Материал для конкурса "Учитель года"

Воронкова Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

--

Опыт работы

по теме:

«Музыкальный фольклор

как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

МКОУ СОШ №9                                                                                                      Воронкова Ю.В.

с.Воздвиженское                                                                                                      «Учитель года 2014»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..4-6

Глава 1. Теоретические аспекты применения музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании младших школьников на уроках музыки и внеучебной деятельности……………………………………………………………………………6-8

Глава 2. Разработка модели формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников при помощи музыкального фольклора……..…………….8-22

2.1. Модель формирования духовно-нравственного  воспитания младших школьников через музыкальный фольклор……………………………………………………………………………….8-11

2.2. Формы работы и методы, используемые на уроке музыки по реализации темы опытной работы……………………………………………………………………….11-18

2.3. Результативность опыта работы…………………………………………………18-22

Заключение…………………………………………………………………………….22-24

Список литературы……………………………………………………………………25-26

Приложение

                                                         

                                                         Введение

                                                «Чтобы уничтожить нацию, не обязательно

 её истреблять, достаточно лишить её

 своей культуры, искусства и родного языка,

 и она будет обречена на самоуничтожение».

         Генерал-губернатор царской России М.Скобелев

В выступлении на политическом форуме «Валдай» 19 сентября 2013 года перед ведущими экспертами всего мира В.В. Путин говорил о «формировании новой национальной идеи России».  Президент подчеркнул: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустранение государства и общества не сработало… Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны».

Одним из приоритетов современной государственной политики  в области образования является духовно-нравственное воспитание личности.  Приоритетное  значение  задач  духовно-нравственного  воспитания легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения,  в  рамках подготовки которого был разработан проект  Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Современное  общество  нуждается  в   духовно-нравственном,  творческом, компетентном  гражданине  России,   любящем  свой  народ,  свою  Родину, владеющем  культурой  и  духовными  ценностями. Музыкальная культура, как    неотъемлемая    часть    духовной    культуры,    особо    способствует воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств школьника.

Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир - все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-нравственных ценностей.

Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.

Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов.

Урок музыки, как обязательный предмет в любых школах, бывает один раз в неделю, и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.

Итак, становится очевидной актуальность проблемы моего опыта, ведь музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей.

Объектом моего опыта является процесс изучения  музыкального фольклора на уроках музыки в начальной школе.

Предметом опыта -  музыкальный фольклор на уроках музыки.

Гипотеза: предполагаю, что использование музыкального фольклора на уроках музыки в начальной школе позволит сформировать у детей эстетическое отношение к музыке и жизни, будет способствовать развитию не только эстетического, но и интеллектуального, творческого, духовного потенциала ребенка.

Научная новизна опыта состоит в разработке технологии развития музыкальных, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников посредством изучения фольклора.

Базой моего педагогического опыта является МКОУ СОШ № 9 с. Воздвиженское. Опытно - экспериментальная работа проводилась с сентября 2008 года.

Цель опытной работы заключается в изучении влияния  музыкального фольклора на формирование у детей эстетического отношения к музыке и жизни и влияния на интеллектуальное, творческое и духовное развитие ребенка.

В соответствии с поставленной целью, ставим перед собой следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников по проблеме опытной работы;
  2. Изучить исторические этапы развития музыкального воспитания;
  3. Рассмотреть особенности  музыкального фольклора и фольклора в целом;
  4. Путем эксперимента выявить у учащихся уровень знаний о народном творчестве и развить творческие способности детей;
  5. Выявить воспитательный потенциал  музыкального фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в школе;
  6. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта, выявить и обосновать формы и методы использования  фольклора на уроках музыки;
  7. Разработать и апробировать программы внеурочной деятельности;
  8. Доказать эффективность опытной работы.

         Глава 1. Теоретические аспекты применения музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании младших школьников на уроках музыки и внеучебной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

     Принципы духовно-нравственного воспитания: 

  • Воспитание на традициях;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • Системно-организованный подход;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Принцип сохранения исторической памяти.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте определено: «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.

   

Личностные характеристики выпускника:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     Воспитание духовных и нравственных чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей необходимо для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности; включения в новый для него коллектив и ситуации сотрудничества с одноклассниками и взрослыми для продуктивного освоения новых видов деятельности.

    Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном воспитании.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

   Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать “родственное” отношение к произведениям искусства, развивать “любовное внимание”. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо “перенести” нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

      Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы –   все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.

      Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.

     Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Глава 2. Разработка модели формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников через музыкальный фольклор

2.1. Модель формирования духовно-нравственного  воспитания младших школьников через музыкальный фольклор

Цель опытной работы заключается в изучении влияния  музыкального фольклора на формирование у детей эстетического отношения к музыке и жизни, и влияния на интеллектуальное, творческое и духовное развитие ребенка.

Мой опыт работы я разделила на 2 этапа: 

1 этап 2008-2010 г.

На 1 этапе мною были определены и поставлены задачи, была проведена подготовительная работа, в которую входило составление анкет, разработка программ, планов уроков, занятий.  Основным методом опытной работы на 1 этапе был эксперимент.

    Кроме того, использовались и другие методы:

  • изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;

  • изучение и анализ методической литературы;

  • наблюдение за детьми;

  • анкетирование.

     В 2008-2009 учебном году наша школа принимала участие в апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях Ставропольского края. В рамках апробации в учебный план 1  класса была  включена   «Внеучебная работа».  Мною была разработана программа я по спецкурсу «Фольклор и мы», курс обучения которой направлен на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества,  обычаев и обрядов русского народа, народных праздников, русского народного  календаря, певческих стилей, частичного обучения игры на народных инструментах.  

2 этап 2010-2014 г.

На 2 этапе опытной работы были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить интерес младших школьников к музыкальному народному творчеству;
  2. Выявить процентное соотношения учащихся с разным уровнем представлений о народном творчестве;
  3. Провести диагностику уровня сформированности нравственных представлений;
  4. Дать детям самостоятельное задание на каникулы с целью развития исследовательской деятельности учащихся и повышения интереса к народному творчеству.

В ходе 2 этапа опытной работы было сделано следующее:

  1. Проанализированы учебные программы по курсу "Музыка" Г.С. Ригиной в начальной школе;
  2. Корректировка тематического планирования и включение в него изучения музыкального фольклора;
  3. Диагностика учащихся;
  4. Подобран наглядный материал, разработаны и подготовлены уроки по знакомству младших школьников с детским музыкальным фольклором;
  5. Проведены уроки и внеурочные занятия по опыту работы.

Работа второго этапа экспериментальной деятельности продолжается. В соответствии с планом учебной и внеурочной деятельности проводятся уроки с элементами фольклора и занятия внеурочной деятельности «Фольклор и мы». 

В 2010 году  в школе был открыт кадетский класс. В рамках этого эксперимента ведётся обучение по программе "Наши истоки", которое  предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).

         Для решения цели и задач опытной работы мною была разработана модель формирования духовно-нравственного воспитания.

Модель

 формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников через музыкальный фольклор

Проанализируем компоненты  данной модели:  

Уроки с использованием произведений народного творчества.  

                                                                                                                                                                                                                       

        Чтобы найти нравственную основу для воспитания и развития детей, необходимо, в первую очередь на уроках музыки, обратиться к истокам народного творчества, музыкальному фольклору. Это та точка опоры, которая складывалась веками. Она близка и понятна каждому человеку.

        Для себя я выделила 2 основных пути, включающих фольклор в учебный процесс. Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке (слушание и исполнение обработок народных песен и наигрышей, а так же авторской музыки, основанной на фольклорном материале). Другой путь – обращение к аутентичному фольклору. Сочетание этих двух направлений – основной залог успеха каждого учителя музыки. На уроках музыки обычно предпочтение отдается, прежде всего хоровому пению. Совсем не уделяется внимание познанию самих музыкальных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части я отмечала, как важно правильно подходить к восприятию музыкального произведения. Кроме того, отсутствие на уроке теоретического материала о народном искусстве, его видах, жанрах, музыкальных произведениях является, на мой взгляд, главным его недостатком.

Проанализировав программу по музыке Г.С. Ригина, я пришла к выводу о необходимости изменений тематического планирования и дополнения его материалами музыкального фольклора. Эти изменения и дополнения я представила в таблице: (Приложение №1)

2.2 Формы работы и методы, используемые на уроке музыки по реализации темы опытной работы

        Творческий подход к программе, перераспределение её материала позволяют создать варианты уроков с использованием музыкального фольклора практически во всех классах, но наиболее целесообразна концентрация фольклорных произведений в начальных классах. На уроках музыки в 1-4 классах я использую разнообразные формы работы для усвоения музыкального фольклора.

