Главные вкладки

    ОГЭ

    Авезова Ольга Георгиевна

    Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon bi-9_2016_1.zip1.64 МБ
    Файл oge_tr_21.09.15.docx1.03 МБ
    Microsoft Office document icon variant_1.doc607 КБ
    Microsoft Office document icon variant_2.doc1.08 МБ
    Microsoft Office document icon variant_3.doc493.5 КБ
    Microsoft Office document icon variant_4.doc394.5 КБ
    Microsoft Office document icon variant_5.doc2.61 МБ
    Microsoft Office document icon variant_6.doc1.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Биология. 9 класс. Вариант 004 

    Основной государственный экзамен
    по БИОЛОГИИ

    Вариант № 004

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

    На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

    Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

    Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
    и запишите рядом новый.

    К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
    в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!


    Часть 1

    При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

    1

    Главным объектом изучения науки эмбриологии является (ются)

    1)

    развитие организма от зачатия до рождения

    2)

    строение и функции яйцеклетки

    3)

    развитие организма после рождения

    4)

    строение и функции половых желёз

    Ответ:

    2

    Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

    1)

    митохондрии и хлоропласты

    2)

    аппарат Гольджи и вакуоли

    3)

    рибосомы и центриоли

    4)

    лизосомы и ЭПС

    Ответ:

    3

    Какой тканью выстланы головка и суставная ямка суставов?

    1)

    хрящевой

    2)

    нервной

    3)

    гладкой мышечной

    4)

    поперечнополосатой мышечной

    Ответ:

    4

    Испарение воды листьями способствует

    1)

    передвижению минеральных солей в растении

    2)

    снабжению листьев органическими веществами

    3)

    усвоению углекислого газа хлоропластами

    4)

    повышению скорости образования органических веществ

    Ответ:

    5

    Какой признак характерен для растений класса Двудольные?

    1)

    число лепестков в цветках кратно 3

    2)

    стержневая корневая система

    3)

    дуговое жилкование листьев

    4)

    параллельное жилкование листьев

    Ответ:

    6

    Какую особенность в строении зелёной эвглены можно наблюдать и у хламидомонады?

    1)

    пищеварительную вакуоль

    2)

    чувствительный к свету глазок

    3)

    один жгутик

    4)

    большое и малое ядра

    Ответ:

    7

    У какой группы животных температура тела зависит от температуры окружающей среды?

    1)

    сумчатые млекопитающие

    2)

    плацентарные млекопитающие

    3)

    пресмыкающиеся

    4)

    птицы

    Ответ:

    8

    Какой орган из перечисленных входит в состав пищеварительной системы?

    1)

    трахея

    2)

    почка

    3)

    аорта

    4)

    печень

    Ответ:

    9

    Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?

    1)

    мышечной

    2)

    нервной

    3)

    выделительной

    4)

    кровеносной

    Ответ:

    10

    На рисунке изображён скелет верхней конечности человека. Какой буквой на нём обозначена плечевая кость?

    1)

    А

    2)

    Б

    3)

    В

    4)

    Г

    Ответ:

    11

    Если поместить эритроциты человека в раствор солей, концентрация которых больше концентрации солей в плазме крови, то форменные элементы

    1)

    сморщатся

    2)

    внешне не изменятся

    3)

    начнут слипаться

    4)

    набухнут и лопнут

    Ответ:

    12

    В каких сосудах большого круга кровобращения организма человека регистрируют самое высокое давление крови?

    1)

    аорте

    2)

    капиллярах

    3)

    мелких венах

    4)

    крупных венах

    Ответ:

    13

    В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ?

    1)

    ротовой полости

    2)

    желудке

    3)

    тонкой кишке

    4)

    толстой кишке

    Ответ:

    14

    У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны
    с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?

    1)

    А

    2)

    В2

    3)

    С

    4)

    D

    Ответ:

    15

    Сетчатка – часть глазного яблока, где расположены

    1)

    хрусталик и передняя камера

    2)

    палочки и колбочки

    3)

    сосуды и зрачок

    4)

    стекловидное тело и роговица

    Ответ:

    16

    Примером условного рефлекса у подростка служит

    1)

    езда на скейтборде после уроков

    2)

    слюноотделение в ответ на пищу

    3)

    отдёргивание руки от горячей батареи центрального отопления

    4)

    внезапное решение задачи на контрольной работе по физике

    Ответ:

    17

    Какое заболевание врач может обнаружить с помощью флюорографического исследования грудной клетки человека?

