Методическая копилка

Воронкова Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Урок 22

Весна в музыке.

Цели:

Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание).

Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.

Углубить понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.

Задачи:

Познакомить с образом весны в творчестве П.И.Чайковского, А.К. Саврасова, Э. Грига, Э. Сетона- Томсона. Разучить песню о весне. Р.Паулса.

Ход урока.

1 орг. Момент.

 2 Повторение пройденного материала.

На прошлом занятие мы с вами говорили о зиме. Что мы знаем о этом времени года.?

3 изучение нового материала.

 Вот и наступила  долгожданная весна. Ребята , а как мы узнаем ,что весна наступила?

Чем она отличается от зимы? (Снег начинает таять, солнышко светит ярче, греет сильнее, появляется первая зеленая травка, возвращаются из теплых краев птицы - скворцы, ласточки...)

3 Рассказ  « Отчего синицы раз в году теряют рассудок».

Учитель. Правильно, вот так и  народ подмечал все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Ребята посмотрите  у вас в учебники нарисована на картина, которую нарисовал   А. Саврасов.

Что вы можете сказать о ней?

Берёзы ровные и стройные?

Нет, кривые, корявые.

Что ещё видите на этой картине?

Тает снег, появились лужи,.

День яркий, солнечный?

Пасмурный, серенький.

А вот композитор Э. Григ  уже знакомый вам, написал музыку  и назвал её  весной.

 4 Слушание Э. Григ 

Какая она по характеру?

Еще один композитор ,который любил весну  был вивальди.

Слушание.

-Как вы думаете, как  могли в народе называть март месяц?

 А  какие  же есть  названия для марта.  

 Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотѐк. Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет , и красоту , и качество . Вот и приходится зазывать весну к себе в гости  закличками и песнями-веснянками.  

- Но прежде, скажите, что такое заклички?  А потому что весну закликали, то есть зазывали.

5 Разучивание песни  «Выйди солнышко».

У русского народа существует поверье, что 22 марта по новому календарю в день сорока христиан-великомучеников из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. В этот день в каждой избе пекут из теста "куликов и жаворонков" с распростертыми крылышками.Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих птиц и ранний приход весны.

 В старину в жаворонка запекали пуговицу или монету, для того чтобы узнать свою судьбу. Если попадет жаворонок с монетой, то быть тебе богатым, а если пуговица, то "пойдешь во солдаты".  

В первом классе мы  с вами  знакомились с музыкой П. Чайковского и некоторыми сведениями из его биографии.

- Петя Чайковский был добрым, чутким мальчиком. Когда ему было четыре года, он сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге», а в шесть лет неплохо подбирал по слуху, играл на фортепиано, свободно читал по-французски и по-немецки. Уже взрослым, вспоминая детство, он написал «Детский альбом», в который вошло 26 пьес. Среди них знакомые вам «Марш деревянных солдатиков», «Баба-яга», «Болезнь куклы», «Песня жаворонка».

6 После повторного прослушивания «Песни жаворонка»

7 Рисование весны.

8 Музыкальный разговор.

 Перед вами  написан музыкальный разговор  лисы и вороны. Давайте  вместе придумаем о чем говорит лиса и ворона.

Сейчас мы с вами прослушаем  2 танца  и вы мне скажите , какие они по характеру  разные или одинаковые.

9 Слушание « Подгорка» и « Полька».

 

Какой характер у первого танца?

Какой характер  у второго  танца?

 А теперь нам  нужно придумать подходящие движения к танцам.

 Молодцы.

Итог урока

О каком времени года мы с вами говорили?

С какими произведениями мы с вами познакомились?

Как зовут композитора, который написал песню жаворонка?

На это наш урок закончен . До свидание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка - балет Конек Горбунок

Слайд 2

П.Ершов Р.Щедрин

Слайд 4

Ребята, всегда ли одинаково звучит этот фрагмент. Что и как изобразил композитор сначала?

Слайд 7

Как звучит музыка: торжественно, весело, грустно? Какой эпизод сказки может иллюстрировать эта музыка? Попробуйте нарисовать её красками или словесно: что вы видите, что вы слышите, как меняется музыка, что вы под неё представляете?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок 25

Осень в музыке.

Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе

Задачи.

Формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь).

Учить формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать певческие умения и навыки, ассоциативное мышление, “внутренний слух” и “внутреннее зрение”.

Осваивать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Музыкальный материал: Г.Свиридов “Осень”, П.И.Чайковский “Осенняя песнь”,осень Ц.Кюи , «Скворушка прщается», Т.Попатенко, « Осеннее настроение « И.Сидельников.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход в класс под музыку Г.Свиридова “Осень”.

Музыкальное приветствие.

II. Введение в тему урока

“Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса…”.

 О каком времени года эти строки? (Об осени)

Правильно, ребята. Сегодня мы с вами и посвятим наш урок этому времени года.

III. Работа с учебником-тетрадью

- Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.

- Давайте откроем учебники)

Рассмотрите репродукции картин:  В.Поленова “осень в обрамцево”.

Дети отвечают на вопросы:

Что изображено на картинах?

Какое настроение передает каждая из картин?

Какие краски помогают передать настроение?

IV. Слушание музыки

Послушайте пьесу композитора Георгия Свиридова “Осень” (показ портрета композитора).

Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками?

- Какое стихотворение и картина по настроению близки этой музыке? (Ответы детей)

- Какой инструмент “поет” мелодию?

Мы с вами познакомились с изображением осенней природы в различных видах искусств. Увидели и услышали как поэты, художники, композиторы своими произведениями выражают любовь к этому времени года. А вы любите осень? За что? (ответы детей)

Если мы будем любить и беречь природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение.

V.Разучивание песни « Осень»  Ц.Кюи

- Как движется мелодия? (Cначала поступенно вверх, затем поступенно вниз). Все ли кубики-звуки нарисованы одинаково; как мы пропеваем маленькие кубики-звуки и большие кубики-звуки? (Ответы детей)

“ Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки ФОРТЕ (громко), ПИАНО (тихо).

- Любая мелодия покажется скучной и неинтересной, если все звуки будут одинаковой длины. То есть звуки могут быть короткими и длинными, с помощью длительностей может складываться любой ритм.

 Давайте проверим с помощью такой игры

Учитель рассказывает:

 Теплым осенним днем ребята вышли на прогулку. Они играли, веселились. И вдруг подул сильный ветер.

Физминутка (дети выполняют движения согласно тексту):

Ветер дует нам в лицо

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

 Деревцо все выше, выше.

Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли (показ, дети повторяют),

потом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики (показ).

Все побежали прятаться под крышу и просят:

“ Дождик, дождик! Кап да кап,

 Ты не капай долго так.

(Задание заключается в том, чтобы дети проговаривали и отхлопывали ритм стихотворения, одновременно сопровождая хлопки равномерным покачиванием корпуса влево и вправо.

Затем, внимание детей переключается опять на запись нот. Объяснить, что один удар ДОН приходится на два удара ДИ-ЛИ).

Оказывается ритм очень важен.

VI. Исполнение песни “Скворушка прощается” муз.Т. Попатенко.

- Ребята, а что главное в песне? (Мелодия)

- Что песню отличает от марша, танца? (Слова)

- Кто сочиняет песни? (Композитор)

Слушание песни «У матушки  четверо было  детей».

VII. Обобщение и творческое задание.

- Сегодня на уроке, ребята, мы слушали музыку, читали стихи, говорили о красках осени, исполняли песню. А теперь давайте попробуем украсить наш класс осенними листьями. “Соберем большой букет - нам от осени привет!”.

- У каждого из вас на парте лежит листик белого цвета. Давайте разукрасим листики и не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Мы выполним нашу творческую работу под “Осеннюю песню” П.И.Чайковского.

“ Готово? Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно.

Домашнее задание.

- Проявите же свою фантазию и дальше”. Дома придумайте “осенний напев”, передайте свои впечатления об осени. “Со словами вы запоете или без слов, это не столь важно. Кстати, можете себе аккомпанировать, на чем захотите (барабан, щелчки пальцами, хлопки в ладоши и т.п.)”.

Выход из класса под музыку “Осень” Г.Свиридова.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: