Л.Н.Толстой "Война и мир"
Домашнее задание.
1. До 10.03.15 19.00 заполнить таблицу "Смысл заглавия, жанр". Работа в группах.
2. До 12.03.15. 19.00 заполнить таблицу "Военные страницы романа "Война и мир" Работа в группах.
3. До 22.03.15 18.00 заполните таблицу "Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской"
4. До 29.03.15. 15.00 создать 1 слайд в совместной презентации класса
До 01.04.15 15.00 принять участие в обсуждении слайдов
Оценивать можно работы обоих классов.
Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10А класса
Л.Толстой "Война и мир". Совместная презентация 10Б класса
Инструкция и критерии оценивания презентации
Лист взаимооценки презентаций учащхся 10А и 10Б классов
5. До 15.04.15 18.00 составьте синквейн или кластер (по выбору, тему определите самостоятельно)
1. ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО.
WokiБиография Льва Николаевича Толстого
Презентация "Верите ли вы, что..."
2. ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТОЛСТОВСКОГО РОМАНА -ЭПОПЕИ: МАСШТАБНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, МНОГОГЕРОЙНОСТЬ, ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
Жанр произведения.
2. События общественной и политической жизни (масонство,законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
3. Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
6. Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)
7. Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ВОЙНЫ В РОМАНЕ.
Подумайте, какие критерии сопоставления/ противопоставления трёх военных эпизодов романа вы можете предложить. Впишите их в первую графу.
Сделайте вывод: в чём отличие кампании 1812 года от 1805-1807 годов.
4.ПАТРИОТИЗМ СКРОМНЫХ ТРУЖЕНИКОВ ВОЙНЫ И ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ «ВОЕННЫХ ТРУТНЕЙ».
Смотр под Браунау.
- Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
- Сравните эпизоды "Вечер у А.П.Шерер" и "Смотр под Браунау". Как меняется интонация, позиция автора?
- Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом "Смотр под Браунау"?
- В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
- Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
- Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
- Почему в развитии военной темы переправа через Энс - вторая?
- Сравните эту сцену с "Вечером в салоне А.П.Шерер"и найдите общее и различное. Где здесь "мир Курагиных", а где простой человек, готовый жертвовать собой?
- Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
- Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
- Считает ли Тушин своё поведение в бою подвигом?
- Почему Толстой, рисуя атмосферу на батарее Тушина, подчёркивает "всеобщее оживление и радость"?
- Почему эпизод, где Тушин создал в своём воображении "фантастический мир" и "крушил французов" , завершается испугом капитана, услышавшего начальственный голос?
- Как финал этого эпизода связан со сценой в избе у Багратиона? Какова толстовская оценка действий капитана в бою и после него?
- Сопоставьте поведение Тушина и Долохова. Как проявляется авторское отношение к героизму капитана Тушина и героизму Долохова?
5. КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫСШЕГО СВЕТА В РОМАНЕ.
- Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П.Шерер?
- Почему князь Василий появляется в салоне первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?
- Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и хозяйку салона?
- Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу.
- Охарактеризуйте поведение Пьера, Василия Курагина, светского общества в целом.
- Завершите фразу: "Высшее общество - это......"
- Анна Павловна Шерер.
- Смерть графа Безухова.
- Семейство Курагиных:
- Князь Василий Курагин, его общественное и служебное положение, жизненные цели и способы их достижения.
- Элен, её внешняя красота и внутренняя бездуховность, низменные запросы и полная аморальность.
- Анатоль, его времяпрепровождение, отношение к службе, к женщинам, эгоиз и беспринципность.
- Ипполит, его умственные данные и моральный уровень.
6. ЭТАПЫ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО.
- Дайте характеристику Андрею Болконскому.
Андрей Болконский
- О чём мечтает Болконский в ночь перед Аустелицем?
- В чём заключается подвиг Анрея Болконского? Почему его подвиг так прозаичен?
- Что означало для князя Андрея небо Аустерлица, когда он лежал на Праценской горе? Каким он увидел Наполеона? Оцените духовное состояние Болконского.
- К чему привели князя Андрея поиски "своего Тулона" в войне 1805 года? Почему он не служит больше в армии?
- В чём смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером? На чьей стороне автор?
- Какие преобразования провёл в своём имении князь Андрей?
- Какова роль пейзажа в эпизоде поездки князя Андрея в Отрадное?
- Почему после спора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь видит небо Аустерлица? Означает ли такой возврат обновление для князя Андрея? Оцените душевное состояние героя.