    1)

    туберкулез

    2)

    гипертонию

    3)

    язву желудка

    4)

    гастрит

    Ответ:

    18

    Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

    1)

    ограничивающим

    2)

    экологическим

    3)

    сезонным

    4)

    антропогенным

    Ответ:

    19

    В связи с выходом первых растений на сушу у них появились

    1)

    вегетативные органы

    2)

    семена

    3)

    споры

    4)

    гаметы

    Ответ:

    20

    Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %)).

    Определите относительную скорость фотосинтеза, когда концентрация углекислого газа составит 0,04%.

    1)

    10

    2)

    15

    3)

    25

    4)

    30

    Ответ:

    21

    В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

    Целое

    Часть

    Семя

    Корень

    Боковой корень

    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

    1)

    плод

    2)

    соцветие

    3)

    цветок

    4)

    плодовое тело

    Ответ:

    22

    Верны ли суждения о размножении кишечнополостных животных?

    А. Гидр относят к раздельнополым организмам, так как оплодотворение происходит перекрёстно.

    Б. Кишечнополостные  животные размножаются бесполым и половым путём.

    1)

    верно только А

    2)

    верно только Б

    3)

    верны оба суждения

    4)

    оба суждения неверны

    Ответ:


     

    Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

    23

    Чем отличаются голосеменные растения от папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)

    размножением спорами

    2)

    наличием листьев и стебля

    3)

    семенным размножением

    4)

    автотрофным способом питания

    5)

    опылением с помощью ветра

    6)

    независимостью оплодотворения от воды

    Ответ:

    24

    Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

    Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1)

    Используется как декоративное растение.

    2)

    Теневыносливое многолетнее растение.

    3)

    Растение способно к вегетативному размножению.

    4)

    Плод – ягода оранжево-красного окраса.

    5)

    Листья используются в медицине.

    6)

    Питательные вещества откладывает в подземные побеги.

    Ответ:

    25

    Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    ПРИМЕР

    ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

    А)

    почкование дрожжей

    Б)

    образование спор у папоротника

    В)

    выращивание традесканции из черенков

    Г)

    образование деток у лука

    Д)

    образование плодов и семян у вишни

    Е)

    появление отпрысков у сливы

    1)

    бесполое

    2)

    половое

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    26

    Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1)

    вены большого круга

    2)

    артерии головы, рук и туловища

    3)

    аорта

    4)

    капилляры большого круга

    5)

    левый желудочек

    6)

    правое предсердие

    Ответ:

    27

    Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

    РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

    Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленными к условиям существования.

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

    1)

    гусеница

    2)

    личинка

    3)

    куколка

    4)

    яйцо

    5)

    неполное превращение

    6)

    полное превращение

    7)

    взрослое насекомое

    8)

    чешуекрылое

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    28

    Рассмотрите фотографию листа лещины (орешника). Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

    А. Тип листа

    1) черешковый

    2) сидячий

    Б. Жилкование листа

    1) параллельное

    2) дуговидное

    3) пальчатое

    4) перистое

     

    В. Форма листа

    1) перисто-лопастная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg1.gif

    2) перисто-раздельная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg2.gif

    3) перисто-рассечённая
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg3.gif

    4) цельная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/img517248n16.gif


    Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

    Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

    1) яйцевидный
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg5.gif

    2) овальный
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg6.gif

    3) обратно-яйцевидный
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg7.gif

     

    Длина превышает ширину в 3–4 раза.

    4) ланцетный
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg8.gif

    5) продолговатый
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg9.gif

    6) обратно-ланцетный
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg10.gif

     

    Д. Край листа 

    1) цельнокрайный 
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg11.gif

    2) волнистый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg12.gif

    3) пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg13.gif

    4) двояко-пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg14.gif

    5) лопастной
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg15.gif

     

    Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д


    Часть 2

    Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задание 29.

    СЕРДЦЕ

    Сердце – основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырёх камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг, сопротивление движению в котором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.

