Внеклассные мероприятия

Воронкова Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Подготовила Воронкова Ю.В.

Тема занятия: Русские загадки.

Цели урока:

Ознакомить с загадкой, как с жанром устного народного творчества.

Учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.

Развивать навыки анализа, умения делать выводы.

Воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству

Ход занятия

1 орг. Момент.

2 Вступление  в  тему  урока.

- Сегодня мы проводим урок «Русские загадки». Наш урок будет не совсем обычным. Сегодня мы пригласили гостей. А гостей, по русскому обычаю, принято встречать хлебом-солью.

                  (Выходят девочки в русских национальных костюмах)

  1. Нам начинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

  1. Жива – как память старины –

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

  1. И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

             На этой праздничной тарелке

             Из наших рук и хлеб и соль!

    (Низко кланяются и вручают гостям хлеб-соль)

Русское народное творчество – богатейшее и разнообразное, начиная от прибаутки и заканчивая былиной. Мы с вами много говорили  о народном творчестве . сегодня мы поговорим о загадках. А поможет мне Варварушка, Варварушка – загадушка

Выход под музыку «Во поле береза стояла»

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Обо мне, наверное, вы читали в книжке?

Я загадки собираю,

Детям я их все читаю.

А зовусь  я варюшкой

Варварушкой Загадушкой.

У меня загадок столько,

Сколько звёзд на небе.

Темы разные у них:

Вещи, птицы, мебель,

Фрукты, овощи, цветы,

Звери, ягоды, грибы…

Этих тем не перечесть,

Даже обо мне там есть.

Знаю я, что вы играть

Очень любите у нас

Пришло время доставать

Из сундучка загадки!

Варварушка-Загадушка проводит игру.

1Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?..

(Дудочка)

2А всего-то три струны

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша…

(Балалайка)

3. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? Рояль

4. Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки. ноты)

5Он плясун, он певун,

Он веселый говорун.

Он забавная игрушка,

А зовут его …

(Петрушка)

Уч. Ребята а вы знает , что больше всего любит петрушка.

Он любит прыгать, хлопать , топать , веселиться.

А ведь мы тоже умеем веселится. Давайте вспомним нашу разминку « ножками потопаем»

  Разминка

 Молодцы, как хорошо мы повеселились.

 Вар.- ребята тихо показует пальцам тс,  а сейчас я вам загадаю самую трудную загадку.

 Еще 5 штук.

6Матрёшка

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

7Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай! Зайчик.

8. Кинешь в речку — не утонет,

Бьёшь о стенку — он не стонет,

Будешь оземь кидать — станет кверху летать. Мяч

9Кто раскрасил щёки детям
в красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)

10 С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут ее ….

Ответ: Снегурка

А какие вы знаете загадки?

Очень я довольна вами,

Милые детишки!

На прощанье подарю

С загадками книжки!

Спасибо тебе варварушка , за то что ты нас веселила , за то что ты нас так порадовала,.

Мы тоже хотим сделать тебе подарок .хотя мы еще маленькие но мы  научились играть на ложках. И сейчас мы тебе покажем , как мы умеем играть на этих муз. Инструментах

Номер с ложками

Вар.-

Спасибо ребята вы такие молодцы мне очень понравилось, но к сажалению мне пора уходить. Но можно я еще к вам прейду.

Уч.

-конечно  можно , а когда ты прейдешь в следующий раз дети выучат еще больше песен , хороводов, загадок.



Предварительный просмотр:

Рождественские святки

Святые вечера, страшные вечера

Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 2-3 классов. К празднику дети и взрослые готовятся заранее: разучивают колядки, игры, песни; готовят различные лакомства; шьют  костюмы. Мероприятие проводится в классе в форме игры.

Цель проведения: раскрытие творческого потенциала детей; воспитание здорового образа жизни, интереса к христианским праздникам и устному народному творчеству; воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям.

Методы проведения:  игровые (моделирование  ситуаций в игре).

Долго тянулись зимние теплые дни, и только к концу декабря зима действительно повернула на холод и мороз. Выпал долгожданный снег, и вся природа таинственно-сказочная. Скоро Рождество.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая  - 25 декабря.

Вечер 6 января – Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, завершает рождественский пост и открывает двухнедельные новогодние празднества – святки.

В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Главное кушанье на столе – кутья (из пшена и ячменя). К празднику рождества Христова из пшеничного теста приготовляли фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов.

После серьезной части за домашним столом – начиналось святочное веселье. «Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», т.е. наступила пора взаимных угощений, веселья и радости. Говорили «Зима – за морозы, а мужик – за праздники».

Святки праздновали всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. Они ходили толпами под окна просить пирогов.

Впереди всех шла девушка, которую называли «мехоноскою», она несла кошель для пирожного сбора. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки. (дети поют по - очереди и подходят к столам, а взрослые их угощают).

  1. Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла.

  1. Не браните коляду!

Не журите коляду!

Пышки, лепешки,

Свиные-то ножки

Все в печи сидели

Да на нас глядели.

Поесть захотели

В кузов полетели.

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С праздником!

  1.  Коляда, коляда!

В печи сидит

На нас глядит.

Кто даст – золотой глаз,

Кто не даст – коровий глаз.

  1.  Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества –

С маслицем, с молочком.

