Л.Н.Толстой "Война и мир"

Ясникова Татьяна Иннокентьевна

Домашнее задание.

1. До 10.03.15    19.00  заполнить таблицу "Смысл заглавия, жанр"Работа в группах.


2. До 12.03.15.    19.00 заполнить таблицу "Военные страницы романа "Война и мир"  Работа в группах. 


3. До 22.03.15  18.00  заполните таблицу "Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской"


4. До 29.03.15.  15.00  создать 1 слайд в совместной презентации класса

   До 01.04.15     15.00  принять участие в обсуждении слайдов 

Оценивать можно работы обоих классов.

Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10А класса

Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10Б класса

 

"Война и мир"

 
image

1. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО  Л.Н.ТОЛСТОГО.

Woki
Биография Льва Николаевича Толстого
Презентация "Верите ли вы, что..."

 2. ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТОЛСТОВСКОГО РОМАНА -ЭПОПЕИ: МАСШТАБНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, МНОГОГЕРОЙНОСТЬ, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.  

 Сегодня мы должны определить смысл заглавия произведения, жанр, замысел писателя, авторскую позицию,историческую основу, проблематику, сюжетные линии романа.
 
Запишите в первую колонку таблицы все известные вам значения слова "война", а во вторую - слова "мир".
 
Ответьте на поставленные в таблице вопросы, аргументируя свои рассуждения.

Жанр произведения.
Черты эпопеи в романе "Война и мир".
1. Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени 
(1805-1821): Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. 
2. События общественной и политической жизни (масонство,законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). 
3. Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников). 
4. Введено более 200 действующих лиц. Среди них - реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.
5. Показаны все слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.
6. Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.) 
7. Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья  Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
8.Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.
9.Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным  описанием всемирно-исторических событий.

    3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ВОЙНЫ В РОМАНЕ.

Заполните таблицу, сравнив Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения.
 
image
image


Подумайте, какие критерии сопоставления/ противопоставления трёх военных эпизодов романа вы можете предложить. Впишите их в первую графу.

 
Таблица "Военные страницы романа "Война и мир"
Сделайте вывод: в чём отличие кампании 1812 года от 1805-1807 годов.

4.ПАТРИОТИЗМ СКРОМНЫХ ТРУЖЕНИКОВ ВОЙНЫ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ «ВОЕННЫХ ТРУТНЕЙ».

Война 1805-1807 годов.
Смотр под Браунау.
  • Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
  • Сравните эпизоды "Вечер у А.П.Шерер" и "Смотр под Браунау". Как  меняется интонация, позиция автора?
  • Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом "Смотр под Браунау"?
  • В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
  • Какая внутренняя связь существует между Кутузовым  и солдатами? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
  • Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
Переправа через реку Энс.
  • Почему в развитии военной темы переправа через Энс - вторая?
  • Сравните эту сцену с "Вечером в салоне А.П.Шерер"и найдите общее и различное. Где здесь "мир Курагиных", а где простой человек, готовый жертвовать собой?
  • Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
  • Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Капитан Тушин.
 
  • Считает ли Тушин своё поведение  в бою подвигом?
  • Почему Толстой, рисуя атмосферу на батарее Тушина, подчёркивает "всеобщее оживление и радость"?
  • Почему эпизод, где Тушин создал в своём воображении "фантастический мир" и "крушил французов" , завершается испугом капитана, услышавшего начальственный голос?
  • Как финал этого эпизода связан со сценой в избе у Багратиона? Какова толстовская оценка действий капитана в бою и после него? 
  • Сопоставьте поведение Тушина и Долохова. Как проявляется авторское отношение к героизму капитана Тушина и героизму Долохова? 

 

5. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫСШЕГО СВЕТА В РОМАНЕ.

  • Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П.Шерер?
  • Почему князь Василий появляется в салоне первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?
  • Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон  и хозяйку салона? 
  • Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу.
image
 
  • Охарактеризуйте поведение Пьера, Василия Курагина, светского общества в целом.
  • Завершите фразу: "Высшее общество - это......"
Опорные эпизоды романа:
  1. Анна Павловна Шерер.
  2. Смерть графа Безухова.
  3. Семейство Курагиных:
  • Князь Василий Курагин, его общественное и служебное положение, жизненные цели и способы их достижения.
  • Элен, её внешняя красота и внутренняя бездуховность, низменные запросы и полная аморальность.
  • Анатоль, его времяпрепровождение, отношение к службе, к женщинам, эгоиз и беспринципность.
  • Ипполит, его  умственные данные и моральный уровень.

6. ЭТАПЫ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО.