    В покое сердце взрослого совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продолжающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокращающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и лёгочные артерии. Третья фаза – общая пауза – короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью.

    Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и лёгочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки.

    29

    Используя содержание текста «Сердце», ответьте на вопросы и выполните задание.

    1) Каково состояние створчатых клапанов во второй фазе сердечного цикла?

    2) Каково состояние полулунных клапанов в третьей фазе сердечного цикла?

    3) Опишите движение крови по большому кругу кровообращения, отмечая те камеры сердца, в которых условно начинается и заканчивается большой круг кровообращения.

    30

    Пользуясь таблицей «Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания», ответьте на следующие вопросы.

    Таблица

    Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности
    их питания

    Территория

    Ккал/день

    Ожидаемая продолжительность жизни (мужчины)

    Ожидаемая продолжительность жизни (женщины)

    США

    3770

    75

    80

    Европа

    3314

    77

    83

    Япония (в целом)

    2761

    79

    86

    Окинава

    1650

    ≥83

    ≥90

    1) Какая существует зависимость между потреблением калорийной пищи и продолжительностью жизни?

    2) На сколько калорийность питания в Европе в среднем меньше, чем
    в США?

    3) За счёт каких групп питательных веществ современные производители пищи резко повышают её калорийность?

    Рассмотрите таблицы 1-3 и выполните задания 31 и 32.

    Таблица 1

    Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
    кафе быстрого питания

    Блюда и напитки

    Энергетическая ценность (ккал)

    Белки (г)

    Жиры (г)

    Углеводы (г)

    Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

    425

    39

    33

    41

    Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

    380

    19

    18

    35

    Чикен Фреш МакМаффин

    (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

    355

    13

    15

    42

    Омлет с ветчиной

    350

    21

    14

    35

    Салат овощной

    60

    3

    0

    10

    Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)

    250

    14

    12

    15

    Картофель по-деревенски

    315

    5

    16

    38

    Маленькая порция

    картофеля фри

    225

    3

    12

    29

    Мороженое с шоколадным

    наполнителем

    325

    6

    11

    50

    Вафельный рожок

    135

    3

    4

    22

    «Кока-Кола»

    170

    0

    0

    42

    Апельсиновый сок

    225

    2

    0

    35

    Чай без сахара

    0

    0

    0

    0

    Чай с сахаром (две чайные ложки)

    68

    0

    0

    14

    Таблица 2

    Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

    Возраст, лет

    Белки (г/кг)

    Жиры (г/кг)

    Углеводы (г)

    Энергетическая потребность (ккал)

    7–10

    2,3

    1,7

    330

    2550

    11–15

    2,0

    1,7

    375

    2900

    16 и старше

    1,9

    1,0

    475

    3100

    Таблица 3

    Калорийность при четырёхразовом питании
    (от общей калорийности в сутки)

    Первый завтрак

    Второй завтрак

    Обед

    Ужин

    14%

    18%

    50%

    18%

    31

    17-летний Николай в зимние каникулы посетил Самару. Перед экскурсией в Самарский художественный музей он позавтракал в местном кафе быстрого питания. Подросток заказал себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, апельсиновый сок и порцию картофеля по-деревенски. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Николай питается четыре раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

    32

    В чём выражаются признаки и симптомы недостаточности белков в питании?

    Копирование не допускается


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Биология. 9 класс. Вариант 006 

    Основной государственный экзамен
    по БИОЛОГИИ

    Вариант № 006

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

    На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

    Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

    Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
    и запишите рядом новый.

    К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
    в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!


    Часть 1

    При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

    1

    Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

    1)

    наблюдение

    2)

    описание

    3)

    измерение

    4)

    обобщение

    Ответ:

    2

    ДНК, в отличие от белка, выполняет функцию

    1)

    ускорения химической реакции

    2)

    образования органоидов клетки

    3)

    хранения наследственной информации

    4)

    запасания энергии

    Ответ:

    3

    Хрящевую ткань относят к

    1)

    группе эпителиальных тканей

    2)

    нервной ткани

    3)

    группе соединительных тканей

    4)

    группе мышечных тканей

    Ответ:

    4

    Сходство клубня картофеля с побегом тополя заключается в наличии

    1)

    почек

    2)

    запаса крахмала

    3)

    листьев

    4)

    глазков

    Ответ:

    5

    По какому признаку растения объединяют в одно семейство?