У хозяина полон двор живота

А сусеки полны жита

На полице-то пирог лежит –

Хозяюшка, подавай:

Подавай, знай, не ломай.

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивали общую пирушку – съедали все, чем их одарили односельчане.

. В эти дни устраивались посиделки. Девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья слушали сказки, плясали под дуду, пели, гадали, играли.

(Дети и взрослые исполняют «Донскую песню)

Проводится игра «Жмурки» Необходимо завязать глаза одному игроку, а все остальные его спрашивают:

 - Где стоишь?

 - У ворот.

 - Что продаешь?

 - Квас.

 - Ищи три года нас.

Пели частушки:

  1. Если б не было погоды –

Не пошел бы снег

Если б не было миленка –

Не пришла б сюда во век.

  1. С горы камушек свалился

В быстру реченьку попал.

Мой миленочек женился.

Не богаче меня взял.

  1. Сшей-ка, батюшка, сапожки –

Вдоль деревни мне ходить:

Накладу часты следочки –

Пускай миленький глядит.

Песни, игры, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженных. Наряжались цыганами и цыганками, стариками со страшными горбами, Петрушками, пугалами в виде стариков, чертом. Целая ватага «нечисти» заскакивала в избу и пугала девушек. Когда испуг проходил девушки выгоняли нечистую силу и пели «Небылицы – перевертыши».

1. Вы послушайте, ребята.

Нескладушечку спою.

Замест кренделя-баранки

Проглотил мужик дугу.

2. Ехала деревня мимо мужика

А из-под собаки лают ворота.

 «Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном заливать хотят»

3.У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

4. Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха,

Говорят собаки.

5. Рано утром, вечерком

Поздно на рассвете.

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

6. Черт намазал себе нос

Напомадил руки.

И из погреба принес

Жареные брюки.

7. Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Проводились вот такие небольшие сценки. Например, сценка «Кузнец» (в сценке участвуют родители и дети).

В избу вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Впереди всех выступает главный герой – кузнец. В руках у кузнеца большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым спрятано человек 5-6 ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все что угодно:

- Я могу сделать все. Могу сделать замки, ножи, топоры и сверх того умею «старых на молодых переделывать».

- Да, врешь ты.

- Не вру, хочешь тебя на молодого переделаю.

- Хочу.

 - А ну полезай под наковальню, я тебя перекую.

Человек прячется под пологом, а кузнец бьет молотком по скамейке, и из-под полога выскакивает подросток.

Проводятся конкурсы «Свистунов» и «Подражание голосам животных».

Проводится конкурс загадок.

Загадки

  1. Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается  (небо, солнце)
  2. Без рук, без ног по полю скачет, в село мчится, в двери стучится (ветер)
  3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (туча)
  4. На всех садится, ничего не боится (снег)
  5. Много соседей рядом живут, а никогда не видятся (окна)
  6. Крутая гора: что ни шаг – то нора (лестница)
  7. Подниму я крышу по столбику выше, куда я, туда и крыша моя  (зонт)

 Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл и цель святочных вечеров. Выходят девушки и поют песню.

Гадай, гадай, девица,

В коей руке былица,

Былица достанется

Жизнь пойдет, покатится,

Попригожей срядится,

Молодцу достанешься,

Выживешь, состаришься.

Гадали во все дни святок, но наиболее важными и значительными считались гадания накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения.

Вот как гадали. Собирали кольца, сережки клали в шапку, встряхивали и пели песни – стишки, под которые вынимали вещи.

  1. Ползет ежик по завалинке,

Тащит кузну на мочалинке

Диво ули ляду!

Кому спели, тому добро!  (к богатству)

  1. Летел соловей

Через житенку,

Несет соловей

Жита горсточку

Лáдо, ладу!

Кому мы поем,

Тому честь воздаем   (к богатству и счастью)

  1. Мышь пищит

Сто рублей тащит

Диво ули ляду!

Кому спели, тому добро!  (к деньгам, богатству)

  1. Рылся кочеток на завалинке

Вырыл кочеток – жемчужинку.

Кому спели, тому добро!  (к деньгам, найдет клад или выиграет)

  1. Стоят санки у лесенки,

Хотят санки уехати.

Ладу, ладу –

Кому мы поем,

Тому честь воздаем!  (дорога)

 Девушки гадали и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.

  1. Ходили “слушать” за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти.
  2. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь, смеются в хороший.

Особенно распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, монетки, ставили зерно и миску с водой . Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табачник, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет воду пить – быть мужу пьяницей.

 Страшным, но “самым верным” считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого не каждая девушка.

 А еще молодежь от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крышу и закрывали досками трубы – при топке печи изба наполнялась дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

Заканчивались святки – водосвятием на Крещение.

“Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски”.

(Все участники мероприятия исполняют песню «Как у нас, да на Дону)



Предварительный просмотр:

«Праздник русской матрёшки»

Подготовили Воронкова Ю.В

«Праздник русской матрёшки»

Цели: содействовать эстетическому воспитанию учащихся; развивать художественный вкус; углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Задачи: познакомить с матрёшками Полхов-Майдана, Семёнова, Загорска, Твери, воспитывать уважение к традициям предков.

Форма проведения: праздник.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, компьютер, презентация, игрушки-матрёшки.