  • Дайте характеристику Андрею Болконскому.
image
 
Используя опорный конспект, расскажите о пути исканий Андрея Болконского. Приведите примеры.

Андрей Болконский
  • О чём мечтает Болконский в ночь перед Аустелицем?
  • В чём заключается подвиг Анрея Болконского? Почему его подвиг так прозаичен?
Посмотрите видеозапись, ответьте на вопрос:
  • Что означало для князя Андрея небо Аустерлица, когда он лежал на Праценской горе? Каким он увидел Наполеона? Оцените духовное состояние Болконского.

Андрей Болконский (видео)

  • К чему привели князя Андрея поиски "своего Тулона" в войне 1805 года? Почему он не служит больше в армии?
  • В чём смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером? На чьей стороне автор?
Послушайте аудиозапись и ответьте на вопрос:
  • Какие преобразования провёл в своём имении князь Андрей?
  • Какова роль пейзажа в эпизоде поездки князя Андрея в Отрадное?
  • Почему после спора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь видит небо Аустерлица? Означает ли такой возврат обновление для князя Андрея? Оцените душевное состояние героя.
  • Какое значение имела в жизни князя Андрея встреча с Наташей в Отрадном?
"Аудиохрестоматия Р.Ф." (Размышление у дуба)
  • Почему князь Андрей разочаровался в общественной деятельности?
  • Какие жизненные ценности возрождает в князе Андрее любовь к Наташе?
  • Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу? Почему земное счастье с ней невозможно?
  • В чём ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему князь Андрей не умел простить Наташу?
  • Какие чувства разбудила в князе Андрее Отечественная война 1812 года?
  • В чём суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?
  • Почему после ранения изменилось отношение князя Андрея к Наташе?
  • Какие чувства борются в душе князя Андрея перед смертью?
  • Что принимает и не принимает Толстой в своём герое?

7. ЭТАПЫ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

image

  • Дайте характеристику Пьеру Безухову.
Используя опорный конспект, расскажите о пути исканий Пьера. Приведите примеры.

Пьер Безухов
  • Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
  • Как относится Пьер  к Наполеону в начале пути?
  • В чём причины духовного кризиса Пьера Безухова?
  • Что такое масонство и как Толстой описывает его?
  • Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт в нём Пьер? Почему начинает разочаровываться?
  • Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
  • Как раскрывается характер Пьера в Бородинском сражении? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
  • Как  относится к Пьеру простой народ?
  • Какое значение имеет сон Пьера, увиденный им после Бородинского сражения? Почему он понимает необходимость "сопрягать свою жизнь с народной"? О чём это свидетельствует?
  • Зачем Пьер остаётся в Москве? Почему он решил, что именно он должен убить Наполеона? Почему поступки Пьера в осаждённой Москве рисуются в нелепом  и смешном виде?
  • Почему Пьер оказался в плену? Что он пережил и прочувствова во время своей казни?
  • Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
  • Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
  • Каким изображён Пьер в эпилоге
Напишите  статью для энциклопедии "Масонство"

8. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» И ЕЁ РАЗВИТИЕ В РОМАНЕ: СЕМЬИ БОЛКОНСКИХ И РОСТОВЫХ И СЕМЬИ-ИМИТАЦИИ.

Характеристика главных героев через их семьи – один из основных приёмов Л.Н.Толстого. «Мысль семейная» - важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд, иногда стихийно возникшая общность – как, например, пленные в одном бараке). И среди всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи. Семья для него – это основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей.


imageimage

image
Проведите сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских. Сравните с вечером в салоне Анны Павловны Шерер.

Сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских

Соотнесите героев и фотографии

Соберите пазл. Определите, кому принадлежат высказывания. Посмотрите видео.

 

9. ЧЕРТЫ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА АВТОРА В ОБРАЗАХ НАТАШИ РОСТОВОЙ И МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ.

  • Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?
  • Как Наташа проявляет себя в отношениях с окружающими?
  • Каковы отличительные черты характера Наташи?
  • Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном?
  • Что нового о Наташе мы узнаём после охоты? Проанализируйте эпизод "Пляска Наташи у дядюшки". Покажите проявление в героине русского национального характера
image

"Аудиохрестоматия Р.Ф."
(Первый бал Наташи Ростовой)

В чём секрет Наташи на первом балу?
  • В чём заключается прелесть страниц, посвящённых началу любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского?
  • Измена Наташи. Как вы объясните и расцените этот поступок?
  • Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
  • Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
  • Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
  • Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
  • Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?
image
  • Каково отношение Л.Н.Толстого к княжне Марье?
  • В каких поступках Марьи Болконской проявляется великодушие и искренность? В каких - её незнание жизни?
  • В каких эпизодах природная интуиция помогает принять княжне Марье верное решение?
  • Почему Л.Н.Толстой неоднократно говорит о глазах княжны Марьи?
  • Каковы основные жизненные принципы княжны Марьи?
  • В какие минуты некрасивая Марья становится прекрасной?
  • Что более всего привлекал Николая Ростова в княжне Маье?
  • К  чему стремилась княжна Марья на протяжении всего романа? Нашла ли она своё счастье? 
Составьте сравнительную характеристику Наташи Ростовой и Марьи Болконской

Наташа Ростова и Марья Болконская

10.«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ТОЛСТОВСКОГО ЭПОСА.