    1)

    один и тот же ареал

    2)

    сходное строение цветка и плода

    3)

    одинаковое число семядолей в семени

    4)

    наличие полового и бесполого способов размножения

    Ответ:

    6

    Какой одноклеточный организм относят к царству Животные?

    1)

    хлореллу

    2)

    хламидомонаду

    3)

    амёбу

    4)

    дрожжи

    Ответ:

    7

    Важнейший признак, отличающий птиц от пресмыкающихся, — это

    1)

    замкнутость кровеносной системы

    2)

    теплокровность

    3)

    лёгочное дыхание

    4)

    развитие на суше

    Ответ:

    8

    Что происходит в результате оплодотворения?

    1)

    объединяется генетическая информация родителей в зиготе

    2)

    увеличивается вдвое количество клеточных органоидов зиготы

    3)

    приумножается запас питательных веществ зиготы

    4)

    возрастает объём зиготы

    Ответ:

    9

    Борозды и извилины мозга человека находятся в

    1)

    промежуточном мозге

    2)

    больших полушариях

    3)

    среднем мозге

    4)

    мосте

    Ответ:

    10

    Какой цифрой на рисунке обозначена лопатка?

    1)

    1

    2)

    2

    3)

    3

    4)

    4

    Ответ:

    11

    Свёртывание крови обусловлено наличием в ней

    1)

    фибриногена

    2)

    эритроцитов

    3)

    лейкоцитов

    4)

    антител

    Ответ:

    12

    В каком из перечисленных сосудов наблюдается наибольшее давление крови?

    1)

    капилляр мозга

    2)

    плечевая артерия

    3)

    воротная вена печени

    4)

    нижняя полая вена

    Ответ:

    13

    Газообмен у человека при дыхании совершается в

    1)

    лёгочных альвеолах

    2)

    носовой полости

    3)

    гортани и трахее

    4)

    бронхах

    Ответ:

    14

    Какой витамин синтезируется клетками организма человека при участии солнечного света?

    1)

    С

    2)

    D

    3)

    В1

    4)

    А

    Ответ:

    15

    Обонятельные рецепторы в организме человека расположены в

    1)

    носовой полости

    2)

    полости рта

    3)

    гайморовых пазухах

    4)

    области мягкого нёба

    Ответ:

    16

    Что является примером врождённого рефлекса у человека?

    1)

    сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение

    2)

    движение пешехода на зелёный сигнал светофора

    3)

    выделение желудочного сока на запах пищи

    4)

    возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом

    Ответ:

    17

    Что следует сделать при пищевом отравлении?

    1)

    промыть желудок

    2)

    выпить обезболивающие таблетки

    3)

    положить лёд на область желудка

    4)

    сделать прививку

    Ответ:

    18

    Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?

    1)

    биотические

    2)

    абиотические

    3)

    антропогенные

    4)

    ограничивающие

    Ответ:

    19

    Как получают энергию продуценты (производители)?

    1)

    Они питаются растущими растениями.

    2)

    Они потребляют воду из почвы.

    3)

    Они питаются мёртвыми организмами.

    4)

    Они используют энергию солнца.

    Ответ:

    20

    Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от силы света (по оси х отложена сила света в канделах, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

    Определите, при какой силе света относительная скорость фотосинтеза будет составлять 50%.

    1)

    250 кандел

    2)

    500 кандел

    3)

    750 кандел

    4)

    1000 кандел

    Ответ:

    21

    В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

    Объект

    Процесс

    Клеточная мембрана

    Рибосома

    Синтез белка

    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

    1)

    синтез жиров

    2)

    транспорт веществ

    3)

    дыхание

    4)

    фотосинтез

    Ответ:

    22

    Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся?

    А. Дыхание пресмыкающихся осуществляется  с помощью кожи и лёгких.

    Б. В органы пресмыкающихся поступает кровь более богатая кислородом, чем у земноводных.

