперамента Характер (основные черты) Холерик Вспыльчивый, несдержанный, порывистый Сангвиник Подвижный, общительный, жизнелюбивый Флегматик Медлительный, выдержанный, терпеливый Меланхолик Серьёзный, обособленный, неуверенный

    Слайд 13

    Практическая часть Цвет глаз Тип темперамента Зеленоглазые сангвиник Сероглазые меланхолик или флегматик Голубоглазые меланхолик или флегматик Карие холерик Предположение :

    Слайд 14

    Цвет глаз Тип темперамента холерик сангвиник меланхолик флегматик Зеленоглазые 2 4 - - Сероглазые 4 2 - - Голубоглазые 1 3 1 1 Карие 4 2 - - Результаты тестирования по методике Айзенка

    Слайд 15

    Соответствие цвета глаз с типом темперамента

    Слайд 16

    Цвет глаз, как и темперамент человека, формируется в раннем детстве и определяется физиологическими характеристиками и набором генов конкретного человека. Тип темперамента остается неизменным, а отдельные черты своего характера человек может изменять в течение жизни по влиянием окружающей среды. Доказано, что цвет глаз и характер человека взаимосвязаны. Выводы:

    Слайд 17

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

     Департамент образования и социально-правовой

    защиты детства

    Кремль, корп. 5, г. Нижний Новгород, 603082, тел./факс (831) 439-10-14

     e-mail: depobr@admgor.nnov.ru

    _________________ № ________________

     На № ___________ от _________________

    Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода направляет Вам «Требования к оформлению письменных работ учащихся городского научного общества» (приложение) для использования в работе руководителей секций научного общества учащихся в Ваших образовательных учреждениях.

    Документ разработан в целях совершенствования поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей через участие в научно-исследовательской деятельности, повышения уровня исследования и улучшения качества работ школьников, представляемых на ежегодную городскую конференцию научного общества учащихся.

    Директор департамента                                        И.Б.Тарасова

    436-42-44

    Пашкина С.Ю.


    Приложение

    к письму департамента образования

    и социально-правовой защиты детства

    администрации города Нижнего Новгорода

    от _______________ №__________________

    Требования к оформлению письменных работ

    учащихся городского НОУ «Эврика»

    Данные требования разработаны при участии:

    • Кудряшовой А.Л., доцента кафедры стандартизации и инженерной графики ННГАСУ;
    • Кудряшова К.Н., ст.преподавателя кафедры стандартизации и инженерной графики ННГАСУ;
    • Шмелёва А.П., к.и.н., доцента факультета международных отношений ННГУ им.Н.И.Лобачевского;
    • Галая Ю.Г., д.ю.н., профессора ВШЭ, председателя совета кураторов городского НОУ «Эврика»;
    • Александровой И.А., магистра политических наук, педагога-организатора ДДТ им.В.П.Чкалова;
    • Пашкиной С.Ю., члена Союза журналистов РФ, ответственного секретаря городского НОУ «Эврика».

    К исследовательской работе школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

    Правильное оформление итоговой работы говорит о научной и общей культуре юного исследователя, делает работу удобной  для чтения и оценки.

    1  Оформление работы.

    • Шрифт – Times New Roman размером 14 кегль;
    • Интервал – полуторный;
    • Границы – сверху и снизу: 2 см,

                          слева: 3 см,

                          справа: 1.5 см;

    • Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице  – титульном листе – номер не ставится.
    • В тексте необходимо установить функцию переноса слов.
    • Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

    2  Требования к комплектности научной работы:

    • Титульный лист;
    • Содержание;
    • Введение;
    • Основное содержание работы (рекомендованный объем примерно 30 страниц);
    • Заключение;
    • Список используемых источников и литературы;
    • Приложения (если в них есть необходимость);
    • Отзыв научного руководителя.

    2.1 Титульный лист.