  • Проследите по тексту «Войны и мира» описания поведения человека на войне в Шенграбенском сражении, Аустерлицкой битве, на Бородинском поле. Чем разнится поведение русских солдат и офицеров в этих трёх битвах?
  • Как вы поняли мысль Толстого о «скрытой теплоте патриотизма», которая разгоралась в душе каждого воина?
  • Почему именно её автор считает главным для победы, а не количество воинов и оружия?
  • Почему именно в описаниях Бородинской битвы Толстой стремится раскрыть подлинную красоту русского человека?
  • Какова, по Толстому, роль народа в великих решающих исторических событиях? Какой смысл вкладывает писатель в понятие «народная война»?
Мысль народная

Таблица "Развитие темы народа в романе "Война и мир"

Анализ сцен:
  • Псовая охота
  • Святочные развлечения
  • В гостях у дядюшки

11.ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА В СВЕТЕ АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

"И нет  величия там, где нет простоты, добра и правды" (Л.Н.Толстой)
 
image
image
  • В чём своеобразие портретных характеристик героев?  
  • Какова литературная традиция изображения Наполеона у Пушкина и Лермонтова?
  •  Почему писатель осуждает Наполеона? 
  • Какие нравственные качества у него, по мнению Толстого, отсутствуют?
Характеристика Наполеона
  • Что говорят о Наполеоне в салоне А.П.Шерер? Почему большинство гостей его ненавидят и боятся?
  • Расскажите об эволюции отношения князя Андрея к Наполеону.
  • Почему Наполеона стал презирать Николай Ростов?
  • Расскажите о помыслах, чувствах и желаниях Наполеона перед Бородинской битвой и после неё.  Оцените фразу Наполеона: «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра».
  • Почему, говоря о деяниях Наполеона-полководца, Толстой даёт следующее определение: «Он во всё это время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит»?
  • При каких обстоятельствах мы впервые видим Наполеона? Как эпизод в спальне императора раскрывает идейный смысл образа и способствует пониманию авторской оценки героя?
  • Как характеризует Наполеона сценка «Портрет сына»?
  • Почему Толстой отказывает Наполеону в величии? Почему в оценке исторической личности у Толстого преобладает нравственный критерий?
  • Можно ли к оценке Наполеона применить фразу А.Пушкина: «гений и злодейство – две вещи несовместимые»?
Обратить внимание на следующие эпизоды:
  • Разговоры о Наполеоне в салоне А.П.Шерер
  • Аустерлицкое сражение
  • Тильзитский мир
  • Переправа через Неман
  • Бородинское сражение
  • На Поклонной горе
 Характеристика Кутузова
  • Каково отношение к  Кутузову в петербургских салонах? Почему князь Андрей называет его «родным человеком» для армии?
  • Почему Л.Толстой показывает слёзы на глазах Кутузова, его сон во время военного совета перед Аустерлицем, поедание курицы во время Бородино? Почему важны эти детали?
  • Почему совет в Филях показан глазами крестьянской девочки Малаши?
  • Как изображён Кутузов перед сражениями? О чём он заботится? Как вы поняли фразу о руководстве Кутузова: «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»?
  • Почему Кутузов более доверяет «терпению и времени», а не мощи оружия?
  • Согласны ли вы, что величие Кутузова Толстой объясняет тем, что он действовал в полном единстве со всем русским народом? Почему Кутузов «был убеждён, что ему было предназначено спасение России»?
  • Расскажите об отношении Кутузова к солдатам, в том числе и к побеждённым французским.
  • Согласны ли вы с мнением, что в Кутузове ярко проявились национально-патриотические чувства, присущие русским людям? Сумел ли Толстой возвысить Кутузова до национального героя?
Обратить внимание на следующие эпизоды:
  • Смотр под Браунау
  • Военный совет перед Аустерлицем
  • Кутузов во время Аустерлицкого сражения
  • Бородино
  • Совет в Филях

Кутузов и Наполеон

Составьте кластеры "Кутузов" и "Наполеон"
 

12.ФЕНОМЕН «ОБЩЕЙ ЖИЗНИ» И ОБРАЗ «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ» В РОМАНЕ. 

  • Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?
  • Почему не распадались отряды с таким разнородным составом?
  • Почему партизанская война названа Толстым "дубиной народной войны"?
  • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?
  • Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростовом?

13.ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ И ПЛАТОН КАРАТАЕВ КАК ДВА ТИПА НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

...Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. (Л. Н. Толстой)
«Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосоз­нания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру. (Л. Н. Толстой)

Истинное величие наций слагается из тех же качеств, которые со­ставляют подлинное величие отдельных людей. (Ч. Самнер)

Ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не де­лают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. (В. И. Даль)

...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. (Л. Н. Толстой)
 
 Анализ образа Платона Каратаева.
  • Портретная характеристика (том 4, ч.1, гл. 13)
  • Речь героя (гл. 12, положи бог камушком, подними калачиком; час терпеть, а век жить; жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки и др.)
  • Биография (гл.12)
  • Занятия и образ жизни в плену (гл.13)
  •  Как Платон Каратаев относится к врагам?
  • Много ли ему нужно от жизни?
  •  Смирение и пассивность: это плохо или хорошо?
  •  Как Платон Каратаев повлиял на мировоззрение Пьера? (ч.2, гл.12)
 Партизанское движение, его роль в войне.
  • Как автор характеризует партизанское движение? (ч.3,гл.2,3)
  •  Какие люди входили в состав партизанских отрядов?Кто первым понял значение партизанской войны?
  • Какие подвиги совершает отряд Д. Давыдова
  • Кто был «одним из самых нужных людей в отряде»?
  • Как появился Тихон Щербатый в отряде?
  • Чем он прославился?
  • Почему считался незаменимым?
  • Опишите внешность (о Тихоне – ч.3, гл.5,6)
  • Нравится ли вам этот герой?
  • Какая из жизненных позиций вам больше симпатизирует: Платона или Тихона?
Для Толстого народ -  главная решающая сила в истории. основной критерий оценки исторической личности – это её близость к народу, понимание его характера, нужд и проблем. Важнейшие качества народа – миролюбие, гуманность, отходчивость, стихийность, мужество, ярость в бою, сила гнева и др.


Одним из главных героев романа “Война и мир” является народ. Представителями этого народа является Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Можно сказать, что это два человека антипода. В Платоне Каратаеве Толстой подчеркивает не солдатское, а чисто крестьянское начало. Его основными чертами является доброта и трудолюбие, душевное здоровье, непосредственность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике Толстой. Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движение у него успокоительное и аккуратное Он все умеет делать. Живет ни о чем не задумываясь, как птица. Каждые вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”. А утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал – встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Совсем другой – Тихон Щербатый. В отряде Денисова он выделяется  своей отвагой, ловкостью, бесстрашием. Уходя ночью на добычу, он каждый раз приносит с собой французское платье и оружие. Он владеет топором как “волк владеет зубами”. В нем есть что-то от русских былинных богатырей, - Тихон может вытащить за хвост лошадь из болота, выворотить плечом из грязи повозку, пройти за день пятьдесят верст. Перечислив все его положительные качества, Толстой настойчиво повторяет: “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии”. И все же командир отряда Денисов не называет Тихона Щербатова иначе как бестия или “шельма”. При этом он высоко ценит храбрость и ловкость Тихона, дает ему ответственные поручения. Но если в Платоне Каратаеве Толстой все время подчеркивает его доброту, смирение, чувство достоинства, то в Тихоне Щербатом наряду с его положительными чертами четко проступают и отрицательные. Ему ничего не стоит, глядя в глаза командиру, солгать, но ложь его так изворотлива, что уличить его в ней трудно. Тихон силен, расторопен, сметлив и бесстрашен. Но Толстой не дает нам пройти мимо того факта, что человека Тихон убил, словно волк отцу задрал.
После того, как Тихон был ранен, он редко приводил пленных. Но брал их часто. Он рассуждал так: “Кто же им не велел меня двадцать раз поймать”. Или по поводу отправки пленных в тыл он говорил: ”Ты пошлешь их сто человек, придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?”.  
Плато Каратаев был давнишним солдатом, но никогда не любил военную службу. Попав в плен, он сразу отбросил от себя все солдатское и снова стал крестьянином. Но вместе с тем Платону Каратаеву. “Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого”.
А Тихон Щербатый наоборот лишен человеческой привлекательности, да и окружающие, отдавая должное его подвигам, не принимают Тихона в всерьез, как человека. 
Эпилог.

14. ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ ТОЛСТОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

15.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

16. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.