    1)

    верно только А

    2)

    верно только Б

    3)

    верны оба суждения

    4)

    оба суждения неверны

    Ответ:


     

    Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

    23

    Какие из перечисленных признаков характеризуют класс Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)

    развитая кора головного мозга

    2)

    роговые кожные покровы

    3)

    смешанная кровь в сердце

    4)

    хорошая терморегуляция

    5)

    развитие с полным превращением

    6)

    живорождение

    Ответ:

    24

    Известно, что жужелица садовая – ночной хищный жук, приносящий пользу садово-огородным участкам. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

    Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1)

    В экосистеме выполняет роль консумента.

    2)

    Поедает червей, мокриц, многоножек, насекомых-вредителей приусадебных участков, их личинки.

    3)

    Насекомые отряда жесткокрылых длиной 14–60 мм разнообразной окраски.

    4)

    Распространена повсеместно, кроме полярных и экваториальных областей.

    5)

    Самки жужелиц откладывают яйца в почву.

    6)

    Окраска чаще всего черноватая или металлическая.

    Ответ:

    25

    Установите соответствие между приспособлением к опылению у растений и его способом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

    СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

    А)

    наличие нектара в цветках

    Б)

    яркая окраска венчика

    В)

    зацветают до появления листьев

    Г)

    цветки с крупными пушистыми
    рыльцами пестика

    Д)

    цветки имеют запах

    Е)

    цветки мелкие, собраны в соцветие сложный колос

    1)

    насекомыми

    2)

    ветром

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    26

    Установите последовательность этапов пищеварения у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1)

    всасывание органических веществ в кровь и лимфу

    2)

    механическая обработка пищи

    3)

    удаление непереваренных остатков пищи из организма

    4)

    расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до растворимых питательных веществ

    Ответ:

    27

    Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

    ЦВЕТОК

    Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных _________ (А). Обычно венчик окружён _________ (Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – _________ (В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют _________ (Г).

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

    1)

    околоцветник

    2)

    прицветник

    3)

    лепесток

    4)

    соцветие

    5)

    завязь

    6)

    тычинка

    7)

    цветоложе

    8)

    чашечка

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    28

    Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

    А. Тип листа

    1) черешковый

    2) сидячий

    Б. Жилкование листа

    1) параллельное

    2) дуговидное

    3) пальчатое

    4) перистое

    В. Форма листа

    1) перисто-лопастная

    2) перисто-раздельная

    3) перисто-рассечённая

    4) цельная


    Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

    Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

    1) яйцевидный

    2) овальный

    3) обратно-яйцевидный

     

    Длина превышает ширину в 3–4 раза.

    4) ланцетный

    5) продолговатый

    6) обратно-ланцетный

    Д. Край листа 

    1) цельнокрайный 
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg11.gif

    2) волнистый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg12.gif

    3) пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg13.gif

    4) двояко-пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg14.gif

    5) лопастной
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg15.gif

    Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

    А

    Б

    В

    Г

    Д


    Часть 2

    Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задание 29.

    ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

    Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

    Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

    Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

    29

    Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.

    1) Какие организмы образуют лишайник?

    2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?

    3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?

    30

    Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля
    (в мг на 100 г)», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

    Таблица

    Содержание соланина в различных сортах картофеля (в мг на 100 г)

    Сорт

    Глазок

    Мякоть клубня

    Ягода

    Листья

    Стебель

    Детскосельский

    4,0

    0,2

    7,5

    4,5

    9,0

    Синеглазка

    5,0

    0,1

    9,0

    6,0

    7,0

    Чугунка

    4,0

    0,2

    8,5

    5,5

    9,5

    Скала

    1,0

    0,4

    6,8

    4,8

    11,2

    Золушка

    3,0

    0,3

    8,0

    7,5

    8,0

    Ранняя роза

    3,0

    0,1

    4,0

    4,6

    8,9

    1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина? (Укажите три органа.)

    2) В какой части клубня соланин накапливается в наименьшем количестве?

    3) Объясните, какие сорта картофеля Вы могли бы рекомендовать для посева в целях безопасного использования его в пищу.

    Рассмотрите таблицы 1, 2  и выполните задания 31 и 32.