Проанализируем компоненты  данной схемы:   

Применение вокально- интонационных упражнений.

      Большое внимание на уроках музыки уделяю здоровьесберегающим технологиям, поэтому  на начальном этапе работы ввела элементы фольклора в вокально-интонационные упражнения. Для этого использую ритмотерапию и фольклорную арт-терапию. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Знаем, что фольклор развивает память, слух, легкие, дыхание, голосовой аппарат. Но, кроме того, характерная для русских танцев релаксация рук, народно-бытовая хореография позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

     Здесь я применяю артикуляционные упражнения на основе народных песен, прибауток, скороговорок (декламация тексов в разных темпах от медленного к быстрому), специальные упражнения на основе народных песен, прибауток. Обязательно на каждом уроке применяю дыхательные упражнения. Певческое дыхание оздоравливает ребенка, так как используется весь объем легких.

     Благодаря этим упражнениям у учащихся формируются правильные певческие навыки, что сказывается на качестве пения и развиваются речевые навыки.

Разучивание народных песен.

     Включение народных песен в творческий процесс на уроках происходит постепенно с учётом возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

     В 1-2 классах – разучивание потешек, прибауток, дразнилок, закличек, считалок.  Подбираю песни доступные детям по содержанию, интересные по сюжету, слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей.

     В 3-4 классах в репертуар входят плясовые, шуточные, обрядовые, лирические, игровые, хороводные песни.        

     Вокальная манера детских народных песен не требует специального обучения, она так же естественна, как естественна выразительная речь ребёнка.

       При разучивании народных песен я использую устно - слуховой и устно-подражательный методы усвоения:

1) приём припевания

2) приём антифонного поочерёдного исполнения.

3) форма пары периодичностей.

Слушание образцов аутентичного фольклора.

     Слушание образцов аутентичного фольклора – явление необычное, так как вместо артистического исполнения дети слышат  исполнение бытовое, «неокультуренное», непонятный речевой диалект, что часто вызывает у ребят реакцию неприятия. Чтобы предупредить негативную реакцию на восприятие народной песни, я использую ряд приёмов: объясняю ситуацию исполнения данного произведения, пересказываю слова песни перед прослушиванием, объясняя диалектные и старинные слова, почти беззвучно с отчётливой артикуляцией произношу слова синхронной записи.

Игра на народных музыкальных инструментах.

     Игра на народных музыкальных инструментах – хорошее средство освоения звуковой сферы фольклора. Наиболее простым и эффективным в работе с детьми является применение различных ударных инструментов: ложек, бубна, трещоток, треугольника, рубеля, самодельных шумовых инструментов. Это способствует развитию чувства ритма, памяти, внимания, а также творческой раскрепощенности.

     Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем классе, то в течение пяти-шести уроков ребята действительно отвлекаются, часто раздается незапланированный стук, треск. Чтобы избежать этого, я на первое время вместо музыкальных инструментов предлагаю ребятам обычные погремушки и палочки. Перед уроком их распределяю так, чтобы каждый ученик имел одно из этих «пособий». И действительно, много их было попорчено, прежде чем школьники научились брать игрушку бесшумно, выполнять задание ритмично, негромко, аккуратно класть ее на парту и «не замечать» во время пения или слушания. Но интерес детей к этой форме музицирования позволил постепенно установить необходимую дисциплину. Приблизительно с третьего-пятого урока эпизодически я использую на занятиях инструменты, но получала их небольшая группа ребят и на короткое время. За игрой этих групп следил весь класс и словесно оценивал качество исполнения.

    Лишь после успешного выполнения заданий группами учащихся мы переходили к эпизодическому включению в музицирование всего класса. Но и это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам: один ряд играет на деревянных инструментах, другой - на металлических, третий - на незвуковысотных или звуковысотных.

    Чтобы устранить хаос звуков на звуковысотных музыкальных инструментах во время обдумывания в классе творческих заданий, мы часто использовали «немые» клавиатуры, то есть графическое изображение металлофонов и других звуковысотных инструментов.

     Подобные изображения имел перед собой каждый ученик. Этот прием эффективен и для активизации внутреннего слуха ребят.