Оформление праздника:

На классной доске: выставка рисунков учащихся, на столе – матрёшки-сувениры, репродукции, рисунки, костюмы для матрёшек.

План праздника:

  1. Вступительная беседа.
  2. Выступление матрёшек.
  3. Чтение стихов о матрёшках.
  4. Подведение итогов.

Предварительная подготовка к празднику включает: рисование русской матрёшки на уроках изобразительного искусства; подбор русских народных мелодий; сбор иллюстративного материала, чтение стихотворений о матрёшке.

Праздник русской матрёшки.

Учитель.

Много интересных игрушек придумано русскими умельцами. Одна из них – русская матрёшка. Своё имя матрёшка получила от женского имени Матрёна. Эти матрёшки – сёстры из Полхов-Майдана, Семёнова, Загорска, Твери. А созданы они руками столяров, красильщиц – так называют мастериц, которые расписывают деревянные заготовки. Нарядные деревянные куклы нравятся всем. Слайд 1.

Как две радуги брови,

Губы – маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем

Свежее моркови

Глянцевитые щёки горят.

Вначале вспомните, о ком так говорят:

Слайд 2.

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская-----------------

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшка.)

Послушайте историю русской матрёшки.

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название"матрешки".
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".

 Русская матрёшка пришла к нам в гости.

Под звуки весёлой народной мелодии входит матрёшка.

Матрёшка.

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня на праздник.

Учитель.

- До чего же ты, матрёшка, красивая! И откуда ты к нам пришла? Кто тебе подарил такие наряды?

Матрёшка.

- Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. В России мы, матрёшки, появились в конце ХIХ столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собрались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка – кокэси. Это была фигурка японца, а в ней – мал-мала меньше – фигурки всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрёшку. Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спелёнутый малыш.

        Видите, я тоже одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник с узором. Должна вам сказать, ребята, что на свете я не одна. Есть у меня сестрёнка – семёновская матрёшка. Родилась она в городе Семёнове Нижегородской области.(Показывает рисунки загорских матрёшек.)  

Слайд 3.

Слышится стук в дверь. Под звуки весёлой народной мелодии входит вторая матрёшка.

Матрёшка.

Здравствуйте, ребята! Здравствуй, сестрёнка! Нас, семёновских матрёшек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов. (Показывает рисунки семёновских матрёшек.)

А какие только истории с нами не приключались! Расскажу вам одну из них. Долго бродил по лесу семёновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого можно вырезать матрёшку высотой один метр. Нашёл, вырезал и потом принёс игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать матрёшку, а в ней – целых 70 матрёшек! И каждая в неповторимом наряде!

Слайд 4.

Учитель.

Спасибо тебе, матрёшка, за интересный рассказ.

Слышится стук в дверь. Под звуки весёлой народной мелодии входит третья матрёшка.

Матрёшка.

Здравствуйте, сестрёнки! Здравствуйте, ребята! Я – матрёшка. Появилась на свет не случайно и сравнительно недавно – в 20-х годах прошлого век        Урожаи в здешних местах были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили чашки, корыта, черпаки, лоханки, бочки – деревянную утварь. Но красить свои изделия стали позже. Краски брали анилиновые, те, которыми красят ткани, выбирали из них самые яркие и чистые тона.

Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшки задорный, удалой вид. Платок на матрёшке ярко-красный, юбка – фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него – жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрёшки скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно – фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. На зелёной ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды. (Показывает рисунки  матрёшек.)

Слайд 5.

 Слышится стук в дверь. Под звуки весёлой народной мелодии входит третья матрёшка.

Матрёшка.

- Здравствуйте, сестрёнки! Здравствуйте, ребята! Я – тверская матрёшка.

Характер Тверской матрёшки – озорной, задорный, и вся она чрезвычайно нарядная. Ещё одна особенность: рисунок выполняется в технике росписи с выжиганием. Первые Тверские пятиместные «Алёнки» из многоликого семейства русских матрёшек были «одеты» художниками в шубки и платки, потом появились матрёшки в платочках и сарафанах-фартуках с  цветочной росписью. Раскрашивается  тверская матрёшка гуашью, приобретающей под несколькими слоями лака яркость и декоративность. Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом, что отличает Тверскую матрёшку от всех остальных. (Показывает рисунки  матрёшек.)

Слайд 6.

- А давайте-ка, сестрицы, спляшем да споём!

Веселей играй, гармошка!

Ты станцуй-ка нам, матрёшка!

Матрёшки.

Мы – весёлые сестрицы!

Мы – матрёшки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы играть!

Прячутся друг за друга. Затем матрёшки исполняют песню «Весёлые матрёшки» (слова

В. Некрасовой, музыка Ю. Слонова).

Мы – весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щёчки,

Ладушки, ладушки!

Ребята хлопают в ладоши, делают движения вместе с матрёшками.

Выбегают шесть маленьких матрёшек. Они исполняют частушки.

Мы матрёшки, мы матрёшки,

Утром рано мы встаём,

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Матрёшки.

- Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли нам!

Учитель.

- А сейчас ребята прочитают стихи для вас.

Ученики.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри:

Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сёстры-куколки стоят.

«Сколько вас?» - у них мы спросим,

И ответят куклы: «Восемь!»

Матрёшки. Ребята, спасибо вам! Нам очень понравились ваши стихи.

