М.Шолохов "Тихий Дон".

Ясникова Татьяна Иннокентьевна

Домашнее задание.

1. Изучите биографию М.Шолохова. Сформулируйте вопросы по изученному материалу, запишите в тетрадь, приготовьтесь отвечать на вопросы одноклассников на уроке.

 

2. Прочтите один рассказ из сборника "Донские рассказы". Сделайте анализ: тема, идея, проблематика, система образов (устный ответ на уроке)

 

image

4) Презентация  "Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова" 

 

 Хронология написания романа.

         1Начало написания – 1925 год. Первоначальный замысел - показать казачество в революции. Написаны главы об участии донских казаков в корниловском мятеже. Рабочее название романа «Донщина»

 2. Осень 1926 года – возвращение к работе над романом. Расширяется замысел. Отчёт действия в романе начинается  с мая 1912 года

 3.  Выход первой книги романа – осень 1927 года

 4. Вторая книга романа выходит в 1928 году. Во вторую книгу вошли некогда отложенные главы «Донщины»

 5. Длительный перерыв  в издании третьей книги романа, которая увидела свет в начале 40-х годов. В центре повествования - восстание казаков 1919 года- болезненная тема для советской власти.

 6. Полное издание романа-1953 год. Роман вышел в «урезанном» и «дополненном» виде, с большими «правками».

        7. Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами роман был напечатан только в 1980 году.                                                                                                                                                       

 Смысл заглавия и роль эпиграфов.

1.Прочитайте эпизоды открывающие и закрывающие роман. Какая тональность идейно-художественного звучания задана первой и последней фразой романа?

2. Какими словами обращаются в своих песнях донские казаки к великой реке? Какое символическое значение имеет образ Дона в романе?

3. Как относятся казаки к Дону? (чтение эпизода кн.2 ч.5, гл.10) Что лежит  в основе казачьего почитания реки?

4. Течение реки и течение времени, течение человеческой жизни – сходны ли эти понятия? Как об этом говорится в романе?

5. Почему Шолохов так много места в романе уделяет истории казачьих родов? Расскажите историю одного из казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.

Прочитайте два эпиграфа к роману и определите, какой из них задаёт тему первой книге, а какой всему роману?

·        Каким смыслом наполнена  песня?

·        В чём заключается символическое значение образа «мутнёхонького» Дона?

·        Тихий ли Дон в главах романа, в которых рассказывается о братоубийственной войне?

Сделайте вывод о смысле названия романа и роли эпиграфа в романе.

image

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил границы повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков искал он объяснение поведению героев в дни грозных испытаний.

Основная проблема «Тихого Дона» - казачество и революция. Кульминация - события 1919 года, когда казачество в своей массе было втянуто в Верхнедонское восстание: сказались верность казачьему укладу и традициям земледельца-воина, поиски правды, характкрные в том числе и для Григория Мелехова. Шолохов изучал документы той «суровой действительности», которая предшествовала восстанию, в частности , злоупотреблений властью комиссарами, произвола, «перегибов по отношению к казаку-середняку».

Волны восстания увлекают за собой всех: и правых, и виноватых, и пытающихся остаться в стороне. В эпицентре мятежа оказывается Григорий Мелехов, которому на мгновение путь повстанцев представляется «высветленным месяцем шляхом». Однако, испытав обманчивую горечь заблуждения, Григорий Мелехов познаёт и горечь «чудовищного прозрения»

В романе более семисот персонажей. В нём представлены все социальные слои: офицерские круги, генералитет царской армии и атаманы  войска Донского, руководители Верхнедонского восстания, народ во всём его многообразии.

Своеобразие жанра.

Докажите, что роман «Тихий Дон» - роман-эпопея.

Поможет нам знакомое произведение  - роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

По итогам сравнения сделайте вывод о жанровом своеобразии романа «Тихий Дон».

Вопросы для сравнения

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Вывод

Где разворачиваются события романа?

 

 

 

Какие временные рамки охватывает роман?

 

 

 

Какие исторические события описываются в романе?

 

 

 

Кто является центральным героем (героями) романа, в судьбе которых отразились переломные события истории?

 

 

 

Какие исторические лица и документы включены в роман?

 

 

 

Составьте хронологию жизни Андрея Болконского и Григория Мелехова

 

 

 

"Тихий Дон"

Найдите в первой части романа ответы на вопросы:

1.  Кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили?