    На нем должна быть отражена следующая информация:

    • Где выполнена работа;
    • Название темы (ОНО ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬ СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И СООТВЕТСТВОВАТЬ  ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. Варианты: «Госдума 1917 года», «Пестик и тычинка», «Культура Древней Руси», «Звезды» и т.п. не могут быть названием научной работы);
    • Кто выполнил;
    • Научный руководитель (учитель какого предмета, ученые степени);
    • Город и год выполнения.

    ВНИМАНИЕ! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы (лицея, гимназии) + обязательно указать, что это научное общество учащихся. Примеры оформления титульных листов в Приложении.

    2.2  Содержание.

    Пример:

    Содержание.

    Стр.

    Введение                                                                                                                              3

    ГЛАВА 1    .....................................................................                                                     5

    1.1     ........................................................................                                              6

    1.2     .......................................................................                                               9

    ГЛАВА 2     ...............................................................................                                         12

    2.1    ....................................................................                                                  15

    2.2     .........................................................................                                            20

    Заключение                                                                                                                         22

    Список используемых источников и литературы                                                          24

    Приложения                                                                                                                       27

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! После введения НЕ надо писать «основное содержание темы», «основной текст» и т.п.

    После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы», «приложения», а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

    На странице с содержанием необходимо указывать страницы (начало каждой главы и подглавы.)

    1.   Введение.

    Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

    Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, правильно ли в ней разобрался, сумел ли четко определить цель исследования и поставить задачи для ее достижения.

    1.     Основной текст.

    Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. При этом на подглавы данное правило не распространяется.

    Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.

    Пример:

    1. Номер раздела.
    1. Номер подраздела.
    2. Номер второго подраздела первого раздела.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствование из источника или научной литературы, без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква «С.» с точкой, а потом идут страницы.

    Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста → вверху на панели инструментов нажать вставка → выбрать ссылка → в ссылке выбрать сноска.

    Пример:

    Русская национальная идея – это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это «понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие»[1].

    Обратите внимание, ссылка на материалы из Интернета оформляются по следующим правилам: автор – название работы – одна наклонная черта – автор – две наклонные черты – адрес в Интернете.

    Пример: Или, наоборот, Россия в поисках путей выхода из сегодняшнего государственного, общественного и экономического кризиса мобилизует свои силы и почерпнет мотивацию из своей собственной традиции?[2]

    1.    Заключение.

    В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только аналитика автора, без цитат, сносок и заимствований.

    Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

    1.    Список используемых источников и литературы.

    Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, используемые в исследовании. Затем литература (монографии, исследования). Отдельно описываются статьи из периодических журналов, газет, сборников, и справочные издания (словари).

    Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что материалы из Интернета могут быть и в разделе источники и в других разделах списка используемых источников и литературы.

    Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

    Пример оформления списка используемых источников и литературы.

    Список используемых источников и литературы:

    I. Источники:

    1. Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н. Бердяев // М., ООО: “Издательство В. Шевчук”. − 2000. − 541 с.
    2. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина в Министерстве иностранных дел Российской Федерации 26 января 2001 года.Москва // Посольство Российской Федерации. Пресс – служба // http://www.czech.mid.ru/press-rel/290101_3.htm 
    3. Достоевский Ф. Дневник писателя / Ф. Достоевский // http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdn13.htm
    4. Ельцин Б. Записки президента / Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994. – 416 с.
    5. Киреевский, И. Критика и эстетика / И. Киреевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1998. – 462 с.
    6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. – 2000. – № 8-9. – С. 1-15.
    7. Концепция национальной безопасности РФ // http://www.ipmb.ru/1_1.html 
    8. Примаков Е. Минное поле политики / Е. Примаков. – 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 362 с.
    9. Сталин И. Национальный вопрос и ленинизм / И. Сталин // http://www.hrono.ru/libris/stalin/11-10.html
    10. Тезисы доклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года // Конституционный Суд Российской Федерации // http://www.ksrf.ru/news/5.htm 

    II. Исследования:

    1. Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999 гг.): Учеб. пособие / Отв. ред. А. Торкунов. – М.: РОССПЭН, 2000. – 327 с.
    2. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа. / В. Зеньковский // Под ред. П. Алексеевой. – М.: Республика, 2005. – 368 с.
    3. Ильин В. Россия: опыт национально-государственной идеологии / В. Ильин, А. Панарин, А. Рябов; под. ред. В. Ильина. − М.: Издательство МГУ, 1994. − 231 с.
    4. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. – М.: Вече, 1999. – 816 с.
    5. Штурм власти / Пер. с нем. / Под ред. В. Киселева. – М.: ТЕРРА, 1997. – 191 с.