Учитель.

Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. В чём секрет такого успеха? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за пределами нашей страны? Да потому, что русская матрёшка во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия.

Слайд 7.

1.Чем вам нравится матрёшка?

2.Из каких материалов делали эти игрушки?

3.Что означает Матрёшка?

4.Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?

5.Где расположен букет у семёновской матрёшки?

6.Какие цвета использовали для росписи загорской  матрёшки?

7.Чем запомнилась тверская матрёшка?

- Время не щадит старины, но и оно  отступает перед трудом умельцев. А в том, что русская земля умельцами славится, вы сегодня убедились.

На этом наш праздник окончен.

Литература:

  1. Игумнова Е.Л. Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой???: Кн. Для учителя. – Новосибирск: Призвание, 1994.
  2. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в группе продлённого дня. – М.: Просвещение, 1991.



Предварительный просмотр:

Краски осени

Цель мероприятия:                                                          

  1. Познакомить учащихся с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования.
  2. Приобщить к народной культуре; воспитывать чувства патриотизма, любви к своему народу через его историю.
  3. Развивать творческие способности детей через приобщение их к культуре русского народа

Оборудование, оформление, наглядность: Оформление зала в соответствии с темой мероприятия праздника. Сопутствующее музыкальное оформление, костюмы в народном стиле, глиняные и деревянные игрушки, изделия из бересты, самовар, украшения, платки.

Вед.1 Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой,

В этих чащах не слышно ни звука…

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Вед 2 Как из чудесной сказки, к нам пришла царица-осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотистыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Укрыла осень яхонтовым ковром землю.

Вед 1.Начало осени называют бабьим летом, за то, что оно как бы соединяет в себе два времени года. Молодое бабье лето начинается 28 августа и длится до 11 сентября. Старое бабье лето радует нас теплой погодой с 14 по 21 сентября. Называют его еще и паутинником, потому что в в воздухе сверкают тончайшие нити паутинок.

Вед 1 Игра СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!  (Картофель,  морковь)

Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

Вед 2 Игра «Что растет в огороде?» задают ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».

— Растет капуста в огороде?

- Да!

— Краснеет помидор всегда?

-Да!

— А лук на грядке зеленеет?

-Да!

— Картошка в огороде зреет?

- Да!

— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

— Нет!

— Есть в огороде перец сладкий?

- Да!

— И кабачок растет на грядке?

- Да!

— Морковка выстроилась в ряд?

- Да!

— Растет на грядках шоколад?

- Нет!

— Растут укроп, фасоль, горох?

- Да!

— Растет большой и злой бульдог?

- Нет!

Вед1. Ребята , а какие вы знаете Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. А как эти месяцы в старину назывались? Раньше сентябрь называли – рюинь – от желтизны осенней листвы, ревун – из-за рева ветра, хмурень – из-за дождей и непогоды.

Вед 2 В сентябре, в сентябре

Утром травы в серебре,                                            

Как серебряные блюдца,

Блещут лужи на заре.

Сад, как дом пустой распахнут.

Воздух яблоками пахнет.

В тишину вплетена паутинок седина.

8. Отошла жарка жатва, а вместе с ней- уличные гулянья и хороводы. Осталось собрать урожай овощей.

Вед 1 Игра СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ! (2 листика  пазла)

В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Вед 2 Игра «Овощное разнообразие».

Из представленных овощей: помидора, огурца, капусты, картофеля – необходимо выбрать овощ, соответствующий описанию.

а) раньше этот овощ разводили только для красоты. Индейцы его называли «круглой ягодой», французы – «яблоком любви», итальянцы – «золотым яблоком». Из этого овоща можно приготовить вкусные салаты и другие блюда.  (помидор)

б) Еще в Древнем Египте люди пили ароматный сок этого овоща. Древние греки когда-то так называли один из своих городов. Без этого овоща не обходится ни один салат и винегрет.  (огурец)

в) Четыре тысячи лет назад люди впервые стали употреблять его в пищу, используя в конце обеда как сладкое блюдо. В переводе с латинского языка означает «голова». Без этого овоща не сварить ни борща, ни щей.  (капуста)

г)  Один англичанин-путешественник ввез в одну из стран овощ, который вкусен и к завтраку, и к обеду, и к ужину. (картофель)

Вед1.Осыпает октябрь наземь золотую и багряную листву. Стелет по жухлым травам листвяной покров дивного красочья…

Глядите! На елочках темных в подлеске

Кленовые звезды горят, как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.            

Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвою  ее засыпает,                                            

А в роще кленовой светлей и светлей.

Все новые листья слетают с ветвей!

 Вед 2  Ф И З М И Н У Т К А      

Кто любит морковку – встаньте ловко,

Кто любит капусту – поднимет вверх руки,

Кто любит картофель – кивайте головой,

Кто любит   огурцы – говорите ой,

Кто любит  лук – подпрыгните вдруг,

Кто любит кабачки и баклажаны – присядьте на место сами.

Вед  1 Игра “Гроза”.(вещи)

На сцену выходят по одному участнику. На них надевается куртка, шапка, шарф. Под музыку дети ходят по сцене, когда музыка смолкает, они должны снять с себя одежду: куртку, шапку, шарф. Кто это сделал быстрее, тот и победил.

