Родителям

Звягина Ольга Николаевна
"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы путем правильного воспитания сделать их хорошими - это в нашей власти" Плутарх.

 

Святые отцы о воспитании детей "О детях"

 

О преподавании в 4-х классах предмета ОРКСЭ 

Православная культура или светская этика: критерии выбора

Основы православной культуры в светской школе.

Презентационный фильм «Непростой выбор»

Презентационный фильм «Уроки православной культуры»

 

Уважаемые родители, если у Вас возникли вопросы по преподаванию предмета ОРКСЭ, всегда с радостью отвечу на них. Есть вопросы - Вам сюда.

 

Кроме того  у Вас есть возможность:

- быть в курсе того, что ваши дети изучают на уроках ОРКСЭ;
- стать полноправным участником обучения по данному предмету;
- и, может быть, открыть что-то новое для себя!

Для этого присоединяйтесь к группе "Основы православной культуры", созданной для учащихся нашей школы и их родителей.

 

      

 

Рекомендации психолога

Все мы разные. Одни знают больше, другие все время задают вопросы, а кому-то просто нужна поддержка и осознание, что выбранный стиль взаимодействия с ребенком относительно верный. Познакомьтесь с этим списком ссылок на информацию по вопросам воспитания. Возможно, какие-то из тем покажется вам интересными, какие-то понятными, а что-то станет темой для диалога.

Роль родителей в формировании самооценки ребенка.

10 самых бесполезных родительских фраз, которые всем надоели.

Как похвалить ребенка кроме молодец

Как эмоции влияют на успехи в школе

Притча о телевизоре и родителях.

 

Полезные книги

 

Радость воспитания.​Как воспитывать детей без наказания. Кэтрин Кволс.

Ваш непонятный ребенок. Мурашева Е.В.

На стороне подростка. Франсуаза Дольто.

Родитель - ребенок: мир отношений. Хаим Гинотт.

Родительский опыт великих психологов. Дэвид Коэн.

Как научить ребенка пересказывать.

 

Цикл аудиолекций Олега Геннадьевича Торсунова 
"Секреты гармонии в семье"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку преодолеть тревожность
     (рекомендации для родителей тревожных детей)

 

 Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

 Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

 Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

 В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

 Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

 Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

 Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

 Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

 Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

 Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

 Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

 Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

 Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

 У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.  




Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.



Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ!

Подростковый кризис

Возрастные задачи

13-15 лет

16-18 лет

1.

 Освобождение от зависимости,

приобретение автономии – умение становиться менее зависимым от родителей и определять своё место в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях:

Уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями и другими взрослыми,

со сверстниками

Найти своё место в семье, формальных и неформальных коллективах, определить свои отношения с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, уметь решать проблемы без конфликтов

2.

Здоровье и внешность – умение избегать излишнего риска, заботиться о своем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и:

Самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием

Вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от вредных привычек или вовремя остановиться, если не удалось избежать соблазна

3.

Свободное время – умение полноценно проводить время, свободное от обязанностей:

Уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда

Полноценно проводить свободное время, самостоятельно устраивать интересные мероприятия

4.

Интимность и сексуальность – освоение сферы интимных и сексуальных отношений:

Открытие для себя телесных изменений, сексуальности

Окончание процесса половой идентификации, выбор партнера для любви, установление и продолжение интимных отношений  в форме, соответствующей принятым нормам

5.

Учеба и работа – приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и впоследствии хорошо справляться с профессиональными обязанностями:

Учеба, направленная на выбор профессии

Самостоятельность в учебе, выбор будущей профессии, приобретение необходимых для её приобретения знаний и навыков

6.

Социальные контакты и дружба –  умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга:

Готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как реагируют другие на твои чувства

Умение оценить другого, установить контакты с другими, выражать свои чувства, заботиться о других и т.д.; постоянство чувств

7.

Авторитет и инстанции – принятие того, что определенные лица и организации поставлены над тобой, и, в то же время, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов:

Неподчинение авторитетам, протест против их требований

Осознание необходимости подчинения требованиям законов, принятых в обществе, семье, школе и т.п. норм

8.

Жилищные условия – умение взаимодействовать с домашними и соседями, поддержание порядка в собственном жилом пространстве и квартире или доме в целом:

Уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь

Уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь

Кризис 13-15 лет

Формирование у подростка «чувства взрослости» - стремление быть, казаться и действовать, как взрослый.

Если окружающие относятся к этому адекватно, кризис развивается и протекает бесконфликтно и прогноз его более благоприятен.