     Отмеченные выше трудности или не возникают совсем, или легко устраняются, если учитель систематически пользуется на уроке инструментами с самого начала первого года обучения. Успех предлагаемой работы зависит во многом от того, как учитель знакомит ребят с инструментами, какие предлагает задания. Чрезвычайно важно, чтобы они строились на базе уже имеющегося у детей музыкального опыта и были направлены на оперирование им. Иначе, как показала практика, первоклассники могут принять инструменты как предмет развлечения.

     Я сообщаю детям, что для них есть сюрприз - музыкальные инструменты, что с этого урока на занятиях они не только будут петь, слушать музыку, но и играть на инструментах. Пользоваться ими надо осторожно, держать свободно, иначе они будут издавать звук неприятный, резкий. Чтобы инструменты звучали мягко, красиво, надо знать, как извлекается звук. Инструменты помогут ярче передать характер того или иного произведения. Например, на треугольнике хорошо сопровождать пение русской народной колыбельной песни, так как он издает мягкий, нежный звук, а на коробочках - аккомпанировать веселому русскому народному танцу.

    Я показываю звучание, тембр инструментов. Начальные представления о навыках игры, особенностях звучания инструментов необходимо закрепить на первом же занятии. Для этого я использую игру «Эхо» и «Угадай-ка».

    Для «Угадайки», например, детям раздаются разные инструменты. Учитель играет простейший ритмический мотив так, чтобы ребята не видели источника звука. Вслед за педагогом услышанный мотив повторяют те дети, у которых такой же инструмент, как только что прозвучавший. Важно, чтобы ребята в игре передали и ритмическую сторону, и характер услышанного мотива. Поэтому они должны очень внимательно его прослушать.

    Не задерживаясь на этой игре, я предлагаю ребятам музыкальные загадки. Например, я спрашиваю: «Как дятел в лесу?", а дети, у которых на парте лежат деревянные инструменты (палочки, коробочки, бруски), с их помощью «отвечают», имитируя постукивание дятла. Здесь так же, как и в предыдущей игре, детям дается время на обдумывание ответа. В конце урока, во время слушания, полезно предложить детям негромко, но четко проаккомпанировать уже знакомому русскому, плясовому наигрышу («Камаринская») предварительно объяснив смысловое содержание термина «аккомпанемент».

    Следующие два-три урока мы обычно начинаем с игры на инструментах. Это обусловлено тем, что ребята проявляют к ним огромный интерес и им трудно преодолеть желание хотя бы подержать инструмент или потихоньку извлечь из него звук во время пения или слушания музыки.

    Материал, который я использовала для обучения детей игре на народных инструментах, представлен в приложении.

Импровизирование.

    На уроках я использую все виды импровизации: двигательную, ритмическую, мелодическую. Слова и ритм большинства народных песен побуждают к движению. Двигательное и ритмическое импровизирование выражается в самостоятельном нахождении выразительных движений и ритмов, подчёркивающих настроение, общий характер, темп и другие средства музыкальной выразительности. Занимаясь мелодической импровизацией, учащиеся сочиняют свои мелодии на заданный текст, мелодизируют фрагменты народных сказок.

    Одним из главных приемов является разыгрывание народных песен, сказок и обрядов. Такие песни, как «Ой вставала я ранёшенько», «Было у матери 12 дочерей», «Как у нашей Дуни» и др., и сказки «Теремок», «Репка» и др. обязательно требуют разыгрывания. Говоря о разыгрывании песни, я  знакомлю ребят с понятием «развитие музыки» и «музыкальная драматургия». Ведь в фольклорных песнях и в старинных обрядах (например, свадебных) обязательно есть завязка событий, развитие и кульминация.

Беседы с учащимися о музыкальном фольклоре с использованием наглядности.

      Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение) применяю при разучивании песен. Каждую новую песню дети встречают с интересом. Постичь, понять песню помогают ее смысл, сюжет, содержание, а также подсказка, объяснение учителя. Всегда рассказываю о предыстории: зачем пелась песня, кто пел, когда пел. Если дети разучили песню, а потом ее еще исполнили и почувствовали в игре или обряде, то она во многом становится им интереснее и привлекательнее. Для развития художественного мышления с учащимися разучиваю сольные произведения с ярко выраженным драматическим содержанием. Например, разучивая песню «На улице дождик», рассказываю содержание песни, затрагиваю семейно-бытовую обрядность, сообщаю информацию о судьбе девушки. Таким образом, учащиеся понимают и воплощают данный художественный образ при исполнении песни. Словесные методы применяю также при обучении игре на инструментах, при разучивании песни. Формируя у детей звонкое, легкое звучание голоса, провожу  сравнение, предлагая вспомнить, как звучит колокольчик, или поет птичка. Таким образом, сочетание словесных и наглядно-слуховых методов является необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков, приемов игры на детских музыкальных инструментах, навыков музыкально - ритмических движений.

     Современный урок музыки трудно себе представить без специального оборудования. Мною  применяются детские музыкальные инструменты, технические, наглядные средства, используется аудиозаписи, видеозаписи, которые позволяют знакомить ребят с музыкальными произведениями в различном исполнении (оркестр, хор, ансамбль), с их помощью расширяю представление о звучании отдельных музыкальных инструментов и выразительности человеческого голоса, усиливающие эмоциональное воздействие музыки.

   

     Информационные, в том числе информационно-коммуникационные технологии, эффективно применяю на  практике преподавания музыки и в организации внеурочных и внеклассных мероприятий в нескольких направлениях:

  • Использование электронных учебников и учебных пособий («Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», программа «Sonata», «Третьяковская галерея»;
  • Использование ресурсов Internet для подбора содержания уроков и создания компьютерных презентаций;
  • Создание собственных компьютерных презентаций («Русские народные инструменты», «Волк и семеро козлят», и др.) для уроков и внеклассной работы. («Хлеб – всему голова», «Народный костюм» и др.)

     На своих уроках стараюсь создавать проблемно-поисковые ситуации, например, при разучивании русской народной песни предлагаю определить, как его лучше исполнить: дуэтом или хором. Также предлагаю детям выбрать детские музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творчество.

     Практическое освоение традиционного фольклора влияет на отношение человека к культурному прошлому своей страны, делает его более активным, человек начинает относиться к сохранению памятников культуры так же бережно, как он должен это делать и в отношении природы

    Методы, используемые в процессе формирования духовных ценностей младших школьников.

   Систематизируя всю совокупность использованных в работе методов и приемов, я представила её в виде определенной классификации, основанной на определении разных групп методов в зависимости от выполняемой ими роли в процессе формирования музыкально - эстетического интереса младших школьников. Таким образом, мною были выделены пять групп: 

  • традиционные методы;
  • методы проблемно - творческого характера;
  • методы создания специальных эстетических ситуаций;
  • методы организации творческой деятельности;
  • методы стимулирования интереса детей к активному освоению фольклорных источников.

    Все выше охарактеризованные группы методов отражают разнообразие способов организации музыкально-эстетической деятельности младших школьников в процессе использования на уроке музыкального фольклора. Предложенные педагогические методы, помимо развития музыкально - эстетических интересов младших школьников на фольклорной основе, эффективно решают и задачи их общего художественно-творческого развития. Это проявляется и в развитии способностей учащихся к творчеству: расширении их кругозора в области знания народных жанров, а также представлений о народных музыкальных инструментах; и в развитии литературных способностей; и в совершенствовании речевой культуры; и в понимании духа национальной культуры.

Дистанционные уроки.

    В рамках работы Центра дистанционного образования Апанасенковского района мною были подготовлены и проведены уроки на базе МКОУ СОШ № 1 с. Дивное по теме: «Старинные музыкальные инструменты»,  «Сказка в музыке. Волк и семеро козлят» для учащихся 2 класса МКОУ СОШ № 6 с. Дербетовки.

 

Внеурочная работа.

    В 2008-2009 учебном году наша школа принимала участие в апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях Ставропольского края. В рамках апробации в учебный план 1  класса была  включена   «Внеучебная работа» (в кол-ве 10 часов).  Я разработала программу «Фольклор и мы» (см. Дополнительные материалы), курс обучения которой, направлен на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества,  обычаев и обрядов русского народа, народных праздников, русского народного  календаря, певческих стилей, частичного обучения игре на народных инструментах.  Программа «Фольклор и мы» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (полный курс обучения детей в начальной школе). Занятия проводятся один раз в неделю.

