М.Шолохов "Тихий Дон".
Домашнее задание.
1. Изучите биографию М.Шолохова. Сформулируйте вопросы по изученному материалу, запишите в тетрадь, приготовьтесь отвечать на вопросы одноклассников на уроке.
2. Прочтите один рассказ из сборника "Донские рассказы". Сделайте анализ: тема, идея, проблематика, система образов (устный ответ на уроке)
3. Выполните работу в группе, подготовьте сообщение на 5-10 минут
Инструкция по работе с сервисами Google
Инструкция по работе с сервисомCacoo.com
Инструкция по работе с сервисом wiki-стенгазета
Список групп, таблица продвижения
1) Презентация "Донские рассказы" М.Шолохова
2) История создания, проблематика романа-эпопеи "Тихий Дон" Буклет 1 Буклет 2
3) Своеобразие жанра
4) Презентация "Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова"
Хронология написания романа.
1. Начало написания – 1925 год. Первоначальный замысел - показать казачество в революции. Написаны главы об участии донских казаков в корниловском мятеже. Рабочее название романа «Донщина»
2. Осень 1926 года – возвращение к работе над романом. Расширяется замысел. Отчёт действия в романе начинается с мая 1912 года
3. Выход первой книги романа – осень 1927 года
4. Вторая книга романа выходит в 1928 году. Во вторую книгу вошли некогда отложенные главы «Донщины»
5. Длительный перерыв в издании третьей книги романа, которая увидела свет в начале 40-х годов. В центре повествования - восстание казаков 1919 года- болезненная тема для советской власти.
6. Полное издание романа-1953 год. Роман вышел в «урезанном» и «дополненном» виде, с большими «правками».
7. Не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами роман был напечатан только в 1980 году.
Смысл заглавия и роль эпиграфов.
1.Прочитайте эпизоды открывающие и закрывающие роман. Какая тональность идейно-художественного звучания задана первой и последней фразой романа?
2. Какими словами обращаются в своих песнях донские казаки к великой реке? Какое символическое значение имеет образ Дона в романе?
3. Как относятся казаки к Дону? (чтение эпизода кн.2 ч.5, гл.10) Что лежит в основе казачьего почитания реки?
4. Течение реки и течение времени, течение человеческой жизни – сходны ли эти понятия? Как об этом говорится в романе?
5. Почему Шолохов так много места в романе уделяет истории казачьих родов? Расскажите историю одного из казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.
Прочитайте два эпиграфа к роману и определите, какой из них задаёт тему первой книге, а какой всему роману?
· Каким смыслом наполнена песня?
· В чём заключается символическое значение образа «мутнёхонького» Дона?
· Тихий ли Дон в главах романа, в которых рассказывается о братоубийственной войне?
Сделайте вывод о смысле названия романа и роли эпиграфа в романе.
Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил границы повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков искал он объяснение поведению героев в дни грозных испытаний.
Основная проблема «Тихого Дона» - казачество и революция. Кульминация - события 1919 года, когда казачество в своей массе было втянуто в Верхнедонское восстание: сказались верность казачьему укладу и традициям земледельца-воина, поиски правды, характкрные в том числе и для Григория Мелехова. Шолохов изучал документы той «суровой действительности», которая предшествовала восстанию, в частности , злоупотреблений властью комиссарами, произвола, «перегибов по отношению к казаку-середняку».
Волны восстания увлекают за собой всех: и правых, и виноватых, и пытающихся остаться в стороне. В эпицентре мятежа оказывается Григорий Мелехов, которому на мгновение путь повстанцев представляется «высветленным месяцем шляхом». Однако, испытав обманчивую горечь заблуждения, Григорий Мелехов познаёт и горечь «чудовищного прозрения»
В романе более семисот персонажей. В нём представлены все социальные слои: офицерские круги, генералитет царской армии и атаманы войска Донского, руководители Верхнедонского восстания, народ во всём его многообразии.
Своеобразие жанра.
Докажите, что роман «Тихий Дон» - роман-эпопея.
Поможет нам знакомое произведение - роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»
По итогам сравнения сделайте вывод о жанровом своеобразии романа «Тихий Дон».
Вопросы для сравнения | Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» | Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» | Вывод |
Где разворачиваются события романа? |
|
|
|
Какие временные рамки охватывает роман? |
|
|
|
Какие исторические события описываются в романе? |
|
|
|
Кто является центральным героем (героями) романа, в судьбе которых отразились переломные события истории? |
|
|
|
Какие исторические лица и документы включены в роман? |
|
|
|
Составьте хронологию жизни Андрея Болконского и Григория Мелехова |
|
|
|
Найдите в первой части романа ответы на вопросы:
1. Кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили?