Если же подросток сталкивается с отношением к нему, как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два варианта протекания подросткового кризиса:

Кризис независимости.

Его симптомы – строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности.

Это некоторый рывок вперёд,  выход за пределы старых норм, правил: «Я уже не ребенок!»

Кризис зависимости.

Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «Я ребенок и хочу оставаться им!»

Обычно подросток занимает двойственную позицию, но какой-нибудь вариант доминирует.

Подросток добивается равных со взрослыми прав, стремится расширить рамки дозволенного и одновременно неосознанно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты (ждет, что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от слишком рискованных шагов).

Поэтому «всё разрешающее» отношение наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к упокоению, эмоциональному благополучию.

Проявлениями подросткового кризиса могут быть:

Негативизм  - негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Угнетенное состояние, тоска, подавленность могут скрываться и проявляться только в разговорах с близкими друзьями, дневниках и т.п.

Интеллектуализация - погружение в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаённое чувство беспокойства.

Склонность к анализу – безжалостной анализ окружающих (учителей, родителей…) и крайняя эгоцентричность. Подросток, который без конца щупает свои мускулы искренне воображает, что произведет на окружающих не просто значительное, а неизгладимое впечатление. Это иногда становится трагедией подросткового возраста, потому что, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточенно на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия – чувство пустоты (детство кончилось, а ещё не взрослый – скорбь по утраченной части самого себя) или результат жизненных поражений (старался разрешить проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). Адаптивные механизмы взрослого человека ещё отсутствуют. Возможен переход к суицидальным действия вследствие мгновенного порыва. Последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

Помните!

Ваш ребенок ждет вашего внимания, понимания

и хочет быть уверенным в вашей любви к нему!



Предварительный просмотр:

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены – это стресс – реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки. 

Характеристика

Основная помощь

Индивидуальные приемы

Помощь родителей

ПОДРОСТКИ С ХОРОШЕЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ:

  • С детства отважны: не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
  • Отличаются большим интересом ко всему окружающему, все исследуют.
  • Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
  • Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
  • К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.
  • Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
  • Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.
  • Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.
  • Такие подростки не требуют подхода к ним как к взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы, так что ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов. 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ:

∙  Психофизиологическая помощь.

  • Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
  • Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.
  • Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
  • Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

∙  Домашняя физиотерапия:

  • прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные);
  • массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

∙  На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

  • Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:
  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
  • Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
  • Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.
  • Непродолжительное общение с друзьями.
  • Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них.
  • Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.

∙  Волевая мобилизация:

  • предварительное составление подробного плана действий,
  • предвидение препятствий и вариантов их преодоления,
  • отдача самому себе приказа о начале дела,
  • отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др.
  • На этой основе вы можете вместе с ребенком составить формулы аутотренинга, мобилизующие волю.

  • Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создается следующими приемами: 
  • Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. 
  • Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
  • Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
  • Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
  • Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Характеристика

Основная помощь

Индивидуальные приемы

Помощь родителей

ПОДРОСТКИ С НИЗКОЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ СТРЕССОВ И НЕРАЗВИТОЙ СПОСОБНОСТЬЮ К УЧЕБЕ:

  • С детства такой подросток отличается  страхами: он боится остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.
  • Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно – у доски.
  • Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
  • Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
  • На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
  • Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
  • Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.
  • Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах. 
  • Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ – в течение всего года учебы, или даже лучше – в течение 10-11-го классов. 
  • Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными (сразу отметим, что в действительности помощь подобным детям в подготовке их к экзаменам, в том числе и к ЕГЭ, следует начинать гораздо раньше – с переходом в 5-6-й классы). 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ:

  • Психофизиологическая помощь: аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей.
  • Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.
  • Учащение вашего физического контакта с ребенком – обниманий и ласк.
  • Приготовление ребенку его любимых блюд.
  • Получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.

(рекомендации аналогичны)

  • Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:
  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
  • Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
  • Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.
  • Непродолжительное общение с друзьями.
  • Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них.
  • Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.

∙  Волевая мобилизация:

  • предварительное составление подробного плана действий,
  • предвидение препятствий и вариантов их преодоления,
  • отдача самому себе приказа о начале дела,
  • отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др.
  • На этой основе вы можете вместе с ребенком составить формулы аутотренинга, мобилизующие волю.

(рекомендации аналогичны)

  • Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создается следующими приемами: 
  • Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. 
  • Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
  • Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.
  • Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
  • Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  13.  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: