Дополнительное образование в МДОУ

Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 села Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области »

Согласовано

Руководитель МО

МДОУ «Детский сад №1 с.

Перелюб»

Утверждаю Заведующий МДОУ

«Детский сад №1 с. Перелюб»

__________/Усачева Е.В.

Приказ № _____ от _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

художественной направленности

«Разноцветные ладошки»

Возраст обучающихся 5-6 лет

Срок реализации программы - 1 год

Автор – составитель программы:

Методист МДОУ

«Детский сад №1 с. Перелюб»

Короткова Евгения Алексеевна

с. Перелюб 2021

Содержание:

1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка                                                                                 3

1.2. Цели и задачи                                                                                                 5

1.3. Ожидаемые результаты                                                                                 8

1.4. Содержание программы                                                                                8

1.4.1 Учебный план                                                                                               8

1.4.2. Содержание учебного плана                                                                      9

1.5. Формы подведения итогов реализации программы                                 13

1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.                                                                          13

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»                         15

2.1. Методическое обеспечение                                                                         15

2.2. Список литературы                                                                                      16                                                                                                                                          

3. Приложение 1                                                                                                 18      

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» относится к программам художественной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
  • Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)».
  • Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.

Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают детям, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Новизна На занятиях изостудии «Разноцветные ладошки» создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся.

Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей, Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

1.2. Цель и задачи реализации программы.

Цель: Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

  • учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей.
  • формировать умение оценивать созданные изображения

  • развитие мышления, памяти, внимания, моторики рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к изучению и  познанию художественного  искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Содержание программы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.

Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.

Обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Возраст детей и их психологические особенности

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до 6 лет.

В 5 - 6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер, ребенок становится способным рассуждать.

Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов. Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве – ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты. Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, однако почти не ориентируется в будущем.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны – форму, цвет величину. В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции – приписывания своих отрицательных поступков другому.  Уже к 6 годам ребенок способен жить в воображаемом мире.

Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру. Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений. Развитие личности ребенка происходит в общении, в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию (социальную роль) играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка. В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения становится более сложной.

Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, а определенным соподчинением мотивов. Иерархия мотивов является психологической основой формирования воли и произвольности поведения. Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, – например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью и др. У детей 6-го года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели, закрепляется общественная направленность этого волевого качества.

Режим занятий:

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Группы формируются с учетом имеющихся у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20-25 минут во второй половине дня , общее количество за учебный год  составляет 36 часов. Группы формируются численностью до 15 человек.

Формы проведения занятий:

  • Занятие в виде игры
  • Учебное занятие

1.3. Ожидаемые результаты дополнительной общеразвивающей программы

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебно-тематический план 2021-2022 года обучения детей 5-6 лет

Темы

Всего

В том числе

Занятий

Теория

Практика

1

Осенние пейзаж

1

0,25

0,75

2

Овощи

1

0,15

0,85

3

Осенние деревья

1

0,15

0,85

4

Чудесное превращение кляксы

1

0,25

0,75

5

Разноцветная мозаика

1

0,25

0,75

6

Грустная осень

1

0,15

0,85

7.

Подводный мир

1

0,25

0,75

8.

Яблоко

1

0,15

0,85

9.