2. Прочитай те эпиграф, которым писатель предваряет своё произведение. О каких сторонах жизни казаков говорит  эпиграф?

3. Какие тёмные жизни казаков изображает писатель?

4.   Наряду с этими  тёмными  сторонами жизни казаков мы видим и множество эпизодов, в которых раскрывается нравственная сила, чистота совести, удаль, смекалка и трудолюбие народа.  Почему М.Шолохов с любовью пишет о казаках? О ком говорит с особой симпатией?

Выделите самые яркие эпизоды первой части. (См.эпизоды «История Прокофия Мелехова» (гл.1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл.2), «На сенокосе» (гл.9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл.15-22), призыв на военную службу, Григорий на медицинском осмотре (часть2, гл.21)

 5.      Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду.

«Он и женишок хоть куда…и семейство ихнее шибко работящее…Работящая семья и при достатке» (мать Наташи о Григории)

«Мелеховы – славные казаки» (дед Гришака)

6.      Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль?

7. Какие эпизоды первой книги наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу?

8. Какие тёмные стороны жизни казаков изображает писатель?

 

Трагедия Григория Мелехова.

Каким мы видим Григория в первых главах романа? Какими душевными качествами наделяет его автор?

Какие качества унаследовал Гришка от своего деда Прокофия и бабки-турчанки? Как родословная героя отражается в его характере?

Прочитайте описание внешности Григория.

Какие типичные черты  казачества воплотились в его образе?

 

Почему Григорий настороженно относится к большевикам при первых встречах? О чём думает? Какие поступки большевиков подтверждают мысли Мелехова? (первые встречи с Гаранжой, Подтёлковым)

Почему Григорий не смог стать своим в рядах белоказачества? Что отталкивало его от белых?

Как вы оцениваете пребывание Григория в банде?

Почему Мелехов не становится ни на чью сторону?

 

Проблема человеческого счастья – в чём она?

Человек родится для счастья. А счастлив ли он? Что ему нужно для счастья?

Был ли счастлив Григорий Мелехов?

 

«Хороший казак, …а вот непутёвый» (старик Чумаков)

«Какой-то чудоковатый» (Зовутка)

«С одной стороны, борец за старое, а с другой, какое-то подобие большевика» (Копылов)

«Несчастный человек» (Аксинья)

 

Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории Мелехове?

(доля истины есть в каждой из них).

Чья характеристика более значима? Почему?

Когда Григорий чувствует, что счастлив?

Есть ли в его жизни и душе моменты, когда бы своё состояние он мог оценить этими же словами?

А испытывает ли он это чувство в бою, во время «рубки» хорошо ли ему?

А в картинах мирной жизни?

 

Анализ эпизодов

1.      Аксинья предлагает Григорию уйти из хутора.

2.      Настроение Григория после женитьбы на Наталье

3.      Что же ещё человеку нужно? В чём здесь противоречие?

 

Анализ эпизодов

1.      Григорий о себе (кн.4, ч.8, гл.7)

2.      Встреча с Аксиньей (кн.3, ч. 6, гл.50)

3.      О матросах (кн.3, ч.6, гл.51, 28)

4.      Спасает Степана (кн.2, ч.4, гл.4)

5.      Что же человеку надо для счастья? Много или мало?

 

Проблемная ситуация

В 1948 году критик И.Лежнов написал книгу о творчестве М.Шолохова, в ней есть глава: «Две души Григория Мелехова» Согласны ли вы с такой позицией критика?

 Двоедушие – неискренность, корысть, приспособленчество, ложь.

Какие моменты в жизни Григория Мелехова вызывают сожаление?

Что бы вы хотели изменить?

 Почему весь первый том Шолохов говорит о мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?

Сохраняет ли герой себя как человек на войне?

Что он чувствует при физическом истреблении людей?

 

Анализ эпизодов

1.      Убийство австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)

2.      Признание в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)

3.      Пленный гусар (кн.1, ч.3, гл.12)

4.      Война (кн.2, ч.2, гл.3)

 

Григорий прошёл мировую войну, видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает жалости»

Так ли это?

Докажите своё мнение?

В подтверждение ответа – анализ эпизода:

 Расстрел пленных белогвардейцев (кн.2,ч.5, гл.12)

Что заставляет Григория хвататься за наган и бросаться к Подтёлкову?

А как ведёт себя Григорий в момент расстрела самого Подтёлкова? Помните, как он  хватался за наган и хотел убить Подтёлкова? А что же теперь, когда представилась такая возможность?

В подтверждение ответа – анализ эпизода (кн.2, ч.5, гл.29)

Почему Григорий уходит?

Но ведь в бою он сам зарубил четырёх матросов-пулемётчиков! Что же произошло с его сердцем?

Кто же виноват?

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова?

 

  «Тихий Дон» как роман о любви.

Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых, с деда Прокофия. Пантелей Прокофьевич является главным эпическим лицом первого тома романа.

Как развивается в романе мысль семейная? (см. семьи Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых)

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

Расскажите, как началась любовь Аксиньи и Григория.

 Пантелей Прокофьевич старается разрушить романтические отношения своего младшего сына Григория с красавицей-соседкой Аксиньей Астаховой. Зачем? Как он это делает?

 Как отстаивала свою любовь Аксинья? 

Найдите эпизоды сватовства  и свадьбы.

Какие усилия для сохранения семьи предпринимает Наталья? Почему она то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается?

Как связаны между собой три главных женских образа романа: Аксинья Астахова, Наталья Коршунова и Ильинична?

Судьбы героинь трагичны. Случайно ли это? (Женские образы выстраивают собой логическую цепочку: женщина – земля – Россия)

image

Групповая работа

Группа 1 (кн.1, ч.1, гл. 3, 4. 7, 12, 15, 16, 21,22)

Почему зарождение и развитие чувства Григория и Аксиньи даны на фоне донских и степных пейзажей?

Отличается ли чувство Аксиньи от любви Григория?

Разделяет ли автор отношение хуторян к любви Григория  и Аксиньи?

Почему Григорий, любя Аксинью, бросает её  и не сопротивляется отцу, сватающему для него Наталью Коршунову?

 Чем Наталья отличается от Аксиньи?

image

Группа 2 (кн.1, ч.2, гл.3, 5, 7, 10, 11, 12, 14, 18; ч.3, гл. 19, 22, 24)

Чем вызван отказ Григория  уйти с Аксиньей с хутора до свадьбы и почему впоследствии, будучи уже женатым человеком, он всё же делает это?

Как вы объясните метания Григория между Натальей и Аксиньей? Что означает его выбор с точки зрения сословных и родовых традиций?

Неизбежен ли этот выбор между двумя женщинами?

Есть ли что-то в описании любви Григория к Аксинье что роднит героя с дедом Прокофием?

Какое начало сильнее в Аксинье: материнское или женское?

Почему Шолохов, наградив её женским счастьем, лишает счастья материнства?

Почему Григорий не может простить Аксинью?

В чём суть противопоставления Аксиньи и Натальи?

image

Группа 3 (кн.3, ч.6, гл. 21, 50, 51)

Почему Григорий во время войны постоянно мысленно возвращается к  Аксинье?

Закономерна ли случайная новая встреча Григория с Аксиньей в разгар войны?

Как раскрываются переживания героев в сцене встречи у Дона (обратите внимание на портретные детали и состояние природы)?

Как жизнь изменила героев к моменту встречи?

 

Группа 4 (кн.4, ч.7, гл. 1, 17, 18, 24-26; ч.8, гл.8, 9, 17)

Меняется ли Григорий после смерти жены?

В чём сила любви Аксиньи и что она даёт Григорию?

Почему сцена гибели героини  от случайной пули продотрядовца предваряется эпизодом, где счастливая  и радостная Аксинья плетёт венок из полевых цветов?

Какие ещё картины природы сопровождают её образ?

Меняются ли отношения  Григория и Аксиньи от начала к концу романа?

Почему Шолохов «не даёт» своим любимым героям счастья?

 

Архив

Домашнее задание.

1. Задание на 22.02.2012. Трагедия Григория Мелехова (см. раздел с аналогичным названием)

2. До 25.02.2012  17.00 создать один слайд в совместной презентации класса.

3. До 27.02.2012   17.00 оцените слайды презентаций одноклассников (см.лист взаимооценки презентаций)

4. До 28.02.2012  17.00. заполнить таблицу сравнительной характеристики Аксиньи и Натальи (см.раздел "Тихий Дон" как роман о любви)

5.  29.02.2012 - семинар "Тема любви в романе М.Шолохова" (см. задания по группам)

6.  До 05.03.2012   17.00 выполнить тест по творчеству М.Шолохова