    Таблица 1

    Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
    кафе быстрого питания

    Блюда и напитки

    Энергетическая ценность (ккал)

    Белки (г)

    Жиры (г)

    Углеводы (г)

    Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

    425

    39

    33

    41

    Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

    380

    19

    18

    35

    Чикен Фреш МакМаффин

    (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

    355

    13

    15

    42

    Омлет с ветчиной

    350

    21

    14

    35

    Салат овощной

    60

    3

    0

    10

    Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)

    250

    14

    12

    15

    Картофель по-деревенски

    315

    5

    16

    38

    Маленькая порция

    картофеля фри

    225

    3

    12

    29

    Мороженое с шоколадным наполнителем

    325

    6

    11

    50

    Вафельный рожок

    135

    3

    4

    22

    «Кока-Кола»

    170

    0

    0

    42

    Апельсиновый сок

    225

    2

    0

    35

    Чай без сахара

    0

    0

    0

    0

    Чай с сахаром (две чайные ложки)

    68

    0

    0

    14

    Таблица 2

    Энергозатраты при различных видах физической активности

    Виды физической активности

    Энергетическая стоимость

    Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

    4,5 ккал/мин

    Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

    5,5 ккал/мин

    Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

    6,5 ккал/мин

    Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

    7,5 ккал/мин

    Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

    9,5 ккал/мин

    31

    Николай и Василий – любители игры в большой теннис. Каждое воскресенье они соревнуются в этом виде спорта. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите Василию оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его затраты в игре, которая продолжалась 2 часа 5 минут. При выборе учтите, что он обязательно закажет двойной МакМаффин и «Кока-Колу». В ответе укажите: энергозатраты при игре в теннис; заказанные блюда, которые не должны повторяться; количество углеводов и калорийность, которая не должна превышать энергозатраты во время игры.

    32

    Какие изменения в процессах пищеварения в желудке вызывает алкоголь? Укажите не менее двух изменений.


    Копирование не допускается



    Предварительный просмотр:

    Биология. 9 класс. Вариант 007 

    Основной государственный экзамен
    по БИОЛОГИИ

    Вариант № 007

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

    На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

    Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

    Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

    В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
    и запишите рядом новый.

    К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
    в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!


    Часть 1

    При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

    1

    Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?

    1)

    фенология

    2)

    физиология

    3)

    систематика

    4)

    экология

    Ответ:

    2

    Как называют двумембранный органоид цитоплазмы, характерный только для растительных клеток? 

    1)

    комплекс Гольджи

    2)

    лизосома

    3)

    митохондрия

    4)

    хлоропласт

    Ответ:

    3

    Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?

    1)

    эпителиальной

    2)

    жировой

    3)

    крови

    4)

    хрящевой

    Ответ:

    4

    Фотосинтез протекает в клетках

    1)

    корня мышиного горошка

    2)

    листа красного перца

    3)

    грибницы подосиновика

    4)

    семян лесной земляники

    Ответ:

    5

    Однодольные растения, в отличие от двудольных, имеют

    1)

    камбий в стебле

    2)

    стержневую корневую систему

    3)

    цветки с двойным околоцветником

    4)

    параллельное жилкование листьев

    Ответ:

    6

    Какое простейшее на свету питается как автотроф, а в темноте – как гетеротроф?

    1)

    зелёная эвглена

    2)

    хлорелла

    3)

    хламидомонада

    4)

    инфузория-туфелька

    Ответ:

    7

    В чём сходство млекопитающих и птиц?

    1)

    внешний покров тела

    2)

    теплокровность

    3)

    наличие мочевого пузыря

    4)

    размножение

    Ответ:

    8

    Какая система органов осуществляет освобождение клеток и тканей от конечных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?

    1)

    кровеносная

    2)

    покровная

    3)

    дыхательная

    4)

    иммунная

    Ответ:

    9

    Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

    1)

    двигательных нейронах

    2)

    нервных центрах

    3)

    коре больших полушарий

    4)

    рецепторах

    Ответ:

    10

    Что входит в состав пояса нижних конечностей?

    1)

    крестец

    2)

    тазовые кости

    3)

    бедренная кость

    4)

    малая берцовая кость

    Ответ:

    11

    Что является компонентом внутренней среды организма человека?