Зимующие птицы

1

0,25

0,75

10

Рисунок мыльными пузырями

1

0,15

0,85

11

Превращение ладошки Петушок

1

0,25

0,75

12

Подарим маме вазу

1

0,15

0,85

13

Волшебные снежинки

1

0,25

0,75

14

Пингвины на льдине

1

0,15

0,85

15

Фантазийные компазиции

1

0,25

0,75

16

Зимняя сказка

1

0,15

0,85

17

Новый год

1

0,25

0,75

18

Белоснежная зима

1

0,15

0,85

19

Кто живет в зимующем лесу

1

0,25

0,75

20

Курочка и яички

1

0,15

0,85

21

Бабочки

1

0,15

0,85

22

Волшебные цветы

1

0,25

0,75

23

Рисование слона ладошкой

1

0,25

0,75

24

Открытка для папы

1

0,15

0,85

25

Путешествие в космос

1

0,25

0,75

26

Весенние цветы для мамы

1

0,15

0,85

27

Весеннее небо

1

0,15

0,85

28

Весеннее дерево

1

0,25

0,75

29

Золотая рыбка

1

0,15

0,85

30

Розы

1

0,25

0,75

31

Картины из песка

1

0,15

0,85

32

Пустим в озеро красивых рыбок

1

0,25

0,75

33

Паучок в паутине

1

0,25

0,75

34

Звездное небо

1

0,25

0,75

35

Салют Победы

1

0,25

0,75

36

Яблонька в цвету

  1

0,15

0,85

Итого

36

7,2

28,8

 

1 академический час соответствует 20-25 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).

1.4.2. Содержание учебного плана 5-6 лет

 

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Осенние пейзаж

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Рисование с помощью поролоновой губки, с помощью листьев и ватных палочек. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью, акварелью). Прививать детям эстетический вкус.

Сентябрь

Овощи

Обогащать знания детей о различных овощах; учить детей передавать в рисунке выразительные образы различных овощей (морковка, лук, огурец, помидор, перец, капуста, кабачок, баклажан, картошка, тыква, репка) с помощью трафарета и простого карандаша; для раскрашивания использовать нетрадиционный приём (тычок жёсткой полусухой кистью и рисование пальчиками).

Сентябрь

Осенние Деревья

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

Октябрь

Чудесное превращение кляксы

Создать условие для свободного экспериментирования с разными материалами.

Октябрь

Разноцветная мозаика (восковые мелки, акварель)

Познакомить детей с техникой рисования - мозаика.
Учить детей создавать разноцветную композицию, чередуя цвета между собой в контуре рисунка.

Октябрь

Грустная осень

Формировать у детей умение передавать в рисунке хмурый день конца осени через цвет листа бумаги и цвет красок

Октябрь

Подводный

Мир

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель). Развивать воображение, чувство композиции.

Ноябрь

Яблоко

Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.

Ноябрь

Зимующие птицы

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).

Ноябрь

Рисование мыльными пузырями

Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей.

Ноябрь

Превращение ладошки «Петушок»

Учить превращать отпечатки в петушка, рисовать дополнительные детали (гребешок, ноги со шпорами и т.д.). Закреплять знания о симметричных  и  асимметричных предметах.

Ноябрь

Подарим маме вазу

Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Декабрь

 Волшебные снежинки

Научить детей использовать в своей работе нетрадиционную технику рисования – свечу и набрызг.

Декабрь

Пингвины на льдине

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами.

Декабрь

Фантазийные композиции

Познакомить детей с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие

Декабрь

Зимняя сказка

Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.

Декабрь

Новый год

Продолжать знакомить детей с понятием "холодные цвета". Учить детей рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела. Добиваться выразительности образа.

Январь

Белоснежная зима

Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту

Январь

Кто живет в зимнем лесу

Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности.

Январь

Курочка и яички

 Познакомить детей с овальной формой. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки, развивать воображение. 

Февраль

Бабочки (монотипия)

Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Февраль

Волшебные цветы

  • Учить детей новой технике рисования – с помощью пищевых красителей,Продолжать учить приёму монотипии; создавать условия для творческой деятельности через использование принципа синестезии (музыка, звуки природы), создание игровой ситуации.

Февраль

Рисование слона ладошкой

Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой: опускать всю ладошку в краску и делать отпечаток.

Февраль

Открытка для папы

Создать условия для развития детского творчества посредством освоения нетрадиционной техники рисования крупой манкой.

Март

Путешествие в космос

Создание условий для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.познакомить с нетрадиционным рисованием – рисованием салфетками.

Март

Весенние цветы для мамы

Уточнить знание первых весенних растений. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками, сочетать их. Воспитывать эстетическое отношение к образу.

Март

Весеннее небо

создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, изображать весеннее небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой растяжки «по мокрому» листу бумаги.

Март

Весеннее дерево

Продолжать закреплять умение  выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Март

Золотая рыбка

Прививать интерес к  изобразительному искусству,  развивать сюжетное рисование нетрадиционными техниками изображения. (зубной щеткой, поролоновой палочкой, мыльной пеной)

Апрель

Розы

Развитие интегративных качеств личности дошкольника в процессе освоения нетрадиционной техники рисования – монотипия.

Апрель

Картинки из песка

познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;

Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.

Апрель

Пустим в озеро красивых рыбок

Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками предметы овальной формы. Закреплять навыки создания композиции. 

Апрель

Паучок в паутине

Учить рисовать лесную паутину линией и линейным контуром; развивать эстетическое чувство цвета; формировать умение использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания; воспитывать любовь и уважение к природе.

Май

Звездное небо

  • Учить детей изображать звездное небо.
  • Самостоятельно подбирать цветовую гамму для звезд, и фон для ночного неба.
  • Совершенствовать технические навыки рисования по- сырому.

Май

Салют Победе

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.

Май

Яблонькав цвету

изображать на листе бумаги несколько предметов связанных одним содержанием.(кисть ,ватная палочка).

 Закрепление  навыков нетрадиционного рисования (тычком) ватной палочкой .

1.5. Формы подведения итогов реализации программы

1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.

В программе «Разноцветные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Критерии и показатели овладения детьми нетрадиционных техник рисования, определяющих степень развитости во‬о‬бражения у дошкольников‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

Ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; увлеченно и самостоятельно занимается творчеством; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытие своих возможностей.

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (далее НТР). Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл

Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, мотивируя боязнь неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Художественными материалами владеет недостаточно смело.

Низкий уровень

0 баллов

Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник. НТР использует только под руководством педагога.

Не умеет пользоваться изобразительными материалами, рисунок схематичен.

                                            Диагностика

        Рисование

        

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

Предметноеребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов

Сюжетноеребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

Декоративноеребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Итоговый показатель по каждому ребёнку

Ноябрь

май

Ноябрь

Май

Ноябрь

май

Ноябрь

май

Ноябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Методическое обеспечение  дополнительной общеразвивающей программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  • столы;
  • стулья
  • мольберты
  • магнитофон;
  • диски с музыкой (детский репертуар)

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж,  валяние шерстью,  рисования шерстенными нитками.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий методами работы с нетрадиционной техникой рисования.

2.2. Список литературы

Методическая литература

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.

 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

Список рекомендуемой литературы родителям

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Список рекомендуемой литературы для детей:

1. Школа рисования для малышей. - М.; РОСМЭН, 2005.

2. Куцакова Л.В. Мама, я умею рисовать. – М.; Мой мир, 2008.

3. Никологорская О. Волшебные краски. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.

Приложение 1

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками.

В процессе творчестваможно развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.

Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №1 села Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области »

Согласовано

на заседании

педагогического совета

Протокол №______

от «___» ______ 20___ г.

Утверждаю

Заведующий

МДОУ «Детский сад №1 с.Перелюб»

_____________/  Е.В. Усачёва/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

художественной направленности

«Разноцветные ладошки»

на 2021-2022 учебный год

Автор: Короткова Е. А.

 педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 6-7 лет

с. Перелюб 2021

Содержание:

1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка                                                                                 3

1.2. Цели и задачи                                                                                                 5

1.3. Ожидаемые результаты                                                                                 8

1.4. Содержание программы                                                                                8

1.4.1 Учебный план                                                                                               8

1.4.2. Содержание учебного плана                                                                      9

1.5. Формы подведения итогов реализации программы                                 13

1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.                                                                          13

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»                         15

2.1. Методическое обеспечение                                                                         15

2.2. Список литературы                                                                                      16                                                                                                                                          

3. Приложение 1                                                                                                 18      

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» относится к программам художественной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
  • Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)».
  • Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.

Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.

Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают детям, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Новизна На занятиях изостудии «Разноцветные ладошки» создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся.

Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей, Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

1.2. Цель и задачи реализации программы.

Цель: Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

  • учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей.
  • формировать умение оценивать созданные изображения

  • развитие мышления, памяти, внимания, моторики рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к изучению и  познанию художественного  искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Содержание программы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.

Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.

Обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Возраст детей и их психологические особенности

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 7 лет.

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. 
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.  Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Режим занятий:

Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет.

Группы формируются с учетом имеющихся у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30-35 минут во второй половине дня , общее количество за учебный год  составляет 36 часов. Группы формируются численностью до 15 человек.

Формы проведения занятий:

  • Занятие в виде игры
  • Учебное занятие

1.3. Ожидаемые результаты дополнительной общеразвивающей программы

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебно-тематический план 2021-2022 года обучения детей 6-7 лет

Темы

Всего

В том числе

Часов

Теория

Практика

1

Путешествие в золотистый лес

1

0,25

0,75

2

Осенние разноцветные листья (печатание листьями)

1

0,15

0,85

3

Осенние превращение леса

1

0,15

0,85

4

Дерево колдуньи (рисование + аппликация)

1

0,25

0,75

5

Морские рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)

1

0,25

0,75

6

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)

1

0,15

0,85

7.

Морское животное(рисование ладошками)

1

0,25

0,75

8.

Волшебный лес (рисование + аппликация)

1

0,15

0,85

9.

Невиданный зверь

1

0,25

0,75

10

Веселый лужок

1

0,15

0,85

11

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

1

0,25

0,75

12

Снегири на ветке (метод тычка)

1

0,15

0,85

13

Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)

1

0,25

0,75

14

Народные сказки (пятно, штрих, линия)

1

0,15

0,85

15

Бабочки (рисование + аппликация)

1

0,25

0,75

16

Превращение снежинки

1

0,15

0,85

17

Подарок для бабушки

1

0,25

0,75

18

Космический коллаж (рисование + аппликация)

1

0,15

0,85

19

Мой маленький друг (техника тычка)

1

0,15

0,85

20

Зимний лес

1

0,15

0,85

21

Техника «Фроттаж» (затирание)

«Летняя картина»

1

0,25

0,75

22

Техника «Влажным по влажному»

«Цветы»

1

0,25

0,75

23

Техника процарапывания «Аквариум»

1

0,15

0,85

24

Техника восковой вытяжки «Яркие лучи»

1

0,25

0,75

25

Рисование пальчиками и ладошками

«Жар-птица»

1

0,15

0,85

26

Штриховка восковыми мелками

«Мыльные пузыри»

1

0,15

0,85

27

Техника процарапывания

«Зимний пейзаж»

1

0,25

0,75

28

Техника проступания

«Новогодняя ёлка»

1

0,15

0,85

29

«Лебеди»

1

0,25

0,75

30

Тайнопись «Снежинки»

1

0,15

0,85

31

«Животные жарких стран»

1

0,25

0,75

32

Рисование пальчиками

«Красивые бабочки»

1

0,15

0,85

33

«Рыбки в аквариуме»

1

0,25

0,75

34

«Домашние птицы»

1

0,15

0.85

35

Путешествие в золотистый лес

1

0,25

0,75

36

Итоговое занятие

  1

0,15

0,85

Итого

36

7,25

28,75

 

1 академический час соответствует 30-35 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).

1.4.2. Содержание учебного плана 6-7 лет

 

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Путешествие в золотистый лес

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Сентябрь

Осенние разноцветные листья(печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Сентябрь

Осенние превращение леса

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Октябрь

Дерево колдуньи (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Октябрь

Морские рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация)

Вызвать интерес к рисованию, стремление

передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Октябрь

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Октябрь

Морское животное(рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Ноябрь

Волшебный лес (рисование + аппликация)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Ноябрь

Невиданный зверь

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Ноябрь

Веселый лужок

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Ноябрь

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Декабрь

Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Декабрь

Народные сказки (пятно, штрих, линия)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

Декабрь

Бабочки (рисование + аппликация)

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Декабрь

Превращение снежинки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Декабрь

Подарок для бабушки

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Январь

Космический коллаж (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Январь

Мой маленький друг (техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Январь