Вед.2.Октябрь называют листопадником, свадебником. Постоят недолгие ясные дни, радуя прощальным теплом и последними цветами-хладолюбами.

Вед. 1Осенними вечерами собирались девицы на посиделки: пели песни, вышивали, делились секретами.

Вед  2Игра Диагностика”. (овощи,  фрукты )

Приглашаются по одному участнику от каждого класса. Им завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху надо определить, что это за предмет. Это может быть овощ или фрукт.

Вед 1.Ноябрь – третий осенний месяц: сентябреев внук, октябреев сын, зиме – родной батюшка. В народе его называют грудень. Улетают последние птицы, чтобы не замерзнуть от зимней стужи.

Вед 2.В ноябре «зима с осенью борются», убывают дни, прибавляются ночи, темные, звездные. Входят в силу холодные утренники, крепнут заморозки.

Вед1 Конкурс: «Знаете ли вы пословицы?»

Закончи пословицу.

  1. Без хозяина земля – круглая - …(сирота)
  2. Весна красна цветами, а осень - …(пирогами)
  3. В огороде не скучаем, значит будем с …(урожаем)
  4. Упал с дерева один лист – жди…(осени)
  5. Не хвались травой, а хвались - …(сеном)
  6. Всякое семя знает свое - …(время)
  7. Посеешь в пору – соберешь зерна -…(гору)

Вед 2 Игра СОБЕРИ ШИШКИ!  (шишки, корзиночки)

В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

Вед 1 Игра-конкурс « Перейти лужи по камешкам»  2 картона

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочередно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

  Ведущий 2: Вот и ушла от нас Осень, но не навсегда. Зимой она будет спать под снежным покрывалом, а через год снова вернется.



Предварительный просмотр:

Казачья  песня.

Цель:  познакомить  с  многообразием  жанров  казачьей  песни.

Задачи:

  1. Познакомить  с  многообразием  жанров  казачьей  песни. На  примере      истории  о  женщине-казачке  Наталье  Комаровой  и  предании    подвести  к  осознанному  пониманию,  как  сочинялись  песни  народом,  откуда брались  сюжеты  для  песен.  Расширять  кругозор учащихся.  Приобщать  к  выразительному  и  осознанному  исполнению  народной  казачьей  песни. Расширить  слуховой  и  вокальный   багаж  учащихся.

     2.  Воспитывать  патриотические  чувства  на  примере  истории  из  жизни    казаков. Прививать  любовь  к  фольклору,  воспитывать  нравственно  и  эстетически.

3. Развивать  интерес  и  уважение  к   своим  национальным  истокам.  Развивать    вокально – хоровые  навыки  и  осознанное  восприятие  искусства (ИЗО,  литературы,  музыки);  ассоциативное  и  образное  мышление,  зрительную  и  логическую  память.

 

                                            Ход занятия.

  1. Организационный  момент.  
  2. Вступление  в  тему  урока.

 - Этот  урок мы  посвятим  казачьей  песне.

 История  казачества  замечательна  и  уникальна  во многих  отношениях.   В  истории  каждого  народа  сохранились  свои  предания,  свои  песни  и  пляски,  свои  обычаи  и  законы.  Это есть  культура  народа. Основная  часть   казачьих  песен  и  преданий  слагались  по  следам  славных  боевых  событий.  И  только  в  более  поздний  период  в  песенную  культуру  казаков  стали  входить  элементы  быта,  лирики, ритуала,  которые они  черпали  из  самой  жизни.  Так слагались  песни  у   народа.  А  отличали  казачью песню  - вольнолюбивый  настрой,  героизм  и  преданность  братству.  И,  конечно,  раздольный  напев,  в котором  чувствовалась  бескрайняя  ширь  родной степи. Обычаи  же  казачьи  всегда  воспитывали  в  подрастающем  поколении  чувства  отваги, удали,  справедливости  и  глубокой  нравственности.  

Сегодня  мы  познакомимся  с  рассказом  «Ох  уж  эта  Варька!»  Александра Драта.  

 -Вспомните,  какую  песню  вы  знаете  про  Варю?  («Ой,  Варенька,  Варенька»).

-Слушая  рассказ,  подумайте  над  тем,  могла  ли  эта  жизненная  история  послужить  примером  или  вдохновением  для  создания   песни  «Ой,  Варенька,  Варенька»?

   Лирическая  казачья  песня  «Зародилась,  сильна  ягодка» - слушание  и  просмотр  слайдов.

Слушание  Рассказа  Александра  Драта  «Ох  уж  эта  Варька!».  

Народилась  в  семье  урядника  Семёна  Зайцева  пятая  посчетно  девчушка.  Загоревал  было  попервости  Семён. Но  грех  на  судьбину  роптать,  конечно,  а  все  ж  таки…

 -Невезуха  прямо!  Хочь  бы  одного  казака  подарил  Господь. Наследника  потомственного  фамилии  и  дел  моих  бренных.…   А  то  -  сплошь  слабый  пол…

 Однако  -  ничего  не  поправишь.  Назад  не  переделаешь.  Надо  растить,  поднимать  дитятко.  Свое,  никак.  Да  и вообще.… Такая  последка  изладилась  -  картинка  нарисованная.  Чистая  красовитка!  Бровки  -  смоль,  глазки  -  синь,  голосочек  -  колокольчик…  Станичники  все  сподряд  ходили: - Ух,  хороша!  Ух,  забавна!