- Какое значение имела в жизни князя Андрея встреча с Наташей в Отрадном?
- Почему князь Андрей разочаровался в общественной деятельности?
- Какие жизненные ценности возрождает в князе Андрее любовь к Наташе?
- Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу? Почему земное счастье с ней невозможно?
- В чём ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему князь Андрей не умел простить Наташу?
- Какие чувства разбудила в князе Андрее Отечественная война 1812 года?
- В чём суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?
- Почему после ранения изменилось отношение князя Андрея к Наташе?
- Какие чувства борются в душе князя Андрея перед смертью?
- Что принимает и не принимает Толстой в своём герое?
- Дайте характеристику Пьеру Безухову.
Пьер Безухов
- Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
- Как относится Пьер к Наполеону в начале пути?
- В чём причины духовного кризиса Пьера Безухова?
- Что такое масонство и как Толстой описывает его?
- Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт в нём Пьер? Почему начинает разочаровываться?
- Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
- Как раскрывается характер Пьера в Бородинском сражении? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
- Как относится к Пьеру простой народ?
- Какое значение имеет сон Пьера, увиденный им после Бородинского сражения? Почему он понимает необходимость "сопрягать свою жизнь с народной"? О чём это свидетельствует?
- Зачем Пьер остаётся в Москве? Почему он решил, что именно он должен убить Наполеона? Почему поступки Пьера в осаждённой Москве рисуются в нелепом и смешном виде?
- Почему Пьер оказался в плену? Что он пережил и прочувствова во время своей казни?
- Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
- Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
- Каким изображён Пьер в эпилоге
8. «МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» И ЕЁ РАЗВИТИЕ В РОМАНЕ: СЕМЬИ БОЛКОНСКИХ И РОСТОВЫХ И СЕМЬИ-ИМИТАЦИИ.
Проведите сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских. Сравните с вечером в салоне Анны Павловны Шерер.
Сопоставительный анализ семей Ростовых и Болконских
Соотнесите героев и фотографии
Соберите пазл. Определите, кому принадлежат высказывания. Посмотрите видео.
9. ЧЕРТЫ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА АВТОРА В ОБРАЗАХ НАТАШИ РОСТОВОЙ И МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ.
- Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер?
- Как Наташа проявляет себя в отношениях с окружающими?
- Каковы отличительные черты характера Наташи?
- Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном?
- Что нового о Наташе мы узнаём после охоты? Проанализируйте эпизод "Пляска Наташи у дядюшки". Покажите проявление в героине русского национального характера
"Аудиохрестоматия Р.Ф."
(Первый бал Наташи Ростовой)
В чём секрет Наташи на первом балу?
- В чём заключается прелесть страниц, посвящённых началу любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского?
- Измена Наташи. Как вы объясните и расцените этот поступок?
- Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
- Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
- Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
- Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
- Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?
- Каково отношение Л.Н.Толстого к княжне Марье?
- В каких поступках Марьи Болконской проявляется великодушие и искренность? В каких - её незнание жизни?
- В каких эпизодах природная интуиция помогает принять княжне Марье верное решение?
- Почему Л.Н.Толстой неоднократно говорит о глазах княжны Марьи?
- Каковы основные жизненные принципы княжны Марьи?
- В какие минуты некрасивая Марья становится прекрасной?
- Что более всего привлекал Николая Ростова в княжне Маье?
- К чему стремилась княжна Марья на протяжении всего романа? Нашла ли она своё счастье?
Наташа Ростова и Марья Болконская
10.«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ТОЛСТОВСКОГО ЭПОСА.
- Проследите по тексту «Войны и мира» описания поведения человека на войне в Шенграбенском сражении, Аустерлицкой битве, на Бородинском поле. Чем разнится поведение русских солдат и офицеров в этих трёх битвах?
- Как вы поняли мысль Толстого о «скрытой теплоте патриотизма», которая разгоралась в душе каждого воина?
- Почему именно её автор считает главным для победы, а не количество воинов и оружия?
- Почему именно в описаниях Бородинской битвы Толстой стремится раскрыть подлинную красоту русского человека?
- Какова, по Толстому, роль народа в великих решающих исторических событиях? Какой смысл вкладывает писатель в понятие «народная война»?
Таблица "Развитие темы народа в романе "Война и мир"
Анализ сцен:
- Псовая охота
- Святочные развлечения
- В гостях у дядюшки
11.ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА В СВЕТЕ АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
- В чём своеобразие портретных характеристик героев?