    1)

    желчь

    2)

    слюна

    3)

    межклеточная жидкость

    4)

    поджелудочный сок

    Ответ:

    12

    Венозные клапаны в сосудах нижних конечностей человека

    1)

    препятствуют обратному току крови

    2)

    активно сокращаясь, подталкивают кровь к сердцу

    3)

    регулируют просвет кровеносных сосудов

    4)

    снижают давление крови в сосудах организма

    Ответ:

    13

    Какой орган системы дыхания состоит из хрящевых полуколец?

    1)

    лёгкое

    2)

    глотка

    3)

    гортань

    4)

    трахея

    Ответ:

    14

    Наибольшую суточную потребность человек испытывает в витамине

    1)

    A

    2)

    С

    3)

    B1

    4)

    D

    Ответ:

    15

    Преобразование энергии световых лучей, проникающих в глаз, в нервные импульсы происходит в

    1)

    хрусталике

    2)

    стекловидном теле

    3)

    передней камере глаза

    4)

    рецепторах сетчатки

    Ответ:

    16

    К какой группе безусловных рефлексов относят чихание и кашель?

    1)

    защитных

    2)

    пищевых

    3)

    поисковых

    4)

    половых

    Ответ:

    17

    Как называют препарат, содержащий ослабленные микробы, который вводят человеку в целях выработки иммунитета?

    1)

    плазма

    2)

    физиологический раствор

    3)

    вакцина

    4)

    лимфа

    Ответ:

    18

    Какой из перечисленных экологических факторов относят к абиотическим?

    1)

    падение метеорита в тайге

    2)

    распашка степи с помощью плуга

    3)

    развитие дизентерийной амёбы в кишечнике

    4)

    сбор грибов в лесу

    Ответ:

    19

    Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они

    1)

    имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются

    2)

    появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться

    3)

    широко выращиваются человеком для своих нужд

    4)

    успешно распространяются различными животными

    Ответ:

    20

    Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

    Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,03–0,16%? Скорость фотосинтеза в данном интервале

    1)

    плавно растёт на протяжении всего графика

    2)

    резко растёт на протяжении всего графика

    3)

    плавно возрастает в начале, а далее не изменяется

    4)

    плавно растёт в начале, а далее постепенно снижается

    Ответ:

    21

    В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

    Объект

    Процесс

    хранение информации

    клеточный центр

    деление клетки

    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

    1)

    вакуоль

    2)

    ЭПС

    3)

    рибосома

    4)

    ядро

    Ответ:

    22

    Верны ли следующие суждения о птицах?

    А. Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).

    Б. У птиц плохо развиты органы чувств.

    1)

    верно только А

    2)

    верно только Б

    3)

    верны оба суждения

    4)

    оба суждения неверны

    Ответ:


     

    Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

    23

    Выберите три признака, характерных для кишечнополостных животных,
    и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)

    двусторонняя симметрия

    2)

    двухслойное строение тела

    3)

    наличие стрекательных клеток

    4)

    диффузная нервная система

    5)

    трёхслойное строение тела

    6)

    наличие кишечника

    Ответ:

    24

    Известно, что гренландский тюлень – крупное млекопитающее, приспособленное к жизни в холодных полярных морях. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

    Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1)

    Длина животного составляет от 170 до 180 см, а вес – до 140 кг.

    2)

    Толстый слой подкожного жира уменьшает удельный вес и защищает от переохлаждения.

    3)

    Тело удлинённое, обтекаемое, конечности превращены в веслообразные ласты.

    4)

    Животное ведёт стадный образ жизни.

    5)

    Составляет основу зверобойного промысла в европейской части России.

    6)

    Окраска взрослого животного – белая с двумя большими тёмными полями.

    Ответ:

    25

    Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    ПРИЗНАК

    ТИП КЛЕТОК КРОВИ

    А)

    в зрелом состоянии отсутствует ядро

    Б)

    поглощают и переваривают чужеродные частицы

    В)

    принимает участие в выработке антител

    Г)

    имеют форму двояковогнутого диска

    Д)

    повышенное содержание свидетельствует о воспалительном процессе

    1)

    эритроциты

    2)

    лейкоциты

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    26

    Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1)

    плюсна

    2)

    бедренная кость

    3)

    предплюсна

    4)

    малоберцовая кость

    5)

    фаланги пальцев

    Ответ:

    27

    Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

    РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

    В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется __________ (Г).