  Растаяло  нутро  Семёново  от  удовольства:

 - Ладно.  Ничё,  что  не  парень.  Зато  всем  остатним  взяла!

  Назвали её  Варькой!

 Мало  ли,  много  ли  времени  прошло  -  подросла  девчушка. Боевитка.  Неспустяха.  Чуть  что  не  по  ней,  чуть  кто  забидеть  попробует  -  держись.  Не  даст  спуску.  Хлещется  на  кулачках  с  пацанами  на  равных.  До крови. Правда,  - до  первой  только.  Отходчивая  при  том  при  всем.  Справедливая.  Сама  же  и  пожалеет  потом  побитого,  юшку  с  носа  утрёт.

  И вышло  как  бы  само  собой  в результате  - верховодить  стала  в  станице  над  ребятнёй  прочей:  и над  девчонками,  и  над  парнишками.

  - Ох  уж  эта Варька!  -  то  и  дело  покачивал  головой  Семён.  А  сам  - ажно   светится  изнутри:  до  того  ему  томатно  от  ершистого  дочкиного  характера.  От  умения  её  за  себя  и  за  других  постоять.  От  сердечности  непонарошечной…

Ещё  прошло  сколько-то  времени.  Поднялась  Варька  в  Варвару.  В  невесты завидные.  Налилась  соком  хмельным.  Запоёт  - звонче  всех  выводит.  В  пляс  пустится  -  будто  лебедка  плывет.  Нарядится,  на  посиделках  объявится  - у  парней  дух  заходится.  А  ей  -  всё  нипочём.  Никого не  подпускает  к  себе.  

-  На  наш каравай  -  роток  не разевай.  Охолонь  малость…

  -  Ох  уж эта  Варька!  -  облизываются  парни.

 - Ох  уж  эта  кокетка!  - вздыхает  мать. -  Как  бы чего  не случилось…

  -  Не  случится,  -  щурится  Семён.  – Не  вмешивайся  только.  Сама  сообразит,  что  к  чему.

  Давал  ей  вольность  полную.  Не  вязал  по рукам и ногам  родительской  строгой  опекой. Доверял  всецело.  Без  задней  мысли.

  А  та -  и  рада.  До  сумасшествия  женихов  доводит.

  Давал  ей  вольность  полную.  Не  вязал  по  рукам  и  ногам  родительской  строгой  опекой. Доверял  всецело.  Без  задней  мысли.

  А  та -  и  рада.  До  сумасшествия  женихов  доводит.

  Однако  настала  пора – дрогнуло  её  шальное  сердечко. Растаяло,  будто  снег  по  весне…  Сын  станичного  атамана  ей  по  нраву  пришёлся.  Самый  ладный  хлопец.  Самый  достойный  выбор.  И,  главное,  -  по  взаимности.

 -  Глядишь,  породнимся  Семён,  -  заикнулся  как-то  атаман.  -  К  тому  все  идет.

  - А  чего?  Против  ты,  никак?  -  крутит  ржаные  усы  Зайцев.

  -  Да  нет.  Нисколько… лыбится  атаман.  Тоже  довольнёхонек.

- Ох  уж эта  Варька!  -  завидуют  другие  девки. – Какого  жениха  себе  надыбала!  Сахарная  она,  что  ли?  Аль  приман  какой  знает?

 Ну  и  вот.  Дальше  - больше.  Надумали,  было  уже  гулять  свадьбу.  Да  не  успели.  

  В  1863  году  как  раз  собрались  русские  войска  двинуться  на Польшу.  Стала  готовиться  к долгому  походу  и  родная  Варькина  - Спасская – станица.

 -Желаю  служить  в  полку!  -  объявила  Варька.  -  Не до  свадеб  счас…

 -  Да  ты  что?  Бабское  ли это дело?! – обомлела  мать.

 - Всехнее  это дело!  -  даже  глазом  не  моргнула  своевольница.

  Сопит Семён. Знает норов  дочкин.  Не  удержишь  ведь,  ежели  надумала!  Тем  паче  -  по  ловкости  и   умелости  воинской  она  и ему,  отцу  родному,  не  уступит.  Обучил  на  свою голову.  А  как  не  обучишь?  Не  отлипала  ведь:

 _  А  ну,  покажи!  А  ну,  расскажи!  А  ну, дай  испробовать!

С  каюком  на  реке  управляется  -  чисто  с  гребешком.  Арканом,  луком  и  самопалом   владеет  -  будто  носовым платком.  В  седле  сидит  -  как  на  пеньке  гладком  отдыхает.  Форма  казачья  ей  -  краше  всех  нарядов  идёт.  Сообразительная,  напора  и бесстрашия  -  не  занимать.…  На  все  сто  вояк  хватит!

  Пошёл  Семён  к  атаману.  Так,  мол,  и  так. Придется  повременить  со  свадьбой.

-  Ох  уж эта  Варька!  Ох уж  эта  невеста!  -  пыхтит  тот.  -  Огонь, да  и  только!  Бес,  да  и  всё!  В  кого  она  такая?

  -  В  себя, никак…  -  разводит  руками  Семён.

 - Ну,  так  что  ж.…  Надо  зачислять  в  полк…  энтого  казака….  Зачислили.

  Лихо  воевала  Варька.  С  Георгиевским  крестом  на груди  в  станицу  возвернулась!  И  у  сына  атамана   -  Георгий.

 «Ой,  Варенька,  Варенька!»  - слушание  песни.

-  Ну  вот,  теперь  и  свадьбу  играть  можно!  -  говорит  Варька.  Согласная  я …

Слушание   плясовой  песни  «Как  в  Дурновской   во  станице».

Игра на ложках «Барышня»

Итог урока: Песни  сопровождали   казаков  не  только  в  походе, но  и  весь  быт  казаков.  Особенно любимыми  были  хоровые  песни.  Особенности  казачьего  пения  не  находят  сходства  в  пении  ни  у одного  народа,  и  до сих  пор не  установлено  истоков  его  происхождения.  Но  ясно  одно,  что  все  сюжеты  песен  и  преданий  складывались  по  следам  героических  подвигов  земляков,   из  жизни  и  быта станичных  казаков.

 

                          Женщины-казачки  на  Великой  войне.

Дочь  уральского  войскового  старшины  Наталья  Комарова, отлично  освоившая  верховую езду, с первых  же  дней  войны  буквально  бредила битвами. Ее  отец  и брат Петр уже  воевали, а  ей оставалось  лишь  читать  в газетах  боевые  сводки  с полей  войны. Слезные  уговоры  матери  не  оставлять ее  одну  не  помогли. На деньги, отложенные  отцом  для  приданого, Наталья купила  коня  и  всю  казачью  амуницию.
Полк, в котором служил  ее  брат, она разыскала  в  местечке  близ  границы  с Восточной  Пруссией. Командир  молча  выслушал  биографию доброволицы  и ее  просьбу  о  зачислении  в полк.
«После некоторого раздумья он произнес:
— Ну что с вами поделаешь? — Бывали уже подобные примеры... Я вам не разрешаю, но и не запрещаю...
— Безумная... — только и сказал ей брат при встрече».

Наталье Комаровой «на вид было лет 17—18. Хорошее  русское  лицо светилось отвагой и добротой, носик был чуть-чуть вздернут, искристые серые глаза смотрели открыто  и  прямо. Широкие черные шаровары  в  талии  были перехвачены  широким  кожаным  поясом, к  которому  с одной  стороны  был прицеплен длинный  кинжал  в серебряных  ножнах, с другой — больших размеров  кобура с револьвером. Темно-синий черкесский бешмет, отороченный серебряными галунами, облегал стройную фигуру. За плечами  на  ремне  висел легкий  казачий  карабин».

Офицеры  штаба  откровенно  любовались  юной  амазонкой, одетой  не  по форме, но очень  воинственно  настроенной. Воевала  она  отменно, выполняя боевую  работу  наравне  со  всеми. Штыком  и  прикладом  она  орудовала  столь же  ловко, как  и  шашкой.
Прикрывая  со  своей  сотней  атаку  пехотного  полка, Наталья  увидела падающего  знаменщика  и  врага, удиравшего  в  тыл  с  русским  знаменем. Пришпорив коня, отважная  казачка  настигла  немца  и  сразила  его  метким выстрелом. Подхватив  знамя, она  устремилась  вперед, увлекая  за  собой  полк. Вражеская  позиция  была  взята. За  этот  бой  Комарову  наградили Георгиевским  крестом  4-й степени.
Она  писала  матери: «Это был самый  прекрасный  момент  всей  жизни  моей, когда  я  получила  этот  чудный  знак  доблести.  Нет выше  награды  на  земле, чем  Георгиевский  крест».

Потянулись  боевые  будни. Наталья  стреляла, перевязывала  раненых  и  с риском  для  жизни  добывала  патроны  в  покинутых  окопах. Пули,  шрапнель  и  осколки  снарядов  обходили  ее  стороной. Так  продолжалось  до  тех  пор, пока  казаки  не  столкнулись  в  одном  из боев  с  баварской пехотой. Это были не  австрийцы, которые, завидев  идущую  в  атаку  русскую  пехоту  или  казачью лаву, бросали  оружие, выскакивали  из окопов и, задрав  руки, истошно орали  по-русски: «Не убивай! У меня  четверо детей!»
Баварцы успели дать залп по несущимся казакам и примкнули штыки к ружьям. Завязался яростный бой. Под Петром Комаровым убило лошадь, и он отбивался карабином, тесня противника  к  канаве. Казак  не  видел  подбиравшегося сзади врага. Крутясь  в  седле  и  отбиваясь  шашкой  от  штыков, Наталья  заметила опасность, но  помочь  брату  не  успела. Удар  приклада  свалил  Петра.

Наталья  сразила  врага  и, соскочив  с  седла, подбежала  к  лежащему  брату  и опустилась  на  колени. В  этот  момент  вражья  пуля  навылет  пробила  ее грудь.
Казачка  выжила. Из  госпиталя  ее  отправили домой, но  она  не  могла смириться  с  положением  демобилизованной  по  ранению. Как  только она почувствовала  себя  достаточно  окрепшей, снова  вернулась  на  фронт.
Дальнейшая  судьба  ее  затерялась  среди   тысяч  других."

 Творческие  задания.

Песня  «Ой,  Варенька,  Варенька»:

 1 Лирическая

 2. Военно – походная

 3. Хороводная

 4 Плясовая.