   Актуальностью данной программы является интеграция познавательного, речевого, художественно- эстетического, нравственного и эмоционального развития, способствующая социальному развитию детей. Использование различных фольклорных форм позволяет формировать устойчивый интерес к народному  искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности.

    Целью программы является формирование любви и уважения к русской народной культуре и искусству, через изучение русского музыкального фольклора и народных традиций.

     В 2010 году, в рамках инновационной деятельности по теме: «Создание воспитательного пространства для формирования ответственности воспитанников кадетского класса»,  в нашей школе был открыт кадетский класс. Для реализации эксперимента мною была разработана и апробирована программа "Наши истоки". (см. Дополнительные материалы) Она предусматривает овладение воспитанниками знаними о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок).

     Особенностью программы  "Наши истоки" является её интегрированность. Занятия проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход за его пределы: в сельский клуб культуры, в библиотеки, на экскурсии и др. Сами воспитанники учатся мыслить масштабно: стремятся участвовать в различных мероприятиях, могут делать самостоятельные выводы. Особенностью программы является и её региональный компонент. 

    Новизной и отличительной особенностью данной программы является  обучение игре на ложках, детских музыкальных  инструментах (ДМИ)  и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках), приобщение детей к творческой деятельности.

   Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям казачества.

    Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 9-11 лет.

    При обращении к жанрам, связанным с активным движением (хороводные и игровые песни, народные игры),  я разработала целую подборку народных игр, которые активно применяю во внеурочной деятельности.  Это игры: «Солнышко и дождик», «Воробей и кот», «Ручеёк», «Мы на луг ходили». В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само        собою, в занимательной и увлекательной игровой форме. Играя в «ручеёк», ребёнок учится двигаться по сцене, поет, танцует. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).

Внеклассная работа

    Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Внеклассная работа, являясь дополнительной формой обучения, становится жизненно необходимой. Без неё не будет эффективной основная форма обучения – урок. Наиболее распространённой формой внеклассной работы является фольклорный ансамбль – ядро фольклорного воспитания в школе, почва для развития индивидуальных творческих способностей детей, занимающихся в нём. Участники фольклорного ансамбля осуществляют показ фольклорных произведений на уроках, являются участниками школьных фольклорных праздников.

    Проведение фольклорных праздников в нашей школе стало традиционным, в которых принимают участие, как участники фольклорного кружка, так и учащиеся разных классов школы, что позволяет в полной мере осуществлять приобщение детей к народному творчеству. Народные праздники «Осенины», «Святки», «Масленица» (Приложение № 2, 3), являясь источником радостных впечатлений, оказывают большое эмоциональное воздействие на детей, обогащая их внутренний мир.    

           

        Школьные праздники ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции:

  1. обязательность (праздники были необходимы и жизненно оправданы);
  2. массовость (на праздник собирались все, и все в нём участвовали: совместное пение, танцы, трапеза – незаменимый способ единения). В школьных  праздниках все дети являются одновременно и исполнителями, и слушателями, без разделения на «артистов» и «зрителей», имея возможность проявить свои художественные способности, творческую инициативу;
  3. праздничная атмосфера, способствующая разрядке напряжения, выходу накопившейся психической энергии.

     Большую работу я провожу и с родителями уч-ся. (Приложение № 4, 5,). На протяжении всех лет обучения в школе происходит введение учащихся в фольклор. Человек, введённый в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся на горе и радость других людей, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

                

2. 3. Результативность опыта работы

   Сочетание различных форм, методов и приемов работы позволяет достигать определенных результатов.

    Чтобы выявить результативность данной опытной работы мною были проведены различные методики и диагностики.

    Для выявления у учащихся уровня знаний о народном творчестве и музыкальном искусстве в целом было проведено тестирование. Учащимся 4 класса было предложено ответить на вопросы  теста по выявлению уровня знаний о народном творчестве и музыкальном искусстве в целом (Приложение № 6), в которых ответ  «а» свидетельствовал о высоком уровне знаний;

               ответ «б» - о среднем;

               ответ «в»- о низком уровне музыкальных знаний.

     Я сравнила ответы детей за 2011-2012, 2012-2013 учебный год. Провела анализ и интерпретацию данных, и графически изобразила результаты.

   В 2011-2012г.  ответ «а» выбрали 5 человек, что составило ( 33%) от общего числа ответов. Ответ «б» - 8 человек (54%), а ответ «в» - 2 человека (13%).