    III. Статьи:

    1. Алексеева Т., Капустин Б. Каковы идеологические условия общественного согласия в России? /Т. Алексеева, Б. Капустин // Полис. − 1997. − № 3. – С. 42-56.
    2. Данилин П. Парад суверенитетов — третья попытка? / П. Данилин / АПН Казахстан. – 2007. – 5 мая //  http://www.apn.kz/publications/article134.htm 
    3. Ильин М. Политическое самоопределение России / М. Ильин // Pro et Contra. − 1999. − Т.4, №3. − С. 67-89.
    4. Казин А. Динамика власти как проблема цивилизации. Еще раз о государственной вертикали в России / А. Казин // Политический класс. – 2007. – №27 // http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=735
    5. Калинина В., Кудрявцев В. Гарантии государственной целостности Российской Федерации: политические и правовые механизмы / В. Калинина, В. Кудрявцев // Соц.-гуманитар. знания. – 2004. – № 1. – С. 49-63.
    6. Конюшко С. Российский федерализм: от «парада суверенитетов» к «вертикали власти» / С. Конюшко // Вестник Моск. ун-та. − 2006. − Сер. 18, №4 Социология и политология. − С. 5-17.
    7. Чернявский С. Российская дипломатия в Закавказье / С. Чернявский // Свободная мысль - XXI: теорет. и полит. журнал. – 2000. – № 8. – С. 39-50.

    IV. Справочные издания:

    1. Внешняя политика Ельцина // Википедия – свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Ельцин,_Борис_Николаевич
    2. Парад суверенитетов // Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов - слова и выражения // http://g808.ru/slovar.php?sRzd=263 
    3. Перская В. Внешнеэкономическая политика / В. Перская // Новая российская энциклопедия. – М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2007. – Т.IV (1). – С. 68-69.

    2.8     Отзыв научного руководителя.

    Рецензия научного руководителя на работу желательно должна быть в напечатанном виде, но можно и от руки. При этом оформление должно быть на листе формата А4 и по следующему шаблону:

    Рецензия научного руководителя

    на исследовательскую работу  ученика(цы)……………………………

    Тема:..............................................

    Дальше идет сам отзыв на работу с указанием на то:

    • Соответствует ли заявленная тема работы ее содержанию;
    • Смог ли автор обосновать актуальность выбранной темы;
    • Правильно ли поставлены цели и задачи;
    • Соответствуют ли им полученные выводы;
    • Возможна ли практическая применимость данной научной работы;
    • Соответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам.

    Научный руководитель:                                                              ФИО

                                                                          Должность, звания, учреждение

    Подпись


    Приложение.

    Пример оформления титульного листа работы школьной секции НОУ, представляемой на городскую конференцию НОУ «Эврика»:

    Шапка оформляется в соответствии с бланком образовательного учреждения (Уставом)

    Муниципальное образовательное учреждение

    Средняя образовательная школа № 174

    Приокского района г.Н.Новгорода

    Научное общество учащихся

    Свойства и структура воздушных пузырьков в шоколаде «Wispa».

    Выполнил: Иванов Иван,

    ученик 10 б класс

    Научный руководитель:

    Сидоров С.С.,

    учитель химии

    Н.Новгород

    2009


    [1]Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н. Бердяев // М., ООО: “Издательство В. Шевчук”. − 2000. − С. 402.

    [2]Симон Г. Политическая культура современной России – выбора не будет / Г. Симон // http://www.panasia.ru/main/russia/culture/6.html