Зимний лес

Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Январь

Техника «Фроттаж» (затирание)

«Зимняя картина»

Знакомство детей с техникой затирания

Развивать эстетическое восприятие

Февраль

Техника «Влажным по влажному»

«Цветы»

Познакомить детей с новой для них техникой

Упражнять детей в рисовании красками

Февраль

Техника процарапывания «Аквариум»

Познакомить детей с техникой процарапывания

Упражнять детей в рисовании восковыми мелками

Февраль

Техника восковой вытяжки «Яркие лучи»

Познакомить детей с техникой восковой вытяжки

Развитие воображения

Февраль

Рисование пальчиками и ладошками

«Жар-птица»

Продолжить знакомить детей с данной техникой

Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков

Март

Штриховка восковыми мелками

«Мыльные пузыри»

Знакомство детей с ещё одной техникой

Развивать образное представление, воображение

Март

Техника процарапывания

«Весенний пейзаж»

Учить воплощать задуманный замысел

Развитие воображения

Март

Техника проступания

«Зеленая елочка»

Совершенствовать умение работать в данной технике

Учить воплощать задуманный замысел

Март

«Лебеди»

Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию

Совершенствовать технические приемы рисования карандашом

Март

Тайнопись «Снежинки»

Упражнять детей в рисовании восковыми мелками

Развитие воображения

Апрель

«Животные жарких стран»

Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом

Апрель

Рисование пальчиками

«Красивые бабочки»

Совершенствовать умение работать в данной технике

Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки

Развивать творческое воображение

Апрель

«Рыбки в аквариуме»

Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку

Учить воплощать задуманный замысел

Апрель

«Домашние птицы»

Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами

Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета

Май

Рисование пальчиками

«Смешные рожицы»

Совершенствовать умение работать в данной технике

Развивать воображение

Май

Точечное рисование

«Мимозы маме к празднику

Упражнять детей в рисовании красками, испозуя ватные палочки

Развивать чувство ритма, цвета

Май

«Ноготки»

Развивать у детей умение создавать композицию из цветов

Развивать чувство ритма, цвета

Совершенствовать технические приемы рисования кистью

Май

Рисование пальчиками

«Шмели над лугом»

Закреплять знания детей о полезных насекомых

Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти

Май

«Яблоневая ветка в цвету»

Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти

Совершенствовать композиционные умения

1.5. Формы подведения итогов реализации программы

1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.

В программе «Разноцветные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Критерии и показатели овладения детьми нетрадиционных техник рисования, определяющих степень развитости во‬о‬бражения у дошкольников‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

Ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; увлеченно и самостоятельно занимается творчеством; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытие своих возможностей.

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (далее НТР). Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл

Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, мотивируя боязнь неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Художественными материалами владеет недостаточно смело.

Низкий уровень

0 баллов

Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник. НТР использует только под руководством педагога.

Не умеет пользоваться изобразительными материалами, рисунок схематичен.

                                            Диагностика

        Рисование

        

п/п

Ф.И.О.

ребенка

Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

Предметноеребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов

Сюжетноеребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

Декоративноеребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

Итоговый показатель по каждому ребёнку

Ноябрь

май

Ноябрь

Май

Ноябрь

май

Ноябрь

май

Ноябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Методическое обеспечение  дополнительной общеразвивающей программы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  • столы;
  • стулья
  • мольберты
  • магнитофон;
  • диски с музыкой (детский репертуар)

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж,  валяние шерстью,  рисования шерстенными нитками.

Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий методами работы с нетрадиционной техникой рисования.

2.2. Список литературы

Методическая литература

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.

 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

Список рекомендуемой литературы родителям

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

Список рекомендуемой литературы для детей:

1. Школа рисования для малышей. - М.; РОСМЭН, 2005.

2. Куцакова Л.В. Мама, я умею рисовать. – М.; Мой мир, 2008.

3. Никологорская О. Волшебные краски. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.

Приложение 1

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками.

В процессе творчестваможно развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.

Рисование  пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск  поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.