-Какие  инструменты  вам  подойдут  больше  всего  и  почему?

                                                 

                     Трещотки                     Ложки                            Гитара                                      Лира

                    Рояль                                   Орган                      Труба

                                     Цимбалы                                                                    Баян

                                                          Гусли                          Туба                                                                    Коробочка

                                Гюро                                       Балалайка                        Скрипка

             Флейта                                 Бубен

                                        Маракасы                                    Канстаньеты                                                                Рубель

                                                                  Шаркунок                                       Барабан

                 Исполнение  и  инсценировка  песни  «Ой,  Варенька, Варенька».

-Чем  отличается    исполнение  песни  в  презентации  от  нашего исполнения?

  Итог  урока.

  Песни  сопровождали   казаков  не  только  в  походе, но  и  весь  быт  казаков.  Особенно любимыми  были  хоровые  песни.  Особенности  казачьего  пения  не  находят  сходства  в  пении  ни  у одного  народа,  и  до сих  пор не  установлено  истоков  его  происхождения.  Но  ясно  одно,  что  все  сюжеты  песен  и  преданий  складывались  по  следам  героических  подвигов  земляков,   из  жизни  и  быта станичных  казаков.



Предварительный просмотр:

 

                                      Жанры казачьих песен.

Цели: познакомить с жанрами казачьих песен.

Задачи:

Создать условия для формирования у учащихся понятия «жанры казачьих  песен.

Развивать музыкально-языковое мышление учащихся.

Создать условия для углубления патриотических чувств у учащихся.

Муз. Материал: «Мы с тобой казаки», (муз. В. Г. Захарченко);«Прощай, станица» (казачья народная песня);«Атаман» (казачья народная песня);«Вдовы России» (сл.М. Г. Голуб, муз. Г. Пономаренко)

ХОД УРОКА

1. орг. момент

2 Беседа

Сегодня  мы с вами познакомимся  «Жанры казачьих песен», иначе говоря, о чём пели наши предки – казаки. Но, прежде всего, я хотела бы спросить вас и наших гостей, а что же означает слово казак? (Вольный человек).

 – Да, конечно, казаки не мирились с рабством, крепостным правом. На Кубани для казаков была «ширь и простор», где каждый из них – казак, т.е. сам себе господин.

 – А как вы думаете, казаки любили петь?

 – А когда же звучали песни? (Праздники, труд, война, гулянья, посиделки и т.д.)

 – А какие по характеру были эти песни? (Весёлые и  грустные)

3. Введение новых понятий

– Грустные песни у казаков были не такие, от которых хотелось плакать, а песни – думы, раздумье. Послушайте песнь «Прощай, станица» и попробуйте определить характер, содержание  песни.

а) Слушание: «Прощай, станица»  (к. н. песня)

Ответы учащихся: темп – медленный, характер – сдержанный (показать жестом). Содержание – проводы на войну.

– Что это за жанр? (Песня-дума)

 – Да, казаки идут  на войну защищать своё Отечество. Они не знают, останутся ли живы, размышляют о своих семьях, оставшихся без кормильцев.

 – Проводили мы казаков, а какими мы их  видим на войне, было ли у них  время печалиться? (На войне они были смелыми, бравыми, сильными, не боящимися  никаких трудностей)

Исполнение песни « Мы с тобой казаки»

Учащиеся:  характер – бравый, смелый, задорный; шли строем – строевая.

в) Беседа.

У.: А все ли казаки  возвращались с войны?

 – Да, были и такие семьи, в которых навсегда поселилось горе. Это  те матери и жёны, которые потеряли своих мужей.

 – Могли ли звучать весёлые песни? (Нет).

 – Правильно, пели другие песни. Какие они были по характеру? (Грустные)

 – Их называли   лирические песни. Мы на прошлом уроке начале разучивать песню «Вдовы России».

 – Кто написал эту песню? (кубанский композитор Григорий Пономаренко).

 – Эта песня написана в наше время (современная, но композитор сохранил традиции кубанской песенной культуры)

г) слушание «Вдовы России» (в сопровождении  инструмента).

– Вот какую прекрасную лирическую песню написал Г. Пономаренко.

– Ребята,  а когда наступало время праздников, какие звучали песни: строевые, лирические, песни – думы?

 – Существует ещё один жанр казачьей песни. О каких песнях идёт речь? (О плясовых)

 – Каков, как вы думаете,  каков был характер   этих песен? (весёлые, танцевальные,  заводные, ноги так и неслись в пляс)

 – Давайте  исполним  плясовую песню «Бравый атаман » и постараемся поднять настроение нашим гостям.

е) Исполнение песни «Атаман».

И конечно  же казаки любили играть на муз. Инструментах  давайте и мы с вами  сыграем номер на ложках.

Номер на ложках  «Барышня»

4. Закрепление новых понятий и навыков

– Мы увидели, насколько разнообразны казачьи песни. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? С какими жанрами казачьих песен мы сегодня познакомились? (Песни-думы, строевые, лирические, плясовые).

 – Казаки  умели и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтили традиции и уважали предков, были истинными сынами своего Отечества.

 – А как называют человека, который любит свою Родину, готов отдать жизнь за Отечество? (Патриот)

 – А как же будет называться жанр песни, если в ней говориться о любви к Родине? (Патриотическими)