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

    1)

    вегетативное

    2)

    митоз

    3)

    половое

    4)

    дробление

    5)

    бесполое

    6)

    оплодотворение

    7)

    партеногенез

    8)

    мейоз

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    28

    Рассмотрите фотографию листа липы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

    А. Тип листа

    1) черешковый

    2) сидячий

    Б. Жилкование листа

    1) параллельное

    2) дуговидное

    3) пальчатое

    4) перистое

     

    В. Форма листа

    1) перисто-лопастная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg1.gif

    2) перисто-раздельная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg2.gif

    3) перисто-рассечённая
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg3.gif

    4) цельная
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/img517248n16.gif


    Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

    Длина равна ширине или превышает её очень мало.

    1) широкояйцевидный
    E:\Мои документы\Мои рисунки\Листья\щирокояйцедный.jpg

    2) округлый
    E:\Мои документы\Мои рисунки\Листья\округлый.jpg

    3) обратно-широкояйцевидный
    E:\Мои документы\Мои рисунки\Листья\обратноширокояйцевидный.jpg

     

    Длина превышает ширину в 3–4 раза.

    4) ланцетный
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg8.gif

    5) продолговатый
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg9.gif

    6) обратно-ланцетный
     
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg10.gif

     

    Д. Край листа 

    1) цельнокрайный 
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg11.gif

    2) волнистый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg12.gif

    3) пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg13.gif

    4) двояко-пильчатый
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg14.gif

    5) лопастной
    http://192.168.1.1:800/docs/073C3E271689AE864D872C216F837BDB/questions/OKmon.BI.6.12.02/innerimg15.gif

     

    Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

     

    А

    Б

    В

    Г

    Д


    Часть 2

    Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задание 29.

    ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

    В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

    В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

    Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

    Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

    29

    Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

    1) Что собой представляют пластиды?

    2) Какую роль выполняют вакуоли?

    3) С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?

    30

    Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

    Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

    Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

    Время после введения бактерий в культуру, мин.

    Число бактерий в колбе 1

    Число бактерий в колбе 2

    20

    18

    20

    40

    36

    40

    60

    72

    80

    80

    140

    160

    100

    262

    314

    120

    402

    620

    140

    600

    1228

    1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

    2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

    3) Чем можно объяснить полученные результаты?

    Рассмотрите таблицы 1-3  и выполните задания 31 и 32.

    Таблица 1

    Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
    кафе быстрого питания

    Блюда и напитки

    Энергетическая ценность (ккал)

    Белки (г)

    Жиры (г)

    Углеводы (г)

    Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

    425

    39

    33

    41

    Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

    380

    19

    18

    35

    Чикен Фреш МакМаффин

    (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

    355

    13

    15

    42

    Омлет с ветчиной

    350

    21

    14

    35

    Салат овощной

    60

    3

    0

    10

    Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)

    250

    14

    12

    15

    Картофель по-деревенски

    315

    5

    16

    38

    Маленькая порция

    картофеля фри

    225

    3

    12

    29

    Мороженое с шоколадным

    наполнителем

    325

    6

    11

    50

    Вафельный рожок

    135

    3

    4

    22

    «Кока-Кола»

    170

    0

    0

    42

    Апельсиновый сок

    225

    2

    0

    35

    Чай без сахара

    0

    0

    0

    0

    Чай с сахаром (две чайные ложки)

    68

    0

    0

    14

    Таблица 2

    Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей
    и подростков

    Возраст, лет

    Белки (г/кг)

    Жиры (г/кг)

    Углеводы (г)

    Энергетическая потребность (ккал)

    7–10

    2,3

    1,7

    330

    2550

    11–15

    2,0

    1,7

    375

    2900

    16 и старше

    1,9

    1,0

    475

    3100

    Таблица 3

    Калорийность при четырёхразовом питании
    (от общей калорийности в сутки)

    Первый завтрак

    Второй завтрак

    Обед

    Ужин

    14%

    18%

    50%

    18%

    31

    17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии «Тобольский кремль – шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, определите: рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.

    32

    Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?



    Копирование не допускается


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com