    В 2012-2013г. ответ «а» выбрали 8 человек, что составило (54%) от общего числа ответов. Ответ «б» - 6 человек (46%), а ответ «в» -1 (0%).

       Анализируя ответы учащихся, можно сделать вывод, что уровень музыкальных знаний и знаний о народном творчестве у уч-ся с прошлым годом  вырос. Общий процент неточных и неверных ответов составил 1%, что позволяет судить о высоком уровне музыкальных знаний и знаний о народном творчестве.

   Далее была проведена диагностика нравственных представлений и отношений к жизненным ценностям  по следующей методике.

                   

                       Диагностика отношения к жизненным ценностям

                  Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять. Список учитель заранее выписывает на доске. (Приложение № 7)

    Интерпретация теста проводилась следующим образом: номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов свидетельствует о высоком уровне нравственности, четыре и три - о среднем, два - ниже среднего уровня, 0-1 - низкий уровень.

Я получила следующие результаты.

     В 2011-2012г. высокий уровень нравственности сформирован у 8 человек (54%), средний - у 6 человек (40%) и с низким уровнем нравственных представлений выявлен 1 ученик (6%).

     В 2012-2013г. 9 человек (60%) имеют высокий уровень сформированности нравственных представлений и 6 человек - со средним уровнем нравственности (40%).

Сравним показатели с помощью диаграммы.

   

   Из диаграммы видим, что показатель уровня сформированности нравственных представлений в 2011-2012 незначительно ниже, чем в 2012-2013 учебном году.

       Мною было  проведено  тестирование, определяющее уровень заинтересованности ребят в изучении народного творчества и уровень сформированности нравственных представлений. (Приложение № 8) 

Итак, проанализируем ответы учащихся.

    2011-2012 г . ответ «а» был выбрали  7 человек, а это 46% от всех ответов, ответ «б» - 8  человек - 54% .

   2012-2013 г. выбрали  10 человек, что составило 66 % от общего числа ответов, ответ «б» -5 человек, (34%)..Выбор ответа «а» свидетельствует о заинтересованности ребят в изучении народного творчества.

     В полученных результатах мы отчётливо видим разницу между ответами за 2 года. Можем сделать вывод, что уровень заинтересованности в изучении народного творчества значительно выше по сравнению с прошлым годом. Таким образом, мы выполнили одну из поставленных задач - развили интерес ребят к дальнейшему изучению фольклора, что приведет к развитию творческих способностей детей, приобщение к народным традициям и расширению музыкального кругозора учащихся.

    Также свидетельством положительной динамики явились яркие проявления эмоциональной отзывчивости в ходе восприятия произведений фольклора, рост интереса к народным традициям. Применение элементов фольклора повысили уровень познавательной деятельности, улучшили межличностные отношения. Как показали диагностические исследования, проведенные в январе 2013 года, увеличилось количество учащихся, вовлеченных в творческую деятельность. Дети принимают активное участие во всех школьных проектах. Неоднократно принимали участие в  краевом конкурсе «Золотой Самородок». Награждены грамотами за активное участие. Кадетский класс занял 3 место в конкурсе «На привале».

        

Результаты викторины по теме «Определение жанра русских народных песен» (2 класс).

I четверть.

Результаты проведённой викторины при изучении темы полугодия «Музыка моего народа» показали, что в I четверти из 20 учащихся:

                  «5» - 12человек (60%)

                  «4» - 5 человек (25%)

                  «3» - 3 человека (15%)

Во II четверти:

                  «5» - 17 человек (85%)

                  «4» - 3 человека (15%)

    Вывод: Увеличилось число учащихся, имеющих оценки «4» - «5» при отсутствии удовлетворительных оценок.

    В анкетировании участвовали  90 учащихся 1-3 классов. Цель анкетирования: выявление отношения учащихся разных возрастов к русскому музыкальному фольклору и знаний в этой области.

                                           Вопросы анкеты:

  1. Нравятся ли Вам русские народные песни?
  2. Какой жанр русских народных песен Вам наиболее интересен? Почему?
  3. На каком русском народном инструменте Вы хотели бы научиться играть?
  4. Каких современных исполнителей русских народных песен Вы знаете?

Результаты анкетирования учащихся 1-3 классов.