- Какова литературная традиция изображения Наполеона у Пушкина и Лермонтова?
- Почему писатель осуждает Наполеона?
- Какие нравственные качества у него, по мнению Толстого, отсутствуют?
- Что говорят о Наполеоне в салоне А.П.Шерер? Почему большинство гостей его ненавидят и боятся?
- Расскажите об эволюции отношения князя Андрея к Наполеону.
- Почему Наполеона стал презирать Николай Ростов?
- Расскажите о помыслах, чувствах и желаниях Наполеона перед Бородинской битвой и после неё. Оцените фразу Наполеона: «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра».
- Почему, говоря о деяниях Наполеона-полководца, Толстой даёт следующее определение: «Он во всё это время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит»?
- При каких обстоятельствах мы впервые видим Наполеона? Как эпизод в спальне императора раскрывает идейный смысл образа и способствует пониманию авторской оценки героя?
- Как характеризует Наполеона сценка «Портрет сына»?
- Почему Толстой отказывает Наполеону в величии? Почему в оценке исторической личности у Толстого преобладает нравственный критерий?
- Можно ли к оценке Наполеона применить фразу А.Пушкина: «гений и злодейство – две вещи несовместимые»?
- Разговоры о Наполеоне в салоне А.П.Шерер
- Аустерлицкое сражение
- Тильзитский мир
- Переправа через Неман
- Бородинское сражение
- На Поклонной горе
- Каково отношение к Кутузову в петербургских салонах? Почему князь Андрей называет его «родным человеком» для армии?
- Почему Л.Толстой показывает слёзы на глазах Кутузова, его сон во время военного совета перед Аустерлицем, поедание курицы во время Бородино? Почему важны эти детали?
- Почему совет в Филях показан глазами крестьянской девочки Малаши?
- Как изображён Кутузов перед сражениями? О чём он заботится? Как вы поняли фразу о руководстве Кутузова: «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»?
- Почему Кутузов более доверяет «терпению и времени», а не мощи оружия?
- Согласны ли вы, что величие Кутузова Толстой объясняет тем, что он действовал в полном единстве со всем русским народом? Почему Кутузов «был убеждён, что ему было предназначено спасение России»?
- Расскажите об отношении Кутузова к солдатам, в том числе и к побеждённым французским.
- Согласны ли вы с мнением, что в Кутузове ярко проявились национально-патриотические чувства, присущие русским людям? Сумел ли Толстой возвысить Кутузова до национального героя?
- Смотр под Браунау
- Военный совет перед Аустерлицем
- Кутузов во время Аустерлицкого сражения
- Бородино
- Совет в Филях
12.ФЕНОМЕН «ОБЩЕЙ ЖИЗНИ» И ОБРАЗ «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ» В РОМАНЕ.
- Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?
- Почему не распадались отряды с таким разнородным составом?
- Почему партизанская война названа Толстым "дубиной народной войны"?
- Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?
- Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростовом?
13.ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ И ПЛАТОН КАРАТАЕВ КАК ДВА ТИПА НАРОДНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
«Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру. (Л. Н. Толстой)
Истинное величие наций слагается из тех же качеств, которые составляют подлинное величие отдельных людей. (Ч. Самнер)
Ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. (В. И. Даль)
...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. (Л. Н. Толстой)
- Портретная характеристика (том 4, ч.1, гл. 13)
- Речь героя (гл. 12, положи бог камушком, подними калачиком; час терпеть, а век жить; жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки и др.)
- Биография (гл.12)
- Занятия и образ жизни в плену (гл.13)
- Как Платон Каратаев относится к врагам?
- Много ли ему нужно от жизни?
- Смирение и пассивность: это плохо или хорошо?
- Как Платон Каратаев повлиял на мировоззрение Пьера? (ч.2, гл.12)
- Как автор характеризует партизанское движение? (ч.3,гл.2,3)
- Какие люди входили в состав партизанских отрядов?Кто первым понял значение партизанской войны?
- Какие подвиги совершает отряд Д. Давыдова
- Кто был «одним из самых нужных людей в отряде»?
- Как появился Тихон Щербатый в отряде?
- Чем он прославился?
- Почему считался незаменимым?
- Опишите внешность (о Тихоне – ч.3, гл.5,6)
- Нравится ли вам этот герой?
- Какая из жизненных позиций вам больше симпатизирует: Платона или Тихона?
Эпилог.
14. ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ ТОЛСТОГО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
15.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
16. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
17. РЕФЛЕКСИЯ, САМООЦЕНКА.