2. Прочитай те эпиграф, которым писатель предваряет своё произведение. О каких сторонах жизни казаков говорит эпиграф?
3. Какие тёмные жизни казаков изображает писатель?
4. Наряду с этими тёмными сторонами жизни казаков мы видим и множество эпизодов, в которых раскрывается нравственная сила, чистота совести, удаль, смекалка и трудолюбие народа. Почему М.Шолохов с любовью пишет о казаках? О ком говорит с особой симпатией?
Выделите самые яркие эпизоды первой части. (См.эпизоды «История Прокофия Мелехова» (гл.1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл.2), «На сенокосе» (гл.9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл.15-22), призыв на военную службу, Григорий на медицинском осмотре (часть2, гл.21)
5. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?
В казачьей среде человек ценился по отношению к труду.
«Он и женишок хоть куда…и семейство ихнее шибко работящее…Работящая семья и при достатке» (мать Наташи о Григории)
«Мелеховы – славные казаки» (дед Гришака)
6. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль?
7. Какие эпизоды первой книги наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу?
8. Какие тёмные стороны жизни казаков изображает писатель?
Трагедия Григория Мелехова.
Каким мы видим Григория в первых главах романа? Какими душевными качествами наделяет его автор?
Какие качества унаследовал Гришка от своего деда Прокофия и бабки-турчанки? Как родословная героя отражается в его характере?
Прочитайте описание внешности Григория.
Какие типичные черты казачества воплотились в его образе?
Почему Григорий настороженно относится к большевикам при первых встречах? О чём думает? Какие поступки большевиков подтверждают мысли Мелехова? (первые встречи с Гаранжой, Подтёлковым)
Почему Григорий не смог стать своим в рядах белоказачества? Что отталкивало его от белых?
Как вы оцениваете пребывание Григория в банде?
Почему Мелехов не становится ни на чью сторону?
Проблема человеческого счастья – в чём она?
Человек родится для счастья. А счастлив ли он? Что ему нужно для счастья?
Был ли счастлив Григорий Мелехов?
«Хороший казак, …а вот непутёвый» (старик Чумаков)
«Какой-то чудоковатый» (Зовутка)
«С одной стороны, борец за старое, а с другой, какое-то подобие большевика» (Копылов)
«Несчастный человек» (Аксинья)
Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории Мелехове?
(доля истины есть в каждой из них).
Чья характеристика более значима? Почему?
Когда Григорий чувствует, что счастлив?
Есть ли в его жизни и душе моменты, когда бы своё состояние он мог оценить этими же словами?
А испытывает ли он это чувство в бою, во время «рубки» хорошо ли ему?
А в картинах мирной жизни?
Анализ эпизодов
1. Аксинья предлагает Григорию уйти из хутора.
2. Настроение Григория после женитьбы на Наталье
3. Что же ещё человеку нужно? В чём здесь противоречие?
Анализ эпизодов
1. Григорий о себе (кн.4, ч.8, гл.7)
2. Встреча с Аксиньей (кн.3, ч. 6, гл.50)
3. О матросах (кн.3, ч.6, гл.51, 28)
4. Спасает Степана (кн.2, ч.4, гл.4)
5. Что же человеку надо для счастья? Много или мало?
Проблемная ситуация
В 1948 году критик И.Лежнов написал книгу о творчестве М.Шолохова, в ней есть глава: «Две души Григория Мелехова» Согласны ли вы с такой позицией критика?
Двоедушие – неискренность, корысть, приспособленчество, ложь.
Какие моменты в жизни Григория Мелехова вызывают сожаление?
Что бы вы хотели изменить?
Почему весь первый том Шолохов говорит о мирной жизни героев, хотя вся книга о войне?
Сохраняет ли герой себя как человек на войне?
Что он чувствует при физическом истреблении людей?
Анализ эпизодов
1. Убийство австрийского солдата (кн.1, ч.3, гл.5)
2. Признание в убийстве брату Петру (кн.1, ч.3, гл.10)
3. Пленный гусар (кн.1, ч.3, гл.12)
4. Война (кн.2, ч.2, гл.3)
Григорий прошёл мировую войну, видел и знает такое, после чего «огрубело сердце, очерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывает жалости»
Так ли это?
Докажите своё мнение?
В подтверждение ответа – анализ эпизода:
Расстрел пленных белогвардейцев (кн.2,ч.5, гл.12)
Что заставляет Григория хвататься за наган и бросаться к Подтёлкову?