   На 1 вопрос большинство учащихся – 73чел. (81%) ответили «да», 17чел. (19%) – «нет».

    Наибольшее число учащихся, отвечая на 2 вопрос, выделили жанры: хороводные, шуточные песни, частушки, мотивируя тем, что шуточные песни и частушки поднимают настроение человеку. В исполнении хороводных песен участвует большое количество людей, которые с помощью пения, движения, игр общаются друг с другом. Исполнять эти песни легко и интересно.

    Наиболее популярными инструментами в ответах на 3 вопрос оказались:

                       баян – 39чел. (35%)

                       балалайка – 22чел.(25%)

                       гармоника – 16чел. (15%)

                       гусли – 9чел. (10%)

                       береста – 4 чел (5%)

                       9 чел. (10%) дали отрицательный ответ.

      Среди современных исполнителей русских народных песен учащиеся назвали: Н.Бабкину, ансамбль «Русская песня», Н. Кадышеву, ансамбль «Золотое кольцо», Н.Рюмину и Марину Девятову.

Участие учащихся конкурсах за последние три года

Учебный   год

Районный  уровень

Краевой уровень

2010-2011

«Солдатский Конверт»

2011-2012

«Солдатский Конверт»

«Золотой самородок».

г.Ставрополь.

2012-2013

«Солдатский конверт»

«Золотой самородок»

г.Ставрополь.

     Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках музыки музыкального фольклора ведет к повышению их нравственности, так как фольклор является источником знаний о действительности, о человеке и средством формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средством познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

 Заключение.

     Теоретическое изучение проблемы опытной работы и её результаты позволили сделать выводы:

     Музыкальный фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания младших школьников. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Музыкальный фольклор нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.

     Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение.

    Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

     Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых.

    Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

     Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

    Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить, что целесообразно использование фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей.

     Фольклорные произведения учат детей понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

    Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков - трудная и благородная задача.

    Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

     Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

    Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня.

    Музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

                 Список использованной литературы

  1. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. - Оса: Росстанина-Каме, 1994. - 78 с.
  2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.
  3. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 2001.
  4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1989.
  5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О.А. Апраксина. - М. : «Просвещение», 1983.
  6. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.
  7. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.: Музыка, 2001.
  8. Балашова С.С. Музыкальный фольклор и школа. [«Спутник учителя музыки», Просвещение, 1993г.].
  9. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфики учебного процесса [Просвещение, 1988г.].
  10. Бакланова Т.И. Музыка для детей. Музыкальные звуки и образы / М.: АСТ, 2006
  11. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. - Л.: Детская литература, 1996.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М. : «Академия», 2002.
  13. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1998. - 280 с.
  14. Боровиков, Л. И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  15. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Педагогика, 1998.
  16. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение 1989 - 415 с.
  17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Госиздат РСФСР, 1930.
  18. Детский быт и фольклор. Сборник /Под ред. О.И. Капица. - Л.: Изд-во Гос. Рус. Географич. общества, 1989.
  19. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1997.
  20. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984. - 204 с.
  21. Козлова И. Путь к фольклору [«Музыка в школе», №1, 1990г.].
  22. Как определить и развить способности ребенка? - Сост. В.М.Воскобойников. - СПб.: Риспекс, 1996. - 426.
  23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М., 1995.24. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.
  24. Мельников М.Н. Русский детский фольклор – Москва, 1987г.
  25. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики //Сибирский фольклор. Вып. 2. - Новосибирск, 1971.
  26. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. - М., Советский композитор, 1988.
  27. Одоевский В.Ф. Музыкально - литературное наследие. - М., 1956 - с.251.
  28. Озаровская О.Э. «От зимы до осени: фольклорный праздник в школе», Москва, 1979г.
  29. Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова - М. : «Академия», 2001.
  30. Пиличаускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема //Музыка в школе,1989, №1.
  31. Сургаутайте В. Использование музыкальных инструментов на уроках. [«Музыкальное воспитание в школе, М., 1977г., вып.7»].
  32. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
  33. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М.: 1985, т.2
  34. Юсфин А.Г. Живой организм музыки. / О воспитании музыкальной культуры. // Семья и школа. 1991. № 8. с. 42-44.

МКОУ СОШ №9                                                                                                      Воронкова Ю.В.

с.Воздвиженское                                                                                                      «Учитель года 2014»