А как ведёт себя Григорий в момент расстрела самого Подтёлкова? Помните, как он хватался за наган и хотел убить Подтёлкова? А что же теперь, когда представилась такая возможность?
В подтверждение ответа – анализ эпизода (кн.2, ч.5, гл.29)
Почему Григорий уходит?
Но ведь в бою он сам зарубил четырёх матросов-пулемётчиков! Что же произошло с его сердцем?
Кто же виноват?
Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова?
«Тихий Дон» как роман о любви.
Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых, с деда Прокофия. Пантелей Прокофьевич является главным эпическим лицом первого тома романа.
Как развивается в романе мысль семейная? (см. семьи Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых)
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
Расскажите, как началась любовь Аксиньи и Григория.
Пантелей Прокофьевич старается разрушить романтические отношения своего младшего сына Григория с красавицей-соседкой Аксиньей Астаховой. Зачем? Как он это делает?
Как отстаивала свою любовь Аксинья?
Найдите эпизоды сватовства и свадьбы.
Какие усилия для сохранения семьи предпринимает Наталья? Почему она то уходит из дома Мелеховых к отцу, то вновь возвращается?
Как связаны между собой три главных женских образа романа: Аксинья Астахова, Наталья Коршунова и Ильинична?
Судьбы героинь трагичны. Случайно ли это? (Женские образы выстраивают собой логическую цепочку: женщина – земля – Россия)
Групповая работа
Группа 1 (кн.1, ч.1, гл. 3, 4. 7, 12, 15, 16, 21,22)
Почему зарождение и развитие чувства Григория и Аксиньи даны на фоне донских и степных пейзажей?
Отличается ли чувство Аксиньи от любви Григория?
Разделяет ли автор отношение хуторян к любви Григория и Аксиньи?
Почему Григорий, любя Аксинью, бросает её и не сопротивляется отцу, сватающему для него Наталью Коршунову?
Чем Наталья отличается от Аксиньи?
Группа 2 (кн.1, ч.2, гл.3, 5, 7, 10, 11, 12, 14, 18; ч.3, гл. 19, 22, 24)
Чем вызван отказ Григория уйти с Аксиньей с хутора до свадьбы и почему впоследствии, будучи уже женатым человеком, он всё же делает это?
Как вы объясните метания Григория между Натальей и Аксиньей? Что означает его выбор с точки зрения сословных и родовых традиций?
Неизбежен ли этот выбор между двумя женщинами?
Есть ли что-то в описании любви Григория к Аксинье что роднит героя с дедом Прокофием?
Какое начало сильнее в Аксинье: материнское или женское?
Почему Шолохов, наградив её женским счастьем, лишает счастья материнства?
Почему Григорий не может простить Аксинью?
В чём суть противопоставления Аксиньи и Натальи?
Группа 3 (кн.3, ч.6, гл. 21, 50, 51)
Почему Григорий во время войны постоянно мысленно возвращается к Аксинье?
Закономерна ли случайная новая встреча Григория с Аксиньей в разгар войны?
Как раскрываются переживания героев в сцене встречи у Дона (обратите внимание на портретные детали и состояние природы)?
Как жизнь изменила героев к моменту встречи?
Группа 4 (кн.4, ч.7, гл. 1, 17, 18, 24-26; ч.8, гл.8, 9, 17)
Меняется ли Григорий после смерти жены?
В чём сила любви Аксиньи и что она даёт Григорию?
Почему сцена гибели героини от случайной пули продотрядовца предваряется эпизодом, где счастливая и радостная Аксинья плетёт венок из полевых цветов?
Какие ещё картины природы сопровождают её образ?
Меняются ли отношения Григория и Аксиньи от начала к концу романа?
Почему Шолохов «не даёт» своим любимым героям счастья?
Архив
Домашнее задание.
1. Задание на 22.02.2012. Трагедия Григория Мелехова (см. раздел с аналогичным названием)
2. До 25.02.2012 17.00 создать один слайд в совместной презентации класса.
3. До 27.02.2012 17.00 оцените слайды презентаций одноклассников (см.лист взаимооценки презентаций)
4. До 28.02.2012 17.00. заполнить таблицу сравнительной характеристики Аксиньи и Натальи (см.раздел "Тихий Дон" как роман о любви)
5. 29.02.2012 - семинар "Тема любви в романе М.Шолохова" (см. задания по группам)
6. До 05.03.2012 17.00 выполнить тест по творчеству М.Шолохова